должная осмотрительность с какого года действует

Как доказать проявление должной коммерческой осмотрительности после выхода письма ФНС от 10 марта 2021 года?

должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть фото должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть картинку должная осмотрительность с какого года действует. Картинка про должная осмотрительность с какого года действует. Фото должная осмотрительность с какого года действует

При заключении любого договора есть риск того, что контрагент не выполнит его условия. Это может произойти по разным причинам. Например, из-за недостаточного количества сотрудников и/или техники. Чтобы минимизировать риски, компания должна проявлять осмотрительность при выборе контрагента.

Что такое должная и коммерческая осмотрительность?

Должная осмотрительность — это проверка фирмы на способность исполнить договор.

Основные моменты, которые нужно проверить:

Если вы всё это проверили и убедились, что потенциальный контрагент сможет выполнить условия договора, значит вы проявили должную осмотрительность при выборе контрагента.

Но проверка контрагента нужна вам не только для того, чтобы свести риск невыполнения договора к минимуму.

В 2006 году было достаточно формальных действий для проявления должной осмотрительности:

Но фирмы-однодневки быстро учились «притворяться» реальными компаниями. Поэтому налоговая постепенно ужесточала требования к проявлению должной осмотрительности. Список критериев становился всё шире, а сами критерии — более уточненными.

И вот в какой-то момент возникает понятие «коммерческая осмотрительность». В её основе лежит та же должная осмотрительность, но с существенными дополнениями. Здесь уже речь идет об изучении не формальных сведений о контрагенте, а реальных возможностей качественно исполнить сделку. Например, изучить деловую репутацию компании, квалификацию сотрудников и т. д.

В Письме о налоговой реконструкции ФНС от 10 марта 2021 года инспекция уточнила, что подразумевается под должной коммерческой осмотрительностью

Чтобы эта осмотрительность считалась проявленной, компания должна проверить:

Что конкретно надо сделать, чтобы должная осмотрительность считалась проявленной?

Столь пристальное изучение контрагента необходимо прежде всего тогда, когда вы заключаете с ним крупную сделку. В отношении мелких сделок такая доскональность — необязательна.

Чек-лист по проявлению должной коммерческой осмотрительности

Выводы

Сейчас почти всегда, когда налоговая требует документы или допрашивает представителей налогоплательщика, она задает вопросы о проявлении должной (коммерческой) осмотрительности. От ответов на эти вопросы во многом будет зависеть исход проверки.

Источник

«Должная осмотрительность» при выборе контрагента. Что изменилось с появлением в НК РФ в 2017 году ст. 54.1?

должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть фото должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть картинку должная осмотрительность с какого года действует. Картинка про должная осмотрительность с какого года действует. Фото должная осмотрительность с какого года действует

Ведущий юрист ООО «Сибирская Юридическая Компания»

специально для ГАРАНТ.РУ

Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Несмотря на то, что четкого понятия «должной осмотрительности» не содержит ни указанное постановление, ни какой-либо другой источник права, «должная осмотрительность» активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.

В Постановлении № 53 проявление «должной осмотрительности» рассматривается как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

Быстро оценить благонадежность контрагента, проанализировать перспективы сотрудничества и свести к минимуму финансовые, налоговые и репутационные риски поможет «Экспресс проверка» в составе информационно-правового обеспечения ГАРАНТ.

В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса, в определенной степени изменившая подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика.

При этом в рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ было указано, что новая статья не кодифицирует правила, сформулированные правоприменительной практикой, в частности, содержащиеся в Постановлении № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом основных аспектов сформированной до этого судебной практики (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@).

ФНС России рядом писем по разъяснению применения ст. 54.1 НК РФ указала налоговым органам и налогоплательщикам на то, что:

Отметим, что судебная практика за истекший календарный год со дня введения в действие ст. 54.1 НК РФ практически не дает ответа на этот вопрос, поскольку основной массив налоговых споров по проанализированной практике касается налоговых проверок, проводимых (камеральных) или назначенных (выездных) до августа 2017 года. По таким спорам суды продолжают руководствоваться положениями и понятиями, содержащимися в Постановлении № 53.

Однако ответ на указанный вопрос можно усмотреть из разъяснений ФНС России по отдельным обращениям налогоплательщиков (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807, письмо ФНС России от 18 мая 2018 г. № ЕД-4-2/9521@). Так, при ответе на вопросы об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок, налоговая служба кроме очередных разъяснений о том, что ранее введенные в практику понятия «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика» при проведении после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ налоговых проверок не применяются, все же со ссылкой на ст. 102 НК РФ указала на размещение с 1 июня 2018 года на официальном сайте ФНС России сведений о деятельности налогоплательщиков в форме открытых данных – о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, по мнению налоговиков, предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценки рисков при проверке контрагента.

Указанные разъяснения подтверждают, что проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки.

Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий.

Руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы должны будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.

Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

Организовать проверку контрагентов можно путем использования специальных профессиональных программ и сервисов.

Кроме указанных действий, минимизирующих или исключающих и налоговые, и гражданско-правовые риски, рекомендую не пренебрегать и иными, дополнительными способами своей финансовой защиты, а именно, использовать в договорных правоотношениях инструменты гарантий (заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) или возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), позволяющие компенсировать понесенные в будущем убытки и (или) потери, связанные с отказом в вычетах по НДС или непринятии в состав расходов соответствующих затрат в связи с недобросовестностью контрагента.

В настоящее время формируется положительная судебная практика по применению таких гражданско-правовых способов защиты от проблемных контрагентов в сфере налоговых правоотношений.

Источник

Должная осмотрительность: алгоритм действий

должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть фото должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть картинку должная осмотрительность с какого года действует. Картинка про должная осмотрительность с какого года действует. Фото должная осмотрительность с какого года действует

Должная осмотрительность при выборе контрагента. Что нужно учесть при выборе и проверке контрагента, чтобы обезопасить себя? Как доказать, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность? Рассмотрим в статье.

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

Что такое должная осмотрительность и обязательно ли её проявлять

Понятие «должная осмотрительность» законодательство не содержит. Но по общему определению непроявление должной осмотрительности значит, что компания работает с недобросовестными контрагентами. Такое понятие законодательно тоже не закреплено, однако последствия всё равно могут быть.

Если компания не проявила должную осмотрительность, налоговики доначисляют налоги. В первую очередь, будут начислены: входящий НДС, который был принят к возмещению из бюджета и налог на прибыль. Так как документы, которые были получены компанией от поставщиков, позволили уменьшить расходы, компания не доплатила налог на прибыль, заплатила меньше НДС. Налоговики видят, что возможно есть какие-то сомнительные сделки, и доначисляют налоги. Как избежать таких ситуаций рассмотрим в статье.

Должная осмотрительность — это комплекс мероприятий, который направлен на проявление необходимых действий со стороны нашей компании по выбору контрагента. Компания самостоятельно определяет зону ответственности, риски, которые необходимо оценить, когда выбирается новый контрагент. Например, вы решили закупить товары. Прежде чем закупить эти товары, вы должны исследовать рынок, посмотреть у кого товары дешевле, выбрать наиболее подходящий вариант, который соответствует вашей деятельности и после закупки данного товара мы принимаем НДС к вычету. Если компания работает на общем режиме, то вы можете свою прибыль тоже уменьшить, — доходы минус расходы, а расходы есть ни что иное, как купленное сырье. Каким же образом вы можете проявить должную осмотрительность?

Должная осмотрительность — это всего на всего один из способов проверки контрагента. Весь комплекс мероприятий организация должна разработать самостоятельно.

Интересное письмо выпустила налоговая служба совсем недавно. Его реквизиты: Письмо ФНС от 28.12.2017 № ЕД-4-2/26807. В нем указано, что при проведении налоговых проверок сотрудники ИФНС не должны использовать понятия, сформулированные в Постановлении Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53 года и судебной практике, сложившейся до 19.08.2017 года. К таким понятиям, в частности, относится «должная осмотрительность».

Помимо понятия «должная осмотрительность», в августе 2017 года появилось ещё одно понятие. Оно связано с тем, что в НК РФ была добавлена новая статья 54.1 НК РФ о необоснованной налоговой выгоде.

Компания не проявляет должную осмотрительность, соответственно она получает необоснованную налоговую выгоду. Ст. 54.1 НК РФ не отменяет обязанность проявлять должную осмотрительность. Более того, сделка осуществлена для получения необоснованной налоговой выгоды, если налоговики могут доказать, что компания не проявила должную осмотрительность. Что ещё подразумевается под необоснованной налоговой выгодой:

Признаки недобросовестного контрагента

ПризнакХарактеристика
Действующая фирма
Если фирма действующая, то вопросов нет. Если не действующая, то никаких сделок с такой фирмой быть не может
Нет данных в ЕГРЮЛ
Неуплата налогов
Если контрагент имеет задолженности перед бюджетом — это первый признак, который свидетельствует о том, что возможно договор заключать не нужно. Либо нужно уточнить по каким причинам образовалась задолженность
Есть долги перед бюджетом
Нет деятельностиНет отчетности, признаки «однодневки», номинальный директор у фирмы
Деньги
Это говорит о том, что основной вид деятельности данной организации сводится к транзактным платежам, то есть платежам, которые приходят и сразу же уходят. Денежные средства не задерживаются на расчетном счете фирмы и основная цель этой деятельности является получение и вывод денежных средств
Транзитный характер
Реклама
Есть ли какая-то информация о вашем контрагенте в интернете, в СМИ. Если у компании нет сайта, нет рекламы, то у налоговиков возникает вопрос как же вы узнали об этой компании
Нет сайта, объявлений, отзывов
Адрес
Если поставщик зарегистрирован по адресу массовой регистрации
Массовая регистрация
Условия договора
Для того, чтобы выполнить условия договора компания работает себе в убыток
Обременительные
СудыНаличие дел в картотеке
Ресурсы компании
К примеру, если вы заключаете договор на производство строительных работ, то у этой компании должен быть штат строителей
Нет активов и сотрудников

Порядок проверки контрагентов

В первую очередь проверяется контрагент по открытым источникам. Перед тем, как заключить договор вы должны проверить контрагента. Вы смотрите какие отзывы пишут покупатели, которые уже закупали у данного поставщика активы или услуги, смотрите сколько было судебных дел.

Вы должны запросить у контрагента следующие документы:

Алгоритм проявления должной осмотрительности

Шаг 1. Необходимо разработать положение о договорной работе.

Шаг 2. Необходимо разработать регламент по соблюдению должной осмотрительности.

Шаг 3. Прописать в должностные инструкции работников ответственность при не проявлении должной осмотрительности при выборе контрагентов. К примеру, можно включить такие формулировки:

Сотрудник обязан проверить, чтобы наименование продавца и покупателя обязательно соответствовали учредительным документам. При обнаружении ошибки в наименовании продавца или покупателя документ к учету не принимать, связаться с поставщиком, попросить переделать документ.

Сотрудник обязан проверить наименование товара, которое должно соответствовать договору поставки, наименование работ (услуг) – договору на выполнение работ, оказание услуг. При обнаружении несоответствия в наименовании товаров (работ, услуг) документ к учету не принимать, связаться с поставщиком, попросить переделать документ.

Сотрудник обязан проверить сумму НДС и цену товара с учетом НДС. При обнаружении арифметической ошибки документ к учету не принимать, связаться с поставщиком, попросить переделать документ.

Шаг 4. Запросить письмом у контрагента необходимые документы перед заключением договора (Устав, ОГРН, ИНН, налоговая декларация по НДС, по налогу на прибыль).

Шаг 5. Составить карточку налоговой безопасности.

Статья написана по материалам Александра Пятинского

Источник

Должная осмотрительность: что это, как и зачем ее проявлять и как могут наказать, если этого не делать

Пошаговый план проверки потенциального партнера, который защитит бизнес от договоров с мошенниками и проблем с налоговой

должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть фото должная осмотрительность с какого года действует. Смотреть картинку должная осмотрительность с какого года действует. Картинка про должная осмотрительность с какого года действует. Фото должная осмотрительность с какого года действует

Екатерина Новикова

Налоговый юрист, директор компании V.U.CONSULT

Налоговая доначислила налог двум компаниям. Одна компания смогла доказать в суде, что налоговая приняла решение необоснованно, и защитила свои 47 млн рублей, а другая оказалась должна бюджету 64 миллиона.

Разница между этими компаниями в том, что одна тщательно проверяет контрагентов, а другая — нет. На языке закона это называется должная осмотрительность.

В статье даем пошаговый план, как проявлять должную осмотрительность. Статья будет полезна всем компаниями и ИП, которые заключают договоры с контрагентами.

Что такое должная осмотрительность и зачем ее проявлять

Проявление должной осмотрительности — это когда компания или ИП проверяют своих контрагентов перед тем, как заключить с ними сделку. Должную осмотрительность нужно проявлять прежде, чем подписать договор с партнером, поставщиком или клиентом.

Считается, что компании и ИП должны быть внимательными к контрагентам по умолчанию — в ст. 10 гражданского кодекса есть прямое указание на это: «добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются».

В законах понятия «должная осмотрительность» нет, зато оно часто встречается в практике. Термин впервые появился в постановлении Верховного суда в 2006 году и с тех пор регулярно встречается в спорах между налоговой и бизнесами по поводу доначисленных налогов.

Понятие должной осмотрительности появилось того, что некоторые компании пытаются незаконно экономить на налогах и втягивают в это своих партнеров.

Компания, которая честно ведет бизнес, может пострадать, если связалась с недобросовестным партнером: налоговая может отменить льготы, отказать в вычетах и доначислить налоги.

Сейчас объясним, как это работает.

У бизнеса есть законные способы сэкономить на налогах:

Получается так: компания должна была заплатить одну сумму налогов, а заплатила меньше. Такую экономию называют налоговой выгодой. Это все законные способы уменьшить налоги: если у бизнеса действительно были расходы и НДС, так делать можно.

Некоторые компании пользуются этими способами и хотят с их помощью уменьшить налоги незаконно: сделать вид, что у них были расходы, чтобы вычесть деньги из налогооблагаемой базы.

Для этого они заключают ненастоящие сделки: на бумаге покупка есть, а на деле — нет. Такие сделки заключают с компаниями-мошенниками, их еще часто называют однодневками. Эти компании ничего не продают и не оказывают услуги, а создают видимость честной работы. По факту они просто помогают провернуть незаконную схему недобросовестному бизнесу и вывести деньги через свои счета.

Такую «экономию» называют необоснованной налоговой выгодой. То есть компания заплатила меньше налогов, но законных оснований для этого не было.

Когда налоговая проводит проверку, она определяет, налоговая выгода обоснованная или нет, то есть законная или незаконная. Если компания заплатила за аренду офиса, оформила договор аренды, реально снимает помещение, она может законно учесть арендные платежи в расходах и уменьшить тем самым налог к уплате. А если компания купила счет-фактуру и предъявляет НДС к возмещению, а в реальности никакой покупки не было, то такой способ снижения налогов — незаконный.

Налоговая отслеживает не только мошенников, но и тех, кто заключает с ними сделки. Она подозревает, что контрагенты однодневок — это бизнес, который пытается сэкономить на налогах.

Например, если компания купит товар у подозрительного контрагента, подаст документы на получение вычета по НДС, а подозрительный контрагент не перечислит НДС в бюджет, налоговая может решить, что это незаконная схема: компания специально заключила договор, чтобы сэкономить на налогах, — и доначислит их.

Налоговая считает, что проявление должной осмотрительности при выборе контрагента — обязанность бизнеса. И суды с ней в этом согласны. В постановлении Высшего арбитражного суда написано: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности».

Это значит: даже когда компания не знала о том, что контрагент — подозрительный для налоговой, это не влияет на решение суда. Незнание не освобождает от ответственности.

Компания не проявила должную осмотрительность и должна выплатить в бюджет 64 млн рублей

Позиция налоговой. В ходе проверки налоговая решила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, и доначислила 44 млн рублей налогов и 20 млн рублей пеней и штрафов. Компания должна бюджету 64 млн рублей.

Позиция компании. Компания пыталась доказать свою правоту и законность сделки, но у нее не было подтверждений, что она проверяла контрагента перед тем, как заключить договор, и вела с ним сделку с соблюдением всех требований: собирала акты, счета-фактуры и другие документы.

Решение суда. Суд решил, что партнер компании имеет все признаки фирмы-однодневки и компания сама не проявила должную осмотрительность при заключении договора. А значит, решение налоговой правомерно: компания должна заплатить в бюджет 64 млн рублей. Суды других инстанций это решение поддержали.

Запомним: бизнесу надо проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента, чтобы не иметь проблем с налоговой.

Разберемся, как проявить должную осмотрительность: что проверить при заключении сделки с новым контрагентом.

Подозрительные признаки контрагента

В 2017 и 2021 годах налоговая издала письма, где перечислила признаки компании, которые должны насторожить ее потенциальных партнеров. Еще обстоятельства, которые необходимо проверить, расписаны в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок.

Сведения из этих документов можно взять за основу для проверки потенциальных партнеров.

Вот примерный список того, что должно вас насторожить:

Не обязательно найти все признаки, чтобы считать компанию неблагонадежной. Но чем больше подозрительных фактов, тем более внимательно нужно принимать решение о сотрудничестве с таким партнером.

Где собирать информацию о партнере

Проверить контрагента можно самостоятельно в открытых источниках или с помощью специальных сервисов.

Самостоятельно. На это понадобится потратить время: нужно будет заходить на разные ресурсы, искать сведения и проверять их. Вот что вам может понадобиться.

РесурсЧто проверить
Федеральная налоговая службаНаличие регистрации в реестре юридических лиц или ИП. Здесь же можно получить выписку
Федеральная налоговая служба— Проверка адреса на массовость;
— наличие руководителя в реестре дисквалифицированных лиц;
— участие директора в нескольких юрлицах
Единый федеральный реестр сведений о банкротствеНаличие процедуры банкротства
Картотека арбитражных делНаличие судебных разбирательств
Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)Включение в РНП
Федеральная служба судебных приставовНаличие исполнительных производств

Еще вам могут понадобиться реестры лицензий, если ваш партнер занимается лицензируемым видом деятельности, и службы статистики, чтобы проверить отчетность партнера.

Самостоятельная проверка занимает много времени. Если у вас регулярно появляются новые партнеры, этот способ не подойдет: придется нанимать юриста, чтобы он с утра до вечера проверял компании и документы с точки зрения налоговых рисков.

С помощью сервисов. Можно воспользоваться специальными ресурсами, которые собирают данные из разных источников и показывают подробную информацию о партнере в общей справке.

Пользователю нужно только вписать ИНН потенциального партнера.

Как проявить должную осмотрительность

Минфин говорит, что компания имеет право сама выбирать, как проверять потенциальных партнеров, и решать сотрудничать с ними или нет.

Проверка должна была настолько тщательной, чтобы компанию нельзя было обвинить в том, что она не проявила должную осмотрительность. Поэтому важно не только провести проверку, но и сохранить документальные подтверждения.

Это пригодится, если компания решит сотрудничать с контрагентом и потом возникнут проблемы с налоговой. Компания сможет доказать в суде, что была достаточно осмотрительная при выборе контрагента, и отменить доначисленные налоги, пени и штраф.

Компания доказала в суде, что проявила должную осмотрительность, и сэкономила 47 млн рублей

Позиция налоговой. Налоговая решила, что компания получила необоснованную налоговую выгоду, и доначислила 25 млн НДС и 7 млн налога на прибыль плюс 15 млн штрафов и пеней. Всего налоговая требовала, чтобы компания заплатила 47 млн рублей в бюджет.

Позиция компании. Компания с этим не согласилась и обратилась в суд за защитой своих прав. В суде она предъявила доказательства того, что была осмотрительна при выборе партнеров: проверила контрагентов через систему СПАРК, запросила учредительные документы, предоставила протоколы осмотра нотариусом сайтов налоговой, предъявила заявки на поставку товаров, пояснения по рыночным ценам и другое.

Что решил суд. Суд оценил эти документы как «достоверные и подтверждающие проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и заботливости при выборе контрагентов» и удовлетворил заявление компании.

Налоговая пробовала обжаловать решение суда в других инстанциях, но решение по этому делу не изменилось: компания не должна доплачивать налоги.

Рекомендуем проверять каждого нового контрагента и составлять досье с данными проверки, чтобы при проблемах с налоговой у вас были документы, подтверждающие вашу осмотрительность. В досье сохраняйте все документы, которые пришлет контрагент, и скрины из открытых источников, сделанные при его проверке.

Если налоговая будет проверять ваш бизнес и вызовет сотрудников или руководителя на допрос, изучите список вопросов, которые налоговая будет задавать, — он есть в открытом доступе.

Правильные ответы на эти вопросы помогут доказать, что вы проявляете должную осмотрительность.

Мы подготовили инструкцию, которая поможет проверить потенциального партнера и проявить должную осмотрительность. В нашем списке всего семь пунктов, но их может быть больше — если хотите проверить еще, сделайте это.

Мы предлагаем действовать так:

Рассмотрим, что нужно делать на каждом шаге.

Шаг 1. Запросите у партнера пакет документов

Компания, которой нечего скрывать, предоставит вам пакет документов. Для ИП и компании часть документов одинаковые, а часть — отличается.

Шаг 2. Получите на сайте налоговой выписку из реестра юрлиц или ИП

Выписку с основными данными о компании или ИП можно получить на сайте налоговой бесплатно за минуту. Для этого нужно ввести в поле поиска название компании, ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

У любого партнера в выписке надо проверить:

Коды ОКВЭД. В выписке обратите внимание на то, какие коды ОКВЭД партнер выбрал для своей деятельности: если вы планируете заказать сайт, а по кодам ОКВЭД бизнес занимается продуктами питания, это подозрительно.

Если планируете сотрудничать с компанией, обратите внимание еще на несколько критериев:

Достоверность сведений о директоре. В выписке может быть пометка, что сведения о директоре недостоверны. Это значит, что человек, которого компания указывает директором, уже не работает в компании. Возможно, он с самого начала был номинальным, а на самом деле компанией управляет другой человек. Если вы заключите сделку с такой компанией, впоследствии ее можно будет оспорить в суде и признать недействительной.

Достоверность адреса. Недобросовестные компании могут указывать фиктивные адреса для регистрации юрлица. Если в выписке есть пометка, что сведения об адресе недостоверны, это значит, что компании нет по тому адресу, который она указывает. Обычно это вскрывается при налоговых проверках.

Размер уставного капитала. Если у крупной компании минимальный уставный капитал — 10 000 ₽, в совокупности с другими факторами это должно вас насторожить.

Кроме того, есть виды деятельности, где есть требования к размеру уставного капитала. Например, у магазинов, которые торгуют алкогольной продукцией, уставный капитал должен быть не меньше 1 млн рублей.

Если ваш потенциальный партнер продает алкоголь в магазинах, а уставный капитал — всего 10 000 ₽, лучше с ним не сотрудничать.

Шаг 3. Проверьте адрес контрагента

Рекомендуем проверить два факта:

Наличие помещений. Если компания нигде не указывает адрес своего офиса или шоурума, скрывает адреса складов и торговых площадок, а на просьбу встретиться на их территории отвечает отказом, это тревожно. Возможно, компания существует только на бумаге.

Массовый адрес. Бывает, что компания при регистрации указывает не свой фактический адрес, а покупает в интернете адрес для регистрации. Как правило, по таким адресам зарегистрировано много компаний, но никто там по факту не находится. Такой адрес называют массовым.

Если вы проверяете офис компании, а там зарегистрировано 50 компаний и все занимаются разным, в совокупности с другими признаками недобросовестности это повод насторожиться.

Проверить, какие компании зарегистрированы по адресу, можно на сайте налоговой.

Шаг 4. Поищите контрагента в списке банкротов

Список компаний и ИП, которые проходят процедуру банкротства, есть в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве. Потенциальный партнер может быть на стадии конкурсного производства или только собирается банкротиться.

Если он сам подал заявление о банкротстве, лучше с ним не сотрудничать: бизнес пытается избежать обязательств перед своими текущими партнерами, а значит, и вас тоже может обмануть.

Если ведется конкурсное производство, значит, контрагент уже не может заключать сделки и работать с ним нельзя по закону.

Шаг 5. Проверьте контрагента на сайте судебных приставов

Если ваш потенциальный партнер проиграл дело в суде и все равно не платит долг, информация об этом попадает к приставам. Они начинают исполнительное производство по взысканию долгов.

Все дела, которые ведут приставы, можно посмотреть на сайте Федеральной службы судебных приставов.

Шаг 6. Проверьте директора компании

Рекомендуем проверить директора по двум критериям:

Проверка на номинальность. Иногда человек управляет несколькими компаниями, и это нормально, например, когда компания — объединение юрлиц. Но если директор руководит несколькими несвязанными компаниями, это может означать, что он номинальный. То есть по факту ничего не делает, только числится руководителем.

Проверить, в скольких юрлицах человек работает директором, можно на сайте налоговой.

Проверка на дисквалификацию. Некоторым людям запрещено управлять компаниями и быть директорами по решению суда, их вносят в реестр дисквалифицированных лиц.

Такие люди иногда все равно работают директорами, хотя им это запрещено. Судебная практика в таких случаях противоречива: иногда сделки, подписанные дисквалифицированным человеком, все же признаются действительными, а иногда нет. Рекомендуем не рисковать и отказаться от сотрудничества.

Шаг 7. Проверьте судебные дела с участием контрагента

Можно искать информацию о судебных делах с участием контрагента в общей базе судебных и нормативных актов, но мы рекомендуем остановиться на картотеке арбитражных дел: экономические споры слушаются в арбитраже.

В картотеке арбитражных дел легко проверить контрагента: искать можно по ИНН, названию юрлица или ФИО ИП. Еще можно выбрать, кем выступал контрагент в судебных делах — ответчиком, истцом или третьим лицом.

Обратите внимание не только на количество судебных дел с участием потенциального партнера, но и на его роль — истец или ответчик.

Если компания или ИП — ответчик по судебным делам, это может быть тревожным сигналом: возможно, это стандартная практика вашего потенциального партнера — судиться вместо того, чтобы платить по договорам.

Чек-лист проверки контрагента

Собрали все критерии, о которых говорили выше, в одну таблицу, чтобы вам было проще сориентироваться, на что обратить внимание при проверке контрагента.

Эту таблицу оформили в чек-лист, который вы можете использовать в своей работе. Скачайте чек-лист по ссылке справа.

Советуем принимать решение о сотрудничестве с каждым конкретным контрагентом обдуманно: быстрая прибыль от сделки с недобросовестной компанией может обернуться миллионами доначисленных налогов, штрафов и пеней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *