Понятие и критерии социальной стратификации общества
Страта — это большая группа людей, которая отличается от других своим положением в социальной структуре общества.
Социальная стратификация — это отражение различий, которые есть между различными группами людей (классов и слоев) в определенном обществе.
Проще говоря, социальной стратификацией общества называют отношения между слоями общества, а также определенными социальными институтами.
Так как каждая социальная структура представляет из себя совокупность работающих социальных общностей, в ней можно выделить закономерные элементы.
Элементы социальной структуры общества:
Пять основных критериев социальной стратификации:
Доход — количество финансовых поступлений за определенный период (месяц, год).
Богатство — накопленные доходы.
Власть — способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать влияние на деятельность других людей с помощью авторитета, права, насилия и других методов.
Образование — знания, умения и навыки, которые освоены в процессе обучения.
Социальная стратификация существует в любом обществе. Давайте узнаем причины ее возникновения.
Причины социальной стратификации
Принято выделять несколько причин возникновения социальной стратификации. Каждая причина относится к разным периодам развития человеческого общества. При этом в процессе усложнения общества причины тоже приобретали более комплексный характер.
Основные причины социальной стратификации:
Гендерное разделение. В результате сформировались патриархальные и матриархальные общества, в которых один гендер явно доминировал над другим.
Различия в способностях, биологический фактор. Простой пример: представители одного племени были физически более развиты и смогли одержать победу над своими соседями. В итоге между двумя племенами образовались отношения типа «господин-подчиненный», основанные на превосходстве в физической силе одной группы людей над другой.
Неравный доступ к ресурсам. Отсутствие жизненно важных ресурсов на территории одного государственного или догосударственного образования ставит его в своего рода экономическую зависимость от соседа, обладающего данными ресурсами. В свою очередь это дает последнему рычаг влияния, который может быть использован для формирования подчинительных отношений между двумя данными субъектами.
Наличие экономических привилегий, политических прав, социальных льгот. Данная причина характерна для эпохи национальных государств, когда доминирующий этнос в отдельно взятом государстве занимал более привилегированное положение относительного любого другого. Это проявлялось в том, что представители меньшинств не могли занимать государственные должности, иметь недвижимое имущество в частном владении, находиться в одном помещении с доминирующим большинством. Пример: расовая сегрегация в США в начале XX в.
Существование системы ценностей, в соответствии с которой определяется важность видов деятельности. Обычно важность видов деятельности определяется текущими потребностями общества и экономики, однако государственная политика, реалии времени и пропаганда могут искусственно превозносить одни профессии над другими. Так, в СССР привилегированным классом была партийная элита, а в нацистской Германии подвергались общественному осуждению юноши, не имевшие отношения к армейским структурам.
Социологи признают неравенство как важную характеристику социального распределения в социуме, однако в настоящее время нет единой трактовки природы такого паттерна.
Теории социальной стратификации
Все ученые приходили к выводу, что социальная стратификация естественна, как и иерархическое деление между людьми, при этом каждый выделял разные причины неравенства.
Ученый
Причина неравенства
Карл Маркс
Сам факт обладания человеком собственностью, уровень доходов.
Макс Вебер
Критерии Карла Маркса + социальный престиж и участие человека в жизни политической партии.
Питирим Сорокин
Права и привилегии, ответственность и обязанности между людьми распределены неравномерно.
Выделяют три наиболее авторитетные теории социальной стратификации: теория Карла Маркса, система Макса Вебера и функционализм Питирима Сорокина. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Классовая теория Маркса
В теории Маркса общество делится на два основных класса: эксплуататоров и эксплуатируемых, которые находятся в состоянии постоянного непримиримого противоборства из-за противоположных интересов.
Критерий принадлежности к классу — владение средствами производства. Классовая борьба в свою очередь представляется как движущая сила истории. Итог борьбы — социальная революция, за которой следует смена общественного строя.
Маркс выделил пять этапов развития общества — общественно-экономических формаций:
Первобытно-общинная. Отсутствие частной собственности подразумевало отсутствие классов.
Рабовладельческая. Классы: рабовладельцы и рабы.
Феодальная. Осознание нерентабельности рабского труда стало причиной появления новых классов: феодалов и крестьян.
Капиталистическая. Классы: предприниматели, владельцы собственности и рабочие.
Коммунизм. Бесклассовое общество, которое возникло в связи с уничтожением частной собственности.
Как показала история, воплощение идеи Маркса о бесклассовом обществе оказалось недостижимым.
Теория трехкомпонентной стратификации Вебера
Вебер определял положение человека в обществе исходя из трех критериев: принадлежности к классу, социального статуса и связи с партией.
Класс по Веберу — экономическое понятие, которое зависит от имущественных отношений индивида. Классы:
Социальный статус находится в сфере культуры и объединяет людей по схожему образу жизни, мировоззрению, роду занятий. В связи с этим в рамках или вне классов формируются статусные группы — сообщества людей, которых объединяет социальный статус.
Партии (группы власти) находятся вне классов или статусных групп, их борьба не связана с деятельностью деловых и финансовых организаций из-за наличия особых интересов, которые происходят из желания решать вопросы определенного круга лиц. При этом партия может не быть причастна к политике.
Каждая из трех составляющих положения человека в обществе дает ему возможности для улучшения своей жизни. Эти возможности Вебер назвал «жизненными шансами».
Теория социальной стратификации Сорокина
По мнению Сорокина, на расслоение общества влияют экономика (доход и богатство), политика (влияние и власть) и профессиональная деятельность (мастерство и навыки).
Дополнительные характеристики, которые влияют на степень расслоения, но не создают его: возраст, культура, речь и другие.
Сама же стратификация заключается в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества.
По этой теории, индивиды, занимающие высокое положение в обществе по одному из критериев, обычно занимают равно высокое положение по другим критериям, однако этот принцип работает не всегда. Это явление называется статусным несовпадением и приводит к тому, что человек предпринимает усилия, которые направлены на повышение своего статуса в обществе.
Основная идея Сорокина в том, что общество тяготеет к сохранению социальной пирамиды в ее текущем состоянии. Если привилегированный слой получает еще больше прав и возможностей, это ведет к социальной революции, в результате которой происходит разрушение элиты общества. При этом развитие общества, по мнению Сорокина, циклично, поэтому привилегированный слой общества снова начнет расти.
Исторические типы стратификационных систем
Рассмотрим четыре основных вида социальной стратификации в таблице.
Название
Значение
Характер общества
Рабство
Форма жесткого закрепления людей в низших стратах.
Раб — говорящее орудие труда, собственность другого человека, лишен всех прав и свобод.
«Закрытое общество», социальные перемещения из низших страт в высшие либо запрещены, либо ограничены.
Пожизненное закрепление человека за определенной стратой по этническому или религиозному признаку.
Членство в касте человека определяется только рождением, передается по наследству, жесткая регламентация. Нет социальной мобильности.
Например, в Древней Индии были четыре касты:
Особое положение занимали чандалы — неприкасаемые, которые не входили ни в одну касту и занимали низшую позицию.
Деление людей на группы, сословия, которые обладают закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передаваемыми по наследству (дворянство, духовенство, казачество, крестьянство).
Принадлежность к сословию можно было приобрести за деньги или даровать за службу.
Деление людей на большие группы, которые различаются:
В зависимости от исторического периода выделяют такие классы:
«Открытое общество»: возможны социальные перемещения из одной страты в другую.
Понятие социальной мобильности
Как мы уже знаем, есть три основных стратификационных уровня: высший, средний и низший — и большое разнообразие социальных групп. Человек может переходить из одной группы в другую, при этом повышать или понижать свой социальный статус, либо из одной группы в другую, расположенную на том же уровне. Такой переход называют социальной мобильностью.
Социальная мобильность — изменение социального положения человека через переход из одной социальной группы в другую.
Виды социальной мобильности:
Коллективная — много людей меняют социальную группу из-за внешних обстоятельств. Пример: после изобретения электропоезда все кочегары сменили сферу деятельности.
Индивидуальная — человек переходит из одной группы в другую единолично. Пример: принц Карл вступил в наследство и стал королем.
Внутрипоколенная — изменение социального статуса человека в одном поколении. Пример: юноша был чистильщиком обуви, затем стал менеджером, а после — предпринимателем.
Межпоколенная — изменение социального статуса у разных поколений. Пример: дед был крестьянином, отец рабочим, а сын стал нефтяным магнатом.
Вертикальная — подъем по социальной лестнице. Пример: младший менеджер стал старшим менеджером.
Горизонтальная — перемещение внутри социальной группы. Пример: инженер переехал из России в Америку, но все еще работает инженером.
Рассмотрим в таблице, что значит социальная мобильность для отдельного человека и для общества в целом.
5.12. Социальные конфликты – причины возникновения и пути преодоления.
Социальная политика современного российского государства.
Социальная структура общества и ее элементы.
Под социальной структурой понимается расслоение и иерархическая организация различных слоев общества, а также совокупность социальных институтов, агентов и отношений между ними.
Поскольку всякая социальная структура представляет собой совокупность всех функционирующих социальных общностей, взятых в их взаимодействии, в ней могут быть выделены следующие элементы:
1. Этническая структура (род, племя, народность, нация);
2. Демографическая структура (выделение групп производится по возрасту и полу);
3. Поселенческая структура (городские жители, сельские жители и т. д.);
4. Классовая структура (буржуазия, пролетариат, крестьяне и т. д.);
5. Профессионально-образовательная структура.
Род представлял собой объединение кровных родственников и был основной ячейкой общества, причем ячейкой не только этнической, но и производственной.
2. Демографическая структура обществасвязана с тем, что речь уже идет о народонаселении всей Земли, региона, отдельной страны и т.д.
Народонаселение и наполняет собой демографическую структуру общества, образуя слои, различающиеся между собой по полу, возрасту, плотности расселения, темпам роста, состоянию психофизического здоровья, миграционной подвижности и т.п.
3.Поселенческая структура общества.Она возникла в связи с отделением города от деревни, а затем появлением наряду с малыми городами средних и гигантских.
4.Классовая структура общества.Классы являются наиболее важным элементом социальной структуры во всех послепервобытных обществах. Определение классов уже было дано при рассмотрении вопроса о субъектах исторического развития.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав
А1. Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?
А2. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.
Б. Традиции и обычаи являются разновидностями социальных норм.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. Какую функцию семьи иллюстрирует планирование семейного бюджета?
А4. В стране Z проводился опрос учащихся 5 и 9 классов об их отношении к чтению книг. Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в таблице.
«Мне нравится читать»
«Я читаю потому, что этого требуют учителя и родители»
«Не люблю читать, скучное занятие»
«Чтение сейчас никому не нужно»
Какой вывод можно сделать на основании данных таблицы?
А5. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? Объективной тенденцией развития межнациональных отношений в современном мире является
А. стремление к сохранению национального своеобразия.
Б. расширение взаимосвязей во всех сферах общественной жизни ;color:#000000″>.
;color:#000000″> 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
;color:#000000″>А7. Учёные опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?». Результаты опроса представлены в гистограмме.
Проанализируйте данные гистограммы и выберите верное утверждение.
А8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Обычаи и традиции всегда закрепляются в законах.
Б. Соблюдение моральных норм обеспечивается силой государства
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А9. Семью как социальную группу отличает от других социальных групп
А10. Верны ли следующие суждения о социализации?
Б. В современном обществе СМИ выступают одним из важнейших инструментов социализации.
;color:#000000″> 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. Средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать принятые в обществе нормы это социальные:
А12. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. Социальные революции способствуют усилению социальной мобильности.
Б. Социальная мобильность индивида всегда приводит к повышению его социального статуса.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
;color:#000000″>А13. Какой признак лежит в основе объединения людей в такую социальную общность, как парижане?
А14. Верны ли следующие суждения о семье?
А. В аграрных обществах семья имела патриархальный характер.
Б. Семья может складываться на основе брака и кровного родства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А15. В отличие от норм морали, нормы права
А16. Отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии общества и обладают различными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Какому понятию соответствует данное социальное явление?
А17. Для какой социальной структуры характерны такие элементы, как «городские жители2 и «сельские жители»?
А18. В отличие от норм права, нормы морали
А19. Семья инженера К. приехала в Москву из Сибири. Сын поступил в гуманитарный университет, и родители решили поменять место жительства. Какое социальное явление иллюстрируется данным примером?
;color:#000000″>А20. Верны ли суждения о социальных ролях и статусах?
А.Социальные роли, которые человек играет в обществе, во многом определяет его поведение.
Б. Поведение человека в обществе во многом определяется его социальным статусом.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Вид социального отношения
Достаточно регулярные взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга
Поведение индивидов, групп при столкновении их несовместимых
В2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
В3. Установите соответствие между примерами и типами санкций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) понижение в должности
Б) государственная награда
Г) отказ пожать руку
Д) вынесение предупреждения администрацией предприятия
В4. Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) Основы исследования социального конфликта заложил немецкий ученый Г.Зиммель. (Б) Социальные конфликты объективно неизбежны в любой социальной структуре. (В) Скорее всего, они являются необходимым условием общественного развития. (Г) Весь процесс развития общества, по мнению многих, состоит из конфликтов и консенсусов. (Д) Сама социальная структура общества с ее жесткой дифференциацией социальных слоев, групп и отдельных индивидов представляет собой источник конфликтов. Определите, какие положения текста имеют
В6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов ;color:#000000″>. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социологи подчёркивают, что социальный __________ (А) может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается “золотой середины” между свободой выбора и __________ (Б) за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности __________ (В).
Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем понимается в науке совокупность социальных __________ (Г), которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальным и неформальным. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, __________ (Д); неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплён официально. Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще может утратить способность контролировать своё поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль, или __________ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
В7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:
В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором. ;color:#000000″>(Н.И. Матузов)
С1. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.
С2. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.
С3. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.
С4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права
;color:#000000″>С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Межличностные конфликты и способы их разрешения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе
ГДЗ география 8 класс Алексеев, Николина Просвещение Задание: § 13 Учимся с «Полярной звездой»
1. На основании анализа половозрастных пирамид продумайте, какие социальные программы поддержки населения в каждом из регионов необходимы для лиц младшего возраста (0—15 лет); для лиц в возрасте от 16 до 59 лет; для лиц старше 60 лет.
Возможные программы поддержки населения в Республике Дагестан: Для группы 0-15 лет в Республике Дагестан необходимо создавать условия для бесплатного посещения кружков, спортивных секций, организовывать культурный досуг детей на бесплатной основе. Необходимо возведение новых школ и развитие школьного транспорта в сельской местности. Многодетным семьям возможны выплаты на детей или льготы для получения путёвок в лагеря отдыха. Для трудоспособного населения необходимо создание рабочих мест в регионе или возможность предоставления работы вахтовым методом в других регионах страны, безработным необходимо проводить курсы переподготовки в те сферы, в которых нуждается рынок. Для пожилого населения республики необходима материальная поддержка, льготы для получения лекарств или санаторно-курортного лечения, предоставление льгот в общественном транспорте.
Возможные программы поддержки населения в Магаданской области: для детского населения области необходимо создать достойные условия обучения, вовлечения в кружки и секции. Социальные программы должны быть направлены на то, чтобы после взросления дети оставались в регионе. Поддержка трудоспособного населения не требуется, либо только людям без работы. Для пожилого населения необходимо вводить льготы на проезд, лекарства, санаторно-курортное лечение, материальная поддержка, так как регион отрезан от основной части страны и здесь достаточно высокие цены на коммунальные услуги, продукты и лекарственные средства.
Возможные программы поддержки населения в Тульской области: Для детского населения необходимо создать условия для посещения секций и кружков. Многодетное трудоспособное населения должно получать поддержку, должны создаваться условия для улучшения демографической ситуации в регионе, путём введения доплат за детей. Пожилое население необходимо обеспечить достойным и качественным медицинским обслуживанием, ввести льготы на транспорт и надбавки к пенсии за различные заслуги (Ветеран труда, звания почетных работников отраслей и так далее), а также малоимущим пенсионерам.
2. Какая форма половозрастной пирамиды может быть характерна для общества, в котором наиболее удобно и комфортно жилось бы вам; вашим родителям, бабушке и дедушке; всей вашей семье?
Мне бы наиболее комфортно жилось в обществе, половозрастная пирамида которого выглядела бы в форме треугольник, где много детей, чуть меньше трудоспособного населения и самая маленькая группа – пожилые. Моим родителям, бабушкам и дедушкам было бы комфортно проживать в таком обществе, где число детей и людей трудоспособного возраста примерно равно, так как это обеспечивает достойную старость пожилым людям, так как больше пенсионные отчисления от людей трудоспособного возраста.
3. Проанализируйте таблицу динамики городского и сельского населения по основным возрастным группам за период с 1959 по 2018 г. Ваши выводы представьте (по выбору) в виде короткой справки, или в виде графиков, или в виде диаграмм. Подумайте, почему выделенные возрастные группы названы основными. При построении графиков и диаграмм допустимо округлять приведённые значения.
Исходя их таблицы динамики городского и сельского населения, чётко просматривается снижение доли детей (и мальчиков, и девочек) в сельской местности с 1959 по 2018 годы. Доля детей (и мальчиков, и девочек) в городах с 1959 по 1989 год увеличивалась, затек к 2002 году сократилась примерно на 4 млн человек (примерно на треть от цифр 1989 года) и к 2018 году вновь увеличилась.
Изменения в численности трудоспособного населения имеет более сложный характер. Доля мужчин и женщин трудоспособного возраста с 1959 по 2002 в городах увеличивалась и достигла максимума, к 2018 году несколько уменьшилась. Численность мужчин в сельской местности с 1959 по 1989 год сократилась с 13,5 до 11,0 млн человек и в период с 1989 по 2018 год находилась чуть выше уровня в 11 млн человек. Число женщин в сельской местности сократилась с 16,4 млн в 1959 году до 9,1 млн в 1989 году, к 2002 году чуть увеличилась до 10 млн, а к 2018 снова вернулось на уровень 9 млн человек.
Для пожилого населения чётко просматривается увеличение численности населения и в городской и сельской местности, что связано с общим старением населения в России и увеличением доли людей пожилого возраста.