до рождения христа какой был год

Рождество Христово в летосчислении от сотворения человека

Цель сообщения – показать результаты расчета числа «5508 лет» по текстам первого перевода утерянного оригинала древнееврейских книг Ветхого Завета, сделанного израильскими переводчиками во III–II веке до Р.Х. (Септуагинта) и сохраненного до XXI века в Библии, издававшейся РБО на русском языке по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

В двух первых главах книги Бытия обозначены шесть дней творения. В шестом дне-периоде творений, когда «Господь Бог не посылал дождя на землю… но пар поднимался с земли…» (Быт 2: 5, 6) и когда еще не было «радуги в облаке» (Быт. 9: 12–17), Бог сотворил человека – «мужчину и женщину сотворил их… и нарек им имя: человек, в день сотворения их» (Быт. 5: 1–2). Отличительным признаком человека, по Вавилову, является «гомогенная единица наследственности», то есть его «ген» с мужскими и женскими хромосомами.

По книге Бытия (см.: Быт. 5: 3–31), Адам прожил 230 лет и родил Сифа; Сиф прожил 205 лет и родил Еноса. Через 190 лет Енос родил Каинана; через 170 лет Каинан родил Малелеида; через 165 лет Малелеид родил Иареда; через 162 года Иаред родил Еноха; через 165 лет Енох родил Мафусала; через 187 лет Мафусал родил Ламеха; через 188 лет Ламех родил Ноя. «Ною было пятьсот лет, и родил Ной трех сынов: Сима, Хама и Иафета» (Быт. 5: 32). Поскольку Сим старше Хама и Иафета (см.: Быт. 9: 22–24; 10: 21), то в возрасте 500 лет Ной родил именно Сима. Таким образом, Сим родился в 230+205+190+170+165+162+165+187+188+500 = 2162 году от дня сотворения человека (от С.Ч.).

И жил Ной после (начала) потопа триста пятьдесят лет

«Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришел на землю» (Быт. 7: 6). «И жил Ной после (начала) потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер» (Быт. 9: 28–29). Правильность вставленного слова подтверждает равенство 600+350 = 950. По аналогии, «Сим был ста лет (как потоп водный пришел на землю) и родил Арфаксада через два года после (начала) потопа…» (Быт. 11: 10), то есть в возрасте 102 года. Далее (см.: Быт. 11: 12–25), Арфаксад прожил 135 лет и родил Каинана. Через 130 лет Каинан родил Салу; через 130 лет Сала родил Евера; через 134 года Евер родил Фалека; через 130 лет Фалек родил Рагава; через 132 года Рагав родил Серуха; через 130 лет Серух родил Нахора; через 79 лет Нахор родил Фарру. Следовательно, Фарра родился в 2162+102+135+130+130+134+130+132+130+79 = 3394 году от С.Ч.

«Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана»; из них старшим был Аран (см.: Быт. 11: 26–29). Поскольку Фарра умер в Харране в возрасте 205 лет, когда Авраму было 75 лет (см.: Быт. 11: 31–32; 12: 4–5), то Фарра родил Аврама в возрасте 205–75 =130 лет. Аврам-Авраам родил Исаака в возрасте 100 лет (см.: Быт. 17: 1–6; 21: 5). Исаак родил Иакова в возрасте 60 лет (см.: Быт. 25: 25–26; 35: 28), то есть в 3394+130+100+60 = 3554 году от С.Ч.

