до какого места судоходна волга
Река Волга
Волга — одна из крупнейших рек мира и России, и самая длинная река Европы. Длина Волги — 3530 км, площадь водосборного бассейна — 1 360 000 км кв. Исток Волги находится на Валдайской возвышенности возле деревни Волговерховье в Тверской области. Устье — в Каспийском море. Годовой сток составляет 254 км куб. Прилегающая к Волге часть территории России называется Поволжьем. Географически Волга делится на несколько частей: Верхняя Волга (от истока до слияния с рекой Окой), Средняя Волга (от впадения реки Оки до впадения реки Камы) и Нижняя Волга.
Река Волга в Твери.
Волга протекает по территории 15 субъектов России: Астраханская область, Волгоградская область, Ивановская область, Костромская область, Московская область, Нижегородская область, Самарская область, Саратовская область, Тверская область, Ульяновская область, Ярославская область, а также республик — Калмыкия, Марий Эл, Татарстан, Чувашия. На Волге расположены четыре города, с числом жителей более миллиона человек: Нижний Новгород, Казань, Самара и Волгоград.
Населенные пункты на Волге, где делают остановки круизные теплоходы (от Твери до Астрахани вниз по течению, по состоянию на 2019 год):
— Тверь (Тверская область)
— Дубна (Московская область)
— Калязин (Тверская область)
— Углич (Ярославская область)
— Мышкин (Ярославская область)
— Коприно (Ярославская область)
— Весьегонск (Тверская область)
— Рыбинск (Ярославская область)
— Тутаев (Ярославская область)
— Ярославль (Ярославская область)
— Кострома (Костромская область)
— Плес (Ивановская область)
— Кинешма (Ивановская область)
— Юрьевец (Ивановская область)
— Чкаловск (Нижегородская область)
— Городец (Нижегородская область)
— Нижний Новгород (Нижегородская область)
— Макарьево (Нижегородская область)
— Козьмодемьянск (Республика Марий Эл)
— Чебоксары (Республика Чувашия)
— Мариинский Посад (Республика Чувашия)
— Козловка (Республика Чувашия)
— Свияжск (Республика Татарстан)
— Казань (Республика Татарстан)
— Тетюши (Республика Татарстан)
— Болгар (Республика Татарстан)
— Ульяновск (Ульяновская область)
— Тольятти (Самарская область)
— Ширяево (Самарская область)
— Волжский утес (Самарская область)
— Самара (Самарская область)
— Винновка (Самарская область)
— Хвалынск (Саратовская область)
— Балаково (Саратовская область)
— Усовка (Саратовская область)
— Саратов (Саратовская область)
— Камышин (Волгоградская область)
— Волгоград (Волгоградская область)
— Никольское (Астраханская область)
— Ахтуба (Астраханская область)
— Астрахань (Астраханская область)
На Волге расположены несколько зеленых стоянок: это место, где туристы могут отдохнуть на природе, после посещения городов, искупаться, побродить по лесу, а круизные компании организуют пикники (обычно приготовление шашлыка). Такие стоянки находятся в Ярославской области — Коприно, Самарской области — Ширяево, Волжский утес и Винновка, Саратовской области — Усовка и Астраханской области — Ахтуба.
В Волгу впадает более сотни рек, но двумя крупнейшими притоками Волги являются река Ока и река Кама. Крупнейшие притоки верхней Волги — Селижаровка, Тьма, Тверца, Молога, Шексна, Которосль и Унжа. Наиболее крупные притоки Волги в её среднем течении — Ока, Сура, Ветлуга и Свияга. Нижняя Волга принимает сравнительно небольшие притоки — Сок, Самару, Большой Иргиз, Еруслан. Дельта Волги начинается в месте отделения от русла Волги рукава Бузан (в 46 км севернее Астрахани) и является одной из самых крупных в России и крупнейшей в Европе. В дельте насчитывается до 500 рукавов, протоков и мелких речек. Главные рукава — Бузан, Бахтемир, Камызяк, Старая Волга, Болда, Ахтуба; из них в судоходном состоянии поддерживается Бахтемир, образуя Волго-Каспийский канал по которому суда попадают в Каспийское море.
Река Волга через Канал имени Москвы (Московская область) соединена с рекой Москвой. Через реку Шексну — с Волго-Балтийским водным путем (выход к Белому и Балтийскому морям), а через Волго-Донской судоходный канал (Волгоградская область) — с рекой Дон (выход к Азовскому и Черному морям).
Транзитное грузовое судоходство на Волге начинается в начале апреля, когда открываются шлюзы Волжской ГЭС, в середине апреля начинают работы шлюзы Жигулевской ГЭС и Саратовской ГЭС, а в конце апреля — Чебоксарсарской, Нижегородская, Рыбинской и Угличской ГЭС. Завершают работы гидроузлы в том же порядке, но по убыванию с середины ноября (Углич, Рыбинск и т. д.) и закрываются к 1 декабря (Волгоград). Более подробно сроки начала и завершения судопропуска на волжских гидроузлах >>
Слияние Волги и Оки в Нижнем Новгороде. 2017 г. Фото: Михаил Архипов
С 1930-х годов река постепенно превращается в каскад водохранилищ: на Волге были построены восемь гидроэлектростанций, плотины которых образовали огромные водные пространства. Сегодня Волжско-Камский каскад ГЭС — в списке крупнейших транспортно-водно-энергетических систем в мире.
Гидроэлектростанции на реке Волге:
Волжский каскад водохранилищ:
Вид Куйбышевского водохранилища в месте слияния Волги и Камы. 2013 г. Фото: Андрей Урицк
Судоходные шлюзы, расположенные на Волге:
Река Волга в районе Жигулевских гор (Самарская область). 2010 г. Фото: Иван Загайнов
Список мостов на реке Волге (от Твери до Астрахани вниз по течению):
Река Волга в Астраханской области. 2013 г. Фото: Андрей Урицк
История судоходства на Верхней Волге
От галеры императрицы до судов на подводных крыльях
Об авторе: Виктор Михайлович Грибков-Майский – член Союза журналистов России.
Речной вокзал в Калинине. Почтовая открытка, 1961 г.
Не так часто можно найти город в Центральной России, который мог бы похвастаться таким водным богатством, как Тверь. Здесь сливаются воедино сразу три реки – Волга, Тьмака и Тверца. Такое исключительно выгодное положение не могли не оценить наши предки, которые много веков назад основали здесь свое поселение. Кто-то из исследователей называет колыбелью Твери стрелку рек Волги и Тьмаки, а кто-то – Волги и Тверцы, где находился древний Отроч монастырь, от которого сегодня остался лишь Успенский собор (1722 год). Долгое время реки служили основными транспортными артериями и соответственно вели в Тверь.
Во многих городах на Верхней Волге были свои верфи. В 1767 году Екатерина II совершила путешествие по Волге до Казани. Специально для этого были построены галеры – «крытые, разделенные на отделения и меблированные, из которых одна, царская, вмещала полный апартамент с гостиной, где государыня обедала с двенадцатью лицами свиты без всякой тесноты».
Императорская галера, которая называлась «Тверь», была спущена со стапелей Тверской верфи 3 апреля 1767 года и входила в состав флотилии из 10 судов. Основной материал, из которого она была сделана, – сосна, набор из дуба, декор из липы и березы. Императорская галера имела следующие размеры: длина – 39 м, ширина – 7,65 м, высота – 7 м. Кормовая надстройка судна была щедро украшена деревянной резьбой. Резная фигура украшала и нос галеры.
Здесь же размещались восемь уютных кают. Галера строилась по чертежу, выполненному Михаилом Щепининым и утвержденному Адмиралтейств-коллегией. Причем судно могло развивать скорость от 10 до 14 км в час. О комфортабельности галеры красноречиво говорят слова датского посланника, отмечавшего, что там «нет недостатка ни в одном из тех удобств, которые можно было иметь только в столице».
Волга в районе современного Рыбинска. Фото Владимира Захарина |
После завершения плавания суда передали Казанскому адмиралтейству, а флагманскую галеру «Тверь» государыня повелела «хранить вечно, не переменяя того вида, какой она имела во время Высочайшего путешествия». Наказ императрицы строго выполнялся в течение почти двух веков в Адмиралтейской слободе Казани: галере «Тверь», ставшей музеем и помещенной в специальный деревянный павильон, удалось пережить и восстание Пугачева, и лихолетье Гражданской войны.
Сама галера просуществовала до нашего времени и сгорела из-за ребячьей шалости в 1956 году в Казани, где она размещалась на территории бывших Журавлевских казарм. Кстати, в память об этом в Казани установлен памятный знак. Изображение галеры «Тверь» вошло в герб другого поволжского города – Костромы.
Интересны заметки русского офицера, поэта, публициста Федора Николаевича Глинки, совершившего в 1811 году путешествие по Волге от Ржева до с. Иванищи. «Город Зубцов, – пишет Глинка, – мал, но довольно хорошо выстроен. По летописям видно, что он существовал еще в 1216 году. Здесь впадает в Волгу судоходная Вазуза… В Зубцове есть верфь. Барки строятся из заготовленных кокор (деревьев, имеющих природную кривизну, нужную для основы судов). В особенном канале весенние воды поднимают груз и его сплавливают на Волгу».
А в начале XVIII века была создана первая в России искусственная водная система – Вышневолоцкая, которая соединила Тверь через Тверцу, Цну, Мсту, Волхов и Неву с новой столицей Российской империи – Санкт-Петербургом. Более полутора веков Тверь была крупным перевалочным пунктом по перевозке самых различных грузов по воде. Специально для этого было сконструировано судно-барка, которую можно сегодня видеть на городском гербе Вышнего Волочка, пожалованного городу в 1772 году Екатериной II.
В 1856 году в Твери побывал А.Н. Островский и оставил об этом свои воспоминания. В частности, он отмечал: «Несколько свободных дней до прихода весеннего каравана, которые я провел в Твери и по отплытии его, дали мне возможность ознакомиться с жизнью города, так красиво построенного и так счастливо поставленного на перекрестке путей железнодорожного и водного. Все местные условия, как кажется с первого взгляда, должны бы способствовать промышленному процветанию Твери: железная дорога соединяет ее с Петербургом и Москвой; верхние и нижние волжские караваны пристают под самым городом; Тверца, как начало Вышневолоцкой системы, представляет другой путь соединения с Петербургом – путь дешевый для тяжелых грузов».
Последнее судно в Санкт-Петербург по Вышневолоцкой системе прошло в 1889 году.
В середине XIX века в Твери происходит становление пассажирского речного судоходства. А вернее – озерного, так как первый в губернии пароход «Осташ», построенный на средства осташковских купцов промышленниками Савиными, в 1847 году прошел по озеру Селигер.
Городецкий шлюз в районе Нижнего Новгорода. Фото Владимира Захарина |
В это же время, в 1843 году, на Верхней Волге, в пяти километрах ниже озера Волго, одного из четырех верхневолжских озер, строится первое гидротехническое сооружение, которое именовалось на старинный лад «бейшлотом». Во время весеннего паводка в водохранилище накапливалось около 360 млн куб. м воды, которую использовали для уровня, необходимого для судоходства на участке от Селижарово до Твери.
Старый бейшлот – земляная плотина на каменном фундаменте с деревянным водосбросом – был разрушен во время Великой Отечественной войны в 1941 году. Но уже в 1943-м отстроен заново в бетоне.
В 1854 году в связи с ростом пассажирского сообщения по Волге было создано пароходное общество «Самолет», которое специально для этого закупило три колесных теплохода – «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль». Дело оказалось прибыльным, и вскоре было организовано сообщение от Твери до Ярославля, а к 1864 году теплоходы «Самолета» плавали уже до Астрахани.
Но наименее известны факты о пассажирском сообщении выше Твери. Вот что мы находим в «Справочнике-путеводителе: Поволжье. 1929 г.»: «От Ржева до Твери правильное пассажирское судоходство поддерживает Сев.-Зап. Госпароходство. Во время мелководья, с закрытием бейшлота, обыкновенно в течение августа, движение пароходов временно прекращается до прибыли воды… Первая пристань за Ржевом – Зубцов… Берега Волги от Ржева до Зубцова, и особенно за Зубцовым до Старицы, красивы. Ржев, Зубцов, Старица, красиво расположенные по берегам Волги, дают с палубы парохода удивительную иллюзию старины. За Зубцовым пароход после остановок в Саблине, Дягунине и Родни пристает к Старице в 89 км от Ржева и 91 км от Твери… Из пристаней обращает внимание Иваниши, от которой пассажирские пароходы отправляются до Твери ежедневно».
В книге «Озеро Селигер» (Н. Федорова, Г. Керчикер, Е. Богдановская. Калининское издательство, 1954 г.) в главе «От истока Волги до Калинина» авторы пишут: «От Ржева вниз по Волге уже ходят небольшие пассажирские пароходы».
Повсеместно по Волге, в том числе и в Твери, были построены пристани, а вот свой речной вокзал появился в Твери только в 1938 году (архитекторы Е.И. Гаврилова и П.П. Райский, конструктор И.М. Петраков, инженер И.М. Тигранов). Здание вокзала – одно из наиболее выразительных сооружений советского конструктивизма.
Но история речного вокзала в Твери началась значительно раньше, в 1932 году, и связана она со строительством канала Москва–Волга (Канал им. Москвы) и с созданием Иваньковского водохранилища. Тогда стало ясно, что после того, как водохранилище наполнится, уровень воды в Волге поднимется намного выше, что сделает Тверь полноценным портом. Именно в это время, осенью 1932 года, было начато строительство канала Москва–Волга, а в январе 1934 года – водохранилища.
Одновременно у села Иваньково сооружался мощный гидроузел. Железобетонная и земляная плотина, перегородившая Волгу, была построена в 1936 году. А 23 марта 1937 года в первый раз опускаются щиты Иваньковской плотины; 27 марта волжская вода пошла по каналу. 17 апреля 1937 года все русло канала длиною в 128 км уже заполнено водой. Именно с этого времени уровень воды в Волге поднялся, и в Калинин (так с 1931 года стала называться Тверь) смогли приходить многопалубные пароходы и теплоходы.
Иногда можно прочитать, что речной вокзал в Калинине стал первым на Волге, построенным в советское время, но это не совсем так. Практически одновременно, весной 1933 года, в Москве началось строительство Северного речного вокзала. Оно также было связано со строительством канала имени Москвы, соединившего Волгу и Москву-реку.
Все работы были завершены менее чем за пять лет – в 1937 году. Проект разработали архитекторы Алексей Рухлядев и Владимир Кринский. В оформлении здания, построенного в стиле советского конструктивизма, принимали участие скульптор Иван Ефимов, художница Наталья Данько и другие мастера живописи и скульптуры. На верхней галерее располагался ресторан, а внутри здания продавались билеты на прогулочные катера и дальние пассажирские и круизные маршруты.
И внешне, и конструктивно оба речных вокзала имеют много схожего. Как и для Москвы, для Твери здание Речного вокзала было одним из наиболее выразительных сооружений, которое появилось в городе до начала войны.
Тверской вокзал рассчитан на одновременное обслуживание 550 пассажиров. И много лет он жил своей полноценной жизнью, а теплоходы от его причалов отправлялись вниз и вверх по Волге. Объяснялось это и тем, что в то время только по воде можно было добраться до многих населенных пунктов.
Как было сказано выше, Волга была судоходна до Ржева, куда суда на подводных крыльях приходили еще в 1982 году. Что же касается регулярного пассажирского сообщения, то оно прекратилось, по словам очевидцев, в 1976–1977 годах в связи с обмелением реки, особенно в районе Старицы. Специалисты связывают это со строительством Вазузского водохранилища в Зубцове, которое было закончено в 1977 году.
В советское время пассажирское судоходство вниз по Волге осуществлялось от Твери до Углича (Ярославская область). Уже давно пассажирское судоходство прекращено. Основная причина – отмена дотирования проезда, без чего речное пассажирское судоходство оказалось убыточным. В настоящее время в Тверь заходят круизные теплоходы, а по Волге в черте города курсируют прогулочные кораблики.
uritsk
Страница путешественника
Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.
