для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

И. Глинка написал для симфонического оркестра.

Поэтому этот вальс скорее всего, для симфонического оркестра.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Домашняя работа по музыке любое симфоническое произведение?

Домашняя работа по музыке любое симфоническое произведение.

Подскажите пожалуйста побыстрей очень нужно.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Музыкальное произведение вокальной музыки Баллад и Концерт?

Музыкальное произведение вокальной музыки Баллад и Концерт?

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

По произведению Глинка «Вальс фантазия» составьте музыкальный образ?

По произведению Глинка «Вальс фантазия» составьте музыкальный образ.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Помогите, очень нужно) Буду очень благодарна?

Помогите, очень нужно) Буду очень благодарна.

«Вальс Фантазия» Почему в вальсе звучит несколько мелодий?

Как они взаимодействуют друг с другом?

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

1. Что такое балет?

Чем он отличается от оперы?

2. Какую роль в балете выполняют танец и пантомима?

3. Какое значение в балете имеет звучание симфонического оркестра?

4. Как называются отдельные номера оперы?

5. Как в 4 только балета.

6. Как называется медленный лиричиский танец главных героев?

7. Назовите основные типы танца в балетном спектакле.

8. Кто является режиссером балетного спектакля и какую роль он выполняет?

9. Какова роль дирижера в балетном спектакле?

10. Чем отличается современной балет от классического?

11. Какие композиторы писали в жанре балета?

Назовите эти произведения.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Чайковского, «Золушка» С.

Прокофьева, вальсам Ф.

— ближе по настроению эта музыка?

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

В каких операх и балетах представлены сцены бала?

В каких операх и балетах представлены сцены бала.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Мои впечатления о вальсе фонтазии помогите в понедельник сдавать?

Мои впечатления о вальсе фонтазии помогите в понедельник сдавать.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Мои впечатления о вальсе фонтазии?

Мои впечатления о вальсе фонтазии.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

1)исполнение Эдит Пиаф запомнилось мне ее особенной подачей песен и невероятной силой. Возможно, не зная Французского языка, мы можем понять смысл благодаря правильной и выразительной подаче муз произведения. 2) Эдит Пиаф затрагивает каждую частичк..

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Как то так. Выберешь от сюда что нибудь.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Балет вроди танец в котором танцуют женщины.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Источник

Презентация по музыке на тему «Вальс-фантазия» М.И.Глинки

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Вальс-фантазия» М.И.Глинка Портрет в музыке и в живописи

Мечта. В волшебной сени Мне милую яви, Мой свет, мой добрый гений Предмет моей любви А.С.Пушкин Портрет – это жанр изобразительного искусства, а может ли музыка нарисовать портрет? Два произведения М.Глинки – романс «Я помню чудное мгновение» и «Вальс-фантазия» автобиографичны: они показывают жизненные события, происходившие непосредственно с автором.

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами : «Все искусства, а следовательно музыка требуют: 1) Чувства – это получается от вдохновения свыше. 2) Формы. Forme значит красота, т.е. соразмерность частей для составления стройного целого. Чувство и форма – это душа и тело. Первое дар высшей благодати, второе приобретается трудом.

Картинная галлерея От красок шумно и светло, Картины воздух обступили. Я музыку сюда бы ввел, Чтобы они заговорили. С.Тюрин.

Боровиковский. Портрет княжны М.Лопухиной

П.Соколов. Портрет Ю.Соколовой

П.Соколов. Портрет княжны Голицыной

И.Орлов. Портрет неизвестной в кружевном платке

Вопросы? Рассмотри портреты современниц А.Пушкина и М.Глинки. Какой из них тебе больше понравился и почему? Какие черты своих героинь подчеркнули художники?

Вальс-фантазия М.Глинки Эта музыка была написана под влиянием сильного и глубокого чувства к Анне Ермолаевне Керн. Композитор написал этот вальс для фортепиано, но он стал так популярен, что появились три оркестровых варианта этого сочинения, принадлежащих самому Глинке.

Вопросы Почему Глинка дал своему произведению такое название «Вальс-фантазия»? Для какой обстановки больше всего подходит этот вальс: для бала, балета или симфонического концерта? Это просто вальс или в музыке слышится нечто большее?

Какой из представленных портретов, по-твоему, больше всего соответствует романсу и вальсу М.Глинки? Можно ли романс и вальс М.Глинки назвать музыкальными портретами?

К какому из вальсов ближе эта музыка: Вальс из балета С.Прокофьева «Золушка»? Вальс из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»? Вальсы Ф.Шопена? Ближе по настроению?

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Номер материала: ДБ-1056767

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Глинка. Вальс-фантазия

для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Смотреть картинку для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Картинка про для какой обстановки больше подходит вальс фантазия. Фото для какой обстановки больше подходит вальс фантазия

Михаил Иванович Глинка. Вальс-фантазия

«Вальс-фантазия» занимает особое место в творчестве Глинки. Это одно из самых романтических сочинений композитора. Он был написан в 1839 году для фортепиано; позднее композитор делал оркестровые редакции, последняя осуществлена в 1856 году.

История создания «Вальса-фантазии» весьма симптоматична: молодой Михаил Иванович Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой Александр Сергеевич Пушкин посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И, как будто следуя по стопам великого поэта, Глинка создал собственное «чудное мгновенье», «Вальс-фантазию».

Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах.

На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского, на балу Онегин вновь встретил Татьяну, и на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского, Анны Карениной и Вронского.

Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма.

В основной теме вальса борются два начала, две возможности. Первая – возможность утраты, связанная с минором, ниспадающим характером мелодии, её надломленной меланхолией. Вторая возможность – явная полётность, воздушность, изысканность мелодического рисунка, которая ассоциируется с образом сильфиды, нездешнего сказочного существа, обещающего неземное блаженство. Музыка «Вальса-фантазии» как бы колеблется между полюсом надежды и полюсом печали. Порой она скользит и порхает, поражая изяществом пируэтов и ажурностью линий. Иногда же она словно вздыбливается, сжимается и становится похожа на страдальческую, исполненную тоски музыку Чайковского, как будто предвещая её боль и меланхолию. И тема печали побеждает, грозный вихрь уносит музыку «Вальса-фантазии», оставляя надежды несбывшимися и сердце разбитым. Парадоксальным образом, сама хрупкость, ломкость, неземная утончённость «сильфиды» должна была пасть под натиском судьбы: любовь столь прекрасная, столь далёкая от всего земного, могла лишь нанести сердечную рану, но расцвести она не могла.

И верно, была ли в русском искусстве счастливая любовь? Хрупкие и прекрасные тургеневские девушки уходили в монастырь или хоронили своих любимых, герои Достоевского горели роковой страстью лишь себе и другим на горе, и милые чеховские интеллигенты тщетно боролись с повседневной рутиной, что не давала им любить. Да и самому Пушкину его любовь принесла гибель, а Глинке – глубокое разочарование. И не был ли «Вальс-фантазия» предчувствием и одновременно приговором сердечным порывам русского человека, чувства которого были слишком нежны, а мечтания восторженны, чтобы стать явью? Удивительно, но в музыке, написанной в пушкинский век, уже звучит чеховская ностальгия и будто мелькают хрупкие силуэты Борисова-Мусатова.

Глинка не снабдил свои симфонические пьесы словесными программами. Воображение слушателя вольно по-своему толковать содержание музыки. Но подобно тому, как в «Камаринской» и «Арагонской хоте» нам видятся картины народной жизни, так и в «Вальсе-фантазии» мы легко угадываем повествование о драме женской души.

Это впечатление укрепляется от более полного знакомства с замыслом самого композитора: «…никакого расчёта на виртуозность (кою решительно не терплю), ни на огромные массы оркестра». Так писал Глинка в одном из своих писем. Слова его относились собственно к инструментовке, несравненным мастером которой он был. И здесь это мастерство проявилось во всём блеске.

Преобладание струнной группы придаёт всему симфоническому произведению лёгкость, полётность, прозрачность, неповторимое очарование мечты. Впервые в русской музыке на основе бытового танца возникло развёрнутое симфоническое произведение, отражающее многообразные оттенки душевных переживаний.

После краткого бравурного вступления, как будто предназначенного для введения в атмосферу блестящего бала, неожиданным контрастом звучит основная тема. Она лирична, женственна, грациозна. Интонируют её скрипки, им отвечают флейты и кларнеты. Аккомпанемент лёгок и прозрачен (струнные).

С основной вальсовой темой ярко контрастируют разнообразные по содержанию эпизоды, то светлые и грандиозные, то взволнованно-драматические. Все они следуют одна за другой в безостановочном движении. Здесь господствует та же стихия танцевальности, что и в балетных сценах из опер Глинки. Перед глазами будто возникают гибкие порхающие, кружащиеся фигуры. Однако главная цель композитора заключалась вовсе не в создании какой бы то ни было внешней картины. Пёстрые, мелькающие образы скорее лишь фон для внутреннего, лирического действия.

В центре внимания неизменно остаётся первая тема. Это как бы главный персонаж пьесы. Она звучит в начале и в конце «Вальса-фантазии», появляется и в среднем, наиболее пёстром разделе. Её возвращения придают целому сходство с формой рондо.

Главная тема находится в состоянии непрерывного развития. Печальная и задумчивая в начале, она неоднократно драматизируется. Внутри неё появляются активные, волевые интонации, восходящие секвенции. Дважды она звучит неистово, с отчаянием, трагично в мощном fortissimo оркестра.

Вот самый впечатляющий из таких эпизодов. Огромное нагнетание достигается секвенционным проведением одного короткого мотива, вычленённого из мелодического потока (приём драматизации материала, типичный для классического симфонизма, в частности, для Бетховена; впоследствии этот приём найдёт широкое применение у Чайковского).

Ещё одна вспышка произойдёт в конце вальса перед наступлением коды. В самой же коде отголоски темы, перемежаясь с кадансирующими аккордами в вальсовом ритме, звучат печально и покорно. В последний раз слышится в замедленном движении начальный зов темы. Он обрывается бравурными аккордами заключения, перекликающимися со вступлением.

В «Вальсе-фантазии», как и в балетных сценах своих опер, Глинка показал высокий образец подлинной симфонизации танца. Эту традицию также продолжили и развили русские композиторы.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Урок музыки по теме: «Искусство и фантазия» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Технологическая карта урока

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема: Искусство и фантазия

Цели деятельности учителя: раскрыть значение понятий «реальность и фантазия»; показать, как в искусстве, музыке сочетаются эти два начала; помочь находить и определять реальные и фантазийные образы в музыкальных произведениях через произведения изобразительного и литературного искусства.

Планируемые результаты образования:

Предметные результаты изучения музыки предполагают: осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки; применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры; расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.

познавательные УУД – использование различных источников информации; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

коммуникативные УУД – наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

регулятивные УУД – анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых коррективов для достижения запланированных результатов; определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов ее успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях.

Личностные : наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление. Творческое воображение; приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности; сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Характеристика деятельности учащихся : воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания; наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке; рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

Музыкальный материал урока:

М. Глинка. Вальс-фантазия. Фрагмент (слушание).

И. Брамс «Симфония №3» (слушание).

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Школьный корабль (разучивание).

Э.Колмановский, стихи С.Богословского. Красивая мама (исполнение).

Портреты композиторов: М. Глинки, И.Брамса.

Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться «Доброе утро».

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

Приветствует обучающихся. Создаёт положительную мотивацию.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на работу.

«Руслан и Людмила» Н.А. Римский-Корсаков

« Снегурочка» Н.А. Римский-Корсаков

«Орфей и Эвридика» М.И. Глинка

«Садко» Н.А. Римский-Корсаков

Сценарий для оперы или балета

Вид искусства, в котором выразительными средствами являются пластические движения человеческого тела в сопровождении музыки

4. Руководитель симфонического оркестра называется:

Фронтальный опрос. Актуализация знаний.

Выходят по одному человеку к доске и соединяют «стрелочкой» название оперы и имя композитора.

Устные ответы учащихся.

Введение в тему урока.

Мы продолжаем знакомиться с жанровым и стилевым многообразием музыкального творчества отечественных и зарубежных композиторов.

Сегодня нам предстоит разобраться в понятиях «искусство и фантазия», «реальность и фантазия», «реальность и творческое воображение», в том, как они переплетаются, сочетаются, как влияют на музыкальный мир произведений композитора.

— Как вы считаете, можно ли по внешним чертам человека узнать о состоянии его души?

— Что таится в содержании внутреннего мира человеческой жизни?

— Согласны ли вы с мнением, что «музыкальные произведения в какой-то мере похожи на людей»? Докажите свою точку зрения.

Слушая музыкальное произведение, мы обязательно проникаемся теми чувствами, тем духовным миром, реальными музыкальными звуками, интонацией, которые испытывает композитор. Причем, каждый слушатель, безусловно, по-своему, представит, нафантазирует, вообразит тот внутренний смысл и мир музыки, ее автора, который воспримет через созданный внешний музыкальный образ.

Источник

Урок-исследование «Вальс-фантазия» – «душевная драма» или «лирическая поэма»?

“Вальс-фантазия” кладёт начало самостоятельной ветви русской музыки –
не монументально-эпической, а психологически углублённой, “личной”, “интимной”.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

1. Слово учителя.
2. Вопросы и ответы по теме “Камаринская” (этот раздел в разработке опускается).
3. Прослушивание “Вальса-фантазии”.
4. Вопросы по теме “Вальс-фантазия”.

Преподаватель: Мы познакомимся сегодня с уникальным произведением М.И. Глинки. Называется оно очень просто: “Вальс-фантазия”. Это настоящая жемчужина русской музыкальной классики. Давайте обратим внимание на название урока. (На доске). Предлагаю вам две точки зрения на это произведение. Музыковед А.Н. Сохор сравнил “Вальс-фантазию” с лирической поэмой, автор учебника по музыкальной литературе О.В. Рыбина характеризует его как душевную драму. Давайте разберёмся, какое же свойство музыки – лиризм или драматизм скрывается в этом произведении?

Преподаватель: (После прослушивания.) Вы знаете, что случайных произведений в творчестве композиторов не бывает, всему есть своё объяснение. Давайте поразмышляем: почему Глинка обратился в своём творчестве именно к вальсу?

Ученик: Вальс был одним из популярных бытовых танцев в Европе. Большой любовью он пользовался и в России…

Преподаватель: “где его ценили за плавность, мягкость, “полётность”, за то, что он позволял выразить задушевное и в то же время возвышенное лирическое чувство” (А.Н. Сохор). Первый вариант этого сочинения был написан для фортепиано, через три года после премьеры “Ивана Сусанина”…

Ученик: в 1839 году.

Преподаватель: Позднее композитор сделал две оркестровые редакции: через три года после того, как была поставлена опера “Руслан и Людмила”…

Ученик: в 1845 году.

Преподаватель: и последний, наиболее совершенный вариант – за год до смерти…

Ученик: в 1856 году

Преподаватель: он создал новую оркестровую редакцию, в которой это произведение и исполняется ныне. Вальс негласно посвящён Екатерине Ермолаевне Керн, дочери Анны Петровны Керн, воспетой Пушкиным (“Я помню чудное мгновенье”). Поэтическое увлечение юной девушкой было одним из самых глубоких жизненных впечатлений Глинки. В какой-то мере “Вальс-фантазия” явился “страницей из дневника” композитора. Как вы думаете, можно ли назвать “Вальс-фантазию” бытовым танцем, или произведение имеет более глубокое содержание?

Ученик: Бытовой – это танец, который звучит везде: в школе, дома, на улице. Это произведение предназначено для слушания. Повторяющаяся тема заключает в себе более сложный характер.

Преподаватель: Если одна и та же тема повторяется много раз, чередуясь с контрастными эпизодами, то такая музыкальная форма называется…

Ученик: рондо, так как есть рефрен и эпизоды.

Преподаватель: Правильно. (Далее все темы преподаватель наигрывает по нотной хрестоматии.) Охарактеризуйте настроение основной темы вальса (рефрена).

Ученик: Тема проникнута задумчивым, мечтательным, задушевным настроением, она лирична, песенна.

Преподаватель: Есть ли близкие аналогии того же лирического плана в жанре вальса?

Ученик: Да, у современников Глинки – Шуберта (Вальс си минор), Шопена (Вальс до диез минор).

Преподаватель: И это не случайно. Ритм вальса, рисующий образы “воздушного” движения, парения, полёта, глубоко вошёл в музыкальный строй композиторов-романтиков. Давайте вспомним, какими чертами обладает лирический герой-романтик. (Это мы проходили при изучении тем: “Неоконченная симфония”, “Песни” Ф. Шуберта).

1. Скромный, благородный человек, каким был сам композитор. Глубоко и тонко чувствующий окружающий мир.
2. Он несчастен и одинок.
3. Любит природу, восхищён её красотой.

Преподаватель: Лирический герой Глинки обладает теми же чертами?

Ученик: Не совсем. Здесь нет картин природы.

Преподаватель: Совершенно верно. Зато танцевальный характер музыки наталкивает на мысль: может быть, это сцена бала?

Ученик: Светлые, изящные эпизоды напоминают бальные танцы. А вот главная тема вальса звучит взволнованно, трепетно. К концу произведения волнение всё более усиливается.

Преподаватель: Какие средства выразительности придают взволнованность и тревожность теме вальса?

Ученик: Эта лирическая тема написана в минорном ладу (си минор). Она и песенна, и танцевальна…

Преподаватель: Минорный лад, нисходящая тритоновая интонация звучат печально, безнадёжно. Это характерная деталь для русских бытовых романсов “обострённо-психологического характера” (А.Н. Сохор). Гармонически незавершённая тема (далее анализируем по нотным хрестоматиям) – остановка первого предложения на субдоминантовой гармонии, второго – на доминантовой – усиливает это настроение. Незавершённость, вопросительность окончания ведут тему к поиску устойчивости, успокоения. Наступает ли оно?

Ученик: Более светлые эпизоды передают другое психологическое состояние – временное успокоение душевных переживаний лирического героя. Они звучат радостно, волнующе.

Преподаватель: Отметим изящество ре-мажорного эпизода (7 тактов), полётность соль-мажорной темы (8 тактов). А как звучит рефрен? Каждый раз одинаково?

Ученик: Нет, рефрен звучит всё более тревожно и беспокойно, усиливая волнение человека. В конце произведения эта лирическая тема звучит напряжённо,

Преподаватель: неистово, отчаянно, как глубокое страдание, то есть драматично. Давайте вместе подумаем: почему композитор избрал форму рондо?

Ученик: Если представить, что это сцена бала, во время которой лирический герой испытывает душевные переживания (тема рефрена), пытаясь забыть их в вихре танца (эпизоды), то форма рондо очень подходит для выражения содержания.

Преподаватель: Тема рефрена становится господствующей мыслью произведения,

Она проходит сложный путь развития. Какой?

Ученик: Появляясь после каждого эпизода, рефрен звучит более тревожно, как будто

Преподаватель: Настроение темы рефрена изменяется от трепетного, интимного, тёплого (наигрываю) до ощущения взволнованного порыва, отчаяния, может быть, даже страдания (исполняю итоговую репризу), то есть до глубокого психологического состояния. Таким образом, изменения в рефрене связаны с раскрытием меняющегося состояния человека, объединяя произведение единым замыслом, единым “сюжетным стержнем”.
Как вы думаете, преодолены ли душевные сомнения лирического героя?

Ученик: Нет, не преодолены.

Преподаватель: (указывая на тему урока – на доске) Какой мы можем сделать вывод?

Ученик: “Вальс-фантазия” – “душевная драма”…

Ученик: в которой раскрывается внутренний мир человека, его душевные переживания, их развитие.

Преподаватель: Все эти качества указывают на то, что “Вальс-фантазия” – произведение психологического содержания. А теперь давайте вернёмся к теме урока и ответим на второй вопрос. Можно ли назвать это произведение “лирической поэмой”?

Ученик: Да, музыкальные темы “Вальса-фантазии” лиричны.

Преподаватель: В их звучании можно уловить различные оттенки лирики: светлые, мечтательные, взволнованные. Музыковед А.Н. Сохор назвал его “зерном, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка”.
Это произведение ознаменовало рождение русского лирического симфонизма, а Глинкинские традиции продолжили Чайковский, Глазунов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *