до какого возраста дети считаются безгрешными в православии
До какого возраста ребенок считается младенцем
Узнайте все самое интересное и полезное о детских возрастах в Православии, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Почему в Церкви различают возраст детей
В Православной Церкви существуют определенные правила. Как прихожанин должен себя вести во время богослужений, как следует поститься и молиться, как подготовиться к исповеди и причастию. И многие другие моменты, связанные с церковной жизнью, подробно описаны. Но эти правила в основном составлены для взрослых людей. “А как же вести себя в духовном плане детям? С какого возраста ребенок осознанно грешит и как на это реагировать взрослым? Когда нужно приучать ребенка к исповеди? До какого возраста ребенок считается младенцем?” – эти вопросы актуальны для каждого православного родителя.
“Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их” (Мк.10:13 – 16).
Младенец – отрок – юноша
Сразу отметим, что не существует отдельного сформированного устава относительно детей как участников церковной жизни. Но существуют нормы поведения и установившиеся традиции, как должен себя вести ребенок в различные периоды своего взросления.
В православии существует определенная система детских возрастов: младенец – отрок – юноша. В Православной Церкви человек воспринимается как развивающаяся личность. Поэтому и подход к духовному воспитанию ребенка в разных его возрастах имеет существенные различия.
Святой Иоанн Кронштадский говорил: “Не оставляйте детей без внимания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, …греховных привычек, наклонностей и страстей; враг и плоть грешная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях; представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они по неведению и невразумлению не утвердились в греховных навыках и пристрастиях…”.
Младенец
До какого возраста ребенок считается младенцем? Младенцем в христианстве принято считать ребенка, не достигшего семилетнего возраста. Существует богословская точка зрения, что до 7 лет ребенок носит в себе зародыш греха, но еще не несет за него личной ответственности. То есть с самого раннего возраста плохие поступки ребенка связаны с его природными склонностями. Он не руководствуется моральными нормами, о которых еще ничего не знает.
Такие черты характера, как злость, раздражительность, эгоизм, мстительность, зависть присущи и маленьким детям. Но взрослый человек способен контролировать свои эмоции, справляться с ними, понимает, что такое грех и покаяние. Маленькому ребенку этому только предстоит научиться с помощью родителей и других взрослых.
Именно по этим причинам младенцам до 7 лет разрешается приступать к причастию без исповеди. Надо помнить, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то взрослеет быстрее, а кто-то лишь к 10 годам осознает, что такое грех и может приносить покаяние в содеянном. Поэтому лучше со своим духовником или священником, к которому ходите на исповедь, обговаривать, как поститься и когда начинать исповедоваться подросшему младенцу.
Также детям до 3 лет можно не соблюдать пост, в том числе и перед причастием. После трехлетнего возраста в этом вопросе существуют значительные послабления.
Еще один тревожащий родителей момент – в какое время приходить на утреннее богослужение и приводить ребенка. Большинство священников сходятся во мнении, что в первое время после крещения младенца можно приносить в храм непосредственно перед причастием, постепенно увеличивая время нахождения на богослужении. Родителям следует наблюдать, сколько времени ребенок может спокойно, не капризничая, проводить в храме. Если же младенец плачет и бегает во время богослужения, тем самым мешая молиться окружающим, лучше выйти на улицу и успокоить.
Отрок
До скольки лет ребенок считается отроком? С 7 до 14 лет ребенок является отроком. Именно 7 лет принято считать отправной точкой во взрослении ребенка. Он уже может делить свои поступки на хорошие и плохие. Он уже способен нести ответственность за совершенные грехи. Поэтому следует попробовать подготовить ребенка к исповеди, объяснить смысл покаяния и поста.
При подготовке к первой исповеди ребенок вместе с родителями должен проанализировать свои поступки. А в дальнейшем приучать его к самостоятельности в столь важном делании. Но все дети индивидуальны. И если очевидно, что 7-летний ребенок еще не готов к самостоятельной Исповеди, не дозрел до нее, не нужно настаивать. Нужно постараться неспеша подготовить его к Исповеди.
Возраст отрочества является очень важным в формировании как в целом личности, так и православного христианина. Родителям важно прививать отроку любовь к богослужениям и молитве, к посту и чтению Священного Писания. Но самое главное – это своей жизнью показывать пример, как должен жить настоящий христианин. Без личного примера родителей любое православное воспитание обречено на провал.
Юноша
С какого возраста отрок в православии становится юношей? В 14 лет наступает церковное совершеннолетие. С этого возраста юноша считается взрослым человеком, который уже прошел стадию наивного, детского мышления, но еще не достиг мудрости мужа.
Молодые люди открыты новым познаниям и с юношеским максимализмом готовы перенимать опыт от авторитетных для них людей. Поэтому очень важно, чтобы родители и священнослужители таковыми для юношей и были. В этом возрасте часто возникает первый “кризис веры”, который нужно принять как неизбежную данность. В это время важно не отвратить юношу от Церкви своими неосторожными действиями.
Разумеется, такое возрастное деление условно. Не нужно распространять принцип, до какого возраста ребенок считается младенцем, на всех детей. Взросление каждого отдельного ребенка происходит разными темпами. Важно уделять неокрепшему уму должное внимание, постепенно объясняя что такое хорошо, а что плохо. Затем что такое грех и покаяние. Что значит брать ответственность за свои поступки и так далее. И тогда есть надежда, что духовное семя упавшее на благодатную почву, пусть не сразу, но принесет добрые плоды.
Как сказал Христос: “Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать” (Мф, 13:23).
До какого возраста дети считаются безгрешными в православии
В Православной Церкви установлен возраст человека (7 лет), с которого он несет ответственность за свои грехи. Скажите, на каком основании был определен именно этот возраст (цитата из Писания или святоотеческого предания)?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Установление возраста для начала исповеди связано с решением вопроса о том, в каком возрасте нравственное сознание ребенка пробудилось настолько, что неправильные его поступки могут вменяться ему в грех и за них он несет моральную ответственность. В самом раннем возрасте ребенок в своем поведении движим природными потребностями и не руководствуется моральными критериями. По мере возрастания у него появляются зачатки нравственного сознания. Однако вследствие податливости детей к внешним впечатлениям, легкой возбудимости и отсутствия сдерживающих мотивов их плохие поступки не могут считаться результатом их воли. Поэтому детям грех не вменяется. Установить какой-то единый для всех возраст ответственности невозможно. Дети сильно отличаются по воспитанию, интеллектуальным и душевным дарованиям, а также по общей зрелости. Римские правоведы при определении возраста юридической ответственности опирались на так называемые климактерические (от греч. klimax – лестница, ступенька) периоды, принятые в медицинских сочинениях древности (у Гиппократа и др.). Согласно этим воззрениям через каждые семь лет все материальные элементы, из которых составляется человеческое тело, возобновляются, а вместе с тем обновляется и человеческий организм как в физическом, так и в нравственном отношении. Поэтому 7-летний период считался возрастом, с которого начинается юридическая ответственность. Хотя в научно-концептуальном отношении это учение весьма наивно, но интуитивно древнегреческие врачи сделали важное наблюдение. Семилетие – серьезный рубеж в жизни человека. Семилетние периоды: детство (до 7 лет), отрочество (до 14 лет), юность (до 21 года) встречаются и в русской классической литературе (напр., в трилогии Л.Н. Толстого).
В Священном Писании семь символизирует полноту, относительную завершенность, совершенство. И благословил Бог седьмой день, и освятил его (Быт.2:3). В жизни избранного народа семь дней составляли меру деления и упорядочивания времени. Этот ритм определял труд и богослужение. Седьмой день (суббота) был праздником (Исх. 20:10). Каждый седьмой год – субботний (Лев. 25.8). По закону земля в этот год должна покоиться. Семь раз священник должен был производить искупительное окропление (Лев. 4:6; 8:11; 14:7,16,51; 16:14). Семисвечник (Исх. 25:37) – это образ Господа как полноты света, где нет места тьме (1Ин. 1:5).В Откровении Иоанна Богослава многократно упомянуто число семь: семь духов Божьих (1:4); семь звезд, светильников и церквей (ст. 20); семь посланий (гл. 2-3); семь печатей (5:1); семь рогов и очей Агнца (ст. 6); семь труб и чаш гнева (8:2; 15:6 и след.); семь громов (10:3 и след.). Поэтому и применительно к возрасту можно сказать: прожив первые семь лет жизни, человек оказывается способным делать первые самостоятельные шаги в духовной жизни.
До какого возраста дети считаются безгрешными в православии
Говорят, что дети до 7 лет безгрешны и потому до этого возраста детей не исповедуют. Так ли это?
Нельзя сказать, что ребенок не грешит до 7 лет, грешит он и в более раннем возрасте, просто совершенные неправильные поступки ему в грех не вменяются.
7 лет – возраст довольно условный, но предполагается, что, ориентировочно, до него ребенок еще не руководствуется моральными критериями, в нем нет нравственного сознания. В ранних летах дети движимы природными потребностями, легко поддаются внешним возбудителям, а потому и грехи совершаются ими неосознанно.
Кроме того, 7-летний рубеж был позаимствован из древнеримского права, согласно которому человек уже в этом возрасте способен нести какую-то правовую ответственность. Если говорить о современном христианском воспитании детей, то к вопросу исповеди нужно подходить индивидуально, учитывая способности, уровень развития и степень сознательности ребенка. Ситуации, когда ребенок впервые идет на исповедь именно в семь лет – лишь традиция, но не правило.
Кроме того, нельзя заставлять детей каяться перед каждым причастием, так как в силу возраста, они попросту неспособны воспринять всю глубину таинства, но при этом приучаются уже к его формализации. Поэтому лучше всего как можно дольше оттягивать практику частой исповеди. Пусть поначалу это будет раз в несколько месяцев или один раз в полгода, но только так, чтоб, насколько это возможно, искренне и честно, без подсказок со стороны взрослых и выпытываний, что ребенок сказал и чего не сказал, стоя у исповедального аналоя.
У нас есть к Вам просьба.
Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь!
Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование, чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Младенец и грех
Безгрешный младенец — как часто мы слышим это расхожее выражение от взрослых, склонившихся над колыбелью с новорожденным.
«Что такое человек, чтобы быть ему чистым,
чтобы рожденному женщиной быть праведным?»
И, правда, практически всякий, кому хоть раз доводилось держать на руках это крохотное создание, испытывал к нему чувство умиления и нежности. Крохотные ручки, пальчики, ясные чистые глазки, выбивающиеся из-под чепца милые кудряшки… Малыш кажется нам Ангелом, спустившимся с небес. И для людей только пришедших к вере, настоящим откровением становится тот факт, что каждый младенец имеет в себе грех, который через естественное рождение передается всем людям. Это грех именуют еще первородным, то есть первым в человеческом роду от начала сотворения мира, это грех Адама, грех отпадения от Бога, который тяжким бременем лег на все человечество.
Освободить младенца от первородного греха спешат верующие родители, принося младенца в Божий храм, чтобы священнослужитель совершил над ним Таинство Крещения, в котором происходит духовное рождение человека. И если с первородным грехом все более менее теоретически понятно, то вопрос о наличии своих грехов у ребенка остается открытым, и не редко среди родителей можно услышать совершенно противоположные мнения: кто-то считает, что грехов у ребенка до семи лет нет, кто-то уверен, что, конечно, они есть, неоднократно наблюдая греховные движения своих и чужих детей. А как же на самом деле? Вот покрестили мы ребеночка, избавили его от первородного греха Божией властью, и принесем теперь домой Ангела, и заживем спокойно? Не тут-то было, ни о какой спокойной жизни мечтать не приходится. И капризничают дети, и шалят, и не слушаются …. Сущее наказание! – скажет в сердцах уставший родитель. Как же разнится это выражение с удивительными словами псалмопевца Давида, который восклицает: дети мои – награда от Господа!
Так награда дети или наказание? Конечно, награда. Награда, которая помогает нам стать лучше, терпимее, добрее, умнее и мудрее. А вот «наказанием» для нас и для наших детей являются наши собственные грехи и грехи всего нашего рода, которые непостижимым для нас образом влияют на душевное и духовное развитие младенца. Как удивительно запечатляются в физическом облике ребенка черты его родителей и прародителей (вспомните, как не раз мы обращаем на это внимание пока растет малыш: ой, ушки как у мамы, ой, глазки как у папы, а носик-то как у бабушки!), так и непременно проявляется в душе ребенка по мере взросления склонность к тому или иному греху. Вот ему два годика, а он уже лупит в песочнице своего товарища, в четыре уже топает ногами в магазине, чтобы ему во что бы то ни стало купили игрушку, в пять обманывает бабушку.
Блаженный Августин в своей «Исповеди» описывает младенца, с завистью взирающего на своего брата-близнеца, сосущего материнскую грудь… Итак, греховное в человеческой натуре начинает проявляться уже с самого раннего возраста. Но дети еще не осознают своих грехов и не могут в них каяться. До семилетнего возраста младенец может приступать к Божественному Причащению без Таинства Покаяния. И мудры те родители, которые часто приносят своих детей к Причастию, наполняя детские души благодатью с самого раннего возраста. С семилетнего же возраста ребенок, по установлению Церкви, должен исповедоваться. Бывает, конечно, и так, что некоторым детям требуется исповедь уже и в 6 лет. Внимательные родители обязательно почувствуют это и отведут ребенка к священнику в храм.
Еще одно жизненное наблюдение, о котором хочется рассказать. Часто родители жалуются на своих детей, считая их самыми несносными на свете, а присмотришься: вроде, ничего себе мальчишка, глаза открытые, веселый, жизнерадостный, подвижный… На память в таких случаях приходит отрывок из жития преподобного Амвросия Оптинского (Александр до принятия монашества), который в детстве был бойким, веселым мальчиком. За излишнюю резвость часто журили Александра и дед, и бабка, и мать. И он, рассказывая о своих проделках в детстве, как бы приносил исповедь в своих прегрешениях, укоряя и осуждая себе перед слушателями, начиная свои рассказы так: «покаюсь я перед вами, делал я то и то…» Но на самом деле забавы Александра Михайловича не были греховными по своей сути, «это были порывы живого, слишком подвижного нрава ребенка, которому, как говорится, просто не сиделось на месте».
В излишней «греховности» часто обвиняют детей собственные матери, которые не хотят должным образом заботиться о них и стать, по выражению преподобного Серафима Саровского, чадолюбивой матерью своим детям. «Чадолюбивая мать» — мать, которая любит так, чтобы не раздражаться, не мыслить зла, долготерпеть, надеяться и все переносить». «Чадолюбивая матерь не в свое угождение живет, но в угождение детей. Немощи немощных чад сносит с любовию, в нечистоту впадших очищает, омывает тихо, мирно, облачает в ризы белые и новые, обувает, согревает, питает, промывает, утешает и со всех сторон старается дух их покоить так, чтобы никогда не слышать ей малейшего их вопля. И таковые часто бывают благорасположены к матери своей». Наблюдательные матери знают, если ребенок голодный, то он, чаще всего, капризничает, если он не выспался, то будет плакать и канючить. Иногда ребенок просто требует материнского внимания, а когда его не находит, то начинает «ходить на голове». Поэтому в младенческом возрасте нужно быть особенно внимательным к физическим потребностям ребенка. Вовремя его покормить, вовремя погулять, приголубить, не тащить вместо дневного сна с собой в супермаркет… глядишь, и малыш перестанет казаться таким уж капризным «грешником».
Как бы там ни было, нужно помнить, что ребенок — это Господний дар, в нем наша кровь, наши надежды и чаяния, наши грехи и наше покаяние — все в нем, в нашем младенце. И не так полезно, наверное, матери искать грехи в своем младенце, а гораздо нужнее и важнее, любить его изо всех сил, послушного и непослушного, болезненного и здорового, умного и глупого, быть внимательной к нему, утешать и исправлять … и « тако исполним закон Христов».
Говорят, дети до 7 лет безгрешны. Так ли это?
Говорят, что дети до 7 лет безгрешны и потому до этого возраста детей не исповедуют. Так ли это?
Татьяна Неделько
Отвечает протоиерей Владимир Долгих:
– Нельзя сказать, что ребенок не грешит до 7 лет, грешит он и в более раннем возрасте, просто совершенные неправильные поступки ему в грех не вменяются.
7 лет – возраст довольно условный, но предполагается, что, ориентировочно, до него ребенок еще не руководствуется моральными критериями, в нем нет нравственного сознания. В ранних летах дети движимы природными потребностями, легко поддаются внешним возбудителям, а потому и грехи совершаются ими неосознанно.
Кроме того, 7-летний рубеж был позаимствован из древнеримского права, согласно которому человек уже в этом возрасте способен нести какую-то правовую ответственность. Если говорить о современном христианском воспитании детей, то к вопросу исповеди нужно подходить индивидуально, учитывая способности, уровень развития и степень сознательности ребенка. Ситуации, когда ребенок впервые идет на исповедь именно в семь лет – лишь традиция, но не правило.
Кроме того, нельзя заставлять детей каяться перед каждым причастием, так как в силу возраста, они попросту неспособны воспринять всю глубину таинства, но при этом приучаются уже к его формализации. Поэтому лучше всего как можно дольше оттягивать практику частой исповеди. Пусть поначалу это будет раз в несколько месяцев или один раз в полгода, но только так, чтоб, насколько это возможно, искренне и честно, без подсказок со стороны взрослых и выпытываний, что ребенок сказал и чего не сказал, стоя у исповедального аналоя.