до какого возраста дети считаются ангелами
«Ваш ребенок стал ангелом», — сказали родителям. Почему от этого не легче?
Рассуждая о смерти, особенно о смерти младенца, невозможно представить себя в роли наставника, который должен поучать пришедших за утешением. В такие моменты очень трудно вообще говорить — и даже думать. Наоборот. Стоит, скорее, молча поучиться у тех, кто страдает гораздо сильнее нас, в предсмертной агонии не прекращая духовной борьбы, хотя сил почти не осталось; или у тех, кто старается исцелить или хотя бы поддержать страдающее дитя, даруя надежду и силы его родителям.
Люди хотят утешить себя?
Нет большей боли, чем детская боль. И нет большего испытания, чем видеть, как страдает твое дитя, и понимать, что не можешь его спасти, потому что нет надежды на исцеление. Ведь дети страдают удивительно благородно — терпеливо, без упреков и осуждения. Это родители начинают задаваться вопросами «почему?», «за что?» и «кто виноват?»
И вот, несмотря на все правильные, нужные и благие действия; несмотря на лучших врачей, горячие молитвы, твердую веру в чудо, огромную любовь и внимание к ребенку, помощь и поддержку от друзей и близких — наступает неумолимая реальность, и мы терпим жестокое поражение. Эта реальность готова разрушить не только наше упование, но и веру во все благое и доброе, во все то, что являет собой истинную поддержку и помощь.
Многие хотят поддержать нас в нашем горе, говоря слова утешения и приводя миллион здравых аргументов и доводов. Люди видят наши страдания и стремятся вернуть нас к жизни, желая хоть немного осветить непроницаемый мрак в нашей душе. И мы благодарны им за такую благую цель, желание и усердие — но от их слов становится едва ли не хуже. Ни одна фраза не может излечить нашу боль. Нужно что-то другое. Ведь весь мир вокруг стал другим. Нет света за горизонтом, нет опоры под ногами — целыми днями ты находишься в подвешенном состоянии, между воспоминаниями и реальностью.
Некоторые называют наше умершее дитя ангелом. Вообще, ангелами называют малышей и при жизни, настолько они прекрасны в своей невинности и чистоте. Однако сейчас это слово звучит иначе.
Может быть, утешая нас так, люди хотят утешить самих себя? Или же, действительно, им искренне хочется поддержать нас? Да, наше дитя сегодня уже не с нами, но оно живо — как живы невидимые ангелы. Да, ему теперь лучше — в мире, где нет места скорби и страданиям. Да, наш ребенок видит нас, и мы чувствуем, что он по-прежнему нас любит. Да, он теперь с Богом — и никакое зло ему не страшно. Да, он облачился в одеяние вечности и пребывает там, где нет «ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная». Он теперь с Богом, говорят нам все.
Но позвольте спросить — откуда вам это известно? Вы так уверенно об этом говорите — вам подсказывает сердце? Или вы просто представляете себе такую картину, а может быть, и вовсе говорите эти слова, чтобы утешить нас… А что на самом деле? Кто может сказать, что в действительности?
Ох, как же хочется своими глазами увидеть, своим сердцем почувствовать, что наше дитя живо, что теперь ему гораздо лучше, чем было здесь, с нами, что оно нас видит, слышит и чувствует! Что теперь наша связь с ним гораздо сильнее и крепче, чем была на земле…
«Помни, твоя дочь жива!»
Однажды, несколько лет тому назад, ко мне подошла молодая женщина. При крайне трагических обстоятельствах она потеряла сначала дочь, а спустя несколько часов и мужа. Но особенно она убивалась по дочери — настолько сильной и глубокой была между ними связь, что теперь бедная женщина не могла себе представить жизни без ребенка. Девочка составляла не только ее счастье, но и смысл жизни — такой развитой, очаровательной, доброй и невинной она была. Чувства матери к ней были настолько сильны, что со стороны могли показаться чрезмерно глубокими — однако, разумеется, такая горячая материнская любовь является абсолютно оправданной.
На похороны пришло множество людей. Несчастная мать буквально потеряла рассудок. Под действием сильных лекарств и огромной внутренней боли она сходила с ума. Каждый по-своему старался ее утешить: кто-то — молчаливым сочувствием, кто-то — формальными фразами, кто-то искренне сопереживал и соболезновал. Так или иначе, почти все что-то шептали на ухо несчастной женщине, но она была не в силах ни слушать, ни понимать.
Единственное, чего ей хотелось в те дни — умереть самой. Она уехала на пару недель за границу, чтобы немного забыться, и в какой-то степени это помогло, придало сил, но жить дальше с надеждой и оптимизмом у нее не получалось. Эта женщина не была воспитана в вере, ничего не знала о Боге и жизни вечной. Поэтому душа ее продолжала метаться, не зная покоя и утешения.
Прошло три месяца. И вот однажды, совершенно неожиданно, она вдруг вспомнила слова, которые на похоронах дочери ей шепнул один старый друг. Тогда она не могла ни слушать, ни понимать, но теперь его слова почему-то ожили в ее памяти. Он сказал ей:
— Помни: твоя Анастасия — жива.
И вот сейчас, три месяца спустя, эти слова почему-то вспомнились. А вместе с ними ожило что-то и в ней самой. Это была надежда, а с надеждой в ее сердце ожила и дочь. Она стала размышлять над словами друга. Ей захотелось найти доказательства тому, что Анастасия действительно жива. Да, ее девочка покинула этот мир — но вдруг где-то там она продолжает жить? И если так, то как можно к ней обратиться?
— Батюшка, я хочу умереть, — постоянно повторяла она в разговоре со мной. — Умереть, чтобы встретиться с Анастасией. Я так по ней скучаю! Мне так горько, что нет никаких сил. Поймите меня, пожалуйста.
— Знаешь, — ответил я, — может быть, то, что я сейчас скажу тебе, будет звучать дерзко и даже грубо — потому что мне легко говорить, — но мне кажется, что ты перестанешь так мучиться, когда захочешь оставить этот мир не ради встречи с дочкой, а ради встречи с Богом.
Если нет Бога — нет и Анастасии. А если есть Бог воскресший, Бог живой, то Он нужен тебе гораздо больше, чем дочь.
И дочери твоей Он нужен гораздо больше тебя. Бог поможет тебе встретиться с Анастасией — еще в этой, земной жизни. Подумай, чего бы тебе хотелось больше: раствориться с дочкой в непонятном космосе или пребывать вместе с ней и Богом. Кто знает, может быть, Анастасия станет тебе матерью. Да-да, несмотря на то, что это ты ее родила, она может родить тебя для духовной жизни. Девочка, которую, как тебе кажется, ты потеряла, соединит тебя со своей теперешней жизнью — вечной и истинной. Твой ангелочек, как сейчас ты называешь ее себе в утешение, может стать для тебя настоящим ангелом-путеводителем. Ведь самое главное — знать, не где находится теперь твой ребенок, а достиг ли он жизни вечной. И какая она у него — эта вечная жизнь.
Перевод Елизаветы Терентьевой специально для «Правмира»
Синдром Ангельмана: родители добиваются полноценной поддержки государства
В России впервые на высоком профессиональном уровне медики будут обсуждать синдром Ангельмана. Это генетическое заболевание, тяжелое и очень редкое. За рубежом семьи, которые воспитывают таких детей, получают бесплатную помощь.
Синдром Ангельмана это редкое генетическое заболевание: 1 случай на 15 000 детей. Ломается ген в хромосоме, нарушается умственное и неврологическое развитие. Такие дети не говорят, страдают от приступов эпилепсии, спят по часа в сутки.
рваных движений и постоянной улыбки пациентов этот недуг называют еще синдромом марионетки или счастливой куклы. Широкая общественность узнала о нем в 2007 года, когда кинозвезда Колин Фаррелл публично рассказал о диагнозе сына.
Узнав о редком диагнозе дочери, Алексей и Юлия Тюрины начали искать таких же родителей, чтобы делиться опытом, а позже основали фонд «Синдром Ангела».
Юлия Тюрина: «Девять лет назад мы вообще нашли только двух таких деток. Сейчас 230 человек мы нашли, 230 детей, и это по всей России. Наверняка таких детей больше, просто, возможно, не каждый докапывается до сути, останавливается на ДЦП, на задержке развития и не сдают генетические анализы».
Недавно фонд выиграл президентский грант на создание видеоуроков специалисты рассказывают, что делать, если у ребенка синдром Ангельмана. Главное постоянно заниматься с неврологами, логопедами и дефектологами. Но такие занятия не всем по карману. Поэтому всё чаще и родители, и медики говорят о необходимости государственной программы для лечения людей с синдромом Ангельмана. Ориентируются на опыт других стран, в том числе Франции, где такая программа есть на национальном уровне.
В России первые шаги в сторону пациентов с таким синдромом уже сделаны: с этого года им выдают дорогие иностранные препараты от эпилепсии. Только механизм до конца не отлажен: с момента от назначения до его получения проходит несколько месяцев, а в регионах этот период достигает и полугода.
А фонд «Синдром Ангела» работает еще над одним проектом ищет финансирование на социальный поселок, чтобы такие дети были вместе и под присмотром взрослых.
А еще для людей с синдромом Ангельмана забрезжила надежда: ученые выяснили, что у поломанного гена есть нормальная копия, только она как бы спит. В США проводят испытания препарата, который, возможно, разбудит этот ген.
До какого возраста дети считаются ангелами
В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).
В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.
«До семи лет все дети — ангелы»
Людмила Пистоль работает воспитателем в детском саду № 6 «Василек» четыре с половиной года. В профессию она пришла почти 15 лет назад из-за большой любви к детям. На протяжении всего этого времени Людмила вместе с воспитанниками участвует в городских праздниках, региональных соревнованиях, «Кирилло-Мефодиевских чтениях», а также постоянно продумывает и организовывает проекты в самом образовательном учреждении. В свободное время воспитатель — настоящая мастерица, она шьет костюмы, платья, куклы, а еще сочиняет стихи. В интервью порталу siapress.ru она рассказала, как и чему учат детей в детском саду, как справляться с группой и найти общий язык с их родителями.
— Какой он — современный воспитатель?
— Это педагог, идущий в ногу со временем. В век высоких технологий очень важно не отставать от прогресса. В своей работе мы используем презентации, проводим мастер-классы, экскурсии. Важна мобильность воспитателя — мы посещаем Центральную детскую библиотеку имени Пушкина, школу № 3, а также в целях знакомства с культурой и архитектурой города — Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Воспитатель во все времена остается «питателем» детских душ, он наполняет ребят добротой, любовью, отзывчивостью, умением сопереживать. Моральные качества педагога всегда должны оставаться неизменными.
— Бывает, что родителям трудно справиться с одним ребенком, а вы управляетесь с большой группой малышей. В чем секрет?
— Сложно сказать однозначно. С опытом пришло умение работать с детьми. За годы в профессии учишься устанавливать зрительный контакт, подбирать нужный тон, слова, сохранять терпение, проявлять понимание. Воспитатель обязан контролировать собственный эмоциональный фон. Каким бы ни было наше настроение, мы улыбаемся родителям и ребятам, встречаем их положительным зарядом. И знаете, нам в течение дня грустить некогда — режим очень плотный. Занятия, прогулки, обеды и не забыть уделить внимание каждому малышу.
Но задача воспитателя — как можно теплее относиться к детям, ведь они очень хрупкие.
Вообще, до семи лет дети считаются ангелами, потому что только после этого возраста у них могут проявляться негативные качества.
— День в детском саду наполнен различного рода занятиями. На какие кружки и секции предпочтительно отдавать ребенка, чтобы не перегружать его?
— Невозможно дать универсальный совет. Выбирать нужно, исходя из индивидуальных особенностей ребенка. Родители должны интересоваться мнением дочери или сына и знать, что им больше нравится, в чем проявляются успехи. Также нужно учитывать особенности развития малышей. Например, если у ребенка плохо развито звукопроизношение, стоит посещать логопеда, трудности в социализации – помогут дополнительные занятия с педагогом-психологом
— Как после «трудового» дня снять стресс у ребенка дома?
— Не уверена, что у детей возникают стрессовые ощущения. Все виды деятельности — от творческой до спортивной в детском саду сбалансированы. Занятия в основном проходят в игровой форме. Педагог в теплую погоду встречает ребят на свежем воздухе, вечером мы тоже выходим на прогулку. Питание, полуденный сон также вписаны в расписание.
— Какие методы и формы организации работы с детьми вы используете в своей практике?
— Различные, но игровая деятельность все-таки преобладает в детском саду, и даже после выпуска, в начальной школе. Кстати, родители чаще всего включены в образовательный процесс — по ФГОС ДО (федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования) они являются его активными участниками.
— А какие масштабные мероприятия организовывает детский сад для воспитанников?
Крупнейшее мероприятие, которое проводится в детском саду — это фестиваль «Соцветие народов». Ежегодно каждая группа выбирает национальность и представляет ее на мероприятии: шьет костюмы, родители готовят блюда, которые ребята потом дегустируют, дети разучивают традиционные танцы, стихи, колыбельные, сказки, представляют на сцене театрализованные представления. У малышей есть возможность окунуться в разные национальные игры. В детский сад приглашают гостей — люди приходят семьями, с бабушками и дедушками, в празднике участвуют представители диаспор, музыкальные и хореографические коллективы. Здание и коридоры украшены.
Это мероприятие объединяет, причем не только детей, родителей и воспитателей во время подготовительного этапа, но и представителей различных национальностей.
И в городском Соцветии мы участвуем. Ребята читают стихи, поют песни. И к какой диаспоре бы мы ни подходили, реакция была радостной. А один раз к празднику мы готовили поздравление для молодоженов.
Широко праздновали и Пасху. С ребятами проводили мастер-класс по окрашиванию яиц, обряжались в национальный русский костюм — с белыми платками.
— А как на православные праздники реагируют родители и дети другой веры?
— С интересом. Во-первых, мы работаем по программе «Социокультурные истоки», где идет большой уклон на изучение русской культуры и истории. Во-вторых, не учим религии, а лишь знакомим с традициями и обычаями.
Кроме того, у желающих всегда есть возможность рассказать о своей народной культуре. Например, была ситуация, когда родители с сыном выступали на собрании с докладом «Коран — духовный хранитель моей семьи».
Священная книга передавалась у них в пяти поколениях, и мальчик шести лет, держа ее в руках, рассуждал, что писание дарует ему уверенность и благосостояние, а в будущем поможет даже с выбором профессии.
— И в чем цель всех этих мероприятий?
— Сургут — этнический город. Сюда люди приезжали на заработки и здесь очень сложно восстановить корни, ведь многие утратили связь с семейной историей. Нужно знать, кем были твои предки — их достоинства, профессию. На опыте предыдущих поколений ребенок может многому научиться. Очень важно чтить память и передавать ее следующим поколениям.
Необходимо показывать почитание и уважение к предкам, в первую очередь к родителям, чтобы дети на примере увидели как нужно себя вести.
Вообще, конечно, не все праздники, которые мы готовим, посвящены межнациональной тематике. Повод можно просто придумывать. Например, мы с группой летом проводили дефиле головных уборов. Домашним заданием было подготовить интересные модели шляп — панама или цилиндр, — дети выбирали самостоятельно. А в итоге маленькие манекенщики проходили по «ковровой дорожке» из свежескошенной травы, которую для нас собрали родители.
— Взрослым людям бывает тяжело после работы уделять время какой-либо активной деятельности. Все ли родители готовы помогать, организовывать мероприятия для детей, участвовать в них?
— Сейчас многие нацелены на материальные ценности, нежели на духовные. Мы стараемся изменить эту ситуацию, работаем с родителями через консультации, собрания. Участие всегда добровольное, но активны только те, кто заинтересован в развитии своего ребенка. В среднем проявляют инициативу около половины родителей, но даже это отличный результат.
Многие семьи становятся участниками ресурсного круга — ежемесячно родители могут увидеть то, чему научился их ребенок, с какими произведениями познакомился. Такие мероприятия притягивают взрослых. Кроме того, активные родители даже отпрашиваются с работы, чтобы посмотреть на выступления малышей.
До какого возраста ребенок считается младенцем
Узнайте все самое интересное и полезное о детских возрастах в Православии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Почему в Церкви различают возраст детей
В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.
“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).
Младенец – отрок – юноша
Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.
В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.
Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.
Младенец
До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.
Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.
Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.
Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.
Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.
Отрок
До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.
При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.
Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.
Юноша
С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.
Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.
Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.
Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).