до какого часа ходят контролеры в электричках
Как бесплатно кататься на электричках?
В последнее время РЖД и Пригородная пассажирская компания усилили борьбу с бесплатным проездом.
Количество контролеров резко возросло, везде, где можно и где нельзя строят заборы, устанавливают турникеты, ставят охрану, наваривают листы и металлические прутья в тех местах, где можно пролезть и даже применяют заграждения из колючей проволоки.
Идет самая настоящая война с безбилетниками.
Но, «зайцы» как ездили, так и продолжают ездить, причем таких «несознательных» не меньше 25-30% от общего числа пассажиров.
1. Те кто постоянно ездит на электричках знают, что рабочий день у контролеров начинается чаще всего около 8 часов, а заканчивается в 17-18 часов. Электрички же ходят с раннего утра до поздней ночи, то есть ранним утром или поздним вечером контролеров обычно НЕТ! Проехать в это время, чаще всего, можно совершенно бесплатно.
2. В выходные и праздничные дни контролеров гораздо меньше чем в будни.
3. В пределах Москвы стоимость проезда на электричке равна стоимости поездки на метро. Если взять билет от Ярославского вокзала до платформы «Лось», то Вы как честный пассажир сможете пройти через турникет по этому билету, а дальше, если не будет контроля, Вы доезжаете до нужной Вам станции и там просто спрыгиваете с платформы или перелезаете через забор (если есть турникет). Экономия денег при этом может быть весьма значительная, скажем при поездке до платформы «Фрязево» она составит 104 рубля.
4. На многих станциях, где небольшой поток пассажиров, все еще нет турникетов, то есть на них можно без проблем сесть в электричку или сойти с нее. Например, если Вам нужно добраться от станции «Воронок» до Москвы, можно купить билет до станции «Перловская» за 16 рублей 50 копеек, пройти через турникет, а выйти например на станции «Маленковская», где турникета нет. В этом случае экономия денег составит 33 рубля.
5. Утром, когда электрички набиты битком, контролеры проверяют билеты только у тех, кто сидит и стоит в Вагонах, у тех кто стоит в тамбуре билеты обычно не проверяют.
6. Всегда есть возможность «договориться» с контролером и заплатить ему минимальную сумму 20-30 рублей.
7. Контролеры почти никогда не возвращаются, поэтому всегда есть возможность на ближайшей станции перебежать в те вагоны, где билеты уже проверили.
8. Контролеры часто не едут до последней станции, а проверив несколько вагонов выходят и пересаживаются на поезд следующий в обратном направлении, поэтому всегда есть возможность пройти по вагонам, возможно они не дойдут до конца поезда и выйдут на какой нибудь станции.
И еще, одно замечание. Тем, кто часто и много перемещается из Подмосковья в Москву, можно купить единый абонементный проездной билет на электрички, который называется «Большая Москва», стоит он 1040 рублей в месяц, действует на поездах МЖД по всем направлениям в радиусе до 25км от столицы. В этом случае можно ездить на электричке хоть с утра до вечера и в любом направлении.
Все под контролем: почему «зайцев» в электричках не всегда штрафуют
Иллюстрация: Аля Хафизова
По данным пресс-службы ОАО «Центральная ППК», которая занимается обслуживанием пригородных поездов в московском регионе, доля безбилетников в подмосковных электричках составляет порядка 15–20 процентов. А замминистра транспорта Сергей Аристов заявлял, что люди, которые не платят вообще или покупают минимальный билет, а едут дальше, составляют до 40 процентов всех пассажиров. Корреспондент m24.ru катался на электричках, разговаривал с «зайцами» и контролерами и выяснял, почему первые не считают нужным платить, а вторые не всегда их штрафуют.
Первые несколько станций от Курского вокзала электричка едет тихо и спокойно. Пассажиров мало. Будний день, сонное послеполуденное время: окно уже прошло, а до вечернего часа пик еще далеко. Оживление начинается на подъезде к Реутову.
Сначала по одному, по двое: суетливые студенты и школьники неразличимого пола, взрослые мужчины разного вида начинают транзит по вагонам. В тамбуре, запивая дамскую сигаретку яблочным пивом, то и дело вглядываясь туда, откуда происходит движение масс, стоит женщина средних лет.
– Идут, что ли? – интересуется она у меня. Поясняюще добавляет:
– Как же они ***(надоели)! Не на работу же мне ради них устраиваться, – женщина торопливо бросает недокуренный бычок и направляется в сторону головы поезда, вслед за всеми.
Теперь мы в одной команде.
Следуя за ней, я вспоминаю советы бывалых, найденные на просторах интернета:
«…Средняя скорость проверки вагонов бригады из двух контролеров – два вагона за один перегон. Для трех контролеров – три вагона…».
В очередном тамбуре собирается человек десять. Большинство из них выглядят вполне платежеспособно. Почти половина держит в руках недешевые гаджеты. Парень в недорогом, но все же костюме, обсуждает с «заей», куда поехать отдохнуть в бархатный сезон.
Через окошко тамбурной двери я вижу, как мелькают малиновые куртки кассиров в соседнем вагоне. С другой стороны, в нашем вагоне те же куртки. Вспоминаю еще одну заповедь зайца:
«Если вы настроены обегать вагон с контролерами, то лучше всего перебираться в вагоны синхронно с ними…».
Мы подъезжаем к станции. Стоим в тамбуре сдержанно, контролеры косятся на нас, ждут. Двери открываются. Словно по свистку, людская волна начинает бежать и меня захлестывает вместе со всеми.
Иллюстрация: Аля Хафизова
После упразднения Министерства путей сообщения в 2004 году большинство его функций приняло на себя ОАО «РЖД». Год спустя госкорпорация создала сеть дочерних пригородно-пассажирских компаний для регионов, которые стали заниматься обслуживанием электропоездов.
Примерно тогда же был упразднен статус ревизора. Как рассказывает мне бывший начальник участка контролеров-кассиров на Ярославском направлении (назовем его Иваном Алексеевичем), пришедшее руководство почти сразу установило новые порядки. По его словам, в министерские годы контролеры зарабатывали очень приличные деньги и попасть туда было делом нелегким:
– Эта работа была примерно такой же, как и работа дэпээсником. Просто так, да еще на хороший, жирный маршрут хрен пролезешь. У меня были свои знакомцы чуть ли не в аксененковском окружении (Михаил Аксененко был уволен с поста министра путей сообщения), и работалось, конечно, без особых проблем. Денег было много, даже с учетом того, что приходилось делиться.
Иван Алексеевич говорит, что почти всю старую гвардию подчистили в 2005–2006 годах, а запись в трудовой книжке «ревизор» равнялась тогда чуть ли не «врагу народа». Многие бывшие сотрудники пытались подделать документы и устроиться на работу заново, но проверяли их тщательно. Сам он проработал до 2007 года.
На момент увольнения работа утратила свою привлекательность. Взяток стало значительно меньше – не только потому, что контролеры ходят с кассовыми аппаратам. Банально стали стучать друг на друга. Приятель Ивана Алексеевича (будем звать его Никита) работает контролером-кассиром и сегодня. Никита объясняет мне, что берет немного и всегда по-божески:
– Если компания едет выпившая какая там – ну нету у людей денег! Иногда и выпить предложат и сигарет. Так бы я не отказался, но не очень доверяю своим коллегам. Говорят, так слетали люди с работы: взял пятьдесят рублей, помог человеку, а бригада уже бежит звонить. Ну по мелочи беру, однако сильно не нашабашишь, – сетует Никита. – Сейчас только на легальную выручку работаю. На дальних электричках можно поднять неплохо – человек едет далеко и билет дорогой – он просто берет в кассе самый дешевый за 30 рублей, чтобы через турникет пройти, и я ему пробиваю за сотню. Но тут все официально, через кассу.
Иллюстрация: Аля Хафизова
Ирина Скрябина работает кассиром-контролером уже пять лет. До этого служила в конвое МВД. Я полагаю, что она почти образцовый сотрудник: на вопросы отвечает цитатами из должностных инструкций, работой и зарплатой довольна.
Мы долго беседовали в офисе ЦППК, расквартированной неподалеку от Казанского вокзала в симпатичном бизнес-центре. Ирина рассказала мне, что ее рабочий день начинается очень рано, в пять-шесть часов утра, когда начинают движение первые электрички из области в Москву. Смена длится 11 часов. У контроллеров также есть перерыв на обед и социальные льготы – вроде бесплатного проезда на электричке и социального пакета. Зарплата – от 20 до 40 тысяч рублей (согласно официальным данным; другие сведения сильно разнятся – m24.ru).
В бригаду кассиров-контролеров входят три-четыре человека. На Горьковском направлении, где работает Ирина, женщин больше, чем мужчин. Но не намного – примерно 60 на 40. В ее бригаде три женщины и один молодой человек. В случае конфликтов приходится держаться вместе:
– Зайцы перебегают, постепенно продвигаются к тамбуру, ну и когда я тоже дохожу до тамбура, то либо предлагаю оплатить проезд, либо выйти.
– Но их же много, как вы им предлагаете?
Контролеры в транспорте
– Но стоит там двадцать человек, и вы заходите, вас несколько человек.
– Тут психология, нужно уметь разговаривать с адекватными пассажирами.
– А есть же неадкватные?
– Да, есть. Иногда приходится привлекать полицейских. Мы связываемся с машинистом, а он вызывает сотрудников.
– А в электричках нет полицейских?
– Есть на определенных участках. Но их не хватает, как и везде.
– Сталкивались в своей практике с разными ситуациями, получается?
– Опасная у вас работа?
– Конечно. Любая работа с людьми опасна.
– А люди как реагируют на вас? Мне кажется, есть легкая недоброжелательность.
– Ну не легкая. Любой сотрудник любой службы вызывает вот такое отношение. Кто-то пытается заступиться за безбилетного пассажира. Объясняешь, что человек едет за ваш счет. Хотя кто-то, наоборот, на нашу сторону встает.
Володя стабильно бегал от контролеров несколько лет. Сейчас делает это лишь по необходимости. Он рассказывает мне, что между контролерами и зайцами существует негласная установка: кто хочет ехать бесплатно, должен бежать.
