до какого класса в москве продленка школе
Группа продлённого дня: помощь родителям или тяжкий крест для детей?
Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама. А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков. Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».
Современная «продлёнка»
Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.
Отличие первое. «Продлёнка» стала платной
Первое и довольно ощутимое нововведение – во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и в цену включено питание.
В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.
К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих – льгот нет вообще. Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно. То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.
Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.
Отличие второе. График работы
Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00). Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит. Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.
Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 – 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 – 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.
Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»
Воспитатели групп продлённого дня сейчас – это что-то вроде дореволюционных классных дам. Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д. Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.
Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).
Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки. Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы. Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.
Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования. Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня. Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.
«Минусы» продлёнки
Конечно, группа продлённого дня – это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа – не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.
Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги – в мешки для сменки.
У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться. Представьте себе пятьдесят – шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится. Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.
Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.
Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы. Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно. Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому. В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.
Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным
К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:
Продленка в школе в 2021-2022 году
Занятость многих родителей не позволяет забирать школьника сразу после занятий, которые чаще всего заканчиваются не позднее 13.00. В такой ситуации настоящим спасением считается группа продленного дня, где ребенок будет накормлен и присмотрен. Как будет организована продленка в школе в 2021-2022 году и с какими нововведениями предстоит столкнуться родителям? Кому образовательная услуга предъявляется бесплатно, а кому придется за нее платить?
Как организована продленка
Родителей стоит предупредить сразу: далеко не в каждой российской школе есть группы продленного дня (ГПД). Чаще всего услуга предоставляется крупными учебными заведениями, где можно укомплектовать как минимум одну или сразу несколько возрастных групп. Контингент составляется из обучающихся одного класса, параллели и одной ступени обучения. Если школа большая, то у каждой параллели будет своя продленка – первоклашки будут заниматься с первоклашками, второклассники со второклассниками и т.п.
За детьми на продленке присматривает воспитатель, наделенный соответствующими полномочиями. В ГПД принимают, в основном, учащихся младших классов, но жестких возрастных рамок для групп нет – здесь могут проводить внеурочное время дети от 6 до 14 лет. Продолжительность функционирования ГПД определяется образовательным учреждением – ребята могут оставаться под присмотром педагога до 16, 17 и даже 19 часов.
На продленке школьникам разрешается пользоваться:
В некоторых школах продленки работают даже в каникулярное время, в том числе и летом. Их организация имеет много общего со школьным лагерем – ребята находятся здесь с самого утра и до вечера.
Чем заняты дети на продленке
Для детей, посещающих ГПД, устанавливается, режим, прописанный в рекомендациях санитарно-гигиенических служб. Согласно документу, распорядок дня в продленке выглядит так:
Это общее расписание, в которое администрация учебного заведения вправе вносить коррективы. К примеру, для малышей, которые ходят в 1 класс, может быть организован послеобеденный сон. Во внеурочное время школьники могут отправиться на познавательную экскурсию, причем на всех этапах ответственность за безопасность берет на себя воспитатель.
Чем конкретно будет заниматься ребенок на продленке, зависит от типа группы:
Нововведения учебного года 2021-2022
Новые поправки в российском законодательстве не содержат такого термина, как “группа продленного дня”. Теперь подобная форма внеклассного времяпрепровождения получила название “группа социально-педагогического развития” (ГСПР). Ее суть осталась прежней, отличия кроются лишь в обязательствах, возложенных на воспитателей, – их список существенно сократился.
Теперь педагог ГСПР обязан только:
Выполнение уроков, которые задаются в начальной школе на дом, в обязанности воспитателя ГСПР не входит. Он не имеет права указывать, чем заниматься ребенку в течение всего внеклассного времени, а лишь обеспечивает дисциплину. Педагог может помогать малышам с уроками, но это будет лишь его личной инициативой, а не обязанностями.
Некоторые ГСПР обеспечивают и дополнительное образование – этот формат заранее обсуждается с родителями. Согласно Федеральному закону “Об образовании Российской Федерации”, муниципальные образования самостоятельно финансируют такую форму внеурочной деятельности школьников и вправе взимать плату с родителей.
К внеурочной деятельности относится организация:
Общие функции ГСПР в российских школах в 2021-2022 учебном году включают:
Сейчас существуют и частные продленки, которые принимают детей из любых школ в городе или районе, обеспечивая доставку ребят до локации. Перечень услуг заведений такого типа гораздо шире, включает дополнительное обучение, увлекательные игры и выполнение “домашки”. Но пребывание школьника в стенах частного заведения обойдется родителям в “круглую” сумму.
Стоимость ГСПР в России
В 2013 году вступил в силу закон, исключающий организацию группы продленного дня из списка общеобразовательных услуг. Согласно упомянутому выше закону “Об образовании” (части 7 и 8 статьи № 66), за школами закрепляется право взимать плату за пребывание школьников в ГСПР. При этом решение об установлении прейскуранта принимается не школьной администрацией, а муниципалитетом, за которым закреплено учебное заведение.
Сколько стоит продленка, придется узнавать в самой школе – оплата в отдельных регионах и городах может существенно отличаться. В Москве и Санкт-Петербурге она выше из-за иного уровня доходов – воспитатели должны получать заработную плату, сопоставимую со средней в регионе.
Стоимость пребывания ребят в ГСПР формируется, исходя из:
Максимальная месячная стоимость продленки по российским регионам (в рублях):
В частных заведениях выставляется посуточный прейскурант за ГСПР – он может доходить до полутора тысяч рублей в день. В муниципальных школах тоже есть возможность оплаты за один день продленки – это должно быть прописано в договоре, который заключается с родителями.
Кто может рассчитывать на бесплатное посещение ГПД?
В российских школах существуют и бесплатные форматы продленки, на которые могут рассчитывать представители льготных категорий. Есть ли в вашем учебном заведении такая возможность, стоит уточнить заранее – некоторые муниципалитеты из-за дефицита бюджета такого права не предоставляют.
На бесплатную продленку могут рассчитывать:
В ряде случаев этим категориям граждан предоставляется 50% скидка на ГСПР, если обеспечить 100% освобождение от оплаты местный муниципалитет не в состоянии.
Группа продленного дня: Зачем нужна продленка в школе? Ее особенности
Давайте разберемся в том, для чего нужна группа продленного дня. И узнаем, чем педагоги занимаются в ней с детьми.
О группе продленного дня

В законодательстве России не указан термин, который бы описывал понятие «группа продленного дня». Однако, известно, что с 2014 года «продленка» получила новое название. Теперь ее именуют «группой социально-педагогического развития».
Несмотря на смену названия, «продленка» сохранила свои прежние функции. В ней дети остаются после основных занятий в школе. Занимаются внеурочной деятельностью, выполняют д/з, или просто весело проводят время. Это зависит от типа продленки.
Отдавать в группу продленного дня можно не только тех школьников, которые учатся в младших классах. В ней могут заниматься и дети более старшего возраста. Те, которые учатся в средней школе.
Продленка принимает к себе детей с первого по восьмой класс. Школьников с семи до четырнадцати лет.
Учитывайте, что группы продленного дня в вашей школе может и не быть
Группы продленного дня существуют далеко не во всех школах Российской Федерации. Решение о том, создавать продленку или нет, учебное заведение принимает самостоятельно. Обязать школу сделать это местное министерство образования не может.
Типы групп продленного дня

Существует два типа групп продленного дня:
Стоимость группы продленного дня в России
Поскольку правительство России не обязывает все школы создавать группы продленного дня, оно и не выделяет финансирование на эту деятельность. Поэтому внеурочные занятия, скорее всего, будут платными. Их стоимость будет зависеть от города, в котором расположена школа. От ее статуса. А также от цен на еду в столовой.
В Москве стоимость группы продленного дня колеблется в диапазоне от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц. В регионах цена продленки может быть меньше. Она может составлять две-три тысячи рублей в месяц.
Для некоторых категорий детей продленка может предоставлять услуги бесплатно

В школах группа продленного дня может быть бесплатной. Эта льгота предоставляется всего двум категориям детей. Тем, которые живут в многодетной семье. И тем, которые живут в малоимущей семье.
Однако, не стоит рассчитывать на то, что в вашей школе есть подобные льготы. Некоторые недобросовестные образовательные учреждения не учитывают статус семьи при приеме ребенка в продленку. И могут заставить платить даже в том случае, если у вас многодетная или малоимущая семья.
В группе продленного дня платное питание
То есть, помимо того, что вы платите от тысячи до шести с половиной тысяч рублей в месяц за саму продленку, вам нужно будет платить по 130 рублей в день за еду. То есть, к сумме прибавляется еще около 3.900 рублей в месяц.
Итоговая стоимость продленки с учетом трат на еду может составлять от 4.900 рублей до 10.400 рублей в месяц.
Права и обязанности педагогов в группе продленного дня

Права и обязанности педагогов могут варьироваться в зависимости от того, какой тип продленки вы выбрали. Тот, в рамках которого школьник занимается внеурочной деятельностью. Или тот, в рамках которого за школьником просто наблюдают преподаватели.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой ребенок просто занимается своими делами?
Если вы выбрали тот тип продленки, в которой ребенок просто проводит свое время, то у педагогов практически отсутствуют какие-либо обязательства перед детьми. Они не должны заставлять школьника выполнять домашнее задание. Они не должны проверять его уроки. Заставлять читать. Учить стихи. И так далее.
Что должны делать педагоги в продленке, в которой дети занимаются внеурочной деятельностью?
На продленке, в рамках которой дети занимаются учебной деятельностью, на преподавателей возложена большая ответственность. Они должны учить со школьниками уроки. Проверять их домашнее задание. И помогать справиться с тяжелыми задачами, упражнениями в рамках д/з.
Существуют и такие виды продленки, в которых для детей организовывают дополнительные занятия. В зависимости от типа школы, они могут быть как платными, так и бесплатными.
Если школа предоставляет детям возможность посещать факультативы бесплатно, то, соответственно, платить деньги не нужно. Если же дополнительные занятия платные, то вам нужно будет заключить контракт со школой. И ежемесячно оплачивать факультативы, отправляя учебному заведению деньги на расчетный счет.
Как формируют группы детей в продленке?
В группе продленного дня могут заниматься дети из параллельных классов. Но чаще всего их стараются формировать из школьников, которые учатся в одном классе. Тех, которые уже знакомы друг с другом.
Существуют группы продленного дня, в которые входят дети разных возрастов. Например, в одной продленке находятся школьники, которые учатся в младших классах. И ученики средней школы.
От разновозрастных групп рекомендуем отказаться. Маленькие дети вряд ли смогут поладить со «старшеклассниками». Поскольку последние будут их обижать. А это может нанести вашему ребенку психологическую травму.
Расписание, по которому работает продленка

Мы подготовили универсальное расписание, которое применяется в продленках большинства российских школ.
Важно! Расписание в конкретно вашей продленке может немного отличаться от того, которое мы приведем. Однако, по большинству пунктов оно будет совпадать.
В рамках занятий в группе продленного, дети придерживаются следующего режима дня:
Преимущества группы продленного дня

У продленки есть ряд важных преимуществ:
Pilltime дает возможность многодетным семьям не ошибиться в приеме лекарства. Программа не только позволяет дать лекарство в правильное время и правильную дозу, но и проставить все нужные сроки для приема лекарств. Но самое главное, дает возможность создавать отдельные календари по каждому члену семьи и делиться ими друг с другом, с докторами и с любым человеком кто связан с подачей лекарства.
22 вопроса о московских школах: всё, что надо знать о внеурочке, еде, пропусках занятий и покупке учебников
Школа — это новый этап в жизни не только ребенка, но и родителей. Отвечаем на самые частые вопросы тех, кто только начал знакомство с системой государственного школьного образования, вместе с Департаментом образования и науки города Москвы.
Продленка и внеурочная деятельность
Когда открывается запись на продленку и на занятия в рамках внеурочной деятельности?
Для того чтобы посещать группы продленного дня (группа по присмотру и уходу) или занятия по внеурочной деятельности, нужно обратиться к классному руководителю или к администрации школы. Образовательная организация самостоятельно определяет, с какого времени начинать занятия, а также по согласованию с управляющим советом устанавливает стоимость продленки и льготы.
Запись в группу по присмотру и уходу за детьми школьного возраста (группы продленного дня) осуществляется через сайт mos.ru.
Что такое внеурочная деятельность?
Внеурочную деятельность в школах, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т. п. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности.
Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся 1–2-х классов, и не более полутора часов в день — для остальных классов.
Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся 1–3-х классов, и 1,5 — для обучающихся 4–8-х классов.
Записаться на занятия в кружки и секции, организуемые школой в рамках внеурочной деятельности, можно через личный кабинет на mos.ru.
Обязательно ли посещение внеурочных занятий?
Согласно ФГОС, «основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами».
Таким образом, каждая школа может оставлять на свое усмотрение, делать ли внеурочную деятельность добровольной или обязательной, поскольку образовательная организация всегда может апеллировать к 28-й ст. ФЗ «Об образовании». Статья, которой предусмотрено, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
Кроме того, в школе всегда могут напомнить о том, что ученики, согласно ст. 43 ФЗ «Об образовании», обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности. При этом объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования составляет до 1350 часов за четыре года обучения.
Таким образом, получается, что в месяц может быть 7 часов, а в неделю — 9 часов внеурочной деятельности. Это не противоречит СанПиН 2.4.2.2821-10, где в качестве максимально допустимого недельного объема нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах) в 1–11-х классах независимо от продолжительности учебной недели указаны 10 часов.
Правда, отдельно стоит сказать, что все-таки, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в выходные, праздничные и нерабочие дни, а также в период каникул.
Кроме того, допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирование в течение учебного года.
Если у ребенка ряд внеурочных занятий в том же образовательном комплексе, но в другом здании, как осуществляется «доставка» туда ребенка?
Как правило, внеурочная деятельность организована в здании, в котором у детей проходят уроки. Если же занятия проходят в другом корпусе, то группу детей младшего школьного возраста будет сопровождать педагог. Старшие школьники могут самостоятельно приходить на занятия.
Кто отвечает за детей на экскурсиях в рамках образовательной деятельности?
Текущая эпидемиологическая ситуация позволяет московским школам организовать для ребят внеурочные активности. Экскурсии в музеи и на выставки будут проводиться для отдельных классов или для параллелей. Это поможет минимизировать контакты между учениками и в то же время не ограничивать детей в различных внеурочных мероприятиях.
При организации выездных мероприятий учеников обязательно сопровождают педагоги. По предварительной договоренности родители тоже могут присутствовать, но это не носит обязательный характер.
Имеет ли школа право требовать от родителей организовывать дополнительные экскурсии?
Ни о каких требованиях речи быть не может. Школы самостоятельно организовывают внеурочную деятельность, к этому также по желанию могут быть привлечены родители.
В каких случаях ребенок имеет право на бесплатные занятия с логопедом/дефектологом в школе? Что для этого нужно сделать?
Ребенку предоставляется логопедическая помощь в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Занятия проходят бесплатно.
Проход и питание
Как родитель может отслеживать посещение ребенком школы?
В «Московской электронной школе» есть важный сервис — это система «Проход — питание». Пользователями электронной карты являются сотрудники образовательных организаций, школьники и представители дошкольников. Родители в онлайн-режиме узнают, когда их ребенок посещал школу и что покупал в буфете и столовой. Также родители могут удаленно пополнить лицевой счет и установить лимит ежедневной траты денег в школьном буфете, сформировать перечень нежелательных продуктов, например шоколад или бутерброды, и управлять горячим питанием.
Помимо этого, ознакомиться с меню можно на сайте образовательной организации, в личном кабинете «Московской электронной школы», а также на стенде в столовой.
Могут ли первоклассники сами уходить из школы? Что для этого нужно сделать родителю?
Ученик начальной школы может самостоятельно покидать школу только при наличии письменного заявления от родителей. Заявление пишется на имя директора образовательного учреждения, и в нем родители берут «ответственность за жизнь и здоровье» ребенка на себя. А также расписываются в том, что «с правилами безопасного поведения и безопасным маршрутом от школы до дома ребенок ознакомлен».
Имеет ли школа право запретить детям приносить еду с собой в школу?
С 1 января 2021 года вступили в силу новые санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Они предусматривают реализацию основного меню, дополнительного питания, а также индивидуальных меню для детей, нуждающихся в лечебном и диетическом питании. Также допускается употребление детьми готовых домашних блюд, представленных родителями.
Меню в московских школах разработано в соответствии с требованиями санитарных норм. Рацион включает все полезные для растущего организма составляющие и формируется с учетом сезонности, калорийности и возраста учеников. Питание сбалансировано и содержит необходимое количество белков, жиров и углеводов. В меню обязательно входят: мясо, молоко, кисломолочные продукты, рыба, фрукты, яйца, картофель, крупы, овощи, зелень, а также соки, какао и компоты.
Для организации дополнительного питания детей в школах работают буфеты. Ассортимент продукции включает прохладительные и горячие напитки, овощные и фруктовые салаты, бутерброды.
По решению учебного заведения в ассортимент буфетной продукции могут быть включены гипоаллергенные товары и продукты без сахара и глютена: фруктовые и овощные пюре, морсы, злаковые хлебцы, биойогурты. Такая продукция размещается на специальных стеллажах с названием «Здравушка». Таким образом, у родителей всегда есть возможность выбрать завтрак и обед для своего ребенка с учетом вкусовых предпочтений.
Внутренний распорядок школы
Чем регулируется рассадка детей в классе?
За каждым классом сейчас закреплен отдельный кабинет, что минимизирует перемещение ребят по школе. Это касается уроков по всем предметам — за исключением тех, где требуется специальное оборудование, например физкультура, изо, труд, технология, физика или химия. В таких кабинетах после каждого занятия будет проводиться тщательная дезинфекция. При этом требований к рассадке детей в классе не предусмотрено.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями Роспотребнадзора в московских школах проводится термометрия и регулярная тщательная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств. Также в помещениях установлены дозаторы с кожными антисептиками для обработки рук и бактерицидные лампы закрытого типа для обеззараживания воздуха, которые абсолютно безопасны для детей.
Для минимизации контактов между детьми сохраняется принцип разведения потоков: для каждой из параллелей классов определено время прихода в школу и расписание начала уроков.
Как решается ситуация в случае, если в классе детей с плохим зрением больше, чем мест за первой партой?
Рекомендации по рассадке детей в классе поступают от медицинского работника. В случае, если нет возможности разместить всех ребят на первых партах, педагог с определенной периодичностью может менять учеников местами.
Также стоит отметить, что на уроках используют различные формы работы, в том числе с индивидуальными раздаточными материалами, и занятия в группах, что позволяет полноценно участвовать в образовательном процессе всем ученикам вне зависимости от их места в классе.
Как регулируется деятельность детей на переменах?
Для того чтобы сократить количество контактов между учениками разных классов и избежать скопления школьников, для каждой параллели классов составлен индивидуальный график начала уроков, перемен и посещения столовой. Это сделано для того, чтобы избежать скопления ребят и предотвратить распространение коронавируса. При этом общение детей никто ограничивать не планирует, на переменах они могут спокойно перемещаться по коридору и рекреации.
К тому же в целях соблюдения санитарных требований на переменах проводится проветривание учебных кабинетов, поэтому ребята должны их покинуть. А проветривание рекреаций и коридоров проводится во время уроков.
Допускаются ли родители на мероприятия в школах в этом году?
В условиях распространения коронавирусной инфекции родители допускаются в школы только в случае крайней необходимости, например для встречи с педагогом или директором образовательной организации. При этом они обязательно должны находиться в маске.
Как и чем регулируются занятия физкультурой на улице?
Занятия физкультурой на улице проводятся в соответствии с санитарными нормами. Так, ученики начальных классов (до 12 лет) могут заниматься физкультурой на улице, если в этот день нет ветра, а температура не ниже 9 градусов по Цельсию.
Кроме того, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10, «занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы».
Помимо этого, правила и нормы по организации урока физкультуры могут быть также прописаны в уставе школы.
Имеет ли школа право просить родителей покупать те или иные учебники или рабочие материалы в случае, если в библиотеке их нет, поскольку учитель идет по какой-то особенной программе?
Школы закупают учебники, которые включены в федеральный перечень учебников, и учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.
Решение о необходимости использования и приобретения учебных пособий и учебно-методических материалов для реализации образовательных программ школы принимают самостоятельно.
Школы, подведомственные Департаменту образования и науки города Москвы, обеспечены в полном объёме средствами для реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе учебниками, которые доступны для обучающихся бесплатно в школьной библиотеке.
Прогулы, пропуски и болезни
Ребенок проспал в школу. Нужно ли уведомить об этом учителя? Поставить галочку в ЭЖД?
Классные руководители и воспитатели дошкольных групп всегда находятся на связи с родителями. В случае, если ребенок не пришел в образовательную организацию, они обязательно связываются с семьей и уточняют причины.
Также и сами родители могут по телефону или с помощью ЭЖД сообщить в школу об отсутствии ребенка.
Имеет ли право учитель требовать прихода детей не к 08:30, а, например, к 08:10, поскольку в это время он встречает детей на улице?
Нет, главное, чтобы ребята не опаздывали и приходили вовремя на занятия.
Также стоит добавить, что сейчас в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в столичных школах действует гибкий график начала уроков для классов из разных параллелей. То есть у каждой параллели классов свое время прихода в школу и свой вход. Эта временная мера принята для того, чтобы минимизировать контакты между учениками и не допустить распространения коронавирусной инфекции.
Что происходит, если ребенок заболел в школе / получил травму в результате драки или падения?
Алгоритм оказания медицинской помощи в каждой школе выстроен до мелочей. В случае недомогания или травмы ребенка на место оперативно вызывают бригаду скорой помощи, которая определяет необходимость госпитализации пострадавшего. Таким образом, дети гарантированно получают квалифицированную медицинскую помощь.
Может ли ребенок пропускать последние уроки в школе в случае, если следом у него художественная, спортивная или музыкальная школа и он не успевает?
Расписание дополнительных занятий составлено таким образом, чтобы ребята прежде всего успевали посещать уроки. Конечно, в московских школах уделяют большое внимание развитию системы дополнительного образования, талантов и умений каждого ученика. Современным школьникам предлагают различные направления деятельности: от творческого (изо, театр, музыка), социально-педагогического (волонтерство, патриотика и др.) до технического (моделирование, прототипирование, робототехника) и естественно-научного (опыты, исследования). Но тем не менее очень важно, чтобы ученики не пропускали уроки и осваивали основную образовательную программу.
Кроме того, в каждой московской школе предусмотрена возможность заниматься по индивидуальному учебному плану.
Какие уроки школьник может «прогуливать» законно?
Образовательные программы в столичных школах соответствуют всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Каждый предмет, который преподают в школе, важен и необходим. Поэтому пропуск урока без уважительной причины приведет к тому, что школьник просто не освоит тему и материал. Однако, если ребенок посещает музыкальную, художественную, спортивную школы, результаты обучения в них могут быть зачтены в качестве результатов освоения соответствующей образовательной программы.
Домашние задания
Есть ли регламент, согласно которому учителя должны выкладывать домашнее задание в ЭЖД до определенного часа?
Учитель размещает домашнее задание в электронном журнале в течение нескольких часов после окончания урока. При этом он должен понимать, что у ребенка должно быть достаточно времени для подготовки домашнего задания к следующему уроку. В настоящее время регламент в стадии разработки, и в системе будут установлены ограничения по времени выдачи домашнего задания.
Кроме того, уже давно в мобильном приложении «Дневник МЭШ» предусмотрена возможность пуш-уведомлений об оценках за день и домашнем задании на завтра. Причем настроить их получение можно на любое удобное время с точностью до минуты. Для этого нужно зайти в раздел «Настройки», нажать кнопку «Подписки» и перейти в «Уведомления». В назначенное время мобильное устройство напомнит о домашнем задании и выставленных за день оценках.
У «Мела» есть специальная рассылка для родителей первоклашек! «Первый класс» — это письма с советами психологов и педагогов, полезные подборки, чек-листы и гайды. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Фото на обложке: Shutterstock / Olga_Kuzmina