История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.
1. Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.
2. Вход в Волго-Донской судоходный канал расположен у южной оконечности Волгограда, в Красноармейском районе. От речного вокзала Волгограда до канала около часа хода. «Речную развилку» трудно проглядеть: на правом берегу у входа в ВДСК высится огромный памятник Ленину – это самый большой памятник Ильичу в мире, занесённый в книгу рекордов Гиннеса ещё и как самый большой памятник реально жившему человеку. Интересно, что раньше вместо него стоял столь же большой памятник Сталину.
3. Неподалёку от входа в Волго-Донской канал находится огромный нефтерейд, где стоят десятки танкеров самых разных мастей.
4. Разделительный буй волжского и донского судового хода
5. Другой теплоход идёт по Волге, а мы уже повернули ко входу в Волго-Донской канал.
6. Памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал.
11. Между шлюзами N1 и N2 трассу канала пересекают автодорожный и железнодорожный мосты.
12. Шлюзы ВДСК оборудованы интересным устройством для защиты ворот от навала судов: поперек камеры у ворот натягивается мощный металлический канат, который потом поднимается специальной стрелой (поднятая стрела с канатом хорошо видна на этом фото).
13. Промежуточный бьеф между шлюзами N2 и N3.
16. Соединительный участок канала между шлюзами N3 и N4.
18. Поднимаемся вверх по Чапурниковской лестнице шлюзов. Встречный танкер «Ленкорань» на следующей ступени находится намного выше нас.
19. Между шлюзами N4 и N5.
20. Шлюз N5. Архитектурное оформление башен.
21. Встречный танкер у стенки подходного канала шлюза в ожидании своей очереди.
22. Покидаем шлюз N6.
24. Насосная станция, которая подаёт воду из Дона вверх по склону в Береславское водохранилище.
25. С помощью мощных насосных станций, вода из Дона по этим огромным трубам подаётся на водораздельный участок канала, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны.
27. Соединительный канал между шлюзами N11 и N12.
28. Автодорожный мост через Волго-Донской канал.
32. За шлюзом N12 трассу канала пересекает железнодорожный мост.
33. Навигационные знаки.
35. Очередной встречный танкер смешанного плавания типа «река-море».
36. Судоходная трасса среди степей.
37. Карповское водохранилище – последнее на канале. На живописном, поросшем тополями, правом берегу расположена пристань Ильёвка – небольшой посёлок, где делают зелёную стоянку туристские теплоходы. Недалеко отсюда расположен райцентр Калач-на-Дону (до которого около 15 км).
38. Гидроузел Карповского водохранилища.
39. Далее теплоход заходит в красочно оформленный 13 шлюз, последний на Волго-Донском канале.
42. Сразу за шлюзом на правом берегу установлен памятник героям Великой Отечественной войны.
43. До Дона остаётся несколько километров канала.
44. Монумент у выхода из ВДСК в Дон.
45. Далеко вправо уходит русло великой русской реки, воспетой Шолоховым. Вдали виден Калач-на-Дону, а далее за крутым мысом Дон теряется из виду. Если направиться туда, можно добраться до станицы Вешенской, Серафимовича, Лисок, Воронежа, а если постараться, то и до истока Дона – ключа в парке Новомосковска.
46. А мы поворачиваем налево, вниз по Дону, несущему свои зелёные воды прямиком в Азовское море. Собственно из ВДСК теплоход попадает не в Дон, а в Цимлянское водохранилище, образованное плотиной Цимлянской ГЭС, которое через час пути приобретает вид настоящего моря. Очень красив крутой правый берег, а потом и он почти исчезает из виду: кругом лишь палящее солнце и вода.
51. Грузовой состав на мосту.
52. Старый мост 1950 года.
54. Продолжаем путь по Цимлянскому водохранилищу.
57. Подходим к Цимлянскому гидроузлу.
59. Судно преодолевает два шлюза Цимлянского гидроузла: первый из них своей аркой напоминает шлюзы N1 и 13 ВДСК, а на башнях второго установлены фигуры донских казаков. Пройдя два этих шлюза, судно попадает в коренное русло Дона.