– Кто отказывается выходить или платить, набиваются в тамбур, или даже в вагоне стоит очередь. Контролеры не пойдут дальше, пока те не выбегут. Они тоже все понимают, открыто говорят: давай, беги.
Контролеры, как правило, идут с двух сторон. Володя объясняет, что все знают, когда они заходят, знают, на каких станциях поезд стоит довольно долго:
– Кому лень бегать, покупают у кассира самый дешевый билет. На станции можно купить билет на выход. Кто не хочет платить – лезет через забор. Полиция, чоповцы их ловят, но не очень активно, этим не хочется никому заниматься. Но иногда что-то все-таки придумывают: на Савеловском вокзале там, где все лазали, выкрасили мазутом забор.
Володя считает, что подобные забеги превратились чуть ли не в спорт: здесь есть свои весовые категории, квалификации, существует и взаимовыручка:
– Кто-то бегает из принципиальных соображений. Причем не только молодежь, бегают и старики. Много стариков. Зимой дело было. За мной бежала женщина лет пятидесяти, она поскользнулась, упала, соответственно, на нее завалились остальные. Слава богу, кто-то ее обежал, залетел в тамбур и дернул ручник. И все успели зайти. На самом деле даже машинисты ждут, когда все добегут, потому что понимают, что если пассажиры не успевают, кто-нибудь может дернуть ручник (стоп-кран – m24.ru).
Иллюстрация: Аля Хафизова
На Курском повсюду стоят чоповцы и контролеры – люди в зеленых жилетах, с платформы просто так не слезешь. Но контролер Николай говорит, что находят выход и здесь – кто-то проламывается через турникеты, кто-то седлает забор. Он сам особенно никого не гоняет, лишь бы под поезд не попали. Объясняет мне, что ему не до этого. Он хронически устал, у него 18-часовая смена в течение 15 дней, вахтовый метод. Зарплата – 17 тысяч. Он завидует контролерам-кассирам.
В случае обнаружения безбилетного лица в поезде ему предлагается оплатить штраф на месте или в течение 30 дней в размере пятидесятикратной стоимости 1 зоны (или 10 километров) того региона, где его обнаружили. Например, это 950 рублей на территории Московской области, 1500 – на территории Москвы.
На платформе Новогореево с контролерами попроще: они стоят только возле турникетов, а вот заборы обтянуты колючкой. Стайка зайцев слезает с платформы и идет по путям в сторону моста, буквально обегая летящие навстречу электрички и поезда. С моста легко слезть на автодорогу через дыру в заборе. Местные контролеры тоже завидуют кассирам, работающим в электричках, «потому что у них зарплата стописят тыщ», и тем, кто стоит на Курском у турникетов – по неведомым причинам.
Группа кассиров, разумеется, и не пыталась нас поймать. Они лишь проводили нас взглядом. Остановку спустя я перехожу в тот вагон, откуда выбежал, – они сидят на лавочке. Я задаю глупый, даже детский вопрос женщине с химической завивкой, сидящей с краю:
– А почему всех зайцев нельзя поймать?
Она смотрит на меня задумчиво (но думает явно о чем-то другом), потом в окно, потом всплескивает руками и беззлобно, отрывисто произносит:
– Иди уже. Обед у нас. Устали мы. Не до тебя.
Руководство для «зайцев»
Привет, Пикабу! В моем первом посте я бы хотел поведать о моем небольшом хобби. Я с моими друзьями езжу «зайцем» на электричке. (один из них пикабушник Utug) Внимание, длинный пост.
Конечно, это не совсем законно и, по сути, это нервное занятие, но для нас это стало чуть ли не развлечением.
Обо всем по порядку:
И вот мы на платформе. Скорее всего, ни кто за вами не погонится, не за чем. Ждем поезд. Прежде чем поезд остановится можно внимательно поглядывать в окна, дабы углядеть, где находятся контроллеры (они то и станут нашей дальнейшей проблемой), но если вам лень, то можно понадеяться на авось. Входим в вагон и садимся в самый центр, т.к. с каждой стороны могут неожиданно прийти благородные стражи порядка. Далее ждем их появления.
Контролеры обычно ходят в сопровождении охранников. Эти здоровые быки отлавливают зайцев и ведут к женщинам с чековыписывающими машинками. На состав обычно приходится от 2 до 4 контролеров и столько же охранников. Так же у блюстителей порядка существует несколько тактик движения. Первая: с начала и с конца состава по двое двигаются контролеры, спереди и сзади от них ведут разведку охранники. В середине они встречаются и расходятся.
Вторая: каждый контролер берет на себя 2-3 вагона и их контролирует. 🙂
Вернемся к моменту, когда к вам начинает подбираться контролер. Вы встаете, как будто собираетесь выходить на следующей станции и идете в другую сторону. На следующей станции вы можете выйти и перебежать за контролера. Вас могут увидеть в окно и пойти специально к вам, тогда уходите в зону действия другого «охотника». Это действо можно повторять вплоть до вашей станции. Это конечно утомительно, но придает некоторого драйва и интереса. Интерес в том, поймают ли тебя или нет? Если же всё-таки поймали, то не спешите расстраиваться. Вам предложат выйти на следующей станции. Выходите и, делая вид, что уходите, спешите в ту сторону, откуда шли контролеры, и снова садитесь на поезд. Вас могут запугивать передачей в полицию, но это очень маловероятно. Полиция не занимается подобным, а дорожные службы для решения подобных проблем зачастую не существуют на многих ветках.
Если вы понимаете, что ситуация ну очень плохо складывается, то лучше конечно заплатить. В Петербурге не предусмотрены штрафы, если вас поймают без билета в поезде, поэтому вы имеете права оплатить только ту сумму, которая отражает реальную стоимость обычного билета. Про московские электрички, к сожалению, поделиться ни чем не могу.
Я не призываю следовать нашему примеру, а лишь делюсь опытом.
Спасибо, что не поленились прочитать этот пост, и мне бы было очень интересно узнать ваше мнение в комментариях!
Если вам будет интересно почитать про наши приключения, то могу запилить еще пару постов.
График работы контролеров в электричках
В последнее время РЖД и Пригородная пассажирская компания усилили борьбу с бесплатным проездом.
Количество контролеров резко возросло, везде, где можно и где нельзя строят заборы, устанавливают турникеты, ставят охрану, наваривают листы и металлические прутья в тех местах, где можно пролезть и даже применяют заграждения из колючей проволоки.
Идет самая настоящая война с безбилетниками.
Но, «зайцы» как ездили, так и продолжают ездить, причем таких «несознательных» не меньше 25-30% от общего числа пассажиров.
Бесплатно кататься на электричках стало сложнее, но проехать все равно можно, как говорится: «Есть желание — есть сто способов».
1. Те кто постоянно ездит на электричках знают, что рабочий день у контролеров начинается чаще всего около 8 часов, а заканчивается в 17-18 часов. Электрички же ходят с раннего утра до поздней ночи, то есть ранним утром или поздним вечером контролеров обычно НЕТ! Проехать в это время, чаще всего, можно совершенно бесплатно.
2. В выходные и праздничные дни контролеров гораздо меньше чем в будни.
3. В пределах Москвы стоимость проезда на электричке равна стоимости поездки на метро. Если взять билет от Ярославского вокзала до платформы «Лось», то Вы как честный пассажир сможете пройти через турникет по этому билету, а дальше, если не будет контроля, Вы доезжаете до нужной Вам станции и там просто спрыгиваете с платформы или перелезаете через забор (если есть турникет). Экономия денег при этом может быть весьма значительная, скажем при поездке до платформы «Фрязево» она составит 104 рубля.
4. На многих станциях, где небольшой поток пассажиров, все еще нет турникетов, то есть на них можно без проблем сесть в электричку или сойти с нее. Например, если Вам нужно добраться от станции «Воронок» до Москвы, можно купить билет до станции «Перловская» за 16 рублей 50 копеек, пройти через турникет, а выйти например на станции «Маленковская», где турникета нет. В этом случае экономия денег составит 33 рубля.
5. Утром, когда электрички набиты битком, контролеры проверяют билеты только у тех, кто сидит и стоит в Вагонах, у тех кто стоит в тамбуре билеты обычно не проверяют.
6. Всегда есть возможность «договориться» с контролером и заплатить ему минимальную сумму 20-30 рублей.
7. Контролеры почти никогда не возвращаются, поэтому всегда есть возможность на ближайшей станции перебежать в те вагоны, где билеты уже проверили.
8. Контролеры часто не едут до последней станции, а проверив несколько вагонов выходят и пересаживаются на поезд следующий в обратном направлении, поэтому всегда есть возможность пройти по вагонам, возможно они не дойдут до конца поезда и выйдут на какой нибудь станции.
И еще, одно замечание. Тем, кто часто и много перемещается из Подмосковья в Москву, можно купить единый абонементный проездной билет на электрички, который называется «Большая Москва», стоит он 1040 рублей в месяц, действует на поездах МЖД по всем направлениям в радиусе до 25км от столицы. В этом случае можно ездить на электричке хоть с утра до вечера и в любом направлении.
О том, что такое секретные коды на билете, когда нельзя нажимать на стоп-кран, кто и как штрафует самих контролёров и почему некоторые стремятся работать в ночные смены, корреспонденту «МИР 24» рассказала бывший контролер на электричках Наталья.
Как стать контролером в электричке
Я просто пришла по объявлению. Со мной провели собеседование. Рассказали, что придется делать, сколько часов работать, есть ли ночные выезды, как происходит оплата, премирование, штрафы, какие проверки будут. Спросили, насколько я стрессоустойчива, как я буду реагировать, когда кто-то начнет буянить. Я спросила, нужно ли специальное образование, чтобы стать контролером. На тот момент у меня было среднее образование. Сказали, что нет. Что будет двухнедельное обучение (стажировка), где мне все покажут и объяснят.
Так и было. Две недели меня обучали на практике: как говорить, пользоваться терминалом, вести специальный дневник. В этом дневнике нужно писать, сколько штрафов ты выписала и на какую сумму, сколько билетов ты продала, с какой электрички на какую ты пересела. Мы ездили вдвоем с другим контролером, у которого я училась «обилечивать» пассажиров, правильно разговаривать с ними. Нужно выучить номера станций, которые надо пробить, чтобы продать билеты. Надо знать, на каких станциях сегодня не работает касса. Об этом каждое утро предупреждают всех контролеров. Потом, когда выходишь на работу, продолжаешь ездить в паре с другим контролером. Бывает, что ездят по одному – но только на маленьких, 4-вагонных электричках, например, как «Калуга-Фаянсовая».
Форму нам выдавали летнюю и зимнюю. Стираешь ее сама, дома – как тебе удобно. Можешь хоть каждый день стирать, главное – выглядеть опрятно. Форма удобная. Зимняя очень теплая, хоть и легкая.
После стажировки начинается испытательный срок – три месяца. Если ты увольняешься после него, заранее предупредив, то никаких проблем не будет. Там все официально, все по-белому.
Рабочая смена
Рабочий день начинался с самой первой утренней электрички – до 14.00. Потом с 14.00 до 20.00 или 21.00. Если ночная смена, то ты едешь на последней электричке весь маршрут, потом ночуешь в специальной комнате для контролеров, и утром обратно возвращаешься на первой электричке назад. Мне повезло, в ночную смену я ни разу не попала. Хотя, получается, что ты работал часа три или чуть больше, а тебе заплатили, как за рабочий день. Многие в ночные смены стремятся, но меня эта идея не очень радовала.
Днем есть обед. Контролер может спокойно пообедать прямо в вагоне, если он взял еду с собой. Когда у меня были перерывы между электричками, я обедала в кафе или в специальной столовой на вокзале.
Про секретные коды
Я узнала, как контролеры могут быстро понять, действительный ли билет ему показывает пассажир или нет. Дело в том, что каждое утро назначается секретный код на этот день, на все рейсы. Он состоит из четырех цифр. Все контролеры узнают его, когда утром приходят брать инвентарь и чеки. Например, сегодня код 1234. Контролер, проверяя билеты, первым делом смотрит на эти цифры в особом месте билета.
Если код правильный, значит, билет действительный. Но если все совпадает: и дата, и название станции, а код – нет, значит, билет поддельный, или просроченный. Если с кодом все в порядке, мы смотрим другие параметры: куда едет пассажир, где он сейчас. Если, например, у него билет до Азарова, а сам едет дальше – до Балабаново, то просим его пройти на выход.
Вежливость и безопасность
Контролеру запрещается быть агрессивным, отвечать злостью на злость. Нужно быть вежливым, спокойно разговаривать, не доводить пассажиров до истерики. Если контролер вступит в перепалку, лицо фирмы потеряется. Нам давали инструкции: не спорить, улыбаться: «Все нормально, хорошего дня, счастливого пути!».
За нашу безопасность отвечает служба охраны поезда. На двух контролеров два представителя этой службы. Вызвать охрану можно по сотовому телефону – как правило, у нас есть номера охранников. Или вызываешь машиниста поезда через кнопку громкой связи.
Были случаи, когда молодежь пьяна, не хочет платить и не хочет высаживаться. Тогда вызываем охрану. Но она силу применяет далеко не сразу. Сначала пытаются договориться, объяснить все словами. Если не понимают, тогда в ход идут более жёсткие методы.
Еще мы можем вызвать охрану, если встретили в вагоне «продавальщика». Продают носки, зонты всякие. Контролер может попросить показать разрешение на торговлю. Если его нет, то мы можем вежливо попросить человека покинуть поезд или вызвать охрану.
Есть ли у контролеров план по штрафам?
Да, как и у кондукторов, и у гаишников, у контролеров есть план, на какую сумму нужно собрать штрафов в месяц. Скажем, на 50 тысяч рублей. Если тебе удается собрать эту сумму, ты можешь получить премию до 100% от оклада. Оклад начинается от 20 тысяч и выше. У моих коллег, с кем я работала, могло выйти по 70 тысяч в месяц вместе с премией. Или 15 тысяч, если штрафуют самих проводников (об этом – подробности дальше). Если ты хочешь заработать больше, ты можешь выйти на дополнительные ночные или дневные смены. Премию получат те, у кого не было косяков, кто хорошо работал, в общем.
Если в один поезд попадают две команды из разных компаний – например, калужская и московская – то они «делят» состав пополам. Например, первая группа идет проверять билеты с середины до конца, а вторая – с начала до середины поезда. Как правило, они знают заранее, что попадут в одну электричку, и поэтому спокойно расходятся: поздоровались-пообщались, поняли друг друга, развернулись и пошли по своим сторонам. Иногда бывают и неожиданные встречи. Ты идешь-идешь, и в середине электрички встречаешь другую команду. Без ссор, без ругани, спокойно решаем вопрос. Все работают в одной сфере, и команды стараются не ругаться со своими.
Кто и как контролирует контролеров
Есть так называемые «тайные пассажиры». Это кто-то из начальства или бывших контролёров. Они ездят на рейсах, и смотрят, как обилечивают контролеры, как они общаются, все ли записывают в дневник. Могут подсунуть тебе старый билет, либо билет, купленный на завтрашнее число. Могут начать упрашивать: «Возьмите двести рублей, у меня денег больше нету, ничего нету!». И если ты попался на удочку, тебя ждут разбирательства и штрафы.
Подставной пассажир достает «корочку», где написано, что он из проверки, и приглашает тебя сесть рядом: «Будем проверять вашу кассу». Ты садишься, он считает деньги, и если находят не учтенные, то это засчитывается, как нарушение. Могут просто оштрафовать, а могут лишить премии. Поэтому не удивляйтесь, что контролеры в электричках часто наотрез отказываются «войти в ситуацию», ведь мы это делаем на свой страх и риск. Я иногда, конечно, иду навстречу какой-нибудь безбилетной маме с ребенком, но знаю, что делаю это себе в ущерб.
Часто еще бывает, что молодые люди пытаются с тобой познакомиться, заговорить зубы, чтобы дольше проехать, и выйти на той станции, которая им нужна. А еще бывают перебежчики, которые бегают от контролеров из вагона в вагон. Тут надо либо быстро зайти в тот вагон, куда они бегут, либо закрыть на это глаза: ты же не будешь бегать за ними вечно. На это, видимо, и расчет. Обычно, когда мы замечаем таких бегунов, мы с другим контролером делимся, и идем с двух концов поезда.
Экстренные ситуации
У меня однажды загорелась электричка. Возникло замыкание, один вагон задымился, поднялась паника, и мне, как сотруднику железной дороги, нужно было перевести людей в соседний вагон. Но начался переполох: все бегают, орут. Это было очень тяжело. Приходилось даже повышать голос, чтобы успокоить их и вывести в другой вагон. Электричка ведь остановиться не может, она едет. В общем, мы ехали до следующей станции, люди вышли, прибежали ремонтники, быстро выяснили, почему все задымилось, и решили проблему. Электричка поехала дальше.
Часто нажимают на стоп-кран. Особенно, это делает молодежь. Если нажать на стоп-кран, электричка не резко останавливается, а идет на торможение. Но если скорость уже набрана, и нажимают на стоп-кран, электричка может сойти с рельсов. Поэтому часто на полном ходу он просто не работает. Если ты что-то забыл на перроне, ты можешь нажать на стоп-кран, и выскочить за вещами. Но не на полном ходу.
Отношения с руководством, поощрения и штрафы
Про руководство нельзя сказать, что оно доброе. Очень строгие люди, не обращают внимания на какие-то жизненные обстоятельства контролеров. Некоторые, например, не могут ночью работать, а их заставляют. Бывают ситуации, когда входят в положение, но, в основном, всем наплевать.
Поощрения такие: раз в год тебе предоставляется путевка, ты можешь куда-нибудь съездить отдохнуть бесплатно. Но в пределах России, и только по железной дороге. И количество направлений – ограниченно.
Корпоративные праздники обычно проходят скромно, если только коллектив сам решит себе его устроить. А так, просто поздравления от начальства, маленькие подарочки в виде денег или на Новый Год – бутылки шампанского и коробки конфет. На День железнодорожника всех поздравляют, могут выплатить небольшую премию, но так это обычный день, и он проходит рутинно.
Контролёр-кассир, продающий билеты в электричке, рассказал The Village о своём очень необычном взгляде на законы РФ, права пассажиров и о том, как должна оплачиваться его работа.
О старых порядках
Раньше контролёров уважали и сюда было очень трудно попасть. Раньше не было кассовых аппаратов. Проезд стоил 30−40 рублей, контролёры просто шли по вагону и собирали бабки в карман — не себе, всем. За целый день ты мог собрать 100 тысяч рублей, приходил на участок: 20 — начальнику, 20 — проверяющим, 20 — себе. Остальное, 10 тысяч — руководству. Это официальная сумма, которая шла в кассу, это то, что ты якобы реально собрал за день. И эта система работала годами, ничего не вскрывалось. Мы могли в день и 40 тысяч рублей положить себе в копилку. Понятно, что есть более выгодные направления, где больше людей ездит, есть менее выгодные.
Попадали на такую работу по большим связям. Старые эржэдэшники, которые сами были сначала контролёрами, становились начальниками участка, потому что у них опыт, выслуга лет, связи опять же, и своих людей тянули на освободившиеся места. Но вот появилась новая компания «ЦППК», пришло новое руководство и начались другие порядки.
О новых порядках
«ЦППК» запустила своих людей начальниками участков, они сказали контролёрам — не надо с нами делиться, такой системы больше не будет. Наняли новых контролёров. Прямо так и сказали: подайте список всех, кто раньше работал, все бывшие работники — воры. Мы набираем не воров!
Тебя уволили, ты подделываешь документы, приходишь устраиваться с чистой трудовой, но служба безопасности тебя проверяет — оп, ты — бывший работник. Свободен! Кто-то башлял бабки, чтобы остаться на хорошем месте, кто-то подделывал документы.
Альтернативу новым работникам предложили неплохую: ходите честно, не воруйте, не кладите плату за билет в карман, а мы вам дадим нормальную официальную зарплату. Вернее, официальная зарплата мизерная — 8 тысяч. Но в зависимости от того, сколько денег с пассажиров ты официально соберёшь, тебе дают хорошие бонусы. За месяц можно зарабатывать 100 тысяч рублей. Это нормальная зарплата для людей без образования. Хотя, конечно, не гигантская.
Всё делалось постепенно. Они заменяют контролёров на одном маршруте, и электричка, которая официально давала 5 тысяч рублей в день, стала приносить 50 тысяч. Они — раз — ещё несколько маршрутов обновляют. И бах — направление, которое всегда считалось самым неприбыльным, начинает приносить миллион в месяц. Начальники сами были в шоке. Сначала премиальная сетка вообще позволяла контролёрам легально заработать 150−170 тысяч рублей, потом уже они оценили собираемость денег и снизили премии.
О том, как выполнить план
Я бы не сказал, что наши деньги лёгкие: иногда я работаю 29 дней в месяц, чтобы собрать свой план. Есть маршруты, где ты ничего не собираешь: люди уже купили билет в кассе или просто очень мало народу в поезде.
Самые прибыльные — электрички, которые едут далеко. Там дело в чём? Если билет до какого-нибудь Александрова в кассе стоит 250 рублей, то мы предлагаем купить билет всего за 100. Всё официально и через кассу, просто пробиваешь ему не до конечной станции, а до ближайшей к Москве, где нет турникетов. Кто же, кроме нас, контролёров, проверит, куда человек едет и где сойдёт. Отъезжаешь 50 километров от Москвы — и турникеты прекращаются. Так зачем людям покупать в кассе задорого, если можно у меня подешевле.
Есть негласная договорённость контролёра и пассажира — если ты не знаешь, тебе кто-то подскажет: бери самый дешёвый билет за 26 рублей, чтобы пройти через турникет, и приготовь 100 рублей мне. Выгонять пассажира мне невыгодно: он перебежит в другой вагон и всё равно доедет, штраф брать с него я не могу по закону. А если я ему продам даже самый дешёвый билет, я приближаюсь к выполнению своего месячного плана, значит и к бонусам.
Но иногда кассовый аппарат вообще можно убрать. Заходишь в вагон, видишь десять человек, которые собираются бежать. Кричишь им: «Стоять! По 60 рублей!» И они сразу останавливаются: такую-то сумму они вполне могут заплатить, чтобы не бегать.
О плохих и хороших пассажирах
Сейчас что ещё неправильно? Раньше контролёр был всегда прав. А сейчас он никто: он не имеет права тебя трогать, он не имеет права тебя оскорблять. Раньше ты шёл — билета нет? — на тебе! Бил. И сейчас бью иногда.
Но сидит какой-нибудь шпингалет со смартфоном — сразу тебе камеру в лицо. Ты его руку отталкиваешь, а он сразу: «Вы нападаете на моё имущество, вы не имеете права меня трогать» — все такие шибко умные стали. А главное, ведь эти самые умные тоже часто не платят! Приходится припугнуть немного, они сразу деньги достают, расплачиваются — ну и умничка, держи билетик!
Ещё начальство придумало горячую линию, и вот все, кому не лень, звонят туда и жалуются на тебя. «Алло, это Валентина Петровна. Кассир-контролёр назвал меня сукой. Номер жетона такой-то». А ты, может, и не называл совсем, а выговор получишь, будь уверен.
Но есть и хорошие клиенты. Бывает, едешь, тебя и пирожками угостят, телефончик спросят. Едет компания, всё выпить с ними предлагает: у них якобы деньги есть, но им так взгрустнулось, что они совсем не хотят платить, а хотят напоить. На работе я не пью, но бутылку водки с собой возьму.
О тех, кто не хочет платить
Вы не думайте, что все контролёры только и ждут, где украсть, а пассажиры все законопослушные и готовы платить. У нас конфликтные ситуации каждый день: одного контролёра пытались подстрелить, женщине недавно проломили голову. Просто сидит мужчина нормального вида, не бандитского. Она к нему подходит и спрашивает: «Ваш билет?» — он ей сразу: «Пошла на хуй». Вы должны оплатить — та же реакция. Ну а потом он встал и ударил её по башке. Никто из пассажиров даже не шелохнулся. У нас же как: тебя бьют, а все сразу достают мобильные телефоны и начинают снимать.
Или сидят два ушлёпка в дредах, «поколение Next». Я спрашиваю билет, они мне: «Ты что, бык? Ты что, из 90-х?» Надо сказать, что в «ЦППК» кто-то очень умный придумал форменную одежду — малиновый пиджак. И я со своей спортивной комплекцией и малиновым пиджаком навожу страх на людей. У меня дедушка один как-то даже спросил: «Что, совсем всё плохо у братков, раз в контролёры пошли?» Но эти с дредами сами позвали меня в тамбур «поговорить». Потом, конечно, извинились, сказали, что просто обкурились.
А бывает, идёшь по составу — фанатский вагон. Есть дурачки, которые к ним подходят в своей обычной контролёрской манере и требуют оплатить проезд — так можно получить по морде. А есть такие, как я. Заходишь в вагон, оцениваешь обстановку, становишься болельщиком той команды, фанаты которой едут в электричке. Слава богу, я знаю кричалки всех команд. Правда, неприличные.
Со всеми поздороваешься: «Куда едем, кто играет?» — а тебе абсолютно по барабану, кто играет. Ты по этому вагону идёшь весёлый, но дверь их вагона закрывается, ты поправляешь пиджак и снова берёшь строгую манеру: «Билеты готовим, пожалуйста». Фанаты тебе пива дадут, сигарет, но денег — никогда.
О даче Якунина
Вот так и приходится: кого-то припугнёшь, кому-то в морду дашь. До полиции в вагоне не докричишься. Они выходят только ночью, проходят по электричке, собирают себе чурок для отчётности — и всё, им больше ничего не надо.
У меня как-то случай был. Едет пассажир, представился журналистом из какой-то газеты. Я иду по вагону, он встаёт и собирается от меня бежать. Говорит: «Не буду платить, выписывайте мне штраф». Я ему угрожаю отделением транспортной полиции, а он согласен со мной идти. Многие так говорят, но на самом деле никто со мной никогда туда не ходил. В конце концов все платят, чтобы не тратить время, не сходить с маршрута и так далее. Я сам понятия не имею, где находится транспортная полиция.
А этот упёртый. Это мы потом познакомились, он стал Ваня, а до этого был обычный Чиполлино. Он мне начинает втирать:
— Я против коррупции, почему у Якунина дача за 40 миллионов рублей!
— Ты чо, завидуешь?
— Я не могу проконтролировать, куда уйдут мои деньги!
— Ты что, дурак, что ли? Какие деньги? — но думаю про себя: — У, да ты упёртый, ну давай заплатим штраф. — Мы едем, но я параллельно пытаюсь как-то раскрутить его на билет и чтобы он пошёл уже, а от меня отстал: — Давай мне 70 рублей и вали куда хочешь!
— Не дам я тебе 70 рублей.
— Слышь, Пиноккио, я ж тебе сейчас рёбра поломаю и всё!
— Ломай, — говорит, — выполняй свою работу, как тебе положено.
— Ты что такой дурак?
— Я не дурак, я за права борюсь.
О полиции
Мы пытались вызвать полицию по кнопке связи с машинистом. Никто не пришёл. Решили идти в отделение на вокзале. Ваня от меня убежать не пытается, я его подвожу к кассе, чтобы он им заплатил, а не мне, но он — ни в какую: мы все в РЖД воры.
Куда его вести? Идём в отделение полиции, в шоке оба. Выходит полицейский — здоровей меня мужик — и спрашивает: «Ну и что ты мне его привёл? Что мне с него взять? Штраф?» И на него наезжает: «Слышь, малой, если я захочу, я вызову наряд, тебя размотают на три часа, заберут бабло». Ну а Ваня скромно так ему говорит: «Выполняйте свои служебные обязанности, я готов заплатить штраф». Короче, выгнали нас из отделения. Приходим на участок к моему начальству: «Здравствуйте, коллеги! Человек хочет заплатить штраф!» — но и оттуда нас прогнали. А я не могу его отпустить просто так, у меня тоже принципы.
— Может, ты купишь мне бутылку пива и разойдёмся?
— Нет, это тоже взятка!
Когда нас послали из ещё одного отделения полиции, я просто повернулся к нему и говорю: «Пошёл вон! Видишь, какая у нас система? Не знаю, куда тебя вести. Мои возможности исчерпаны, можешь кинуть в меня пачкой сигарет». И разошлись. Это к слову о том, как работает наша полиция.
О «бурановских бабушках»
Но сейчас и контролёр не тот пошёл — какие-то стукачи, ушлёпки. Мы называем таких «бурановские бабушки». Они тебя продадут за рупь-двадцать, даже если вы вместе работаете в паре. Есть такие случаи: едет женщина и говорит, что не знала, не может заплатить и нет у неё 300 рублей. Что делать — берёшь 60, а твой напарник тут же потихоньку звонит начальству.
Но им тебя надо с поличным поймать, они посылают специальную проверку — как тайный покупатель. А я чую это дело на раз! У проверки взгляд заинтересованный, он протягивает тебе полтинник и предвкушает, что ты возьмёшь. А ты ему сразу кучу вопросов: куда, откуда едет, чтобы он растерялся. Ну и говоришь, что билет стоит на 100 рублей дороже. А в тамбуре тебя этот человек встречает и только хвалит за хорошую работу — левых денег не берёшь!
Но вот эти добросовестные контролёры нам, конечно, картину портят. Мы же маршрутами постоянно меняемся. И вот пройдёт такая бабуля по твоему вагону, со всех пассажиров возьмёт полную стоимость билета, а ты на следующий день идёшь, и твои постоянные клиенты тебе билет за 400 рублей, купленный в кассе, показывают. Потому что не хотят снова нарваться на кого-то принципиального. Это нам ломает линию, конечно.
Одну систему нашу уже развалили, и снова становится хуже и хуже. Я бы ушёл с работы, бонусы всё меньше, да только у меня высшего образования нет, где мне ещё столько платить будут. Так что пережду пока тут, может, переведутся такие люди и всё снова станет хорошо.