до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос

Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду ﷺ

до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Смотреть фото до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Смотреть картинку до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Картинка про до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Фото до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос

Суть божественного откровения

Наука о Коране включает много различных и важных наук, в частности, откровение и его ниспослание. Тот, кто не верит в откровение, не может уверовать и в ниспослание Корана, так как Коран является одним из видов откровения, которые были переданы Пророку Мухаммаду ﷺ посредством ангела Джибриля (мир ему). Из истории Ислама известно, что первое откровение Пророку Мухаммаду ﷺ пришло в сорок лет, и это началось с вещего сна. Затем Ему была внушена любовь к уединению. Он стал часто уединяться в пещере Хира, где поклонялся Аллаху в течение многих ночей.

Значения слова «вахью» ( وحي )

Лексическое значение глагола «ваха» ( وحي ), масдаром (отглагольным именем) которого является слово «вахью» – указать, рассказать тайно, повелевать, подчинять, писать другому, отправлять.

В Коране это слово приходит в разных значениях:

внушение;

وأوحينا إلى أم موسى أن أرضعيه

(смысл): «И внушили Мы в сердце матери Мусы кормить грудью своего сына» (сура «Аль-Касас»: 7).

наущение шайтана;

وإن الشياطين ليوحون إلى أولياهم ليجادلوكم

(смысл): «Поистине, шайтан наущает своих последователей (язычников) препираться с вами, приводя ложные доводы» (Сура «аль-Анʻам, 121).

А что касается шариатского определения термина «вахью» (откровение), то это обучение Аллахом своего избранного раба (пророка, посланника) различным знаниям, которые Он пожелал раскрыть ему тайно.

Как ниспосылалось самое первое откровение

В хадисе сообщается, что мать правоверных Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

«Ниспослание откровений Посланнику Аллаха ﷺ началось с вещего сна. Он видел во сне сияние, подобное утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере Хира. Там он занимался поклонением Аллаху в течение многих ночей. Потом он возвращался к Хадидже и брал все, что ему было нужно для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему не пришло откровение, когда он находился в пещере Хира. К нему явился ангел и велел:

Читай!

Я не умею читать!»

Далее Пророк ﷺ сказал:

«Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: “Читай!” Я сказал: “Я не умею читать!” Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: “Читай!” — и я снова сказал: “Я не умею читать!” Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ خَلَقَ الْإِنْسَانَ مِنْ عَلَقٍ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ

Читай во имя Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой — щедрейший…

И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердце которого трепетало от страха, вернулся с этим, вошёл к Хадидже бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах) и сказал: “Укройте меня, укройте меня!” Его укрыли, и он оставался в подобном положении, пока страх его не прошёл, после чего он рассказал ей обо всём и добавил: “Я испугался за себя!” Хадиджа сказала: “Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором, ведь ты поддерживаешь связи с родственниками, помогаешь слабому нести бремя и оделяешь неимущего, оказываешь людям гостеприимство и помогаешь им переносить невзгоды жизни”.

А после этого Хадиджа вышла из дома вместе с ним и привела его к своему двоюродному брату Вараке бин Науфалю бин Асаду бин ‘Абд аль-‘Уззе, который в эпоху джахилийи принял христианство, пользовался для своих записей письменностью иудеев и выписывал из Евангелия то, что было угодно Аллаху. К тому времени он был уже глубоким слепым старцем. Хадиджа сказала ему: “О сын моего дяди, выслушай своего племянника!” Варака спросил его: “О племянник, что ты видишь?” — и Посланник Аллаха ﷺ сообщил ему о том, что он видел. Варака сказал: “Это тот же ангел, которого Аллах направил к Мусе! О, если бы я был молод и мог дожить до того времени, когда народ твой станет изгонять тебя!

Посланник Аллаха ﷺ спросил: “А разве они будут изгонять меня?” Варака ответил: “Да, ибо когда бы ни являлся человек с чем-либо подобным тому, что принёс с собой ты, с ним всегда враждовали. Если я доживу до этого дня, то буду помогать тебе, как только смогу!” Однако Варака вскоре умер, а откровения временно прекратились». (Бухари)

Возобновление откровения

Сообщается, что Джабир бин Абдуллах аль-Ансари (да будет доволен Аллах ими обоими), рассказывая о периоде временного прекращения откровений, сказал: «Посланник Аллаха ﷺ сказал:

«Однажды я шёл по дороге и вдруг услышал голос с неба. Я поднял голову и увидел того самого ангела, явившегося ко мне в пещеру Хира, который на этот раз сидел на троне между небом и землёй. Я испугался его, вернулся домой и сказал: «Укройте меня, укройте меня!» – после чего Аллах Всевышний ниспослал аяты, в которых говорилось: «О завернувшийся! Встань и увещевай…«. А после этого откровения возобновились с новой силой и стали приходить одно за другим».

