до какого веса дрон не надо регистрировать
Как запускать дроны, не нарушая законодательство?
NewNow / Depositphotos.com |
При организации полетов беспилотных летальных аппаратов, как и всех воздушных судов, должны соблюдаться Федеральные правила использования воздушного пространства РФ (далее – Правила). Они предполагают, в частности, направление в центр Единой системы организации воздушного движения РФ плана полета беспилотного воздушного судна и получение разрешения на использование воздушного пространства. Кроме того, взлет, посадка в границах населенного пункта и непосредственно полет над ним возможны только с разрешения органа местного самоуправления данного населенного пункта, а в городе федерального значения – уполномоченного органа исполнительной власти (п. 49 Правил).
Для разрешенных полетов дронов устанавливается временный или местный режим или вводятся кратковременные ограничения использования воздушного пространства в определенной зоне в интересах запускающих их лиц (п. 52 Правил) – в порядке, закрепленном соответствующей инструкцией (приказ Минтранса России от 27 июня 2011 г. № 171). Беспилотные летательные аппараты на постоянной основе применяются, например, силовыми ведомствами, поэтому механизм использования воздушного пространства при установлении указанных режимов уже отработан. «В рамках планомерной работы: для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, других заранее запланированных мероприятий – за трое суток до мероприятия подаем представление об установлении кратковременного ограничения воздушного пространства. Для квадрокоптеров, как правило, задается радиус 1-2 км, и на три часа для нас закрывают воздушное пространство. Все, кто легитимно подает запросы на использование воздушного пространства, будут знать, что на этой территории введены ограничения, диспетчеры будут уводить авиацию на другой маршрут», – рассказал в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции представитель ГУ МЧС России по г. Москве Вячеслав Алёшин. В экстренных ситуациях запреты и ограничения вводятся, разумеется, в оперативном режиме, но и в этом случае порядок использования воздушного пространства согласован, предпринимаются все необходимые для избежания столкновений дронов с другими воздушными судами меры.
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Контактные данные оперативных органов Единой системы организации воздушного движения РФ для направления планов полетов беспилотных воздушных судов и представлений на установление временного и местного режимов размещены на официальном сайте ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (по адресу: gkovd.ru/servisy/dlya-polyetov-bespilotnykh-vozdushnykh-sudov-bvs/)
Следует помнить, что над некоторыми территориями полеты могут быть ограничены на постоянной основе или запрещены в принципе. Так, для защиты важных государственных объектов и ключевых промышленных комплексов в воздушном пространстве над ними могут устанавливаться запретные зоны (п. 29 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 451). Для проведения стрельб на полигонах, работ с боеприпасами, взрывных работ, осуществления научных исследований в атмосфере и т. д. устанавливаются зоны ограничения полетов (п. 34 Правил, приказ Минтранса России от 17 декабря 2018 г. № 452). Полеты над такими территориями возможны только при условии получения разрешения лиц, в интересах которых такие зоны установлены, за исключением ряда случаев (п. 40 Правил).
Кроме того, дистанционное зондирование территории, фото- и киносъемка с использованием беспилотных воздушных судов является разновидностью авиационных работ, а значит, выполняющие их лица должны соответствовать установленным сертификационным требованиям (информация Минтранса России от 18 октября 2017 г.).
Должны ли владельцы дронов платить транспортный налог, узнайте из материала «Объект обложения транспортным налогом» Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Также в случае принятия на основе проекта соответствующего закона сотрудники перечисленных структур получат право пресекать несанкционированные полеты дронов путем подавления сигналов управления ими, повреждения или уничтожения аппаратов и изымать все обнаруженные элементы беспилотных авиационных систем. Как подчеркнул один из авторов документа – заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн, законодательное закрепление таких полномочий сделает невозможным предъявление к сотрудникам правоохранительных и силовых органов исков о возмещении имущественного вреда владельцами беспилотных летательных аппаратов.
Кроме того, стоит обратить внимание на существующее правило об обязательном страховании ответственности владельцев воздушных судов за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу третьих лиц (п. 1 ст. 131 кодекса). По словам Вячеслава Алёшина, практика страхования ответственности собственников именно беспилотных летательных аппаратов постепенно формируется. Но для того чтобы она стала повсеместной, нужны все же дополнительные разъяснения Минтранса России о том, для каких дронов страховка обязательна.
1 С текстом законопроекта № 636681-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 Текст проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка учета беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,25 килограмма до 30 килограммов, ввезенных в Российскую Федерацию или произведенных в Российской Федерации» размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/12-16/00060129).
Дрон для путешествий: как не попасть на штраф?
Независимый эксперт транспортной отрасли
специально для ГАРАНТ.РУ
Широкое распространение дронов приводит к объективной необходимости установления жестких правил их эксплуатации. Их использование в России регулируется Воздушным кодексом. В соответствии с добавленным в ст. 33 Воздушного кодекса РФ п. 3.2 все беспилотные летательные аппараты с максимальной взлетной массой от 0,25 до 30 кг подлежат обязательной регистрации в качестве воздушного судна, которая осуществляется ФГУП «ЗащитаИнфоТранс». Процедура регистрации схожа с постановкой на учет автотранспортного средства: дрону присваивается номер и специальная радиометка с техническими характеристиками устройства и фамилией владельца – «внешнего пилота». Последнему необходимо получить разрешение в городском Департаменте региональной безопасности и противодействия коррупции. Сведения о беспилотных воздушных суднах, зарегистрированных на территории РФ, хранятся в реестре Росавиации.
ФСТЭК России письмом от 11 июля 2016 г. № 240/56/3303 пояснил, что квадрокоптеры относятся к беспилотным летательным аппаратам, поименованные в Списке товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее – Список, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661). В случае если характеристики беспилотного летательного аппарата хуже характеристик согласно п. 9.1.12.1 раздела 1 Списка и дрон не оснащен любым видеотранслирующим оборудованием и навигационными приборами, определенными в категории 7 раздела 1 Списка, то таможенные органы не потребуют предоставить идентификационное заключение ФСТЭК России или иной организации, уполномоченной на проведение экспертизы в целях экспортного контроля. Ввоз прочих беспилотных летательных аппаратов на территорию Российской Федерации должен осуществляться по лицензиям ФСТЭК России. Что касается транспортировки дронов, то правила международных авиаперевозок не запрещают брать подобные устройства на борт воздушного судна. Таким образом, владелец беспилотника сам выбирает способ транспортировки: в багаже или в ручной клади.
Что нужно знать о российских законах перед покупкой дрона
И за что грозит штраф
С дроном летают ради развлечения, на него снимают селфи в отпуске, любительские и коммерческие видео. Например, ход стройки жилого дома или рекламу отеля. И если делать это неправильно, можно получить проблемы с законом. Как их избежать, рассказал генеральный директор Ассоциации «АэроНекст» Глеб Бабинцев.
Какие дроны нужно регистрировать?
Независимо от типа — мультироторные, вертолетные или самолетные — Российское законодательство разделяет беспилотники на две категории по максимальной взлетной массе: от 250 г, до 30 кг и более 30 кг.
До 250 г. Эти дроны не требуют регистрации, но ограничения на полеты всё же есть, о них расскажем дальше. На таких дронах летают над дачей или бухтой, снимают виды и кадры для своего YouTube-канала.
Примеры моделей: DJI Mini 2 весом 249 г, Syma X5C — 108 г.
От 250 г до 30 кг. Согласно пункту 12 Постановления Правительства от 25.05.2019 № 658, такое устройство необходимо поставить на учет в Росавиации в течение 10 рабочих дней после покупки. Подробно процедура регистрации описана на сайте ведомства в разделе «Учет БВС». Зарегистрировать беспилотник можно на Госуслугах или на сайте Федерального агентства воздушного транспорта.
Как правило, такие модели стоят дорого и используются для коммерческой съемки или соревнований. Например, DJI AIR 2S весит уже 595 г, а DJI FPV — 795 г.
От 30 кг. Такие беспилотники, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 33 Воздушного кодекса РФ, должны проходить государственную регистрацию, после которой они попадают в реестр гражданских воздушных судов вместе самолетами, вертолетами, автожирами, воздушными шарами и другими летательными аппаратами.
Кроме свидетельства о регистрации, перед полетом придется получить разрешение на использование воздушного пространства, полис страхования гражданской ответственности, сертификат летной годности и свидетельство внешнего пилота.
Например, в реестре есть октокоптер DJI Agras T16 и похожий на небольшой вертолет Горизонт Эйр S-100.
Что будет, если не поставить беспилотник на учет?
За полет на незарегистрированном дроне грозит штраф в размере 2–2,5 тысячи рублей или лишение права управления воздушным судном на срок до одного года, согласно пункту 5 статьи 11.5 КоАП. Если дрон будет просто лежать дома без регистрации, вас не оштрафуют.
Какие есть ограничения на полеты?
Они прописаны в статьях 52.1 и 109 «Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Согласно статье 52.1, дроны массой до 30 кг могут свободно летать в светлое время суток на высоте до 150 м, при условии, что их видно невооруженным глазом:
Чтобы летать ночью, выше 150 метров и вне визуального контакта, вам потребуется разрешение (статья 109). Его выдает Единая система организации воздушного движения. Для получения разрешения нужно составить план полета. Его содержание устанавливает «Табель сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации».
Где точно нельзя летать?
Чтобы разобраться, как появляются запретные зоны, зоны ограничения полетов и прочие зоны, в которых летать нельзя, ознакомьтесь с рекомендациями Росавиации. Или зайдите на сайт для предоставления полетных планов и вбейте координаты — сервис покажет, если летать над территорией нельзя.
За полеты без разрешения или в запретных зонах грозит штраф согласно статье 11.4 КоАП: 20–50 тысяч рублей для обычного человека и 250–300 тысяч рублей или приостановление деятельности до 90 суток для компаний.
Еще вы можете лишиться дрона. В соответствии с Федеральным законом от 2.12.2019 № 404-ФЗ, сотрудники силовых ведомств могут перехватить частоты для управления дроном, посадить его и даже уничтожить. Это может произойти рядом с тюрьмами и СИЗО, или если беспилотник мешает проведению следственных действий, или угрожает жизни, здоровью и имуществу.
Если дрон нанесет тяжкий вред здоровью или приведет к смерти человека, нарушителю грозит лишение свободы на срок до пяти лет (статья 271.1 УК РФ).
Что нужно знать о полетах в городе?
В российских городах, особенно крупных, например в Москве и Санкт-Петербурге, полеты возможны только с разрешения администрации города — это прописано в пункте 49 Постановления Правительства от 11.03.2010 № 138. Кроме того, приказ Минтранса России от 24.07.2020 № 254 запрещает полеты беспилотников внутри МКАД, над Санкт-Петербургом и Севастополем.
В Москве за разрешением нужно обращаться в департамент региональной безопасности и противодействия коррупции, причем заявление нужно подавать лично или по почте. В мэрии предупреждают, что разрешения выдают только в исключительных случаях. Например, для решения оперативных заданий в интересах государства, проведения спасательных работ и работ по оказанию помощи при ЧС. Причем решение принимают до 24 рабочих дней.
Если вам всё же удастся получить разрешение, то перед запуском дрона нужно позвонить диспетчерам в Московский зональный центр Единой системы организации воздушного движения по одному из телефонов: +7 495 436-20-91 и +7 495 436-75-58. Во время звонка они проверят, что рядом с местом запуска нет других дронов, и только тогда разрешат взлет.
Перед полетом нужно убедиться, что маршрут не проходит над предприятиями или частной собственностью. Иначе нужно получать разрешение на полет от собственника. Без разрешения вас тоже ждет штраф по статье 11.4 КоАП.
А что со съемкой с дронов?
Съемка с любого дрона — даже весом менее 250 г — относится к авиационным работам. Поэтому если вы захотите получить официальное разрешение на художественную съемку леса для личного архива, вы столкнетесь с законом о государственной тайне и довольно старыми инструкциями Министерства обороны о работе с картографическими данными. В отличие от самих полетов, требования к съемке (на какой высоте можно снимать и какую площадь захватывать) нигде толком не прописаны.
Даже при съемке безобидного селфи с высоты птичьего полета на пляже или лесистой местности в кадр могут попасть объекты силовых структур или техника, относящиеся к государственной тайне.
Если вы хотите избежать проблем с законодательством, лучше получить у местных силовиков разрешение на съемку. За ним лучше отправиться сюда:
Возможно, силовики ответят, что для получения разрешения на съемки с дрона у вас должна быть лицензия на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. А ее физлицам попросту не выдают — в соответствии со статьей 27 Закона о гостайне такую лицензию получают только предприятия, учреждения и организации.
Но на этом процесс согласования не заканчивается: даже если вы добились лицензии для своей компании и получили разрешение на съемку у силовиков, то после записи вы обязаны предоставить полученные видео и фото в штаб округа. Военные внимательно изучат эти кадры и рассекретят данные. И только после этого вы сможете ими воспользоваться — выложить ролик с видами исторических объектов в соцсети или показать данные о ходе стройки покупателям квартир.
Как снимать в отпуске по России?
Как снимать, чтобы за это точно ничего не было?
Не поднимайтесь высоко, не снимайте гигантские площади и не выкладывайте это в открытый доступ. Например, себе я позволяю сфотографировать семью и друзей с высоты 10–15 метров на даче или на природе. Этого вполне хватает, чтобы сделать отличный кадр.
Вот еще несколько советов, которые помогут сделать съемки безопаснее:
Теперь любой квадрокоптер надо регистрировать, иначе штраф. Как это делать
С 27 сентября вступает в силу Постановление Правительства РФ об обязательной регистрации беспилотников. Оно распространяется на всех лиц, находящихся на территории России, и почти все беспилотники.
Обновленные правила полетов просты, но обязательны к исполнению: теперь дроны могут сбивать, изымать и штрафовать владельца в упрощенном порядке, а каждый дроновод обязан получит номерные регистрационные знаки. Как для автомобиля.
Как не потерять все за один вылет и быстро получить регистрацию в соответствии со вступившим в действие Постановлением? Рассказываем в деталях.
Какие беспилотники нужно регистрировать?
В Постановлении Правительства от 25 мая 2019 года №658, вступающем в силу 27 сентября 2019 года, однозначно определен порядок присвоения, получения и нанесения регистрационных знаков для беспилотных летательных аппаратов.
«Беспилотные летательные аппараты» – летающие аппараты, пилот которых находится снаружи, на удалении.
Таким образом, в обновленном законодательном акте определяется процедура регистрации любых дистанционно управляемых летательных аппаратов:
Под действие закона не попадают воздушные змеи.
Согласно Постановлению, беспилотники делятся на:
1. До 250 грамм включительно
2. От 250 грамм до 30 килограмм
3. Свыше 30 килограмм
Первая категория не требует регистрации. Вторая подчиняется Постановлению и требует регистрацию в упрощенном режиме.
Третья приравнена к самолетам и вертолетам. Такие аппараты регистрируются как полноценное пилотируемое летательное средство.
Кто может поставить беспилотник на учет?
Для постановки на квадрокоптера, авиамодели или вертолета необходимо иметь возраст старше 14 лет, являться гражданином Российской Федерации или иметь законные основания для нахождения на территории страны.
Лица младше 14 лет не допускаются к управлению или владению беспилотными транспортными средствами второй категории (0,25-30 кг).
Иностранцы обязаны регистрировать дроны в общем порядке. Беспилотные воздушные суда, временно ввозимые иностранными гражданами на территорию Российской Федерации в целях участия в спортивных мероприятиях по авиамодельному спорту, учету не подлежат.
Если дрон был ввезен для участия в спортивном мероприятии, но планируются полеты вне спортивной арены, регистрация так же потребуется.
Как зарегистрировать беспилотник?
Для регистрации дрона потребуется:
1. Заявление с необходимой информацией,
2. Фотография регистрируемого аппарата
Заявление (форма) заполняется согласно форме на сайте Росавиации. В нем указывается вся подробная информация об аппарат, включая тип, серийный номер, максимальная взлетная масса, информация об изготовителе.
Серийный номер беспилотника – заводской номер экземпляра. Можно найти в документах, батарейном отсеке либо приклеенном штрихкоде. У каждого аппарата он свой.
Физическое лицо (образец) при регистрации обязано указать паспортные данные, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) и номер телефона, а также адреса электронной почты и места жительства.
Юридическое лицо (образец) указывает полное наименование организации, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес.
Фотография беспилотника должна быть цветной на светлом однотонном фоне. Аппарат на снимке должен занимать не менее 70% от общего размера снимка и содержать изображение всех элементов конструкции. Ракурс съемки должен обеспечивать отображение всей видимой площади БВС.
Несколько беспилотников одного типа, принадлежащих одному владельцу, можно зарегистрировать одним заявлением с перечислением регистрационных номеров.
Несколько беспилотников разных типов придется предоставить отдельные заявления на каждый.
На основании полученных данных, Росавиация заносит информацию о владельце и его летательном аппарате в базу, а так же выдает учетный номер беспилотника. Данные хранятся в течении всего срока использования беспилотника и ещё 10 лет после снятия устройства с учета.
Предполагалось, что заявление для постановки дрона на учет можно будет направить по почте, через портал учета БВС на сайте Росавиации и через портал госуслуг.
На данный момент электронные варианты недоступны. Единственный способ зарегистрировать дрон – направить заказное письмо с заявлением и фотографией дрона на адрес Росавиации:
Ленинградский проспект, д. 37, корп. 2, Москва, 125993, с пометкой «учет БВС».
Вся подробная информация для постановки на учет и регистрации БПЛА уже размещена на сайте Росавиации.
Как наносить регистрационные номера?
Учетный номер беспилотного воздушного судна, присвоенный в порядке, установленном Правилами учета БВС, подлежит нанесению на элементы конструкции беспилотного воздушного судна до начала выполнения им полетов.
Учетный номер необходимо нанести на на плоскую поверхность дрона:
Учетный номер беспилотника может быть нанесен чем угодно, но не смываться и оставаться читаемым под воздействием воды и при разрушении дрона.
Учетный номер должен должен быть нанесен контрастным с основным цветом дрона цветом, явно различим и читаем без использования специальных оптических средств. Высота шрифта не должна составлять менее 5 миллиметров.
Не допускается использовать курсив, шрифты с орнаментами или засечками, затрудняющими распознавание учетного номера.
Как снять с учета или перерегистрировать беспилотник?
При покупке квадрокоптера или другого беспилотника с рук прежний владелец обязан снять БПЛА с учета. Новый владелец должен зарегистрировать дрон на свое имя.
Для этого (при смене владельца беспилотного воздушного судна) необходимо направить в Росавиацию заявление по специальной форме, которую заполняют оба владельца, указывая:
1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Сведения о новом владельце беспилотного воздушного судна;
3. Причины изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна с приложением основания (чек, договор дарения и прочее);
4. Дата изменения сведений о владельце беспилотного воздушного судна, то есть передачи беспилотника.
На основе этих данных будет сформирована учетная запись, где отразят сведения о беспилотнике и его владельце. Отказать могут в случае неправильно заполненного заявления или отсутствия фотографии дрона.
Что делать при краже или утере?
При краже или утере дрона необходимо поставить соответствующие органы в известность с помощью ещё одной формы заявления, указав:
1. Учетный номер беспилотного воздушного судна;
2. Основание для внесения изменений в учетную запись (утеря (хищение) беспилотного воздушного судна).
При попытке регистрации краденого или потерянного дрона на себя новый владелец столкнется с отказом, а информация будет направлена предыдущему владельцу (на данный момент процедура в разработке).
В какие сроки необходимо получить регистрацию
Зарегистрировать летательный аппарат необходимо в течение 10 дней после покупки или ввоза на территорию РФ. Тем, у кого беспилотники уже есть, дается месяц со дня вступления правил в силу на оформление всех процедур.
Исключение будут составлять только дроны, которые ввозятся в страну иностранцами для съемок или участия в спортивных мероприятиях.
Где и как можно летать?
На данный момент полеты беспилотников подчиняются общим правилам полетов малой авиации, в том числе и при выполнении различных воздушных работ.
Таким образом, беспилотники имеют право подниматься на высоту до 1,5 километров без ограничения дальности полета в тех случаях.
Но только в тех случаях, когда полеты проходят вне диспетчерских зон, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон, мест проведения публичных мероприятий и официальных спортивных мероприятий, а также на удалении не менее 5 км от контрольных точек неконтролируемых аэродромов и посадочных площадок.
В прочих случаях требуется согласование полетов.
Как согласовать полет
Так как беспилотники — официальные участники воздушного пространства, любой полет необходимо согласовывать в территориальном отделении Госкорпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации.
Заявка подается в произвольной форме за 5 дней до полета и обязана включать в себя план полета, разрешение на полет местного органа самоуправления (городской или поселковой администрации).
Полеты рядом с регулируемыми аэропортами требуют письменного заявления в диспетчерскую службу, которое направляется по электронной почте. По факту все согласовывается за считанные часы.
Что будет без регистрации дрона и/или полета
Постановление Правительства не предусматривает санкций за отказ от регистрации беспилотного аппарата.
При отсутствии согласующих документов полет является административным нарушением части 2 статьи 11.4 КоАП Российской Федерации и карается штрафом как для физических, так и для юридических лиц:
Полиции не требуется ловить владельца за руку во время полета: достаточно опубликованной в социальных сетях видеозаписи или запеленгованного управляющего сигнала.
Ответственность за использование беспилотников
Постановление Правительства так же регулирует правила эксплуатации БПЛА.
Владелец несет ответственность «за предотвращение столкновений беспилотного воздушного судна с пилотируемыми воздушными судами и другими материальными объектами в воздухе, а также столкновений с препятствиями на земле».
При любых обстоятельствах силовики имеют право с помощью идентификации личности по регистрационным номерам связаться с пилотом для изменения траектории или посадки беспилотника.
При невозможности связаться с владельцем силовики могут имеющимися средствами менять траекторию полета беспилотника без его повреждения.
Если беспилотник создает угрозу для жизни и здоровья граждан или безопасности стратегических или важных объектов инфраструктуры, его полет может быть сотрудниками правоохранительных органов принудительно пресечен.
Как теперь летать? Личные рекомендации
Как активный дроновод, вращающийся в коммерческих кругах, рекомендую все же зарегистрировать. Хуже не будет. Зато факт официальной постановки на учет даст возможность “светить” регистрационными документами в спорных ситуациях.
Хотя Постановление не говорит о прямом наказании за отсутствие регистрации, незарегистрированный беспилотник автоматически становится нарушителем воздушного пространства. Штрафы слишком высоки.
Кроме того, правила обращения силовиков с дронами касаются только зарегистрированных аппаратов. Дрон без номеров является незарегистрированным участником воздушного движения – его можно сбивать, а владельца штрафовать за нарушение правил по всей строгости.
Согласование полетов зависит от региона. Поволжье, в котором я проживаю, достаточно толерантно даже для полетов в особых зонах – здесь структуры власти все согласовывают, а полиция не мешает их проводить.
Возможно, где-то эта практика сложнее. При любых проволочках рекомендую обратиться в центральное региональное отделение Росавиации, а в сложных ситуациях могут посодействовать ДОСААФ и авиамодельные кружки.