Иаков родил Иосифа (см.: Быт. 30: 22–24). В возрасте 17 лет Иосиф был продан братьями в египетское рабство (см.: Быт. 37: 2–28): проф. А.П. Лопухин отмечает, что тридцатилетний Иосиф 13 лет был рабом. В возрасте 30 лет Иосиф был представлен фараону (см.: Быт. 41: 14–16, 46); после семи лет изобилия и двух лет голода (см.: Быт. 41: 25–30; 45: 4–11) Иосиф послал своих братьев за отцом, предоставив им для скорости «колесницы по приказанию фараона и… путевой запас» (Быт. 45: 21). Иаков, прибывший в Египет с семейством, был представлен фараону в возрасте 130 лет (см. Быт. 47: 7–9). Следовательно, Иаков-Израиль (см.: Быт. 32: 28) родил Иосифа в возрасте 130–(30+7+2)= 91 год. И поскольку переехавшие в Египет братья по просьбе Иосифа назвали себя рабами фараона (см.: Быт. 46: 33–34; 47: 3–4), то началом плена будущего израильского народа следует считать 3554+91+17 = 3662 год от С.Ч.

В книге Исход продолжительность египетского рабства повторена дважды (см.: Исх 12: 40–41): «Времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день (первого месяца – Исх. 12: 1–11)), вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». Следовательно, исход израильского народа из Египта произошел в 3662+430 = 4092 году от С.Ч.

«В четыреста восьмидесятом году по исшествии сынов Израилевых из земли Египетской, в четвертый год царствования Соломона над Израилем, в месяц Зиф, который есть второй месяц, начал он строить храм Господу» (3 Цар. 6: 1). «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме и над всем Израилем было сорок лет» (3 Цар. 11: 42; 2 Пар. 9: 30). После смерти Соломона его царство разделилось на Иудейское и Израильское (см.: 3 Цар. 11: 30–32; 12: 20–24). Это событие произошло в 4092+480+(40–4) = 4608 году от С.Ч.

Именно в 4608 году от дня сотворения человека Ровоам (сын Соломона) воцарился в Иудее (см.: 3 Цар. 12: 17; 14: 21; 2 Пар. 12: 13), а Иеровоам – в Израиле (3 Цар. 12: 20; 14: 20). Здесь и далее имена израильских царей выделены курсивом, продолжительность царствования показана в круглых скобках после имени царей, более надежные подчеркнутые числа использованы в последующих расчетах года воцарения от года разделения царства Соломона (от Р.Ц.С.).

В книгах Царств и Паралипоменон приводятся не только годы царствования 20 иудейских и 20 израильских царей, но и согласованные годы их воцарения. Так, Аса воцарился: после Ровоама (17) и Авия (3) – 17+3 = 20 лет; «в 20-й год царствования Иеровоама, царя Израильского» (3 Цар. 15: 9). По второму варианту, воцарение могло произойти как в начале, так и в конце 20-го года царствования Иеровоама, а потому годом воцарения Асы следует считать число 19.5 с погрешностью ±0.5 лет, то есть 19.5(±0.5) год от Р.Ц.С.

Иоас воцарился: в 7-й год Ииуя (см.: 4 Цар. 12: 1) – (90±1)+(6.5±0.5) = 96.5(±1.5); после Гофелии (6) – (90±1)+6 = 96(±1). Иоас воцарился: после Ииуя (28) и Иохаза (17); в 37-й год Иоаса (см.: 4 Цар. 13: 10–11) – (96±1)+(36.5±0.5) = 132.5(±1.5). Амасия воцарился: после Иоаса (40); во 2-й год Иоаса израильского (см.: 4 Цар. 14: 1–2) – (132.5±1.5)+(1.5±0.5) = 134(±2). Иеровоам (второй) воцарился: в 15-й год Амасии (см.: 4 Цар. 14: 23) – (134±2)+(14.5±0.5) = 148.5(±2.5); после Иоаса (16) – (132.5±1.5)+16 = 148.5(±1.5). Азария-Озия воцарился: через 15 лет после смерти Иоаса (16) (см.: 4 Цар. 14: 17; 2 Пар. 25: 25) – (132.5±1.5)+16+15 = 163.5(±1.5); после Амасии (29) – (134±2)+29 = 163(±2). Факей воцарился: после Иероваама (41), Захария (6 месяцев), Саллума (1 месяц), Менаила (10) и Факия (2); в 52-й год Азарии (см.: 4 Цар. 15: 27) – (163±2)+(51.5±0.5) = 214.5(±2.5). Ахаз воцарился: в 17-й год Факея (см.: 4 Цар. 16: 1–2) – (214.5±2.5)+(16.5±0.5) = 231(±3); после Азарии-Озии (52) и Иоафама (16) – (163±2)+52+16 = 231(±2). Осия воцарился: после Факея (20); в 12-й год Ахаза (см.: 4 Цар. 17: 1–2) – (231±2)+(11.5±0.5) = 242.5(±2.5). Езекия воцарился: после Ахаза (16); в 3-й год Осии (см.: 4 Цар. 18: 1–2) – (242.5±2.5)+ (2.5±0.5) = 245(±3) год от Р.Ц.С.

По пророчеству Иеремии (см.: Иер. 25: 11–12; 29: 10–14) и по летописям (см.: 2 Пар. 36: 20–21), вавилонский плен продолжался 70 лет. Завершился плен постановлением Кира, царя Персидского, о строительстве храма в Иерусалиме, после чего в «города свои» вернулись пленники с возвращенными драгоценностями (см.: 2 Пар. 36: 22–23; 1 Езд. 1: 1–11, 2; 2 Езд. 2: 1–15). Это событие произошло в (4981.5±3)+70 = 5051.5(±3) году от С.Ч.

«Семьдесят седмин определены для народа твоего»

Сама возможность показанных расчетов свидетельствует о Божественном происхождении текстов Библии.

Источник

Сколько лет прошло от Рождества Христова?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Современное летоисчисление ведется от Рождества Христова. А Христос действительно родился 2020 лет назад? Или эта дата – условность?

Нет, дата Рождества Христова – не условность, но цифра в 2020 лет неточна. На самом деле от события Рождества Христова нас отделяют 2025-2026 лет.

Это можно сказать достаточно уверенно, сопоставив два факта:

С учетом этих двух моментов получается, что самая вероятная дата Рождества Христова – это 5 или 6 год до н. э., то есть за год-два до смерти Ирода.

Но ведь Ирод мог уничтожить вифлеемских младенцев еще задолго до своей смерти?

Теоретически мог, но такое предположение не стыкуется с данными другого Евангелия – от Луки. В нем сказано, что Иисус вышел на проповедь вслед за Иоанном Предтечей, а тот начал свое служение в пятнадцатый… год правления Тиверия кесаря (Лк 3: 1).

Император Тиберий начал править в 13 году н. э., но сначала был соправителем Октавиана Августа и лишь в 14 году сам стал императором. Получается, Иоанн Предтеча начал проповедовать в 28-29 году н. э., а Иисус Христос – немногим позже. В это время, как сообщает тот же евангелист Лука, Иисус был лет тридцати (Лк 3: 23). Но при этом, повторим, Он не мог родиться позже, чем умер царь Ирод Великий, – это противоречило бы рассказу евангелиста Матфея. Значит, Рождество Христово произошло совсем незадолго до смерти Ирода, то есть в 5-6 году до н. э. А проповедовать Христос начал в возрасте от 32 до 35 лет, – это не противоречит той приблизительной оценке Его возраста, которую дает евангелист Лука.

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

Иногда высказывается предположение, что Спаситель мог родиться в 7 году до н. э.: именно в тот год на небе можно было наблюдать «парад планет» – соединение в одной точке небосклона Юпитера, Сатурна и Марса. Это астрономическое явление, как предположил в XVII веке знаменитый математик и астроном Иоганн Кеплер, могло быть той самой Вифлеемской звездой, которая привела волхвов из дальних стран Востока сначала в Иерусалим, а после в Вифлеем, где находились Дева Мария и Богомладенец Иисус. Но это мнение подвергается критике. Ведь ненадолго соединившиеся в поле зрения земного наблюдателя планеты не могли в течение многих месяцев вести восточных путешественников в конкретном направлении, да еще и двигаясь в сторону, противоположную вращению небосвода! Святитель Иоанн Златоуст утверждал, что под видом Вифлеемской звезды выступала разумная ангельская сила.

То есть мы живем по ошибочному календарю?

Скажем так – действующий календарь неточен. Сейчас у нас завершается 2025-й, 2026-й или, может быть, 2027-й год от Рождества Христова, но точно не 2020-й. Ошибку в расчетах допустил еще в начале VI века настоятель одного из римских монастырей Дионисий Малый, которому было поручено составить таблицу для вычисления дат христианской Пасхи на ближайшие 95 лет. Кстати, именно Дионисию и принадлежала мысль перейти на летоисчисление от Рождества Христова, а не от основания Рима или, как было принято в те годы, от начала правления Диоклетиана (тот был римским императором с 284 по 305 годы и остался в истории как один из самых свирепых гонителей христиан).

Но в расчеты Дионисия вкралась неточность. Он опирался на упомянутые уже нами строки Евангелия от Луки, из которых следовало, что в пятнадцатый год правления Тиберия Иисусу было около тридцати лет, и при этом исходил из уже закрепленных к тому времени церковными канонами представлений о датах Рождества (25 декабря) и Пасхи (первое воскресенье после весеннего полнолуния). В итоге у Дионисия вышло, что Христос родился в 754 году от основания Рима. От этой даты он и стал отсчитывать годы новой, христианской эры. А когда ошибку заметили, новая система летоисчисления была уже общепринятой, и менять ее никто не захотел.

Тем более никто не хочет менять ее сейчас – ведь это приведет, например, к тому, что «поползут» все исторические даты. Окажется, что война России с Наполеоном была не в 1812 году, а в 1817-м, и так далее – словом, возникнет порядочная путаница. А надо ли ее вносить, если точная дата Рождества все равно неизвестна?

Но если с датой все так неточно, то можно ли вообще доверять христианскому рассказу о Рождестве?

Точная дата рождения Спасителя никак не влияет на достоверность Евангельских событий, которые – в отличие, к примеру, от мифических рассказов о рождении и смерти бога Осириса или о взаимоотношениях греческих богов – абсолютно органично вписаны в исторический и культурный контекст эпохи. Дата Рождества никак не опровергает и не подтверждает их. Собственно, поэтому евангелисты и не стали акцентировать на ней внимание в своих повествованиях.

«Мы верим не в даты, цифры или хронологию, это всё человеческие расчеты и наши земные попытки расставить всё по полочкам, – говорит священник Валерий Духанин. – Мы верим в Господа Иисуса Христа. Для нас важна духовная суть Евангелия. Сами апостолы-евангелисты не ставили целью составить четкую хронологию жизни Спасителя. Их целью было запечатлеть непосредственный опыт соприкосновения со Христом: как Он жил, как учил, как пострадал за грехи людей и как воскрес. Это свидетельство и хранится в Евангелии. Конечно, людям хочется более точных, рациональных сведений, потому и появились расчеты и трактовки упомянутых в Евангелии событий. Но на этом пути неизбежны неточности.

К слову, неизвестны точные годы рождения многих святых, так как зачастую они выходили из простой, малоизвестной среды, но их высокий образ жизни привлекал к ним людей, и люди запоминали даты их кончины. Например, в наши дни спорят о дате рождения блаженной Матроны Московской, хотя она жила совсем недавно и о ней сохранилось много свидетельств.

Колебание датировок в пять-семь лет не меняет духовной сути Евангелия. Евангелие – не о датах и цифрах, оно о том, как спасти свою душу от греха, как стать Божиим чадом. Когда ты обрел веру в Бога, когда ощутил в своей жизни свободу и радость, о которых благовествует Евангелие, то расчеты и хронологии для тебя уже вторичны.

Корректировка дат нисколько не подрывает веру, а говорит лишь о пытливости человеческого ума, которому хочется всё знать досконально».

Источник

Какой сейчас год от Сотворения Мира?

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

Какой сейчас год от Сотворения мира? И возможно ли найти место где раньше был рай на земле?

Похожие вопросы

6 Ответов

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

1. 2020 год = 7528 год от сотворения мира. Чтобы вычислить год от сотворения мира, необходимо к текущему году (время, прошедшее от Рождества Христова) прибавить 5508.

2. В Священном Писании ( Быт.2:8-15 ) говорится о четырех реках, вытекающих из Эдема. Это Хиддекель, т. е. Тигр, Евфрат, Фисон и Гихон. И если первые две — это реально существующие до сих пор реки, то о двух других приходится только гадать.

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

Очень корректный первый ответ, который Вы получили.

Даже отцы 7 Вселенского собора указывают в своем времени дату от сотворения мира, которая на период тех лет высчитывалась так же, как Вам ответил Кирилл:

«Христос Бог наш в пять тысяч пятьсот первом году пришел к людям, и жил с нами тридцать три года и пять месяцев».
(7 Вселенский собор. 5, деяние 6, c. 212).

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

Кроме того, библейский текст дошёл до нас в огромном количестве списков, в которых есть разночтения по количеству прожитых праотцами лет, так как особенность написания чисел в древности легко приводила к опискам при переписке текстов переписчиками.

Еще надо понимать, что в библейском тексте родословных нет цели перечислить с дотошностью всех членов рода и посчитать года их жизни, поэтому, допустим, Евангелист Матфей с легкостью в средней части родословия Господа Иисуса опускает трех царей, а в последней, поместив двенадцать родов, говорит, что их четырнадцать.

Подытоживая, можно сказать, что Библия не предполагает подсчётов времени «сотворения Адама» по родословным, но если всё-таки задаться целью и посчитать то по разным спискам и трактовкам получится от 5,5 до 9 тысяч лет..

Отвечая на второй Ваш вопрос думаю, что в точности это врядли возможно. Следы жизнедеятельности людей живущих простой жизнью полностью исчезают за несколько лет, а прошло тысячи..

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

По первому вопросу: если имеется в виду, сколько лет в буквальном смысле прошло от сотворения мира, то ответ здесь невозможен. Библейская хронология (особенно в Быт. 1-11 ) условна, наука не дает точных данных. Если же в вопросе подразумевается, какой сейчас год в пересчете на систему летоисчисления, которая была у нас принята до Петра I и называлась хронологией от сотворения мира, то здесь важно еще учитывать, в каком месяце мы ведем подсчёты.

Насчет местоположения рая можно ответить олько ориентировочно: он находился где-то в Междуречье, на Ближнем Востоке (так как указаны реки Тигр и Евфрат). Точные же координаты указать невозможно.

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

Точный год творения мира нам неизвестен. Все имеющиеся вычисления построены на ошибочном допущении о полноте библейских родословий до Великого потопа. Точное географическое местоположение рая нам также неизвестно.

до рождения христа какой был год. Смотреть фото до рождения христа какой был год. Смотреть картинку до рождения христа какой был год. Картинка про до рождения христа какой был год. Фото до рождения христа какой был год

Относительно года Вам корректно ответили выше. Церковный год начинается с 1 сентября по старому стилю, поэтому до этого дня прибавляем к нынешнему году 5508 лет, а после +5509. Что касается размышлений о возможности разных подсчетов, то об этом говорить неуместно. Церковная традиция вполне однозначна. Например, Вселенские Соборы датировали сами себя по годам от сотворения мира. Это же летоисчисление было и в нашем Отечестве до Петра I.

Найти место, где был рай на земле, невозможно, потому что он был на возвышенном месте и со временем поднялся, как говорит прп. Ефрем Сирин. После потопа же и следов его нет на земле. В день Страшного Суда Небесный Иерусалим опустится на обновленную землю, мы все это увидим.

Источник

Когда родился Христос?

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Как это когда? – удивится неискушенный читатель, – разумеется, 7 января… первого года от Рождества Христова. Или точнее, 25 декабря по старому стилю… тогда, стало быть, предыдущего года. Нулевого. А нулевого года ведь не было, значит… значит, первого года до Рождества. Или что-то тут не так?

Тут, к сожалению, много чего «не так». Это сегодня весь мир живет по одному и тому же календарю (хотя в дополнение к нему могут быть и другие, тот же «старый стиль») и пользуется одним летоисчислением. В древности существовало много календарей, и еще больше систем летоисчисления: годы считали от основания Рима, или от начала правления того или иного царя, или вовсе не считали их, а обозначали по именам правителей. Откуда же мы можем узнать точную дату Рождества?

Источников может быть в общей сложности три: текст Писания, церковное предание и косвенные данные. Независимых от христианской традиции источников у нас просто нет. Но и церковное предание тоже не особенно помогает: день празднования Рождества установился не сразу, сначала оно вообще отмечалось вместе с Богоявлением (Крещением) 6 января, и лишь затем было перенесено на 25 декабря, когда римляне привыкли праздновать «день рождения непобедимого солнца». Так сказать, старый праздник наполнился новым содержанием, а в Армянской церкви так и продолжают отмечать Рождество и Богоявление 6 января (по «новому стилю», на который и перешла эта церковь).

Что касается года Рождества, он тоже был записан в церковной истории далеко не сразу. В начале VI века римский папа Иоанн I поручил монаху Дионисию Малому провести календарные расчеты. В частности, решено было отказаться от принятого тогда летоисчисления «диоклетиановой эры». За отправную точку в ней принималось начало правления римского императора Диоклетиана, одного из самых жестоких гонителей христиан. Вполне естественным было желание заменить ее на другую дату – и что подходило здесь лучше Рождества Христова! Дионисий привлек все доступные ему источники (а их было не слишком-то много) и рассчитал, что 248 год эры Диоклетиана должен соответствовать 532 г. от Рождества Христова. С тех пор мы так и считаем года, разве что сегодня это летоисчисление часто называют «нашей эрой», не упоминая Рождества.

И надо сказать, не зря. Открыв сегодня любой исторический справочник, мы узнаем, что иудейский царь Ирод Великий умер в 4 г. до н.э., это установлено точно – даты правления и смерти царей бывают нам известны из разных источников. Что ж, вполне обычная справка… но Ирод играет важную роль в евангельском повествовании о Рождестве. Как же так?

Самое простое объяснение: Дионисий Малый немного ошибся в расчетах. Он, кстати, был не единственным, кто постарался рассчитать эту дату, свои вычисления некогда провели и неизвестные нам эфиопские богословы, результат получился несколько иным… и потому в Эфиопии в минувшем сентябре начался всего лишь 2003 год. Эфиопская дата Рождества отстоит от смерти Ирода еще дальше.

Так что говорит нам о дате Рождества евангельский текст? К сожалению, ничего конкретного. Мы знаем, что пастухи были тогда со своими стадами в поле (от Луки 2:8), так что это, скорее всего, была не зима, а теплое время года, но и это не точно. С другой стороны, когда ангел возвестил Марии о грядущем рождении Сына, Елизавета была на шестом месяце беременности (от Луки 1:26). Сама эта беременность началась вскоре после того, как ангел возвестил ее мужу Захарии о грядущем рождении Иоанна (от Луки 8:1-11) – и если предположить, что всё это произошло на День умилостивления, отмечавшийся в сентябре или октябре по нашему календарю, то мы прибавим к этой дате шесть и еще девять месяцев, и у нас как раз получится зимнее Рождество. Но, к сожалению, в тексте нет никаких прямых указаний, что ангел явился Захарии именно в этот день.

Есть, наконец, и давнее предание о том, что Благовещение состоялось в тот же день еврейского календаря, что и Распятие (а оно, как мы знаем, пришлось на ветхозаветную Пасху, праздновавшуюся примерно в апреле), и тогда у нас опять получается декабрь. Но и об этом совпадении ни слова не сказано в Евангелиях! Всё это лишь догадки, и вполне возможно, что появились они уже после того, как Рождество стали праздновать в декабре, как раз для того, чтобы согласовать эту дату с прочими событиями евангельской истории.

Год Рождества тоже не назван в Евангелиях. Точно датирован только год начала общественного служения Иисуса – это 15-й год правления императора Тиберия (от Луки 3:1), то есть 29-й г. н.э. Но это нам ничуть не помогает, потому что на Свое общественное служение Иисус вышел примерно «лет тридцати» (от Луки 3:23); во всяком случае, Ему еще явно не было пятидесяти (от Иоанна 8:57). Слишком туманно… О годе Рождества Евангелия сообщают нам лишь то, что в Иудее тогда правил Ирод Великий (Матфея 2:1, 16), римским наместником в Сирии был Квириний, а император Август велел сделать перепись (от Луки 2:1-2).

Ясно, что произошло Рождество не позднее смерти Ирода (4 г. до н.э.). Когда именно происходила та самая перепись, неизвестно – подобные события периодически случались. А вот Публий Сульпиций Квириний был назначен в провинцию Сирия в 6 или 7 г.н.э., и как раз с поручением от императора Августа произвести перепись, до того он управлял совсем другой провинцией… Неразрешимое противоречие? Не обязательно. Лука говорит о «первой переписи», а историки знают лишь об одной при Квиринии. Вполне вероятно, что Квириний и прежде исполнял некоторые правительственные поручения в Сирии и Иудее, и тогда как раз была проведена «первая перепись». Наши сведения о жизни глухой провинции Римской империи, какой тогда была Иудея, обрывочны.

Какие могут быть у нас косвенные данные, свидетельствующие о дате Рождества? Собственно, здесь есть только одна зацепка: можно попробовать отождествить Вифлеемскую звезду с некоторым астрономическим явлением, которое было описано в других источниках и получило подтверждение современных астрономов. Это могла быть вспышка сверхновой – на небе на краткое время появилась очень яркая звезда и затем погасла. Если она была видна над Иерусалимом в южной части неба, над самым горизонтом (это могло быть даже в утреннее время, настолько яркими бывают сверхновые), то волхвы, следуя ей как указателю, вполне могли дойти до Вифлеема (от Матфея 2:9), а когда они оказались там, звезда зашла за горизонт.

Действительно, в китайских летописях содержится упоминание об очень яркой звезде, вспыхнувшей примерно в 5 г. до н.э. и затем погасшей. Тут, правда, приходится учитывать, что интерпретация древнекитайских документов и точная датировка описанных в них событий тоже дело нелегкое, да и среди современных астрономов нет полного единодушия насчет того, какая именно это была звезда. А может быть, это вообще была комета, причем такая, которая больше не возвращалась к Земле, так что точную дату ее появления вычислить невозможно? В любом случае, всё это только гипотезы.

Ни историки, ни астрономы не могут назвать нам точную дату или хотя бы точный год Рождества Христова.

В этом нет ничего удивительного: из тех времен история донесла до нас даты великих битв и сроки жизни великих царей, да и то не всегда точно. Младенец Иисус родился совсем не во дворце, его почтили вовсе не придворные летописцы, и величие этого события ничуть не похоже на то, что принято считать великим в этом мире. Подлинность Рождества удостоверяется не архивными документами, а опытом веры. Когда бы оно ни произошло тогда, оно действительно произошло, оно происходит везде и всегда, где и когда люди готовы принять Младенца.


На заставке фрагмент картины: Репин И. Рождество Христово. 1890

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *