до каких пор будет дорожать бензин в россии
России предсказали рост цен на топливо осенью
Подорожание литра бензина в России в сентябре-октябре составит 25-30 копеек. Такой прогноз сделал глава аналитического центра Независимого топливного союза (НТС) Григорий Баженов, передает РИА Новости.
По словам Баженова, стоимость растет, так как оптовые цены практически сравнялись с розничными. В этом случае производителям выгоднее отправлять топливо на экспорт. «Каких-то факторов в пользу снижение биржевых цен мы не видим, объемы не увеличиваются в той мере, в какой необходимо для того, чтобы цены падали. Спрос по-прежнему еще высокий», — отметил он. Баженов считает, что уменьшение спроса начнется после октября и приведет к снижению биржевых цен.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в ходе торгов 28 сентября цена бензина марки «Премиум-95» установила максимум, поднявшись до 60,253 тысячи рублей за тонну (плюс 0,28 процента). Стоимость бензина Аи-92 выросла до 57,18 тысячи рублей (плюс 0,23 процента), авиакеросина — до 51,796 тысячи рублей (плюс 1,65 процента). Дизельное топливо подешевело на 0,42 процента, до 50,21 тысячи рублей.
Ранее в Минэнерго заявили, что рост биржевых цен на бензин связано с ремонтами нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и с массовой заменой летних видов топлива на зимние. В ведомстве исключили дефицит топлива на российском рынке.
Насколько еще вырастут цены на бензин до конца года и как на это влияет госрегулирование
Власти России создали нерыночную ситуацию, которая приводит к более быстрому росту цен на бензин и дизельное топливо, чем это произошло бы в нормальной конкурентной среде. Так считает глава аналитического центра «Независимого топливного союза» Григорий Баженов, по прогнозу которого цена на топливо до конца года вырастет еще на 1,5-2%. По его словам, дальнейшая деятельность в том же направлении приведет к тому, что число АЗС в России сократится и автомобилистам, как в советские времена, придется возить в багажнике канистры с запасом топлива, чтобы не остаться в провинции один на один с заглохшей машиной.
По данным Росстата, с 10 по 16 августа цены на бензин выросли в 74 регионах РФ. Сильнее всего, полагают в ведомстве, он подорожал в Петропавловске-Камчатском (на 2,2%), Махачкале (на 1,9%), Грозном и Южно-Сахалинске (1,6%). В Москве и Санкт-Петербурге цены на бензин выросли на 0,5 и 0,2% соответственно.
Самый дорогой бензин — в Анадыре. Здесь литр топлива стоит 61,35 рубля. В среднем в Дальневосточном федеральном округе цена литра бензина сейчас — 52,09 рубля, в Северо-Кавказском — 50,47 рубля, в Южном — 49,76 рубля. В Центральном и Северо-Западном федеральных округах литр топлива в среднем стоит 48,93 рубля, в Уральском — 48,37 рубля, в Сибирском — 47,28 рубля. По сравнению с аналогичным периодом, 2020 года стоимость бензина в России выросла на 5,9%, солярки — на 3,8%.
Впрочем, официальная статистика, видимо, не вполне отражает происходящее, потому что власти ряда регионов уже пытаются самостоятельно предпринимать какие-то действия для стабилизации. Неделю назад правительство Курганской области обратилось в ФАС и прокуратуру с просьбой проверить обоснованность решения производителей, трейдеров или поставщиков о повышении цен на газ. В соцсетях жители региона писали, что цены на газ на автозаправках у них буквально за неделю выросли с 22,5 до 34 рублей за литр. Также в ФАС обратился губернатор Ставрополья Владимир Владимиров, здесь, по данным с мест, цены на топливо выросли на 11,6% за неделю.
Ключевое звено в ценообразовании — биржа
Происходящее сейчас на российских заправках Баженов называет «отложенным ростом цен на топливо», спровоцированным, в свою очередь, ростом цен в оптовом сегменте. Там он начался еще в декабре 2020 года и не останавливается до сих пор. Суть проблемы, по его словам, в правилах ценообразования, установленных самим российским государством. «Проблема в том, что при нерегулируемой оптовой цене у нас регулируемая розничная цена. И возникла странная ситуация, когда малая часть объема [топлива, реализуемого на внешнем рынке] определяет цены для внутреннего рынка», — пояснил Баженов.
Ключевое звено в ценообразовании топлива, продаваемого в России, — Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа. Цена здесь определяется спросом, который ограничен емкостью рынка и предложением. А вот оно, как говорит Баженов, «пляшет от нормативов», которые закреплены в совместном приказе двух госорганов — Федеральной антимонопольной службы и Минэнерго РФ. Компаниям предписано продавать через биржу не менее 11% производимого бензина и 7,5% дизтоплива. «В мелкооптовом сегменте реализуется топлива много больше, но цены там назначаются исходя из биржевой конъюнктуры», — говорит аналитик.
16 августа пресс-служба Минэнерго РФ обнародовала решение об увеличении объемов реализуемого через биржу топлива на 1%: до 12% для бензина и до 8,5% для дизельного топлива. В ведомстве рассчитывают сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.
Курс рубля и увеличение акцизов
«Ключевая особенность [топливного] рынка в России в том, что он работает по экспортному паритету. Так называемый индекс нетбэк — приведенная цена внешнего рынка к реалиям внутреннего рынка. Грубо говоря, искусственно решается, какой должна быть цена, чтобы производителю было безразлично поставлять топливо на внутренний рынок или на внешний. Если биржевая цена и нетбэк одинаковы, то без разницы, куда поставлять, с точки зрения выручки», — говорит Баженов.
Весь вопрос в том, как считается нетбэк. Для этого рассчитывается цена топлива на релевантных экспортных рынках. Как правило, это Северная Европа. Далее учитывается курс рубля — котировки на топливо в долларах приводятся к рублевому эквиваленту. Еще два важных фактора — это налоговая нагрузка на экспортные поставки и налоговая нагрузка на внутренние поставки.
С декабря 2020 года, напоминает Баженов, котировки на западных рынках, в том числе в Северной Европе, растут. А вот курс рубля не укрепляется, оставаясь на уровне больше 73 рублей за доллар. По мнению собеседника, это связано с действиями Минфина РФ, который, «осуществляя валютные закупки и повышая спрос на доллар, не дает укрепляться рублю». Соответственно, компенсирующий эффект, который играл бы сейчас существенную роль, просто отсутствует.
Третий важный фактор — это увеличение акцизов на топливо. В среднем в РФ они растут на 4% в год. И так будет продолжаться как минимум до 2023 года. При этом экспортные пошлины падают и должны обнулится в 2024 году. «Естественно, все эти факторы способствуют росту индекса нетбэка. Вслед за ним увеличиваются оптовые котировки», — констатирует Баженов.
По его мнению, в отношении дизтоплива, которого на внутреннем рынке продается лишь 50% от произведенного объема, такую схему еще хоть как-то можно признавать удобоваримой. А вот в отношении бензина, которого на экспорт уходит не более 10%, она совершенно не годится.
«Вывод ведь простой. Цены растут преимущественно за счет роста налоговой нагрузки на внутреннем рынке и снижения налога на экспортные поставки. То есть чисто по фискальной нагрузке поставлять на внешние рынки выгоднее», — отмечает аналитик НТС.
Он полагает, что вся эта сложная конструкция предназначена лишь для того, чтобы «легитимизировать цены, которые устанавливаются на внутреннем рынке».
Другой парадокс в том, что все это завязано на оптовый рынок, хотя Санкт-Петербургская биржа «не является пространством, где реализуется значительный объем топлива».
«По сути, у нас неконкурентный рынок посредством регуляторных мер должен становится конкурентным. Но объемы и нормативы Минэнерго РФ очень маленькие для того, чтобы цена соответствовала спросу в России. Факторы спроса перевешивают то, что способно дать предложение. В результате цена растет быстрее, чем она росла бы в нормальной конкурентной среде или хотя бы, если бы на бирже реализовывалось 30-40% производимого топлива», — полагает Баженов. Летний сезон, когда мобильность россиян возрастает, с его слов, лишь дополнительный фактор, усугубляющий сейчас ситуацию.
Прогноз по поводу цены на топливо
Эксперт предсказывает, что, несмотря на все заявления государственных органов о принимаемых сейчас мерах по стабилизации ситуации в рознице, до конца года автомобильное топливо подорожает еще примерно на 1,5-2%. «Они сдерживают темпы роста цен, не сдерживая сам рост цен в конечном итоге. При этом они не дают ценам падать», — говорит Баженов. В 2020 году, когда мировые цены на нефть и нефтепродукты упали до минимальных значений, говорит он, цена на автомобильное топливо в отсутствии государственного регулирования могла бы составить в среднем 38 рублей за литр. «Но они никогда не будут падать, так как у нас такая регуляторная конструкция», — подчеркивает Баженов.
Как происходящее касается заправок
Есть еще одно последствие госрегулирования на рынке топлива. Сейчас оно напрямую касается лишь владельцев АЗС, но в отдаленной перспективе затронет и автомобилистов. «Для того чтобы заправке хоть как-то справляться с существующей налоговой нагрузкой, цены там должны быть на 3-4 рубля выше, чем сейчас. Где-то с апреля заправки работают в убыток либо с очень небольшой маржой», — говорит собеседник.
Речь идет о демпфирующем механизме, когда из бюджета выдаются демпферные субсидии для сектора нефтепереработки. «НПЗ входят в вертикально интегрированные компании, у которых присутствуют все сегменты — от нефтедобычи до розничных сетей. И получается так, что они терпят убытки в рознице, но перекрывают их за счет субсидий для НПЗ. Независимые операторы никаких субсидий не получают и находятся сейчас в крайне неблагоприятной ситуации», — пояснил аналитик НТС.
С его точки зрения, подобный демпфер — это дискриминационный механизм, который уже привел к тому, что «новых АЗС в России практически не строится».
И в отдаленной перспективе все это приведет к деградации этой сферы. «Очереди на АЗС, как в СССР, вряд ли вернутся. Все-таки у нас не растет такими темпами благосостояние и не увеличивается большими темпами автопарк. А вот локальные проблемы могут быть», — полагает Баженов. Коснутся они прежде всего провинций и отдаленных трасс с низким трафиком, куда сети АЗС крупных нефтяных компаний не заходят.
«Там работают в основном независимые заправки. И если они закроются, то вполне возможны ситуации, когда расстояние между АЗС будет в среднем не 70-100 километров, как сейчас, а 200 километров», — полагает эксперт. В регионах Центральной России и в крупных городах такая деградация вряд ли произойдет, а вот «дальше очень скоро наступит это прекрасное далеко». Отправляющимся в дальние поездки автомобилистам придется, как встарь, брать с собой канистры с запасом топлива.
Цены на бензин разгонят инфляцию
Демпферный механизм не тормозит роста стоимости горючего
Стоимость бензина на автозаправках растет, опережая инфляцию. Фото Reuters
В России ускоряется рост цен на бензин почти во всех регионах страны. За последнюю неделю в большинстве регионов топливные цены подскочили на 20 коп. за литр. А где-то больше, чем на 0,3 руб. за литр. Росстат в среду сообщил, что с начала года цены на бензин выросли на 6,72%. Чиновники уверяют, что без демпферного механизма цены на бензин на внутреннем рынке были бы еще выше. Однако почти половина автозаправок (АЗС) не входит в вертикально интегрированные компании, которые имеют собственную добычу и переработку. И 30-процентный рост оптовых цен грозит этим независимым АЗС банкротством. Подорожание топлива неизбежно скажется на общем росте цен в стране.
По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК, за неделю с 7 по 14 октября цены повышались во всех регионах страны. В большинстве регионов рост достигал 20 коп.
Наибольшее повышение цен на бензин зафиксировано в Костромской области, Ингушетии, Чечне, Забайкалье, Иркутской и Сахалинской областях – 30 коп. В Республике Тыва бензин за неделю подорожал на 33–39 коп.
В целом на прошлой неделе средняя цена Аи-92 увеличилась в России на 17 коп. – до 46,09 руб. за литр, Аи-95 – на 18 коп., до 49,56 руб. Средняя по стране цена за литр летнего дизтоплива за неделю подросла на 13 коп. и составила 50,36 руб.
Ускорение роста цен на бензин подтверждают и последние данные Росстата. За прошлую неделю средний рост цен увеличился до 0,33%, против 0,12% неделей ранее. В целом с начала года рост составил уже 6,72%. Потребительские цены с начала года увеличились уже почти на 6%, следует из данных ведомства Павла Малкова. Другими словами, бензиновые цены уже опережают среднюю инфляцию.
Московская топливная ассоциация в своем мониторинге сообщает о том, что рост цен на бензин и дизтопливо на столичных заправках продолжается три недели подряд. При этом за последние семь дней рост ускорился с 3–5 коп. до 15–21 коп. за литр. Средневзвешенная цена литра дизеля за неделю с 11 по 18 октября выросла на 15 коп. – до 50,31 руб., Аи-92 и Аи-95 подорожали на 17 коп. – до 46,27 и 51,23 соответственно, цена на Аи-100 выросла на 21 коп. – до 58,72 руб.
По данным исследовательской группы «Петромаркет», наибольший прирост стоимости был зафиксирован на заправках крупных, вертикально интегрированных компаний (ВИНК). В итоге к 15 октября розничные цены на автобензин Аи-92 и Аи-95 за год увеличились на 5,7 и 5,5% соответственно. Это повышение в целом сопоставимо с текущей оценкой Росстата инфляции за декабрь 2020 года – сентябрь 2021 года в 5,3%, сообщают исследователи.
Фактическое ускорение цен в стране уже привело к пересмотру прогнозов по уровню инфляции. Так, в Минэкономразвития теперь ожидают, что по итогам года инфляция в РФ составит 7,4% вместо ожидавшихся 5,8%. При этом подчеркивалось, что коррекция была сделана на фоне роста цен на плодоовощную продукцию. В свою очередь, министерство ожидает замедления годовой инфляции в РФ до таргета в 4% к концу 2022 года.
На данный момент стоимость топлива дорожает, опережая инфляцию, однако российские власти надеются, что по итогам года показатели сравняются. «Темпы роста цен на бензин по итогам года будут близкими к инфляции», – уверял на прошлой неделе замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
В конце сентября глава аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов прогнозировал, что цена бензина в рознице по итогам сентября-октября повысится на 25–30 коп. Как пояснял эксперт, причиной сохраняющегося роста является убыточность работы розницы, так как оптовые цены сейчас примерно равны розничным, что вызвано увеличением экспортных нетбэков. «Нетбэки – это специальные индексы, которые показывают, сколько должен стоить товар, чтобы производителю было безразлично, куда поставлять – на внутренний рынок или на экспорт. Чем выше нетбэк (то есть цена экспортного паритета), тем сильнее растут внутренние оптовые цены. На рост нетбэков влияют цены на нефтепродукты на мировых рынках, курс рубля, значение акцизов, экспортные пошлины и затраты на логистику и перевалку», – пояснял Баженов.
Он также добавил, что никаких факторов в пользу снижения биржевых цен на топливо не наблюдается, спрос остается высоким. Вместе с тем демпферный механизм, который применяет российское правительство, чтобы сдерживать цены на бензин, по его мнению, по большей части распространяется на крупнейшие нефтяные компании.
В Российском топливном союзе (РСТ) предупреждали чиновников о возможном обострении ценообразования на топливном рынке в 2022 году. В союзе, в частности, указывали, что к концу сентября оптовые цены относительно конца декабря 2020 года выросли на 27–30%, что в несколько раз превышает уровень инфляции. В результате «топливная розница» хронически несет убытки.
Ситуация может ухудшиться с 1 января 2022 года из-за повышения налога на бензин и дизтопливо, а также индикативной цены в расчете демпфера. Экспортные пошлины на светлые нефтепродукты уменьшатся. «Увеличение налоговой нагрузки будет перенесено на оптовые цены, а снижение экспортных пошлин при одновременном росте акцизов приведет к повышению уровня экспортного паритета, также влияющего на рост оптовых цен», – прогнозируют в союзе, подчеркивая, что новации могут привести к банкротствам АЗС.
Вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что розничные цены на бензин были бы выше, если бы не действие демпфирующего механизма. «На сегодняшний день рублей на 10 цена была бы выше на заправках, если бы не работал демпфирующий механизм. Он позволяет нам иметь на заправках цены на уровне не выше инфляции, и это основная его заслуга», – рассказывал он в интервью BusinessFM.
При этом он соглашался, что у независимых заправщиков ситуация хуже, чем у ВИНК, обладающих собственными нефтеперерабатывающими заводами и собственной добычей. «Независимые компании вынуждены покупать на бирже по тем ценам, которые складываются на бирже», – говорил чиновник. По его словам, из 25 тыс. заправок в России около 10 тыс. представлены независимыми компаниями. При этом, судя по анализу экспертов, именно у ВИНК цены на топливо растут быстрее.
Напомним, в РФ действует демпфирующий механизм. Благодаря ему производители топлива получают повышенные выплаты для сдерживания цен на внутреннем рынке. Так, если экспортная цена бензина и дизельного топлива выше условной внутрироссийской, государство компенсирует часть этой разницы нефтяникам, чтобы они не повышали цены в России. Если же российские цены оказываются выше экспортных, нефтяные компании передают в государственный бюджет часть средств от сверхприбыли от внутренних продаж. Однако «НГ» уже писала (см. номер от 23.06.21), что, несмотря на демпфирующий механизм, цены на автозаправках летом росли со скоростью около 1% в неделю.
Увеличение стоимости топлива неоднократно влияет на рост цен в магазинах на разных стадиях, обращают внимание эксперты «НГ». «На этапе выращивания и сбора урожая, в момент доставки продукции на предприятия переработки, в логистических цепочках от производства и дистрибьюторов в магазины. То есть стоимость бензина и топлива – это ощутимая часть затрат сельхозпроизводителей, обрабатывающей промышленности, ретейла», – отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
«От цен на топливо зависит конечная стоимость продукции, которую необходимо сначала произвести, затем отгрузить на склады или точки продаж, а затем опционально доставить заказчику. Для этого необходим транспорт: самолет, поезд, грузовик или автомобиль. Все они нуждаются в топливе, и в подавляющем количестве случаев это будут нефтепродукты», – подтверждает директор по коммуникациям компании АВТОDOM Анна Уткина. Рост цен на товары также негативно влияет на рынок услуг.
«Компании нуждаются в товарном обеспечении, на которое придется выделять больше средств, чем раньше, а значит, для достижения рентабельности придется индексировать прайс-листы», – продолжает она.
Аналитик по товарным рынкам «Открытие Инвестиции» Оксана Лукичева считает, что рост стоимости топлива самостоятельно не ведет к значительному росту индекса цен. «Индекс потребительских цен – это композитный индекс, в структуре которого моторное топливо занимает 4,4%, а бензин – 4,2%. При этом доля продовольственных товаров в общем индексе занимает 38,1%, непродовольственных товаров – 35%, а услуг – 26,8%», – указывает она.
По мнению эксперта, действующий демпферный механизм все-таки помогает избегать более взрывного роста цен на топливо. «Демпфирующие надбавки хорошо работали для рынка бензина, не давая расти ценам, так как нефтяники не желают терять государственную поддержку. Если цены на АИ-92 вырастут выше 57,5 тыс. руб./т для европейской части России, то демпфер и для бензина, и для дизтоплива автоматически не будет выплачен», – сообщает Оксана Лукичева. Однако росту цен на топливо способствует рост спроса и снижение переработки внутри России. «Это создает диспаритет цен на крупнооптовом и розничном рынке топлива и ограничивает предложение на бирже», – отмечает эксперт.
«Нефтяные компании при индексации цен ориентируются на прогнозируемую инфляцию, так как повышать тарифы по фактическим показателям будет не совсем рационально – это угрожает денежными потерями. Отсюда получается, что производители получают доплату и повышают цены, однако без первого стоимость литра бензина или дизеля выросла бы еще сильнее», – говорит Уткина.
Механизм топливного демпфера настроен так, чтобы рост цен на бензин соответствовал инфляции или был даже меньше, рассказывает исполнительный директор департамента рынка капиталов компании «Универ Капитал» Артем Тузов. «Но это хорошо работает, когда инфляция в целом по стране низкая. В данный момент ситуация иная, инфляция растет и ускоряется, звучат разговоры, что к концу года она превысит 7,5% и бензин дорожает в след за этими прогнозами, а иногда и опережая их», – сообщает он.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям
Колебания стоимости бензина на оптовом рынке топлива заставили вице-премьера Александра Новака пообещать правительственный контроль и сдерживание роста цен. Он сообщил, что повышение стоимости топлива в 2021 году не превысит уровня инфляции. Однако на новогодних праздниках автозаправочные станции уже переписали ценники. Мы выяснили, почему цены все-таки выросли и могут ли колебания оптового сырьевого рынка отразиться на тратах простых водителей.
Ставки топливных акцизов на бензин, дизель и моторные масла с 1 января 2021 года планово повысили на 4%. Соответствующие поправки были приняты в Налоговый кодекс. Именно это повышение акцизов отразилось на розничной цене бензина в первые дни января. По словам руководителя рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петра Шкуматова, на розничном рынке наблюдается честный рост цен.
«Бензин подорожал на 60-80 копеек в рознице, это примерно 1,5% роста. Но на самом деле, если смотреть на структуру цены, эти 60 копеек — это как раз тот самый акциз. Повышение пошлины на 4% не означает такой же рост цены на топливо, доля акциза в стоимости топлива как раз соответствует этим полутора процентам. А это подорожание было запланированным и вообще не должно ни у кого вызывает удивления. Цены выросли абсолютно честно», — считает Шкуматов.
Что касается оптовых колебаний цен, то едва ли увеличение расходов топливных компаний никак не скажется на простых потребителях, отмечают эксперты. «Если вырастут расходы бизнеса, то поднимутся и розничные цены на заправках. Бизнес не занимается благотворительностью, вся финансовая нагрузка будет переложена на потребителей. Если автомобилистам не нравится сам факт роста бензина, то надо понимать, что заправки тут ни при чем, это действия правительства», — объяснил Шкуматов в беседе с Autonews.ru.
Согласно данным «Автостата», средний годовой пробег автомобиля в России составляет 17 тыс. км, а средний расход топлива — 10 литров на 100 километров. Таким образом, среднее потребление топлива одного автомобиля за год составляет 1700 литров. При удорожании литра бензина на 60 копеек в годовом пересчете автомобилисту придется заплатить примерно на 1 тысячу рублей больше, чем годом ранее. По мнению руководителя рабочей группы ОНФ, водители вряд ли заметят такой незначительный рост расходов на бензин.
По данным ОНФ, за прошлый год рост цен на бензин в Москве был ниже уровня инфляции. Согласно исследованию организации, которое есть в распоряжении Autonews.ru, цены на бензин АИ-95 в столице за год повысились на 1 рубль 2 копейки (+2,17%), стоимость бензина серии АИ-92 изменилась еще меньше — подорожание за 2020 год составило 72 копейки или 1,69%.
Глава «Российского топливного союза» Евгений Аркуша считает, что автомобилистам не стоит паниковать и подробно вчитываться в новости топливного рынка. Потому что с точки зрения потребительских цен серьезных скачков стоимости на автозаправочных станциях не будет. Об этом эксперт сообщил Autonews.ru.
«Цены в 2021 году вырастут примерно на уровне инфляции. Об этом уже говорил и вице-премьер. Все остальные колебания — это проблемы внутреннего топливного рынка. Дисбаланс предложения и диспаритет оптово-розничных цен имеют лишь косвенное отношение к потребителям. Все, что происходит внутри рынка сейчас, может привести к изменению структуры рынка, уходу независимых компаний. Но это, скорее, информация для специалистов топливного рынка, потребители ничего не заметят. Рост цен на бензин в 2021 году будет плавный, в пределах инфляции», — пояснил топливный эксперт.
Именно новости о повышении оптовых цен на бензин в начале первой рабочей недели 2021 года заставили автомобилистов обратить внимание на ценники АЗС и заметить там изменение цифр. Но, как объяснил Аркуша, цены оптового рынка ориентируются на экспортный паритет, то есть на одинаковую выгоду поставки топлива на внутренний или внешний рынок. К росту же оптовых цен ведут такие факторы, как повышение топливных акцизов, рост тарифов на перевозку топлива, снижение экспортных пошлин в соответствии с налоговым маневром, а также рост мировых цен на нефть и рост спроса на топливо. Именно выгода сегодня подталкивает нефтяников направлять больше топлива или сырья для его изготовления на экспорт.
Правительство ожидает, что поступления от акцизов в 2021 году составят более 0,8 трлн рублей. В пользу региональных бюджетов на строительство дорог и путепроводов направят до 75% сборов, а следующие два года — более 77%. Такая схема распределения денежных сборов была утверждена в федеральном бюджете на 2021-2023 годы.
Несмотря на запланированное повышение стоимости горючего на заправках в январе 2021 года, российским автомобилистам есть, на что обратить внимание помимо цен на АЗС, а именно — на качество топлива. Согласно проверке Росстандарта, некачественное горючее было обнаружено на каждой десятой российской заправке. В основном проверки проводились по жалобам автомобилистов на недолив топлива и несоответствие октановому числу. Но уже с июля 2021 года Росстандарт начнет проверять топливо на автозаправках в режиме «тайного покупателя».
Еще полгода ведомство, согласно действующему законодательству, обязано предупреждать АЗС о проведении проверок. Но даже в случаях с предупреждением специалисты выявляют до 10% некачественного сырья. Чаще всего это нарушения находят на небольших заправках.
«Закон о госконтроле и надзоре, который вступит в силу 1 июля 2021 года, позволит специалистам Росстандарта приходить без предупреждения. Соответственно, пришли, отмерили по качеству и по количеству топлива и выявили нарушения. Нарушений с бензином не так много — это около 3% случаев. Основную массу фальсификаций и несоответствий требованиям Росстандарт выявляет в области дизельного топлива — порядка 10-15%», — объяснял по итогам последней проверки заместитель главы ведомства Алексей Кулешов.
Более того, ведомство активно ведет разработку интерактивной карты, в которую намерено заносить информацию о заправках, поставляющих некачественное топливо. На ней также будут отмечены и пункты, где можно залить хороший бензин. Карту обещают запустить в текущем году и сделать доступной для приложений с навигацией.