до какого возраста дети могут не говорить

Почему ребенок поздно начинает говорить

Когда большинство сверстников на детской площадке уже полноценно изъясняется, а свой малыш лепечет только «би-би» и «ав-ав», родители вполне объяснимо начинают переживать. Каковы могут быть причины запоздалой речи? Нужна ли врачебная помощь ребенку, который вовремя не начал говорить? Ответы – в статье.

Современная проблема детей-молчунов

В последние годы дефектологи, логопеды и психологи России всерьез встревожены неблагоприятной тенденцией: доля детей с дефектами речи увеличилась в разы. Зарубежные специалисты наблюдают у себя такую же статистику.

Не нужно быть экспертом, чтобы увидеть масштабы современной проблемы ЗРР (задержки речевого развития). Дети в общем объеме заговаривают позже предыдущих поколений, и говорят хуже. В любой группе трехлеток в детсаду есть несколько «мычащих» малышей.

Главная ошибка большинства родителей – игнорирование проблемы. Многие мамы отдают развитие детской речи «в руки природы». Обычно решение подковывают доводами об упрямом характере или генетике, приводят примеры поздно заговоривших великих людей. Это крайне неверный подход.

Когда ребенок должен заговорить?

Если опустить динамику до года, речь должна в норме развиваться в следующей последовательности:

Это общие логопедические нормы. Конечно, сценарий развития детей может иметь индивидуальные особенности. И если ребенок не заговорил в 2 года, это не повод для паники. Но это повод посетить профильных врачей.

Причины позднего формирования речи

Если ребенок молчит в два, а тем более в три года, это проблема, корень которой родители должны искать как можно скорее. Причины запоздалой речи подразделяют на внутренние и внешние.

Внутренние факторы

Прежде чем обозначить молчуна как «просто особенного», стоит проверить, нет ли у явления психо-физических предпосылок. Причинами ЗРР могут быть:

Внешние ограничители

Внешние причины ЗРР стоит поискать внутри семьи. Иногда ребенок не может начать говорить, если:

Как родителям разговорить дитя

Если у ребенка наблюдается хоть какое-то отставание в разговорной речи от сверстников, нужно начать принимать меры еще до похода к врачам. Не стоит дожидаться 2,5 лет.

Задача родителей – помочь человечку адаптироваться в «говорящем мире», преодолеть психологический барьер. Для общения с билингвом на начальном этапе должен быть выбран один язык. В доме должна быть создана спокойная, здоровая атмосфера.

Нельзя подражать лепету и дефектам – даже с младенцем нужно говорить четко, по-взрослому. Следует также мотивировать его выражать свои пожелания словами. Не стоит бежать выполнять просьбы, сообщаемые невнятными звуками.

Мультики лучше заменить на чтение, живое общение, занятия на моторику, ролевые игры. Читать нужно медленно, с выражением. Полезно показывать картинки и подробно комментировать каждую деталь. В играх важно предоставлять крохе поле для самостоятельных действий и решений.

Мнение эксперта

Комментирует проблему логопед, психолог, кандидат психологических наук Светлана Коноваленко. Источник: https://www.mk.ru/social/2016/01/17/pochemu-sovremennye-deti-pozzhe-nachinayut-govorit.html

Количество детей с логопедическими дефектами и ЗРР увеличилось. И в наибольшей степени это связано со слабым здоровьем родителей. Если нет аномалий строения речевых органов, то большинство проблем с речью исходит от нарушений ЦНС. А формирование и развитие центральной нервной системы напрямую связано с состоянием здоровья родителей. Даже здоровый с виду новорожденный может иметь отклонения ЦНС той или иной степени.

Некоторые матери придерживаются мнения, что корректировать детскую речь до 5 лет не нужно. Это грубейшая ошибка. В пять лет дитя можно повести к логопеду, чтобы поставить дающиеся плохо отдельные звуки. Сложные дефекты и ЗРР важно выявить и исправить как можно раньше. Иначе высок риск, что дефекты останутся.

При своевременном обращении большинство речевых проблем поддается коррекции. Наиболее эффективна помощь, оказанная от 2,5 до 5 лет. В это время у человека происходит активное становление речи.

Источник

Ребёнок не говорит: когда начинать волноваться

до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть фото до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть картинку до какого возраста дети могут не говорить. Картинка про до какого возраста дети могут не говорить. Фото до какого возраста дети могут не говорить

Современные дети начинают говорить позже. Часто можно встретить трёхлетку, который с трудом выговаривает «мама», «папа». Наш новый блогер Ирина Муковозова рассказывает, как отличить серьёзные проблемы с развитием от варианта нормы.

— Вы логопед? У меня ребёнок несколько букв не выговаривает.

— Я, вообще-то, не совсем логопед, нейропсихолог, но поделитесь своими проблемами. Какие буквы он не выговаривает?

— Это уже интересно. Рассказывайте всё с самого начала.

Занимательный диалог? Всё больше детей начинают разговаривать достаточно поздно. Ребёнку уже почти три года, а он всё ещё не разговаривает, и родители начинают бить тревогу. Врачи ставят ребёнку диагноз ЗРР, потому что в норме к трём годам у него должна быть уже хорошая фразовая речь. Дальше всё развивается по нескольким сценариям:

Попробуем разобраться, когда надо ориентироваться на тот или иной сценарий поведения.

Сначала первый, когда особенно волноваться не стоит

Смотрим на ребёнка и видим:

Все эти пункты очень важны с точки зрения диагностики речевого развития ребёнка. Если хоть чего-то из этого нет в наличии, за исключением, может быть, беговела и самоката с велосипедом, следует обращаться к специалисту.

Существует много причин задержки речевого развития, и, поверьте, ваша задержка и дальше будет оставаться задержкой, если вовремя не принять определённые меры.

Теперь второй сценарий, когда волноваться стоит

Стоит сильно волноваться, если мама болела в первый триместр беременности и при этом ребёнок нелюдим, не смотрит вам в глаза и вообще как бы не замечает вас. Он вполне себе «самостоятелен», и создаётся впечатление, что вы ему и не нужны вовсе. Если ребёнок так себя ведёт, надо бежать к специалистам, даже если мама не болела в начале беременности и не пила лекарств: это может сигнализировать о серьёзных проблемах в развитии ребёнка, и чем раньше начать что-то делать, тем легче последствия.

Вспомните как развивался ребёнок в свой первый год. Реагировал ли на ваш голос, гулил ли, был ли лепет («агу-угу», «тя-тя», «ба-ба» и тому подобное, что получится), пытался ли уловить движения губ и подражать им, произнося уже что-то похожее на слоги «па-па-па», «ма-ма-ма», «тя-тя-тя», ловил ли интонацию.

Если что-то не так, у вас есть повод для беспокойства. Это этапы речевого развития, которые должен пройти каждый ребёнок, прежде чем произнести свои первые детские слова. Начать надо с врачей, проверить слух и зрение.

Дальше надо обратить внимание на моторную неловкость. Возможно, ребёнок неуклюж, ходит на цыпочках, часто падает или просто его «руки сами по себе, ноги сами по себе». Речевые мышцы — тоже мышцы, и, возможно, ребёнку трудно координировать не только работу ног и рук, но и губ, щёк и языка. Это может отследить невролог.

Если ребёнок вроде бы и активен, и общителен, но вообще не говорит, даже простые слова («мама», «папа», «дай», «би-би»), особенно если ему уже больше трёх лет, или его речь больше похожа на тихий лепет, а невролог уже поставил диагноз ЗРР, надо искать нейропсихолога, а не ждать у моря погоды. Мы подскажем, что делать и стоит ли волноваться.

Вполне возможно, что ребёнок просто медленнее зреет, чем его сверстники. Хорошо бы быть в этом уверенным и не запустить проблемы, которые лучше решать как можно раньше. Не бойтесь, обращайтесь. Через нас прошло много разных детей: мы видели и норму, и разные проблемы. Поможем. Детские проблемы разрешимы.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Фото: Shutterstock (Volodymyr Tverdokhlib)

Источник

Развитие речи у детей

Как развивается речь ребенка до 3 лет, какие физические и психологические процессы происходят в этот период, как помочь малышу в развитии речи.

Раннее детство и развитие речи

Ранний возраст (от рождения до 3 лет) — особый период в жизни ребенка. По интенсивности развития, по сложности задач, решаемых на этом этапе, первые годы жизни не имеют себе равных. А еще это самый благоприятный период для усвоения основ родной речи. Что будет упущено сейчас, позже может потребовать двойных усилий!

Удивим ли мы вас, если скажем, что речевые способности ребенка начинают развиваться еще до его рождения? А это именно так. Давайте выясним, а что, собственно, влияет на становление речи у малыша.

Какие факторы влияют на развитие речи

Как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет

Младенец учится общаться с внешним миром с самого момента появления на свет. Давайте взглянем, как протекает речевое развитие детей раннего возраста на протяжении первых 3 лет жизни ребенка.Нормы развития речи у детей от 0 до 3 лет

Редкий родитель может знать, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребенка. Поэтому для профилактики обязательно посещайте детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Кто быстрее: мальчики или девочки

Конечно, каждый малыш уникален и развивается своими темпами. На практике небольшая задержка в развитии речи может оказаться лишь индивидуальной особенностью. Более того, повлиять на темпы развития речи могут: болезнь, стресс, дефицит общения с окружающими взрослыми или мультилингвистическая среда, в которой растет малыш.

И все равно бывает очень сложно отказаться от искушения сравнить своего ребенка с другими. Почему некоторые дети в возрасте 2 лет уже читают на память отрывки из «Мойдодыра» и говорят целыми фразами, в то время как другим требуется еще 1,5 – 2 года, чтобы оказаться на том же уровне? Стоит ли беспокоиться по этому поводу?

В современной психологии выделяются два типа детей с нормально развивающейся речью: «говоруны» и «молчуны».

По статистике, у мальчиков речь начинает развиваться позже, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса: к 2 годам у девочек он обычно вдвое больше, чем у мальчиков того же возраста. Плюс они эмоциональнее по своей природе и с радостью делятся всеми своими впечатлениями, а мальчики склонны проявлять большую вербальную сдержанность, высказываясь только «по делу».

Помимо этого, многочисленные исследования показали, что чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Вполне логично, что более активные малыши могут начать демонстрировать продвинутые речевые навыки раньше своих медлительных сверстников.

до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть фото до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть картинку до какого возраста дети могут не говорить. Картинка про до какого возраста дети могут не говорить. Фото до какого возраста дети могут не говорить

Игры с ребенком способствуют развитию речи. Стимулируйте его больше двигаться, и малыш с удовольствием подхватит игру.

Как помочь развитию речи детейраннего возраста

Что же мы, родители, можем делать с самого рождения ребенка для того, чтобы он заговорил естественным образом?

Напомним вам, что сенсорный канал восприятия информации о внешней среде (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) у детей в первые годы жизни основной. Поэтому ответ лежит на поверхности: необходимо давать ребенку как можно больше информации об окружающем мире, как можно больше любого рода сенсорных ощущений и стимулов. Поговорим об этом.

Когда наступает время первого прикорма, например из линии «Агуша Первая ложка», важно называть продукты, которые мама предлагает малышу. Творог, кефир, сок, фруктовое пюре — это возможность знакомить малыша с названиями фруктов, овощей, рассказывать о животных. Например, о корове, которая дает молоко, говорит «му» и пасется на лугу.

Речь — это продукт работы мышц и органов речевого аппарата, и, как и в случае тренировки любой другой мышцы, речь нужно развивать последовательными и регулярными занятиями. Поговорим об этих занятиях и об упражнениях, которые нужно включить в ежедневную «речевую зарядку» ребенка.

до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть фото до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть картинку до какого возраста дети могут не говорить. Картинка про до какого возраста дети могут не говорить. Фото до какого возраста дети могут не говорить

Как правильно формировать речь

Важно, чтобы у мамы (или другого заботящегося о малыше взрослого), несмотря на загруженность, сохранялся позитивный настрой на жизнь и общение. Поэтому берегите себя, мамы, старайтесь выкраивать минуты отдыха и переключаться на встречи с друзьями, любимые книги, походы в театр. Это нужно не только вам, но и вашему малышу!

На что обратить внимание

График развития речевых навыков был приведен выше. Дети развиваются по-разному, и даже самые талантливые говоруны могут освоить все необходимые навыки в своей возрастной категории, только когда достигнут ее верхней границы. Поэтому нормы своевременного развития не всегда служат надежными ориентирами для понимания того, правильно ли овладевает речью конкретный ребенок. Мы зайдем с другой стороны и подскажем, что должно стать поводом для обращения к специалистам:

Логопедические занятия по развитию речи у детей

до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть фото до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть картинку до какого возраста дети могут не говорить. Картинка про до какого возраста дети могут не говорить. Фото до какого возраста дети могут не говорить

Если вас что-то беспокоит в том, как ребенок осваивает родную речь, не тяните, поговорите с педиатром — при необходимости он направит на дополнительные консультации к неврологу, логопеду, дефектологу, психологу, окулисту, отоларингологу. Если некоторые нарушения развития речи были обнаружены, то ваша совместная работа с этими специалистами (при условии следования их инструкциям и выполнения домашних заданий) обязательно даст положительный эффект и приведет к намеченной цели.

Что может сделать логопед. Логопед — это, пожалуй, самый главный помощник родителей в данном случае. К логопеду нужно обращаться, даже если ребенок не выговаривает всего пару букв. Специалист не только выявит дефекты, но и начнет работать над исправлением произношения. Он владеет всеми тонкостями артикуляционной гимнастики и массажа и обязательно поможет, используя свой профессиональный опыт.

Обычно при обращении к логопеду назначаются регулярные занятия с применением различных техник для развития языковой подвижности, которые специалист считает эффективными в конкретном случае. Важно точно и ежедневно выполнять указания и регулярно посещать консультации. Только совместными усилиями можно в короткий срок успешно преодолеть логопедические проблемы при речевых нарушениях.

Можно делать некоторые упражнения и самим, но важно следить за тем, чтобы малышу было интересно: пусть занятия проводятся в игровой форме, не будут поначалу длиться больше 5 минут, и лучше делать их каждый день. Не забывайте хвалить ребенка.

Формирование речевых навыков происходит естественным образом, когда малыш растет в принимающей среде, в которой обеспечены возможности для его непрерывного развития. Задача родителей в период младенчества и раннего детства — обеспечить ребенка вниманием, поддержкой и общением.

Поэтому в заключение мы хотим вам напомнить о самом важном. Как бы ни развивался ваш малыш, какие бы игры, занятия, методики и упражнения вы для него ни подбирали, главное — помнить о том, что ребенку в первую очередь нужно простое ежедневное общение с вами. Не только во время занятий, но и каждую минуту вашего с ним совместного пребывания. Именно это будет основным импульсом для развития ребенка.

Если вы самостоятельно проводите с ребенком развивающие занятия, наберитесь терпения (возможно, результат не будет виден сразу) и не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно добьетесь успехов!

Источник

Развитие речи

до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть фото до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть картинку до какого возраста дети могут не говорить. Картинка про до какого возраста дети могут не говорить. Фото до какого возраста дети могут не говорить

В каком возрасте дети должны начинать говорить? Если ребенок не хочет говорить в два года, нужно ли бить тревогу?

К двум годам у ребенка должны быть простейшие фразы из двух слов: мама дай, мама иди, кто пришел и т.д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 2,5 к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, на связывает слова в фразы, это уже задержка.

К кому мама должна в первую очередь обратиться, если что-то в развитии речи ее настораживает?

У каждого ребенка есть лечащий доктор, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т.д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.

Что должны родители делать для того, чтобы у ребенка не было проблем с речью?

Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.

Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор. Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко.

Так же стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы это слова близкие по звучанию, например: крыса-крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например из под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: за-за-са, за-са-за, ка-га –га, во-го-во и т.д.

Какие еще упражнения полезны?

Для того чтобы ребенок учился не «проглатывать» звуки, не торопиться, произносить слово полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: ма-ма, па-па и т. д. В три года слова из трех слогов: со-ба-ка, кон-фе-та.

Ну и конечно нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом активный, слова, которые ребенок произносит.

Если ребенок в 5 лет не выговаривает букву Р, что делать?

Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» Р и Л обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука Р нужно с рычания, когда тренируется просто один звук Р-Р-Р-Р-Р. Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, РА, РУ. Потом обратный слог АР, УР. Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.

Некоторые мамы боятся отдавать ребенка в логопедический садик, думая, что он начнет подражать другим детям и не научится говорить правильно.

Это не так, при речевых проблемах, очень хорошо, когда есть возможность заниматься в логопедической группе. Во первых, в этих группах меньше детей, больше внимания логопеда каждому ребенку, намного больше занятий на правленых на развитие речи. Во вторых группы в логопедических садиках стараются подбирать по проблемам, чтобы дети с похожими проблемами были в одной группе. И потом, в обычном садике сейчас не бывает, чтобы все дети говорили правильно, все равно ребенок будет повторять за другими детьми, но будет намного меньше возможностей это исправить.

Почему ребенок заикается, и как это исправить?

Одна из основных причин заикания – логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и как следствие, начинает заикаться. В этом случае, нужно обязательно следить за тем, что бы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить, или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневрозы хорошо лечатся, и проходят без последствий.

Если у маленького ребенка короткая уздечка языка, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с речью?

Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет, с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходиться подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее, приходится накладывать шов.

Правда ли, что дети, растущие в двуязычных семьях, начинают говорить позже?

Дети очень восприимчивы к речи, и в семье, где родители равноценно разговаривают на двух языках, ребенок легко схватывает оба языка. Нет оснований говорить о серьезных задержках речи, связанных именно с тем, что мама и папа говорят с ребенком на разных языках. Если имеет место явная задержка речи, нужно искать настоящую причину, обращаться к неврологу, к логопеду.

Источник

Родителям – о правах и обязанностях детей

Если ваш ребенок гуляет допоздна или планирует путешествие без взрослых, решил устроиться на работу или хочет заняться предпринимательской деятельностью и самостоятельно заключать сделки – узнайте, что ему позволено по закону и кому придется отвечать за его проступки

до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть фото до какого возраста дети могут не говорить. Смотреть картинку до какого возраста дети могут не говорить. Картинка про до какого возраста дети могут не говорить. Фото до какого возраста дети могут не говорить

Правоспособность: какие права ребенку гарантирует закон?

С момента рождения ребенок становится носителем субъективных прав. Они изложены, например, в ст. 18 Гражданского кодекса.

Граждане РФ с рождения имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, могут избирать место жительства, иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать его, заниматься предпринимательской деятельностью, создавать юридические лица, участвовать в обязательствах (заключать договоры, быть акционерами и т.д.), могут иметь авторские права и др.

Правоспособность человека прекращается с его смертью.

Может ли ребенок заключить сделку без участия родителей?

Права малолетних предусмотрены ст. 26 и 28 Гражданского кодекса. Несовершеннолетние, не достигшие 14 лет, не могут быть самостоятельными участниками крупных сделок. Для этого им нужны представители – родители, опекуны или усыновители. То есть ребенок не может распоряжаться недвижимостью, автомобилем, дорогой аппаратурой и бытовой техникой.

Несовершеннолетние 14–18 лет совершают крупные сделки с письменного согласия представителей. Сделки будут действительны также при последующем письменном одобрении представителей.

При этом малолетние начиная с 6 лет могут самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки – купить еду, тетради и учебники. Приобретаемая вещь должна удовлетворять каждодневные потребности ребенка в пище, одежде, обучении и т.п.

Без участия взрослых можно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или госрегистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с его согласия третьим лицом. То есть речь идет о мелких покупках, подарках, обмене. Также самостоятельно несовершеннолетний может вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут родители. Это значит, что если ребенок причинил вред, то пострадавший обратится в суд с иском к родителям. Компенсация будет выплачена из их заработной платы или взыскание будет обращено на их имущество.

В каком возрасте ребенок может устроиться на работу?

С 14 лет ребенок может привлекаться к легкому труду с письменного согласия родителей. Работа не должна быть сопряжена с вредом здоровью и влиять на процесс обучения. Подросток может работать в театре, участвовать в цирковых представлениях и концертах. Договор за ребенка подписывает родитель.

Если один из родителей выступает против заключения трудового договора с подростком, то учитываются позиция органа опеки и попечительства и мнение ребенка.

При этом заключение трудовых договоров, в которых на детей возлагается полная материальная ответственность, запрещено законом.

С 16 лет несовершеннолетние могут заключать трудовые договоры без согласия родителей.

(О правах несовершеннолетнего работника читайте в статье «Устраиваем на работу подростка».)

Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью?

Условием для самостоятельного занятия предпринимательской деятельностью является наличие полной дееспособности. Это способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме гражданин приобретает по достижении 18-летнего возраста (ст. 21 Гражданского кодекса).

То есть несовершеннолетние могут заниматься предпринимательской деятельностью лишь с согласия родителей. Оно не потребуется только эмансипированным гражданам и тем, кто вступил в брак до 18 лет.

Для осуществления предпринимательской деятельности нужно будет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе (ст. 23 Гражданского кодекса). Однако приобретение статуса ИП не позволит несовершеннолетнему самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью. До достижения им 18 лет в отношении сделок будут применяться ограничения, предусмотренные Гражданским кодексом. Сделки, не упомянутые в п. 2 ст. 26 Гражданского кодекса, он должен будет совершать с письменного согласия родителей. При отсутствии такого одобрения сделка впоследствии может быть признана судом недействительной (ст. 175 Гражданского кодекса).

Этого можно избежать, если добиться признания подростка полностью дееспособным до исполнения ему 18 лет. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится с согласия обоих родителей по решению органа опеки и попечительства, а при отсутствии такого согласия – по решению суда. Для этого несовершеннолетний, приобретший статус ИП, должен обратиться в орган опеки и попечительства или в суд с соответствующим заявлением.

(В статье «Как несовершеннолетнему заняться профессиональной деятельностью и уплачивать налоги?» можно прочитать о том, что нужно предпринимателю, не достигшему 18 лет, и несовершеннолетнему без статуса ИП для ведения профессиональной деятельности, как уплачивать налоги и накажут ли за налоговое правонарушение.)

Должно ли учитываться мнение ребенка о местожительстве при разводе родителей?

После расставания родителей нередко возникает вопрос, с кем из них ребенок останется после развода. Его мнение в суде будет учтено, если ему исполнилось 10 лет (ст. 57 Семейного кодекса). До достижения этого возраста решение за ребенка примет суд на основании заключения органов опеки и экспертизы, если в ней возникнет необходимость.

В путешествие – только с мамой или папой.

Отправиться в путешествие с малолетним ребенком без второго родителя стало проще в прошлом году. С 12 июня 2019 г. при выезде несовершеннолетнего за рубеж с одним из родителей документального подтверждения согласия на выезд от второго родителя не требуется.

А вот чтобы официально запретить вывоз ребенка, необходимо обратиться с заявлением в территориальное подразделение МВД, занимающееся вопросами миграции. Данные о ребенке занесут в единую базу. По ней будет вестись проверка на всех пограничных пунктах паспортного контроля. После поступления заявления о несогласии на вывоз ребенка от одного из родителей несовершеннолетнего гражданина не выпустят из страны независимо от того, кто будет его сопровождать.

(В статье «Как дать согласие или заявить о несогласии на выезд ребенка за границу» можно прочитать о том, в каком случае нужно согласие родителей на выезд ребенка из страны и как его оформить; как заявить о несогласии на выезд ребенка из России; сколько будет действовать ограничение на выезд и как его оспорить.)

В дальний путь – без родителей?

Нет возможности отправиться с ребенком к родственникам или в оздоровительный лагерь? Сейчас практически все перевозчики предлагают услугу сопровождения несовершеннолетнего во время поездки или перелета. Компания-перевозчик возьмет на себя ответственность за безопасное путешествие ребенка. Однако вам откажут в сопровождении ребенка, если ему меньше 5 лет.

Заказать услугу может только родитель или опекун. То есть дядя или тетя, дедушка или бабушка не смогут воспользоваться таким сервисом.

Для путешествий за границу понадобится нотариально заверенное разрешение от каждого родителя. Если супруги в разводе, достаточно будет разрешения только одного родителя.

Ребенок оказался в опасности – родителей лишат родительских прав?

Летом 2019 г. в Москве прошли не согласованные с властями митинги в поддержку незарегистрированных кандидатов на выборы в Мосгордуму. В акциях приняли участие две семьи – Петр и Елена Хомских с дочерьми, Ольга и Дмитрий Проказовы с годовалым сыном. Позже прокуратура обратилась в суд с иском к супругам о лишении их родительских прав. Ведомство посчитало, что дети находились в опасности. Однако суды приняли решение не лишать супругов родительских прав.

Попробуем разобраться в ситуации. В данном случае не было вовлечения детей в участие в митинге – они оказались там с родителями по малолетству. Наказывать родителей за то, что они берут на собрание ребенка, – нельзя. Однако они могут понести ответственность в случае, если участие малолетнего ребенка в таком собрании сопровождалось опасностью для его здоровья и жизни.

Можно привести и другие примеры, когда ребенок оказался в опасности, за что родителей могли лишить или даже лишили родительских прав. Довольно часто встречается ситуация, когда дети пришли с родителями в ресторан. Взрослые заказали алкоголь, и впоследствии их поведение вынудило соседей по столикам вызвать полицию, несмотря на нежелание персонала ресторана вмешиваться в ситуацию. Один из подобных случаев закончился составлением протокола. После этого родителей с детьми посадили в такси, и те поехали домой. После инцидента органы опеки начали работу с семьей. Позже они вмешались в ситуацию, когда те же родители пытались выгнать детей 5 и 13 лет из дома, потому что те не давали им спокойно отмечать какое-то событие. Это стало поводом для лишения их родительских прав в отношении старшего ребенка и для ограничения прав в отношении младшего.

Чаще всего, если семья привлекла внимание полиции, то велика вероятность, что она окажется на особом контроле у органов опеки. Если действия родителей в дальнейшем создадут опасность для жизни и здоровья детей, то их могут лишить родительских прав.

Возрастные ограничения: куда не пустят с ребенком?

К слову, благодаря этим же поправкам родители могут рассчитывать на то, что информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей, не будет продаваться на расстоянии менее чем 100 м от школ, садов и других детских организаций. Хотя тут нужно сделать оговорку: регионы вправе уменьшить это расстояние, но не более чем на 50 м.

За поздние прогулки ребенка родителей оштрафуют?

Однако местные власти в любом из регионов имеют право: изменять время начала и окончания действия «недетского часа»; отменять его по случаю всероссийского или муниципального праздника, организованного администрацией округа; вносить корректировки, касающиеся возраста несовершеннолетних; определять список запрещенных для посещения детьми мест. Например, в Башкирии подросткам разрешено появляться на улице без взрослых до 00:00.

Несоблюдение ребенком режима комендантского часа считается неисполнением родителями обязанностей по воспитанию детей – ст. 5.35 КоАП РФ. Если ребенок при этом совершил противоправные деяния, наказание для него или его родителей может последовать по статьям Кодекса об административных правонарушениях или Уголовного кодекса.

На родителей ребенка-нарушителя будет наложен штраф. Его размер в зависимости от нарушения и серьезности последствий может составить как 300 руб., так и 50 тыс. руб. Например, подросток, будучи пьян, оказался за рулем автомобиля и протаранил несколько машин. Родителям был присужден штраф в размере 30 тыс. руб.

Но наказание не может назначаться матери и отцу, не проживающим вместе с ребенком после развода или лишенным родительских прав, поскольку в их обязанности воспитание детей не входит. Исключение составят случаи, когда ребенок был временно передан им на законном основании.

Кто ответит за ошибки ребенка?

Родители отвечают за проступки своих детей, в первую очередь материально. В ряде случае может быть наложено административное взыскание вплоть до лишения родительских прав – например, если ребенок причинил тяжкий вред здоровью человека или совершил убийство и выясняется, что преступлению способствовало поведение родителей.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность, т.е. должны компенсировать причиненный ими вред. Родители привлекаются к ответственности только в случае отсутствия у ребенка доходов и иного имущества для возмещения вреда, если не докажут, что он был причинен не по их вине. Но на практике они отвечают чаще, чем дети этой возрастной группы.

Если ребенок объявлен полностью дееспособным, родители не несут ответственности по его обязательствам, в частности возникшим вследствие причинения им вреда.

Если несовершеннолетний из-за отставания в психическом развитии не мог осознавать общественную опасность своих действий или руководить ими, он не несет уголовной ответственности.

В исключительных случаях человек, достигший возраста 18–20 лет, может рассматриваться как несовершеннолетний. Такое решение по уголовным делам суд может принять исходя из характера совершенного им деяния и данных о его личности.

(В каких случаях за вред, причиненный ребенку, к ответственности привлекут провинившегося ученика и его родителей, а не школу – читайте в статье «Кто ответит за травмы школьника?»)

1 Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. № 557-ФЗ «О внесении изменения в статью 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

2 Федеральный закон от 1 мая 2019 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию” и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *