для какой школы более характерен вариант бинарного урока
Статья «Бинарный урок в системе современного образования»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
в системе современного образования
При конструировании современного урока все чаще используются различные формы и методы организации обучения. Потому современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только педагога, но и учащихся.
Одним из направлений в достижении этой задачи может являться проведение бинарных уроков.
Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов- предметников. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.
Бинарный урок позволяет выявить связь различных предметов, делает обучение целостным и системным. Проведение бинарных уроков требует от педагогов особенной тщательной подготовки. Таки уроки могут быть успешными только при условии слаженной творческой работы обоих учителей.
Что может дать бинарный урок? Естественно качество закрепления изученного материала, лучшую усвояемость учебных элементов, повышение интереса к предметам и многое другое, что зависит от непосредственно поставленных целей конкретного занятия. Таким образом, бинарная технология урока позволяет перенести теорию в практику, а формирование умений и навыков поднять на уровень осмысленной, учебной деятельности. При этом достигается единый подход к рассмотрению возникающих проблем и единства требований к учащимся в процессе их учебной деятельности.
Под влиянием интереса, активнее протекает восприятие учебного материала, острее становится наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Бинарный урок воспитывает у учащихся умение пользоваться теоретическими знаниями в разнообразных вариантах, в нестандартных ситуациях.
Бинарные уроки, без сомнения, оживляют образовательный процесс, развивают познавательный интерес школьников, способствуют развитию личности ребенка, дают возможность повысить мотивацию обучения.
Какова же последовательность подготовки проведения бинарных уроков? Прежде всего, это анализ фактического материала, который может служить темой бинарного урока.
Затем необходимо рассмотреть, в какой степени этот материал поможет нам повысить мотивацию деятельности студентов.
Важным этапом подготовки бинарного урока является совместное, тщательное планирование. Урок делится на дополняющие друг друга части, при этом необходимо избегать дублирования. Выдвигается проблема исследования, группа делится на творческие группы по интересам, которые занимаются поиском информации, фактов и аргументов, необходимых для проведения исследования и оформлением результатов.
Обычно бинарные уроки проводятся на этапе творческого применения изученного материала, на таких уроках решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы на основе межкультурного взаимодействия. Результаты исследования представляются в виде диаграмм, таблиц, газет, видеофильмов, имеющих практическую ценность, которые, в дальнейшем, можно использовать в качестве дидактического материала.
Цель бинарного урока – создать условия мотивированного практического применения знаний, навыков и умений, дать ребятам возможность увидеть результаты своего труда и получить от него радость и удовлетворение.
Бинарные уроки требуют большой подготовки, как педагога, так и учеников, поэтому их невозможно проводить часто. Но такой урок, проведённый не ради внешнего эффекта, а для систематизации знаний, формирования убеждения в связности предметов и целостности мира, является важным этапом в формировании мировоззрения учащихся, развитии его мышления.
Как одна из форм проекта, бинарные уроки:
служат средством повышения мотивации изучения предмета, например, так как создают условия для практического применения знаний;
развивают у учащихся навыки самообразования, так как большую часть подготовки к уроку они осуществляют самостоятельно и во внеурочное время;
развивают аналитические способности и изобретательность;
обладают огромным воспитательным потенциалом;
на бинарных уроках происходит перенос умения в новые области, не изучавшиеся ранее, что помогает учащимся принимать решения в творческих ситуациях, то есть знания формируются на IV уровне.
Что дает бинарное обучение?
1.Повышение качества профессиональных знаний и формирование профессиональных умений, навыков.
Это объясняется тем, что процесс усвоения и формирования не имеют временного разрыва. Практические действия непосредственно вплетаются в мыслительную познавательную деятельность и облегчают запоминание полученной информации. Кроме того, усвоение новых знаний как бы переходит несколько ступеней, каждая из которых является качественно новой и более высокой в отношении пройденных. Мыслительный процесс (запоминание) сменяется созерцанием наглядных средств, затем переход к предметам деятельности и практическим действиям. Знания становятся прочными, хорошо осознанными.
Существенной особенностью бинарного обучения является то, что оно постоянно снижает напряжение мыслительной и практической деятельности учащихся (умственная и практическая деятельности рационально чередуются, и спада работоспособности не происходит).
2. Повышение познавательной и практической активности.
Активность – сознательно проявляемая потребность для достижения определенной цели. Самостоятельность – способность без внешней помощи осуществлять определенные действия значительно лучше, так как уменьшается число принуждающих действий, увеличивается число случаев, когда учащиеся «докапываются» до сущности изучаемого материала, осознают, что та информация, которая в данный момент им предложена, должна быть использована в практическом действии. Недостаточное усвоение материала приводит к затруднениям, которые в практическом действии сразу обнаруживаются.
Повышается готовность воспроизводить усвоенные знания, продемонстрировать способы и приемы деятельности. Такая готовность базируется на прочности знаний. Нескованное оперирование терминами, понятиями, объяснение зависимостей, причин, правил и т.д.
При проверке знаний учащиеся во время урока свободно объясняют пройденный материал, испытывают меньше затруднений, если они возникают, то обращаются к практическим действиям и преодолевают трудности. Любая трудность осмысливается с двух позиций: с точки зрения того, что они знают и с точки зрения, что они умеют. Именно это и повышает самостоятельность.
3. Снижение числа случаев механического заучивания материалы.
Ясно, что при механическом заучивании, не разобравшись в сущности материала – самостоятельность в познавательном смысле низка. При бинарном уроке – необходимость заучивания отпадает, теоретическое положение переносится в область практического действия, поэтому учебная информация становится доступной, понятной для учащихся.
Формы проведения бинарных уроков:
урок-диспут,
Общая структура таких уроков включает:
заключение — подведения итогов, оценка работы учащихся, определение домашнего задания.
Основная часть урока более вариативна сравнительно с вступлением и заключением. Это обусловливается многими факторами, а именно:
ход рассуждения может быть дедуктивным или индуктивным, не последнюю роль играет индивидуальность учителя.
Эффективность бинарных уроков
Во-первых – соединяются педагогические усилия двух педагогов, что позволяет на высоком уровне вести профессиональнее обучение, т.к. достоинства одного дополняются достоинствами другого. Имеющиеся недостатки в деятельности одного, компенсируются достоинствами другого.
Во-вторых – объединение усилий двух педагогов способствует усилению управления процессом познавательной и практической деятельности (особенно когда большая наполняемость группы). При бинарном обучении кооперированного характера педагоги располагают временем, необходимым для изучения результатов своей деятельности в прошедшем шаге, т.к. смена ведущей роли в ходе занятия одного педагога другим, смена познавательных учебных шагов благоприятствует тому, чтобы педагог мог увидеть практические результаты своих действий.
В-третьих – усиление индивидуальности обучения. Регулярная смена учебных шагов позволяет выявить тех учащихся, которые нуждаются в особом внимании.
В-четвертых – облегчается изучение базисных (сложных) тем. Эти уроки имеют большое значение в плане повышения квалификации самих педагогов, их профессиональной направленности.
При бинарном обучении обеспечивается комплексное сочетание разнообразных методов обучения: диалогический, целевой ориентации, мотивационно-побудительные, коммуникативные, контроля, анализа, совершенствования.
Требования к бинарным урокам:
Психологическая совместимость преподавателей, работающих на всех ступенях обучения.
Четкое определение темы, заданий, требующих реализации межпредметных связей, восполнения пробелов учебных программ. Наличие сценария занятия, предусматривающего роль каждого учителя. Четкая постановка задач перед каждой группой учащихся.
Наличие единого методического пространства, тематического планирования.
Высокий профессионализм учителя (учителей) и работа учащихся на высоком уровне мыслительной деятельности.
Наличие опытно-экспериментальной работы, требующей обобщения, осмысления знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения знаний, способствующих формированию убеждений и мировоззрения; развитию практических умений и навыков.
Методика бинарного урока
Наряду с традиционными методами реализации взаимосвязи теории с практикой (решение задач с производственным содержанием, применение межпредметных комплексных заданий, системы письменного инструктирования учащихся и др.) полноправное место при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональных учебных заведениях занимает бинарная модель обучения: взаимодействие двух педагогов – преподавателя с преподавателем (как правило, общеобразовательных предметов) или преподавателя с мастером производственного обучения.
На бинарном занятии реализуются многие принципы обучения, но приоритетными являются следующие:
– профессиональная направленность, когда содержание учебного материала имеет профессиональную направленность на основе взаимосвязи изучаемых вопросов (например, физики и электротехники, материаловедения и специальной технологии и производственного обучения и других сочетаний);
– политехнизм, когда учащиеся ориентируются на применение тех или иных знаний по тем или иным предметам в производственной деятельности;
– взаимосвязь теории с практикой, общеобразовательного с профессиональным обучением.
Методика бинарного занятия отличается от методики традиционного тем, что преподаватель и мастер одновременно ведут урок по какой-либо завершающей теме. Подробно остановлюсь на этом варианте, так как именно такие уроки мной и мастером проводились неоднократно.
Педагогическая сущность урока – совмещение изучения взаимосвязанного материала специального предмета (специальной технологии) и производственного обучения.
В бинарной структуре занятия органически сочетаются личности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, их взаимодействие друг с другом и взаимообусловленная деятельность преподавания и учения.
При проведении бинарного занятия достигаются следующие основные цели:
Сочетание обучающей деятельности преподавателя и мастера при проведении бинарного урока
Деятельность преподавателя
Деятельность мастера
Целевая установка учащихся на урок
Контроль качества восприятия теоретического материала урока и показанных мастером трудовых приемов
Проведение заключительного инструктажа
Продолжительность такого урока 270 минут без учета времени на перемены. Наиболее эффективно проводить бинарный урок при завершении темы, как обобщающий, закрепляющий урок. При совместной работе педагоги наглядно видят пробелы в знаниях учащихся.
Опыт показывает, что такие уроки способствуют более глубокому и качественному усвоению учебного материала по сравнению с традиционными формами. Бинарные уроки помогают учащимся по-новому взглянуть на теоретическую подготовку и осознать, что их изучение необходимо для лучшего овладению профессией, поскольку учащимся предоставляется возможность увидеть, как теоретические знания применяются на практике. Такие уроки отличаются наглядностью при обобщении изученной темы.
Рассмотрим пример бинарного урока.
ПЛАН БИНАРНОГО УРОКА
Предмет: Технология столярных и плотничных работ и производственное обучение
Профессия: Мастер столяро-плотничных и паркетных работ
Тема урока: “Стекольные работы”
Цели урока: 1. Повторить и обобщить знания учащихся по теме “Стекольные работы”, ориентировать учащихся на применение теоретических знаний при выполнении практических работ.
Наглядные пособия: плакаты “Крепление стекол в оконных переплетах”, инструкционно- технологическая карта на стекольные работы, набор инструментов стекольщика, материалы – стекло, мел, олифа, раскладки, гвозди.
Приветствие учащихся, проверка готовности бригад, целевая установка на урок.
1.1. Устный блиц-опрос с чередованием бригад
— Какое бывает остекление?
— Какое стекло применяется для остекления окон, его марка и толщина?
— Способы хранения и перевозки стекла
— Элементы для крепления стекла
— Материалы для приготовления замазок
— Какое соотношение частей при приготовлении замазок?
— Технология приготовления замазки
2.1. Двое учащихся (по одному от каждой бригады) делают меловую замазку под руководством мастера.
Инструктаж по технике безопасности проводит мастер.
Продолжение устного блиц-опроса:
— Инструменты для резки стекла, виды стеклорезов
— Как приготовить стекло к резке?
Практическая работа № 2 “Резка стекла”.
2.2. Воспроизведение учащимися освоенных приемов резки стекла. По одному учащемуся от бригады производят резку стекла с пояснением технологической последовательности.
(Мастер проводит инструктаж по технике безопасности и контролирует правильность выполнения работы)
— Какие инструменты необходимы для остекления?
1.2. Рассказ по плакатам по одному учащемуся от бригады:
— Устройство клееных стеклопакетов
— Установка и крепление стекол в оконных переплетах
1.3. Работа с тестами “Стекольные работы” (5 минут)
— Обобщение знаний по спецтехнологии, необходимых для практической работы.
— Разбор технологической карты на стекольные работы
Мастер п/о: организация рабочего места и техники безопасности при остеклении, инструменты для работы.
Практическая работа № 3 “Остекление”.
Каждая бригада выполняет остекление оконной рамы на замазке с креплением раскладками.
Бинарный урок организация преемственности между начальной и основной ступенью образования с помощью бинарных уроков
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Организация преемственности между начальной и основной ступенью образования с помощью бинарных уроков
На этапе разработки и проведения бинарных уроков в 4-ом классе учителя основной школы и педагоги начальной школы могут почувствовать себя командой единомышленников, уточнить и скорректировать свои позиции по детальным вопросам: правила ведения и проверки тетрадей, требования к устным ответам и оформлению письменных заданий и т.п. Учителя начальной школы будут выступать в качестве консультантов в процессе освоения технологий педагогами основной школы, а педагоги основной школы ― консультантами в нюансах своего предмета.
Одновременно ученики 4-го класса смогут познакомиться со своим будущим учителем-предметником, что сделает их переход на новую ступень более подготовленным и психологически комфортным.
При подготовке бинарных уроков следует пользоваться таблицами требований (предметных результатов) по тому или иному предмету. С одной стороны, знание предметных требований в 4-м классе позволит учителю основной школы предъявить адекватные требования к учащимся, с другой стороны ― поможет научиться пользоваться такими таблицами и в дальнейшем применять их в работе по своему предмету в основной школе.
Рассмотрим три варианта проведения бинарных уроков учителями начальной и основной школы:
Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы предоставляет информацию о классе, темы, даёт отдельные советы.
Преимущества данного варианта.
Урок просто готовить и проводить ―привычная для учителей ситуация, не тратится много времени.
Учащиеся знакомятся с будущим учителем «в чистом виде» ― без адаптации к их возрасту, привычкам и т.п., т.е. имеет место имитация обычного перехода в основную школу.
Но имеются и недостатки.
Учащиеся и учитель по ходу урока неоднократно испытывают шок от недопонимания друг друга, от осознания неуспешности происходящего.
Сотрудничество и взаимопонимание учителя начальной и учителя основной школы не устанавливается (может быть, даже наоборот ―формируется недовольство друг другом).
2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы.
В целом устанавливается сотрудничество и взаимопонимание в процессе подготовки конспекта ― учителя лучше узнают друг друга и специфику работы каждого.
Учитель основной школы заранее узнает о тех приёмах, которые не сработают в данном классе, в данном возрасте, а значит, и сам урок проходит более гладко.
Для учащихся доля новизны на уроке становится умеренной ― знакомство с будущим учителем проходит в более комфортных условиях, чем при первом варианте.
Готовить урок сложнее, чем в первом варианте — тратится больше времени на согласование позиций, часто возникают споры (но всё это преимущественно на стадии подготовки конспекта ― до урока, а не после).
Проблемы недопонимания учителя и учащихся по ходу урока (незапланированные в конспекте) всё равно будут возникать, а решать их учителю основной школы придётся уже без помощи учителя начальной школы.
Сотрудничество и взаимопонимание учителей устанавливается не полностью: готовились вместе, а завершает общее дело только один. При анализе неудач у каждого возникает соблазн считать их причинами не свою деятельность, а действия партнёра.
3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока.
Сотрудничество учителей основной и начальной школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют, т.е. отвечают за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба).
Все возникающие по ходу урока шероховатости, недопонимание между учащимися и учителем основной школы разрешаются за счёт постоянной помощи учителя начальных классов — соведущего урока (для этого учителям необходимо заранее договориться не стесняться публично обращаться друг к другу за помощью в разных ситуациях: например, «Подскажите, как нам сейчас поступить…»).
Для учащихся (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приёмов и стиля общения нового педагога. Знакомство с будущим педагогом проходит в адаптированном режиме, вместо тревожности формируется установка: «в 5-м классе будет хорошо, привычно, не страшно».
Готовить и проводить урок сложно, так как ситуация совершенно непривычная, времени и душевных сил на подготовку и поиск взаимопонимания тратится очень много.
Если учитель основной школы в начале 5-го класса не использует накопленный опыт для адаптации своих привычек, приёмов, стиля работы к данным ученикам, то они испытают дополнительный шок при переходе в основную школу: «Когда он приходил к нам в 4-м классе, он вёл себя иначе…»
Продуктивным является вариант, когда анализ урока проводится в два этапа:
1) Совместный с учениками анализ-рефлексия по заранее заготовленному простому набору вопросов, например: «Что вам показалось необычным? Что интересным? Что могло показаться трудным? Поднимите руки, кто сегодня работал как на обычном уроке. А кто сегодня работал не так, как обычно? Можете объяснить, что изменилось в вашей работе?» и т.п.
2) Обычный анализ урока учителями.
Положительные результаты проведения бинарных уроков.
Психологическая комфортность обучающихся. Дети остаются в абсолютном выигрыше, им хочется показать себя с лучшей стороны.
Учителя основной школы пробуют реализовать свои идеи и задумки в отношении учащихся 4-го класса. Ведь одно дело указывать на ошибки, и совсем другое ― попробовать действовать самому. Происходит изучение единого комплекта учебников.
Сближение позиций в формировании универсальных учебных действий. Выработка единых требований.
Учителя начальной школы мотивированы к углублённому изучению преподаваемого предмета, имеют возможность получить консультацию, внести коррективы в учебно-воспитательный процесс.
Какие могут встретиться трудности и как их преодолеть?
Учителя основной школы испытывают трудности с отбором содержания по минимаксу.
Поэтому следует научиться отбирать необходимый минимум. Учитывать индивидуальные особенности обучающихся.
Не совсем просто уговорить учителя среднего звена провести бинарные уроки в начальной школе.
Можно ввести в практику замену уроков заболевших учителей 4-х классов учителями-предметниками.
Отдельные дети воспринимают бинарные уроки как неучебную ситуацию, как некое представление.
Нужно объяснять детям заранее смысл бинарного урока ― знакомство с будущим учителем, его требованиями.
Некоторые дети могут испытывать психологические трудности в восприятии новых учителей.
Необходимо организовать предварительное общение педагогов основной школы с учениками 4-х классов на переменах, на отвлечённые от предмета темы.
Нежелание некоторых учителей разрабатывать уроки совместно с другим учителем.
Можно стимулировать педагогов через премиальный фонд.
Использовать нематериальные виды стимулирования, добавление баллов при оценочном собеседовании, при подсчёте рейтинга учителя.
Идея бинарных уроков очень увлекательна. Она открывает перед учителем новые возможности, а главное заставляет его выступать в роли экспериментатора.
Таким образом, преемственность в обучении школьников между начальной и средней школой имеет в настоящее время актуальное значение.
Успешное продолжение обучения в средней школе на базе подготовки в младших классах возможно лишь тогда, когда хорошо согласована вся учебно-воспитательная работа начальной и средней школы.
В 5 классе дети начинают заниматься под руководством уже не одного, а нескольких педагогов; изменяются и организационные методы обучения. Нередко учителя-предметники плохо знают детей, которые приходят к ним из четвертого класса, не учитывают возрастные и психологические особенности детей младшего возраста, не знакомы методами и содержанием работы в младших классах, слабо знают программы начальной школы, не используют в полной мере навыки умственного труда, которые прививают ученикам в начальных классах.
Следует признать и то, что многие недостатки в учебно-воспитательной работе в старших классах объясняются тем, что учителя начальных классов, не имеют четкого представления о содержании и особенностях организации учебно-воспитательного процесса в 5–11 классах, не развивают в должной мере умственные способности, логическое мышление детей младшего школьного возраста, мало внимания уделяют подготовке к самостоятельной работе с учебной литературе между тем установлено, что среди нормальных в психическом отношении детей нет неспособных к логическому мышлению, а есть лишь дети с различными темпами мышления, и при рациональной организации обучения, проведении индивидуальной работы можно достичь высокого уровня развития мыслительной деятельности у всех учеников. Учителя начальных классов не всегда хорошо знают требования к умениям и знаниям, которые предъявляются в старших классах.
Но такие уроки интересны и учащимся, и педагогам. Они сплачивают педагогический коллектив, между педагогами меняются взаимоотношения, кроме того, и у учащихся и у педагогов расширяются кругозор и сфера влияния.
И самое главное это то, что проведение бинарных уроков позволит учителям-предметникам заранее познакомиться со своими будущими учениками – увидеть их возможности в привычной и комфортной для них обстановке, а учащиеся смогут ближе познакомиться со своими будущими учителями. И в свою очередь в «новом государстве» будут чувствовать себя спокойнее.