до какого возраста нужно пеленать ребенка доктор комаровский
Пеленать или нет новорожденного ребенка
Содержание статьи
Разговоры о том, стоит ли пеленать новорожденного, ведутся уже не одно десятилетие. У пеленания есть свои сторонники и противники: одни считают, что это позволяет «выпрямить» ручки и ножки младенца, другие полагают, что тугое пеленание — прямой путь к развитию детских неврозов. Что из этого правда, а что — нет? Почему пеленают новорожденных или можно полностью отказаться от этой практики?
Историческая справка
Первые пеленки появились еще в первобытные времена и служили главной защитой ребенка от ветра, холода и солнца. Изначально это были плохо выделанные шкуры животных. Со временем пеленки видоизменялись. Как считают некоторые специалисты, пеленки долгое время существовали еще и для того, чтобы родители новорожденного могли экономить на одежде. Кусок ткани стоил дешевле скроенного наряда, его было легче стирать и быстрее сушить. Раньше говорили, что младенца нужно пеленать обязательно: так новорожденный будет спокойнее спать, а тугое пеленание сделает ножки ровнее. Пеленать будущих мам учили еще до родов, причем сразу в нескольких техниках: тугое, свободное, частичное. Однако, как было очень скоро выявлено, от тугого пеленания ноги у ребенка не выпрямляются, да и целесообразность этой процедуры была поставлена под сомнение.
Пеленки: за и против
Педиатры заметили, что при тугом пеленании новорожденным может быть труднее дышать, а освобожденный от «пут» ребенок принимает определенную позу, прижимая к себе ножки и ручки. Эта физиологически правильная поза наиболее удобна для новорожденного: именно в таком виде он пребывал на протяжении девяти месяцев до родов. Так что некоторые доктора сейчас говорят, что тугое пеленание не нужно. На вопросы о том, обязательно ли пеленать новорожденных, обычно отвечают отрицательно либо рекомендуют пользоваться «свободной» техникой пеленания. В этом случае ребенок может свободно шевелить ручками и ножками, принимая комфортные ему позы.
Почему нужно пеленать детей, если это физиологически неправильно? Сторонники метода называют немало плюсов от пеленания новорожденных.
Противники процедуры решительно не понимают, зачем пеленать детей, и тоже имеют весомые аргументы против пеленания новорожденного, даже на ночь.
Однако стоит понимать, что никакие пеленки или их отсутствие не повлияют на формирование детской психики так, как обстановка внутри семьи. Кроме того, огромную роль играет генетика и наследственность, социальные и бытовые условия и множество других факторов. Так что для развития полноценной личности требуются вовсе не пеленки или их отсутствие. И родители могут совершенно спокойно решить для себя: надо ли пеленать ребенка, до скольких месяцев, зачем это нужно, если есть огромный выбор красивой и удобной одежды для новорожденных.
Пеленать или нет
Педиатры утверждают, что в жаркие месяцы от пеленания новорожденного лучше отказаться, причем ото всех его разновидностей: это может способствовать перегреву. А зимой есть риск того, что кроха сумеет выпутаться из пеленок и замерзнуть. Впрочем, вред от пеленания никем не доказан. Правда, при некоторых диагнозах от этой практики стоит отказаться, например при дисплазии тазобедренного сустава. В этом случае о том, что пеленание строго-настрого запрещено, сообщит врач. То, до какого возраста нужно пеленать ребенка, зависит от его активности. В некоторых случаях родителям будет спокойнее, если их чрезмерно бойкий кроха будет спать в пеленках до 6–8 месяцев.
Стоит учитывать, что беспокойный ребенок не станет спокойнее от тугих пеленок, особенно если они вызывают у него дискомфорт. В этом случае лучше приобрети несколько комплектов одежды для новорожденного.
Пеленание новорожденных: необходимость или дань традиции?
Рекомендации по уходу за новорожденными быстро меняются – выбор еды, правильный сон, правила купания сегодня отличаются от тех, которые были еще 30–40 лет назад. Однако все же есть традиции, пережившие века. И одна из них – пеленание. О том, насколько это правильно и полезно ли для малыша, заговорили лишь недавно. Многие молодые родители отказываются от пеленок, но все же большинство предпочитает следовать традиции.
Виды пеленания
Существует три основных вида пеленания, которые существенно отличаются друг от друга:
Так нужно ли пеленать детей?
Раньше пеленки заменяли новорожденному одежду, но сегодня, когда появились удобные вещи, которые подойдут даже самым маленьким, необходимость пеленания ставится под вопрос. К тому же традиционный тугой метод подвергается жесткой критике со стороны педиатров. И причин этому несколько:
Опасно: Если грудничку поставлен диагноз дисплазия тазобедренного сустава, тугое пеленание ему совершенно противопоказано! Выравнивание ног и их смыкание приводит к серьезному ухудшению патологии, и в дальнейшем исправлять ее будет значительно труднее. При таких проблемах идеально широкое пеленание, при котором ножки разводятся в стороны и малыш может сгибать их в коленках.
Несмотря на традицию, врачи не рекомендуют туго пеленать малышей
И все же воспринимать пеленание как однозначно негативную традицию не стоит. Более того, свободное пеленание может помочь на первых месяцах жизни:
Миф! Очень часто от людей старшего поколения можно услышать, что пеленание «солдатиком» (тугое) способствует выравниванию ножек. Однако педиатры и ортопеды этого не подтверждают. Ни одна пеленка не способна выровнять кость, к тому же ее кривизна связана не с положением ребенка, а с рахитом – нехваткой кальция в организме. Зато сильное и частое перетягивание может сказаться на суставах – деформировать их, привести к ухудшению подвижности. Поэтому тугое пеленание не только не поможет выровнять ноги, но и приведет к большим проблемам.
Во что пеленать
Сейчас на рынке можно найти два основных типа пеленок:
Конверты помогают пеленать малыша максимально комфортно
Молодым родителям лучше всего приобрести разные виды пеленок – каждая подойдет для своего случая. Конверты, несмотря на удобство, все же рассчитаны на определенный рост, и малыш быстро из них вырастает. Классические модели более универсальны, но лучше сразу ориентироваться на размер 120х120 см.
Важные советы по пеленанию
Чтобы пеленание приносило только пользу, важно помнить о некоторых правилах:
С 3–4 месяцев ребенка нужно пеленать, оставляя свободными ручки
Врачи не считают, что в пеленании есть острая необходимость, поэтому родители вольны выбирать, что именно им подходит – одежда или пеленка. Но если все же решено следовать традиции, то нужно отказаться от тугого пеленания в пользу свободного, а для удобства приобрести пеленки-конверты.
Нужно ли пеленать младенца, техники и способы
Содержание:
Пеленать или не пеленать — этот вопрос неизбежно появляется у каждой женщины, которая скоро станет мамой. И часто с разных сторон звучат совершенно противоположные рекомендации.
Почему вокруг пеленания столько споров?
Идея пеленания ребенка стара как мир. С древних времен мамы закутывали своих детей в кусок ткани, который служил одновременно одеждой и подгузником. Главным и абсолютно обезоруживающим аргументом в пользу метода была его практичность: пеленки недорого стоят, защищают малыша от холода и несложно стираются.
Историческая справка
Одноразовые подгузники появились в магазинах США только в 1950-х годах. Им понадобилась еще пара десятилетий, чтобы завоевать мир, и лишь в 1990-х, с приходом западных компаний на российский рынок, они стали популярны в нашей стране. Причина жарких споров вокруг пеленания малышей в том, что по историческим меркам эта общественная дискуссия началась буквально вчера.
Сегодня мир молодых родителей разделился на два лагеря. Сторонники системы пеленания приводят новые доводы в пользу сохранения традиций, противники считают этот метод устаревшим. Так нужно ли пеленать новорожденного ребенка? Кто прав — консерваторы или новаторы? Давайте рассмотрим аргументы обеих сторон.
Тугое пеленание
Эта техника — самая традиционная. Малыша заматывают в пеленку как в кокон, полностью обездвиживая его ручки и ножки. Иногда при тугом пеленании ребенка укутывают с головой, т.е. из ткани формируется еще и плотно сидящий «капюшон», а открытым остается лишь личико крохи.
Сторонники метода утверждают, что это «естественное» пеленание, как бы моделирующее стесненные условия, в которых малыш находился последние недели перед родами.
Однако риски для здоровья ребенка при тугом пеленании значительные. Плотно закутанный ребенок потеет и перегревается. У него ухудшается кровообращение и отсутствует двигательная активность, что замедляет развитие мышц.
Тугое пеленание новорожденного имеет следующие плюсы и минусы:
Улучшает сон малыша: он не может пошевелиться или случайно перевернуться, не будит себя рефлекторными вздрагиваниями ручек и ножек во сне.
Ребенок вынужден находиться в неестественной позе.
Есть риск нарушения дыхания.
Существует вероятность перегрева.
Младенец лишен возможности познавать окружающий мир с помощью осязания.
Замедляется развитие мышц.
Если ребенок родился с дисплазией тазобедренного сустава, патология усугубляется.
Чтобы закончить с темой тугого пеленания грудничка, разберем еще два аргумента его сторонников. Мы не включили их в таблицу, потому что это не плюсы, а обычные заблуждения.
Миф: тугое пеленание помогает при коликах. На самом деле: пеленание новорожденного ребенка может помочь справиться с коликами, но далеко не факт, что оно будет эффективно именно для вашего малыша.
Колики — очень странное явление: это приступы плача у младенцев, причину которых медикам пока не удалось выяснить. Однако большинство специалистов склонны считать, что эти приступы связаны с болезненными ощущениями в процессе созревания желудочно-кишечного тракта.
Пеленание новорожденного не является гарантированной техникой избавления от колик. Чтобы успокоить малыша, специалисты предлагают целый ряд методов, и родителям рекомендуется пробовать их по очереди, пока какой-то не поможет, или колики не пройдут сами по себе.
Миф: без тугого пеленания ноги малыша будут кривыми. На самом деле: наоборот, тугое пеленание в значительной степени способствует развитию заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Если предыдущий миф просто скрывает часть правды, этот — вредное и опасное заблуждение на все сто процентов.
Многие дети в нашей стране страдают рахитом — расстройством образования костей. По данным Союза педиатров России, это заболевание выявляется более чем у половины детей первого года жизни. Ключевой причиной рахита является нехватка витамина D. Есть и дополнительные факторы, способствующие его развитию, среди них — неестественная нагрузка на кости и низкая мышечная активность. Именно то, к чему приводит пеленание ног!
Другое распространенное заболевание опорно-двигательного аппарата у младенцев — дисплазия тазобедренного сустава или врожденный вывих бедра. Гуляющая в народе «мудрость» рекомендует для лечения этого состояния начинать жесткое пеленание сразу после родов. Однако все наоборот: фиксированное, закрытое положение ножек малыша только усугубляет дисплазию! Для успешного лечения вывихов необходимо, чтобы ноги ребенка находились в естественном, разведенном состоянии.
Мы назвали этот метод традиционным? Пожалуй, более правильное слово для него — архаичный. Вред тугого пеленания научно доказан, а польза весьма сомнительна.
Есть ли другие способы пеленания новорожденного?
Широкое пеленание ребенка
Техника оставляет малышу некоторый простор для движений. Ножки малыша при заматывании не выпрямляют, а ручки стараются не фиксировать плотно. В итоге из пеленки формируется что-то наподобие спального мешка, внутри которого кроха может шевелиться. К открытым способам пеленания относят и метод, при котором ручки малыша остаются снаружи, и их движения ничем не ограничены — этот способ называется «пеленание без ручек».
Если сторонников тугого пеленания новорожденного среди педиатров вы вряд ли найдете, то свободное считается допустимым.
Благодаря пеленанию малыш крепче спит.
Использование пеленок в первые месяцы жизни позволяет не покупать детскую одежду, из которой малыш все равно быстро вырастет.
Некоторым родителям психологически проще брать на руки спеленатого ребенка.
Даже свободное пеленание может привести к ухудшению кровоснабжения.
Завернутый в пеленку (а особенно в одеяло) малыш может перегреться.
Ребенок лишен тактильных ощущений и ограничен в возможности познавать окружающий мир.
Новорожденному надо несколько раз в сутки менять подгузники. И каждый раз пеленать заново.
Кроме тугого, есть свободное и широкое — более прогрессивные техники. Давайте разберем эти методики и взвесим все «за» и «против».
Свободное пеленание ребенка
Эту технику можно назвать лечебной процедурой. Рекомендуется при дисплазии тазобедренного сустава и состоит в фиксации ножек малыша в разведенном состоянии, для чего используются специальные трусики, подушка или несколько пеленок. Широкое пеленание можно практиковать даже без назначения врача. Как показывает практика африканских стран, в которых мамы приматывают новорожденных с разведенными ножками к своей спине, а также азиатского региона, где младенцев традиционно носят на боку, эта техника вполне безопасна.
А что, если правильное пеленание младенца — это отсутствие пеленания?
Отказываться от пеленания в пользу боди, ползунков и слипов мамы стали сравнительно недавно. Тем не менее, такой подход достаточно распространен, и даже в некоторых роддомах пеленание больше не практикуется.
Легко менять подгузники.
Малышу доступны тактильные ощущения, что способствует его развитию.
Если ребенок родился с легкой формой дисплазии, в первый месяц жизни происходит самопроизвольное вправление сустава, не требующее какого-либо участия специалистов.
Кроха может просыпаться от самопроизвольных движений ручками, трогать комариные укусы, опрелости, другие повреждения кожи и расчесывать их.
В период быстрого роста родителям придется постоянно покупать малышу новую одежду.
Что в итоге — надо ли пеленать новорожденного ребенка или нет?
Мы не можем сказать точно. Многие мамы отказываются от пеленания, и их поддерживают специалисты во всем мире. Однако при свободном пеленании детей аргументы «за» и «против» не ограничиваются одними лишь медицинскими доводами. Среди них есть и экономические (не надо покупать одежду) и психологические (иногда родители боятся не справиться с вертким младенцем и навредить ему). Что касается широкой техники, ее часто практикуют слингомамы, потому что многие методы ношения младенца в слинге естественным образом подразумевают позу с разведенными ножками.
Нужно ли пеленать новорожденного ребенка на ночь или в течение всего дня? Каждая молодая семья должна решить для себя этот вопрос самостоятельно. Единственное, на чем мы, вместе со всей медицинской наукой, настаиваем — не используйте тугой способ. Не слушайте тех, кто агитирует за этот метод, даже если это ваши близкие люди!
Детский травматолог-ортопед
У молодых родителей всегда много вопросов по поводу развития их ребенка. Мы задали самые часто встречающиеся вопросы травматологу-ортопеду «ЕвроМед клиники» Дмитрию Олеговичу Сагдееву.
— Маленького ребенка рекомендуют довольно часто показывать врачу-ортопеду: в месяц, в три месяца, в шесть месяцев, в год. С чем это связано, что именно оценивает ортопед?
— Ортопед смотрит, как развивается опорно-двигательная система ребенка в периоды его активного развития, чтобы вовремя заметить возможные отклонения в ее развитии и скорректировать их. На раннем сроке – в месяц — делаем УЗИ тазобедренных суставов, чтобы не пропустить какую-либо врожденную патологию. В три-четыре месяца УЗИ повторяем для контроля, чтобы увидеть динамику развития сустава.
По результатам ультразвукового исследования врач может заподозрить нарушения формирования и динамики развития тазобедренного сустава.
Врач ультразвуковой диагностики оценивает формирование сустав по специальной шкале (шкале Графа), и далее уже ортопед определяет, требуются ли коррекция лечебной гимнастикой, нужны ли какие-либо физиопроцедуры и т.д.
Чем раньше будут выявлены отклонения в развитии ребенка, тем эффективнее будет лечение.
Примерно в шесть месяцев ребенок начинает садиться, потом он будет вставать, пойдет, и важно знать, как у него сформирован тазобедренный сустав и, если есть нарушения, успеть исправить их до этого момента.
Дисплазия тазобедренного сустава — это нарушение формирования тазобедренного сустава, которое в тяжелых формах приводит к формированию подвывиха или вывиха головки бедренной кости.
— При обнаружении дисплазии тазобедренного сустава обычно назначают ношение ортопедических конструкций: подушки Фрейка, шины Виленского и т. п. Выглядят они довольно пугающе, и родители боятся, что ребенку будет в них некомфортно.
— Ребенок не будет испытывать дискомфорт. У него еще нет устойчивого понимания, в каком положении должны находиться его нижние конечности поэтому конструкция ему мешать не будет.
При этом, благодаря воздействию этих конструкций ноги ребенка расположены под определенным углом, и в этом положении головка бедренной кости центрируется во впадину, она находится в правильном положении, с нее снимается всякая деформирующая нагрузка, что позволяет суставу правильно развиваться. Если же этого не сделать, то на головку бедренной кости будет оказываться постоянная деформирующая нагрузка, что в конечном итоге повлечет за собой подвывих и вывих бедра. Это будет уже тяжелая степень дисплазии тазобедренного сустава.
— Помимо дисплазии, на УЗИ всегда смотрят формирование ядер окостенения в тазобедренном суставе. Почему нам так важно их правильное развитие?
— Головка бедра состоит из хрящевой ткани. Ядро окостенения находится внутри головки бедра и, постепенно увеличиваясь, оно как бы армирует ее изнутри и придает структуре стабильность при осевой нагрузке. При отсутствии ядра окостенения любая осевая нагрузка на бедро приводит к его деформации, вследствие чего может развиться подвывих и далее — вывих бедра. Соответственно, если ядро окостенения не развивается или развивается с задержкой, строго запрещены любые осевые нагрузки: стоять, а тем более – ходить нельзя.
— С замедленными темпами оссификации (окостенения, формирования костей) сидеть не запрещается, при условии, что нормально сформирована крыша вертлужной впадины, головка бедренной кости центрирована. Это определяется по УЗИ.
— Что влияет на формирование ядер окостенения, каким образом можно стимулировать их развитие?
— В первую очередь – активность. Поэтому мы рекомендуем заниматься с ребенком лечебной гимнастикой сразу с рождения. Маме нужно ежедневно делать с ребенком гимнастику. Причем важно, что это должна быть обычная нагрузка, так называемая статическая – когда ребенок лежит, а мама разводит его ручки и ножки. Категорически не рекомендую набирающую сейчас популярность «динамическую гимнастику» — комплекс упражнений, в котором ребенка крутят, вертят, раскачивают, вращают за руки и ноги и пр. Такие упражнения способствуют перенапряжению формирующегося мышечно-связочного аппарата ребенка, и создают высокий риск травмы: от растяжения до вывиха с разрывом связок сустава.
С 2,5 месяцев ребенку можно и даже нужно посещать бассейн. Индивидуальные занятия с тренером в воде очень полезны для развития опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, тренировки мышц, укрепления иммунитета.
Как вспомогательная процедура полезен массаж.
Также необходим витамин Д, он стимулирует развитие костной ткани. Витамин Д рекомендуется давать практически всем детям до двух лет, а некоторым – и позже. Этот вопрос решается совместно педиатром и ортопедом, врачи подбирают дозировку препарата и длительность его приема. В нашем регионе мало солнечного света, что провоцирует дефицит витамина Д практически у всех детей, что приводит к рахиту. В Сибири у большинства детей, не принимающих витамин Д, присутствуют в той или иной степени проявления рахита.
При наличии показаний врач может назначить физиолечение: магнитотерапию, электрофорез, аппликации с полиминеральными грязевыми салфетками. Это эффективные методики, проверенные временем.
— Врачи говорят, что ребенка нельзя сажать до того, как он сядет сам, ставить, стимулировать на раннее стояние, хождение. С чем это связано?
— Это связано с тем, что у маленького ребенка опорно-двигательная система еще незрелая, и она, и центральная нервная система не готовы к активным осевым нагрузкам. Если мы начинаем ребенка активно вертикализировать, стимулировать его на то, чтобы он сидел, стоял, это может привести к деформации позвоночника, нарушению формирования суставов. На старте они должны развиваться без осевых нагрузок, так заложено природой. Системы, и, в первую очередь, – центральная нервная система, должны созреть, чтобы сигнал от мозга от, так сказать, «центрального компьютера» на периферию доходил неискаженным и ответ, от периферии к центру, тоже был адекватным. Не надо торопиться. Когда эти структуры будут готовы, ребенок сам и сядет, и поползет, и встанет.
— Какие существуют возрастные нормы, когда ребенок садится, встает?
— Определенные нормы, действительно, есть, но не надо слишком акцентировать на них свое внимание. Каждый ребенок развивается по своей индивидуальной программе, не надо подгонять всех под один стандарт. Чтобы оценить его развитие, нужно учитывать множество разных обстоятельств, начиная от особенностей течения беременности и рождения ребенка. Сроки и нормы нужны, я думаю, больше врачам, чтобы адекватно оценить, правильно ли развивается ребенок или нет, и, если есть задержка, вовремя это увидеть и помочь малышу.
Садиться дети начинают примерно в полгода, ползать – в 7-8 месяцев. Классическое развитие: ребенок сначала сел, потом пополз, потом начинает вставать, передвигаться с опорой. Потом, когда почувствовал, что готов, отрывается от опоры и делает первые самостоятельные шаги. Это происходит тогда, когда созрел опорно-двигательный аппарат, адаптировались центральная нервная система, вестибулярный аппарат. И все эти системы научились корректно работать вместе.
Некоторые дети начинают ползать раньше, чем садиться, кто-то – встанет раньше, чем поползет. Бывает, что вообще не ползает ребенок, а сразу встал и пошел. Все это особенности индивидуального развития.
— Чем плохи такие приспособления, как ходунки, позволяющие ребенку «пойти» намного раньше, развлекающие его?
— Ходунки сбивают «программу» правильного взаимодействия между центральной нервной системы, вестибулярным аппаратом и опорно-двигательным аппаратом. В ходунках ребенок занимает неестественное положение, он же не делает в них полноценный шаг, а просто висит, отталкивается носочками и передвигается в пространстве. Его мозг и мышцы запоминают эту некорректную программу вертикального положения и передвижения, и впоследствии, когда ребенок пытается начать ходить уже без ходунков, у него срабатывают эти некорректные установки, включаются не те группы мышц, которые должны его удерживать в вертикальном положении, и ребенок падает. После ходунков ребенку очень сложно удерживать равновесие самостоятельно, впоследствии достаточно трудно это скорректировать.
— Еще одна проблема, связанная с тем, что ребенка начали ставить до того, как он был готов, — плоскостопие. Верно?
— Плоскостопие бывает врожденным и функциональным (приобретенным).
Если ребенка ставят слишком рано, у него может развиться неправильная установка стопы. И нередко в результате врачи ставят диагноз плоско-вальгусной деформации стоп. Эта плоско-вальгусная установка стоп обычно не патологическая. На осмотре доктор определяет, подвижная или ригидная (малоподвижная) стопа, и, если стопа подвижная, легко выводится в положение коррекции, тогда мы не говорим о деформации, это просто неправильная установка, которая корректируется лечебной гимнастикой, правильным распределением нагрузок.
Все эти установки, на которые жалуются мамы: загребание носками, кажущееся искривление конечностей, — это следствие перехода ребенка из горизонтального положения в вертикальное и приспособления его к прямохождению. Во время внутриутробного периода развития плод плотно «упакован» внутри матки: руки прижаты к телу, а ноги сложены довольно неестественным для человека образом – стопы повернуты внутрь, кости голени и бедра тоже скручены внутрь, а бедра в тазобедренных суставах, наоборот, максимально разворачиваются наружу. Когда малыш только учится стоять, неправильное положение стоп незаметно, поскольку, разворот его ножек в тазобедренных суставах и скручивание костей бедер и голеней произошло в противоположных направлениях – то есть они скомпенсировали друг друга, и стопы встают как бы прямо. Потом начинает изменяться соотношение в тазобедренном суставе – головка бедра центрируется, и это происходит немного быстрее, чем изменение ротации костей голеней. И в этот период родители замечают «косолапость» и начинают переживать. Но на самом деле, в большинстве случаев, это абсолютно нормальный этап развития, и паниковать, что ребенок как-то ходит неровно, не так ногу ставит, не нужно. Природа умна, она предусмотрела весь механизм развития нижних конечностей, и вмешиваться в этот процесс не стоит. Разумеется, если вас это беспокоит, то имеет смысл обратиться к врачу, чтобы он определил, эти изменения физиологичные или патологические. Если патология – лечим, если физиология – лечить не нужно.
Для профилактики неправильной установки стопы необходима пассивная лечебная гимнастика, выбор правильного ортопедического режима.
Маленький ребенок еще не может активно выполнять прямые пожелания родителей и заниматься гимнастикой сам, поэтому на этом этапе рекомендуется пассивное воздействие: хождение босиком по неровным поверхностям, по траве, по песку, по камешкам (разумеется, следим, чтобы ребенок не травмировался, чтобы поверхности были безопасные). По мере взросления ребенка (примерно после трех лет) переходим к активным занятиям лечебной физкультурой в игровой форме. Например, умываться бежим на пяточках, завтракать – на носочках, в спальню идем, как пингвинчик, мультики смотреть, как мишка. Старайтесь, чтобы ребенку было интересно этим заниматься, и тогда он привыкнет и с удовольствием будет выполнять упражнения сам.
Важен для правильной установки стопы и подбор обуви. Обувь должна быть легкая, с эластичной подошвой, супинатором — выложенным сводом. Если свод на подошве выложен, никаких дополнительных стелек не надо (если врач не прописал). Высота башмачка – до лодыжки (высокие берцы покупать не надо), чтобы голеностоп свободно работал, и могли правильно развиваться короткие мышцы голени – те самые, которые удерживают поперечный и продольный свод стопы.
Для ребенка, начинающего ходить, оптимально, чтобы в обуви были закрытые пяточка и носок – так защищаются пальцы ног от возможных травм, если ребенок запнется.
— Настоящее плоскостопие лечится иначе?
— Да, «настоящее» плоскостопие гимнастикой не вылечить. Если это врожденное плоскостопие, то оно лечится довольно сложно и многоэтапно. Существует множество хирургических методик, которые врач подбирает в зависимости от тяжести случая и его особенностей. Лечение начинается с этапных гипсовых повязок. Есть малоинвазивные оперативные пособия на сухожильно-связочном аппарате с последующим использованием специальных приспособлений – брейсов. Также есть различные оперативные пособия, связанные с вмешательством на суставах стопы, направленные на коррекцию соотношения костей стопы и устранением плоско-вальгусной деформации.
— Почему надо лечить плоскостопие и косолапость?
— Потому что эти нарушения ведут за собой деформацию всего скелета. Снизу вверх, как снежный ком, идут нарушения. Неправильная опора приводит к неправильной установке бедра, изменяется положение таза, страдают коленные суставы, получающие измененную нагрузку. Чтобы выровнять нагрузку на коленный сустав начинает ротироваться бедро, пытаясь вывести какое-то опорное положение. Бедро развернулось, начало вывихиваться из тазобедренного сустава. Чтобы ему не дать вывихнуться, наклонился таз. Наклонился таз – изменился угол наклона позвоночника. Соответственно, изогнулся позвоночник, чтобы голову оставить ровно. В результате: грубые нарушения походки и всего опорно-двигательного аппарата, сколиотические деформации со стороны позвоночника. Угрозы жизни эти состояния не представляют, но качество жизни у человека с ортопедическими проблемами очень сильно страдает.
— Еще один очень частый диагноз, который ставят новорожденным детям, — кривошея. Насколько это серьезная патология?
— Многим детям ставят диагноз «нейрогенная функциональная кривошея», часто ставят подвывих первого шейного позвонка (С1). Чаще всего, это функциональное нарушение, которое проходит самостоятельно при минимальном нашем вмешательстве, и оно не несет никакой угрозы здоровью ребенку.
Дети с функциональной кривошеей наблюдаются совместно неврологом и ортопедом, обычно корригирующей укладки, ортопедической подушки и мягкого фиксирующего воротничка бывает достаточно для того, чтобы эта ситуация разрешилась без всяких осложнений.
Функциональную кривошею важно отделить от врожденной мышечной кривошеи. При подозрении на последнюю в два месяца проводится УЗИ кивательных мышц шеи, что позволяет нам с большой дозой вероятности поставить правильный диагноз. Если при ультразвуковом исследовании выявлены какие-либо изменения в кивательной мышце, то мы начинаем проводить комплексное лечение, направленное на устранение кривошеи и восстановление функциональной способности кивательной мышцы. В лечение входит фиксация головы ортопедическим воротником, назначается курсами физиолечение, направленное на улучшение питания мышц и на восстановление их структуры. При безуспешном консервативном лечении, если деформация нарастает, то после года проводится оперативное лечение врожденной мышечной кривошеи.
При любых сомнениях, вопросах, волнениях, не бойтесь обращаться к врачу. Детский ортопед, невролог, педиатр – это специалисты, которые всегда готовы ответить на ваши вопросы и помочь вашему малышу расти здоровым.
Дополнительно
Подвывих в локтевом суставе
Очень частая травма у детей — подвывих головки лучевой кости в локтевом суставе. В локтевом суставе соединяются три кости: плечевая, локтевая и лучевая. Чтобы удерживать эти кости, существуют связки. У маленьких детей связки очень эластичные, рыхлые и легко могут соскользнуть по кости. С возрастом связки укрепляются, и подвивих уже не происходит так легко.
Эта травма случается, когда ребенка резко потянули за руку: папа покрутил, просто резко подняли ребенка за запястья (ребенка надо поднимать, поддерживая за подмышки) или даже бывает, что ведет родитель ребенка за руку, малыш поскользнулся, повис на руке – и происходит подвывих.
В момент травмы можно услышать, как щелкнул сустав. Обычно при травме ребенок испытывает кратковременную резкую боль, которая почти сразу проходит. Главным признаком травмы является то, что ребенок перестает сгибать руку в локте – дети держат травмированную руку полностью разогнутой.
Как можно быстрее после травмы ребенка надо показать врачу-травматологу, который вправит подвывих, вернет связку на место.
Когда надо обращаться к травматологу?
Дети часто падают, ударяются, травмируются тем или иным способом. Как определить, когда можно обойтись пластырем и йодом, а когда надо ехать в травмпункт?
Вообще – при любом сомнении лучше перестраховаться и показаться врачу. Травмы у детей – это такой вопрос, когда лучше, как говорится, перебдеть, чем недобдеть. Не надо стесняться, бояться, что вы отвлекаете врачей Скорой помощи или врачей травмпункта по пустякам. Здоровье вашего ребенка – это самое важное!
Осторожно: батут!
Батут – очень популярное у современных детей развлечение. К сожалению, это веселье может привести к серьезным проблемам. Самые частые травмы, которые дети и подростки получают на батутах — компрессионный перелом позвоночника. В последнее время случаев компрессионного перелома позвоночников стало очень много, в том числе — и у тех, кто профессионально занимается батутным спортом.
Безопасного способа нахождения на батутах нет. Ребенок, даже не упав, может сломать позвоночник, так как во время прыжков позвоночник получает очень большие осевые нагрузки. Особенно, конечно, это опасно для детей со слабым мышечным корсетом.