Насир Сулейманов

Преподаватель «ДТИ» имени Саида Афанди

Источник

Хронология и обстоятельства ниспослания Корана

до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Смотреть фото до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Смотреть картинку до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Картинка про до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Фото до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос

Священный Коран – это слово Аллаха. Поэтому оно защищено и сохранено в Хранимой Скрижали, о которой говорится в Коране (смысл):

То, (с чем ты был послан от Аллаха,) – Великий Коран, (ясно доказывающий истинность твоей миссии и послания). Этот Коран начертан на Хранимой Скрижали. (Никакая сила не может ни исказить, ни изменить его!)” (Сура “Аль-Бурудж”, аяты 21-22 (85:21-22)).

Ниспослание Корана из Хранимой Скрижали проходило в два этапа.

Первый. Он был полностью ниспослан в Байтуль-Изза (Дом Чести), возвышенный дом поклонения, расположенный на небесах. Этот небесный дом, также известный как Байтуль-Ма’мур, расположен прямо над Каабой и служит местом поклонения ангелов. Это произошло в ночь Кадр – Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества).

Второй. Постепенное ниспослание Корана Откровением нашему дорогому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которое завершилось спустя 23 года после начала.

Эти два вида ниспослания Корана ясно описаны в самом Коране. Кроме этого, имамы Насаи (да будет доволен им Аллах), Байхаки (да будет доволен им Аллах), Ибн Аби Шайба (да будет доволен им Аллах), Табарани (да будет доволен им Аллах) и другие передают от саййидина Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) несколько хадисов, подтверждающих, что сначала Священный Коран был ниспослан на небесный свод – и это произошло единовременно, в то время как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был благословлен вторым ниспосланием – и это происходило постепенно.

Объясняя мудрость, которая стоит за тем, что Священный Коран был сначала ниспослан на Небесный свод, имам Абу Шама говорит, что цель этого – показать возвышенное величие Священного Корана и в то же время сообщить ангелам о том, что это – последнее Писание, предназначенное для наставления всего человечества.

Имам Заркани в “Манахиль аль-Ирфан” дополнительно указывает, что цель двух отдельных нисхождений Корана – утвердить, что Книга свободна от любого сомнения относительно ее Божественности и что, помимо Ее сохранности в памяти Нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она также хранима в двух других местах: Хранимой Скрижали и Байтуль-Изза (“Манахиль-Ирфан”, 1:39).

Ученые единодушны в том, что второе постепенное ниспослание в сердце нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) началось, когда ему было сорок лет. Согласно широко признанному мнению, основанному на достоверных хадисах, это низведение началось в Ночь Кадр. В ту же дату 11 лет спустя произошла битва при Бадре. Однако неизвестно точно, на какую именно ночь Рамадана выпала эта ночь. Есть некоторые хадисы, в которых говорится, что это была 17-я ночь, другие сообщают о 19-ой, третьи указывают на 27-ую (Тафсир Ибн Джарир, 10:7).

Ниспослание первых аятов

Достоверно передается, что первые аяты, ниспосланные Пророку (мир ему и благословение Аллаха), – это начальные аяты суры “А’ляк”. Согласно “Сахиху” Бухари, саййида Аиша, разыАллаху анха, сообщает, что первые откровения приходили к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в правдивых снах. Это вызвало в нем тягу к уединению, поклонению и размышлению.

Во время этого периода он проводил ночь за ночью в пещере Хира и оставался там в уединении, посвящая себя богослужению до тех пор, пока Аллах не послал ангела в пещеру, и первым, что тот сказал, было: “Читай!” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: “Я не могу читать”. Последующие события были описаны самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха).

«Ангел затем сжал меня так сильно, что мне было тяжело. Затем он отпустил меня и снова сказал: “ЧИТАЙ”. Я снова ответил, что не могу читать. Тогда он снова сжал меня еще сильнее прежнего, и отпустил, и сказал: “ЧИТАЙ”, – и я снова ответил, что не могу читать. Он сжал меня в третий раз, затем отпустил, сказав: «Читай [о Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил! Он сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь твой Господь самый Милостивый, Который научил человека тому, чего тот не знал до этого» (Сура “Аль-Аляк”, аяты 1-5 (96:1-5)).

Это были первые ниспосланные аяты. Затем прошло три года без откровений. Этот период известен как фатрат аль-вахи (остановка Откровения). Лишь только через три года ангел Джибриль, который посетил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в пещере Хира, появился перед ним снова между небом и землей и прочитал аяты из суры “Аль-Муддассир”. С тех пор процесс откровений снова был продолжен.

Мекканские и мединские

Вы могли заметить в названии различных сур Корана записи, относящие их к мекканским (макки) сурам или мединским (мадани). Очень важно понимать, что стоит за этими терминами. Большинство муфассиров считают, что мекканский аят – это аят, который был послан Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до того, как он прибыл в Медину, совершив хиджру из Мекки. Другие же считают, что мекканские аяты – это те которые были посланы в Мекке, а мединские – это те, что были посланы в Медине. Однако большинство муфассиров считают это мнение неправильным, поскольку есть несколько аятов, которые не были посланы в Мекке, но из-за того, что они были ниспосланы до хиджры, классифицируются как макки. Таким образом, аяты которые были открыты в долине Мина, на Арафате, во время Ми’раджа и даже во время переселения из Мекки в Медину считаются мекканскими.

Подобным же образом, есть много аятов, которые не были получены непосредственно в Медине, но их относят к мединским. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал несколько поездок после хиджры, в которых он отъезжал на сотни миль от Медины, однако аяты, полученные во время этих поездок относят к мединским, даже аяты, снизошедшие в Мекке и ее окрестностях во время завоевания Мекки или Худабийского перемирия, также относят к мединским.

О вы, которые уверовали! Аллах повелевает вам справедливо возвращать всё доверенное вам имущество Аллаха или людей владельцам” (Сура “Ан-Ниса’, аят 58 (4:58)), –

относят к мединским, хотя он был ниспослан в Мекке (Аль-Бурхан, 1:88; Манахиль аль-Ирфан, 1:88).

Есть суры, которые целиком и полностью относятся к мекканским или мединским. Например, сура “Аль-Муддассир” – полностью мекканская, а сура Ааль Имран – полностью мединская. Но также бывает, что некоторые суры – целиком мекканские, но содержат один или более мединских аятов. Например, сура “Аль-А’раф” – мекканская, но несколько ее аятов – мединские. Напротив, Сура “Аль-Хаджж” – мединская, но 4 аята из нее – мекканские.

Поэтому необходимо уяснить, что классификация сур на мекканские и мединские основана на происхождении большинства ее аятов, хотя в некоторых случаях вся сура считается мекканской потому, что ее начальные аяты были посланы до хиджры, хотя последующие аяты снизошли уже после (Манахиль аль-Ирфан, 1:192).

Признаки мекканских и мединских аятов

После тщательного анализа мекканских и мединских сур, ученые в области тафсира обнаружили свод признаков, которые помогают определить, мекканская или мединская данная сура. Некоторые из признаков универсальны, а другие – в большей вероятности.

1. Каждая сура, в которой появляется слово كلّا (никогда) – мекканская. Это слово использовано 33 раза в 15-ти сурах, и все они – во второй половине Корана.

2. Каждая сура, содержащая аят саждатуль-тиляват, – мекканская. Это правило только применяется, если следовать позиции ханафитов в отношении аятов земного поклона, поскольку, согласно этому мазхабу, такого аята в мединской суре “Аль-Хаджж” нет. Согласно имаму Шафии, однако, аят земного поклона в этой суре есть, поэтому по шафиитскому мазхабу эта сура будет исключением из правила.

3. Любая сура, за исключением суры “Аль-Бакара”, в которой упоминается история Адама и Иблиса, – мекканская.

4. Любая сура, в которой есть разрешение джихада или описание его предписаний, – мединская.

5. Любой аят, где упоминаются мунафики, – мединский. Отметим, что аяты о лицемерах в суре “Аль-Анкабут” – мединские, хотя сура целиком и считается мекканской.

Следующие принципы общие, и в большинстве случаев оказываются верными, однако из них также есть исключения:

1. В мекканских сурах обычно в качестве обращения используется форма (смысл) “О люди”, в то время как в мединских сурах (смысл) “О те, кто уверовал!”

2. Мекканские суры, как правило, короткие и вместительные, в то время как мединские – длинные и детализированные.

3. Мекканские суры обычно затрагивают такие темы, как утверждение Единства Бога, пророчества, утверждения Той жизни, событий Воскрешения, слов утешения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И также в них идет речь о событиях, касающихся предыдущих народов. Количество предписаний и законов в этих сурах значительно меньше по сравнению с мединскими сурами, где часто фигурируют семейные и социальные законы, предписания войны, разъяснение ограничений (худуд) и обязанностей.

4. Мекканские суры говорят о противостоянии с идолопоклонниками, в то время как мединские суры говорят о конфронтации с ахлюль-Китаб и лицемерами.

5. В стиле мекканских сур больше риторических приемов, метафор, симиле, аллегорий наряду с обширным словарным запасом. Стиль мединских сур же, напротив, сравнительно прост.

Это различие между мекканскими и мединскими сурами обязано своим происхождением различию в окружении, обстоятельствах и адресатах. Во время мекканского периода Ислама мусульманам приходилось иметь дело с арабами-язычниками и не существовало еще исламского государства. Таким образом, во время этого периода больший акцент делался на исправление веры и убеждений, реформацию нравов, логическое опровержение многобожников и божественную природу Священного Корана.

С другой стороны, в Медине было установлено исламское государство. Люди приходили в Ислам толпами. Многобожники были повержены в интеллектуальном уровне, и теперь уже мусульмане противостояли, главным образом, людям Писания. Вследствие этого больше внимания было отведено на образование в области предписаний, законов, ограничений и обязанностей и опровержение ахлюль-Китаб. Стиль и метод речи был подобран соответствующе (Манахиль аль-Ирфан, 198-232).

Постепенное ниспосылание Корана

Почему же вместо того, чтобы быть сообщенным за один раз, Коран передавался понемногу? Многобожники Аравии, привычные к длинным речам (одам) за один присест, сами задавали этот вопрос Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И Всемогущий Аллах Сам взял на себя ответ на этот вопрос:

32. Те, которые не уверовали, сказали, осуждая Коран: “Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?” Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, или когда Джибриль будет тебе читать частями размеренно, не спеша”.
33. Как только неверные приводят какую-нибудь притчу или возражают тебе, Мы приводим тебе истину с явным толкованием
” (Сура “Аль-Фуркан”, аяты 32-33 (25:32-33)).

Имам Рази, рахимахуллах, привел несколько причин, по которым Коран был низведен постепенно, в своем тафсире вышеприведенного аята. Ниже – краткое содержание его слов:

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать (умми). Если бы Коран был ниспослан за один раз, то ему было бы сложно запомнить его и задокументировать. С другой стороны, саййидуна Муса, алейхи ссалям, был грамотным, поэтому Тора была низведена сразу как законченное Писание за один раз.

2. Если бы целый Коран был низведен полностью за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрости постепенности, которая является одной из целей Шариата.

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подвергался мучениям ежедневно. То, что Джибриль, алейхи ссалям, приходил, снова и снова принося слова Священного Корана, помогало ему выстаивать против этих мучений и давало силу его сердцу.

Причины ниспослания

Коранические аяты делятся на два типа.

К примеру, следующий аят суры “Аль-Бакара”:

Этот аят был ниспослан в связи с определенным событием.

Во время джахилии наш господин Марсад ибн Аби Марсад аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) имел связь с женщиной по имени Анак. После того, как он принял Ислам, он совершил хиджру, а Анак осталась в Мекке. Через какое-то время наш господин Марсад (да будет доволен им Аллах) посетил Мекку по делу. Анак пришла к нему, приглашая совершить грех. Он наотрез отказал ей, сказав:

Это событие – ша’н или сабаб ниспосылания аята, приведенного выше. Причины ниспосылания аятов очень важны для толкования Корана (для тафсира). Существует много аятов, которые не могут быть поняты правильно без знания обстоятельств ниспослания.

Источник

Священный Коран ниспосылался постепенно или целиком?

до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Смотреть фото до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Смотреть картинку до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Картинка про до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос. Фото до какого момента продолжались ниспослания откровений посланнику аллаха ответ на вопрос

Почему Священный Коран ниспосылался постепенно? Какие из его сур были ниспосланы одним разом целиком?

Краткий ответ

Исламские богословы и исследователи пишут в своих трудах, что ниспослание сур Священного Корана имело два вида. Сначала он был ниспослан сразу целиком, а затем постепенно аят за аятом ниспосылался Посланнику Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Постепенное ниспослание Корана было обусловлено несколькими причинами:

Священный Коран содержит в себе множество различных тем и положений, поэтому необходимость требует, чтобы все они были классифицированы, и чтобы те темы, которые имеют непосредственное отношение к другим темам, были собраны вместе с ними. Это является основной причиной того, что последнее небесное писание разбито на суры, которые в свою очередь состоят из отдельных аятов.

Необходимо заметить, что начало и конец каждой коранической суры, а также начало и конец каждого аята Корана были определены Посланником Аллаха по велению самого Аллаха. Поэтому люди не принимали никакого участия в этом деле. Также следует сказать, что некоторые из коротких сур Священного Корана были ниспосланы одним разом. Более детально об этих сурах будет сказано в подробном ответе.

Подробный ответ

Историческая действительность не оставляет сомнений в том, что Священный Коран ниспосылался постепенно, аят за аятом. В течение двадцати трёх лет божественное откровение нисходило на благородного Пророка Мухаммада (да благословит Аллах его и его род), который передавал и разъяснял его людям.

С другой стороны ряд аятов Корана на первый взгляд повествуют об обратном. В одном аяте недвусмысленно сказано, что он был полностью ниспослан в месяц рамадан: «В месяц рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей».[1] В двух следующих отрывках говорится, что последнее небесное писание было сразу ниспослано в одну из ночей: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь предопределения»[2], а также: «Клянусь ясным писанием! Мы ниспослали его в благословенную ночь».[3] Расположив все эти аяты рядом друг с другом, становится ясно, что Священный Коран был полностью ниспослан в одну из благословенных ночей месяца Рамадан, коей является ночь предопределения.

Хадисы, имеющиеся в достоверной мусульманской литературе, объясняют нам, что ниспослание сур Корана имело два вида – одновременное и постепенное. Хафс ибн Гаяс рассказывает, что однажды он сказал Имаму Садику (да будет мир с ним): «Всевышний Аллах говорит в своей книге: «В месяц рамадан был ниспослан Коран». Однако с момента ниспослания первого аята до того времени, когда Пророк получил последний аят, прошло более двадцати лет». Имам ответил ему: «В месяц Рамадан весь Коран целиком был ниспослан в бейт аль-ма’мур. А затем оттуда он постепенно ниспосылался в течение двадцати лет».[4]

Что же такое бейт аль-ма’мур? Автор тафсира сафи пишет, что под этим выражением подразумевается чистое и благородное сердце Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род). Всевышний Аллах говорит в аятах 192-194 суры «Поэты»: «Воистину, это – Ниспослание от Господа миров. Верный Дух сошёл с ним на твоё сердце». А уже затем в течение двадцати лет Коран постепенно аят за аятом перемещался из сердца Посланника Аллаха на его язык, и он зачитывал мусульманам откровение. И происходило это с приходом ангела Джибрииля.

Постепенное ниспослание Священного Корана

В эпоху жизни Посланника Аллаха случались разные события, мусульмане сталкивались с множеством трудностей. И для того, чтобы разрешить эти трудности и показать мусульманам, что необходимо делать в тех или иных ситуациях, ниспосылался аят или несколько аятов, а иногда и целая сура. Все эти ситуации и события, повлекшие за собой ниспослание откровения, в мусульманской литературе именуются причинами ниспослания аятов. Изучением этих причин тщательно занимаются исследователи и толкователи Корана, ведь для верного, объективного и глубокого постижения аятов обязательно необходимо знать причины, вследствие которых они были ниспосланы. Таким образом, аяты последнего небесного писания постепенно нисходили в течение двадцати трёх лет в связи с различными событиями и обстоятельствами. Сначала они ниспосылались в Мекке, а затем в Медине. Все аяты были собраны в суры, а те в свою очередь соединились в единую книгу – Коран. Нисхождение божественного откровения продолжалось до конца благородной жизни Посланника Аллаха.

Постепенность ниспослания является одной из особенностей Священного Корана, отличающей его от других небесных писаний, например свитков Пророка Ибрагима и заповедей Пророка Мусы (да будет мир над ними). Язычники в связи с этим пытались критиковать Коран и Пророка: «Неверующие сказали: «Почему Коран не ниспослан ему целиком за один раз?» В ответ Аллах сказал своему пророку: «Мы поступили так, чтобы укрепить им твоё сердце, и разъяснили его самым прекрасным образом».[5] В другом отрывке Всевышний Аллах говорит: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям не спеша. Мы ниспослали его частями».[6] Комментируя этот аят, Алламе Табатабаи указывает на содержащиеся в нём ценные моменты. Он пишет, что данный аят повествует о методе ниспослания божественных знаний. Эти знания облачены в одеяние слов и речей, и они не могут быть поняты человечеством, если не будут даваться им постепенно. Постепенность и постепенный рост – особенность ближнего мира. Перерывы в ниспослании откровений содействовали тому, что мусульмане имели время для размышления над содержанием божественных речей, для их заучивания и искренних действий на их основе. Поэтому 106-аят суры «Перенёс ночью» содержит в себе тот же смысл, о котором повествуется в следующем аяте: «Воистину, Мы сделали его Кораном на арабском языке, чтобы вы могли уразуметь. Воистину, он находится у Нас в Матери Писания (Хранимой скрижали). Он – Возвышенный, Мудрый».[7] Причина постепенного ниспослания Корана – сближение знаний и деяний людей на основе этих знаний, доведение до совершенства способности людей воспринимать полученное откровение.[8] Таким образом, Всевышний Аллах, ниспосылая Коран отрывок за отрывком, аят за аятом и суру за сурой, способствовал росту и развитию человеческих способностей, содействовал их лучшему постижению основ вероучения и практических религиозных положений. Первые мусульмане сначала постигали один принцип Ислама, а затем переходили к следующему, и в масштабе всей общины это помогало укреплению данного принципа среди всех её представителей. Такой метод ниспослания откровения помог мусульманам избежать участи иудейской общины. Тора была ниспослана иудеям за один раз, но поначалу они отказались принять её. И только после того, как Аллах поднял над ними гору, они приняли её под страхом смерти.[9]

Также из аятов Корана следует, что ещё одной мудростью постепенного ниспослания Корана является то, что Посланник Аллаха и мусульмане всегда чувствовали на себе милостивый взгляд Аллаха, ощущали духовную связь с Ним и близость. По этой причине их вера крепчала и прочнела. Особенно это касалось мусульман. Постепенное знакомство с аятами Корана способствовало возникновению крепкой связи между душами верующих с одной стороны и Аллахом, Кораном и Посланником Аллаха с другой стороны.[10]

Священный Коран содержит в себе множество различных тем и положений, поэтому необходимость требует, чтобы все они были классифицированы, и чтобы те темы, которые имеют непосредственное отношение к другим темам, были собраны вместе с ними. Это является основной причиной того, что последнее небесное писание разбито на суры, которые в свою очередь состоят из отдельных аятов. Самая короткая сура (Обильный) состоит из 3-ёх аятов, а самая длинная (Корова) из 286-ти. Суры были систематизированы по указанию Посланника Аллаха, и до сих пор они сохранились в своём первозданном виде. Неискажённость Корана является одним из его многочисленных чудес.[11]

Необходимо еще раз заметить, что начало и конец каждой коранической суры, а также начало и конец каждого аята Корана были определены Посланником Аллаха по велению самого Аллаха. Люди не принимали никакого участия в этом деле. Ни в коем случае не следует менять их местами, а во время чтения Корана его необходимо читать в том порядке, в котором расположены аяты и суры. Каждая сура начинается с фразы «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного», после которой по порядку ниспослания идут аяты, являющиеся частями данной суры. Временами на Посланника Аллаха нисходил ангел Джибрииль, после чего он давал мусульманам указание, чтобы какой-либо аят был расположен не с той группой аятов, с которой он был ниспослан, а с другой группой. К примеру, так произошло с аятом: «Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрёл, и с ними не поступят несправедливо».[12] В мусульманской литературе сказано, что данный аят относится к одним из последних божественных откровений, ниспосланных незадолго до ухода Пророка Ислама в мир иной. Однако по его непосредственному указанию данный аят был включён в суру «Корова» между аятами, содержащими в себе положения о ростовщичестве и долге. Поэтому Коран был собран не случайно и не людьми, он был систематизирован Пророком по божьему повелению.[13]

Некоторые из сур Священного Корана были посланы Посланнику Аллаха целиком за один раз, то есть между ниспосланиями их аятов не было перерывов во времени. В ряде книг сказано, что к этим сурам относятся: «Фатиха», «Утро», «Очищение веры», «Обильный», «Пальмовые волокна», «Ясное знамение», «Помощь», «Рассвет», «Люди», «Посылаемые», «Трапеза», «Скот», «Покаяние», «Ряды», «Мчащиеся», «Неверные».[14]

[4] Тафсир сафи, девятое предисловие.

[8] То есть достаточная степень духовного роста и интеллектуальных способностей.

[9] Аль-мизан, Алламе Табатабаи, т.13, стр.305-306.

[10] Познание Корана, Мухаммад Хади Ма’рефат, стр.60-61.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *