до какой скорости разгоняется болид формулы 1
Умопомрачительные данные и характеристики болидов Формулы-1…
Для многих не секрет, что болиды Формулы-1 являются наиболее совершеными в мире автоспорта. Сам я являюсь поклонником этого спорта.
Цель этой записи — дать общее представление и описать различные конструкции, технологии, цены и детали используемые в болидах Формулы-1…
Разгон с места до 100км/ч 1.7 сек.
Разгон с места до 200км/ч 3.8 сек.
Разгон с места до 300км/ч 8.6 сек.
Максимальная скорость около 340 км/ч
Торможение со 100км/ч 1.4 сек и 17 метров дистанции.
Торможение с 200 км/ч 2.9 сек и 55 метров дистанции.
Торможение с 300 км/ч 4 сек
Перегрузка пилота при торможении около 5G.
Прижимная сила равная весу болида достигается на скорости около 180 км/ч.
Максимальная прижимная сила (настройка максимум) при 300+ км/ч около 3000 кг.
Расход топлива в режиме соревнований около 75 л/100км
Стоимость каждого пройденного километра около 500$
Главной особенностью болида Формулы-1 один несомненно является наличие огромной прижимной силы. Именно она позволяет проходить повороты на скоростях, недостижимых любым другим спортивным автомобилям. Здесь есть один интересный момент: многие повороты пилотам просто необходимо проходить на очень высокой скорости, когда прижимная сила позволяет держать болид на трассе, если же скорость сбросить то можно вылететь с трассы так как прижимная сила будет недостаточна!
Прижимную силу создает набор аэродинамических элементов таких как: заднее антикрыло, переднее антикрыло, диффузор, итд. Переднее антикрыло, состоит из углеродного волокна и создает прижимную силу до 25% от всего болида формулы один. Ориентировочная стоимость одной штуки 19000$
Заднее антикрыло при собственном весе около 7 кг создает до 1000кг прижимной силы на высокой скорости, это около 35% всей прижимной силы болида F1. Изготовлено из карбона, стоимость каждого около 20000$
Радиаторы:
Радиаторы болида выполнены из алюминия стоимость комплекта до 11000$
Трансмиссия…
Коробка передач болида Формулы-1 самым непосредственным образом соединена со сцеплением, выполненым из карбона. Сцепления выпускают две компании, AP racing и Sachs, которые создают их таким образом, что они могут выдерживать температуры близкие к 500 градусам. Сцепления являются электрогидравлическими элементами и имеют вес от 1.5кг. Каждое переключение скорости выполняется за 20-40 милисекуд и регулируется компьютером. Пилоты болидов не пользуются сцеплением вручную, теряя тем самым время и позволяя двигателю совершать холостые обороты(как это в обычных машинах, без автоматической кообки передач), а просто нажимают рычажок за рулем, для перехода к следующей скорости, сам же процесс полностью лежит на компьютере. Коробки передач создаются так, чтобы механики могли легко менять настройки. Так полная перестройка передаточных чисел коробки передач занимает около 40 минут в боксах.
Стоимость одной семискоростной полуавтоматической коробки передач свыше 130 000$. Рассчитана на пробег 6000 км.
Стоимость одной шины около 800$
На сезон нужно 720 штук.
Диски тормозов уже многие годы изготовляют из углеродного волокна, на производство одного диска может затрачиваться до 5 месяцев.
Температурный режим до 1000 цельсия
Рычаги передней подвески:
Изготовлены из титана и углепластика. Стоимость около 100 000$.
Рычаги задней подвески:
Изготавливаются из титана и углепластика, каждый комплект стоит 120 000$
Монокок …
Монокок — это основа болида F1, на которую крепятся все его части и детали. При сотрясениях, при авариях он должен обеспечить пилоту полную безопасность, но в то же время весить приблизительно 35кг. Как и большинство частей болида F1 монокок сделан из карбона и как и большинство деталей стоит недешево 115000$
Сиденье пилота:
Выполняется по индивидуальным меркам гонщика из углеволокна. В случаи аварии может быть удалено из кокпита вместе с пилотом. цена 2000$
Руль болида формулы один совмещает в себе приборную панель (дисплей по центру), органы управления, также позволяет изменять многие настройки болида прямо по ходу движения. Выполнен из углеродного волокна, для каждого пилота индивидуально по анатомическому строению. Стоимость около 40000$-100000$
Раскладка всех кнопочек, рычажков и переключателей съемного рулевого «колеса» современного болида Формулы-1
1. Управление составом топливовоздушной смеси
2. Регулятор ограничитель максимальных оборотов
3. Назначение неизвестно
4. Колёсико выбора комплексных общих настроек силового агрегата
5. Активация системы KERS
6. Кнопка радиостанции
7. Многофункциональный информационный дисплей и клавиши для изменения его параметров
8. Лимитатор
9. Изменение угла переднего антикрыла в большом диапазоне (используется непосредственно в гонке при совершении маневров)
10. Колёсико плавного изменения угла переднего антикрыла (плавное увеличение прижимной силы для компенсации износа шин)
11–13. Управление дифференциалом: установка «преднатяга», изменение степени блокировки на торможении и под тягой
14. Переключатель режимов цифрового контроллера
15. «Горячие» программируемые клавиши, на которые можно вывести две запрограммированные функции (у Петрова одна из них отвечает за режим, в котором двигатель делает более длительную перегазовку при переключении вниз на входе в поворот, чтобы сделать смену передач более плавной и избежать срыва в занос под тягой)
16. Лепестки переключения роботизированной коробки передач
17. Лепестки сцепления (используются или синхронно, или в разных комбинациях, в зависимости от текущей программы). Например, при старте сначала отпускается один лепесток, а второй, выжатый наполовину, — только спустя секунду. Всё это, по-видимому, как-то хитро управляет проскальзыванием сцепления и блокировкой дифференциала. При этом от гонщика требуется держать дроссель открытым ровно на 75%. Малейший перебор — начнётся пробуксовка, недобор — двигатель заглохнет. И только со второй передачи можно открывать полный газ. До запрещения лонч-контроля пилотам было, похоже, проще управлять болидом.
Материалы взяты с сайта Разгон до 100
Каков разгон болида «Формулы-1» до 100 км/ч? А до 300 км/ч? Есть машина, которая делает это быстрее?
Сегодня разбираем вопрос, обычно являющийся предметом гордости инженеров в «Формуле-1» – как быстро гоночный болид разгоняется до 100 км/ч и до 300 км/ч и существуют ли транспортные средства на колесах, способные выжимать знаковые цифры быстрее. Поехали!
В «Формуле-1» старт – часто самый напряженный и эффектный момент гонки. Но вовсе не потому, что за следующие 50+ кругов обычно мало что происходит – просто общий разгон 20 машин до невероятных скоростей за считанные секунды не оставит равнодушным буквально никого.
A dramatic start to the #SpanishGP, as @LewisHamilton muscles his way to the front
Видео с борта машины тоже вызывает моментальный адреналиновый прилив.
За сколько же они выжимают 100 км/ч? Современные гибридные силовые установки с электромоторами-помощниками выдают такой крутящий момент, что болиды достигают этой отметки за 2,1 секунды!
А в 2020-м лучший мотор на болиде «Феррари» разогнал алую машину до сотни за 1,85 секунды – причем дело было в практике и явно без использования максимальных настроек!
До 290 км/ч Феттель долетел за 8,5 секунд.
С другой стороны, у машин для Гран-при вообще мало конкурентов на разгоне до показателя в 100 км/ч – даже не все электрокары способы превзойти показатель в 2,3 секунды (именно столько разгоняется, к примеру, Rimac Concept One или «Тесла» Model S P100DP– болид «Формулы Е» и вовсе близится к 3 секундам). Лучшие из бензиновых машин – Dodge Challenger SRT Demon и Porsche 918 Spyder: их в 2015-м разогнали до сотни за 2,1 секунды.
