до какого времени длится намаз иша
В какое время совершают ночной намаз (Иша)
«Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Ночной намаз входит в пять обязательных намазов, которые правоверный мусульманин выполняет ежедневно. «Аллах всемогущий сделал обязательным пять молитв. И тот, кто тщательно совершал омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, то имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделал этого, не имеет обещание от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд).
Время намаза Иша
Мусульмане, имеющие намерение читать становиться на намаз, задаются вопросом, во сколько начинается ночной намаз. Время его начинается, когда наступает кромешная тьма и длится до Фаджр намаза. Джибриль (мир ему), обучая времени намаза Расулюллаха (мир ему и благословение), говорил: «Совершай ночную (иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». (ан-Насаи). Выполнять Иша незамедлительно по завершении Магриб недопустимо. А при наступлении срока Иша намаза ни в коем случае нельзя читать вечернюю молитву.
До какого времени длится ночная молитва
В послании Абу Мусе аль-Ашари почтенным Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен ими Аллах) было сказано: « Совершай молитву Иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!».
Мнение приверженцев Абу Ханифы: «Иша намаз совершайте в конце первой трети ночи. Чтение во второй трети является «мубах» (дозволенным). Третья часть ночи – «макрух тахрим (строго порицаемо)». Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Если бы это не было обременительным для для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы Иша до первой трети ночи или до середины ночи». (ат-Тирмизи).
Что делать, если невозможно определить время намаза?
Во всех регионах свое время совершения намаза. Однако где-то ночь бывает всего два часа, а где-то все двадцать два часа. В Мурманске, Норильске, Воркуте и других городах, расположенных за полярным кругом, растягивается на шесть месяцев. Мусульмане, проживающие в данных населенных пунктах, испытывают затруднение в определении времени Иша намаза. Кто-то из алимов рекомендует в таких случаях ориентироваться по мекканскому времени. Другие советуют брать за основу города и страны, расположенные в непосредственной близости. Наиболее верным будет такое решение. «И выстаивайте молитву, и давайте очищение, и кланяйтесь с поклоняющимися… Обратитесь за помощью к терпению и молитве: ведь она великая тягота, если только не для смиренных, которые думают, что встретят своего Господа и что они к Нему вернутся». (Священный Коран, сура аль-Бакара.).
Коллективный намаз мусульманок: может ли одна из них быть имамом?
Выполнения намаза, особенно обязательного, джамаатом является очень желательным делом, за которое вознаграждение будет во много раз больше чем за индивидуальный намаз. Как известно чтобы.
Когда можно, а когда нельзя читать намаз
Намаз предписан человеку в определенное время. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Время полуденной молитвы начинается с того момента, как солнце прошло.
Мусульманские праздники и памятные дни 2021
Мусульманские праздники и знаменательные памятные даты в нынешнем 2021 году по миляди (1442 –1443 года по Хиджре) выпадают на следующие даты: 13 февраля (1 раджаба).
Когда заканчивается время ночной молитвы — Иша
Эта небольшая работа составлена по просьбе некоторых братьев относительно вопроса последнего времени молитвы аль-‘иша. В ней мы постараемся привести основные доводы ученых в этом вопросе, с упоминанием указания этих аргументов на их мнения.
В этой работе не будут упомянуты подробности и тонкости связанные с аргументацией ученых в данном вопросе, и в последствие, если в этом будет нужда, будут более подробно разъяснены эти моменты. Затем будет сделан вывод относительно более правильного мнения во взгляде составителя этой работы, однако это не означает, конечно, неправильность других мнений, оно лишь выражает точку зрения составителя. Затем каждый ознакомившийся с аргументами сторон, которые будут приведены, и сможет по воле Аллаха выбрать то мнение, которое он посчитает ближе к истине.
Затем эти ученые разошлись в отношении дозволенности оттягивание молитвы аль-‘иша до третей части ночи или до ее половины.
Запрещено ли это без явной причины, разрешено или нежелательно?
Другая группа ученых как Ибн Хазм, а также из современных ученых шейх ‘Усаймин и шейх аль-Альбани, считают что время аль-‘иша выходит при наступлении полуночи, и если человек намеренно оттянул молитву, то ему следует покаяться и не восполнять оставленную молитву. См. аль-Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72. Асамарту аль-Мустатаб 1/69.
Однако как видится составителю работы, аргументация джумхуром этим хадисом достаточно сильна, так как если бы времена молитв не были бы связаны, то сам текст хадиса терял бы свое внешнее указание, так как в нем: «. до тех пор, пока не войдет время другой молитвы».
Это ясно, внешне указывает на то, что времена молитв связаны. Затем фаджр вышел из этого обобщенного текста по ‘иджма и все остальные молитвы остались под общим текстом этого хадиса. См. Наилюль Аутар 1/242.
Мнение о том, что желательное время, в которое лучше или надо совершать молитву треть ночи, а затем начинается время обязательного совершения. Т.е. время для молитвы, если человек был сильно занят или женщина очистилась от месячных, или кафир принял Ислам, это мнение имама аш-Шафи’и в новом мазхабе и один из риуаятов от имама Ахмада, а также одно из мнений Абу Ханифы. См. аль-Умм 1/137. Раудату ат-Талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Мугъни 1/161-162. Бидаят-уль муджтахид 1/155.
То есть сомнение от передатчика, поэтому лучше сделать тафсир как половина для объединения этих хадисов с другими указывающими на то что последнее время аль-‘иша это полночь.
Затем ханбалитские, шафи’итские и маликитские ученые утверждают о том, что нельзя оттягивать молитву аль-‘иша от последнего времени все равно будет это треть или пол ночи, кроме как по какой то важной причине.
Ханафитские ученые говорят о том, что оттягивание за полночь просто противоположно лучшему, но можно отдалить до фаджра даже без причины.
Этот хадис указывает на дозволенность совершения молитвы до того как войдет время другой молитвы.
Также это мнение передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Кудама, Ибн Таймия, ат-Тахауи от Ибн ‘Аббаса, и Абу Хурайры, хоть и в иснадах существует некоторая слабость, однако здесь все это не будет разбираться. См. Аль-Аусат 3/281. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуат-уль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма’ани аль-Асар 1/264-269.
АбдуЛлах Абу АбдурРахман для сайта «Гураба»
Времена намазов – игра света и тени
Умеете ли вы определять время совершения намаза?
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
حافظوا على الصّلوات
Смысл: «Строго постоянствуйте в выполнении пяти обязательных намазов» (сура «Аль-Бакара», аят 238).
А в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Есть пять намазов, которые Аллах повелел выполнять Своим рабам. Кто выполняет их как следует, должным образом, тому Аллах обещал Рай. А кто не выполнял свои обязанности, тот в опасности. Аллах по Своему желанию накажет его или дарует ему прощение».
Пять обязательных намазов
1. Утренний намаз («ас-субх»).
2. Полуденный намаз («аз-зухр»).
3. Послеполуденный намаз («аль-‘аср»).
4. Вечерний намаз («аль-магриб»).
5. Ночной намаз («аль-‘иша»).
Каждый совершеннолетний и умственно полноценный мусульманин (мукалляф), кроме женщины, находящейся в периоде менструации или послеродового очищения, должен выполнять пять намазов в сутки.
Первой молитвой, совершённой Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва. Имам Табарани передал в книге «Авсат» от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) и Абу Саида (да будет доволен им Аллах): «Первой обязательной молитвой, возложенной Господом на Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), является обеденная молитва».
С той поры проходит уже около полутора тысяч лет, и сложно даже угадать, какое количество молитв было совершено на этой земле мусульманами.
Одним из условий обязательной пятикратной молитвы (намаза) является совершение каждого из пяти намазов в определённый для него промежуток времени. Поэтому обязательную молитву нужно выполнять только после того, как наступит время соответствующего намаза. Следовательно, необходимо знать, как определить начало и окончание времени молитвы.
Современные мусульмане привыкли, что азан провозглашают с минаретов мечетей, время молитвы можно узнать в интернете или в календарях с расписанием молитв. Но при этом в разных расписаниях время намазов часто различается, то же самое и в интернете. Это создаёт определённое неудобство, плюс к этому верующие в большинстве своём даже не имеют представления о том, как определяется время каждой из молитв. Что делать мусульманину, окажись он в каком-нибудь месте, где нет мечетей, нет интернета и календаря с расписанием молитв?
Поэтому мусульмане должны знать, когда наступает пора каждой молитвы, и при необходимости самим определить нужный час, чтобы своевременно помолиться.
Любимец Аллаха – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал о пятикратной молитве «В намазе – свет моих очей».
Он же сказал: «Лучшее из деяний – это вовремя совершённый намаз» (Джамиуль-ахадис, № 3957).
أفضل الأعمال الصلاة لوقتها
Преждевременно выполненный намаз (даже за мгновение до наступления его времени) является недействительным. А если человек не совершил намаз в течение времени, определённого для него, не имея на то уважительной с религиозной точки зрения причины, то он впадает в большой грех и ему необходимо возместить этот намаз.
Аллах дал знать Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) через ангела Джабраила (мир ему), как определить время для каждого из намазов.
При определении времён молитв очень важную роль играет солнце, а также такое пространственно-оптическое явление, как тень.
В исламских книгах, где пишется о временах намазов, первым указывается время обеденной молитвы.
Полуденный намаз («аз-зухр»)
По мнению имама Ан-Навави, обеденную молитву назвали «аз-зухр», потому что время её наступает в середине дня.
Начало. Время полуденного намаза начинается с момента отклонения солнца от зенита в сторону запада, и отклонение должно быть не просто предположительным, а фактическим. А определить наступление времени намаза можно по тени какого-нибудь предмета. Во время зенита тень предмета бывает самой короткой, и с момента отклонения от точки самой короткой тени в сторону увеличения начинается время обеденной молитвы.
Конец. Время обеденной молитвы длится до тех пор, пока длина тени определённого предмета не станет равной его высоте, плюс тень, которая была во время зенита.
В дни весеннего и осеннего равноденствия, т. е. 2 раза в год, солнце на экваторе находится в зените, прямо над головой, и предметы не отбрасывают тени.
Время, отведённое для совершения обеденного намаза, делится на две части. Первое – наилучшее и самое ценное время для молитвы – это первый начальный период. Как пишется в книге «Мукадиматуль хадрамия», этот промежуток времени длится примерно 35 минут. А второе – допустимое для молитвы время, которое длится до начала времени следующей молитвы.
Послеполуденный намаз («аль-‘аср»)
Его именуют так, потому что это время, завершающееся заходом солнца.
Начало. Время послеполуденного намаза начинается сразу же после того, как заканчивается время полуденного намаза. То есть когда тень предмета, равная его высоте, и плюс тень, которая была во время зенита, начинают движение в сторону дальнейшего увеличения.
Конец. Заканчивается с полным заходом солнца, когда солнечный диск полностью исчезнет за западным горизонтом.
Время послеполуденного намаза в книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» делится на пять частей. Первое, как и для всех молитв, наиценнейшее время – первые полчаса в самом начале. Второе – время, в котором ещё есть выбор для беспрепятственного и полноценного совершения молитвы, – до того момента, пока тень предмета не станет больше него в два раза. Третье допустимое время – до захода солнца, совершение намаза в котором считается исполненным. Четвёртое допустимое, в котором ещё нет нежелательности, – с момента, когда тень стала в два раза длиннее предмета, до того, пока не появится на горизонте отсвет жёлтого цвета. И четвёртое – близкое к заходу солнца, которого недостаточно для своевременного совершения молитвы. Откладывать намаз до этого времени является запретным.
Вечерний намаз («аль-магриб»)
Его назвали так, поскольку его время начинается с заката солнца.
Время вечерней молитвы начинается после полного захода солнца и продолжается до тех пор, пока не исчезнет зарево, т. е. красная полоса заката на западном горизонте.
В книге «Шарх ибн касим аль-Газийи аля матни аби шуджа» сказано: по новому слову (джадид) имама Аш-Шафии, время вечернего намаза – это время, которое необходимо человеку для провозглашения азана, совершения омовения или таяммума, одевания, как положено для намаза, чтения икамата и совершения пяти ракаатов. По истечении временного отрезка, примерно необходимого для совершения всех этих действий, заканчивается время для совершения вечерней молитвы. А по старому слову (кадим) имама Аш-Шафии, время вечерней молитвы заканчивается с исчезновением зарева, которое и знаменует начало ночного намаза. Следование второму слову имама Аш-Шафии (кадим) выбрал и имам Ан-Навави.
Из этого нам следует понимать, что вечернюю молитву нужно совершать без отлагательств – сразу же после наступления её времени.
Время вечерней молитвы делится на две части: первая – это начальный промежуток времени, в котором лучше всего совершить молитву, а далее уже наступает время, на которое нежелательно оставлять совершение намаза.
Ночной намаз («аль-‘иша»)
Его назвали так потому, что связано это время с ночной тьмой.
Начало. Время ночного намаза начинается после исчезновения зарева, т. е. после исчезновения красной полосы заката на западном горизонте.
Конец. Время этого намаза заканчивается с появлением истинного рассвета, при котором отсвет в небе равномерно расстилается по горизонту.
Время ночной молитвы в некоторых книгах делится на три части: самое ценное время для совершения намаза – это сразу после наступления его времени; первая треть ночи – время, в котором ещё есть возможность для полноценного совершения намаза; до момента появления истинного рассвета – это время, в котором обязанность совершения намаза считается исполненной.
По мнению имама Аль-Газали, откладывание молитвы на промежуток времени, попадающий между «ложным» и «истинным» рассветом, является нежелательным (карахатом).
«Ложный» рассвет, или «зодиакальный свет»
В книгах по исламскому праву, в тех разделах, где говорится о временах молитв, встречаем такие понятия, как «ложный» и «истинный» рассветы.
«Ложный» рассвет, или по-научному «зодиакальный свет», – это астрономическое явление, которое появляется в виде конусовидной вертикальной полосы света. Он выступает с горизонта, и его свет идёт вверх по небу. В определённые времена года при благоприятных погодных условиях зодиакальный свет можно увидеть невооружённым глазом.
После «ложного» рассвета вновь наступает мрак. А потом через некоторое время наступает «истинный» рассвет, при этом свет равномерно расстилается по горизонту. Это знаменует конец времени ночной молитвы и начало утренней.
Утренний намаз («ас-субх»)
Он назван так, потому что связан с началом дня.
Время утреннего намаза начинается с истинного рассвета, сразу же после того, как появится белая горизонтальная полоса на восточном горизонте. Время утреннего намаза продолжается до восхода солнца, т. е. до тех пор, пока солнечный диск не покажется на восточном горизонте.
Время утренней молитвы в книге «Мукадиматуль хадрамия» делится на четыре части.
Первое – это начало времени молитвы, самое ценное для совершения намаза.
Второе – когда немного рассветёт и можно будет отличить предметы, находящиеся рядом. Это время, в котором ещё можно совершать молитву без потери вознаграждения за неё. Третье, допустимое время – до появления отсвета красного цвета на горизонте. Далее идёт время, до которого нежелательно откладывать совершение молитвы. Молитва, совершённая до восхода, считается исполненной. Но является запретным откладывать молитву до момента, близкого к восходу, которого недостаточно для её исполнения и после которого молитва не будет уже считаться совершённой своевременно.
Молитва за полярным кругом
Всевышний Аллах создал нашу планету Земля очень красивой и удивительной. На земном шаре есть и такие территории, где нет разделения между днём и ночью, то есть наблюдаются такие явления, как полярный день – когда солнце не заходит за горизонт дольше 24 часов, – и полярная ночь – такой период, когда солнце более 24 часов не появляется из-за горизонта.
Во время полярного дня на протяжении каждых суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. Самый короткий полярный день равен почти двум суткам, самый же долгий наблюдается на полюсах – более шести месяцев.
На одной и той же широте относительно экватора основные характеристики полярной ночи аналогичны в Северном и в Южном полушариях. Самая короткая полярная ночь длится почти двое суток, самая длинная – на Южном полюсе – чуть менее шести месяцев.
И возникает вопрос: как же совершать молитву в таких условиях и определять время намазов?
Ответ простой: обязательный пятикратный намаз совершается там согласно расписанию ближайшего населённого пункта, где смена дня и ночи происходит в обычном режиме. Вот в этом специфика длительной ночи и нескончаемого дня.
Молитва в космосе
Справедливо будет спросить: а как определить время намазов в космосе? Как молиться космонавтам-мусульманам?
По мнению современных исламских учёных, в космосе, где нет понятий «день» или «ночь», время для молитвы необходимо привязать не к восходу и закату солнца, а к 24-часовому ритму жизни. При этом часовой пояс для отсчёта будет определяться относительно региона, откуда осуществляется запуск космического корабля.
Как мы видим, молитву нельзя пропускать и откладывать даже в космосе.
Чем больше мы откладываем выполнение намаза, тем меньшее вознаграждение мы получаем за него. Поэтому необходимо спешить с совершением обязательного намаза при наступлении его времени.
До какого времени длится намаз иша
Время для заключительной обязательной молитвы наступает с появлением темноты на ночном небе и заканчивается со вступлением в силу времени утреннего намаза.
Нафи‘ ибн Джубейр (рахматуллахи ‘алейхи) рассказывает, что ‘Умар (радиаллаху ‘анху) написал: وصل العشاء اى الليل شئت ولتغفلها (شرح معانى الثار ج ١ ص ٧٨) «Читай ‘иша в любой части ночи, в какой пожелаешь, и не пренебрегай им». («Шарх Ма‘ани аль-асар» т.1, стр. 78).
Убейд ибн Джарих (радиаллаху ‘анху) спросил у Абу Хурейры (радиаллаху ‘анху): ما افراط صلو,ة العشاء. «Какое последнее время ‘иша намаза?». Он ответил: طلوع الفجر (شرح معانى الثار ج ١ ص ٧٨) «Наступление рассвета». («Шарх Ма‘ани аль-асар» т.1, стр. 78).
Лучше всего для верующего будет ночная молитва, отложенная до полночи или до первой трети ночи. Однако, если позднее время намаза станет препятствием для присутствия большего числа джамаата, стоит пренебречь этим желательным условием.
عن ا بى هريرة قال قال ر سول ال لول ان ا شق على ام تى لمرت هم ان يؤخروا العشاال,ى ثلث الليل اونصفه (ترمذى ج ١ ص ۲۳ ، ابن ماجه ص ۵٠)
Абу Хурайра (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху ‘алейхи уа саллям) сказал: «Если бы это не было тягостным для моей общины, я бы обязательно приказал им откладывать ‘иша намаз до половины или до первой трети ночи». (Тирмизи т.1, стр.23, Ибн Маджа стр.50).
Каковы временные границы обязательных молитв?
Основной и самый достоверный хадис по данной теме
Ангел Джабраил (Гавриил) пришел (однажды) к Пророку, мир ему и благословение, и воскликнул: “Встань же и соверши молитву!” Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершил ее, когда солнце миновало зенит. Затем ангел пришел к нему в послеполуденное время и вновь воззвал: “Встань и соверши молитву!” Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, совершил очередную молитву, когда тень предмета стала равна ему. Потом Джабраил (Гавриил) явился вечером, повторив свой призыв к молитве. Пророк совершил молитву сразу после захода солнца. Ангел пришел и поздним вечером, в очередной раз побуждая: “Встань и соверши молитву!” Пророк совершил ее, как только исчезла вечерняя заря. Затем ангел Божий пришел с тем же напоминанием на заре, и Пророк помолился с появлением рассвета. Произошло это в день после исторически важной и примечательной ночи Вознесения (аль-Ми‘радж).
На следующий день в полуденное время ангел Джабраил (Гавриил) опять пришел, и Пророк, мир ему и благословение, помолился, когда тень предмета стала равна ему. Затем он явился в послеполуденное время, и Пророк Мухаммад помолился, когда тень предмета была в две его длины. Вечером ангел пришел в то же самое время, как и днем ранее. Ангел явился и по истечении половины (или первой трети) ночи и совершил ночную молитву. В заключительный раз он пришел на рассвете, когда уже значительно рассвело (незадолго до восхода солнца), побудив Пророка совершить утреннюю молитву. После чего ангел Джабраил (Гавриил) сказал: “Между этими двумя (временными границами) – время [совершения обязательных молитв]”
Во всех этих молитвах-намазах имамом для Пророка Мухаммада, мир ему и благословение, был ангел Джабраил (Гавриил), приходивший для того, чтобы научить Пророка молитвам. Первая полуденная молитва и все последующие были совершены после ночи Вознесения (аль-Ми‘радж), во время которой и стало обязательным по воле Творца совершение пяти ежедневных молитв. В богословских трудах и сводах, где приводится данный хадис, подчеркивается, что, наряду с другими достоверными повествованиями, он имеет самую высокую степень достоверности. Таковым было мнение и имама аль-Бухари.
Временные границы молитв
Предпочтительнее всего совершение пяти обязательных молитв в начале временного промежутка каждой из них. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Наилучшим из дел является выполнение молитвы (намаза) в начале времени ее”. Однако важно знать, что молитва считается своевременно выполненной до самых последних минут ее временного промежутка.
1. Утренняя молитва (Фаджр) – от момента появления рассвета до начала восхода солнца
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Следует различать две разновидности рассвета: рассвет истинный, запрещающий принятие пищи [во время поста] и разрешающий совершение молитвы [с которым наступает время утренней молитвы]; и рассвет ложный, во время которого разрешен прием пищи [в дни поста] и запрещена утренняя молитва [ибо время молитвы еще не настало]”.
В этих словах Пророка, мир ему и благословение, речь идет о природных явлениях, связанных с таинством смены дня и ночи – “истинном” и “ложном” рассветах. “Ложный” рассвет, появляющийся в виде вертикальной полосы света, устремленной вверх по небу, но за которым вновь следует мрак, наступает незадолго до настоящего рассвета, когда утреннее зарево равномерно расстилается по горизонту. Правильное определение времени рассвета чрезвычайно важно для соблюдения установленных шариатом поста, утренней и ночной молитв.
Окончание времени молитвы наступает с началом восхода солнца. В достоверном хадисе сказано: “Время [выполнения] утренней молитвы (Фаджр) продолжается до того, пока не взойдет солнце”. С восходом солнца время своевременного выполнения утренней молитвы завершается, и если она была пропущена, ее необходимо возместить. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: “Кто успеет совершить один ракаат утренней молитвы до начала восхода солнца, тот настиг ее”.
Богословы утверждают: этот и другие достоверные хадисы по данной теме свидетельствуют о том, что, если человек успеет совершить один ракяат со всеми его составляющими, включая земной поклон, он завершает молитву в обычном порядке, несмотря на наступление восхода или захода солнца. Из контекста хадисов следует – в этом случае намаз засчитывается как выполненный вовремя. Такого мнения придерживаются все мусульманские ученые, так как текст хадиса ясен и достоверен. Однако такой подробный анализ данного вопроса вовсе не свидетельствует о дозволенности оставлять молитву на столь позднее время. Крайне нежелательно оставлять утреннюю молитву на конец временного промежутка, совершая непосредственно перед восходом солнца.
2. Полуденная молитва (Зухр) – с момента, когда солнце минует зенит, и до того, как тень предмета станет длиннее его самого
Полуденную молитву можно совершать как только солнце минует зенит, точку самого высокого для данной местности своего расположения на небе. Окончание времени молитвы наступает, как только тень предмета станет длиннее его самого. Необходимо учесть, что тень, которая была в момент нахождения солнца в зените, не принимается в расчет.
3. Послеполуденная молитва (‘Аср) – с момента, когда тень предмета станет длиннее его самого, и до заката
С завершением временного промежутка полуденной молитвы (Зухр) наступает время послеполуденной молитвы (‘Аср). Окончание времени молитвы наступает с заходом солнца. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Кто успеет совершить один ракаат послеполуденной молитвы до начала захода солнца, тот настиг послеполуденную молитву”.
Желательно совершить послеполуденную молитву до того, как солнце “начнет желтеть” и терять свою яркость. Оставлять данную молитву напоследок, когда солнце близится к горизонту и уже краснеет, крайне нежелательно. Посланник Всевышнего, мир ему и благословение, о послеполуденной молитве, оставленной на самый конец ее времени, сказал: “Это – молитва лицемера [в тех случаях, когда нет весомых причин для столь значительной задержки]. Он сидит и ждет, пока солнце опустится меж рогами Сатаны. После чего он встает и начинает ускоренно совершать четыре ракаата, не упоминая Господа, кроме как незначительно”.
4. Вечерняя молитва (Магриб) – сразу после захода солнца и до исчезновения вечерней зари
Временной промежуток данной молитвы, по сравнению с другими, наиболее короткий, поэтому следует быть особенно внимательным к своевременности ее выполнения. Хадис, повествующий подробно о приходе ангела Джабраила (Гавриила) на протяжении двух дней, дает возможность ясно понять, что желательно совершать намаз магриб в начале его временного промежутка.
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, говорил: “Не покинет моих последователей благо и благополучие до тех пор, пока не начнут они оставлять вечернюю молитву до момента появления звезд”.
5. Ночная молитва (‘Иша’) – после исчезновения вечерней зари (по окончании времени вечерней молитвы) и до начала рассвета (до начала утренней молитвы)
Желательно совершить данную молитву в первую треть или половину ночи. В одном из хадисов упоминается: “Совершайте ее (молитву ‘Иша’) в промежутке между исчезновением зарева и истечением трети ночи”. Было несколько случаев, когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, совершал пятую молитву со значительной задержкой.
“Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, порой совершал пятую молитву в начале ее времени, а иногда – откладывал. Если он видел, что люди уже собрались на молитву, то совершал ее сразу. Когда же люди задерживались, он откладывал ее на более позднее время” (аль-Бухари, Муслим).
Имам ан-Навави говорил: “Все упоминания об откладывании пятой молитвы подразумевают только первую треть или половину ночи. Никто из ученых не указывал на желательность оставления пятой обязательной молитвы на более позднее время, чем половина ночи”.
В мечетях имамы должны все делать по расписанию, с некоторым возможным ожиданием опаздывающих. Что же касается частных ситуаций, то верующий поступает в соответствии с обстоятельствами и с учетом приведенных выше хадисов и пояснений.