до какого времени пишется доброе утро
Поиск ответа
Вопрос № 305293 |
Добрый день! Подскажите, какой вариант приветствия верный и почему: Здравствуйте все или Здравствуйте всем? Заранее спасибо за ответ.
Ответ справочной службы русского языка
Традиционная формула приветствия не включает местоимение все: Здравствуйте! Здравствуйте, дорогие друзья! См. также ответ на вопрос № 299964.
Ответ справочной службы русского языка
Строгих правил для использования синтаксической инверсии в подобных ситуациях нет. Но вы верно отмечаете, что инверсивный (обратный) порядок слов не является регулярным в русском языке.
Ответ справочной службы русского языка
Вот рекомендация научного консультанта нашего портала О. И. Северской – кандидата филологических наук, ведущего научного сотрудника Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
По негласному соглашению утро длится до 11 часов, вечер начинается часов с 16, а после 22 часов принято уже желать доброй ночи.
Здравствуйте! Прошу рассказать, что вы думаете об употреблении приветствия «Доброго времени суток!»? В каких стилях речи допустимо употребление такого выражения? Имеет ли такое выражение право на существование?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте, уважаемая Справка! Все мои коллеги после приветствия «Добрый день» ставят точку. А в школе нас учили, что это восклицательное предложение. Кто же прав?
Ответ справочной службы русского языка
Приветствие, как правило, не оканчивают точкой.
Коллеги! Так и не получила ответа на свой запрос. Пишу в третий раз. 🙂 Хотелось бы узнать насчет фразы «Добрый час!» Есть ли в русском языке такое приветствие именно в таком варианте? (не «В добрый час!») Спасибо! Юля
Ответ справочной службы русского языка
Такой устойчивой формулы приветствия нет.
Здравствуйте! Есть сомнения в оформлении деепричастных оборотов запятыми: 1) По дороге нам выдали воду, и(,) останавливаясь для совершения намаза, к ночи мы приехали в Медину. 2) Входить нужно с правой ноги, и(,) расположившись в свободном месте, в знак приветствия мечети сделать намаз. Пример №2 наиболее сомнителен, так как подобная фраза встречается в результатах поиска в интернете без запятой после союза «и». Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях запятые после и (перед деепричастными оборотами) нужны.
Ответ справочной службы русского языка
Подскажите, пожалуйста, нужно ли писать вторую строчку письма с нового абзаца или нет, например: «Добрый день! Суббота прошла хорошо, тихо. » И как в таком случае: «Добрый день, суббота прошла хорошо, тихо. » Спасибо, если подскажите.
Ответ справочной службы русского языка
В письме после приветствия обычно ставится восклицательный знак. Последующий текст пишется с новой строки.
Здравствуйте! Я хотела бы узнать, правильно ли писать в приветствии письма «доброго дня», а не «добрый день».
Ответ справочной службы русского языка
Правильная форма приветствия : Добрый день! См. ответ на вопрос № 256612.
Уважаемая редакция, здравствуйте!
Правильно ли использовать запятую после обращения «Добрый день», «Приветствую» и т.д., если мы не знаем как зовут нашего адресата (например, при обращении по известному email). Либо после приветствия ставить восклицательный знак, а новое предложение предложение начинать с прописной (заглавной) буквы?
Примеры:
Приветствую, во избежание возможных негативных последствий.
Доброе утро, я являюсь представителем.
Ответ справочной службы русского языка
После приветствия следует ставить восклицательный знак, а новое предложение начинать с прописной буквы.
Ответ справочной службы русского языка
И, теперь основной вопрос.
В последнее время часто стали говорить слово «ровно», например, ровно в 11 часов 10 минут, или ровно через 111 км, или ровно через 12 минут.
Уместно ли здесь это слово? Ясно, что с точностью можно отсчитать и секунды и метры, но ведь и в жизни мы никогда не говорим «Приду через 15 минут 30 сек».
Ответ справочной службы русского языка
1. В электронном письме «Добрый день» уместно даже в том случае, когда мы точно не знаем, в какое время суток адресат получит сообщение.
Также можно использовать «ровно», говоря о круглых числах: ровно 10 минут, ровно 100 километров.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста. Нужна ли точка в конце предложения, после приветственных слов, в рамках деловой переписки. Например:
Рады сообщить (далее текст).
Ответ справочной службы русского языка
В письмах после приветствия чаще всего ставится восклицательный знак.
Ответ справочной службы русского языка
Это не тавтология, но принято избегать такого повтора «уважительности».
Кто должен первый здороваться по этикету
Самое распространенное проявление вежливости – это приветствие человека или группы людей в определенных обстоятельствах. Мы ежедневно здороваемся с кем-то: с приятелем, коллегой или незнакомцем, в зависимости от ситуации. Однако существуют определенные нормы, кто должен первый здороваться по этикету, которому нужно следовать.
Варианты приветствий
Поздороваться можно, пользуясь словом или жестом. Все зависит от ситуации. Приветствия бывают:
Обращение при встрече говорит о культуре и воспитанности человека, а также об отношении к тому, с кем здоровается мужчина или женщина.
Утро: со скольки и до скольки часов по этикету «добрый день» и «добрый вечер»
Существуют общеевропейские стандарты разделения суток на четыре равных промежутка времени. К примеру, утро длится до 12 часов. Каждому промежутку соответствует традиционное приветствие:
В России подобные обращения между людьми не везде уместны. Странно приветствовать встречного обращением «С добрым утром!» на Крайнем Севере во время полярной ночи.
Рукопожатие
В знак особого расположения люди пожимают друг другу руки. Рукопожатие венчает успешные переговоры, является жестом доверия и уважения. Важно при таком тактильном общении соблюдать общепринятые правила приличия:
Если хотите продемонстрировать свое превосходство, подавайте руку ладонью вниз. В ином случае – ладонь сверху.
Как правильно здороваться
Совсем необязательно выражать свои чувства излишней жестикуляцией. Достаточно протянутой руки, дружеского объятия – приятелю или акцентированной улыбки – даме.
Кто должен первый здороваться по этикету
Кто здоровается первым по этикету, зависит от конкретных обстоятельств. Необходимо учесть:
Истинный джентльмен, вне зависимости от возраста, социального статуса, всегда приветствует собеседников первым, демонстрируя уважительное отношение к окружающим. Важно помнить, что воспитанный человек следует правилам хорошего тона и не считает зазорным обратиться к собеседникам вне «очереди». При этом нужно знать, как правильно здороваться по этикету.
Кто должен здороваться первым: старший или младший
Правилам хорошего тона нужно обучать ребенка с самого раннего возраста, поскольку долгое время он должен будет первым обращаться к старшим. За некоторыми исключениями:
Соблюдение норм вежливости во взаимоотношениях между людьми разных возрастов зависит от социального статуса, воспитания и образованности каждого конкретного человека.
Кто должен здороваться первым: начальник или подчиненный
Воспитанный человек всегда и везде следует правилам общепринятого поведения: будь то в быту или на работе. Однако в профессиональной среде есть свои особенности: общение регулируется нормами делового этикета.
Приоритетами становятся занимаемая должность и субординация в отношениях между начальником и подчиненным. Возрастные и половые критерии уходят на второй план.
Несколько полезных рекомендаций:
Знание порядка поведения на службе является залогом карьерного роста и здорового климата в коллективе.
Кто по этикету здоровается первым: мужчина или женщина
В цивилизованном обществе мужчина всегда первым оказывает внимание женщине при встрече. Эта аксиома не требует доказательств. Но бывают ситуации, когда женщина первой протягивает руку для приветствия: в знак уважения к сединам собеседника, его опыту и таланту. Тем не менее, светский этикет обязывает:
джентльмена вставать при появлении дамы, которая вольна давать или нет свою руку для романтического поцелуя или дружеского пожатия;
при встрече двух пар первыми должны поздороваться между собой женщины, затем им кланяются мужчины, которые с чувством исполненного долга пожимают руки друг другу;
если человек, вне зависимости от пола, обгоняет знакомого на улице, то он здоровается первым.
По тому, как приветствует мужчина женщину, можно судить о его интеллигентности и знании этикета.
Кто должен здороваться первым: гость или хозяин
Право приветствовать первым по правилам этикета принадлежит гостю. Он индивидуально здоровается с хозяином, переступая порог его дома, или же, непосредственно приветствует всех собравшихся в нем. Приоритет отдается дамам.
Не следует подчеркивать свое пристрастное отношение к давним друзьям, чтобы не оскорблять чувства остальных. Если гость приглашен одним из членов семьи, его должны встречать все домочадцы. Провожать приятеля также нужно сообща.
К именитым гостям обращаются в первую очередь, отмечая их персональными почестями. В любой ситуации гости не должны себя чувствовать обделенными хозяйским вниманием и заботой.
Кто здоровается первым: продавец или покупатель
Как правило, кассир в магазине первый здоровается с покупателем. Казалось бы, элементарная форма вежливости. А между тем, с точки зрения этикета, это должен делать покупатель, поскольку он зашел на территорию сотрудника супермаркета. Другое дело, если продавец и покупатель знают друг друга. Тогда действуют возрастные и половые стандарты этикета.
Если продавец хочет предложить свою помощь в выборе товара, то он обязательно поздоровается первым. И наоборот, перед тем, как попросить совет или консультацию у сотрудника магазина, его чествует покупатель.
Кто должен здороваться первым: ребенок или взрослый
Общепринятое правило – ребенок должен здороваться первым со старшими. Этим он выказывает свое уважительное отношение. Среди ровесников, согласно этикету, должны пользоваться особым обхождением девочки – их приветствуют первыми. А тем, в свою очередь, следует проявлять воспитанность и отвечать на приветствие.
Если встречаются две девочки, то первой здоровается более воспитанная из них. То же самое происходит при встрече двух мальчиков. Обучение детей нормам этикета лежит на совести взрослых.
Когда можно не здороваться
У каждого правила есть исключения. Это относится и к нормам поведения. Бывают случаи, когда здороваться не обязательно. И даже является плохим тоном. Например:
Согласно правилам поведения, раскланиваться, чествовать знакомых нужно без навязчивости.
Прощаемся
В правилах поведения прописана и процедура прощания. В речевом этикете существуют устоявшиеся словосочетания, которые мы используем, здороваясь, и расставаясь. Прощаясь, также принято обмениваться рукопожатиями. Несколько добрых советов:
Почему нельзя здороваться через порог
В светских правилах поведения нашлось место приметам, укоренившимся в давние времена. Одна из главных касается приветствия через порог.
Когда-то это было место последнего пристанища людей. Хозяева дома хоронили под порогом своих родственников, чтобы те оберегали живых от нечистой силы и злобы. Здесь жили домовые.
Подавая руку через порог для того, чтобы поздороваться или попрощаться, Вы рискуете разрушить границу между двумя мирами – умерших и живых, открываете дверь злобе. Делать этого не нужно.
Специалист по этикету рассказала, почему нельзя говорить «Здравствуйте» и «Приветствую»
Наталия Белова
21 ноября — Всемирный день приветствий. Этот праздник призван обратить внимание людей на важность личного общения и сохранение мира. Как здороваться правильно и какие приветствия не стоит совершать, «Вечерней Москве» рассказала президент Национальной ассоциации экспертов по деловой этике, этикету и протоколу Альбина Холгова.
— В правилах приветствия очень много аспектов. В первую очередь следует разделить светскую систему координат и деловую. В светской идеальный вариант, когда мужчина первый устно приветствует даму. Впрочем, если женщина захочет его опередить, это не станет нарушением. Но вот руку подавать мужчина не должен, это прерогатива самой дамы. Она имеет право решить, хочет ли даже такого ничего не значащего, не обещающего контакта или нет. Те мужчины, которые сами инициируют рукопожатие, рискуют не получить ответ, если женщина захочет поставить их на место. Получается довольно некрасивая ситуация.
— А в деловом этикете?
— Первым устно приветствует нижестоящий вышестоящего. А вот рукопожатие инициирует только вышестоящий человек. В случае, если ранги равны, первым подает руку тот, кто старше по возрасту. В деловой системе координат мы забываем про гендер, он существует только на корпоративах, где уместна галантность. Есть и ситуативные моменты. Например, когда человек входит в кабинет, не важно кто он — хоть собственник компании, хоть президент страны, он должен первым приветствовать присутствующих.
— Какими словами правильно поприветствовать человека?
— Этикет не любит слово «здравствуй», потому что слишком часто оно перетекает в «здрасте». Это «здрасте» сидит в нас так глубоко и прочно, что этикет перестраховывается, предлагая альтернативные варианты. «Доброе утро» — до 11 часов, «добрый день» — до 18 и «добрый вечер» — до 23. Есть и такой момент, когда хотим пожелать доброго утра, в голове сразу возникает импульс: «А сейчас точно 10:50? Или уже 11:03?». В таких случаях не будет ошибкой ни утром, ни вечером сказать «добрый день», ведь день — не только световая часть, но и сутки в целом.
— Есть «плохие» приветствия?
— «Приветствую», «доброго времени суток». Последнее когда-то было уместно, но сейчас уже просто некрасиво. Это из разряда слова «кушать». Взрослые люди «едят». Раньше это слово употреблялось, но теперь является просто дурным тоном.
— К человеку правильно обращаться по имени или по имени отчеству?
— Зависит от того, как он нам представился. Можно обратить внимание на то, как человек подписывается в деловых письмах. Если указано «С наилучшими пожеланиями, Таня Иванова», не надо называть ее Татьяной или добавлять отчество. Если же человек нам не представился, но мы знаем, как его зовут, лучше перестраховаться и обратиться к нему по имени отчеству. В случае чего, он нас просто поправит. Есть еще один момент, который хотела бы подчеркнуть. Имя нельзя игнорировать. Не надо произносить его постоянно, но, когда вступаешь в контакт с человеком, начни с него. Очень часто у моих студентов всплывают такие истории, когда они подходят, кладут папку и говорят: «Сделай отчет к шести вечера». А имя где? Это выглядит крайне дурно. У нас ведь не крепостное право, именем нельзя пренебрегать.
Почему не стоит писать доброго времени суток
Не запрет, но лучше так не делать
Подозреваем, многие потеряли дар речи, увидев тут карточку с любимым многими письменным обращением «доброго времени суток». Несогласных будет много, но постараемся разобраться, в чем проблема с этим приветствием.
Правильно: добрый день!
По речевому этикету (потому что приветствия регулируются нормами, а не правилами языка) лучше писать «по старинке»: доброе утро/день/вечер или «здравствуйте!». Вы наверняка скажете, что мы живём все в разных часовых поясах и странно писать «доброе утро», когда у адресата, возможно, глубокая ночь. Но для этого существует универсальное приветствие «добрый день» или «здравствуйте».
Ещё одна причина, по которой не нужно писать «доброго времени суток», заключается в неправильном падеже. Лингвист Максим Кронгауз объясняет в своей книге «Русский язык на грани нервного срыва», что в русском языке родительный падеж употребляется чаще при прощании («счастливого пути!», «удачи!»), а с приветствиями — именительный падеж («добрый вечер!» вместо «доброго вечера!»). Кстати, к таким «уродцам» речевого этикета Кронгауз относит и приветствие «доброй ночи!», которое в других языках употребляется только как прощание.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Доброго времени суток, или 10 фраз-табу в деловой коммуникации
Кем бы вы не работали в современном мире, без переписки и общения с коллегами, клиентами или партнерами не обойтись. Какие расхожие фразы при этом лучше не использовать, чтобы не раздражать собеседников, и чем их лучше заменить? Рассказывает Маргарита Подлесная, PR & Marketing Manager в компании L&D решений Savvy.
1. «Доброго времени суток»
В деловой переписке часто используют эту фразу, полагая, что адресат удивится, увидев «Доброе утро!», если откроет письмо вечером. Такое обращение кажется логичным, особенно если вы работаете с коллегами или клиентами из других часовых поясов, но лучше его все-таки не использовать.
Это приветствие уже давно не воспринимается как уместное или остроумное. Оно стало таким банальным, что звучит фамильярно и раздражающе — сразу представляется бодрый и досаждающий менеджер из 2000-ых.
Кстати, в русском языке чисто с грамматической точки зрения писать «доброго времени суток» тоже неправильно, ведь родительный падеж употребляется чаще при прощании («счастливого пути!», «удачи!»).
Чем можно заменить. Если в переписке участвуют люди из разных часовых поясов, можно использовать не привязанные ко времени приветствия: «Привет», «Здравствуйте». Написать «Добрый день» тоже можно — вряд ли кто-то обидится, если вдруг прочитает это сообщение вечером.
2. «Привет» — и тишина
Просто поздороваться и ждать ответа — лучшее, что вы можете сделать, если хотите, чтобы вам не ответили или переписка затянулась надолго. Человеку чаще всего некогда и неудобно с вами переписываться, особенно, если он не понимает, в чем суть вопроса.
Таким чаще всего грешат в мессенджерах, которые стали полноценной площадкой для деловой коммуникации, а значит — требуют соблюдения практически тех же правил, что и при бизнес-переписке по e-mail.
Чем можно заменить. Идеальное первое сообщение —приветствие и короткое описание сути вопроса. Например: «Привет, это Кирилл, я от дизайнеров. Клиент «Ромашка» попросил внести правки в функционал на сайте. Я знаю, что ты занимался этим проектом, правки можно отправить тебе? Если нет — может, подскажешь кому?».
Получатель сразу понимает, кто и зачем ему пишет, он может максимально просто и быстро ответить — либо перекинуть работу другому разработчику, либо запросить детали.
3. «Ну что там?»
И любые другие вариации «пнуть» собеседника, если он сам не рассказывает, как движется дело. Во-первых, это грубо. Во-вторых, создается впечатление, что вы считаете собеседника ребенком, требующим контроля.
Чем можно заменить. Если на носу дедлайн, а коллега или исполнитель молчит — то просто прямо спросите, как идет работа: «Дима, привет. Завтра до 12 надо показать клиенту демо-версию, и я немного переживаю. Подскажи, все идет по плану? Может нужна какая-то помощь?». Так вы проявите заботу.
4. «Жду ответа»
Если вы пишете кому-то письмо, это само по себе предполагает, что вы ждете ответа. Поэтому фраза как минимум лишняя, а как максимум — странная. Кстати, это работает и в другую сторону — если вам что-то написали и это подразумевает ответ, не поленитесь его написать.
Чем можно заменить. Если вам нужны конкретные ответы — попросите их. Вариаций может быть несколько:
Если собеседник просто никак не отреагировал — не стоит слать вдогонку «ПИШУ ЕЩЕ РАЗ!». Лучше напишите еще одно письмо с тем же содержанием и дополните его чем-то, например, уточните, нет ли вопросов.
5. «Заранее спасибо»
Казалось бы, «thanks in advance» или «заранее спасибо», «заранее благодарен» — это просто вежливые фразы, но у многих от них начинает дергаться глаз. А все потому, что это выглядит как пассивная агрессия или попросту манипуляция: будто у человека изначально нет варианта отказаться.
Чем можно заменить. Самое логичное — первым делом уточнить, может ли человек выполнить вашу просьбу. Если он согласен, обычного «спасибо» будет достаточно. Если вы понимаете, что просите о том, что человек не обязан делать — сразу попытайтесь найти для него какие-то преимущества: «Саша, привет. Знаю, что это не твой проект, но у нас завтра релиз, а потестить некому. Ты не мог бы этим заняться? Работу оплатят по двойному тарифу».
6. «Извините за беспокойство»
Нет никакого смысла писать «sorry to bother you», извиняться за беспокойство или спрашивать, «есть ли минутка?». Вы уже побеспокоили человека и уже отвлекли, поэтому лучшим проявлением уважения будет просто быстро и кратко описать суть дела.
Чем можно заменить. Тут никакого волшебного рецепта нет — раз уж побеспокоили, пишите коротко, четко и по делу. Часто хочется извиниться, если вы написали в нерабочее время или ночью. Но тут лучше просто объяснить, почему вы дергаете человека именно сейчас: «Привет, знаю, что ты в отпуске, но больше ни у кого нет доступа. Пожалуйста, пришли мне ТЗ по последнему проекту».
7. «Я попытаюсь»
«I’ll try», «Ну мы попробуем», «Наверное, получится» и прочие синонимы — все это звучит так, будто человек изначально не хочет брать на себя ответственность за задачу. Мол, если не получится, то и взять с него нечего, он же пытался.
Чем можно заменить. Если у вас есть сомнения, опишите их и предложите пути решения: «Я вижу, что сдать сайт надо через неделю, и сомневаюсь, что это возможно. Я могу попросить разработчиков поовертаймить, но это ничего не гарантирует. Если сайт железно нужен в срок, в команду надо добавить еще пару специалистов».
8. «Я понимаю, что вы чувствуете»
«I completely understand how you feel», «я понимаю ваши чувства» — пишет менеджер разработчику, которому только что отказали в обещанном отпуске. Человек вынужден отменить планы, возможно, он потерял деньги на тур в хороший отель и уже понимает, что расстроит всю семью. А вы ему про то, что понимаете чувства — звучит как издевательство и никак не помогает успокоить человека.
Чем можно заменить. Конечно, избежать подобных ситуаций в рабочем процессе нельзя. В то же время можно уменьшить негативные эмоции сотрудника. Проявите заботу и попробуйте как можно быстрее решить вопрос, который возник, или компенсировать неудобства: «Костя, мне очень жаль, что так получилось, но больше правда некому отдать проект. А клиент важный и ждать не может. Я попробую договориться о премии за этот месяц и обещаю выбить для тебя отпуск в другое время, подберем удобное для тебя».
9. «Как я уже говорил/а»
Эта фраза звучит так, будто вы считаете коллег или клиентов туповатыми — все им надо повторять. Даже если вы говорите очень правильные мысли, такие вещи все равно воспринимаются как агрессия.
Чем можно заменить. Если вы хотите что-то повторить — просто повторите, но дополните: «Так вот, мы решили взять кандидата из Одессы. Он хуже сделал тестовое, но больше понравился команде».
10. «Честно говоря»
А обычно вы говорите нечестно? Конструкции типа «to be honest with you» или «честно говоря» — это словесный мусор, который не несет смысла и только нагружает текст дополнительными знаками.
Чем можно заменить. Ничем. Лучше всегда общайтесь прямо и честно — тогда такие фразы просто не понадобятся.
Вместо итогов
Конечно, вряд ли ваши коллеги или клиенты откажутся от работы с вами, если вы будете здороваться фразой «доброго времени суток».