для каждой научной работы определите к какому направлению антропологии она относится
Для каждой научной работы определите, к какому направлению антропологии она относится. В некоторых случаях работа может быть отнесена к нескольким направлениям: в таких случаях как правильный засчитывается любой из возможных ответов. Обратите внимание: в ваших ответах должны быть хотя бы один раз упомянуты все приведённые направления.
Направления:Антропология города.
Антропология детства.
Антропология питания.
Визуальная Антропология.
Культурная Антропология.
Медицинская Антропология.
Социальная Антропология.
Физическая Антропология.
Б. Х. Бгажноков, Культ пищи и пищевой аниматизм.
М. Л. Бережнова, Изменения в традиционном костюме русских юга Западно-Сибирской равнины в последней трети ХIХ – начале XX вв.
Е. Березович, К. Осипова, «Что едим, так и жисть живем»: пустой суп и некрепкий чай в зеркале языка.
С. В. Дробышевский, Новые данные к проблеме раннего происхождения Homo sapiens в Африке.
А. Е. Еремина, Кинешма — забытая Волжская столица Ивановской области: возвращение локальной идентичности.
О. П. Илюха, Пограничник и шпион в учебно-воспитательных текстах для школьников: грани мифотворчества сталинского времени.
А. Г. Козинцев, Индонезийцы, индейцы и протоморфные монголоиды Западной Сибири.
C. Ловелл, Отдых в России: «свободное» время и его использование.
Д. А. Ольдерогге, Основные черты развития систем родства.
Д. С. Попов, Российская интеллигенция в фотографиях: виртуальный мир вчера и сегодня.
Е. Н. Успенская, К вопросу о природе индийской касты.
М. Элиаде, Тайные общества. Обряды инициации и посвящения.
И. Янева-Балабанска, COVID-19 в Болгарии: мифы и реальность жизни в условиях пандемии.
Е. Р. Ярская-Смирнова, О. Григорьева, «Мы – часть природы». Социальная идентификация народных целителей.
Предмет изучения и направления антропологии
Антропология (от греч. anthropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека [в советском узком смысле].
В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас.
В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), которая также включает этнологию как важнейший элемент.
С точки зрения французской школы, которая выводит за рамки антропологии материальные и физические аспекты человеческого бытия, она является подразделом социологии.
С точки зрения англосаксонской школы, антропология – полидисциплинарная наука, которая состоит из четырех разделов: 1) антропобиология, 2) социальная и культурная антропология, 3) доисторическая археология, 4) этнолингвистика [последние 2 иногда включают в социальную антропологию, трактуемую шире].
Разделы страницы о направлениях антропологии и составе антропологических дисциплин:
Физическая антропология [антропобиология]
Физическая антропология изучает процессы и этапы становления человека как вида, а также природу внутривидовых вариаций, их анатомические и физиологические характеристики и другие существенные биологические факты. Физических антропологов интересует генетика человека, т.е. его наследственные характеристики; вопросы морфологии (параметры человеческого тела и анализ его физических характеристик), а также адаптационное взаимодействие человека как биологического существа с культурой и природной средой.
Одно из подразделений морфологии, – соматология, призвана устанавливать корреляцию между строением тела и типом личности. Другой развивающейся областью специальных исследований является этология приматов, объединяющая антропологов, психологов и зоологов.
Физические антропологи изучают эволюцию скелетного строения человека, а также функций мягких тканей тела. Предметом исследования также является расовая вариативность и связанные с нею восприимчивость к болезням, особенности пищевого рациона, выживаемость в разных условиях и т.п.
Культурная антропология [социоантропология]
Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Упрощенно говоря, культура – это часть окружающей среды, созданная самим человеком. Из-за структурного развития дисциплин, составляющих культурную антропологию и из-за различия в их методах ко всей сфере культурной антропологии обычно относятся как к группе относительно независимых специальностей.
Обычно выделяют три дисциплины культурной антропологии: 1) доисторическую археологию, 2) этнолингвистику и 3) собственно культурную антропологию (или социальную антропологию).
