до какого века существовала империя инков
ТОП-10: Факты об инках, которые вы, вероятно, не знали
Империя инков просуществовала всего около 100 лет, пока в 16 веке ее не захватили испанцы. Последний император инков Атауальпа (Atahualpa) был казнен 26 июля 1533 года. Его останки были похоронены испанцами, согласно христианской традиции, но полагают, что позже его последователи выкопали и мумифицировали их, согласно традициям инков.
До этого инки в спешке убегали от испанцев, покинув цитадель Мачу-Пикчу (Machu Picchu). Испанцы положили конец цивилизации, которая оставила после себя развитую сеть дорог, законопослушное общество и хорошо развитую сельскохозяйственную систему, обеспечивавшую продуктами своих граждан. Инки, возможно, были отрезаны Андами от всего остального мира, но они оставили после себя удивительное наследие, которое продолжают изучать сегодня.
10. Подвесные мосты
Фото: Rutahsa Adventures
Когда испанские конкистадоры вторглись в Перу, они были ошарашены видом подвесных веревочных мостов, перекинутых через пугающие пустоты в огромных ущельях. Испанцы считали себя более развитыми, чем инки, которые еще не изобрели колесо, но они понятия не имели, как строить такие мосты, используя для этого скрученные волокна из травы и шерсти альпаки. Технику возведения такого моста можно увидеть ежегодно в Кюсвечака (Q’eswachaka), месте, где находится последний подвесной мост инков, который в течение трех дней местные жители ремонтируют, используя традиционную технику.
9. Фантастические ирригационные системы
Крутые Анды – не самое лучшее место для развития земледелия, но инки сумели создать систему террас и орошения, что позволяло им выращивать зерновые. Они вырезали широкие платформы в виде ступеней по склонам гор, что позволяло им получить плоскую область для выращивания растений. Подсчитано, что во времена расцвета цивилизации инков они обрабатывали около миллиона гектаров земли.
Каменные опорные стены защищали террасы от морозов, а, для лучшего орошения инки заполняли террасы грязью, гравием и песком. Они также разработали сложную дренажную систему для отвода воды с гор в сезон дождей. Их ирригационные системы были настолько хороши, что урожай мог продержаться без ущерба в течение месяцев. Следы этой дренажной системы можно обнаружить и сегодня.
8. Они очень любили картофель
Возвращаясь к выращиванию сельскохозяйственных культур, инки очень любили картофель. Было подсчитано, что они выращивали более 3000 разных сортов картофеля. Это очень много картошки.
Дикий картофель рос во всем южном Перу и Боливии в течение тысяч лет, прежде чем инки начали его культивировать. Вторгшиеся испанские войска обнаружили картофель, стремясь обнаружить Эльдорадо, но так и не поняли, что этот скромный коричневый клубень будет стоить гораздо дороже золота. Испанцы завезли картофель в Европу, а оттуда он распространился по всему миру. Сначала к нему относились с крайним подозрением и использовали в основном как корм для животных, пока представители высшего класса не стали употреблять его в пищу. Говорят, что Мария-Антуанетта (Marie Antoinette) даже носила цветок картофеля в волосах.
Антропологи считают, что инки разработали сложный семилетний севооборот картофеля, что позволяло им экспериментировать с различными сортами. Возможно, кому-то следовало рассказать им о моркови.
7. Они действительно поклонялись Солнцу
Фото: Phenomenal Travel Videos/YouTube
Камень прямоугольной формы описывается как «алтарь», но он, вероятно, слишком низкий, чтобы его можно было использовать в подобном качестве. Однако, вырезанный в нем желобок отбрасывает тень только тогда, когда солнце находится прямо посередине окна. До сих пор продолжаются споры относительно назначения этого объекта, было высказано предположение, что, возможно, его использовали для оценки наилучшего времени посадки сельскохозяйственных культур.
6. Это написано звездами
Инки были великими астрономами. Считается, что город инков Куско (Cusco) имел лучеобразный план застройки, имитирующий как лучи солнца, так и некоторые созвездия. Инки внимательно следили за движением звезд, чтобы знать, когда сажать и собирать урожай.
В Мачу-Пикчу вы найдете два зеркальных бассейна, которые, как полагают, использовались для наблюдения за созвездиями, отражающимися в воде. Инки умели различать планету Венеру и верили, что она слуга Солнца, который иногда идет впереди него, а иногда позади, но при этом всегда остается рядом со своим хозяином.
Инки построили ряд обсерваторий, в том числе Кориканча (Coricancha) в Куско, которая была полностью покрыта золотом. Она была разрушена грабителями испанцами. Храм снесли, а на его месте возвели собор, использовав большую часть оригинальных материалов. От первоначального храма остался только фундамент.
Доказательством прочности архитектуры инков, является тот факт, что во время землетрясения церковь была разрушена, а фундамент, возведенный инками, остался стоять.
5. Они редко приносили в жертву детей
Было много разговоров о том, что инки приносили в жертву детей, и тому есть некоторые доказательства. Но, похоже, такое случалось крайне редко. Обычно инки приносили в жертву своим богам ламу, чаще черную, которая считалась более редкой и, следовательно, более ценной. В то время любая лама была бы ценным товаром. Эти животные были источником шерсти, мяса и навоза, необходимого для земледелия, и отлично подходили для высокогорной и крутой сельской местности, где их часто использовали в качестве вьючных животных.
Лам часто приносили в жертву ради хорошего урожая. Испанский летописец описал жертвоприношение черной ламы во время праздника Солнца: «Инки взяли ламу и положили ее на алтарь, головой на восток. Пока она была еще жива, инки разрезали ее левый бок. Они вытащили ее сердце, легкие и внутренности, все вместе. Особым везением считалось, если извлеченные легкие еще трепетали».
Однако, в трудные времена и в периоды голода, инки прибегали к капакоча (capacocha) – человеческому жертвоприношению, часто жертвой выступал ребенок. Особое предпочтение отдавалось половозрелым девочкам.
Империя инков находилась в центре Тихоокеанского вулканического огненного кольца, где сталкиваются тектонические плиты Наска и Южной Америки, вызывая землетрясения и извержения вулканов. Кроме того, каждые семь лет регион страдал от ураганов, похожих на Эль-Ниньо (El Nino), что приводило к ужасным наводнениям, уничтожающим их посевы. Урожаи имели решающее значение для выживания инков, поэтому, когда будущее выглядело особенно мрачным, астрономы и священники требовали принесения самой высокой жертвы—ребенка.
Однако по сравнению с жертвоприношением ламы, жертвоприношение детей проходило вполне цивилизованно. Стать жертвой считалось большой честью. Для этого со всей империи выбирали самых красивых детей. В их честь проводились праздники и фестивали. Дети шли к месту жертвоприношения часто сотни километров, и по пути их чествовали.
Когда, наконец, наступало время, их накачивали листьями коки и алкоголем, а затем душили, сливали кровь или хоронили заживо. Часто детей приносили в жертву группами, а затем их тела хоронили вместе с изысканными предметами из золота, серебра и керамики.
В 2004 году в Чокепукио (Choquepukio), недалеко от Куско во время раскопок были обнаружены останки семи детей. Вместе с ними были захоронены артефакты, похожие на те, которые находили ранее при раскопках, и которые считаются связанными с жертвами капакоча.
4. Они придали выражению «Большая голова» совершенно новый смысл
Фото: Didier Descouens
Инкам и их предкам нравились большие головы. Представители элиты перевязывали головы своих маленьких детей, чтобы изменить естественную форму черепа. Подобно китайской практике перевязывания ног, имевшей место в правящем классе, Перуанская аристократия принялась перевязывать головы своих детей, помещая череп между двумя кусками дерева и оборачивая их плотной тканью, чтобы в результате искусственной деформации придать черепу каплевидную форму.
Эта традиция зародилась задолго до образования Империи инков. В племени Коллагуа (Collagua), жившем на юго-востоке Перу, детям из родовитых семей перевязывали головы, чтобы выделить их из общей массы. Полагают, что эту практику инки переняли, чтобы обеспечить ассимиляцию двух общин. Однако вскоре она выродилась. На изображениях более поздних царей инков, таких как великий Пачакути Инка Юпанки (Pachacuti Inca Yupanqui), который построил Цитадель Мачу-Пикчу, вообще нет никаких признаков аномалии черепа.
Эту сложную процедуру обычно начинали выполнять вскоре после рождения и продолжалась она несколько месяцев, иногда до двух лет. Побочных эффектов у нее было на удивление немного. Ряд исследований показал, что перевязывание головы оказывает незначительное воздействие на сам череп, а неизбежное изменение формы мозга не имеет побочных эффектов. До тех пор, пока общий объем мозга остается неизменным, эта процедура, похоже, не вызывает никаких повреждений.
Интихуатана (Intihuatanas), которую также называют «обителью Солнца», является ничем иным, как солнечными часами. Двое таких часов все еще существуют, одни из них в Мачу-Пикчу. Камень служил не только солнечными часами, он находился на вершине цитадели, а для измерения времени использовалась его тень. Камень также был своеобразным алтарем для вознесения молитв об успешном урожае. Считалось, что камень дает силу тем, кто прикасается к нему возможно, потому, что его положение позволяло камню поглощать тепло Солнца.
Камень был поврежден в 2000 году, когда во время съемки рекламы пива на него упал кран, и один угол каменной глыбы разбился на десятки кусочков. Решили, что ремонтные работы по его восстановлению будут затруднены из-за температурных колебаний, которые заставляют камень расширяться и сжиматься, что потенциально помешает любому длительному ремонту.
Теперь рядом с этими руинами снимать запрещено.
2. Они не умели писать, но отлично считали
Фото: Claus Ableiter
У цивилизации инков не было письменности, что делало работу историков и антропологов достаточно сложной. Из всех цивилизаций бронзового века инки были единственными, у кого не было какой-либо системы письма.
Считается, что узлы использовались для инвентаризации запасов кукурузы, бобовых и других продуктов. Расстояние между узлами могло отображать количество подсчитываемых товаров-чем больше расстояние, тем больше пшеницы или картофеля было на складах.
Огромные блоки добывались на месте и обрабатывались с помощью бронзовых инструментов, а затем их перемещали с помощью веревок, бревен и шестов. На некоторых камнях в Саксайуамане до сих пор есть углубления, куда рабочие вставляли шесты, чтобы захватить камень. Камни грубо вырубали из породы в карьере, а затем обрабатывали в конечном пункте назначения. Обрезка и установка камней на месте была настолько точной, что необходимости в строительном растворе не возникало. Затем блоки отполировывались гладкими шлифовальными камнями и песком.
Камни укладывались так точно, что раствор был не нужен, и инки разработали систему строительства зданий, включавшую «запирающий камень», или «замковый камень» со многими углами, к которому подходили все остальные камни. В Саксайуамане есть камень с 13-углами, а Мачу-Пикчу может похвастаться огромным камнем с 32 углами.
Считается, что эта система строительства позволила зданиям инков пережить землетрясения, которые часто случаются в этом районе, поскольку система запирания камней позволяла им двигаться, но возвращаться на свое место, когда толчки стихали.
Система строительства инков долгие годы оставалась утраченной, но теперь археологи и историки пришли к выводу, что сначала создавалась форма из глины, которую затем переносили на камень, чтобы обрезать его должным образом, после чего камень очень тщательно обрабатывали, пока он не подходил идеально.