Даже сверхзвуковая машина-торпеда, созданная для преодоления сухопутного рекорда скорости в 1600 км/ч, разгоняется до сотни только за 3,5 секунды
Тем не менее, нашлась-таки машина, побившая «Ф-1» и попавшая в Книгу рекордов Гиннесса с результатом в 1,779 секунды.
Это электромобиль, созданный в университете Штутгарта в рамках проекта «Формула Студент», специально для гонок на 300-400 метров: карбоновая конструкция целиком (с антикрыльями и мотором) весит всего 168 кг, а мощность силовой установки составила свыше 200 л.с. Полный привод обеспечил крутящий момент в 1630 Н*м. Настоящий монстр!
Понравилась «Формула-1»? Подписывайся на наши соцсети – там важнейшие и интереснейшие истории из мира самого быстрого спорта на планете. Трансферы, техническая аналитика, экономика команд, лучшие цитаты пилотов – только ценная информация!
Какой рекорд скорости в «Формуле-1»? Болид правда разогнался быстрее 400 км/ч?
Сегодня разберем самый наглядный и важный вопрос, касающийся машин – какой же в «Формуле-1» рекорд скорости. Поехали!
Вы, наверное, не раз уже слышали комплименты болидам «Формулы-1» – их скорости, техническому совершенству, дороговизне и сложности. Но во что же это выливается в абсолютных цифрах?
На данный момент официально зарегистрированный ФИА рекорд в рамках Гран-при – 372,54 км/ч. И установил его Валттери Боттас на «Уильямсе» в гонке на мексиканском автодроме в 2016-м.
№77 побил достижение другого финна – Кими Райкконена – с Гран-при Италии 2005-го. Именно тогда болид «Формулы-1» впервые официально перешагнул отметку в 370 км/ч. До того момента даже на Монце машины лишь подбирались к этой отметке.
Весь путь от рекорда в 350 км/ч до 370 км/ч с эволюцией в 30 лет читайте здесь
Неужели болиды «Формулы-1» не могут быстрее?
На самом деле «Уильямс» заявлял о достижении отметки 380 км/ч еще на Гран-при Азебрайджана-2016, но ФИА не стала его регистрировать – поскольку белая машина разогналась в практике, которая не является официальной зачетной сессией, и команды даже могут тестировать в ее рамках нелегальные детали.
Также есть еще один официально зарегистрированный рекорд, установленный болидом «Формулы-1» в 2006-м– 397 км/ч. Правда, его достигли не на треке, а на соленом озере в Бонневилле, где регулярно замеряют показатели претендентов на всевозможные рекорды скорости.
Для этих целей использовали специально доработанный болид BAR 007 из 2005-го.
Рекорд скорости «Ф-1» в 397 км/ч установили из-за невежества маркетологов. Болид делали ради красивых цифр, инженеры над ним смеялись
На тестах в пустыне Мохаве бывшую машину Дженсона Баттона даже разогнали до 413 км/ч, но на отчетных заездах показатели подтвердить не удалось.
Но это же было годы назад! Неужели сейчас болиды медленнее?
По чисто максимальной скорости – да, современная машина «Формулы-1» практически не выбирается за отметку 360 км/ч. Регресс в скорости связан с регламентом: пока мотористы наращивали мощности силовой установки, ФИА сделала машины шире и ниже, значительно увеличив количество прижимной силы – а вместе с ней и аэродинамическое сопротивление. К тому же, за последние несколько лет машины стали еще тяжелее на 50 кг за 5 пять лет: в 2016-м масса болида составляла 702 кг, а теперь – 749 кг.
Правила, касающиеся аэродинамических элементов и веса, меняются практически каждый год и не дают инженерам полностью адаптировать болиды к новым значениям, чтобы опять отправиться в погоне за рекордом. С другой стороны, болиды «Формулы-1» теперь быстрее всего в истории преодолевают повороты – и потому в 2018-м Кими Райкконен проехал быстрейший круг за все 70 лет существования «Ф-1». Средняя скорость составила 263,687 км/ч.
Как видите, для лучшего достижения финну даже не пришлось выходить за пределы 349 км/ч. В гонках не всегда все зависит от максималки.
Понравилась «Формула-1»? Подписывайся на наши соцсети – там важнейшие и интереснейшие истории из мира самого быстрого спорта на планете. Трансферы, техническая аналитика, экономика команд, лучшие цитаты пилотов – только ценная информация!
Кому принадлежит рекорд скорости в «Формуле-1»
За последние 30 лет болиды разогнались до 372 км/ч.
Так получилось, что летопись «Формулы-1» в первую очередь держится на преданных энтузиастах, обладающих энциклопедическими знаниями и подшивками журнала «Автоспринт».
Такой подход к сохранению статистической информации, безусловно, романтичен, но нередко информация из подобных источников бывает противоречивой и запутанной. ФИА не только не стремится систематизировать архивные данные о главной гоночной серии, но еще сильнее усугубляет ситуацию, признавая неочевидные рекорды и удаляя информацию о прошедших сезонах со своего сайта.
Поэтому, если под впечатлением от недавнего рекорда скорости Валттери Боттаса вы захотите найти предыдущие достижения, вам придется провести детективное расследование. Чтобы сэкономить ваше время, мы провели расследование самостоятельно и раскопали все рекорды скорости за последние 30 лет.
Герхард Бергер
Где: Монца
Когда: 1986 год
Шасси: «Бенеттон» B186
Двигатель: «БМВ»
Скорость: 351,22 км/ч
Середина 1980-х была временем расцвета турбомоторов. Мощность двигателей увеличивалась с каждым сезоном, что, в свою очередь, приводило к росту максимальных скоростей.
Пик турбо-эры пришелся на 1986 год, когда двигатели «БМВ» в квалификациях были способны выдавать мощность более 1300 лошадиных сил. Именно на болиде, оснащенном силовой установкой баварского концерна, Герхарду Бергеру впервые удалось преодолеть отметку в 350 км/ч в точке замера максимальной скорости, побив, таким образом, рекорд Марка Зурера (установленный годом ранее) почти на 13 км/ч.
Нельсон Пике
Где: Монца
Когда: 1987 год
Шасси: «Уильямс» FW11B
Двигатель: «Хонда»
Скорость: 352,135 км/ч
Останавливаться в наращивании мощности мотористы не собирались, поэтому ФИА в целях сохранения безопасности начала программу по возвращению к атмосферным двигателям. Уже в 1987 году было ограничено максимальное давление турбонаддува до четырех атмосфер, но это не сильно сказалось на скоростях, и в Монце Нельсон Пике снова обновил рекорд максимальной скорости.
Поэтому ФИА еще сильнее ужесточила регламент на следующий сезон, снизив давление до 2,5 атмосфер и существенно ограничив вместимость топливных баков. Такие меры все-таки привели к обрушению скоростей более чем на 40 км/ч.
Дэвид Култхард
Где: «Хоккенхаймринг»
Когда: 1998, 1999, 2000 годы
Шасси: «Макларен» MP4-13s, MP4/14, MP4/15
Двигатель: «Мерседес»
Скорость: 356,5 км/ч, 357 км/ч, 361 км/ч
Больше 10 лет потребовалось «Формуле-1» на возвращение к прежним скоростям. Скачок произошел в 1998 году вместе с началом эры узких автомобилей и переходом Эдриана Ньюи в «Макларен». В свободных заездах на Гран-при Германии молодой Дэвид Култхард разогнал новый шедевр Ньюи MP4-13s до уникальных на тот момент 356,5 км/ч.
В те годы «Хоккенхаймринг» был одной из быстрейших трасс в календаре «Формулы-1» благодаря километровым «лесным» прямым. И неудивительно, что, вернувшись туда в следующем году, Култхард смог незначительно обновить рекорд. Правда, существует также неподтвержденная история, что в Монце шотландец смог разогнаться до 361,8 км/ч, но официального признания рекорд не получил.
Наконец, в 2000 году, все в той же Германии, «Макларен» уже официально развил скорость в 361 км/ч, причем произошло это во время гонки, а за рулем опять находился Култхард.
Жан Алези
Где: Монца
Когда: 2001 год
Шасси: «Джордан» EJ11
Двигатель: «Хонда»
Скорость: 363,2 км/ч
Рекорд скорости официально вернулся в Монцу благодаря покидавшему в то время «Формулу-1» Жану Алези. Француз пришел в «Джордан» всего на пять последних гонок сезона, за которые успел заехать в очки в Спа и установить новый предел максимальной скорости для болидов «Ф-1» в Италии.
Но то достижение так и осталось лишь символическим утешением для пережившего еще один разочаровывающий сезон «Джордана».
Михаэль Шумахер
Где: Монца
Когда: 2003 год
Шасси: «Феррари» F2003 GA
Двигатель: «Феррари»
Скорость: 368,8 км/ч
Благодаря модернизированному строению и расположению радиаторов «Феррари» получило дополнительное преимущество на прямых, которое помогло Михаэлю Шумахеру отодвинуть рекорд еще на 5 км/ч.
Антонио Пиццония
Где: Монца
Когда: 2004 год
Шасси: «Уильямс» FW26
Двигатель: «БМВ»
Скорость: 369,9 км/ч
В 2000-х годах, когда рекорд скорости обновлялся практически каждый сезон, а мощность двигателей примерно выровнялась у всех команд, еще большее значение в борьбе за скорости на прямых стала играть работа над аэродинамическими свойствами болида.
Не сказать, чтобы «Уильямс» в 2004 году особенно отличался скоростью, но в Монце, требующей особенного подхода к настройкам и установки специально аэродинамического обвеса, резервист команды Антонио Пиццония развил 369,9 км/ч.
История рекорда Пиццонии может слегка напоминать ситуацию с Алези в «Джордане». Бразилец тоже пришел в команду всего на несколько гонок, за которые успел засветиться в хвосте очковой зоны и один раз безумно разогнаться в Монце.
Кими Райкконен
Где: Монца
Когда: 2005 год
Шасси: «Макларен» MP4-20
Двигатель: «Мерседес»
Скорость: 370,1 км/ч
В 2005 году Эдриан Ньюи снова подарил нам самую быструю, пусть и не самую надежную, машину пелотона. «Макларен» отлично подстроился к аэродинамическим изменениям регламента и в 12 Гран-при того сезона показал лучшие круги гонки. Интересно, что 370,1 км/ч Райкконена были даже не самым быстрым показателем того года. В августе, на тестах в той же Монце другой пилот «Макларена» Хуан-Пабло Монтойя разогнал болид до 372,6 км/ч, и этот показатель ФИА до сих пор признает рекордным, хотя он и был установлен не в рамках официальных заездов Гран-при.
Наконец, в том же году в «БАР» в погоне за рекордом скорости пошел еще дальше. С болида 007 сняли антикрылья и отправили на родину скоростных рекордов – соленое озеро Бонневиль. В первой попытке машина не достигла заветных 400 км/ч, но уже следующим летом тест-пилоту Алану ван дер Мерве удалось разогнать автомобиль (уже называвшийся «Хонда») до небывалых 413 км/ч. Признавать рекорд официальным ФИА отказалась – согласно техническому регламенту, все детали машины, влияющие на аэродинамику, должны оставаться на месте.
Валттери Боттас
Где: Мехико
Когда: 2016 год
Шасси: «Уильямс» FW38
Двигатель: «Мерседес»
Скорость: 372,54 км/ч
Рекорд Кими продержался 11 лет, пока его не побил другой финн — Валттери Боттас. И снова не обошлось без помощи мотора «Мерседес». После возвращения «Формулы-1» к турбированным двигателям скорость болидов снова стала повышаться и на третий год существования нового регламента она вернулась к рекордным цифрам. Еще весной на Гран-при Азербайджана «Уильямс» на основе собственных замеров заявлял о скорости под 380 км/ч, но официального подтверждения тогда не последовало. А вот в Мексике титр с информацией о состоявшемся достижении был дан сразу во время трансляции гонки.
То, что рекорд был установлен на этот раз не в Монце не должно сильно удивлять, «Автодром братьев Родригес» идеально подходит, чтобы на нем можно было хорошенько разогнаться.
Рекорд скорости «Ф-1» в 397 км/ч установили из-за невежества маркетологов. Болид делали ради красивых цифр, инженеры над ним смеялись
Воплощение безумных амбиций «Хонды».
Вопрос из поп-викторины: кто разгонялся быстрее всех в «Ф-1»? Кто-то вспомнит Валттери Боттаса – по данным «Уильямса» финн достиг 378 км/ч во время практики в Баку в 2016 году. Но это не он. Фактически пилот-рекордсмен никогда даже не выступал в гонках Гран-при – это водитель медицинского автомобиля Алан ван дер Мерве.
В 2006 году, будучи тест-пилотом «Хонды», южноафриканец попал в один из самых странных проектов «Формулы-1», целью которого был разгон до 400 км/ч. На бумаге план был прост: взять обычный болид «Ф-1» (на котором выступали Дженсон Баттон и Такума Сато в 2005 году), привезти на соленые озера Бонневилля в штате Юта и набрать требуемую скорость.
Итогом стала зафиксированная ФИА скорость в 397 км/ч, хотя на тестах в пустыне Мохаве машина достигла ошеломительных 413 км/ч!
Нелепая идея
Как теперь с улыбкой вспоминает Ван дер Мерве, проект с самого начала задуман в полном невежестве: «Мы знали, что это была нелепая идея, потому что именно маркетинговый отдел («БАР-Хонды») придумал это волшебное число 400 км/ч.
Мы ответили, что это невозможно: болиды на треке разгоняются до 360-370 км/ч в слипстриме – и все: нельзя их заставить ехать быстрее. Они сказали: «Просто добавьте больше лошадиных сил». Но это не тот случай, когда нужно просто повернуть винт и довести клапан тут и там. Мы думали, что для достижения 400 км/ч потребовалось бы удвоить мощность».
К счастью для книг рекордов, инженеров «Формулы-1» крайне мотивируют недостижимые цели. Спустя два года после многочисленных тупиков и фальстартов, преодолев кривую дорожку самообразования, проект приобрел нужные знания и степень правдоподобия – кульминацией стали заезды 21 июня 2006 года по тем местам, где были установлены предыдущие рекорды при заезде на километр и милю.
Неподходящее средство для задачи
Болид с низкой прижимной силой был настроен под этап в Монце, но после первых тестов его доработали: заднее крыло заменили на более устойчивое. Фактически команда инженеров получила технику образца конца сезона-2005. Однако для установки рекорда на пыльном покрытии пустыни Мохаве она не годилась. Как отметил Ван дер Мерве: «Для достижения цели машина не подходила».
«Когда мы открыли багажник моторхоума [в Бонневилле] – инженеры засмеялись. Они уже привыкли убавлять мощность и вес, а тут мы явились с этой крошечной точеной машинкой. Им это показалось смешным. И, конечно, сходу мы даже не смогли подняться выше первой передачи. ECU (электронный блок управления) не справлялся с крутящим моментом. Слишком легкая машина с огромными, как воздушные шары, шинами не подходила для езды по скользкой соли. Надежды на что-либо практически не было».
Однако команда постепенно исправляла ошибки, и болид поехал. В кокпите Ван дер Мерве познал все более высокие скорости – хотя «познавать» может оказаться неподходящим словом.
Гнать, как бешеный
«Было забавно: первый заезд на финальной модификации болида случился на тестах аэродинамики на RAF Lyneham (аэродром британских ВВС), – рассказывает Алан. – Инженер просил выжать 280 км/ч. Приборная панель показывала только температуру и давление, а не скорость, так что я дошел до, как мне казалось, заданных 280 км/ч, а после вернулся. Он сказал, что я достиг 360 км/ч.
Я ошибся, так как казалось, что машина все еще жестко разгонялась.Тогда я понял, что принимать за ориентиры: болид ускоряется, а затем дергается, и ты ощущаешь торможение, что означает предел передачи, переход на другую. Но у этой машины были кошмарно длинные передачи. Я, возможно, был на четвертой или пятой, а болид гнал, как сумасшедший, вот мне и показалось, что скорость была 250-280 км/ч. Для дальнейших тестов пришлось особо сконцентрироваться, ведь я понятия не имел, как машина себя поведет».
Попытка установить рекорд именно в Бонневилле, а не на британском аэродроме, имела исторические и кинематографические преимущества. Но основная причина, по которой рекорды скорости ставились на соляной пустоши – наличие обширной ровной территории. Трасса в Бонневилле в два или три раза больше, чем самая длинная взлетно-посадочная полоса.
Уникальный опыт
«Никакой жизни, – описывает те места Ван дер Мерве. – Вы окружены белизной. Трек шириной в 200 метров и длиной в 11 миль. Единственный способ понять, что вы едете быстро, – это срывающийся с головы шлем и ор машины на седьмой передаче.
Нам казалось, что понадобится только 3 мили трассы, но из-за плохого сцепления целых 5 миль ушло только на хоть какой-то разгон, работу с педалью газа и терпение. Небольшая пробуксовка отнимает 5-10 км/ч за милю».
Для рекорда ФИА требует проехать установленную милю или километр в обоих направлениях, результат – среднее арифметическое, чтобы исключить помощь попутного ветра (к слову, поэтому 413 км/ч в Мохаве не засчитали).
Во время ранних утренних тестов в Бонневилле RA106 поставила рекорд в 400,454 км/ч, однако не сумела повторить результат на обратном пути. В конце недели команде пришлось согласиться на рекорд «Формулы-1» в 397,360 км/ч – что было не очень приятно, ведь заветных 400 км/ч достичь не удалось.
Лучше, чем ожидалось
И все же Ван дер Мерве не разочарован и вспоминает те дни с особой радостью.
«Честно говоря, мы и не должны были подойти так близко! Я думаю, нам нужен был совершенно другой болид для 400 км/ч, но всем было очень весело в процессе достижения 400 км/ч – и в конце концов рекорд-то мы установили. Это был уникальный проект, и я счастлив, что был его частью.
Я изменил свой взгляд на гонки на скорость. Поскольку я был обычным пилотом из кольцевых гонок, я не сразу все понял. Я смотрел на те американские штуки мощностью в 2000 л.с., построенные на заднем дворе, и все равно ничего не осознавал. Я понимал, что это должно быть весело, но я не видел, как люди развивали зависимость от простой езды по прямой по соли в поисках способа прибавить лишнюю десятую км/ч. Я действительно не видел в этом смысла.
Работа над этим проектом изменила мое мнение. Нас было 50 или 60 человек, и на достижение цели ушло два года. Покатушки по соли – только верхушка айсберга. На каждую лишнюю десятую уходило где-то девять месяцев упорного труда.
Все так же, как в настоящей гонке: каждый должен выкладываться на 100%. Все должны доводить до идеала свой кусок работы, ведь иначе невозможно найти ту самую десятую – но когда все удается, это приятно. Я не думаю, что сейчас кто-то из участников проекта оглядывается назад и считает все впустую потраченным временем. Каждый вынес свой урок из этого».
Однажды какой-нибудь пилот «Ф-1» побьет рекорд Ван дер Мерве – но не в ближайшее время.
Спустя десятилетие достижение проекта «Хонды» далеко не все обсуждают с восторгом. Это не очень справедливо. Да, рекорда достигли в маркетинговых целях, однако нельзя не восхищаться командой инженеров: они сумели разогнать практически стандартный болид до такой скорости! Недаром же и раньше, и даже до сих пор никто не пробовал провернуть подобное.