додо пицца в сша в каких городах

Додо пицца в сша в каких городах

Мы закрыли пиццерию в Калифорнии.

Dodo Pizza в ЛосАнджелесе проработала всего три недели. В нашей сети уже более 450 пиццерий. За восемь лет существования нашей компании мы закрыли всего три пиццерии. Что же случилось в Калифорнии?

Пиццерия в Лос-Анжелесе очень неожиданно появилась на нашей карте. Она не была построена нами с нуля. Это результат партизанской тактики, которой мы придерживаемся на данный момент на огромном и сложном американском рынке. Все началось и закончилось очень стремительно. Один американский предприниматель решил открыть пиццерию в городе Торренс рядом с Лос-Анджелесом. У него был свободный капитал и пиццерия была для него в каком-то смысле венчурным проектом. Он придумал концепцию, создал торговую марку, разработал рецепты. В процессе подготовки к открытию Джон нашел информацию о нашей компании и заинтересовался. Мы переписывались. Джон даже начал разрабатывать аналог Dodo IS для управления пиццерией, так как у него были планы строительства сети в будущем.

Алена оперативно переехала в Калифорнию, наладила поставка ингредиентов, собрала команду и запустила пиццерию, которая очень хорошо стартовала, но сотрудничество между Джоном и Аленой, к сожалению, не сложилось. Как оказалось, Джону было сложно довериться Алене и отказаться от контроля за всеми операциями. Я ехал в Калифорнию, чтобы познакомиться с Джоном, но когда мы встретились в Лос-Анджелесе Джон предложил мне выкупить пиццерию или найти инвесторов, которые бы могли это сделать. Безусловно, Алена переезжала в Калифорнию, имея другие договоренности, но требовать формального выполнения соглашения было бесмысслено, так как эффективной работы все равно бы не получилось. Мы обсудили все варианты и Алена приняла решение закрыть пиццерию. Джон и Алена пожали друг другу руки и расстались в хороших отношениях. Бизнес состоит не только из побед, но и из ошибок и поражений, но каждая ошибка это шаг вперед. Это новый урок и новый опыт. Не все возможности приводят к результатам. Чтобы ни случилось, мы продолжим верить и доверять людям, потому что только доверие приводит к выдающимся результам.

Как же мы появились в Америке?

Я стал думать, что же нам делать. В голове были самые страшные сценарии. Я понимал, если мы не привлечем деньги, мне просто не чем будет платить зарплату. Я не знал, что будет с экономикой и захочет ли дальше кто-то инвестировать в будущее. Я понимал, что все, что мы делали находится под угрозой. Но при этом, я был уверен, что даже из самой безвыходной ситуации должен быть выход, просто порой он может быть совсем фантастическим. И я решил, что мы должны открыть пиццерию в США. Я понял, что именно в этот момент мы должны доказать инвесторам, что сможем выжить на самом сложном рынке в мире. Я должен заставить людей, инвесторов, команду, всех, включая себя, поверить, что сможем развиваться глобально. А если вдруг в России произойдет самый худший сценарий, у нас будет маленький плацдарм, чтобы сохранить то, что мы создавали, ведь наша система Dodo IS может работать на любом рынке. Это было похоже на создание маленькой колонии на Марсе, чтобы сохранить жизнь, если на Земле вдруг случится катастрофа. А если негативного сценария не будет, пиццерия в США будет нашей научно-исследовательской лабораторией, чтобы получать информацию, учиться, а когда придет время это позволит нам начать развитие на самом большом пицца-рынке в мире, ведь это и был наш план, наша большая “волостая” цель.

Мы начали открывать пиццерию в США. Это была одна из самых больших авантюр в истории нашей компании. Я предложил возглавить проект Алене Тиховой. Алена была нашим партнером-франчайзи в городе Химки рядом с Москвой. Она свободна говорила по-английски. Мы выкупили пиццерию в Химках, а Алена стала менеджером компании и уехала в США. Также к американской команде присоединился Андрей Кириевский. Андрей около 10 лет назад закончил Университет в Вирджинии и остался работать в Америке. Он следил за нашим развитием, и когда увидел, что мы действительно открываем пиццерию в США, решил круто изменить свою жизнь и присоединиться к нашему американскому стартапу. Андрей уволился из крупной компании, продал дом в Ричмонде и переехал с женой и двумя детьми в Миссисипи, чтобы строить нашу “американскую мечту”. Алена и Андрей совершили настоящее чудо. Без серьезной поддержки, без больших ресурсов, они открыли пиццерию и она вышла в операционную прибыль через несколько месяцев.

Что происходит сейчаc в США сейчас и какие у нас планы? В данный момент рынок США не является для нас приоритетным в развитии. Сегодня у нас три фокуса: Россия и соседние страны, Европа и Китай. Мы планируем начать активное развитие в США через несколько лет, когда у нас будет больше ресурсов, а команда и система Dodo IS будут еще более зрелыми, но для этого надо подготовить фундамент. В данный момент в Миссисипи и Теннеси работает три пиццерии Dodo Pizza. Возможно, в среднесрочном будущем мы начнем на базе этих пиццерий развивать сеть. Возможно, мы опять вернемся с корпоративным бизнесом. Мы верим в открытость и будем действовать в США точно также как в России. Все цифры в наших пиццериях будут открыты и пока мы не создадим прибыльную устойчивую модель, не добьемся успеха сами, мы не будем развивать сеть и франчайзинг в США. Наше будущее развитие в США не было бы возможным без того опыта, который мы уже получили и получим на этом рынке. Впереди нас ждет много интересного.

Источник

«Додо Пицца»: от Москвы до Лагоса Чемпион в России — с глобальными амбициями

В 2011 году предприниматель Федор Овчинников без большого капитала и опыта в ресторанном бизнесе открыл в родном Сыктывкаре первую пиццерию «Додо». Она располагалась в подвале, в ней не было окон.

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

К 2020 году из одной пиццерии получилась целая международная сеть — из сотен заведений. С окнами, и еще много чем.

Меньше чем за десятилетие «Додо» удалось:

«Додо — одна из первых по-настоящему цифровых концепций в нашей индустрии». Global Restaurant Leadership Conference

Как у команды «Додо» это получилось?

Что ж, где-то нам, наверное, немного повезло. Но вдобавок к этому…

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

Что дальше?

В 2019 году 89% продаж сети принесли пиццерии в России — около 277 миллинов долларов. Это неплохие деньги. Можно было бы почивать на лаврах, но нет: мы не собираемся останавливаться. Быть локальным чемпионом — хорошо, но мало. Мы используем деньги, заработанные в России, для того, чтобы развиваться по всему миру. Наша цель — создать глобальный пицца-бренд.

Модель «Додо» уже доказала свою эффективность в странах Восточной Европы — Литве, Эстонии, Беларуси и Словении. А успех первой пиццерии, открытой в 2019 году на африканском континенте, — в Нигерии — еще раз подтвердил, что наша концепция может быть успешна в самых разных условиях.

В ближайшему будущем мы намерены укрепить свои позиции на сложном, но ключевом для нас рынке: в Великобритании. Там мы запускаем корпоративные пиццерии. А в Польше, Вьетнаме, Словакии и Финляндии мы будем развивать «Додо» в партнерстве с франчайзи.

А еще мы хотим выйти за пределы пиццы. Ведь мы умеем создавать бренды, соединять IT и операционный бизнес, работать с сильными предпринимателями, привлекать клиентов. Подробнее о том, как мы запускаем новые концепции, читайте здесь.

Круто! А что мне с этого?

Если вы хотите открыть пиццерию «Додо Пицца» на условиях франчайзинга в новой стране, заполните анкету.

Интересует франшиза «Додо» в России? На этой странице можно узнать детали — и получить список еще доступных городов (но их осталось крайне мало).

Если вы хотите инвестировать в пиццерии франчайзи, для вас — страница для инвесторов.

Если вы хотите присоединиться к нашей команде, проверьте открытые вакансии.

Если вы хотите следить за развитием бизнеса и интересуетесь менеджментом, заходите в блог или подписывайтесь на основателя «Додо» Федора Овчинникова в Facebook, Instagram или Telegram.

Источник

Сила ума

В этой заметке я расскажу о ключевых новостях и решениях нашей Компании в октябре 2014 года.

Инвестиции. 40% completed

Год назад, в сентябре 2013 года, мы начали искать стратегического инвестора. Мы предложили фондам 10% компании в обмен на 100 миллионов рублей инвестиций в наше развитие. Таким образом, инвестиционная оценка компании составила 1 млрд. рублей (23,4 млн. долларов по текущему курсу). Оказалось, что найти 3 млн. долларов в России для компании из Сыктывкара не так-то просто. Представители фондов, с которыми я встречался, называли нашу оценку фантастической, но это была оценка нашего будущего, которое я не считал фантастическим, поэтому оценку не снижал. В итоге мы отказались от работы с фондами и создали уникальную краудинвестинговую программу для частных инвесторов. На текущий момент мы собрали 40% от требуемой суммы и имеем стабильный поток заявок от частных инвесторов. То, что год назад казалось фантастикой, стало реальностью. Мы продолжаем расти, опережая планы. Чем дальше, тем больше уверенности в будущем “Додо Пиццы”. В 2013 году выручка нашей сети составила 181 миллион рублей, в 2014 году она превысит 400 миллионов, в 2015 году мы должны достигнуть 1 миллиарда. Это реальность.

За динамикой выручки в режиме онлайн можно следить на сайте dodoinvest.com

Первый шаг. 100% delivery

В 2011 году я открыл пиццерию в подвале площадью 68 квадратных метров. Эта пиццерия работала только на доставку. Смета на ее запуск составила всего 1,5 миллиона рублей. Из этой маленькой пиццерии выросла сеть, выручка которой в этом году превысит 400 миллионов. У меня не было больших денег, но была энергия и вера в победу. Я начал с малого и у меня получилось.

В октябре мы приняли очень важное решение для развития нашей франчайзинговой сети. Мы снижаем стоимость входного билета в наш бизнес до 2 млн. рублей. Мы запускаем франшизу доставки пиццы без зала. Теперь частью сети “Додо Пицца” могут стать предприниматели, обладающие совсем небольшим капиталом. Наша франшиза стала еще доступнее. Всего 2 миллиона рублей. Доставка пиццы без зала это отличная возможность для старта. Многие наши Партнеры, которые сегодня развивают сети пиццерий, начинали только с доставки, например, Смоленск, Самара или Ухта. Самая первая маленькая пиццерия Дмитрия Трояна в Самаре, которая до сих работает только на доставку, приносит сегодня 2 миллиона рублей выручки в месяц.

Если у вас есть или вы сможете найти 2 миллиона рублей и вы хотите открыть свою “Додо Пиццу”, пишите Андрею Петелину директору по франчайзингу нашей компании на a.petelin@dodopizza.com. Добро пожаловать в “Додо Пиццу”!

Сандвичи. Для тебя и для друзей

Мы начали большой проект по повышению привлекательности нашего стационарного формата. Мы уверены в нашей модели на рынке доставки, но понимаем, что наши стационарные пиццерии должны стать более конкурентоспобными. Мы хотим на равных конкурировать с Subway или Sbarro именно на рынке стационарного общепита. Для этого нам необходимо расширить меню для одного человека, ведь пицца это продукт для компании, а мы не продаем пиццу кусочками (подробнее о нашем формате можно прочитать здесь). И нам, конечно, нужны не просто продукты, а классные продукты, которые смогут конкурировать по вкусу и при этом не разрушат эффективность нашей производственной системы. Нужно добиться результата в условиях ограничений.

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах
Менеджер продуктов Виталий Бушмин тестирует сандвичи из печки

В ближайшее время я подробно расскажу о том:

В итоге мы идем к концепции стационарной пиццерии под кодовым названием “Додо Пицца: для тебя и для друзей”. “Для тебя” это меню для одного человека — сандвичи, салат-роллы, додстер, молочные коктейли, кофе, десерты… “Для друзей” это большой и дорогой продукт для одного человека, это пицца.

Dodo Pizza в Румынии

1 октября начала работать Dodo Pizza в Румынии в городе Брашов. Вот динамика выручки в первые дни продаж.

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

Я уверен в успехе доставки Dodo Pizza, но нам предстоит большая и интересная работа по продвижению нашего стационарного формата в Брашове, ведь у нас непривычная концепция стационарной пиццерии. У нас нет официантов, а пицца подается в коробках. Но мы знаем, что это решаемая задача, ведь точно такая же ситуация и в России 🙂 Параллельно мы работаем над “стационарным меню”. Следить за новостями из Румынии можно в блоге Серджиу Болокана и на страничке в Facebook Dodo Pizza Brasov, где идет настоящее реалити-шоу 🙂

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

Блог. Новая жизнь

Самая короткая новость. Блог sila-uma.ru ждут большие изменения.
Дизайн, структура, новый подход, новый контент и даже новые авторы. Скоро.

Dodo Pizza в США

Это, пожалуй, самая необычная новость. Мы будем открывать пиццерию в США. Это произойдет не через три года, не через пять лет, а в среднесрочной перспективе. Почему? Мы действуем локально, но мыслим глобально и думаем о будущем. Современный мир, как бы это кому-либо не хотелось, с точки зрения бизнеса представляет из себя “римскую империю” и “римом” являются Соединенные Штаты Америки. Какой бы крутой ни была компания, система, франшиза, маркетинг, для того, чтобы “захватить мир”, Dodo Pizza должна получить опыт на самом развитом и конкурентном рынка фастфуда в мире — в США. Нам нужна эта компетенция. Нам нужно испытать нашу систему, наш бренд и компанию. Чем раньше мы начнем, тем лучше. Если мы сможем работать там, значит мы сможем работать везде.

Вы читаете сейчас начало еще одной “сумасшедшей” истории. Запасайтесь поп-корном 🙂 Продолжение следует…

Bonus

Первые фотографии из первой пиццерии Dodo Pizza в Румынии, которая начала работу 1 октября 2014 года:

Источник

«В США мы открылись со страху»

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

«Мы сделали открытой всю финансовую информацию»

— Судя по вашей отчетности, совокупная выручка сети «Додо Пицца» в 2016 году выросла почти в три раза, с 1,1 млрд до 2,9 млрд руб. Это происходит на фоне разлада в экономике. Откуда такой рост?

— Факторов много. Самый очевидный — сеть увеличилась за год почти в два раза. Но старые пиццерии тоже выросли в этом году: количество заказов в самих пиццериях на 5–7% и на 30% доставка. Люди стали меньше ходить в рестораны и чаще заказывать еду домой. Компания молодых людей раньше шла в пятницу в ресторан, а сегодня заказывает три большие пиццы домой. Есть еще подозрение, что мы откусываем кусочек рынка у суши.

— Почему?

— Потому что у кафе с суши еще несколько лет назад был большой рост, а когда люди стали экономить деньги, то переключились на пиццу. Для регионального потребителя суши — это деликатес, а пицца — возможность быстро поесть.

Мы сейчас сеть №1 по количеству пиццерий: у нас на конец 2016 года было 154 пиццерии в девяти странах мира (из них 145 — франчайзинговые), в России — 139. Осенью мы обогнали сеть IL Patio, у которой было около 110 точек.

— Кто ваши основные конкуренты?

— Рынок не консолидирован, основные конкуренты — это локальные компании. В московском регионе мы считаем конкурентами Domino’s Pizza, Papa John’s, Pizza Hut, «Империю пиццы». Но я думаю, что основная конкуренция в ближайшем будущем будет с международными Domino’s Pizza и Papa John’s, они активно развиваются в России.

— Франчайзинг, пожалуй, единственный способ быстро построить масштабный бизнес, не имея особых средств. Но это очень хрупкая модель, потому что сплошь и рядом франчайзи меняют бренд на свой собственный или перестают платить роялти. У тебя уходили франчайзи?

— Нет, у нас таких случаев не было ни одного. У нас это сделать практически невозможно, потому что информационная система контролирует всю клиентскую базу. Например, у нас единый call-центр на всю страну, его номер знают все клиенты. Это уникальная вещь для рынка.

— Ну не может быть такого количества эффективных предпринимателей среди франчайзи, кто-то обязательно должен облажаться.

— Дело в том, что мы никогда активно не продавали франшизу. С самого начала все, кто захотел с нами работать, приходили сами. Единственный метод привлечения франчайзи — это мой блог. Мы сделали открытой всю финансовую информацию, и именно эти цифры привлекли к нам много сильных пассионарных предпринимателей. Многие из них никогда бы не занялись пиццей, если бы не начали читать мой блог.

— Большинство предпринимателей панически боятся открывать финансовую информацию. Почему ты изначально решил все свои данные публиковать?

— Это сжигание мостов. Когда ты делаешь все цифры открытыми, ты не даешь себе никаких шансов на отступление. Если показатели будут плохими, то никто никогда эту франшизу не будет покупать. И эта абсолютная открытость мощно драйвит всю компанию.

Сеть пиццерий — это не нефтяная вышка, которую ты взял, и она приносит деньги. Это сложный бизнес, которым нужно управлять. При этом открытость защищает. Любой наезд точно был бы заметен. Когда все всё скрывают, а ты открыт, то минус превращается в большой плюс. Это привлекает внимание клиентов, сотрудников и партнеров.

— И копипастеров. Постоянно же появляются клоны, которые копируют ваш логотип, бизнес-процессы.

— Да это нормально. На самом деле идея — ничто, а реализация — всё. Если у них есть силы реализовать успешный бизнес, они и без меня справятся. Плюсов от открытости гораздо больше, чем минусов. А риски в основном параноидальные.

Кто такой Федор Овчинников

Федору Овчинникову 35 лет, по образованию он археолог, окончил Сыктывкарский госуниверситет, у него двое детей. В 24 года Федор взял в Сбербанке 400 тыс. руб. в кредит на ремонт квартиры и открыл в Сыктывкаре книжный магазин. Вскоре у него появились инвесторы, а «Книга за книгой» превратилась в сеть из восьми магазинов. После кризиса 2008 года Овчинников был вынужден продать свою долю за бесценок из-за долгов. Про эту историю журналист Максим Котин написал книгу «И ботаники делают бизнес». В 2011 году Федор открыл в Сыктывкаре первую пиццерию «Додо Пицца».

«Я нагло скопировал модель Papa John’s»

— Ты же и сам начал с копирования? Несколько месяцев работал в Papa John’s?

— Конечно. Я нагло скопировал модель Papa John’s. Любые попытки запустить с нуля что-то суперинновационное обычно проваливаются, потому что у начинающей компании недостаточно ресурсов, чтобы экспериментировать. У меня была одна задача на старте — выжить, а потом уже начинать реализовывать свои идеи. Я изначально пришел в этот бизнес с большой идеей — создать продукт на стыке IT и офлайнового бизнеса. Но для этого мне нужно было взять велосипед Papa John’s, научиться на нем ездить, а потом думать, как его улучшать.

— А что ты улучшил в Papa John’s?

— Основное наше отличие сегодня, что «Додо Пицца» — это IT-компания, ядром которой является информационная система Dodo IS. Мы создали веб-сервис для управления пиццерией, который объединяет в себе всю цепочку создания ценностей: тут есть сайт, call-центр, система управления сменой, приложение для курьера, приложение для сотрудника. У нас даже кассы работают в браузере.

— А зачем?

— Интернет дает возможность моментально вводить инновации. Мы каждую неделю обновляем систему, и во всех пиццериях что-то меняется. Как Tesla обновляет прошивку машин по всему миру. Завтра появятся, допустим, печки с доступом в интернет, и мы будем управлять ими удаленно.

Понятно, что сейчас об IT не думает только ленивый предприниматель, но мы все это начали делать изначально. Мы не ресторанная компания, которая пытается автоматизировать процессы, а IT-компания, которая продает пиццу. Айтишники идут на кухню и думают, как и что там оптимизировать, а обычно все наоборот.

— За неделю до Нового года ваша IT-система отменила 10 тыс. транзакций и вернула клиентам почти 8 млн руб. Почему это произошло?

— Это было серьезное испытание. Мы осознали, как сильно могут масштабироваться ошибки, когда твой бизнес так сильно централизован и автоматизирован. Из-за неправильного переноса данных наша тестовая версия системы получила доступ к реальным клиентам и отменила эти транзакции, посчитав их некорректными. Первопричины, пожалуй, типичны для стартапа: когда ты развиваешься в условиях ограниченных ресурсов, тебе приходится жертвовать безопасностью ради скорости развития. К счастью, у нас получилось избежать серьезных потерь: мы вернули все деньги, потеряв на комиссиях около 200 тыс. руб.

— А пример какого-либо очевидного преимущества Dodo IS можешь привести?

— Вот, например, типичная проблема общепита — высокая текучка персонала. Мы ввели такую функцию, как личный кабинет сотрудника. Человек видит, сколько он смен отработал, какую зарплату получил. Он может сам формировать свой график. Но мы хотели еще и коммуницировать с сотрудниками. У нас их сейчас 1,5 тыс. по всей стране — они видят изнутри все проблемы. И мы ввели постоянный опрос: сотрудник анонимно оценивает работу пиццерии. У нас появился «индекс счастья». Он коррелирует с текучестью кадров, с продажами, можно сразу же начинать с этим работать.

— И как работать? Зарплату всем недовольным поднять?

— Нет, объяснять франчайзи, что есть серьезные проблемы. Все прозрачно, все видят рейтинг всех пиццерий, партнеры соревнуются между собой. Мы даже создаем медиаплатформу для франчайзи, чтобы доносить новости, объяснять свои решения. Мы должны управлять общественным мнением.

— Это как государство в государстве?

— Да, похоже. Есть четкие правила игры для франчайзи. Например, работает система тендеров на города: франчайзи борются друг с другом за право открыть точку, например, в Москве. Мы стремимся создать некое законодательство, которое решает все конфликты. Если ко мне приходит человек и говорит: а давай я больше денег заплачу, и мы решим вопрос — я отвечаю примерно так: сейчас мы решим в твою пользу, но завтра это сделает тебя незащищенным. Всегда найдется кто-то, у кого денег больше.

— То есть это демократическое государство?

— Больше похоже на конституционную монархию, потому что окончательное решение все-таки за компанией. Всегда будет конфликт интересов, потому что я нацелен на долгосрочные интересы, а для многих франчайзи важнее краткосрочные.

19 тыс. экземпляров — совокупный тираж книги о Федоре Овчинникове «И ботаники делают бизнес»

163 пиццерии было в сети «Додо Пицца» на 17 января 2017 года

186 инвесторов у управляющей компании «Додо Пицца»

102 млн роялти заплатили франчайзи с января по ноябрь 2016 года

60 минут — за такой срок «Додо Пицца» обязуется привезти пиццу, в противном случае ее дарят клиенту

«С безумными планами пошел по инвестиционным фондам»

— Ты смог найти для своего «государства в государстве» внешнее финансирование: провел не IPO, но частное размещение и сумел привлечь множество инвесторов. Как это работает?

— И как?

— Есть российское ООО «Пицца Венчур», которое владеет пиццериями и информационной системой. Создается новая компания на Британских Виргинских островах (BVI), которая является акционерным обществом в рамках английского права. Не потому, что это офшор, а потому, что нам нужно было английское право, а BVI — самая дешевая юрисдикция. Денег-то у нас не было. Инвестор одалживает российской компании деньги на три года.

— На руки при этом он что получает?

— Я не понимаю, как акционер может продать свои акции?

— Откуда ты эти оценки берешь? Акции же не торгуются.

— Но вот завтра начались проблемы, рухнула IT-система, пришла программа «Ревизорро», все что угодно. И все эти люди сказали: Федор, стоп, верни наши деньги. Компания выживет?

— Конечно, мы выживем. Мы должны инвесторам сегодня чуть больше 100 млн руб., это меньше годовой EBITDA.

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

«У нас нет бренда»

— Почему, толком не освоив ключевой в России рынок — московский, вы открываетесь в США, Китае и Англии?

— В Штатах мы открылись со страху. Я не получил поддержки в фондах и стал привлекать частные деньги через краудинвестинг. Начали приходить первые инвестиции по 0,5–1 млн руб., и тут началась война на Украине. Все взяли паузу, частные инвесторы перестали вкладывать деньги — у нас появилась серьезная вероятность кассового разрыва. Сеть приносила убытки, первую прибыль компания заработала лишь в 2016 году. В декабре 2014 года еще и доллар падает, я понимаю, что все может загнуться.

Я написал письмо Стиву Грину, издателю американского журнала Pizza Magazine, что мы хотим открыть пиццерию в США. Он предложил пообщаться. Я приехал в его родной город Оксфорд, и Стив вдруг предложил там открыть пиццерию, а его журнал будет о наших приключениях писать. Вы же готовы быть открытыми, спрашивает. Да не вопрос.

— Как дела там?

— А тебе не кажется, что основа твоего успеха в России все-таки не Dodo IS, а узнаваемость в предпринимательской среде. То есть ты смог вокруг себя собрать практически секту. В Штатах же Федор Овчинников — никто. Там будет какая-то раскрутка тебя?

— Нет-нет, там, я думаю, основную роль сыграет Алена Тихова, управляющая пиццерией. Это образ, который американцев вдохновляет. Красивая и умная девушка из России, занимающаяся пиццей и живущая в Миссисипи. Наш план сейчас — за два года открыть три-пять собственных пиццерий в Америке, создать историю успеха и потом начать уже масштабироваться через франчайзинг.

— В США вы пошли со страху, а в Китай?

— Все страны, кроме США, это франчайзинговые пиццерии. И там мы ориентировались на людей. Если мы видели, что франчайзи — классный предприниматель, то принимали решение с этим партнером работать. Где-то, может быть, я поспешил…

— Где?

— В Англии я бы сейчас отказался, может быть, от проекта, но мы уже взяли обязательства. Это просто уже too much, слишком много расфокусировки.

— Представляешь, сейчас, например, в Москве появится франшиза какого-нибудь нигерийского бренда общепита. Да кому она нужна будет?

— А какая разница, если продукт хороший? В нашей франшизе бренд не является ценностью вообще, у нас нет бренда. На мировом рынке уже есть узнаваемые марки, и тут появляется какая-то «Додо Пицца». У нее есть технология управления бизнесом. И если эта технология конкурентоспособная, какая разница, из Нигерии она или из Австралии?

— Но у тебя нет пока ни одного англо-китайскоговорящего франчайзи. Все связаны с Россией и говорят по-русски.

— У нас не было такой цели — привлекать именно местных франчайзи. Но в Китае, кстати говоря, в отличие от США, мы будем действовать быстрее, и мы в этом году уже хотим продать настоящим китайцам франшизы.

— Почему?

— Потому что в Китае нужно как можно быстрее ввязываться в бой. Рынок очень динамичный. Мы уже понимаем, что наша бизнес-модель там работает; теперь нужно понять, как с китайцами выстраивать отношения. А это не поймешь, пока не ввяжешься в драку. Китай — это просто иная реальность. Конкуренция очень низкая. Если твой продукт хорош, то его просто сметают. Это, знаешь, как 1990-е годы в России в плане спроса, только людей живет побольше.

Там очень развит стрит-фуд, но хорошо упакованных, технологичных франшиз мало. И мы же не конкурируем с «чифаньками», как не конкурируем в России с шаурмой. К нам идут люди достаточно обеспеченные. Сыр в Китае — это новый продукт, а пицца достаточно дорогая. Но при этом продажи пиццерии растут на 100% в месяц. Второе заведение на днях открылось в Ханчжоу.

— То есть в 2017 году для тебя ключевой рынок — это Китай?

— Нет, основной челлендж для нас — это рост сети в России. Мы арендовали офис в Москве, уже невозможно только в Сыктывкаре работать. Планируем около 40 пиццерий открыть в Москве к концу года. Россия — растущий для нас рынок и очень понятный.

Взгляд со стороны

«Все сейчас держится на вере инвесторов в Федора»

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

«Главный риск бизнес-модели Федора — это множество инвесторов. Они заходили в компанию, как мне кажется, по завышенным оценкам. И все сейчас держится на их вере в Федора. И пока он все свои планы выполняет, все хорошо. Но как только что-то пойдет не так, а всегда что-то идет не так, люди могут разочароваться. Если они начнут массово требовать вернуть деньги, все это легко может закончиться банкротством, пирамида начнет разрушаться.

Федор любит говорить, что «Додо Пицца» — это IT-компания, отсюда и такие высокие оценки. Но это не так, он управляет все-таки пищевым бизнесом, где важную роль играют качество и вкус еды. А с этим в «Додо Пицца», на мой взгляд, еще надо работать».

«Федор не первопроходец»

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

«Пытаться продавать классический бизнес по мультипликаторам IT-компаний — это модная тема. Федор не первопроходец; например, этим же успешно занимается Олег Тиньков. Дело в том, что границы между IT и «не IT» стираются, правильный софт нужен везде.

Мы видели презентацию Федора, когда он пытался несколько лет назад привлечь деньги в фондах, но решили, что наша специализация все-таки классические IT-компании, которые разрабатывают софт. Но Федор справился и без нас с помощью краудинвестинга. Каких-то особых рисков в такой модели финансирования я не вижу. Это сложный, но вполне реалистичный путь, позволяет привлечь не только деньги, но и благодарную аудиторию».

«Ключевой риск — это непрозрачное ценообразование»

додо пицца в сша в каких городах. Смотреть фото додо пицца в сша в каких городах. Смотреть картинку додо пицца в сша в каких городах. Картинка про додо пицца в сша в каких городах. Фото додо пицца в сша в каких городах

«Схема привлечения инвестиций «Додо Пицца» вполне легальна и отвечает всемирной практике стартапов. Акционерный краудфандинг — распространенный финансовый инструмент для микроинвесторов. Наиболее популярен такой механизм в США. Главный риск — это непрозрачное ценообразование и низкая ликвидность акций. Оценка основателей компании может не совпадать с ожиданиями миноритарных акционеров, а как-то повлиять на управление они не могут».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *