для контроля какой характеристики судна вычисляется критерий погоды
Критерии остойчивости
Правила Регистра ввели следующие критерии остойчивости для всех транспортных судов длиной 20 м и более:
1) критерий погоды К должен быть более или равен единице, т. е. отношение опрокидывающего момента Мопр к моменту кренящему Мкр больше или равно 1;
2) максимальное плечо диаграммы статической остойчивости должно быть не менее 0,25 м для судов длиной L 105 м при угле крена θ > 30°. Для промежуточных длин судна величина lmax определяется линейной интерполяцией;
3) угол крена, при котором плечо остойчивости достигает максимума, должен быть не менее 30°;
4) угол заката диаграммы статической остойчивости должен быть не менее 60°;
5) начальная метацентрическая высота h при всех вариантах нагрузки, за исключением судна порожнем, должна быть положительной. Случай отрицательной h для варианта нагрузки «судно порожнем» является в каждом случае предметом специального рассмотрения Регистром;
6) критерий ускорения К* должен быть не менее единицы. Критерий ускорения рассчитывается при вариантах сложной загрузки судна, либо при частичной или полной загрузке трюмов грузами с малым удельным погрузочным объемом (свинец и т. п.).
Порядок расчета критериев остойчивости приведен в «Правила классификации и постройки морских судов». Том.1, часть IV «Остойчивость».
Остойчивость с учетом обледенения
Для судов, плавающих в зимнее время в зимних сезонных зонах, помимо основных вариантов нагрузки, должна быть проверена остойчивость с учетом обледенения. При расчете обледенения следует учитывать изменения водоизмещения, возвышения центра тяжести и площади парусности от обледенения.
Расчет в отношении остойчивости при обледенении должен проводиться для наихудшего, в отношении остойчивости расчетного варианта нагрузки. Масса льда при проверке остойчивости для случая обледенения засчитывается в перегрузку и не включается в состав дедвейта судна.
Массу льда на квадратный метр площади общей горизонтальной проекции открытых палуб следует принимать, согласно требований Регистра, равной 30 кг. В общую горизонтальную проекцию палуб должна входить сумма горизонтальных проекций всех открытых палуб и переходов независимо от наличия над ними навесов.
Момент по высоте от этой нагрузки определяется по возвышению центра тяжести соответствующих участков палубы и переходов.
Массу льда на квадратный метр парусности следует принимать равной 15 кг.
Оценка остойчивости судна по критерию погоды
Все условные обозначения написаны так же как и в вышеуказанной конвенции.
По критерию погоды оценивают способность судна противостоять совместному воздействию ветра с траверза и бортовой качки.
Под действием волн судно испытывает бортовую качку и от угла крена , вызванного постоянным ветром, наклоняется в наветренную сторону до угла крена, равного амплитуде качки
.
Алгоритм для оценки остойчивости судна по критерию погоды.
1. Вычисляют амплитуду качки судна , плечо кренящего момента от воздействия постоянного ветра
, плечо кренящего момента при шквальном ветре
.
2. Строят диаграмму статической остойчивости, при этом должно учитываться влияние свободной поверхности жидких грузов в судовых цистернах.
3. На диаграмме статической остойчивости выполняют построения, как показано на рис. 1.
4. Вычисляют площади a и b. Площадь b должна быть больше или равна площади a.
Для того чтобы избегать чрезмерных результирующих углов крена, угол крена от воздействия постоянного ветра не должен быть больше 16° или 80% от угла, при котором кромка палубы погружается в воду, в зависимости от того, какой угол меньше.
Амплитуда качки судна вычисляется по следующим формулам:
— Для судна без скуловых килей с острой скулой:
— Для судна без скуловых килей с круглой скулой:
— Для судна со скуловыми килями:
— Коэффициент из таблицы 1.
— Коэффициент из таблицы 2.
k — Коэффициент из таблицы 3 для судна, имеющего скуловые кили.
s — Коэффициент из таблицы 4, в зависимости от периода качки T.
r — Параметр.
Параметр r вычисляется по формуле:
KG — Возвышение центра тяжести судна над основной плоскостью.
d — Средняя осадка судна в метрах.
Значения промежуточных величин в таблицах 1 — 4 определяются линейной интерполяцией.
При отсутствии данных в Информации об остойчивости, коэффициент общей полноты судна , может быть рассчитан по формуле:
Период бортовой качки T (в секундах) вычисляется по формуле:
В — Ширина судна (в метрах).
d — Средняя осадка судна (в метрах).
GM — Поперечная метацентрическая высота, с учетом влияния свободной поверхности жидких грузов (в метрах).
— Коэффициент общей полноты судна.
— Общая суммарная площадь скуловых килей или площадь проекции боковой поверхности брускового киля или сумма этих площадей (в квадратных метрах — м²).
— Длина судна в районе действующей ватерлинии (в метрах).
Порядок вычисления плеч ветровых кренящих моментов:
1. Плечо кренящего момента от воздействия постоянного ветра вычисляют по формуле:
2. Плечо кренящего момента при шквальном ветер находят по формуле:
P = 504 Па. – Давление ветра. Для судов в ограниченном плавании, значение Р может быть уменьшена с одобрения Администрации флага судна.
A — Площадь парусности судна и палубного груза (в квадратных метрах — м²).
Z — Плечо парусности, равное расстоянию по вертикали от центра парусности до центра погруженной площади боковой поверхности или до точки, приблизительно равной половине осадки (в метрах).
Δ — Весовое водоизмещение судна (в тоннах).
g — Ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с².
Плечи ветровых кренящих моментов и
являются постоянными величинами при всех углах крена.
Пример диаграммы статической остойчивости.
Рисунок 1. Оценка остойчивости судна по критерию погоды
На рисунке 1 обозначены следующие углы крена:
— Угол крена от действия постоянного ветра.
— Угол крена в наветренную сторону от действия волн, равный амплитуде качки судна на спокойной воде.
— Угол крена, до которого измеряется площадь b, равен углу крена 50°, или углу заливания
, или углу
, в зависимости от того, какой угол меньше.
– Угол заливания, это угол крена, при котором погружаются отверстия в корпусе, надстройках или рубках судна, которые не могут быть герметично закрыты. Для целей настоящего критерия малые отверстия, через которые не может произойти прогрессирующего затопления судна, можно не рассматривать как открытые отверстия.
– угол, соответствующий второму пересечению плеча
с кривой плеч статической остойчивости (GZ).
Порядок вычисления площадей a и b рассмотрен в разделе «Вычисление площади под кривой на диаграмме статической остойчивости».
Критерий погоды К
Остойчивость судов считается по критерию погоды К достаточной, если при наихудшем, в отношении остойчивости, варианте нагрузки динамически приложенный кренящий момент от давления ветра ( от шквала) Mv равен или меньше опрокидывающего момента Мс, т.е. если соблюдены условия Mv £ Мс или
К = ³ 1,0. (3.38)
Кренящий момент Mv, кНм, определяется выражением
где Аv, м 2 – площадь парусности (проекция надводной части корпуса судна и судовых конструкций на плоскость, параллельную ДП);
z, м – возвышение центра парусности (ЦТ площади парусности) над плоскостью действующей ватерлинии;
рv , Па – давление ветра, принимается по табл. 3.2 в зависимости от района плавания и величины z.
Район плавания судна | z, м | |||||
1,0 | 2,0 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | ³ 7,0 |
Неограниченный | ||||||
Ограниченный I | 0,567 давления для неограниченного района | |||||
Ограниченный II | 0,275 давления для неограниченного района |
Кренящий момент от шквала является постоянным за весь период накренения судна.
Динамический опрокидывающий момент Мс = gDlc. Плечо опрокидывающего момента lc определяется по ДСО или ДДО с учетом амплитуды качки qr = q1r или qr = q2r (рис. 3.21).
Амплитуда качки судна с круглой скулой, градусов, не снабженного скуловыми килями и брусковым килем, вычисляется по формуле
где X1 – безразмерный множитель, определяемый по табл. 3.3 в зависимости от отношения B/d;
X2 – безразмерный множитель, определяемый по табл. 3.4 в зависимости от значения коэффициента общей полноты СВ;
Y1 – множитель, град., определяемый по табл. 3.5 в зависимости от отношения и района плавания;
h0 – начальная МЦВ без поправки на свободные поверхности жидких грузов.
B/d | 2,4 и менее | 2,6 | 2,8 | 3,0 | 3,2 | 3,4 | 3,5 и более |
Х1 | 1,0 | 0,96 | 0,93 | 0,90 | 0,86 | 0,82 | 0,80 |
СВ | 0,45 и менее | 0,5 | 0,55 | 0,6 | 0,65 | 0,7 и более |
Х2 | 0,75 | 0,82 | 0,89 | 0,95 | 0,97 | 1,0 |
Район плавания судна | | |||||||||
0,04 и менее | 0,05 | 0,06 | 0,07 | 0,08 | 0,09 | 0,10 | 0,11 | 0,12 | 0,13 и более | |
Неограни-ченный | 224,0 | 225,0 | 227,0 | 229,0 | 330,7 | 332,0 | 333,4 | 334,4 | 335,3 | 336,0 |
Ограни- ченный I и II | 16,0 | 17,0 | 19,7 | 22,8 | 25,4 | 27,6 | 29,2 | 30,5 | 31,4 | 32,0 |
Если судно имеет скуловые и/или брусковый кили, то амплитуда качки q2r, град. вычисляется по формуле
Скуловые кили не принимаются во внимание для судов, которые имеют в символе класса категории ледовых усилений УЛА,УЛи Л1.
Амплитуду качки судна с острой скулой следует принимать равной 70% амплитуды, вычисленной по формуле (3.40).
Ак/(LB) % | 1,0 | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4.0 и более |
k | 1,00 | 0,98 | 0,95 | 0,88 | 0,79 | 0,74 | 0,70 |
Расчетные значения амплитуды качки следует округлять до целых градусов.
Для судов, кили которых заложены 1 июля 2002 г. и позже, остойчивость по критерию погоды проверяется следующим образом:
остойчивость судна считается по критерию погоды достаточной, если оно в состоянии противостоять одновременному действию ветра и волнения в соответствии с указанным ниже:
1) Судно находится под воздействием постоянного ветра, направленного перпендикулярно ДП судна, которому соответствует плечо ветрового кренящего момента lw1 (рис. 3.22).
2) От угла крена q0, вызванного постоянным ветром, судно под воздействием волн кренится на наветренный борт на угол, равный амплитуде qr.
3) На накрененное судно действует порыв ветра, которому соответствует плечо lw2.
4) Сравниваются площади a и b, заштрихованные на рис. 3.22.
Площадь b ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой, соответствующей плечу lw2, и углом крена 50° либо углом крена qс, соответствующим точке второго пересечения прямой lw2 с кривой восстанавливающих плеч, в зависимости от того, какой из них меньше.
Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой lw2 и углом крена, соответствующим амплитуде качки qr.
Остойчивость судна считается достаточной по критерию погоды, если площадь b равна или больше площади а.
5) Допустимый угол крена от действия постоянного ветра q0 согласовывается с Регистром. Для ориентировочной оценки предлагается, чтобы угол q0 не превышал 0,8 угла входа палубы в воду или 15°, в зависимости от того, что меньше.
Остойчивость лесовоза по данному критерию не проверяется.
6) Кренящее плечо lw1, м, принимается постоянным для всех углов крена и рассчитывается по формуле
где pv = 504 Па – давление ветра;
zv – плечо парусности; принимается равным измеренному по вертикали расстоянию от центра парусности до центра площади проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость, или, приближенно, до середины осадки судна;
| |
| |
7) Для рыболовных судов длиной от 24 до 45 м давление ветра в формуле (3.42) принимается по табл. 3.7 в зависимости от расстояния z от центра площади парусности до ватерлинии.
z, м | и более |
pv, Па |
8) Амплитуда качки судна с круглой скулой, град., определяется по формуле
q1r = 109X1X2 , (3.43)
где X1 и X2 – коэффициенты, определяемые по табл. 4 и 5;
S – коэффициент, определяемый по табл. 3.8 в зависимости от периода качки t = 2сВ/ , где с = 0,373 + 0,023В/d – 0,043L/100.
t, с | £ 6 | ³ 20 | ||||||
S | 0,100 | 0,098 | 0,093 | 0,065 | 0,053 | 0,044 | 0,038 | 0,035 |
9) Для судна, имеющего скуловые кили, амплитуда качки q2r определяется по (3.37).
10) Амплитуду качки судна с острой скулой следует принимать равной 10 % амплитуды, рассчитанной по (3.43).
11) Амплитуда качки судов, снабженных успокоителями качки, должна определяться без учета их работы.
Дата добавления: 2014-12-29 ; просмотров: 4801 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