Доисторическая археология
Доисторическая археология изучает антропогенез (происхождение homo sapiens) и последующее развитие человека, объясняет историческое разнообразие в образе жизни народов. С помощью достижений физики, химии и биологии эта дисциплина позволяет датировать ископаемые остатки и определять предназначение артефактов, помогая воссоздать образ жизни предков.
Этнолингвистика
Ключом к культуре является ее понимание как системы символов. Наиболее распространенной символической системой является язык как средство устного и письменного общения. При осмыслении роли общения в культуре лингвисты исследуют также историю, для чего они классифицируют языки мира, стремясь выявить между ними связи, которые бы говорили о доисторических отношениях между народами.
Структурная и символическая антропология
Главной причиной отказа от психологизма в этнологии, было увлечение структурализмом, основателем которого являлся Клод Леви-Стросс. По мнению Леви-Стросса цель работы этнолога “заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми и всеми различаемыми образами, посредством которых люди понимают историческое становление, инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей. ”
Главной задачей Леви-Стросса было показать, что все многообразные явления нашего мира есть модификации некоей исходной единой модели, ее раскрытие, и поэтому все они могут быть строгим образом систематезированы и классифицированы, между ними могут быть установлены связи и соответствия, показывающие их положение и друг по отношению к другу, и по отношению к первомодели. Путь, которым, согласно Леви-Строссу, должна пройти наука таков: прежде всего необходимо составить максимально полный перечень отдельных частных фактов, затем установить взаимосвязи между ними, выявить их взаимоотношения и сгруппировать их; после этого все факты следует синтезировать в единое целое, составить систему элементов, соответствующих друг другу, создавая тем самым единый тотальный объект исследования.
Структурная антропология в понимании Клода Леви-Стросса во многом противоположна этнопсихологии концептуально и методологически. С концептуальной точки зрения историческая этнология придерживается взгляда на каждую этническую культуру, как на уникальную целостность, которая не может подлежать глобальной универсальной классификации. в своём исследовании С точки зрения методологической, этнопсихология оспаривает утверждение структурализма, что этнолог, в отличии от историка, должен все более абстрагироваться от “исторических случайностей” и искать за реальными объектами проявления первомодели. Практически по тем же пунктам проходит противоречие символической антропологии структурализму. Развитие же теории значений, предпринятое символической антропологией является важным вкладом в этнологию. Проблема понимания членами этнической культуры значений и связей между явлениями в мире, в котором они живут, является одной из важнейших проблем этнопсихологии. Развитие в рамках символической антропологии интерпретационного метода так же является существенным вкладом в этнологию.
Социальная антропология
Среди российских антропологов нет единства по этому вопросу. Значительная их часть них приняла американский подход, объединяя ее дисциплины как социо-культурную антропологию.
Этнография и этнология
Этнография занимается изучением конкретных культур. Обычно ее предметом служит существующая культура, но возможны и этнографические работы по Древней Греции или Древнему Риму. В некотором смысле археология является этнографией прошлого.
Другие области социальной антропологии
Частично пересекаясь с этнографией и этнологией, существуют и другие научные области. Ряд антропологов специализируются на изучении культуры и личности, под чем подразумеваются отношения и причинные связи отдельных человеческих существ и системный образ жизни вокруг них. Много антропологов включается в программы социальных технологий. Общим термином для обозначения этого аспекта исследований является прикладная антропология.
Существуют также специалисты по конкретным предметным темам: часть ученых занимается музыкологией, другие посвящают себя изучению материальных артефактов, третьи занимаются системами терминологии родства или социальными отношениями, искусством, мифологией, религией или иными аспектами культурного творчества или деятельности человечества.
Единство антропологии
Является ли антропология единой наукой? Из вышесказанного видно, насколько разнообразны интересы, собранные вместе под общим наименованием. И это перечисление далеко не полное. Но есть антропологи, считающие свою область исследований вполне ограниченной.
Считается, что британские антропологи, например, склонны к размежеванию с физическими антропологами и часто проявляют мало интереса к работе лингвистов и археологов. В США, напротив, понимают взаимозависимость между различными областями знания, и антропологи выдвигают гипотезы и ведут исследования, сочетающие большое разнообразие методов.
В советский период отечественные антропологи преимущественно понимали под термином антропология его физическую составляющую (антропогенез, морфология человека и этническая антропология – расоведение). В постсоветский период распространилась расширительная трактовка этой области знания.
В современной науке встречаются различные варианты систематизации антропологических дисциплин. К антропологии могут отнести археологию, этнологию, этнографию, фольклор, лингвистику и т.д. По мере усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин расширяется. Например, стали выделять медицинскую антропологию (психологию и генетику человека), экологию человека и т.д.
Области приложения антропологии
Все большее число антропологов участвует в прикладных проектах. Будучи сферой сбора и синтеза технических данных, антропология представляет собой источник специальной информации, необходимой для других областей знания. Так, например, антропологами была подготовлена информация по параметрам человеческого тела, позволившая производителям одежды лучше оценить размеры и пропорции головных уборов и других элементов одежды. Антропологи нередко выступают в роли советников в программах оказания иностранной помощи развивающимся странам, способствуя облегчению деструктивных социальных последствий, которыми могут, например, сопровождаться массированные технологические преобразования.
Сферы приложения физической антропологии
Изучив особенности человеческой моторики, антропологи содействовали реконструированию производственного оборудования и механизмов, чтобы обеспечить заводским рабочим более высокую эффективность, удобство и безопасность труда. Один из антропологов участвовал в разработке сидений для железнодорожных вагонов, более точно соответствовавших конфигурации человеческого тела. Важную помощь оказали антропологи в разработке программ космических полетов с человеком на борту. Например, они участвовали в разработке экипировки (одежда, кислородные маски) для космонавтов.
Во многих случаях знания антропологов применялись в области медицины. Многочисленные исследования способствовали пониманию того, как определенные заболевания связаны с расовыми особенностями людей, с их питанием, системами земледелия и другими факторами.
Физическая антропология также находит применение в области юриспруденции. Сравнительно часто она связана с проблемами идентификации: иногда антропологов приглашают для идентификации людей по скелетным останкам.
Сферы приложения культурной антропологии
Эти сферы чрезвычайно разнообразны. Детальное знание конкретных культур, которым должны обладать профессиональные антропологи, делает их особенно полезными в сфере образования. Фирмы с зарубежными интересами широко прибегают к услугам антропологов для обучения своего персонала, командируемого за рубеж. ООН привлекает антропологов в программы экономического развития для сбора данных по культуре и демографической статистике, а в некоторых случаях и для координации целых программ. Здесь полезными антропологов делают их знания как конкретных культур, так и общечеловеческих социальных процессов.
Подробная информация о коренных народах, особенно африканских и азиатских, представляла огромный интерес для бывших колониальных держав, заинтересованных в эффективном управлении их территориями. В период, предшествовавший распаду ее империи, Великобритания, например, нанимала большое количество антропологов. Однако такая ассоциированность антропологов с колониальной администрацией оставила свой след в виде подозрительного отношения к этой науке в некоторых бывших колониальных странах.
Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.
4 основных направления антропологии: как они и что они исследуют
Что такое антропология?
В частности, антропологи заинтересованы в изучении того, как и почему люди ведут себя и взаимодействуют определенным образом; Вопрос, который можно проанализировать с самых разных точек зрения.
Точно так же формы, которые Антропология создала, чтобы изучить это, варьируются в зависимости от места и конкретного контекста, где они возникли. Например, существуют традиции антропологии, которые не применяются в равной степени в Соединенных Штатах, чем в Латинской Америке. Это потому что потребности и образ жизни различаются в зависимости от контекста И это именно то, что антропология стремится понять.
Основные отрасли антропологии
Таким образом, объект изучения антропологии охватывает широкий спектр возможностей. Вот почему он обычно делится на разные поля.
По данным Американской антропологической ассоциации, существует четыре основных направления этой дисциплины. В свою очередь, каждая из этих отраслей антропологии может быть разделена на разные темы и в соответствии с конкретными интересами.
1. Биологическая антропология
Они также заинтересованы в понимании того, как биология и культура формируют образ жизни и поведение человека в целом.
2. Культурная антропология
Культурная антропология, которая в некоторых местах известна также как социокультурная антропология или этнология Узнайте, как люди из разных мест живут и понимают мир. Они задаются вопросом, как правила, которые устанавливают формы взаимодействия, генерируются в большом разнообразии контекстов.
