до 8 класса не ставят оценки в какой стране
Как в разных странах ставят оценки
Родители и учителя часто спорят, нужно ли выставлять оценки детям, как это делать и есть ли в них вообще смысл? Мы собрали примеры нескольких стран, где система оценивания учеников значительно отличается от нашей.
Финляндия
В финских школах ученики не получают оценок до 12 лет. Учителя следят за тем, чтобы каждый ученик прогрессировал в своем личном темпе. Они считают любую оценку препятствием на пути к образовательным достижениям учеников. В то же время, дважды в год родители получают отчет об учебе своих детей. В нем описаны достижения ребенка за семестр.
Еще в начальной школе учителя начинают учить ребенка самому себя оценивать, понимать свои сильные и слабые стороны, уметь использовать собственные навыки и ресурсы для достижения конкретных результатов.
Первые оценки появляются лишь в шестом классе — от 4 до 10 баллов. Наименьший балл получают за полное незнание предмета, тогда ученику необходимо заново пройти курс. К слову, четверка — неспроста самый низкий балл, ведь финны считают, что нельзя унижать ребенка цифрой 0. Остальные оценки распределены так: 7 баллов — средний, 8 баллов — хороший, 10 баллов — отличный результат.
В старших классах оценки ставят в таких же баллах, но меняется периодичность оценивания. Теперь оно проходит каждые шесть недель, когда у учеников начинается зачетная неделя. Они пишут тесты в течение нескольких дней.
После окончания школы ученики сдают экзамены по содержанию ⅔ учебного материала. Тогда у них другая система оценивания — от 0 до 7. Если ученик получил низший балл — у него есть возможность пересдать.
Япония
Здесь нет традиционной системы оценивания учеников. Учителя не ставят оценки за наличие или отсутствие домашнего задания или за то, насколько ученик готов к уроку.
Если ребенок готов, учитель обводит задание красным кружком. Если нет — просто оставляет его на будущее как долг.
Такая система действует, чтобы не сравнивать учеников друг с другом. Вместо этого учитель просто описывает умения ребенка, его активность и творческие способности.
Хотя даже в японской школе иногда проверяют уровень знаний с помощью оценок. Для этого периодически проводят тесты по всем предметам. Оценки выставляют по 100-бальной шкале.
Норвегия
До восьмого класса в норвежских школах нет никаких оценок. Вместо этого они делают акцент на других вещах: «работа в команде», «обсуждение», «принятие решений». Детям объясняют, что личность каждого человека развивается во взаимодействии с другими людьми.
Учеба организована таким образом, чтобы дети умели вместе оценивать последствия различных решений. Например, в первом классе весь год учат алфавит и складывают слоги в игровой форме. Также для детей проводят много различных мастер-классов по изготовлению полезных для жизни вещей.
Учителя не говорят о способностях учеников, свое мнение об их поведении и успеваемости они держат при себе. Только раз в год есть специальный день, когда они рассказывают родителям об успехах их ребенка.
Если есть какие-то проблемы, учителя должны тонко намекнуть, что некоторые моменты нужно доработать. Если родители соглашаются с этим мнением, то на нескольких следующих уроках присутствуют специалисты из разных областей, которые пытаются понять с чем связаны трудности ребенка. Потом с ним работают отдельно, пытаясь подтянуть его знания.
Франция
Во Франции действует 20-бальная система оценивания. Это помогает учителю быть более непредвзятым и поставить более точную оценку ученику. Редко кто получает больше 17 баллов: для этого нужно выдать интересную оригинальную мысль или решение. Получить наивысший балл, по мнению учеников, может лишь Господь Бог, а 19 — учитель.
Родителям каждый семестр на почту приходит табель успеваемости ребенка с его оценками по всем предметам. Более того, в документе есть колонка, где показаны оценки за предыдущие семестры. Это позволяет увидеть всю картину в динамике. Также для каждого предмета указан низший балл и высший. Это помогает понять результаты ребенка по сравнению со средними показателями класса. В конце табеля учитель пишет свое мнение об ученике, где отмечает его мотивацию, навыки, поведение и т.д.
Канада
Здесь нет привычных для Украины ежедневных оценок за ответы у доски или домашние задания. Учитель лишь проверяет выполнение и разбирает их вместе с ребенком. Считается, что так ученик не находится в постоянном стрессе с мыслью о том, какую оценку он получит, а понимает, что все это делается для улучшения его знаний.
Оценки ставят только за контрольные и самостоятельные работы, а также за выполненные проекты. Тесты в Канаде по различным дисциплинам проводят регулярно.
Оценивают детей буквами: А, В, С, D, F. Ставят их в зависимости от процента правильных ответов. A+ можно получить за результат в 95-100%.
Никаких оценок и уроки по ведению блога: как учатся в других странах
Школьное образование в других странах отличается от российского. В Индии шахматы — обязательный предмет, а в Канаде дети с особенностями развития и одарённые учатся вместе. Что из этого стоит перенять нашим школам?
1. Финляндия: никаких оценок
В начальных классах в Финляндии нет оценок — детям просто говорят, как они выполнили задание: «отлично», «хорошо» или «нужно потренироваться». Учеников в классе мало, зато учителя сразу два, к ним дети обращаются просто по имени. По сравнению с учениками Азии и США, количество домашней работы у финских школьников гораздо меньше. При этом, в 2013 году Организация экономического сотрудничества и развития выяснила, что Финляндия находится на втором месте в мире по успехам в чтении, математике и владению компьютерными программами. Секрет финнов прост: педагоги индивидуально подходят к каждому ребенку и совсем не давят на него.
2. Сингапур: строгий отбор
Сингапурские дети входят в пятерку лучших в мире по чтению и математике. А всё потому, что в Сингапуре делают большой упор на подготовку к школе. Чтобы попасть в первый класс, нужно пройти очень сложный тест. На этом отбор не заканчивается: после начальной школы дети сдают ещё один экзамен. Он нужен для того, чтобы определить, в какой класс отправить школьника дальше в соответствии с его знаниями. Каждая сингапурская школа сама придумывает, какие и в какой форме экзамены будут сдавать ученики.
3. Китай: поддерживаем ЗОЖ
В китайских школах думают не только об образовании, но и о здоровье учеников. Школьный день начинается с зарядки под музыку. После третьего урока снова зарядка — на этот раз для глаз, чтоб не портилось зрение. Около двух часов дня все ученики выходят в коридор и вновь занимаются легкой физкультурой.
4. Новая Зеландия: интернет-грамотность
В Новой Зеландии детей уже в 5 лет учат владеть компьютером: они рисуют в схемы и картинки. В начальной школе дети уже сами выкладывают в интернет свои рисунки и чертежи. В средней школе ученики ведут блоги: в Новой Зеландии считают, что это прекрасный способ сформировать свое мнение и выразить его. Эта методика имеет поддержку на правительственном уровне. Новозеландцы считают, что главное — научить ребенка иметь свою точку зрения, найти способ самовыражения. Для них интернет — источник самообразования, и нужно только научить детей правильно им пользоваться.
5. Индия: стратегическое мышление
Если в российских школах проходят чемпионаты по футболу или баскетболу, то в Индии обычное дело — соревнования по шарадам, шахматам и ораторскому искусству. В некоторых школах шахматы преподают факультативно, но во многих они входят в основную учебную программу. В индийских школах упор делают на формирование творческого потенциала ребенка, и индийцы считают, что шарады и шахматы лучше всего помогают в этом. Школьный педагог по шахматам Гаган Читкара утверждает, что эта игра учит ребенка концентрации внимания, стратегическому мышлению и принятию взвешенных решений.
6. Япония: трудоголики с детства
Японские школьники — одни из самых трудолюбивых в мире. Даже чтобы попасть в детский сад, нужно пройти конкурс. С 6 лет дошколят учат решать задачи, тесты, головоломки. В школах летние каникулы длятся всего один месяц, а зимние — около 10 дней. Осенью и весной школьники не отдыхают. Даже в каникулы японские школьники посвящают время учебе: они готовятся к строгим экзаменам, которые проходят два-три раза в год.
7. Канада: все дети равны
В Канаде инклюзивное образование: обычные дети, дети с особенностями развития и одаренные малыши — все учатся вместе. Детям с особенностями развития легче социализироваться в обычных школах, где к ним относятся, как ко всем остальным. Это же касается одаренных детей. Когда талантливые ребята находятся в обществе обычных, то они могут положительно повлиять на последних.
В российской «Академии развития интеллекта AMAKids» дети учатся по трём авторским методикам. «Ментальная арифметика» развивает оба полушария мозга одновременно и учит быстро считать сложные примеры в уме. «Либерика» прививает любовь к книгам, увеличивает скорость чтения и процент понимания текста. «Меморика» улучшает память за счет образного мышления и систематизации информации.
Школьная отметка для детей начальных классов в разных странах. Что получают первоклашки в США, Франции. Норвегии, Финляндии, Японии и других странах
Школьная отметка — это просто число, поставленное учителем. Сам процесс оценивания — сложное взаимодействие ученика и учителя. Первый проделывает большую работу, чтобы получить отметку; второй использует систему педагогических знаний и предъявляет педагогические требования.
В этом взаимодействии тщательная систематическая подготовка, уровень IQ ученика; объективность, педагогический такт, индивидуальный подход учителя. В сознании многих поколений сложился такой стереотип.
Но как воспринимают отметку в разных странах мира. Как оценивают первоклассников.
Система оценивания первоклассников в разных странах: США
В общеобразовательных школах всего мира существует большое количество шкал оценивания знаний. Используются цифровые и буквенные обозначения, бальная система.Например, в США отметки обозначаются буквами:
В каждой американской школе есть сайт, где в электронном кабинете хранится информация об успеваемости детей. Доступ к ней имеют учителя, каждый ученик отдельно и его родители. Никто никого не ругает за плохо или хорошо выполненную учебную функцию, никаких соревнований нет.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Финляндия
Финские учителя не ставят отметки ученикам до достижения двенадцатилетнего возраста. Хотя родители два раза в год получают отчет об их учебной деятельности.
Что же делают финские педагоги? Каким образом все же оценивают возможности детей?
Все банально просто:в начальной школе они учат их оценивать себя, свой интеллектуальный уровень, понимать слабые и сильные черты характера.
В финской школе каждый учитель – не только специалист своего предмета, но и психолог высокого уровня.
Только после пройденного этапа оценки своих возможностей, дети в 6 классе получают баллы – от 4 до 10 (нулевой оценки нет. ).
Система оценивания первоклассников в разных странах: Норвегия
В Норвегии отметки дети не получают до восьмого класса. В школу идут в 6 лет. Длительность обучения – 13 лет. Система оценивания направлена на мотивацию детей к взаимодействию друг с другом: работа в команде и принятие решений. Это немаловажный фактор для общего развития первоклассника.
Такой подход к обучению обеспечивает получение конкретного объёма знаний, а не оценки. Для того чтобы определить уровень знаний детей начальной школы, собирается специальная комиссия.
В ее склад входят специалисты с различных областей школьной науки. Именно они и подтверждают надлежащий уровень или неуспеваемость, о котором сообщается родителям на собрании.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Япония
Дети в Японии идут в школу в шестилетнем возрасте весной, когда зацветает сакура. Японцы считают, что такой порядок обусловлен тем, что в весеннее время природа пробуждается и начинает новую жизнь. Поэтому и маленькие ребятишки должны начинать обучение в это время. Период начальной школы длится 6 лет, а средней – только 3. В Японии вообще не существует традиционной системы оценивания.
Учитель оценивает уровень готовности к уроку красным кружком, которым обводит выполненное задание. Но периодически по всем предметам ученики проходят тестирование по 100-бальной шкале. В конце года получают табель не с оценками, а со словами — «хорошо», «постарайся еще»», «очень хорошо». Так учителя комментируют уровень развития ребенка, не оказывая никакого морального давления на него.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Франция
Во Франции действует бальная система оценивания. Наивысший бал – 20. Хотя, как утверждают французские ученики, ее может получить только Господь.Каждый семестр учеников оценивают по всем предметам и высылают результаты (табель успеваемости) родителям на электронную почту. Многие педагоги проводят сравнительный анализ успеваемости семестров.
Также к табелю прилагается психологическая характеристика ученика (поведение, навыки).
Если выше упомянутые развитые страны уже прошли путь реформирования образования и теперь успешно применяют концепции индивидуальных образовательных программ, вместо традиционных уроков — всестороннее исследование тем, приобретение навыков критического и креативного мышления, получения знаний на протяжении всей жизни в любом месте, в любое время, в любой форме.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Украина
18 августа 2016 во время педагогической конференции министр образования и науки Украины Л. Гриневич представила концепцию «Новой украинской школы». До этого применялась 12-бальная система оценивания. Она стала интересной для школьников, специалисты нашли варианты для ее замены, разработав Концепцию.
Система оценивания первоклассников в разных странах: Россия
В России учениками дети становятся в 6-8 лет. Учатся в начальной школе четыре года.
Главная задача учителей – это предоставление детям базового объема знаний с основных предметов и развитие навыков, необходимых для применения в повседневной жизни. Система оценивания – пятибалльная, которая была установлена Министерством народного просвещения еще в 1837 году. Хотя интересным является факт, что ещё в XVIII веке во многих духовных академиях использовался слово «Учение» и его характеристика:
Относительно выставления оценок в первом классе мнения педагогов и родителей расходятся. Если спросить любого ребенка, который приходит в школу, хочет ли он получать отметки. Он скажет – да. Это очень большая мотивация для первоклассника. Так думают и родители.
Сегодня текущие отметки в первом классе дети не получают, им выставляют только итоговые.
Получается. что российская система оценивания не меняется уже много поколений. Стабильность — показатель эффективности.
Хотя. Кое-какие изменения все-таки есть. Сравните табели успеваемости: сорок лет назад и сейчас.
Табель 1987 года
Современный табель отметок
Как оценивают знания школьников в разных странах мира?
Анна Коледа
Споры по поводу возвращения к пятибалльной системе оценки знаний в нашей стране не утихают. Кто-то говорит, что пяти баллов достаточно, чтобы оценить уровень знаний школьников, а кому-то хочется иметь выбор и вместо 4+ или 5- поставить 8 или 9 баллов соответственно. Но если взглянуть на мир широко открытыми глазами, мы поймем, что выбор шкалы оценки – это вопрос общемировой…
Пятибалльная система
Пятибалльная система используется, например, в Германии. Но не в совсем привычном для нас виде. Здесь пять баллов – это эквивалент нашей единицы:В таком виде пятибалльную систему используют также в Чехии, Австрии, Словакии.
А вот в привычном нам варианте, где пятерка – высший балл, система используется в Эстонии, Сербии, Венгрии, Хорватии, Македонии, Кыргызстане, Монголии, Парагвае. В качестве минимального проходного в этих странах достаточно набрать 2 балла.
Десятибалльная система
Является самой близкой и понятной для нас. Думаю, не стоит объяснять, что 10 – это круто, а 1 – это не просто плохо, а очень-очень плохо. Такая же система оценок в Латвии, но здесь могут поставить и 0 баллов при совсем уж нулевых знаниях. И в этом Латвию поддерживают Литва, Молдова, Румыния, Албания, Нидерланды, Италия, Исландия, Греция (в высших учебных заведениях и начальной школе), Вьетнам, Мексика, Колумбия, Эквадор.
А вот в Нигерии используют обратную десятибалльную шкалу. Здесь наивысшим баллом является 1, а 9 и 10 – неудовлетворительные оценки.
Двеннадцатибалльная система
Не где-нибудь, а в Украине отличником себя может считать ученик, в дневнике которого превалируют баллы 10, 11 и 12.
Двадцатибалльная система
На средней ступени образования в Греции (в лицеях и гимназиях) используется 20-балльная шкала оценки знаний, при которой допустимо использование дробных чисел:
Франция тоже считает, что 20 баллов – это диапазон, достаточный для оценки знания школьников. Только вот получить высший балл в этой стране не представляется возможным. По мнению французов, на 19 баллов предмет может знать только учитель, а на 20 – один Бог. А для того, чтобы быть уверенным хорошистом, достаточно получать 10-14 баллов.
Также двадцатибалльная система оценок характерна для Марокко, Ирана, Ливана, Туниса, Мали, Перу, Республики Конго, Чада.
Так что не везде 10 баллов – это оценка успеха.
Стобалльная система
Максимальные 100 баллов (или %, если речь идет о рейтинговой системе) могут получить, например, школьники в Турции. Хотя негласно есть и пятибалльная.
Такая же система характерна для Иордании, Ирака, Сирии, Йемена, Индии, Кубы, Египта. Но в этих странах кардинально отличаются минимальные проходные баллы. Если для Турции и Иордании, например, это 50%, то для Индии – 35%, а Кубы – 70%. В Сирии для всех предметов, кроме родного языка, этот балл составляет 40% (для арабского языка – 50%).
Буквенная система
Такую форму выражения оценки знаний избрали в США. «Оценки» здесь варьируют от А до F:
Кроме того, к буквам могут добавляться знаки «+» или «-». Подобная система характерна также для Норвегии, Швеции, Тайланда, Южной Кореи, Саудовской Аравии, Монголии, Пакистана, Малайзии, Бразилии, Кении.
Смешанная система оценок
Некоторые страны решили не ограничивать себя и используют и буквы, и цифры.
В Великобритании не только нет единой системы оценок для всей страны (скажем, оценки в Шотландии отличаются от Северной Ирландии, Англии и Уэльса), так еще и разные экзамены, которые сдаются по окончании очередной ступени образования, оцениваются по-разному.
Экзамен на получение GCSE (General Certificate of Secondary Education) оценивается буквенно – A*-A-B-C-D-E-F-G. Соответственно, A* – самая высокая оценка, G – самая низкая. А если кто-то увидел букву U (Unclassified), пиши пропало – экзамен не сдан.
A-level оценивается не только буквенно, но и согласно таким понятиям, как:
Таким образом, конечная оценка зависит от того, сколько предметов было включено в A-level. Например, ученик выбирает 2 предмета – при сдаче которых максимум можно заработать 200 баллов. Если 4 предмета, то, соответственно, 400 баллов. Выбрал 6 предметов – 600 баллов. Все просто, казалось бы. Если бы все предметы оценивались одинаково. Но нет, идет еще перераспределение по важности.
Например: ученик проходит обучение по 4 предметам, из которых основной – изучение основ бизнеса. Доля этого предмета в общей оценке составляет 30%, значит за нее максимум можно получить 120 баллов (30% от 400).
В Японии используют сочетание буквенной (от А до F) и цифровой (100-балльная) системы оценки знаний. Как правило, в 100-балльной системе оценки знаний минимально допустимым является уровень 60 баллов. Бывает и так, что для отдельных предметов устанавливаются специальные лимиты, которые могут составлять и 90 баллов.
Китай использует смесь букв (от А до F) и процентов (0-100%), но в строго определенных рамках, без вариаций, как в Японии. Здесь проходным являются 60%.
В Чехии используют не только оценки, но и слова: 1 – Vyborny (отлично); 2 – Chvalitebny (похвально); 3 – Dobry (хорошо); 4 – Dostatecny (достаточно); 5 – Nedostatecny (недостаточно).
В Польше до 1991 года использовали для оценки знаний школьников отметки от 2 до 5. После 1991 года диапазон увеличился, и ученикам может быть выставлена одна из шести отметок:
Новая система оценок
Если смотреть еще шире, то окажется, что в некоторых странах могут по-разному оцениваться знания учеников младшей и старшей школы, различные административные округа могут самостоятельно выбирать свои оценки (как в Канаде).
Присоединяйся к нам в Facebook, ВК и будь в курсе свежих новостей!
Система школьных оценок в разных странах мира.
Вот так вот
Ответ на пост «Ответ на пост «принимайте и меня»»
Зашёл. Второй год в браке)
Риск – дело добровольное
Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе
Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.
Часть I. Объект CBS4561.
Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.
Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.
Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.
Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.
Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.
Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)
Почему именно из ребра?
Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:
Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.
A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.
Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:
Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.
Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?
Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.
Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.
Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.
Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).
В Дильмуне ворон не каркает,
Птица «иттидду» не кричит,
Волк не хватает ягненка,
Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,
Голубь не прячет голову,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,
Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,
Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,
Нет старика, который бы говорил: «Я стар».
Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.
Где располагался райский сад?
Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:
Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. (Быт 2:10-14)
Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.
Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.
Он извергает семя в ее лоно.
Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,
Один день для нее — один месяц,
Два дня для нее — два месяца,
Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».
Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу
Родила богиню Нинкурра.
Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.
Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16
Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.
Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:
Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.
Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:
Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.
Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.
Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).
Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.
Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.
В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.
Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.
В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:
И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.
Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.
И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.
Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.
Древо познания добра и зла.
В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).
Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.
Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:
Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.
Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.
В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:
Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.
По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.
Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?
Литература по теме
Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)