докучаев назвал почву зеркалом природы какие компоненты природы отражает почва
Тест по теме «Почвы»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по теме Почвы и почвенные ресурсы. 8 класс.
1.В.В.Докучаев называл почву «зеркалом природы». Какие компоненты природы отражает почва?
В) рельеф и горные породы
Г) деятельность человека
Д) все перечисленные
2.Установить соответствие между почвой и растительностью.
1. тундровые глеевые а) степь
2.подзолистые б) таежные леса
3. дерново-подзолистые в) смешанные леса
3) Какие почвы распространены на территории с избыточным увлажнением?
4.Как воздействуют на почву дождевые черви?
5. При каких условиях климата формируются мерзлотно-таежные почвы?
6. В каких природных зонах чаще встречаются солончаки?
7.Что подразумевается под земельными ресурсами страны?
А) все пригодные земли для земледелия.
Б) земли под лесами
В) все земли на территории страны
Г) все перечисленные
8. Указать причины эрозии почв.
А) высокие температуры
Б) сплошной растительный покров
В) неправильная агротехника
9. Что предусматривает мелиорация земель?
Б) орошение засушливых земель
Г) агротехника почвы
Д) все перечисленные
10. Какую информацию дает почвенная карта?
А) механический состав
В) распространение типов почв по территории
11. Условия образования черноземных почв
А) коэффициент увлажнения равен единице
Б) коэффициент увлажнения больше единицы
В) среднегодовые температуры отрицательные круглый год
Г) все перечисленное
12. Механический состав почв.
13.Какая почва считается лучшей по структуре?
14.Какие мелиоративные работы проводятся в Воронежской области?
Б) противоэрозионные мероприятия
В) известкование почв
15.Где пахотных земель больше?
Б) в смешанных лесах
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-335777
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
МГУ с 8 ноября переходит на смешанный формат обучения
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
ЭОР по теме «Почвы и почвенные ресурсы России. «для 8 класса.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тестирование по теме «Почвы и почвенные ресурсы России».
№1. В.В. Докучаев назвал почву «зеркалом» природы. Какие компоненты природы отражает почва?
7. Деятельность человека
8. Всё перечисленное
№2. Что влияет на процесс образования гумуса в почве?
1. Количество и состав органического вещества.
2. Скорость разложения органической массы.
3. Температура воздуха.
5. Почвенные микроорганизмы.
6. Всё перечисленное.
№3. Определите, какая растительность соответствует почвам.
1. Тундровые глеевые_____. А) травянистая степь;
3. Дерново-подзолистые ___. В) смешанные леса;
№4. В чём заключается обмен веществ в почве?
1. Влага просачивается сверху вниз и переносит с собой органические и минеральные вещества в нижние слои.
2. Влага поднимается снизу вверх и несёт с собой минеральные вещества в верхние слои.
3. Минеральные вещества поднимаются и опускаются по корням растений.
4. Всё вышеизложенное.
№5. Какие почвы называются тяжёлыми?
№6. В каких климатических условиях образуется чернозём?
1. В районах, где увлажнение близко к достаточному (К = 0,55 – 1).
2. в районах, где увлажнение превышает испарение (К 1).
3. Там, где среднегодовые температуры отрицательны.
№7. Как воздействуют на почву землерои (черви, муравьи, кроты, личинки жуков и др.)?
3. Перерабатывают органические частицы, корни растений.
№8. Какая зональность почв характерна для нашей страны?
2. Вытянутая меридионально.
№9. Какие почвы распространены на территории с избыточным увлажнением?
5. Тундровые глеевые
№10. В условиях какого климата формируются мерзлотно-таёжные почвы?
1. Субарктического климата.
2. Умеренно континентального.
4. Резко континентального.
№11. Определите, при каких климатических условиях образуются тундровые глеевые почвы.
1. В условиях низких температур, переизбытка влаги, связанного с большим количеством осадков и малым испарением.
2. В условиях низких температур, переизбытка влаги. Связанного с малым испарением и оттаиванием в летний период верхнего горизонта почвы.
№12. В каких природных зонах чаще встречаются солончаки?
№13. Какую информацию можно узнать по почвенной карте России?
1. Распространение типов почв.
2. Распространение подтипов почв.
3. Механический состав почв.
4. Степень увлажнения.
№14. В каких природных зонах пахотных земель больше, чем лесов?
2. В смешанных лесах
№15. Что подразумевается под земельными ресурсами страны?
1. Земли, пригодные для сельского хозяйства.
2. Все земли на территории страны.
3. Земли, занятые лесами.
№16. Каких земель больше в земельном фонде страны?
1. Сельскохозяйственных земель.
2. Земель, занятых лесами.
3. Земель, занятых пустынями.
№17. Какие почвы используются для размещения пастбищ?
№18. Какая часть России более богата почвенными ресурсами?
№19. В каких регионах европейской части страны проводится осушение земель?
2. В Северо-Западном
№20. Определите, отчего возникает эрозия почв.
1. Смыв верхнего слоя почвы.
2. Выдувание верхнего слоя почвы.
3. Сплошной растительный покров.
4. Высокие температуры.
5. Размывание почвы (поверхностные углубления).
6.Уплотнение почвы (выпас скота, антропогенная нагрузка).
№21. В какой природной зоне ветровая эрозия приносит большой ущерб сельскому хозяйству?
№22. Что предусматривает мелиорация земель?
1. Орошение засушливых земель.
2. Осушение переувлажнённых земель.
3. Лесопосадки на полях.
4.Закрепление склонов оврагов.
5. Агротехнику почвы.
6. Всё перечисленное.
Тестирование по теме «Почвы и почвенные ресурсы России».
№ 1.Что называют почвой?
Самостоятельный компонент природы.
Особое уникальное природное тело.
Верхний плодородный слой Земли.
Продукт взаимодействия органической и неорганической природы.
Результат взаимодействия всех компонентов природы.
№ 2. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной.
1. Формируется под таёжными лесами.
2. В условиях достаточного увлажнения.
3. Мощность гумусового горизонта меньше.
4. Перегнойный процесс проходит быстрее.
5. Есть горизонт вымывания.
№ 3. Определите, какая растительность соответствует почвам.
1. Тундровые глеевые _____. А) травянистая степь;
2. Серые лесные __________. Б) мхи и кустарнички;
3. Чернозёмы ____________. В) полынно-злаковый травостой;
4. Каштановые ___________. Г) лиственный лес.
№ 4. В чём заключается газообмен в почве?
1. Кислород поступает в почву по капиллярам из атмосферы.
2. От разложения органического вещества в почве выделяется углекислый газ в атмосферу.
3. Корни растений способствуют газообмену в почве.
4. Всё вышеизложенное.
№ 5. Структура какой почвы лучше для развития растений?
№ 6. Определите, какая структура почвы лучше для земледелия.
Почва, распадающаяся при воздействии на комочки.
Почва, сохраняющаяся в пластах при вспашке.
№ 7. Почему В.В. Докучаев назвал чернозём «царём» почв?
Чернозём – уникальная почва, имеющая гумусовый слой до 1 м и более.
Чернозём – самая плодородная почва.
Чернозём не требует внесения такого количества минеральных удобрений, как другие почвы.
Урожайность культур, выращенных на чернозёмах, очень высока.
Чернозём обладает прочной зернистой структурой.
№ 8. Почему в нашей стране наблюдается широтная зональность почв?
На территории страны преобладает горный рельеф.
Территория имеет большую протяжённость по меридиану.
На территории страны преобладает равнинный рельеф.
№ 9. Какие почвы распространены на территории со скудным увлажнением?
№10. Как меняется содержание гумуса в почве в области избыточного увлажнения?
1. Возрастает к югу
2. Уменьшается к югу
№ 11. С чем связана продуктивная бедность тундровых глеевых почв?
Они имеют очень тонкий слой гумусового горизонта.
Глеевый горизонт, лежащий под верхним горизонтом, беден кислородом, минеральными веществами.
Разложение органических веществ в почве из-за низких температур и избытка влаги протекает замедленно и не полностью.
№ 12. Определите, с чем связано засоление почв.
Из-за большого испарения почвенный раствор, обогащённый минеральными солями, поднимается снизу вверх.
Близкое залегание подземных минерализированных вод.
Применение большого количества минеральных удобрений.
№ 13. Определите, какие почвы формируются в области с коэффициентом увлажнения =1 или близким к 1.
№ 14. На каких почвах площадь пахотных земель больше?
1. На дерново-подзолистых
№ 15. Почему в нашей стране доля сельхозугодий составляет всего 13% (пашни, сенокосы, пастбища)?
Почти вся восточная часть страны имеет неплодородные таёжно-мерзлотные и подзолистые почвы.
Климатические условия Севера европейской части и почти всей восточной части страны суровы для земледелия.
Южная часть всей территории страны занята пустынями и полупустынями.
Преобладает горный рельеф.
№ 16. В какой части России пахотных земель больше?
1. В Центральном регионе
3. В Восточном регионе
№ 17. Какие почвы используют в основном для земледелия?
№ 18. Какая часть России более богата земельными ресурсами?
№ 19. Каким образом деятельность человека способствует возникновению эрозионных процессов в почве?
1. Вытаптывание почвы (выпас скота).
3. Внесение удобрений.
5. Уплотнение почвы (транспорт, тропинки и т. п.).
6. Искусственные углубления.
№ 20. В каких природных зонах образуется много оврагов?
№ 21. Почему в лесу в отличие от открытых участков ландшафта практически нет эрозии почвы?
1. Лес является препятствием для ветра.
2. Благодаря корням растений водопроницаемость почвы в лесу больше из-за неперегнившей органики.
3. Все ответы верны.
№ 22. Какая вспашка земли даёт меньший поверхностный сток воды?
1. Осенняя (зяблевая) пахота
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
География: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Номер материала: ДБ-963574
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В Приамурье начнут пускать на занятия только привитых студентов
Время чтения: 0 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
География
Смысл этого образного выражения заключается в многообразии факторов почвообразования и в чёткой зависимости образования и распространения различных типов почв от климата, внутренних вод, рельефа, горных пород, растительности, микроорганизмов, деятельности человека и т.д.
Размещение основных типов почв подчиненно закону географической зональности.
На островах Северного Ледовитого океана располагаются почвы арктических пустынь: маломощные, промёрзшие и абсолютно неплодородные.
В зоне тундры в районах Крайнего Севера расположены тундро-во-глеевые почвы — маломощные, заболоченные, промёрзшие и неплодородные.
В зоне тайги в европейской части России и в Западной Сибири преобладают подзолистые почвы, мощность которых несколько больше, чётко выражены почвенные горизонты, гумусовый горизонт слаб, что объясняется большим промывом почвы водой, часто заболоченные и малоплодородные.
В таёжной зоне Средней Сибири формируются мерзлотно-таёжные почвы — маломощные, сильно промёрзшие, неплодородные.
Для зоны смешанных лесов характерны дерново-подзолистые почвы — среднемощные, с чётким верхним слоем — дёрном, где ярко выражены другие основные почвенные горизонты. Гумусовый горизонт невелик, поэтому дерново-подзолистые почвы обладают средним плодородием.
В зоне широколиственных лесов располагаются бурые лесные и серые лесные почвы — среднемощные, с ярко выраженными почвенными горизонтами, ослабленный промыв почвы способствует накоплению гумуса, поэтому эти почвы обладают хорошим плодородием.
В степях формируются самые плодородные почвы — чернозёмы, в которых мощность гумусового горизонта может достигать 1 м. Мировым эталоном плодородия являются воронежские чернозёмы.
В сухих степях преобладают каштановые почвы, которые в отличие от чернозёма обладают меньшим содержанием гумуса, а в зоне полупустынь — бурые полупустынные почвы, формирующиеся в условиях недостаточного увлажнения, разряженной растительности. Эти почвы часто засолены и при близком расположении грунтовых вод здесь образуются солончаки.
Сельское хозяйство может серьёзно влиять на изменение плодородия почв. При неправильном землепользовании (в том числе и перевыпасе скота) происходит истощение плодородия почв, их деградация, смыв и выветривание плодородного слоя, в южных районах происходят процессы опустынивания, а при неумеренном орошении — заболачивание или засоление почв. При рациональном землепользовании (правильной вспашке, севообороте, разумной химической и водной мелиорации, создании лесозащитных полос от воздействия ветровой эрозии, предотвращении оврагообразования и водной эрозии) можно не только восстановить естественное плодородие почвы, но и даже улучшить его.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Почва- зеркало ландшафта. Почва отражает в себе, записывает все события в жизни ландшафта и меняется в соответствии с ними. Образование и развитие почв тесно связано со всеми остальными компонентами природы и является результатом их взаимодействия. Все компоненты участвуют в формировании почв, поэтому Докучаев В.В. назвал их факторами почвообразования. К ним ещё можно отнести и деятельность человека.
Урбанозём- это антропогенно изменённая почва. В ней в разном соотношении сочетаются различные по окраске и мощности слои искусственного происхождения, о чём свидетельствуют резкие переходы и ровная граница между ними. Скелетный материал представлен строительным и бытовым мусором (кирпичная крошка, куски асфальта, битое стекло,уголь и т.д).в сочетании с промышленными отходами, торфо-компостной смесью или включениями фрагментов естественных почвенных горизонтов.
Почвенный покров России удивительно пёстр. Но нас больше интересуют почвы Владимирской области: дерново-подзолистые, подзолистые, серые лесные, пойменные, болотные.
Рассмотрим почвы долины реки Клязьма, около которой расположена наша школа. В долине реки представлена смена нескольких природных фаций: дубрава, луг, пашня (огород), городской парк ( смешанный лес ). Каждая из этих фаций образована однородной почвой со свойственным ей растительным сообществом.
Обнажение №3- дубрава. Серые лесные почвы. Растительность –абсолютный суходол. Представлена злаками и бобовыми. Рельеф – водораздел. Горизонт грунтовых вод залегает глубоко. Лесная подстилка мощностью 2-5 см, состоит из побуревшего лесного опада; Гумусовый горизонт мощностью 10-55 см, серый или темно-серый, иногда буровато-темно-серый, зернистой неясно комковато-порошистой структуры, содержит много живых корней растений; Переходный горизонт, на буром, темно-буром или коричневом фоне белесые пятна, языки и присыпка. Иллювиальный горизонт, темно-бурый или темно-коричневый, ореховатой или ореховато-призматической структуры, плотный, грани структурных отдельностей покрыты блестящими глянцевитыми пленками; почвообразующая порода- суглинок.
Ландшафт в географии подразумевает участок земной поверхности с однотипными характеристиками его составляющих: рельефа, климата, растительности, геологической основы
Почва- зеркало ландшафта. Почва отражает в себе, записывает все события в жизни ландшафта и меняется в соответствии с ними. Образование и развитие почв тесно связано со всеми остальными компонентами природы и является результатом их взаимодействия. Все компоненты участвуют в формировании почв, поэтому Докучаев В.В. назвал их факторами почвообразования. К ним ещё можно отнести и деятельность человека.
Основоположник почвоведения В.В. Докучаев назвал почвы «зеркалом ландшафта». В чём заключается смысл этого образного выражения? Какие типы почв распространены на территории России? Как сельскохозяйственное использование земель может повлиять на изменение плодородия почв?
Ответы на билеты ГИА по географии
Смысл этого образного выражения заключается в многообразии факторов почвообразования и в чёткой зависимости
образования и распространения различных типов почв от климата, внутренних вод, рельефа, горных пород, растительности, микроорганизмов, деятельности человека и т.д.
Размещение основных типов почв подчиненно закону географической зональности.
На островах Северного Ледовитого океана располагаются почвы арктических пустынь: маломощные, промёрзшие и абсолютно неплодородные.
В зоне тундры в районах Крайнего Севера расположены тундрово-глеевые почвы — маломощные, заболоченные, промёрзшие и неплодородные.
В зоне тайги в европейской части России и в Западной Сибири преобладают подзолистые почвы, мощность которых несколько больше, чётко выражены почвенные горизонты, гумусовый горизонт слаб, что объясняется большим промывом почвы водой, часто заболоченные и малоплодородные.
В таёжной зоне Средней Сибири формируются мерзлотно-таёжные почвы — маломощные, сильно промёрзшие, неплодородные.
Для зоны смешанных лесов характерны дерново-подзолистые почвы — среднемощные, с чётким верхним слоем — дёрном, где ярко выражены другие основные почвенные горизонты. Гумусовый горизонт невелик, поэтому дерново-подзолистые почвы обладают средним плодородием.
В зоне широколиственных лесов располагаются бурые лесные и серые лесные почвы — среднемощные, с ярко выраженными почвенными горизонтами, ослабленный промыв почвы способствует накоплению гумуса, поэтому эти почвы обладают хорошим плодородием.
В степях формируются самые плодородные почвы — чернозёмы, в которых мощность гумусового горизонта может достигать 1 м. Мировым эталоном плодородия являются воронежские чернозёмы.
В сухих степях преобладают каштановые почвы, которые в отличие от чернозёма обладают меньшим содержанием гумуса, а в зоне полупустынь — бурые полупустынные почвы, формирующиеся в условиях недостаточного увлажнения, разряженной растительности. Эти почвы часто засолены и при близком расположении грунтовых вод здесь образуются солончаки.
Сельское хозяйство может серьёзно влиять на изменение плодородия почв. При неправильном землепользовании (в том числе и перевыпасе скота) происходит истощение плодородия почв, их деградация, смыв и выветривание плодородного слоя, в южных районах происходят процессы опустынивания, а при неумеренном орошении — заболачивание или засоление почв. При рациональном землепользовании (правильной вспашке, севообороте, разумной химической и водной мелиорации, создании лесозащитных полос от воздействия ветровой эрозии, предотвращении оврагообразования и водной эрозии) можно не только восстановить естественное плодородие почвы, но и даже улучшить его.