Для этого они анализируют точки зрения людей. Эти точки зрения позволяют им понять перспективы, практики, ценности и социальную организацию человеческих групп.
3. Лингвистическая антропология
В частности, речь идет о том, как язык проявляется по-разному, и как его использование со временем меняется, создавая смыслы и даже меняя индивидуальность и отношения. Эти два понятия, язык и общение, являются ключом к пониманию общества и культуры.
4. Археология
Археология отвечает за изучение человеческой культуры через анализировать предметы, материалы, инструменты и конструкции, которые люди делали на протяжении всей истории и в разных местах.
Для этого наиболее распространенной практикой является удаление этих объектов с земли и нанесение на карту местоположения сооружений, чтобы лучше понять повседневную жизнь людей, а также понять различия и сходства между человеческими обществами. через время
Как применяются эти разделы обучения?
Различные отрасли антропологии могут применяться в самых разных контекстах. Например, на местном уровне, в общинах, пытающихся понять свои проблемы, связанные со здоровьем или образованием.
Они также могут применяться в деловой или технологической сфере, поскольку последняя может дать много подсказок о том, как мы развивались и как постоянно меняются наши потребности и образ жизни.
Библиографические ссылки:
Николай Смирнов о военно-исторической литературе (October 2021).
Что такое антропология: понятие, предмет изучения, методы
Приветствую Вас, друзья!
Среди огромного количества современных наук одной из самых сложных и многогранных является антропология – комплексная наука, изучающая людей и всё, что связано с их происхождением, существованием и жизнедеятельностью. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет и что конкретно изучает, а также рассмотрим историю её развития и входящие в неё дисциплины.
Что такое антропология?
Антропология – это комплексная наука о человеке, включающая в себя большое количество различных научных дисциплин. Она изучает всё, что связано с человеком: его происхождение, особенности поведения в природе и обществе, морфологические различия, половые, возрастные, этнические и прочие особенности. Термин «антропология» образован от греческих слов ἄνθρωπος (антропос – человек) и λόγος (логос – наука).
Антропология является областью естествознания, но при этом имеет двойственную природу, связанную с тем, что человек представляет собой не только биологическое существо, но и социальное. Сложно представить себе существование человека вне общества. Если для любого другого животного не так важно, в каких условиях оно выросло, в развитии человека принципиальное значение имеют окружение и прочие социально обусловленные факторы.
Характерной особенностью антропологии является разнородность входящих в неё дисциплин. Многие из них находятся ближе к другим наукам, чем друг к другу. При этом характерная особенность антропологических дисциплин заключается в том, что они сосредоточены на сравнении конкретных свойств человека или общества в разных обстоятельствах.
Объект и предмет изучения антропологии
Антропология изучает человека на двух уровнях: индивидуальном и популяционном. Индивидуальный уровень подразумевает изучение человека и особенностей его поведения в рамках социальной группы, а популяционный – изучение всей человеческой популяции, её развития и взаимодействия с окружающей средой. И всё же ключевым звеном в обоих случаях является человек.
Таким образом, объект изучения антропологии – это человек. Предметом изучения является процесс формирования биологических, культурных и социальных особенностей под влиянием внешних факторов разной природы.
Методы антропологии
В своих исследованиях антропологи используют следующие методы:
История развития антропологии
Человеческая природа всегда интересовала исследователей, поэтому антропологию можно считать одной из древнейших наук. По мере накопления знаний необходимость их систематизации становилась всё более очевидной. И в IV веке до нашей эры древнегреческий философ Аристотель создал новую науку, изучающую духовную сторону человеческой природы, которую назвал «антропологией». При этом исследования человеческой природы встречаются в трудах Сократа, Анаксимандра и других философов, живших задолго до Аристотеля.
Вплоть до средних веков антропология оставалась наукой о духовной природе человека. И только в средневековой Европе в рамках данной дисциплины возникло направление, изучающее физическую природу человека. Современное понимание того, что такое антропология, сложилось в XVIII, когда эта дисциплина приобрела популярность как учение о душе и теле. Она подразумевала изучение биологических особенностей человека, его духовных качеств и социального поведения.
В начале XIX века антропология стала развиваться гораздо активнее, постепенно выделяясь в самостоятельную научную дисциплину. Её бурное развитие объяснялось тем, что в научной среде значительно возрос интерес к происхождению человека и особенностям его природы. Антропология была необходима многим наукам, в частности, в ней нуждалась бурно развивавшаяся медицина. Примерно в середине XIX произошло окончательное становление антропологии в современном понимании.
Физическая (биологическая) антропология
Физическая антропология – это раздел антропологии, изучающий биологическую составляющую человеческой природы. Для исследователей, работающих в данной сфере, представляет интерес эволюция человека и морфологические различия, имеющиеся у представителей разных рас, полов и возрастов. Особый интерес представляют причины возникновения морфологических различий на популяционном уровне.
В рамках физической антропологии существует три раздела:
Из приведенного описания разделов очевидно, что они тесно взаимосвязаны между собой. Изучение антропогенеза позволяет понять, как и почему происходила эволюция нашего вида. Этническая антропология изучает, как отличаются между собой представители различных этносов и пытается понять, почему в ходе эволюции сформировались эти различия. Ей на помощь приходит морфология, которая изучает причины, приводящие к появлению различий в строении организма, физиологии и психике разных людей.
Культурная (социокультурная) антропология
Данный раздел антропологии изучает культурные различия между людьми, социальными группами и этносами, а также предпосылки для формирования этих различий. Иногда культурную и социальную антропологию рассматривают как два раздельных направления. Исследования показывают, что культурные особенности формируются в основном благодаря окружению, а не генетическим предпосылкам.
С точки зрения социокультурной антропологии, культура – это то, что помогает человеку очень гибко адаптироваться к окружающей среде и обществу, в котором он живёт. Таким образом, у человека есть два способа адаптации: генетический и культурный. На генетическом уровне он приобретает различные физиологические и психологические особенности, а на культурном получает знания, навыки и привычки, улучшающие его приспособленность к жизни в конкретном окружении.
Важнейшим инструментом культурной антропологии является так называемое включенное наблюдение – изучение исследуемого предмета в естественных условиях его существования. То есть, значительную часть деятельности антрополога составляет полевая работа, в процессе которой он на длительное время становится частью социальной группы, культуру которой изучает.
Отдельный интерес для социокультурной антропологии представляют субкультуры и причины их появления, а также напряженность, возникающая между ними и традиционными культурами. На более глобальном уровне социально-культурная антропология изучает причины конфликтов между отдельными культурами, которыми всегда возникали и продолжают возникать, несмотря на совершенно новый мировой порядок.
Заключение
Антропология – это наука, играющая значительную роль в формировании представления о человеческой природе и о проблемах, стоящих перед человечеством. Природа человека сложна и многогранна, из-за чего даже на современном этапе развития человеческого общества всё ещё возникают серьёзные конфликты между различными народами, религиями, культурами и социальными группами. Одна из важнейших задач антропологии заключается в том, чтобы понять причины негативных проявлений человеческой природы и по возможности минимизировать их.
Основные направления антропологии
Современная антропология ввиду сложности, уникальности и многоаспектности самого объекта исследования развивается в рамках ряда направлений. Существуют такие вполне сложившиеся отдельные ее предметные области как физическая антропология, философская антропология, социальная (культурная) антропология, историческая антропология и юридическая антропология.
Большое значение для формирования физической антропологии в конце XIX в. имели работы Ч. Дарвина и его соратников (Т. Гексли, Э. Геккеля и др.) о происхождении человека от обезьяноподобного предка, а также находки костных остатков неандертальского человека (1856 г.), кроманьонца (1868), яванского обезьяночеловека (1891) и т. д.
Физическая антропология включает в себя три основных раздела: антропогенез, этническую антропологию (расоведение) и морфологию человека. Раздел антропогенеза описывает особенности эволюции биологической природы ближайших предшественников человека (антропоморфных приматов), а также представителей семейства гоминид (ископаемых и современных людей) в течение третичного и четвертичного периодов. В нём рассматриваются место человека в системе животного мира, отношение его как зоологического вида к другим приматам, а также вопросы, связанные с изучением условий и причин становления человека современного типа. Составными частями раздела антропогенеза являются: приматоведение, т. е. изучение современных и ископаемых обезьян и полуобезьян; эволюционная анатомия человека; палеоантропология, т. е. изучение ископаемых форм человека.
Необходимыми вспомогательными дисциплинами этого раздела являются: палеонтология, геология четвертичного и третичного периодов, физиология высшей нервной деятельности, археология палеолита, психология. Палеонтология – это наука о вымерших растениях и животных (сохранившихся в виде ископаемых остатков, отпечатков и следов их жизнедеятельности), о смене их во времени и пространстве, обо всех доступных изучению проявлениях жизни в геологическом прошлом.
Расоведение изучает биологическое сходство и различие рас современного человека, причины, время и места их возникновения, закономерности изменений расовых типов, распространение их по территории Земли; разрабатывает систему доказательств принадлежности современных рас единому биологическому виду – Homo sapiens. Расоведение соприкасается с целым рядом смежных дисциплин: генетикой, биометрией, археологией позднего палеолита и последующих эпох, этнографией, языковедением и историей.
Морфология человека рассматривает вопросы, связанные с индивидуальной изменчивостью физического типа, его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, с явлениями полового диморфизма; она изучает типы конституции, а также особенности физической организации человека, возникающие под влиянием различных условий труда. Раздел морфологии состоит из мерологии, изучающей вариации отдельных органов человека, отдельных тканей, а также их взаимную связь, и соматологии, которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Наиболее важными вспомогательными дисциплинами для раздела морфологии являются нормальная анатомия, эмбриология и гистология человека [1, с. 5; 19, с. 4-6].
В философской антропологии также можно выделить различные направления [16]. В натуралистической философской антропологии задают порядок миру и детерминируют человека философские и биологические закономерности (И. П. Павлов, Д. Уотсон, Э. Торндайк). Персоналистические и индивидуалистические концепции представляют человека как автономную самостоятельную личность, освободившуюся от объективных сил (М. Шелер, В. Штерн, Э. Мунье и др.). Концепции иррационалистической антропологии рассматривают результат эмансипации человека, в том числе от природы и Бога, когда он ввергается в мистические и сверхъестественные построения и смыслы. Человек формирует в этих «проектах» свой внутренний мир в противовес чужому и агрессивному объектно-вещному миру (А. Бергсон, Х. Ортега-и-Гассет и др.). По мнению исследователей, достаточно близки к данному направлению концепции экзистенциальной философской антропологии (Н. А. Бердяев, К. Ясперс, Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.). В трансценденталистской антропологии раскрывается проблема должного и сущего в бытии человека (И. Кант, М. Хайдеггер, Г. Риккерт, Э. Кассирер и др.). Объективация мира и человеческих представлений с разных позиций рассматривается неотомистской антропологией (Ж. Маритен, Р. Гвардини), аксиологической антропологией (Н. Гартман, А. Демпф и др.), прагматической антропологией (У. Джеймс, Д. Дьюи, Ф. Шиллер, А. Гелен, Г. Плеснер и др.), объективно-идеалистической философской антропологией (Б. Бозанкет, Э. Шпрангер, Т. Литт).
Социальная (культурная) антропология занимает центральное место в современных антропологических исследованиях. Термин «социальная антропология» введён в научный оборот Дж. Фрезером, а формирование этого направления исследования относится к концу XIX в. Большое влияние на процесс становления социальной антропологии оказали достижения этнографии. Поэтому долгое время основным объектом социальной антропологии считались «примитивные» общества, а культура рассматривалась как аспект общественной жизни. Наибольшее распространение это направление антропологии получило в Великобритании [10, с. 22].
Во второй половине двадцатого столетия складываются основные концепции социальной антропологии, т. е. учение об общественной, социальной сущности, природе человека, его общественной и социальной роли. Яркой приметой того времени стало движение в Европе и США левых и «новых» левых, которые критиковали антисоциальность, антидуховность, антикультурность и антигуманизм и другие социальные изъяны и пороки капиталистического общества. Сложившаяся тогда Франкфуртская школа (Т. В. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм, М. Хоркхаймер и др.) призывала к революционизированию практики на гуманистических началах. Характерной особенностью теоретических разработок участников этой школы было активное обращение к наследию и творчеству молодого К. Маркса и Г. В. Ф. Гегеля. Их привлекли широкие и глубокие трактовки Марксом сущности и природы человека, его общественных черт и особенностей [15, с. 325].
Сегодня существуют различные взгляды на статус социальной (культурной) антропологии как науки. В одном случае учёные рассматривают социальную и культурную антропологии как одну дисциплину, называя её то социальной, то культурной антропологией, а в другом – как две самостоятельные отрасли антропологии. Таким образом, единого мнения о том, является ли культурная антропология самостоятельной наукой или входит в состав социальной антропологии (или даже в состав этнографии), в зарубежной и отечественной литературе пока нет.
Существует мнение, что социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей. Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах и другие проблемы. Изучая один и тот же объект, культурная антропология исходит из первичности культуры, а социальная – из первичности социальной структуры общества. Однако поскольку культура и социальная структура составляют неразрывное единство, специалисты считают возможным говорить о существовании не двух, а одной науки – социальной и культурной антропологии. В этой паре наук лидирующее положение принадлежит социальной антропологии, разделом которой является культурная антропология [10, с. 29]. Мы разделяем точку зрения Н. Н. Козловой, Ф. И. Минюшова и других авторов, которые разделение на социальную и культурную антропологии считают условным [9, с. 9; 11, с. 7].
По мнению, Ф. И. Минюшова, объектом социальной антропологии является человек, жизнедеятельность которого протекает совместно с другими. Объект этой дисциплины включает также природное, социальное и искусственное окружение человека. Все это можно представить в виде статического и динамического состояний: в первом случае речь идёт о системе взаимоотношений человека с этим окружением, во втором – о процессах его взаимодействия с ним. В обоих случаях культура выступает фактором, упорядочивающим эти состояния [11, c. 16].
Социальная (культурная) антропология исследует вопросы взаимодействия человека с культурой, в рамках которой он существует и действует. В частности, социальную антропологию интересует становление личности человека в истории и конкретной социальной среде, типичные ситуации его взаимоотношений с другими людьми, принадлежащими как к «своей», так и к иной культуре, отклонения его поведения и деятельности от принятых в данной культуре ценностно-нормативных координат. В данном случае рассматривается микроуровень социальной жизни [11, с. 4]. Предметом социальной антропологии являются закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. Это окружение рассматривается в функциональных и символических аспектах [11, с. 22].
Аналогичной точки зрения придерживаются О. Б. Ионова и В. Д. Чеснокова. По мнению данных авторов, социальная антропология возвращает людей в мир человеческих ценностей, но не на абстрактно-философском уровне, а на уровне повседневной жизни, обыденной культуры. Объектом исследования социальной антропологии является постоянно трансформирующийся культурный блок процесса осуществления жизни, а её предметом является изучение закономерностей социокультурного процесса [5, с. 172].
Объект и предмет социальной (культурной) антропологии отличаются от объекта и предмета культурологии, которая изучает функции и факторы развития культуры, взаимодействие культур, развитие символических систем и т. д. Культурология исследует культуру как продукт деятельности человека, но как бы вне самого человека.
История ментальностей является новой областью исследования в исторической науке. Под ментальностями понимают общие источники мышления, которые лежат в основе рационального и логического, определяют типичные формы проявления чувств, т. е. в целом составляют дух той или иной эпохи. Ключевой проблемой данной области знания является анализ представлений. История ментальностей имеет прямое отношение к исторической антропологии. Н. Н. Козлова отмечает, что предметом анализа у историков данного направления становятся не только представления, но также групповые поведенческие нормы и стратегии. Внимание исследователей все больше привлекают символика, обряды, системы жестов и пр. Предметом исторической антропологии является также анализ взаимосвязи мира воображения, неявных предпочтений людей и поведенческих стереотипов. Историческая антропология уделяет большое внимание массовому и групповому поведению. В ней исследуются не только самоочевидные для данного общества и культуры проявления, но и маргинальные, отвергаемые в данной социальной среде.
Эта область исторического знания отдает должное рассмотрению конкретных, индивидуальных случаев. При этом социальное демонстрируется через уникальное. Фактически, речь идёт о микроистории, которая исследует отдельные случаи, приковывает внимание к мотивации, микроконфликтам. Кроме «исторических личностей», учёные обращаются к жизненным проявлениям рядового человека. Поэтому анализируются источники нового типа: любые следы деятельности, оставленные в истории маленькими людьми (записки, дневники и т. п.). Историческая наука сближается с социальной (культурной) антропологией [9, c. 19].
Юридическая антропология изучает совокупность теоретических и эмпирических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Она возникла в Европе в 60-х гг. XIX в. как составная часть всеобщей истории права, а получила статус самостоятельной дисциплины в 1920-х гг. в Англии. Современные российские специалисты в области юридической антропологии сосредоточили своё внимание на охране и использовании природных ресурсов, а также на правах коренных народов на природопользование в современных условиях.
Сравнительно молодыми отраслями антропологии являются экономическая антропология и антропология техники.
Экономическая антропология в последнее время активно развивается в рамках общей антропологии. Экономисты-антропологи исследуют системы производства и распределения продуктов в традиционном обществе. Они изучают организацию производства и разделение труда в разных культурных средах путём регулярного проведения кросс-культурных исследований и сравнения индустриальных обществ с традиционными, доиндустриальными.
Антропология техники представляет собой философское раскрытие бытия человека в мире техники, а также проявление через неё человеческой природы [10, с. 47; 18, с. 11].
Каждый год возникают новые направления антропологии: этнозоология, киберантропология, визуальная антропология, педагогическая антропология, религиозная антропология и др.
Этнозоология, или антрозоология – подотрасль антропологии, изучающая взаимоотношения человека и животных в различные исторические эпохи и в различных культурах, в том числе процесс их приручения.
Киберантропология (интерактивная антропология) – авангардное направление – изучает структуру, динамику и природу интернет-сообществ и киберкультуры. В самом широком смысле она анализирует электронные сообщества, в которые люди собираются «интерактивно» через электронную почту, компьютерную конференцсвязь и т. п. При этом интерактивная компьютерная среда квалифицируется как разновидность субкультуры.
Визуальная антропология с помощью киноаппарата и видеокамеры стремится запечатлеть образ жизни, экзотическую культуру различных народов мира, живущих в самых отдалённых уголках нашей планеты. В последнее время визуальная антропология пытается отобразить и другие антропологические явления: художественные, педагогические, религиозные и т. д.
Религиозная антропология – научная и богословская дисциплина, которая решает проблему человека и человеческого существования путём перспективы диалога Бога и человека, перспективы отношений человека и Абсолюта (концепции Г. Плеснера, М. Шелера, А. Гелена и др.). Её интересуют проблемы происхождения человека, его развития, осмысленности существования перед лицом смерти, категории вины, прощения и т. д. В России в связи с ренессансом православия и других конфессий заметно оживился интерес к религиозной антропологии, традиция которой в нашей стране имеет глубокие корни.
Педагогическая антропология – учение о человеке, который формируется в сфере образования. В последние десятилетия в нашей стране эта отрасль антропологии стала активно развиваться в качестве самостоятельной теоретической и прикладной дисциплины. В западной Европе она рассматривалась в начале 70-х гг. как приложение философской антропологии к педагогической действительности и практике образования [10, с. 59-67].
Недавно заявили о своем существовании медицинская антропология, политическая антропология и антропология организаций.
Многие российские учёные осознают необходимость интеграции антропологических знаний. А. Г. Мысливченко в этой связи значительную роль отводит философии. Он резонно замечает, что вычленение философского уровня познания позволяет снять известную ограниченность частнонаучных подходов в изучении человека как целого [12, с 45]. Аналогичной точки зрения придерживается Б. Т. Григорьян [3, с. 36]. Начиная с 2002 года в Институте человека РАН периодически проходят заседания методологического семинара «Многомерный образ человека», на которых обсуждаются вопросы, касающиеся возможности создания единой науки о человеке или «интегральной антропологии» как нового направления комплексных и междисциплинарных исследований мира человека. На неё возлагается задача: преодолеть искусственный разрыв, который образовался между философской и научной антропологией, между физической и социальной (культурной) антропологией, между антропологией и другими науками о человеке. Итоги дискуссий ведущих специалистов в области антропологии освещаются на страницах журнала «Человек» [6; 7].