до какого года курили в самолетах
Курить нельзя: история запрета
Содержание
Почему запрещено курить в самолёте?
Курить в салоне самолёта нельзя. Это известно всем. Но почему? И как это влияет на полёт? Основных причин три.
Электронные сигареты относятся к категории парогенераторов, и действие закона на них не распространяется. Брать вейп в самолёт — разрешено, но авиакомпании также ограничивают их использование на борту ввиду большого количества паровой завесы. Курить электронные сигареты нельзя также, как и обычные.
Почему в салоне есть пепельница и знак запрета курения?
Самая распространенная версия — самолёты с пепельницами были введены эксплуатацию до запрета. Однако, и в новых лайнерах есть пепельница. Зачем?
Представители авиакомпаний рассказывают, что пепельницы оставляют на крайние случаи для курильщиков со стажем. Чтобы они не выбрасывали окурки в урну, по правилам пожарной безопасности пепельницы должны быть. Таких курильщиков, конечно же, поймают дымовые датчики. Некоторые пытаются изловчиться, выдыхая дым в унитаз в туалете, прикрывают датчик одеждой, но редко остаются незамеченными.
Авиакомпания Россия сообщает, что с мая 2019 года зафиксирован 61 факт курения на борту, 47 из них было сдано в полицию.
Это интересно! По статистике 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов.
История запрета на курение в мире
Курение на борту ранее было разрешено в полёте, но запрещено во время взлета, посадки и в моменты турбулентности.
Первый запрет на курение был введен в США Рональдом Рейганом в 1988 году, после него все авиакомпании США подписали указ о запрете на всех рейсах. После подобные запреты были введены в Европе.
В России последним российским авиарейсом, на котором разрешалось курить, был рейс «Аэрофлота» SU527 Москва-Шанхай, 30 марта 2002 года. После него был введен первый запрет. Авиакомпании начали выдавать курильщикам жвачки с никтоином, чтобы облегчить перелёт. В начале 2000-х годов другие авиакомпании также поддержали запрет. А в 2013 году вышел закон N 15-ФЗ, строго запрещающий курение на борту любого авиалайнера, совершающего любой по времени полёт.
Что будет, если покурить?
Официальный штраф за курение в России по по ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ составляет от 500 до 1 500 ₽. А вот штрафы авиакомпаний бьют по карману сильнее: при обращении в суд перевозчик может выиграть до 500 000 ₽ на санобработку туалетной комнаты, системы вентиляции, на топливо и все убытки в случае совершения вынужденной посадки. Так сообщает авиакомпания Победа. В будущем пассажира могут внести в чёрный список.
По законодательству Канады курение на пассажирском лайнере наказывается штрафом до 5 тысяч долларов, но может караться и тюрьмой. В январе 2017 года Королевский суд Великобритании признал виновным Джона Кокса, который закурил на борту и спровоцировал настоящий пожар. Нарушителя приговорили к четырем с половиной годам заключения.
В Катаре в 2016 году на борту лайнера Qatar Airways был задержан русский турист, которому предложили два варианта решения проблемы: заплатить штраф 80 долларов или тюремное заключение. В Судане нормальная практика – получить 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту. В Китае могут наложить штраф, размер которого приравнивается к стоимости билета.
Почему раньше можно было курить в самолёте, а сейчас штрафуют?
Российский турист в пятницу был задержан за курение электронной сигареты на борту самолёта. Он останется в тюрьме Катара до тех пор, пока не заплатит штраф в размере 80 долларов. На самом деле до начала 2000-х пассажиры могли спокойно дымить на борту. Почему же сейчас нельзя? Отвечают стюардессы, пилоты и заместитель министра гражданской авиации СССР.
Почему и когда запретили?
Представьте, что вы летите в самолёте, а ваш сосед по креслу всё время курит. И ведь так было. Правда, предварительно покупая билет, вы могли выбрать зону для некурящих. Но это не спасало, как, помните, в кафе до запрета: сидишь вроде бы там, где не дымят, но всё равно весь пропитываешься запахом.
Впервые полный запрет на курение на борту был введён в США в 1988 году. Примеру Штатов последовали и многие другие страны. В советско-российской истории это был длительный и постепенный процесс. Сначала в 1986 году запретили курить на коротких рейсах, а полный запрет был введён только в начале 2000-х.
Заместитель министра гражданской авиации СССР Иван Васин:
— Указание о запрете курения на полётах продолжительностью до трёх часов я подписал в 1986 году. Курить можно было только после посадки судна. Почему? Потому что было очень много жалоб от пассажиров с детьми. Система кондиционирования не обеспечивала чистоту воздуха, и дети страдали от этого. Хоть раньше выделялись отдельные места для курящих, всё равно запах сигарет по всему салону проходил. С тех пор и было принято такое решение. И это было чисто гуманное решение, с безопасностью никак не связанное. На короткие рейсы приходилась тогда большая часть всех полётов, поэтому мы думали только о них, это не было заботой о курильщиках.
В 2002 году «Аэрофлот» ввёл запрет на курение абсолютно на всех рейсах. Фото: © РИА Новости/Дмитрий Петроченко
— Как показывают проведённые исследования, в поддержку данной меры выступает даже 38% курящих пассажиров. Это неудивительно, так как 27% курящих и до введения запрета на зажжённую сигарету в салоне предпочитали места для некурящих, — заявили тогда в авиакомпании. — Проблема запрета на курение во время полёта носит для приверженцев этой вредной привычки скорее психологический, нежели практический характер. Специалисты утверждают, что 43% курящих могут без особого труда не притрагиваться к сигаретам свыше десяти часов (полёт из Москвы в Петропавловск-Камчатский длится 9 часов 30 минут).
Интересно, что тогда «Аэрофлот» обещал заядлым курильщикам выдавать на борту субституты в виде специальной жевательной резинки, чтобы помочь пережить время без сигарет. Но опрошенные нами стюардессы сказали, что впервые слышат об этом.
Работает ли сейчас запрет?
Бортпроводник авиакомпании «ЮТэйр»:
— Количество курильщиков сильно зависит от рейса. Так, курят почти каждый рейс на направлениях в Среднюю Азию: Баку, Худжанд, Ташкент, Душанбе, Самарканд. КАЖДЫЙ РЕЙС. И это несмотря на то что несколько раз озвучивается информация о запрете курения и стикеры везде наклеены. Пассажиры ссылаются на то, что «у меня голова болит, если не курить» и «а чё будет-то, я чуть-чуть». На региональных и чартерных рейсах по России курят деловые дяденьки — раз в две недели примерно встречаются такие. Часто предлагают деньги за сокрытие — обычно 5—10 тысяч рублей.
Фото: © Roy Chung
Тут главное — почуять вовремя и поймать за руку. Сразу спрашиваешь, куда дел окурок, потому что если он кинул в мусорку с бумагой, то будет пожар. А самолёт сгорает в воздухе за 2 минуты.
А если и сдаем полиции, то там копеечный штраф — около 1,5 тысячи рублей, а они готовы и 10 тысяч отдать, чтобы покурить. В общем, это никого не останавливает.
Курение в самолетах в ссср
Курение в самолете было запрещено лишь при взлете и посадке
Подымить в полете можно было смело еще пару десятилетий назад. В гражданской авиации разрешалось курить в салоне всегда, кроме взлета и посадки. И подлокотники были оборудованы пепельницами. В советское время курильщики свободно дымили в хвостовой части самолетов и в первом классе.
2002-й год: Россия запрещает курение в самолетах
Впервые полный запрет курения в гражданской авиации был принят в США в 1988 году. Несколько позже аналогичные меры начали вводиться и в других странах. В СССР еще в 1986-м курение было запрещено на коротких рейсах «Аэрофлота» продолжительностью менее трех часов. А полный запрет был введен в 2002 году уже на всех российских самолетах. 30 марта борт «Аэрофлота» совершил последний «курящий» рейс Москва – Шанхай.
Авиакомпании вводят свои штрафы для любителей «подымить»
До того, как в России ужесточили наказание авиадебоширам, курильщиков наказывали лишь штрафом. И каждой авиакомпании приходилось вводить свои санкции. Так, если срабатывал датчик задымления, пилоты «Победы» безальтернативно совершали вынужденную посадку в ближайшем аэропорту, и нарушителю приходилось оплачивать все расходы, понесенные перевозчиком в связи внеплановой задержкой рейса.
В Канаде курение на борту карается тюремным сроком
По законодательству Канады курение на пассажирском лайнере наказывается штрафом до 5 тысяч долларов, но может караться и тюрьмой. Нарушителями этих жестких правил трижды становились женщины. От решетки их спасали исправительные работы и крупный залог. После чего дам внесли в «черный список» авиапассажиров
Самое строгое наказание за сигарету в самолете – 9,5 лет тюрьмы
Но больше всего не повезло нарушителю из Великобритании. В январе 2017 года Королевский суд признал виновным Джона Кокса, который закурил на борту и спровоцировал настоящий пожар. Нарушителя приговорили к четырем с половиной годам заключения. Попытка оспорить решение суда в апелляционной инстанции завершилась еще более плачевно: суд удвоил срок наказания неосторожному курильщику до девяти с половиной лет тюрьмы.
В Судане дебоширы-курильщики подвергаются публичной порке
А в ряде стран арабского мира в силу особенностей законодательства за курение на борту и неповиновение бортперсоналу можно не только сесть за решетку и лишиться денег, но и получить публичную порку. Например, в Судане нормальная практика – получить 30 ударов плетью за отказ потушить сигарету на борту.
Подписывайтесь и читайте нас в Telegram.
можно было ли курить в самалете в 90-х годах?
30.03.2002 г. самолет «Аэрофлота» совершил последний «курящий» рейс Москва — Шанхай. С 31 марта полностью отменено курение на всех рейсах и компания приобрела статус «некурящей».
С развалом СССР и резким снижением авиа-паксопотока (вызванным резким ростом стоимости авиабилетов), вновь-образованные авиакомпании стали разрешать курение на всех рейсах для привлечения пассажиров.
Практически сразу же запрещается курение большинством остальных российских авиакомпаний, хотя на всяческих «урюпинских авиалиниях» кабинный экипаж зачастую сквозь пальцы смотрит на курение в сортирах (а старые самолеты не оборудованы системами дымообнаружения).
История вопроса
На первых пассажирских самолетах практиковалось курение на борту, никакой борьбы с ним не велось. Противодействие началось во второй половине XX века после обнаружения вреда курения. В 80-е годы XX века в целях противодействия пассивному курению некурящих пассажиров большинство западных авиакомпаний (а также российские) запретили курение во время полетов самолетов. В России запрет на курение вводился поэтапно. В 2000 году запретили курение на рейсах продолжительностью до двух часов. С первого июля 2001 года пассажиры перестали курить на чартерных курортных четырехчасовых рейсах. 15 ноября 2001 года запрет на курение стал действовать на 93 рейсах. Нынешнее ограничение полностью прекращает употребление табака на всех самолетах «Аэрофлота», летающих в 54 страны. Последним рейсом, где во время полета пассажирам еще разрешалось курить, был рейс SU527 «Москва-Шанхай», самолет вылетел из российской столицы 30 марта в 22.30 по московскому времени.
В начале XXI века в Германии было анонсировано создание авиакомпании, которая предназначается специально для курильщиков. На всех рейсах этой авиакомпании будет разрешено курение. Название авиакомпании – Smintair. Предполагается наличие только мест в бизнес-классе.
Причины запрета?
Первое и самое основное: большинство перевозчиков категорически запрещают курение на борту. Это делается из соображений безопасности, ведь каким бы аккуратным не был пассажир, риск пожара все равно велик. У некоторых авиакомпаний правила зависят от продолжительности рейса, так что если этот вопрос не дает вам покоя, лучше задать его компетентным служащим во время бронирования билетов.
Совет. Попробуйте воспользоваться никотиновым пластырем или специальной жевательной резинкой на время полета.
Если авиакомпания разрешает курение (некоторые американские авиакомпании на внутренних рейсах), обратите внимание на правила, которые при этом необходимо соблюдать.
Способы противодействия
Для предупреждения пассажиров о недопустимости курения на борту самолета существуют индикаторы, которые зажигаются после погрузки пассажиров в самолет – на них нарисована зачёркнутая сигарета. Также (в основном на самолетах типа Boeing или Airbus) имеется надпись о том, что курение на борту запрещено, которая располагается на спинке впередисидящего кресла. Встроенные в кресла пепельницы могут быть заклеены, а при входе в туалеты может висеть табличка с информированием о запрете курения. Также она имеется в самом туалете. На современных типах воздушных судов используются датчики дыма для выявления курения в самолете.
В самолетах авиакомпаний ОАЭ в туалетах висят таблички, которые сообщают о том, что за курение на борту наступает уголовная ответственность (по законодательству ОАЭ). В Саудовской Аравии пассажир, куривший на борту, был приговорен к 30 ударам плетьми.
Возможные решения
Некоторые пассажиры решают пойти на риск и нарушить правила. Делать это не рекомендуется, поскольку санкции могут быть достаточно жесткими. Они зависят от конкретного перевозчика и варьируются от внушительного штрафа до аннулирования обратного билета и занесения в «черный список» с дальнейшим отказом в обслуживании. Как видите, быть законопослушным гражданином куда практичнее.
Впрочем, из любой ситуации есть выход. В данном случае это электронные сигареты. Конечно, есть шанс, что перевозчик в нем откажет, но в большинстве случаев эти устройства можно без проблем использовать на борту. Дело в том, что вместо дыма выделяется только безвредный водяной пар, который не создает ни запаха, ни угрозы пожара.
Совет: проконсультируйтесь со стюардессой. В большинстве случаев проблем возникнуть не должно, но вас могут попросить продемонстрировать работу устройства, чтобы убедиться в его безопасности.
Почему на борту все-таки есть пепельницы?
Пожар на борту, возможно, вызванный непотушенной сигаретой, привел к гибели 123 человек, летевших из Рио-де-Жанейро в Париж в 1973 году. Рейс Varig 820 совершил экстренную посадку, не долетев несколько миль до места назначения, после того, как кабина туалета наполнилась дымом за несколько минут. Экипаж не видел приборы, а пассажиры не могли найти аварийные выходы в дыму. Пожар начался в туалете после того, как, скорее всего, кто-то бросил зажженную сигарету в устройство для мусора. Большинство пассажиров задохнулись, выжили всего 11 человек, 10 из которых были членами экипажа. После этого случая Европейское агентство по авиационной безопасности и требует, чтобы внутри каждого туалета была одна пепельница, расположенная заметным образом возле двери. Это требование является частью минимального списка основного оборудования, которое должен иметь каждый самолет перед вылетом. Это правило касается и отечественных авиалиний.
Похожие статьи
Курение в самолёте — выкуривание сигарет в салоне самолёта. Может производиться экипажем или пассажирами воздушного судна.
Содержание
[править] История
На первых пассажирских самолетах практиковалось курение на борту, никакой борьбы с ним не велось. Противодействие началось во второй половине XX века после обнаружения вреда курения.
В 80-е годы XX века в целях противодействия пассивному курению некурящих пассажиров большинство западных авиакомпаний (а также советские) запретили курение во время полетов самолетов.
В начале XXI века в Германии было анонсировано создание авиакомпании, которая предназначается специально для курильщиков. На всех рейсах этой авиакомпании будет разрешено курение. Название авиакомпании — Smintair. Предполагается наличие только мест в бизнес-классе.
[править] Противодействие
Большинство крупных мировых авиакомпаний запрещают курение на борту самолета. Для предупреждения пассажиров о недопустимости курения на борту самолета существуют индикаторы, которые зажигаются после погрузки пассажиров в самолет — на них нарисована зачеркнутная сигарета. Также (в основном на самолетах типа Boeing или Airbus) имеется надпись о том, что курение на борту запрещено, которая располагается на спинке впередисидящего кресла.
Встроенные в кресла пепельницы могут быть заклеены.
При входе в туалеты может висеть табличка с информированием о запрете курения. Также она имеется в самом туалете. На современных типах воздушных судов используются датчики дыма для выявления курения в самолете.
В самолетах авиакомпаний ОАЭ в туалетах висят таблички, которые сообщают о том, что за курение на борту наступает уголовная ответственность (по законодательству ОАЭ).
В Саудовской Аравии пассажир, куривший на борту, был приговорен к 30 ударам плетьми.
[править] Мнения
Психологи считают, что курильщик, лишенный несколько часов никотина, испытывает сильный стресс. Из-за испытываемого стресса он может стать неадекватным.
Часть курильщиков выступает против запрета курения в самолете, считая, что ущемляются их естественные права.
Большинство некурящих пассажиров поддерживают запрет курения в самолете.
Большинство летавших тогда на самолетах никакого первого класса не помнят. На самом деле он был. Как таковой он впервые был спроектирован в ТУ-104 (начало эксплуатации — 1956 год). Однако для внутрисоюзных рейсов машины переделывались: первый класс, диваны и прочие излишества убирали. За счет этого число посадочных мест возрастало. Это касается и последующих моделей самолетов. Поэтому на внутрисоюзных перелетах никаких классов не было, за очень редким исключением. По блату можно было получить первый ряд. На нескольких самолетах меняли компоновку первых двух-трех рядов и сделали больше расстояние между креслами, вот и весь комфорт. Зато разрешалось курить!
Другое дело — заграничные рейсы. Здесь «Аэрофлот» старался соответствовать западным стандартам. Были два класса, экономичный и первый. В 1957 году Советский Союз посетил фотограф американского журнала LIFE Говард Сочурек и заснял интерьеры ТУ-104. Первый класс был сделан в виде отдельных купе и выглядел так:
В 1968 году состоялся первый рейс Москва-Монреаль-Нью-Йорк на ИЛ-62. Пассажиров потчевали так: «в первом классе подавали черную икру с лимоном, мурманский палтус, водку и коньяк, а эконом кормили цыплятами-табака с зеленым горошком, лососем, красной икрой, а на десерт – песочные пирожные-колечки.»
Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и канал в Telegram.
Почему в самолётах нельзя курить (и когда можно было)
Первый в мире самолёт взлетел в 1903 году — с тех пор многое изменилось: самолёты перестали делать из дерева, пассажиров избавили от очков и шлемов, на борту появились напитки и места для курящих… а потом курить запретили. Последний рейс, на котором можно было курить, был рейсом «Аэрофлота» из Москвы в Шанхай в 2002 году. Рассказываем, с чего всё началось и почему закончилось.
Раньше можно было?
Да, абсолютно на всех рейсах. Задолго до того, как в мире появились антитабачные кампании и стикеры на пачках с последствиями курения, сигареты и табак были элементом статуса и роскоши. Курили все и везде, но в редких случаях пассажирам запрещали поджигать что-либо на борту, (когда в багаже был огнеопасный или легковоспламеняющийся груз). Правила перевозок 20 лет назад тоже были куда мягче.
А почему запретили?
Первое, что приходит в голову — риск пожара на борту. Вы удивитесь, но это не основная причина — до введения запрета за всю историю гражданской авиации не было ни одного происшествия или ЧП, связанного с курением.
Вторая и более веская причина — жалобы некурящих пассажиров, особенно с детьми. Как правило, места для курения находились в носовой части, откуда вентиляция перегоняла дымный воздух в хвост (так все было устроено).
Дети плюс табачный дым — не самая лучшая комбинация, с этого и началась борьба с курением на борту: уже в 1986 запретили курить на всех рейсах длительностью менее трёх часов. Через пару лет курение разрешалось только после посадки судна — сидите, тянете свою сигаретку и ждёте, пока все выйдут из салона. В 2001 году рейсы для курящих ещё существовали, условия было простое: если лететь дольше 10 часов — покурите, так и быть.
Третья причина — экономия топлива. Как это связано? Просто: салон любого самолёта — это герметичная банка, которую постоянно нужно проветривать, иначе все пассажиры и экипаж попросту задохнуться. Чем больше курильщиков на борту — тем сильнее работала вентиляция — тем больше горючего нужно на питание системы кондиционирования. Авиакомпании посчитали все затраты, сравнили расход топлива с некурящими рейсами и поняли, что ежегодно тратят из-за курильщиков сотни тысяч долларов.
Как отреагировали курильщики?
Ну, летать они явно не перестали. Что интересно — 40% курильщиков поддержали запрет — с их слов, это помогало им курить меньше. Часть из них специально садилась на некурящие места, чтобы не курить хотя бы в полете.
Я не могу больше терпеть! Сигарету мне!
Теоретически, вы можете покурить, если летите грузовым, санитарным или военным рейсом. Там тоже нельзя, но внимания на это не обращают — никто же не видит! Запрет до сих пор нравится не всем, поэтому в сети можно найти кучу инструкций, как обхитрить датчики дыма и тайком покурить в кабинке туалета (делать так не нужно хотя бы из опасений довольно внушительного штрафа). Кстати, в некоторых кабинках до сих пор установлены пепельницы — если привычка возьмёт верх, курильщик бросит окурок хотя бы в пепельницу, а не в урну с бумажными полотенцами.
Ещё один вариант — договориться (за деньги) с экипажем, но такие исключения встречаются только на рейсах первого класса или чартерных перелётах. Во всех остальных случаях — это административный штраф. Ещё в 2015 в Казахстане он составлял 6 000 тенге, сегодня — уже 126 000 тенге. Это ещё немного! В Великобритании за курение на борту придётся заплатить 3 000 фунтов, в Японии — 5 000 долларов. Представьте, сколько пачек сигарет можно купить на эти деньги.