до какого класса ведут читательский дневник
Дочь перешла в 6 класс. В школе на лето задали вести читательский дневник.
Дочь перешла в 6 класс. В школе на лето задали вести читательский дневник. В прошлом году сдали читательский дневник 3 сентября. Получили на руки 25 мая (через 9 мес.). Учитель не проверял. В этом году у ребенка пропал интерес. Обязательным ли (по закону) является ведение читательского дневника? Если да,то каким законом это регламентируется? Спасибо.
Ответы на вопрос:
Светлана! Вопрос ведения данного дневника и промежуточной аттестации регламентируется локальным нормативным актом школы согласно требованиям ст.30 и 58 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Вам лучше уточнить этот вопрос у директора. И если учитель не проверил даже читательский дневник, то это скорее вопросы к директору, почему учителя не проверяют задания, которые задали в школе детям.
НЕТ конечно, это не является обязательным!
Ведение читательского дневника никаким документом не предусмотрено.
В том числе, во внутренних документах школы это также не прописывается.
Данные решения принимает сам учитель, основываясь на технику ведения учебного процесса. НО! Учебный процесс в летние каникулы не предусмотрен, соответственно требовать от родителей и детей ведение читательского дневника необязательно.
Читать литературу учитель задает с целью того, чтобы легче было учиться в новом учебном году, а читательский дневник помогает детям вспомнить, что и о чем они читали 3 месяца.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об образовании в Российской Федерации»
Работа с Читательским дневником ведется формально, либо совсем не ведется, и не влияет на оценку. См. ПОЛОЖЕНИЕ школы о читательском дневнике. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.
В каких классах нужно вести читательский дневник?
С какого и по какой класс ученик должен вести читательский дневник?
Кому сдают читательский дневник и когда? Ставят ли за ведение читательского дневника оценки?
Ещё несколько дней назад хотела ответить на вопрос, но не знала точного ответа на первую его часть.
Сегодня позвонила учительнице, которая преподаёт русский язык и литературу с 5-о класса, чтобы узнать, так сказать, с первых уст, точную информацию. Так вот она говорит, что начиная с пятого кл. никакого читательского дневника нет, по крайней мере она не требует его вести, более того, дочка у неё учится во втором кл/е, но и там учитель не говорит им завести дневник читателя.
Зато у нас отличная ситуация на 180°, уже к концу 1-о кл. сказала вести днев/к, но ненавязчиво. С начала 2-о, сразу же в сентябре уже в обязательном порядке и повторила на родительском собрании. И лучше подчиниться сразу, иначе вне милость можно попасть, изводить будет до тех пор, пока не сделают ребята и не принесут на проверку. В общем, очень строго у нас с этим, как и со всем остальным..Сейчас уже в 3-м и по-прежнему он необходим как «воздух». Смею предположить, что все 4-е года будет заставлять его заполнять/наполнять мини сочинениями.
Конечно же учителю. А в отношении «когда?» лично у нас каждую четверть, после каникул, как только она начинается, необходимо принести, показать свой «шедевр», как бы говоря «чем я занимался на каникулах». И в этом учебном году (2017) на второй день учёбы уже носили ребята, то есть как бы показывая «как я провёл лето».
Конечно же ставят и даже в журнал и в дневник.
Положение о ведении читательского дневника в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
о ведении читательского дневника
1.1. Настоящее Положение о ведении читательского дневника в МБОУ СОШ №141 (далее Положение) разработано с целью: научить детей делать выводы и развивать культуру читателя, учитывая требования к качеству образования с учётом ФГОС НОО. Ведение читательского дневника носит рекомендательный характер и ведётся в классе на усмотрение учителя.
Цель ведения читательских дневников:
‒ стимуляция самостоятельного чтения детей вне класса;
‒ развитие памяти, читательского кругозора;
‒ формирование библиографической культуры.
1.2. Положение разработано в соответствии с основной образовательной программой начального образования МБОУ СОШ №141.
1.3. Читательский дневник не только помогает тренировать память ребёнка, но и учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, а также выполняет контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребёнок читает. Только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребёнок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит сможет полноценно учиться.
2. Требования к ведению читательского дневника
2.1. В начальной школе читательский дневник ведётся в обычной тетради.
На обложке дневника записывается:
• фамилия и имя ребёнка,
• название образовательного учреждения,
• класс, согласно требованиям ведения тетрадей.
Ведение читательского дневника носит рекомендательный характер со 2 класса в начальной школе.
Примерный вариант заполнения таблицы по прочитанным произведениям:
По мере заполнения и уровня обученности класса можно разнообразить таблицу дополнительными колонками: основная мысль текста, новые слова, составь вопрос по прочитанному и т. д.
Читательский дневник – это инструмент, а не цель.
Страницы дневника заполняются обучающимся ручкой синего цвета по мере чтения.
2.2. Рекомендуемая для чтения литература
Наши любимые книги и авторы.
Русские пословицы и поговорки. Мудрость народная.
А.К. Вестли. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик».
Стихи и сказки С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.
«Тот самый Карлсон» (по книге А. Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»).
Б.С. Житков «Рассказы о животных».
О.Ф. Кургузов «По следам Почемучки».
В.В. Чаплина «Питомцы зоопарка».
Наши любимые книги и авторы.
Ю.Д. Дмитриев «Кто в лесу живёт и что в лесу растёт».
И. Соколов-Микитов «Русские сказки о природе».
Книги о природе. М. Пришвин «Гаечки», Б. Житков «Мангуста».
Д. Мамин – Сибиряк. «Серая шейка».
Детские энциклопедии о растениях, животных.
Н.Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома».
Л.Б. Гераскина «В стране невыученных уроков», «В стране невыученных уроков – 2», «Путешествие в страну невыученных уроков».
Ю. Ермолаев «Соседка по парте».
А. Гайдар «Тимур и его команда».
Поучительные рассказы В. Осеевой.
«Защитники»: рассказы о подвиге детей в Великой Отечественной войне. И. Туричин, Н. Богданов, Ю. Коваль, Е. Рябчиков и др.
Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни».
О героизме и трусости. С Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Б. Житков «Помощь идёт».
Наши любимые книги и авторы.
«Где, что, как и почему?». Книги-справочники, энциклопедии.
В.В. Бианки «Лесная газета».
«Мои герои – животные» (по произведениям Э. Сетона-Томпсона).
И.А. Крылов. Основная мысль басни – мораль.
П. Бажов «Огневушка-поскакушка».
П. Бажов. «Каменный цветок».
В.П. Катаев «Сын полка».
Е.И. Ильина «Четвёртая высота».
«В поисках клада» Дж.Свифт. «Остров сокровищ».
Ю. Олеша. «Три толстяка».
С. Прокофьев «Приключения жёлтого чемоданчика».
Л. Лагин «Старик Хоттабыч».
Русские народные сказки.
Ребёнок имеет право самостоятельно выбирать книги для чтения, но учителю рекомендуется предложить список для внеклассного чтения, а также в список рекомендуемой литературы могут входить произведения по ежегодной международной игре «Лукоморье».
3. Требования к нормам оценивания читательского дневника:
3.1. Так как читательский дневник ведётся с целью развития интереса к чтению, запрещено заставлять читать, наказывать за неведение дневника. Дети должны проявлять интерес к ведению. Учитель, на своё усмотрение, может ввести в классе свои номинации по ведению читательского дневника: самый активный читатель, самый интересный читательский дневник… Допускается вести учёт прочитанных детьми книг в виде книгомера «Растём с книгой».* Учитель может оценить ребёнка только положительной отметкой. Отрицательные отметки за ведение или отсутствие дневника недопустимы.
3.2. В журнал отметку за ведение читательского дневника рекомендовано выставлять в журнал не чаще 1 раза в четверть.
Список книг на лето: надо ли читать все?
Что делать со списком литературы в начальной школе? Вести ли читательский дневник?
Юлия Кузнецова детский писатель, автор книг для детей и подростков
Самые ответственные мамы школьников уже в мае начинают готовиться к лету — собирать книги из списка для чтения. Потом весь объем книжных страниц, которые надо прочитать по списку, будет разбит на число каникулярных дней, и. Стоп! Кто сказал, что ребенок в начальной школе должен прочитать все книги из списка литературы на лето? Вот что предлагает писательница и мама Юлия Кузнецова.
Хотя прошло уже несколько лет с тех пор, как мой старший ребенок принес домой из школы список книг на лето, выданный будущим третьеклассникам, но до сих пор помню ступор, в который меня этот список ввел. Веселые рассказы Носова соседствовали в нем с «Детством Темы» Гарина-Михайловского, а истории Драгунского — с «Беглецом» и «Белолобым» Чехова. И это у вчерашних второклассников!
Впрочем, после первого класса рекомендовали читать «Хоббита» Толкиена. Так что чему тут удивляться?
Собирать книги по друзьям, библиотекам и магазинам, просто двигаясь по списку литературы на лето сверху вниз, не стоит. Лучше подойти к заданию на лето аналитически, ориентируясь, прежде всего, на возможности ребенка. Самое главное, что нужно понять и принять любому родителю, впервые столкнувшемуся со школьной программой, так это то, что ребенок не обязан читать самостоятельно все книги из списка для чтения на лето.
Поэтому начните с того, что разделите список на группы:
Необходимо постоянно напоминать себе, что дети должны ознакомиться с книгами из списка литературы не для учителя, не для галочки, а для себя.
Как составляются списки книг на лето
Когда я внимательно просмотрела наш список, то поняла, что в нем перечислены книги, отрывки из которых входят в учебник по чтению для третьего класса. То есть учитель просто хотел познакомить детей с произведениями раньше, чем они столкнутся с ними в учебнике.
Идея благородная, однако не все родители сразу понимают (например я, с моим рвением), что ребенку нет необходимости прочитывать «Детство Темы» от первой буквы до последней самостоятельно. Не помешало бы объяснить таким мамам и папам, что если они прочтут ребенку эту повесть вслух, то он так же доброжелательно воспримет ее, столкнувшись с отрывком в учебнике, как если бы читал летом с удовольствием сам.
Но если заставлять чадо насильно читать эти книги только потому, что они перечислены в рекомендательном списке, то какое уж тут удовольствие от знакомства?
Должны ли дети читать
— Ну конечно! — возмутятся родители. — Детям задали. Они и должны читать.
Если честно, мне кажется, что в современных школах дети и так много чего должны делать такого, чего мы, поколение родителей, даже и представить себе не могли в их возрасте.
Я мало знаю детей, которые учатся самостоятельно. Все равно родителям приходится контролировать процесс. Поэтому предлагаю и летом разделить с ними это долженствование. Разве считается, что книга не прочитана как следует, если ее прочел вслух родитель, а не сам ребенок?
Тут надо вспомнить, зачем мы читаем. Что важнее: чтобы ребенок с ненавистью продирался через незнакомые слова или чтобы он (с нашей помощью) погрузился в мир книги, прочувствовал ее, полюбил героев?
Какой страх заставляет нас, родителей, кричать: «Тебе задали по программе! Читай! По часу! Читай! Садись! Быстро!»? Страх, что ребенку попадутся факты из текста на контрольной и он с ней не справится? Но ведь если текст будет знаком не словами, а своим духом, если ребенок будет знать его сердцем, то легко справится со всеми проверками, которые ждут его в школе.
Прочитанные книги: обсуждать или нет?
Обсуждение книги с ребенком — дело непростое, но благодарное. После разговора о прочитанной истории книга становится ближе, роднее, она запоминается, в ней открываются новые глубинные смыслы.
У вас может сложиться о книге свое мнение, у ребенка — свое, и получится увлекательный разговор, который, в свою очередь, поспособствует желанию читать (и обсуждать!) новые книги. Ведению такого диалога нужно учиться.
Однако едва ребенок ощутит, что его проверяют на знание материала, он может замкнуться и перестать говорить о книге. Поэтому наши разговоры ближе не к пересказу содержания, а к зарисовкам: словами мы рисуем образы, которые нас затронули, вспоминаем что-то смешное или трогательное. И обычно такие разговоры я начинаю со слов «А помните, в этой книге был такой момент. «.
Иногда предлагаю проиграть какие-то сценки. Сын с дочкой очень любят распределять роли между членами семьи: «Ты будешь Муми-мамой, а я — Мюмлой». Я поддерживаю эти игры и приглашаю их оживить историю снова, обсуждая ее в деталях.
Читательский дневник: вести или нет?
Была в моем детстве такая неприятная штуковина: дневник по внеклассному чтению. Читать я любила, а вот записывать в специальную графу «основную идею» или перечислять героев — нет. Тем более что «рисунки на тему» мне давались плохо, и за меня рисовала мама. Ко всему прочему, дневник оценивался учительницей, что сводило удовольствие от его ведения на нет.
Именно поэтому я долго избегала делать с детьми визуализаторы результатов чтения — до тех самых пор, пока не натолкнулась в «Живом журнале» замечательного педагога и математика Жени Кац на пост под названием «Книгогусеницы». Женя пишет:
«Когда мои дети начинали читать, мы с ними делали не дневник прочитанных книжек, а смешных книгогусениц: на каждый картонный кружочек выписывали имя автора и название книги, а потом сшивали круги между собой. Прочитанных книг становилось все больше, и гусеницы постепенно росли, удлинялись».
В комментариях к этому посту прозвучало сомнение: «Зачем вести „дневник съеденных котлет“»?
Мне понравилось, как ответила Женя: «Мне кажется, что это бывает важно для некоторых детей — увидеть, что они уже несколько книг прочитали сами от начала до конца, в таком наглядном виде. Гусеницу делать не так уж долго и сложно, особенно если мама помогает, и потом можно смотреть у других — кто что читал, есть повод поговорить про книги, попросить почитать. «
Ключевым для меня здесь является «для некоторых детей». И правда, к чему список прочитанных книг, будь он гусеницей или паровозиком, а может, башней или стадом овечек на лугу, тому, кто и так цепляется взглядом за любой текст, даже если это инструкция к блендеру, и проваливается в него?
А вот того, кто заходит в холодную воду медленно, испуганно оглядываясь, вздрагивая от брызг, такая гусеница — а может, вереница бабочек или капустная грядка — может приободрить. Главное — воспринимать гусеницу не как средство давления и контроля («У твоего брата гусеница длиннее!», «Ты написал название книги с ошибкой! Исправь!», «За длинную гусеницу получишь шоколадку!»), а как игру. Это список того, что удалось накопить. Собирают же дети палочки от мороженого, хотя за сто палочек никто новое мороженое не покупает.
Роль читательского дневника в начальной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль читательского дневника в начальной школе
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
Сейчас, в современных ритмах бурной жизни, которая наполнена такими интересными вещами, с точки зрения детей, как сотовый телефон, планшет, игровые приставки, компьютер, совсем нет места книге, обычной, не электронной. Дети уже с детсада подсажены на гаджеты, и всё их свободное время уходит на эти игры. С приходом в школу учителю достаточно сложно обратить внимание ребёнка на книгу, на её прочтение. Ученику достаточно учебника по литературному чтению и в школе, и дома. Прочитать какое-либо произведение, данное не на уроке, родителям приходится заставлять детей читать. Поэтому в начальных классах ведение читательского дневника является обязательным.
— формировать у школьника умение ориентироваться в книге и среди книг;
— формировать умение анализировать прочитанные произведения;
— знакомить детей с доступным для самостоятельного чтения кругом детской литературы;
— учить выбирать нужную книгу в библиотеке;
— воспитывать желание читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
— повысить технику чтения;
— применять детские книги для воспитания школьника.
Зачем же нужен читательский дневник?
Читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другая цель – научить ребенка делать выводы из прочитанного, помочь ребенку лучше запомнить и понять произведение.
В начальной школе ученикам очень трудно сформулировать свою мысль не то, что письменно, но и даже устно. Попросите ребенка сказать, о чем он прочитал. В лучшем случае, ребенок начнет очень подробно пересказывать текст и это затянется на долгое время. А сказать одним предложением, о чем написано в этой сказке, чему учит этот рассказ или главную мысль текста выразить ученики 1- 2 и часто даже и 3-4 классов не смогут. Они просто это не умеют делать.
При ведении читательского дневника ребенку надо главную мысль записать в отдельной графе и выразить в 1-2 предложениях. Значит, ребенок учится делать вывод и выразить его очень короткой фразой.
Делая анализ произведения, формулируя вывод, ребенок лучше запоминает смысл произведения и при необходимости он легко вспомнит это произведение.
Некоторые дети очень любят читать Энциклопедии. В таком случае, они записывают название энциклопедии, название статьи и конечно, о чем ребенок узнал.
В начальных классах можно помогать ребенку вести дневник, так как это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Таким образом, ведение читательского дневника – весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия, юному школьнику необходимо уделить достаточно внимания оформлению дневника. Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.
Как же оформить читательский дневник?
Единого требования к оформлению читательского дневника в школе нет. Поэтому каждый учитель вводит свои требования. Я покажу один из примеров ведения читательского дневника в 3 классе.
3.Жанр (рассказ, басня, стихотворение, сказка, загадка…)
5.Краткое содержание (о чём? 1-2 предложения основной мысли текста)
6. Работа со словарём (объяснить значение непонятных слов)
Правила ведения дневника
Записывайте информации о книге сразу после чтения.
Если рассказ объёмный и на его чтение ушло несколько дней, то в графе «дата» указывайте, когда вы приступили и закончили читать произведение.
Дневник должен быть оформлен красивым почерком, без помарок и ошибок.
В конце краткого содержания напишите мнение о прочитанном.
Если произведение понравилось, и хочется порекомендовать его друзьям, то нужно указать почему.
Кто любит рисовать, можно делать иллюстрации к произведениям. Картинки помогут быстрее запомнить содержание, улучшат внешний вид дневника. Лучше рисовать иллюстрации самостоятельно. Тогда будет задействована и зрительная память. Отдельно можно сделать кроссворды, сканворды, задачки, также написать письмо автору книги или героям.
Не нужно переписывать сокращённое содержание книг, указанное в учебнике.