до какого времени можно читать иша намаз
В какое время совершают ночной намаз (Иша)
«Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз» (ат-Тирмизи). Ночной намаз входит в пять обязательных намазов, которые правоверный мусульманин выполняет ежедневно. «Аллах всемогущий сделал обязательным пять молитв. И тот, кто тщательно совершал омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, то имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделал этого, не имеет обещание от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!» (Абу Дауд).
Время намаза Иша
Мусульмане, имеющие намерение читать становиться на намаз, задаются вопросом, во сколько начинается ночной намаз. Время его начинается, когда наступает кромешная тьма и длится до Фаджр намаза. Джибриль (мир ему), обучая времени намаза Расулюллаха (мир ему и благословение), говорил: «Совершай ночную (иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». (ан-Насаи). Выполнять Иша незамедлительно по завершении Магриб недопустимо. А при наступлении срока Иша намаза ни в коем случае нельзя читать вечернюю молитву.
До какого времени длится ночная молитва
В послании Абу Мусе аль-Ашари почтенным Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен ими Аллах) было сказано: « Совершай молитву Иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!».
Мнение приверженцев Абу Ханифы: «Иша намаз совершайте в конце первой трети ночи. Чтение во второй трети является «мубах» (дозволенным). Третья часть ночи – «макрух тахрим (строго порицаемо)». Посланник Всевышнего (да благословит его Аллах и приветствует) изрек: «Если бы это не было обременительным для для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы Иша до первой трети ночи или до середины ночи». (ат-Тирмизи).
Что делать, если невозможно определить время намаза?
Во всех регионах свое время совершения намаза. Однако где-то ночь бывает всего два часа, а где-то все двадцать два часа. В Мурманске, Норильске, Воркуте и других городах, расположенных за полярным кругом, растягивается на шесть месяцев. Мусульмане, проживающие в данных населенных пунктах, испытывают затруднение в определении времени Иша намаза. Кто-то из алимов рекомендует в таких случаях ориентироваться по мекканскому времени. Другие советуют брать за основу города и страны, расположенные в непосредственной близости. Наиболее верным будет такое решение. «И выстаивайте молитву, и давайте очищение, и кланяйтесь с поклоняющимися… Обратитесь за помощью к терпению и молитве: ведь она великая тягота, если только не для смиренных, которые думают, что встретят своего Господа и что они к Нему вернутся». (Священный Коран, сура аль-Бакара.).
Кто заслуживает право быть имамом на молитве с джамаатом?
Так как намаз является важнейшим богоугодным делом, а совместный намаз является еще более почетным, возникает вопрос кто же может быть имамом в намазе.
Поднятие рук до и после поясного поклона: сунна или макрух?
Намаз является одним из важнейших элементов исламской веры, который имеет свои обязательные и желательные действия. Каждый мусульманин должен срамиться выполнить намаз также как.
Время вечерного намаза (Магриб)
«Первое, за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения – молитва». (ат-Табарани). Пророк (мир ему и благословение): «Когда мусульманин совершает.
Когда заканчивается время ночной молитвы — Иша
Эта небольшая работа составлена по просьбе некоторых братьев относительно вопроса последнего времени молитвы аль-‘иша. В ней мы постараемся привести основные доводы ученых в этом вопросе, с упоминанием указания этих аргументов на их мнения.
В этой работе не будут упомянуты подробности и тонкости связанные с аргументацией ученых в данном вопросе, и в последствие, если в этом будет нужда, будут более подробно разъяснены эти моменты. Затем будет сделан вывод относительно более правильного мнения во взгляде составителя этой работы, однако это не означает, конечно, неправильность других мнений, оно лишь выражает точку зрения составителя. Затем каждый ознакомившийся с аргументами сторон, которые будут приведены, и сможет по воле Аллаха выбрать то мнение, которое он посчитает ближе к истине.
Затем эти ученые разошлись в отношении дозволенности оттягивание молитвы аль-‘иша до третей части ночи или до ее половины.
Запрещено ли это без явной причины, разрешено или нежелательно?
Другая группа ученых как Ибн Хазм, а также из современных ученых шейх ‘Усаймин и шейх аль-Альбани, считают что время аль-‘иша выходит при наступлении полуночи, и если человек намеренно оттянул молитву, то ему следует покаяться и не восполнять оставленную молитву. См. аль-Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72. Асамарту аль-Мустатаб 1/69.
Однако как видится составителю работы, аргументация джумхуром этим хадисом достаточно сильна, так как если бы времена молитв не были бы связаны, то сам текст хадиса терял бы свое внешнее указание, так как в нем: «. до тех пор, пока не войдет время другой молитвы».
Это ясно, внешне указывает на то, что времена молитв связаны. Затем фаджр вышел из этого обобщенного текста по ‘иджма и все остальные молитвы остались под общим текстом этого хадиса. См. Наилюль Аутар 1/242.
Мнение о том, что желательное время, в которое лучше или надо совершать молитву треть ночи, а затем начинается время обязательного совершения. Т.е. время для молитвы, если человек был сильно занят или женщина очистилась от месячных, или кафир принял Ислам, это мнение имама аш-Шафи’и в новом мазхабе и один из риуаятов от имама Ахмада, а также одно из мнений Абу Ханифы. См. аль-Умм 1/137. Раудату ат-Талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Мугъни 1/161-162. Бидаят-уль муджтахид 1/155.
То есть сомнение от передатчика, поэтому лучше сделать тафсир как половина для объединения этих хадисов с другими указывающими на то что последнее время аль-‘иша это полночь.
Затем ханбалитские, шафи’итские и маликитские ученые утверждают о том, что нельзя оттягивать молитву аль-‘иша от последнего времени все равно будет это треть или пол ночи, кроме как по какой то важной причине.
Ханафитские ученые говорят о том, что оттягивание за полночь просто противоположно лучшему, но можно отдалить до фаджра даже без причины.
Этот хадис указывает на дозволенность совершения молитвы до того как войдет время другой молитвы.
Также это мнение передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Кудама, Ибн Таймия, ат-Тахауи от Ибн ‘Аббаса, и Абу Хурайры, хоть и в иснадах существует некоторая слабость, однако здесь все это не будет разбираться. См. Аль-Аусат 3/281. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуат-уль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма’ани аль-Асар 1/264-269.
АбдуЛлах Абу АбдурРахман для сайта «Гураба»
Ночная молитва в исламе: порядок выполнения иша-намаза (ВИДЕО)
Ночной намаз – это логическое завершение дня верующего, в ходе которого он молит Аллаха о принятии совершённых в течение суток благих деяний и просит помощи в предстоящих делах.
В Священном Коране во многих местах можно найти слова Всевышнего о необходимости выполнения людьми молитв в течение дня. Приведём лишь один аят, но весьма красноречивый:
Обязательно совершайте молитвы и не сторонитесь выплаты закята… (22:78)
Пятым по счёту обязательным намазом в течение дня является иша (на арабский манер) или ясту (как обычно говорят представители тюркских народов). Многие русскоязычные мусульмане называют эту молитву ночной.
Когда читать ночной намаз?
Согласно мнению подавляющего большинства богословов всех направлений ислама, ясту-намаз можно совершать с момента наступления темноты, то есть исчезновения вечернего света на горизонте, и до утра. Но в сборниках высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.), составленных прославленными хадисоведами аль-Бухари и ат-Тирмизи, можно найти информацию о предпочтительности совершения ночной молитвы либо в первой трети тёмного времени суток, либо до начала второй половины ночи.
Время совершения иша-намаза в городах СНГ на этот год можно посмотреть здесь
Структура молитвы иша
Формально ночной намаз состоит из четырёх ракагатов (ракаатов) фарда и двух – суннат. Также многие мусульмане практикуют чтение молитвы витр, которая находится в ранге ваджиб (обязательной, но отрицание её обязательности не приводит к выходу из ислама, однако составляет большой грех), сразу после двух ракагатов суннат. Кроме того, в ранге сунны, но не усиленной (муаккада), находятся 4 ракагата суннат перед фардом. Мы не будем подробно останавливаться на описании этих дополнительных ракагатов суннат и сразу приступим к фарду (пример которого вы можете посмотреть на видео).
Примечание: описываемые далее положения рук и ног, туловища человека представлены для мужчин. Для женщин они имеют некоторые отличия.
4 ракагата фарда ясту-намаза
Ракагат №1
Ният (намерение). Любое дело оценивается, помимо результативности и пользы, по намерению, которое вкладывал в него человек. Именно поэтому важно, чтобы непосредственно перед намазом верующий мысленно подготовился к поклонению своему Создателю. Скорее всего, именно с этим связано то, что нет какой-то одной формулы нията. Готовый к молитве и очистившийся при помощи омовения мусульманин должен в сердце иметь стойкое желание в данную минуту и в этом месте совершить религиозный обряд как мысленно, так и своим телом. Иначе повторение из раза в раз зазубренной формулы может поменять искреннее стремление к довольству Аллаха, по сути, бессмысленным автоматизмом.
То есть верующий становится по направлению к Каабе, мысленно готовится к поклонению, проговаривая на любом языке про себя: «О, Аллах, имею намерение прочитать 4 ракаата фарда молитвы иша».
Такбир-тахрим. Вслед за ниятом произносится такбир-тахрим «Аллаху Акбар» («Аллах Велик»), поднимая руки до уровня головы и дотрагиваясь большими пальцами до мочек уха (такое прикосновение характерно только для представителей ханафитского и маликитского мазхабов, в отличие от шафиитского и ханбалитского). Именно с этого момента дан старт ритуалу поклонения, и молящийся уже не может совершать посторонних движений.
Кыям (стояние). Во время кыяма взгляд верующего направлен в точку, которой предположительно коснётся его лоб в момент земного поклона. Правая рука поставлена на левую, обхватывая её большим пальцем и мизинцем. При этом руки расположены ниже пупка (у ханафитов), или выше пупка до груди (шафииты), или же вовсе опущены (маликиты). Ханбалиты сами решают, как именно будут держать руки в кыяме.
В стоячем положении верующий читает дуа «Сана»:
Субханяка Аллахумма уа бихамдикя, уа табаракасмукя, уа та’аля джаддука, уа ля Иляха гайрук
Смысловой перевод: «Хвала Всевышнему Аллаху! Твоё имя – самое великое. Никто не равен Тебе. Никто не достоин поклонения, кроме Тебя».
Такой вариант дуа «Сана» свойственен представителям ханафитского, маликитского и ханбалитского мазхабов. Шафииты используют другую версию этой мольбы-дуа:
Уаджахту ваджхия лиллязи фатарас-самавати уаль-ард, ханифям муслима, уа ма ана миналь-мушрикин, иннас-саляти уа нусуки, уа махья, уа мамаати лилЛяхи Раббиль-‘алямин, ля шарикя лях, уа би зяликя умирту уа ана минал-муслимин
Теперь молящийся проговаривает слова: «А’узу билЛяхи минашшайтанир-ражим, бисмилЛяхи-р-Рахмянир-Рахим» («Прибегаю к Всевышнему Творцу от дьявола, достойного побития камнями. Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного [даю старт делу]»). Далее нужно прочитать суру «Аль-Фатиха», вслед за которой следует дополнительная сура. Ей может быть абсолютно любая, но обычно выбор падает на какую-то короткую суру либо на три последующих друг за другом аята. В качестве примера короткого коранического стиха можем предложить «Аль-Кадр». Священные аяты читаются вслух, если человек выполняет намаз один. Если речь идёт о коллективной молитве, то имам громко произносит суры и аяты в рамках первого и второго ракаатов фардовой части.
Руку’ (или рукугъ – поясной поклон). В концовке начального кыяма произносится такбир, человек опускает руки и ладонями упирается в коленные чашечки, его тело при этом прогибается под 90 градусов (так что сбоку напоминает букву «Г»). Руки при этом опираются на коленные чашечки, взгляд направлен на стопы. В этой позе три раза следует повторить про себя слова: «Субханя Раббиал-‘Азыйм» («Пречистый [от всего плохого] наш Великий Господин»). Выход из поясного поклона производится с фразой (вслух): «Сами’аЛлаху лимян Хямидя» («Аллах слышит тех, кто Его прославляет»). После выпрямления тела руки опущены по швам. В этот момент про себя проговаривается: «Раббаня ляКаль-хамд» («О Господь! Тебе все хвалебные слова»). Далее молящийся говорит такбир и совершает земной поклон.
Суджуд (саджда или земной поклон). При переходе в положение суджуда мусульманин поначалу опускает на пол колени, а за ними уже руки и голову. Ладони должны быть поставлены на линии головы (ханафиты). Шафииты располагают их ближе к плечам. Молящемуся необходимо прикасаться к коврику для намаза или иной поверхности носом и лбом одновременно. Глаза закрывать нельзя. Ханбалиты в первую очередь опускают на пол ладони, а за ними – колени и голову.
Находясь в суджуде, трижды произносится: «Субханя Рабби аль-А’ля» («Пречистый Мой Величайший Господин»). Потом человек выходит на несколько секунд из склонённого положения, сказав такбир и расположившись сидя (эта поза по-арабски именуется как ку’уд). Молящийся садится на левую ногу, в то время как правая согнута таким образом, что пальцы ступни смотрят в сторону кыйблы. Кисти рук расположены на бёдрах. Далее вновь проговаривается такбир и наступает пора для ещё одного суджуда, в рамках которого повторяется фраза «Субханя Рабби аль-А’ля». Выход из земного поклона знаменует такбир. Так завершается первый ракаат. Мусульманин занимает стоячую позицию (кыям).
Ракагат №2
Встав в полный рост, верующий громко рецитирует суру «Фатиха» и другую суру Заключительного Божьего откровения (например, «Аз-Залзала»). Далее идут поясной и земной поклоны – так же, как в предыдущем ракаате.
Далее наступает такой элемент молитвы, как ку’уд. Арабское слово буквально переводится как «сидение». Фактически мусульманин садится так, как сидел между двумя земными поклонами. Так он приступает к чтению дуа «Ташаххуд»:
Аттахияту лилЛяхи уас-салавату уаттаиибат. Ассаляму ‘аляйка, айюханнабию, уа рахматулЛахи уабарякятух. Ассаляму ‘аляйнэ уа ‘алээ ‘ыйбадилляхи-с-салихин. Ашхаду ал-ляя-иляха илля-Ллаху, уа ашхаду ан-на Мухаммадан гябдуху уа Расулюху
Смысловой перевод: «Приветствие, молитвы и хвала Тебе, о, Аллах! Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Аллаха и Его благословение. Приношу свидетельство, что нет никого божества, кроме Всевышнего Аллаха. Приношу свидетельство, что Мухаммад – Его раб и посланник».
Обычно, когда проговаривается формула шахады («Ашхаду ал-ляя-иляха илля-Ллаху»), читающий намаз жестикулирует правым указательным пальцем – т.е. приподнимает влоть до фразы «уа ашхаду ан-на Мухаммадан гябдуху уа Расулюху». По окончании «Ташаххуда» молящийся поднимается на 3-й ракагат.
Ракагат №3
Эта часть фард-намаза совершается так же, как и первая. Отличия лишь в том, что здесь нет дуа «Сана», и дополнительных аятов Корана после «Фатихи». К слову, эта сура в третьем и последующем ракагате читается уже про себя. После неё сразу же делается рукугъ и саджда, а затем следует 4-й ракагат.
Ракагат №4
В кыяме заключительного ракагата фарда ночной молитвы читается про себя первая сура Корана, после которой молящийся сразу идёт в поясной и земной поклоны. Как и во втором ракагате, в сидячей позиции (ку‘уд) мусульманин проговаривает про себя «Ташаххуд». Потом – дуа «Салавата»:
Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммад. Кяма салята ‘аля Ибрахима уа ‘аля Али Ибрахима. Иннякя хамиидун-маджиидъ. Аллахумма барик ‘ аля Мухаммадин уа ‘аля Али Мухаммадъ. Кяма баракта ‘аля Ибрахима уа ‘аля али Ибрахима, инняка хамиидун маджиидъ
Смысловой перевод: «О Всевышний! Благослови Мухаммада и его семью, как Ты ранее благословил Ибрахима и его семью. Воистину, Ты Хвалимый. О Всевышний! Пошли благословения Мухаммаду его семье, как Ты благословил Ибрахима и его род. Поистине, Ты Хвалимый и Достойный славы».
Следующий шаг – чтение отрывка из коранической суры «Корова»:
Раббана, атиня фиддунья хасанатау уа фил ахирати хасанатау уа кыня газабаннар (2:201)
Смысловой перевод: «О Господин наш! Подарим нам в этом мире и вечности добро! Защити нас от Огня Ада и его тягот».
Всё вышеперечисленное в рамках ку’уда (сидения) мусульманин читает не громко, а про себя. Однако следующий шаг – приветствие в обе стороны (при котором взгляд направляется, соответственно, на правое и левое плечо) – он совершает, ясно проговаривая: «Ас-саляму ‘аляйкум ва рахматуллах» («Приветствие вам и милость Аллаха»). Мусульманские учёные отмечают, что в ходе такого приветствия человек обращается к ангелам, записывающим дела, а также другим правоверным из числа людей и джиннов.
В конце намаза молящийся три раза проговаривает «Астагъфируллахи» («Аллах, прости меня») и делает дуа с такими словами:
Аллахумма антас-саляму уаминкя-с-салям. Табаракта я зял-джаляли вал-икраам. Амин
Смысловой перевод: «О Всевышний Господин! Ты – вселенная, и Ты – её источник. Молим Тебя о Твоём благословении. Аминь».
Приветствие обычно произносится в фардовой части молитвы вслух, но дуа проговаривается про себя. И во время последней мольбы верующий возвышает свои ладони на уровень плеч, груди или лица. После завершения этого дуа он протирает лицо ладонями.
Итак, мы разобрали пошагово порядок совершения фарда намаза ‘иша в деталях. Переходим к следующему этапу.
2 ракагата суннат
Порядок чтения этой части ежедневной молитвы ясту, в целом, похож на тот, что был описан нами в контексте фардовой части. Естественно, слова намерения видоизменяются. Кроме того, такбиры, приветствия, суры – словом, все элементы намаза произносятся про себя. За суджудом 2-го ракагата верующий садится в ку’уд, где читает «Ташаххуд», «Салават», аят «Раббаня…» из суры «Корова». Далее в обе стороны совершается приветствие и читается заключительная мольба-дуа.
3 ракагата намаза-витр
Порядок этой молитвы не сильно отличается от описанного выше. Однако в заключительном – третьем – ракагате есть несколько важных нюансов.
Так, вся молитва витр обычно читается про себя и отдельно (не с джамаатом), даже в мечети. Но во время Рамазана мусульмане, собравшиеся в мечети, совершают её коллективно. Если же в месяц поста верующий во время ясту-намаза остался дома, то в ходе витра он тоже проговаривает соответствующие элементы вслух.
Ещё одна особенность: после «Фатихи» и дополнительной суры в 3-м ракагате (желательной здесь считается сура «Аль-Ихляс») следует произнести дуа «Кунут»:
Аллахумма, ин-ня нястя’ыйнукя вя нястягъфируКя вя нугъмину бикя вя натавяккялю ‘аляйКя вя нузни ‘аляйкаль-хайра кулля. НашкуруКя вя ля накфуруКя вя нахнагу ляКя вя нахлягу вя натруку май йакфурук. Аллахуммя! Йакя на’буду вя лякя нуссалли вя нас-джуду вя иляйкя нас’а вя нахфид. Нарджу ряхмятякя вя нах-афву ‘азабякяль-джид. Иння ‘азябяка биль-кяфирииня мухликъ!
Смысловой перевод: «О, Аллах! Поистине, мы умоляем о помощи и прощении с Твоей стороны, уверовали в Тебя и хвалим за всё то добро, которое мы получили от Тебя. Мы несказанно благодарны Тебе, мы не являемся неблагодарными Тебе, подчинены Твоему приказу и преданы Тебе. Мы не те, кто посмел отвергнуть веру в Тебя. О, Аллах! Только Ты достоин поклонения, что мы делаем только в отношении Тебя, к Тебе обращены наши молитвы и просьбы, перед Тобой мы находимся на коленях. Мы трудимся, прилагаем усилия, чтобы добиться Твоего благословения. Мы полагаемся только на Твою милость. Нам страшно от Твоей жестокой кары! Без сомнений, Твоё наказание настигнет всех неверующих!»
Это лишь краткое описание намаза витр. Более подробно о порядке её совершения с позиции различных мазхабов можно узнать в специальном материале на нашем сайте. На видео ниже представлено, как совершать намаз-витр в ханафитском мазхабе (не забудьте, что после него желательно прочитать «Аят аль-Курси», сделать зикр-тасбихи и заключительное дуа):
4 ракагата суннат
Ещё раз напомним, что эта часть ночного намаза ’иша, не считается усиленной сунной, в отличие от описанных выше 2 ракаатов, и читается в самом начале – перед фардом.
В целом, порядок выполнения четырёх ракагатов суннат идентичен вышеописанному. Однако в каждом из них после «Аль-Фатихи» читаются дополнительные короткие суры либо идущие подряд аяты (не менее трёх). Все элементы суннат-намазов произносятся про себя.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Уа алейкум салям! Можно уточнить Ваш город? Возможно, расписание намазов, на которое Вы ориентируетесь, формируется автоматически и не учитывает нюансов. Попробуйте найти расписание намазов от муфтията своего региона. Обычно оно верное.
Войдите в ОК
Начало и конец времени намаза ‘Иша (ночная молитва) и когда его желательно делать.
БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
Содержание:
1 Начало времени намаза ‘Иша (ночная молитва).
2 Окончание времени намаза ‘Иша.
3 Аргументация тех, кто за то мнение что время `иша намаза длиться до фаджр намаза.
4 Ответ шейха Аль-Албани на аргументы тех, кто считает, что время `иша намаза длиться до фаджра.
5 Доводы тех, кто сказали что время `иша длиться до середины ночи.
6 О желательности откладывания ночной молитвы.
1 Начало времени намаза ‘Иша (ночная молитва).
Краткий ответ:
Сразу после окончания времени Магриба.
Довод – хадис Абу Катады: «Нет упущения во сне, однако упущение – это когда человек не совершает намаз до того момента, пока не зайдет время другого намаза. Поэтому тот, кто сделает так, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем». (Муслим).
Этот хадис – довод на то, что окончание времени одного намаза является началом времени следующего намаза. А тот, кто скажет, что есть промежуточное, общее время между двумя намазами, тот обязан привести на это довод.
Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=gaWA99dksDE
Источник: Вопрос: 463 из списка правильных мнений с доводами по вопросам, рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам» (Шарх Мухаммада ибн Хизама), составленный Русланом абу Ибрахимом.
Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250.
2 Окончание времени намаза ‘Иша.
Краткий ответ:
У него два времени:
1 Необходимое – до середины ночи, довод – хадис ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: «…Время намаза ‘Иша до середины ночи…». (Муслим).
2 Вынужденное – до наступления времени намаза Фаджр.
Доводы на это:
1 Хадис Абу Катады: «Нет упущения во сне, однако упущение – это когда человек не совершает намаз до того момента, пока не зайдет время другого намаза. Поэтому тот, кто сделает так, тот пусть совершит его тогда, когда вспомнит о нем». (Муслим).
2 Хадис Абу Хурейры: «Кто успел совершить один рака’ат намаза Фаджр до того, как вышло солнце, тот застал намаз Фаджр. И кто успел совершить один рака’ат намаза ‘Аср до того, как зашло солнце, тот застал намаз ‘Аср». (Согласованный).
3. Хадис ‘Айши: «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оттянул намаз ‘Иша так, что большая часть ночи уже ушла, а затем вышел, совершил намаз и сказал: «Поистине, это его время, кроме как если бы я не желал облегчения для своей общины»». (Муслим).
Примечание:
Ученые сказали, что под словами: «большая часть ночи уже ушла» имеется в виду значительная часть ночи, и не имеется в виду большинство ночи (ан-Науауи в шархе на этот хадис).
Слушать разбор этого вопроса: http://www.youtube.com/watch?v=zZf_EhjdbPg
Источник: Вопрос: 464 из списка правильных мнений с доводами по вопросам, рассмотренные в процессе изучения книги «Булуг уль-Марам» (Шарх Мухаммада ибн Хизама), составленный Русланом абу Ибрахимом.
3 Аргументация тех, кто за то мнение что время `иша намаза длиться до фаджр намаза.
Более подробный разбор этого вопроса, с доказательством того что верное мнение это то что намаз `иша длиться до полуночи.
В вопросе последнего времени молитвы аль-‘иша ученые разделились на две основные группы.
Первая группа, а это джумхур ученых из ханафитов, маликитов, шафи’итов и ханбалитов, это мнение передано также от некоторых сподвижников и таби’инов. Они считают, что время аль-‘иша выходит с наступлением времени молитвы аль-фаджр, в том смысле, что если человек совершит молитву аль-‘иша до аль-фаджра, то она будет достоверной и это будет аль-‘ада, т.е. совершение молитвы в свое время, а не аль-къада т.е. совершение после выхода ее времени.
Затем эти ученые разошлись в отношении дозволенности оттягивания молитвы аль-‘иша до третей части ночи или до ее половины: запрещено ли это без явной причины, разрешено или нежелательно.
Другие ученые, такие как ибн Хазм и из современных шейх ибн Аль Усаймин и шейх аль-Альбани считают, что время аль-‘иша выходит с наступлением полуночи и если человек намеренно оттянул молитву, то ему следует покаяться и не восполнять её.
(См. аль-Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72. Асамарту аль-Мустатаб 1/69)
Основной же аргумент джумхура (большинства) состоит в том, что время аль-‘иша может оттягивается до наступления молитвы аль–фаджр, поскольку на это существует хадис, переданный от Абу Катады, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» (Муслим 1594. Абу Дауд 441).
Ученые, апеллирующие данным хадисом, сказали, что он указывает на то, что все времена молитв связаны между собой и соединены так, что если подходит к концу время одной молитвы, то сразу наступает время другой. И это общий хадис в отношении времени всех молитв, кроме времени молитвы аль-фаджр, согласно иджма‘, так как нет разногласия в том, что после восхода солнца время аль-фаджра проходит. И это аргументация шафи’итских, ханафитских, некоторых ханбалитских, и некоторых захиритских ученых, как Дауда аз-Захири, также этим хадисом аргументировали имам аш-Шаукани и Ибн аль-Мунзир.
(См. ан-Науауи Шарх Сахих Муслим. 5/111 – 5/187. Мугъни Мухтадж 1/302. Шарх Умда Ибн Таймия 4/179. Аль-Аусат 3/281. Найлюль Аутар 1/242. Бадиу ас-Саниа 1/396. Бидаят-уль муджтахид 1/155)
Те, кто считает, что время аль-‘иша не связано со временем аль-фаджра в этом хадисе сказали, что он не общий для всех молитв по единогласному мнению, поэтому в нем нет указания на то, о чем говорят большинство. (См. Мухалля 3/147. Шарх аль-Мумтия 2/71-72)
Аргументация большинства этим хадисом достаточно сильна, так как если бы времена молитв не были связаны, то сам текст хадиса терял бы свое внешнее указание, так как в нем говорится: «. до тех пор, пока не войдет время другой молитвы». Это ясно, указывает на то, что времена молитв связаны. Затем аль-фаджр вышел из этого обобщенного текста по ‘иджма, а все остальные молитвы остались под общим текстом этого хадиса. (См. Наилюль Аутар 1/242).
Маликиты утверждают, что даже если человек намеренно оттянул молитву аль-‘иша до аль-фаджра, то она действительна, однако они разошлись в отношении времени дозволенности, в которое лучше или надо совершать молитву. И известное мнение у маликитов в этом, что это треть ночи и второе мнение – полночь.
(См. Мауахиб-уль джалиль фи Шарх мухтасар аль-Халиль 3/197. Асамарату ад-Дани 1/95. Бидаят-уль муджтахид 1/155).
Мнение имама аш-Шафи’и в новом мазхабе, один из риуаятов от имама Ахмада, и одно из мнений Абу Ханифы состоит в том, что желательное время, в которое лучше или надо совершать молитву, это треть ночи. Затем начинается время обязательного совершения, т.е. время для молитвы, если человек был сильно занят или женщина очистилась от месячных или кафир принял ислам.
(См. аль-Умм 1/137. Раудату ат-Талибин 1/349. Мугъни Мухтадж 1/302. Мугъни 1/161-162. Бидаят-уль муджтахид 1/155).
Аргументом этих ученых служит хадис Джабира, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается как Джибриль, мир ему, обучал посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, временам намаза, в котором говорится, что Джибриль, мир ему, в первый день, когда показывал начальное время молитв, совершил молитву аль-‘иша, когда исчезла заря, во второй же день, когда показывал конечное время молитв, совершил аль-‘иша в ночи и после того как завершил, сказал: «Время (т.е. время молитвы) – между этими двумя периодами». (Также этот хадис передал Ибн ‘Аббас – да будет доволен им Аллах. ат-Тирмизи 149-150. ан-Насаи 512. Ахмад 3/330).
Также передал имам Муслим от Бурайды, да будет доволен им Аллах, что человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о времени молитв и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также совершал молитвы два дня, в первый день в начале их времени, во второй день в конце. И в одном из вариантов этого хадиса говорится о том, что он совершил во второй день аль-‘иша, когда наступила последняя треть ночи. (Муслим. 614).
Старый мазхаб имама аш-Шафи’и, другой риуаят от имама Ахмада, второе мнение у маликитов, а также мазхаб ханафитов заключается в том, что последнее время аль-‘иша лучше, а это полночь.
Их аргументом является хадис Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул молитву аль-‘иша до полночи, затем совершил молитву». (аль-Бухари 572).
И хадис ‘Абду-Ллаха Ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если вы совершаете аль-‘иша, то время ее следует до полночи». (Муслим 171).
Также хадис Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, в котором передается: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах его и приветствует, вышел, когда прошло приблизительно полночи, затем сказал: «Если бы не слабость слабого и болезнь больного, то я оттянул бы молитвы до полночи»”. (Абу Дауд 422).
И ответ на доводы первого мнения в том, что в некоторых вариантах хадиса о Джибриле, мир ему, пришло указание на половину ночи или треть. Но есть сомнение от передатчика, поэтому лучше сделать тафсир как половина, для объединения этих хадисов с другими, указывающими на то, что последнее время аль-‘иша это полночь.
Также в некоторых вариантах хадиса Бурайды пришло, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершил молитву аль-‘иша, когда прошла треть ночи, а это может быть полночь. (Муслим 613).
Хадисы, которые указывают на то, что последнее время для аль–‘иша – это полночь, пришли с дополнительной информацией, поэтому необходимо их принять. И нет сомнения в том, что с этой стороны это мнение более сильное.
Ханбалитские, шафи’итские и маликитские ученые утверждают, что нельзя оттягивать молитву аль–‘иша до последнего времени, все равно будет это треть или пол ночи, кроме как по какой-то важной причине.
Ханафитские ученые говорят, что оттягивание за полночь просто противоположно лучшему, но можно отдалить до фаджра даже без причины. Их доказательства такие же, что и доказательства ханбалитских, шафи’итских и маликитских ученых, только ханафиты посчитали, что ограничение времени на треть ночи или до полночи является указанием на лучшее время, а хадис Абу Катады, да будет доволен им Аллах, в котором посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» (Муслим 1594. Абу Дауд 441), указывает на дозволенность оттягивания до аль-фаджра.
Также они аргументировали хадисом Анаса, да будет доволен им Аллах, в котором сообщалось: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затянул молитву аль-‘иша до полночи, затем совершил молитву». (аль-Бухари 572).
Они сказали, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, оттянул молитву до полночи, и затем совершил её, значит, он совершил её, когда полночь уже вышла, и если бы это не было разрешено, то посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сделал бы этого. Это мнение также передали Ибн аль-Мунзир, Ибн Кудама, Ибн Таймия, ат-Тахауи от Ибн ‘Аббаса, и Абу Хурайры, хотя и в иснадах существует некоторая слабость, однако здесь всё это разбираться не будет. (См. Аль-Аусат 3/281. Бадиу ас-Саниа 1/396. Тухуат-уль Фукъаха 1/101. Аль-Мабсут 1/429. Шарх Ма’ани аль-Асар 1/264-269).
4 Ответ шейха Аль-Албани на аргументы тех, кто считает, что время `иша намаза длиться до фаджра.
(Взято из Тамаму-ль-Минна, с. 140-142):
Сайид Сабик говорит в «Фикху-с-Сунна», в главе о времени молитвы ‘иша:
«… И что касается времени молитвы ‘иша, то оно простирается до времени молитвы фаджр, и это извлечено из хадиса Абу Катады, который сообщил, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Небрежность (в отношении молитвы) не от просыпающего, но небрежность у того, кто не молится (бодрствуя и в сознании) пока не наступило время следующей молитвы». (Передано Муслимом, № 1099)
Хадис доказывает, что время каждой молитвы простирается до наступления времени следующей, кроме молитвы фаджр, потому что её время не простирается до молитвы зухр. Учёные пришли к единодушному согласию (иджма), что её время заканчивается в момент восхода солнца».
Я (Аль-Албани) говорю:
Автор (Сабик) следует Аш-Шаукани и другим в своём выводе из этого хадиса, но в нём нет основания для такого заключения, ни с точки зрения того, что в нём нет упоминания о временных рамках молитв, ни даже в правильном контексте (хадиса).
Ибн Хазм сказал об этом в Аль-Мухалля, 3/178, в ответ на умозаключение, которое мы рассматриваем: «Это (хадис) не подтверждает сказанное ими (теми, кто придерживается обсуждаемого мнения), и они соглашаются с нами, что время субх (фяджр) не простирается до зухра. Хадис не является доказательством того, что время каждой молитвы связано со временем (наступления молитвы) следующей за ней, он только осуждает проступок того, кто задерживает молитву после (наступления) её времени, вне зависимости от того связан ли конец её времени с началом следующей молитвы или нет. Также, хадис не относится к небрежному (человеку), который откладывает молитву после наступления её времени, до наступления времени следующей молитвы, и при этом хадис не упоминает о его небрежности, напротив это повествование хранит молчание об этом.
Теперь, когда стало ясно, что хадис не имеет никакого доказательства, указывающего на то, что время молитвы ‘иша продолжается до фаджра, мы должны обратиться к другим хадисам, которые содержат ясные доказательства о законном установлении времени ‘иша.
И Сиддик Хасан Хан следовал ему в своём объяснении (1/69-70), и подобное утверждение было упомянуто имамом Маликом в «Бидайату-ль-Муджтахид».
Источник: «Тамаму-ль-Минна», с. 140-142.
5 Доводы тех, кто сказали что время `иша длиться до середины ночи.
1 — Сказал Всевышний Аллах: «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака…». (Сура аль-Исра 78 аят).
Здесь Всевышний и Могучий Аллах приказывает выстаивать молитву, когда солнце отойдет от зенита и до середины ночи. Кто-то задаст вопрос: «А откуда ты это взял”?
Ответ: Слово «дулюк” دلوك в аяте имеет значение отхождение солнца от зенита в сторону заката с того момента как только начало отходить. Как об этом сказали Умар, его сын АбдуЛлах, Абу Хурайра, ибн Аббас и многие другие из саляф (как об этом сообщил аль-Куртуби в своем тафсире на этот аят).
«Гасак” غسق – это слово несет в себе смысл: «самая темная часть ночи» и это та часть ночи, когда она сгущается, т.е. это середина ночи. Это передал аль Куртуби от имама Малика, а тот от ибн Аббаса, и также об этом сказал имам Абу Убейда и к этому же мнению склонились многие поздние ученые среди них шейх ибн Аль Усеймин.
2 — Следующее доказательство, а это продолжение аята: «…и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях». (Сура аль-Исра 78 аят). و قرءان الفجر
Буква ”و”, которая в аяте несет в себе смысл «то, что до нее и то, что после нее соучаствуют в положении, о котором идет речь”.
Приведу пример: если я скажу: «пришел Мухаммад и Амр” на арабском языке это выглядит вот так: ”حضر محمد و عمرو” здесь я сообщил о том, что и Мухаммад и Амр присутствуют и их объединяет общее положение, а это приход и присутствие, и то что каждый из них не является другим, вот примерно также Аллах в Коране приказал выстаивать намазы с момента как отойдет солнце от зенита и до середины ночи т.е. здесь Аллах соединил времена этих намазов, а это Зухр, Аср, Магриб и Иша и приказал отдельно выстаивать утренею молитву так как этого требует арабский язык. И здесь Аллах явно четко разделил утренею молитву от других дважды, как мы это увидели.
3 — Хадис от АбдуЛлаха ибн Амр, где пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) явно четко говорит перечисляя времена: ”а когда делаете ночной намаз, то его время до середины ночи” (Муслим 612). И это ясные четкие слова пророка (саля Ллаху алейхи уа салам), которые в дополнении и объяснении слов Аллаха не несут в себе никакого другого смысла. И имам Муслим привел другие иснады до АбдуЛлаха ибн Амр и в достоверности этого хадиса нет сомнения.
4 — Так же этого мнения придерживался имам аль-Бухари, назвав свою главу: ”Раздел: о том, что время ночного намаза до середины ночи”, и привел хадис по этому поводу от Анаса ибн Малика номер хадиса 572.
5 — Привел шейх аль Альбани в «тамам аль мина” от имама ат-Тахави то, что Умар написал Абу Мусе аль Ашари и там было: “Совершай молитву ‘иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!” Малик 1/96, Ибн Абу Шайба 1/330, ат-Тахауи 1/94. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.
Из слов Умара понимается, что он не разрешил делать намаз после середины (половины) ночи и сказал, что лучше до выхода трети ночи.
И это правильно, как на это указывают слова Аиши то, что она сказала: ”они (пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) и сахабы) делали ночной намаз до выхода трети ночи”.
Этот хадис привел аль Бухари в разделе ”достоинство ночного намаза” и в разделе «выход женщин в мечеть ночью» также этот хадис привел имам ан Насаи 1\214 раздел: ”последнее время ночного намаза” и имам Ахмад 6\199, 215,272.
6 — Хадис когда Джибриль пришел к пророку (саля Ллаху алейхи уа салам) и учил его как делается намаз и его времена и сделал на второй день ночной намаз когда наступило треть ночи и сказал о том, что это времена намазов. Этот хадис привел имам Абу Дауд 393, имам ат-Тирмизи149, имам Ахмад 3071 от ибн Аббаса.
И теперь мы видим эти ясные четкие тексты от Аллаха, пророка (саля Ллаху алейхи уа салам), его сподвижников и имамов этой уммы указывают на то, что время ночного намаза заканчивается после выхода половины ночи и то, что лучше его делать до выхода трети ночи.
А что касается той группы ученных, которые сказали, что время протягивается до утреннего намаза, то нет у них ничего на что можно было бы опираться, кроме как хадис от Абу Катады где пророк (саля Ллаху алейхи уа салам) произнес: ”Упущение это когда человек упустил намаз так, что зашло время другого намаза”.
Самое большее что можно взять из этого хадиса это то, что кто упустил намаз так, что вышло его время то поистине это упущение. Эти слова были произнесены совсем даже не по причине объяснения пророком (саля Ллаху алейхи уа салам) времен намазов, а по причине того, что они в походе устали и уснули незадолго до утреннего намаза и проспали его.
Так же возникает вопрос, а как вы ответите на ясные хадисы и так де аят который мы привели в довод?
Так же этого мнения что время иша до полуночи длиться придерживались Сыддик Хасан Хан в шархе на аль-Булюг аль-Марам «Фатх аллям” и имам ас-Сан`ани в «Субуль асСалям” шейх ибн Аль Усеймин в «Шарх мумти”, шейх АбдуЛлах Бассам в «Тавдых аль Ахкам” и другие.
Дополнение:
Что касается ночи, то она начинается с заката солнца и длится до наступления времени утренней молитвы (до рассвета). См. «Шархуль-мумти’» шейха ибн Усейсмина 2/110.
Доказательство на это слова Аллаха в суре Бакара 187: «а затем поститесь до ночи», в этом аяте Аллах приказывает поститься до ночи, а это до магриба, как мы все об этом знаем, и это говорит о том, что после захода солнца началась ночь.
6 О желательности откладывания ночной молитвы.
‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей»”. Муслим 219.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи». ат-Тирмизи 167, Ибн Маджах 691. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.
Однако, если откладывание молитвы ‘иша приведет к уменьшению численности молящихся в групповой молитве, то лучше совершить ее в начале времени.
Джабир рассказывал: “Иногда пророк (мир ему и благословение Аллаха) торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз”. аль-Бухари 568, Муслим 1/233.
Совершение ночной (‘иша) молитвы в начале ее времени в джама‘ате лучше, чем совершение этой молитвы одному, но в первую треть ночи.