до какого возраста дети безгрешны в православии

До какого возраста дети безгрешны в православии

В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).

В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.

Источник

До какого возраста ребенок считается младенцем

Узнайте все самое интересное и полезное о детских возрастах в Православии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Почему в Церкви различают возраст детей

В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.

“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).

Младенец – отрок – юноша

Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.

В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.

Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.

Младенец

До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.

Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.

Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.

Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.

Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.

Отрок

До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.

При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.

Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.

Юноша

С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.

Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.

Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.

Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).

Источник

Говорят, дети до 7 лет безгрешны. Так ли это?

Говорят, что дети до 7 лет безгрешны и потому до этого возраста детей не исповедуют. Так ли это?

Татьяна Неделько

Отвечает протоиерей Владимир Долгих:

– Нельзя сказать, что ребенок не грешит до 7 лет, грешит он и в более раннем возрасте, просто совершенные неправильные поступки ему в грех не вменяются.

7 лет – возраст довольно условный, но предполагается, что, ориентировочно, до него ребенок еще не руководствуется моральными критериями, в нем нет нравственного сознания. В ранних летах дети движимы природными потребностями, легко поддаются внешним возбудителям, а потому и грехи совершаются ими неосознанно.

Кроме того, 7-летний рубеж был позаимствован из древнеримского права, согласно которому человек уже в этом возрасте способен нести какую-то правовую ответственность. Если говорить о современном христианском воспитании детей, то к вопросу исповеди нужно подходить индивидуально, учитывая способности, уровень развития и степень сознательности ребенка. Ситуации, когда ребенок впервые идет на исповедь именно в семь лет – лишь традиция, но не правило.

Кроме того, нельзя заставлять детей каяться перед каждым причастием, так как в силу возраста, они попросту неспособны воспринять всю глубину таинства, но при этом приучаются уже к его формализации. Поэтому лучше всего как можно дольше оттягивать практику частой исповеди. Пусть поначалу это будет раз в несколько месяцев или один раз в полгода, но только так, чтоб, насколько это возможно, искренне и честно, без подсказок со стороны взрослых и выпытываний, что ребенок сказал и чего не сказал, стоя у исповедального аналоя.

Источник

Младенец и грех

Без­греш­ный мла­де­нец — как часто мы слы­шим это рас­хо­жее выра­же­ние от взрос­лых, скло­нив­шихся над колы­бе­лью с новорожденным.

«Что такое чело­век, чтобы быть ему чистым,
чтобы рож­ден­ному жен­щи­ной быть праведным?»

И, правда, прак­ти­че­ски вся­кий, кому хоть раз дово­ди­лось дер­жать на руках это кро­хот­ное созда­ние, испы­ты­вал к нему чув­ство уми­ле­ния и неж­но­сти. Кро­хот­ные ручки, паль­чики, ясные чистые глазки, выби­ва­ю­щи­еся из-под чепца милые куд­ряшки… Малыш кажется нам Анге­лом, спу­стив­шимся с небес. И для людей только при­шед­ших к вере, насто­я­щим откро­ве­нием ста­но­вится тот факт, что каж­дый мла­де­нец имеет в себе грех, кото­рый через есте­ствен­ное рож­де­ние пере­да­ется всем людям. Это грех име­нуют еще пер­во­род­ным, то есть пер­вым в чело­ве­че­ском роду от начала сотво­ре­ния мира, это грех Адама, грех отпа­де­ния от Бога, кото­рый тяж­ким бре­ме­нем лег на все человечество.

Осво­бо­дить мла­денца от пер­во­род­ного греха спе­шат веру­ю­щие роди­тели, при­нося мла­денца в Божий храм, чтобы свя­щен­но­слу­жи­тель совер­шил над ним Таин­ство Кре­ще­ния, в кото­ром про­ис­хо­дит духов­ное рож­де­ние чело­века. И если с пер­во­род­ным гре­хом все более менее тео­ре­ти­че­ски понятно, то вопрос о нали­чии своих гре­хов у ребенка оста­ется откры­тым, и не редко среди роди­те­лей можно услы­шать совер­шенно про­ти­во­по­лож­ные мне­ния: кто-то счи­тает, что гре­хов у ребенка до семи лет нет, кто-то уве­рен, что, конечно, они есть, неод­но­кратно наблю­дая гре­хов­ные дви­же­ния своих и чужих детей. А как же на самом деле? Вот покре­стили мы ребе­ночка, изба­вили его от пер­во­род­ного греха Божией вла­стью, и при­не­сем теперь домой Ангела, и зажи­вем спо­койно? Не тут-то было, ни о какой спо­кой­ной жизни меч­тать не при­хо­дится. И каприз­ни­чают дети, и шалят, и не слу­ша­ются …. Сущее нака­за­ние! – ска­жет в серд­цах устав­ший роди­тель. Как же раз­нится это выра­же­ние с уди­ви­тель­ными сло­вами псал­мо­певца Давида, кото­рый вос­кли­цает: дети мои – награда от Господа!

Так награда дети или нака­за­ние? Конечно, награда. Награда, кото­рая помо­гает нам стать лучше, тер­пи­мее, доб­рее, умнее и муд­рее. А вот «нака­за­нием» для нас и для наших детей явля­ются наши соб­ствен­ные грехи и грехи всего нашего рода, кото­рые непо­сти­жи­мым для нас обра­зом вли­яют на душев­ное и духов­ное раз­ви­тие мла­денца. Как уди­ви­тельно запе­чат­ля­ются в физи­че­ском облике ребенка черты его роди­те­лей и пра­ро­ди­те­лей (вспом­ните, как не раз мы обра­щаем на это вни­ма­ние пока рас­тет малыш: ой, ушки как у мамы, ой, глазки как у папы, а носик-то как у бабушки!), так и непре­менно про­яв­ля­ется в душе ребенка по мере взрос­ле­ния склон­ность к тому или иному греху. Вот ему два годика, а он уже лупит в песоч­нице сво­его това­рища, в четыре уже топает ногами в мага­зине, чтобы ему во что бы то ни стало купили игрушку, в пять обма­ны­вает бабушку.

Бла­жен­ный Авгу­стин в своей «Испо­веди» опи­сы­вает мла­денца, с зави­стью взи­ра­ю­щего на сво­его брата-близ­неца, сосу­щего мате­рин­скую грудь… Итак, гре­хов­ное в чело­ве­че­ской натуре начи­нает про­яв­ляться уже с самого ран­него воз­раста. Но дети еще не осо­знают своих гре­хов и не могут в них каяться. До семи­лет­него воз­раста мла­де­нец может при­сту­пать к Боже­ствен­ному При­ча­ще­нию без Таин­ства Пока­я­ния. И мудры те роди­тели, кото­рые часто при­но­сят своих детей к При­ча­стию, напол­няя дет­ские души бла­го­да­тью с самого ран­него воз­раста. С семи­лет­него же воз­раста ребе­нок, по уста­нов­ле­нию Церкви, дол­жен испо­ве­до­ваться. Бывает, конечно, и так, что неко­то­рым детям тре­бу­ется испо­ведь уже и в 6 лет. Вни­ма­тель­ные роди­тели обя­за­тельно почув­ствуют это и отве­дут ребенка к свя­щен­нику в храм.

Еще одно жиз­нен­ное наблю­де­ние, о кото­ром хочется рас­ска­зать. Часто роди­тели жалу­ются на своих детей, счи­тая их самыми неснос­ными на свете, а при­смот­ришься: вроде, ничего себе маль­чишка, глаза откры­тые, весе­лый, жиз­не­ра­дост­ный, подвиж­ный… На память в таких слу­чаях при­хо­дит отры­вок из жития пре­по­доб­ного Амвро­сия Оптин­ского (Алек­сандр до при­ня­тия мона­ше­ства), кото­рый в дет­стве был бой­ким, весе­лым маль­чи­ком. За излиш­нюю рез­вость часто журили Алек­сандра и дед, и бабка, и мать. И он, рас­ска­зы­вая о своих про­дел­ках в дет­стве, как бы при­но­сил испо­ведь в своих пре­гре­ше­ниях, уко­ряя и осуж­дая себе перед слу­ша­те­лями, начи­ная свои рас­сказы так: «пока­юсь я перед вами, делал я то и то…» Но на самом деле забавы Алек­сандра Михай­ло­вича не были гре­хов­ными по своей сути, «это были порывы живого, слиш­ком подвиж­ного нрава ребенка, кото­рому, как гово­рится, про­сто не сиде­лось на месте».

В излиш­ней «гре­хов­но­сти» часто обви­няют детей соб­ствен­ные матери, кото­рые не хотят долж­ным обра­зом забо­титься о них и стать, по выра­же­нию пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского, чадо­лю­би­вой мате­рью своим детям. «Чадо­лю­би­вая мать» — мать, кото­рая любит так, чтобы не раз­дра­жаться, не мыс­лить зла, дол­го­тер­петь, наде­яться и все пере­но­сить». «Чадо­лю­би­вая матерь не в свое уго­жде­ние живет, но в уго­жде­ние детей. Немощи немощ­ных чад сно­сит с любо­вию, в нечи­стоту впад­ших очи­щает, омы­вает тихо, мирно, обла­чает в ризы белые и новые, обу­вает, согре­вает, питает, про­мы­вает, уте­шает и со всех сто­рон ста­ра­ется дух их поко­ить так, чтобы нико­гда не слы­шать ей малей­шего их вопля. И тако­вые часто бывают бла­го­рас­по­ло­жены к матери своей». Наблю­да­тель­ные матери знают, если ребе­нок голод­ный, то он, чаще всего, каприз­ни­чает, если он не выспался, то будет пла­кать и каню­чить. Ино­гда ребе­нок про­сто тре­бует мате­рин­ского вни­ма­ния, а когда его не нахо­дит, то начи­нает «ходить на голове». Поэтому в мла­ден­че­ском воз­расте нужно быть осо­бенно вни­ма­тель­ным к физи­че­ским потреб­но­стям ребенка. Вовремя его покор­мить, вовремя погу­лять, при­го­лу­бить, не тащить вме­сто днев­ного сна с собой в супер­мар­кет… гля­дишь, и малыш пере­ста­нет казаться таким уж каприз­ным «греш­ни­ком».

Как бы там ни было, нужно пом­нить, что ребе­нок — это Гос­под­ний дар, в нем наша кровь, наши надежды и чая­ния, наши грехи и наше пока­я­ние — все в нем, в нашем мла­денце. И не так полезно, навер­ное, матери искать грехи в своем мла­денце, а гораздо нуж­нее и важ­нее, любить его изо всех сил, послуш­ного и непо­слуш­ного, болез­нен­ного и здо­ро­вого, умного и глу­пого, быть вни­ма­тель­ной к нему, уте­шать и исправ­лять … и « тако испол­ним закон Хри­стов».

Источник

Почему детей до семи лет не исповедуют?

Приблизительное время чтения: 1 мин.

до какого возраста дети безгрешны в православии. Смотреть фото до какого возраста дети безгрешны в православии. Смотреть картинку до какого возраста дети безгрешны в православии. Картинка про до какого возраста дети безгрешны в православии. Фото до какого возраста дети безгрешны в православии

Отвечает священник Александр Гаврилов, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение», д. Турыгино Ленинградской обл.:

Хотим мы этого или нет, дети воспитываются нами с самого раннего возраста. Ребенок чувствует наши реакции на события и пытается копировать их, он старается подражать нам, хотя мы часто про это забываем. Любой из нас не упустит случая поучить жизни другого, а тем более своего ребенка, и неважно, сколько тому лет: один год или сорок. Но проблема заключается в том, что дети не слышат слов — они видят наши дела, часто расходящиеся со словами, и делают свои выводы.

До семи лет в Церкви детей принято не исповедовать, но это не значит, что данный возраст является каким-то магическим рубежом, до которого ребенок безгрешен, а после которого уже подвластен греху. Скорее, семь лет — условная черта, после которой человек, социализируясь, способен анализировать свои поступки и отвечать за них. И кто-то уже созревает для этого, а кто-то нет. Я видел детишек, которые могли исповедоваться в четыре года, но встречал и тех, кому и в восемь рановато. Я сейчас имею в виду внутреннее состояние ребенка, его готовность к сознательной исповеди, а не его осведомленность об этом Таинстве от родителей. Потому что одно дело, когда малыш на исповеди говорит то, что ему скажет мама, а другое — то, чтó он думает сам. Поэтому вопрос о готовности малыша к исповеди, думаю, правильнее решать, посоветовавшись с духовником семьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *