до какой высоты считается воздушное пространство страны
Воздушный кодекс РФ
Статья 1. Суверенитет в отношении воздушного пространства Российской Федерации
1. Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации.
2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Комментарий к статье 1
Кроме того:
Верхняя граница околоземного (наиболее освоенного человечеством) космического пространства обусловлена преимущественным влиянием гравитационного поля Земли и простирается до 930 тыс. км. Нижняя граница определяется минимальным перигеем движения по орбите искусственного спутника Земли и составляет около 100 км. Эту высоту по решению международной авиационной федерации принято считать границей между воздушным и космическим пространствами.
с комунисиским приветом,
професор Шарикв
Распространение границ вертикально и до бесконечности.
Интересно, тот кто проектировал этот «закон» в школе учился?
Что бы было понятнее, приведу следующий пример:
Представьте что жители с из района (допустим) Альфы Центавра прилетают в район (например) Бетельгейзе и заявляют местным жителям что:
Вы с вашей планетоидом теперь относитесь к нам (стране на местной планете) с 15:37 пятницы (пятницы у альфовцев), потому что их планета повернулась
нудным сектором (территорией их страны) в вашу сторону). И будете принадлежать ещё 15 минут, 45 секунд.
Думаю понятно что местные жители в лучшем случае покрутят пальцем у виска, или вызовут коосмосанитаров из местного галактического сумасшедшего дома бедолагам.
Люди, вы что, очень долго и слишком хорошо живёте?
У вас не реальных проблем?
А может вы уже развились до уровня Бога?
Ах нет?
Так какого вы тогда, вместо решения реальных проблем, создаёте новые?
Как воздушное пространство делится между странами
Многие страны запретили полёты в воздушном пространстве Беларуси, а также закрыли своё небо для белорусских самолётов. Что это значит? Мы решили рассказать, кто и зачем вообще придумал делить небо.
История: свобода против суверенитета
Государства начали устанавливать правила использования воздушного пространства ещё до создания первого самолёта и вообще до определения воздушного пространства. Так, во Франции в 1780-х годах были изданы указы, запрещающие запуск воздушных шаров, согреваемых спиртом, поскольку они могли вызвать пожары.
Более века спустя в различных государствах появились акты, регламентировавшие аэронавигацию, в том числе и международную. Опять же Франция первая в 1909 году издала административное распоряжение о спускающихся на французскую территорию иностранных воздушных шарах. Вслед за ней последовали Германия, Великобритания и другие государства, которые ограничивали полёт иностранных судов над определёнными территориями страны. Франция и Германия в 1913 году впервые в мировой практике заключили двустороннее Соглашение, где закрепили право распоряжаться воздушным пространством над своей территорией и установили порядок влёта и вылета иностранных воздушных судов ‒ для этого требовалось получить разрешение. По сути этот договор стал прообразом современного международного воздушного права.
После окончания Первой мировой войны в 1919 году более 20 стран подписали Конвенцию о регулировании воздушных передвижений (Парижская Конвенция 1919 года), которая закрепила признание суверенитета государств над воздушным пространством, расположенным над их территориями. Надо сказать, что у этого процесса были и противники со стороны юристов, учёных, политиков и пр. Например, французский учёный П. Фошель утверждал, что «воздушное пространство, является важнейшим средством коммуникаций между народами и подчинение его суверенитету привело бы к существенному ограничению этих возможностей. Это обстоятельство диктует необходимость провозглашения «свободы воздуха».
К 1930-м годам практически каждое государство имело специальное воздушное законодательство, регламентирующее аэронавигацию. В советском государстве первым таким документом стал Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «О воздушном передвижении над территорией РСФСР и ее территориальными водами», подписанный 17 января 1921 года.
7 декабря 1944 года на конференции в Чикаго представителями 52 государств была принята Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года). Документ предусматривал создание нового органа при ООН ‒ Международной организации гражданской авиации (ИКАО), которая контролирует исполнение положений конвенции уже с 1947 года по настоящее время. Советский Союз не участвовал в Чикагской конференции и стал членом ИКАО в 1970 году. Сейчас организация объединяет порядка 200 государств мира.
В группе «Спроси пилота» в Facebook недавно обсуждалась тема воздушного пространства, и пилот и инструктор Михаил Паркански рассказал об истории вопроса (приводим цитату):
«Понимание и договоренность практически всех стран ‒ членов ИКАО (Международная организация гражданской авиации) гласит, что каждая страна имеет суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.
Каждая страна может решать, кого пускать или не пускать в своё воздушное пространство, но пустив, должно заботится о безопасности в соответствии с договоренностями.
Есть карликовые страны, которые делегировали управление своими воздушным пространством соседям. Другие, совсем не маленькие, объединили его. Например: Центр в Маастрихте (Нидерланды) контролирует небо над 4 странами ‒ Нидерландами, Германией, Бельгией и Люксембургом, а Лихтенштейн отдал своё воздушное пространство на управление Швейцарии».
Победил суверенитет
«Статья 1. Суверенитет. Договаривающиеся Государства признают, что каждое государство имеет полный и исключительный суверенитет на воздушное пространство над своей территорией.
Статья 2. Территория. В целях настоящей Конвенции территорией Государства признаются сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, находящиеся над суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом данного Государства».
Национальный суверенитет не может быть передан другому государству. Но ответственность за выполнение функциональных обязанностей, например, предоставление аэронавигационного обслуживания, может быть передана третьим сторонам. Государства сохраняют за собой полную свободу выбора поставщиков обслуживания (третьих сторон), будь то национальная или иностранная организация.
Страны имеют право запрещать и ограничивать полёты в своём воздушном пространстве. И, надо сказать, это право активно используется и помимо инцидента с Беларусью. Например, во время пандемии многие государства закрыли небо, в Израиле было закрыто воздушное пространство из-за обострения военного конфликта, во Владивостоке ‒ на время проведения Восточного экономического форума.
Пилот авиакомпании airBaltic Алина Архипова в своём Facebook рассказывает, как теперь им приходится летать в обход Беларуси:
«Не люблю я политику, но она, к сожалению, вмешивается даже в нашу лётную работу. Так вот теперь и летаем в Киев в обход Беларуси ‒ по-другому не разрешается. Нелогично, конечно, ведь делаем крюк почти под прямым углом, но это не от нас зависит. Конечно, что польские диспетчера, что украинские, прекрасно понимают, как нам неудобен этот крюк и помогают по максимуму срезать маршрут полётного плана, чтобы нам аккуратно пройти точно вдоль Белорусской границы, не задевая её.
Но всё же такие политические передряги, конечно, выходят авиакомпаниям боком ‒ затраты на рейс больше, потому что лететь-то теперь дольше, топлива сжигается тоже больше. К тому же мы не укладываемся в расписание ‒ постоянно опаздываем, потому что официальное время полёта на данном рейсе остаётся согласно наикратчайшему маршруту, то есть как если бы мы летели через Минск. Но ничего не поделаешь! Пока вот так».
Международное небо
Грубо говоря, если начертить вертикальные линии над территориями государств, то это и будут границы воздушного пространства. Однако останутся и пустые участки ‒ например, открытое море (пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства) или Антарктика.
Воздушное пространство, расположенное над исключительной экономической зоной (район, находящийся за пределами территориального моря), открытым морем и Антарктикой в международном воздушном праве принято называть «международным воздушным пространством», где установлена свобода полётов всех государств, но в соответствии с международными правилами.
Где начинается космос
Интересно, что верхняя граница воздушного пространства не определена конвенциями и договорами. Ведь в какой-то момент начинается космическое пространство, которое уже не делится между государствами. Вопрос границы между ними обсуждается с 1950-х годов.
Неофициально такой отметкой считается 100 км ‒ она была признана Международной авиационной федерацией. Напомним, что гражданские самолёты зачастую летают на высоте 10-12 км.
Источники, используемые для написания статьи:
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Смотреть что такое ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО в других словарях:
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
Воздушное пространство — пространство, простирающееся вверх над поверхностью Земли. В воздушном праве различают государственное (национальное) В. п. смотреть
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
(airspace) 1. Пространство над территорией и территориальными водами какого-либо государства, находящееся под его исключительной юрисдикцией. 2. Простр. смотреть
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
«. 2. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное п. смотреть
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
air, airspace* * *• air space • airspace Синонимы: воздух, высота, высота поднебесная, высь, вышина, небесная высь, поднебесье, пятый океан, эфир
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
air spaceСинонимы: воздух, высота, высота поднебесная, высь, вышина, небесная высь, поднебесье, пятый океан, эфир
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
חלל האוירСинонимы: воздух, высота, высота поднебесная, высь, вышина, небесная высь, поднебесье, пятый океан, эфир
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
airspaceСинонимы: воздух, высота, высота поднебесная, высь, вышина, небесная высь, поднебесье, пятый океан, эфир
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
әуе кеңістігіҚазақстан Республикасының құрлықтық және сулы аумағының, соның ішінде оның аумақтық суларының үстіндегі әуе кеңістігі.
ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО
воздушное пространство пятый океан, поднебесье, эфир, воздух, высота поднебесная, небесная высь, высота, высь, вышина
До какой высоты считается воздушное пространство страны
Структура воздушного пространства
7. Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, делится на нижнее и верхнее воздушное пространство.
Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является эшелон полета 8100 м (эшелон полета 265), который относится к нижнему воздушному пространству.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.09.2011 N 743)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:
а) зоны и районы (зоны и районы Единой системы, районы полетной информации, диспетчерские районы, диспетчерские зоны);
б) маршруты обслуживания воздушного движения;
в) районы аэродромов (аэроузлов, вертодромов);
г) специальные зоны (зоны отработки техники пилотирования, пилотажные зоны, зоны испытательных полетов, зоны полетов воздушных судов на малых и предельно малых высотах, зоны полетов воздушных судов на скоростях, превышающих скорость звука, полетов воздушных судов на дозаправку топливом в воздухе, полетов воздушных судов с переменным профилем и т.д.);
д) маршруты полетов воздушных судов;
з) зоны ограничения полетов;
и) другие элементы, устанавливаемые для осуществления деятельности в воздушном пространстве.
9. Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам и высотам. Границы и условия использования элементов структуры воздушного пространства публикуются в документах аэронавигационной информации.
Статья 15. Воздушного кодекса РФ. Структура воздушного пространства
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Комментарии к ст. 15 ВЗК РФ
В соответствии с комментируемой статьей и Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации структура воздушного пространства включает в себя следующие элементы:
Приказом Министра обороны РФ N 261, Минтранса РФ N 99 от 9 июня 2001 г. (ред. от 29 января 2003 г.) утвержден и введен в действие с 1 августа 2001 г. Перечень зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации.
Границы элементов структуры воздушного пространства устанавливаются по географическим координатам, высотам, указываются в соответствующих инструкциях и публикуются в документах аэронавигационной информации.
Воздушное пространство делится на нижнее и верхнее. Границей нижнего и верхнего воздушного пространства является высота 8100 м, которая относится к верхнему воздушному пространству.
По высоте выполнения полетов воздушное пространство классифицируется:
Воздушное пространство над территорией Российской Федерации, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований, стандартов, норм и процедур в области использования воздушного пространства и деятельности в области авиации возложена на Российскую Федерацию, делится на зоны и районы ЕС ОрВД.
Структура воздушного пространства зоны ЕС ОрВД устанавливается инструкцией по использованию воздушного пространства зоны Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утверждаемой главнокомандующим ВВС.
В воздушном пространстве над территорией Российской Федерации вдоль ее государственной границы устанавливается приграничная полоса шириной 25 км с особым режимом ее использования.
В воздушном пространстве вдоль государственной границы Российской Федерации в Северном Ледовитом океане приграничная полоса не устанавливается.
Для выполнения полетов воздушных судов с аэродрома устанавливается район аэродрома. Границы района аэродрома (независимо от того, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении он находится) по представлению старшего авиационного начальника аэродрома утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэродрома.
Правила полетов в районе аэродрома (аэроузла) определяются инструкцией по производству полетов в районе аэродрома (аэроузла) или аэронавигационным паспортом аэродрома.
Районы аэродромов, на которых организация и обслуживание воздушного движения (управление полетами) требуют взаимного согласования и координирования, могут по решению командующего объединением ВВС и ПВО (командующего авиационным объединением, командира авиационного соединения) объединяться в аэроузлы.
Границы района аэроузла утверждаются командующим объединением ВВС и ПВО (командующим авиационным объединением, командиром авиационного соединения), ответственным за организацию использования воздушного пространства в зоне ЕС ОрВД, в которой расположен район аэроузла. Границы районов аэродромов, входящих в аэроузел, могут не устанавливаться.