Империя Инков
Эта страница использует материалы Википедии. Оригинальная статья располагается на Империя Инков. Список авторов можно увидеть там же на странице истории. Как и на Средневековье вики, текст Википедии доступен в соответствие с Creative Commons Licensed. |
лощади и численности населения индейское раннеклассовое государство в Южной Америке в XI—XVI вв. Занимало территорию от нынешнего Пасто в Колумбии до реки Мауле в Чили. Империя включала в себя полностью территории нынешних Перу, Боливии и Эквадора (за исключением части равнинных восточных районов, поросших непроходимой сельвой), частично Чили, Аргентины и Колумбии. Первым европейцем, проникшим в Империю инков, был португалец Алежу Гарсия в 1525 году. В 1533 году испанские конкистадоры установили контроль над большей частью империи, а в 1572 году государство инков прекратило своё существование. Есть гипотеза, что последним независимым пристанищем инков является ненайденный город (страна) Пайтити (до середины или конца XVIII века).
Археологические исследования показывают, что большое количество достижений было унаследовано инками от пре
Первое европейское изображение Инков. Педро Сьеса де Леон. Хроника Перу, 1553.
дшествующих цивилизаций, а также от подчинённых ими соседних народов. К моменту появления на исторической арене инков в Южной Америке существовал ряд цивилизаций: Моче (культура Мочика, известная цветной керамикой и ирригационными системами), Уари (это государство явилось прообразом Империи инков, хотя население говорило, по-видимому, на ином языке — аймара), Чиму (центр — город Чан-Чан, характерная керамика и архитектура), Наска (известные тем, что создали так называемые линии Наска, а также своими системами подземных водопроводов, керамикой), Пукина (цивилизация города Тиауанако с населением около 40 тысяч человек, находившаяся к востоку от озера Титикака), Чачапояс («Воины Туч», известные своей грозной крепостью Куэлап, которую ещё называют «Мачу-Пикчу севера»).
Благодаря инкам в нашу жизнь прямо или косвенно вошли такие факты действительности:
экономические: революция цен, теория субъективизма стоимости, справедливая цена, конкуренция, свободный рынок; бухгалтерские: двойная запись.
Содержание
Название Империи [ ]
История [ ]
Возникновение и рост империи [ ]
Создание государства приписывается легендарному Инке Манко Капаку, он же основал столицу — город Куско, на высоте 3416 метров над уровнем моря, в глубокой долине между двумя горными хребтами.
После создания территория страны постоянно расширялась. В особенности после того, как Инка Яуар Уакак создал в империи регулярную армию. Большие завоевания осуществил Инка Пачакути. Он создал настоящую империю, ведь до этого инки были всего лишь одним из многочисленных индейских племен, а Куско — обычным городком. Большинство подконтрольных инкам земель было завоевано Пачакути и его сыном Тупак Инка Юпанки. Небольшая часть территории была присоединена одиннадцатым Инкой — Уайна Капаком. Правители Уаскар и Атауальпа были сыновьями Уайны Капака. После его смерти они начали изнурительную междоусобную войну. К приходу испанцев победителем в войне стал Атауальпа.
При покорении соседних племен инки с одной стороны использовали свою сильную и многочисленную армию, а с другой стороны привлекали к себе элиту покоряемых регионов. Прежде, чем предпринимать военные действия, инки трижды предлагали правителям покоряемого региона добровольно присоединиться к империи. Они заставляли покоренные племена изучать язык кечуа, насаждали свои обычаи и вводили свои законы. Местная знать и жречество покоренных народов сохраняли своё положение, а отправление местных религий не возбранялось при условии обязательного поклонения общеимперскому богу Солнца Инти. Инки уделяли большое значение сохранению местных народных промыслов и костюма, дабы по платью любого жителя Тауантинсуйу было легко определить его происхождение и социальный статус.
Для инков было характерным разделение власти и общества на: воинов и не-воинов. Главными полководцами и военачальниками были либо правители Империи, либо назначенные ими люди из правящего этноса — инков. При этом, похоже, всё-таки существовало некое двоевластие — полноценный дуумвират: когда хозяйственной деятельностью Империи, снабжением и обеспечением войск занимался правитель (губернатор) города Куско, о чём неоднократно упоминает историк Хуан де Бетансос.
На пике своего существования империя Инков являлась одним из крупнейших государств на Земле. Число подданных империи достигало, по разным источникам, от 5-6 до 12 миллионов человек.
Покорение испанцами [ ]
В книге «Хроника Перу» Сьеса де Леон первым из европейцев задался вопросом о причине столь лёгкого покорения Империи инков:
Таким образом, хоть я и изобразил Перу как три пустынные и заселенные Кордильеры, из них самих, как я поведал, по воле Господа, выступают долины и реки, за пределами которых никоим образом люди не смогли бы выжить: вот та причина, почему местные жители были так легко завоеваны и почему они служат, не поднимая на восстаний, поскольку, если бы они на это пошли, то погибли бы все от голода и холода. Потому что (как я сказал), за исключением заселенной ими земли, большая часть — не заселена, это сплошные заснеженные горы и поразительной высоты вершины.
— Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава XXXVI.
Покоренные инки вошли в состав народности кечуа. Результат испанского завоевания чётко подметил тот же хронист Сьеса де Леон:
Я не одобряю свержения власти никоим образом, но всё же оплакиваю вымогательства и дурное обращение, учиненные испанцами над индейцами, порабощенных жестокостью, не взирая на их знатность и столь высокое достоинство их народа. Из-за этого все эти долины сейчас уже почти пустынны, в прошлом бывшие густонаселёнными, как многим то ведомо.
— Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая. Глава LXI.
Административное деление [ ]
Империя делилась на 4 части: Чинчайсуйу — ей соответствовал красный цвет, Кольасуйу — синий цвет, Антисуйу — зелёный цвет, и Кунтисуйу — жёлтый цвет, в свою очередь каждая такая часть состояла из провинций:
к северу от Куско находились: Вилькас (Vilcas), Хауха (Xauxa), Бомбон (Bombon), Кахамарка (Caxamalca), Гуанкабамба (Guancabamba), Томебамба (Tomebamba),Латакунга (Latacunga), Кито (Quito), Каранке (Carangue);
по другую сторону от Куско, к Югу: Атункана (Hatuncana), Атункольа (Hatuncolla), Айявире (Ayavire), Чукиабо (Chuquiabo), Чукуито (Chucuito), Париа (Paria) и другие, протянувшиеся до Чили.
В каждой провинции имелась своя столица, куда стекался сбор податей, где находился храм Солнца, литейни и ювелирные мастерские, гарнизон, крупные постоялые дворы, склады, а также представитель Двора — губернатор.
Отдельно в административном делении, как столица, выделялся город Куско. Он обозначался жёлтым цветом. Каждое же селение, являвшееся столицей провинции, имело свою цифру. Например, для обозначения того, что «Манко Капак, первый правитель Инка, завоевал первую столицу провинции, в нить вводился один большой узел, вторую — два больших узла, и так — со всеми остальными. Известно, что у Куско, столицы Империи, было три, или четыре узла, один над другим». Известно также, что удаленность провинции от столицы империи Куско часто ставилась в зависимость от порядкового счисления: например, чем ближе провинция, тем она или её представитель-курака ближе в службах, походах, ритуалах, церемониях к правителю инке.
Для определения провинций Империи Тавантинсуйу в письменности кипу каждая провинция имела свою смесь цветных нитей. На нити, в свою очередь, могла размещаться (вставляться) красная нить для обозначения погибших в своём войске «из/в такой-то провинции». Также использование цвета нитей для провинций Империи встречалось в кипу, связанных со статистикой и налогообложением таких провинций. Эта же система распространялась на отчёты о географическом и экономическом описании Империи.
Педро де Сьеса де Леон в своей «Хронике Перу» сообщал о небывалой точности учёта с помощью кипу: «В каждой столице провинции были счетоводы, называемые кипукамайоки [quiposcamayos], и с помощью этих узлов они вели исчисление и учёт необходимых податей, уплачиваемых жителями того района, начиная с серебра, золота, одежды и скота, и заканчивая дровами, и другими куда более незначительными вещами; и с помощью этих самых кипу по истечении одного года, или десяти, или двадцати, извещали того, кому было поручено собирать отчет[ы]; и столь хорошо это делалось, что и пару альпаргат нельзя было утаить».
Сьеса де Леон приводил сведения о количестве должностей кипукамайоков в отдельно взятой территориальной единице: «и в каждой долине этот учёт имеется и сегодня, и всегда в постоялых дворах столько счетоводов, сколько в ней [долине] управителей, и каждые четыре месяца они предоставляют свои отчеты вышеупомянутым способом». Для провинций устанавливался срок подачи отчётности — 1 год, поскольку «в конце года каждая провинция приказывала внести в кипу по количеству его узлов всех людей, как умерших там в тот год, так и, соответственно, тех, кто родился. И к началу года, в который вступали, они приходили в Куско с кипу, по которым становилось понятно, сколько в тот год родилось, и сколько умерло».
Законы [ ]
Превосходство законов Инков над испанскими заметили уже первые хронисты:
По правде говоря, мало народов в мире, по-моему, имели лучшее правление, чем у Инков.
— Сьеса де Леон, Педро. Хроника Перу. Часть Первая.
Экономика [ ]
Постоялые дворы, склады и хранилища [ ]
В окрестностях селения Котапачи в Кочабамбе существовало 2076 колька (хранилище округлой формы), что составляет 22,09 % складских построек из известных ныне 9395 единиц в империи инков, то есть это был один из стратегических районов империи, где происходили заготовка и складирование провизии. Средний диаметр хранилищ в Котапачи составлял 3,5 м, а приблизительная высота — 2 м, следовательно, объём округлых хранилищ в долине Кочабамбе мог составлять 45000 м 3 (практически весь объём заполнялся провизией), что было очень значительной цифрой даже по отношению к другим провинциальным центрам империи инков. В современных величинах это сопоставимо с 1360 TEU (20-футовыми контейнерами), что могло бы поместиться на контейнеровозе класса Handymax Class (1000—1700 TEU). В целом масштабы складского хозяйства инков были столь велики, что вполне сопоставимы с нашими современными.
Список наиболее крупных объектов приведён в соответствии с географическим расположением с севера на юг:
Торговля [ ]
Отсутствие выделявшегося слоя свободных ремесленников и связанное с этим слабое развитие частного обмена, отсутствие торговли и каких бы то ни было торговых посредников — особенность общества инков в отличие от ацтеков. Она объясняется тем, что в Перу рано возникшее деспотическое государство присваивало себе труд общинников, оставляя им мало излишков для обмена.
Монеты [ ]
В целом монеты не использовались во внутренней торговле, но во внешней имели обращение раковины мульу, листья коки, одежда, а также медные топорики. Индейцы культуры Чонос (Эквадор) ещё в XV—XVI веках выплавляли медь с содержанием 99,5 % и употребляли её в качестве монеты в виде топориков 2 см по сторонам и 0,5 см толщиной. Данная монета ходила по всему западному побережью Южной Америки, в том числе и в государстве Инков в провинции Чинча, где проживало 6000 торговцев.
Социальная структура [ ]
В Тауантинсуйу сильно заботились о сохранении чистоты крови правителей: Инка, по канонической версии (хотя существовали и другие) мог иметь только одну законную жену, и считалось необходимым, чтобы она была его родной сестрой. Многочисленные дети Инки от «дев солнца» (женщин из рода Инки) считались законными, но не могли наследовать престола.
После смерти Инки ему воздавались божеские почести, тела умерших Сапа Инков бальзамировали и сохраняли в особых склепах в Куско, причём к каждому приставлялся особый штат жрецов; кроме того, изготовлялись их каменные статуи, которым воздавалось то же почтение, как и правящему Инке. Эти статуи часто сопровождали войско во время походов, также часто их несли в торжественных процессиях. Первым, кто обнаружил мумии царей был лиценциат Поло де Ондегардо.
Панаки [ ]
Община айлью [ ]
Система контроля населения [ ]
Достижения [ ]
В империи инков существовали развитые транспортная и ирригационная сети.
Дороги инков [ ]
Инки прокладывали пути сообщения, в том числе через горные тропы, по которым имперская армия могла беспрепятственно передвигаться. Общая протяжённость дорог около 25 тыс. км. При передвижении по дорогам в качестве вьючного животного использовалась лама, так как лошадей в Южной Америке не было. По дорогам также была налажена передача посыльными информации, кодированной специальным образом ( кипу ).
Почта [ ]
Учитывая протяжённость дорог в Тавантинсуйу, составлявшую не менее 10-15 тыс. километров, численность людей, задействованных в 5-7 тысячах почтовых станциях (домиках, размещавшихся строго каждые пол-лиги, то есть
Водопровод [ ]
Металлургия [ ]
Медицина [ ]
Культура и наука [ ]
Религия [ ]
Инки поклонялись Солнцу ( Инти ), как главному божеству. Правитель у инков считался воплощением бога Солнца на земле, поэтому все, к чему он прикасался, сжигалось. В связи с солнечным культом были очень распространены различные изделия из золота.
Согласно Докладу королю Испании, составленному губернатором Франсиско де Борха 8 апреля 1615 года, у индейцев Перу было 10422 идола, из них 1365 мумий, и некоторые являлись основателями их родов, племён и селений.
Есть основания говорить о монотеистических тенденциях в религии инков, о складывающейся тенденции считать всех богов ипостасями Виракочи-Пача Камака. Известно несколько явно монотеистических гимнов Виракоче, приписываемых Пачакутеку Юпанки.
Измерительные величины инков [ ]
Довольно сложно определить основные измерительные величины, которыми пользовались инки в быту, хозяйстве, управлении. Всё же есть и ряд достоверно известных, таких как универсальное « средство измерения любой вещи » :
Математика [ ]
Письменность [ ]
Долгое время считалось, что инки не обладали полноценной письменностью. Испанским колонизаторам была выгодна такая точка зрения, поскольку давала им моральное право навязывать народам Анд свою культуру и свои представления о духовности. Однако в 1923 году историк Локк сумел доказать, что узелковые сплетения инков(кипу) — действительно письменность.
Токапу [ ]
Есть данные, говорящие о том, что узоры на тканях инков и на их керамике ( токапу ) могли быть разновидностью идеографической письменности, а также указания хронистов о ведении инками летописи на золотых табличках. Не подлежит сомнению тот факт, что в кечуа доиспанского периода был корень «келька» ( кечуа qillqa ) со значением «письмо, письменность».
Архитектура [ ]
Музыка [ ]
Флейты Пана сику составлялись из двух частей — «ира» и «арка», в каждой из которых трубки были настроены с интервалом в терцию так, чтобы ноты диатонического звукоряда при движении мелодии брались попеременно то на одной, то на другой части. При исполнении один музыкант (или одна группа музыкантов) играет на «ира», а другой — на «арка», что придаёт музыке характерное стереофоническое звучание.
Музыка инков имела много жанров, большинство из которых были привязаны к духовным практикам и ритуалам, сопровождающим сельскохозяйственный цикл. Некоторые инструменты звучали лишь раз в году на тот или иной праздник.
Музыкальная культура Тауантинсуйу сохранила свои важнейшие черты до наших дней в традиционной музыке андских народов. Хотя часть её жанров в той или иной степени испытала испанское влияние, но многие из них остались практически нетронутыми и по сей день звучат так же, как и столетия назад.
Примеры музыки, звучавшей в Тауантинсуйу: