доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом

Разработка отечественными учеными учения о высшей нервной деятельности

Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила условного и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?
Выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Вопрос 3. Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.

Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.

Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Источник

Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом

доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Смотреть фото доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Смотреть картинку доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Картинка про доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Фото доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом

Угасание условного рефлекса

В результате чего условный рефлекс угасает?

Условный рефлекс угасает, если какое-то время не подкрепляется безусловным, перестает иметь для организма жизненно важное значение.

Доминанта

Что такое доминанта?

Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.

Значение доминанты

Каково значение доминанты в жизни?

Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Возбуждение и торможение

Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.

В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.

Связь доминанты с потребностями

Какова связь доминанты с потребностями?

Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Врожденные и приобретенные формы поведения

Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?

Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов.

Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.

Безусловные рефлексы

Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?

Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.

Инстинкт

Что такое инстинкт?

Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.

Рефлекс следования

Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?

Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.

Биологический ритм сна и бодрствования

Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования?

Биологический ритм сна и бодрствования связан со сменой дня и ночи. Смена сна и бодрствования такое же природное естественное явление, как регулярно наступающее чувство голода, жажды.

Источник

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?

Условные рефлексы — это приобретенные в течение жизни каждого человека реакции, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Условный рефлекс формируется в случае сочетания какого- либо раздражения, даже незначительного, с безусловным рефлексом.

Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?

Условный рефлекс угасает, если какое-то время не подкрепляется безусловным, перестает иметь для организма жизненно важное значение.

Вопрос 3. Что такое доминанта?

Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.

Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?

Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.

В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл Ееликий русский врач-физиолог И. П. Павлов.

Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?

Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Источник

Разработка отечественными учеными учения о высшей нервной деятельности

Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила условного и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.

Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?
Выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.

Вопрос 3. Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.

Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.

Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.

Источник

Разработка урока по теме «Высшая нервная деятельность. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Разработка урока по биологии в 9 классе

Тема урока: Высшая нервная деятельность. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

— изучить процессы торможения и возбуждения;

— дать определение «доминанта»;

— повторить виды условных рефлексов.

развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательные: формирование бережного отношения к своему здоровью, формирование ответственного отношения к обучению.

Тип урока: комбинированный

Называть учёных, внёсших вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности, принципы, лежащие в основе деятельности головного мозга.

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, электронное приложение к учебнику

Приветствие учителя с учащимися. Проверка отсутствующих. Определение темы урока, целевая установка. Проверка домашнего задания.

Задание у доски : выполнить схему рефлекторной дуги безусловного мигательного рефлекса. Назвать основные части рефлекторной дуги.

1. Условные рефлексы имеют постоянный характер (-).

2. Условные рефлексы образуются на основе безусловных (+).

3. Для формирования условного рефлекса достаточно одноразового действия раздражителя (-).

5. Основой образования условных рефлексов является установление временных связей между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителя (+).

Вклад Семенова/Павлова в развитие учения о ВНД.

II . Мотивация учебной деятельности.

Проблема: как вы думаете, что было бы, если бы все условные рефлексы сохранялись на протяжении всей жизни?

1.Каковы условия образования условного рефлекса?

2.Расскажите об образовании условного рефлекса.

3. Продемонстрируйте свой рисунок и назовите части рефлекторной дуги.

Каковы условия образования условного рефлекса?

Л- лампочка, Л 1-зрительная зона; П-пища, П1-пищевая зона на рис.113

2.После этого собаке дают пищу- проявляется безусловный рефлекс и возбуждается пищевой центр в к.б.п.

3.Несколько раз сочетают свет лампочки с кормлением- т.е. возбуждаем то Л1, то П1

4.Между центром анализатора и пищевым центром возникает временная связь.

— Что значит временная связь? (её можно разрушить)

Включается лампочка- возбуждается Л1,по временной связи Л1-П1 возбуждение достигает П1, по нисходящим путям к слюноотделительному центру продолговатого мозг, оттуда к слюнным железам, которые начинают функционировать на сигнал пища (включенная лампочка), ещё до того, как появится пища.

Вывод: И.П.Павлов доказал экспериментально, что врождённое поведение можно изменить при помощи обучения и сформировать тем самым условный рефлекс.

Условный рефлекс (схема)

Часть 1 Задание с ОГЭ На рисунках изображены слюноотделительные рефлексы собаки. Какой буквой обозначен рисунок, на котором лампочка является условным раздражителем. (Г)

Какой буквой обозначен рисунок, на котором лампочка является безусловным раздражителем.(Б)

Вариант 3 А 17 На рисунке демонстрируется опыт воздействия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называют такую реакцию животного?

1)условным рефлексом 2)орудийной деятельностью

3)безусловным рефлексом 4)инстинктом

доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Смотреть фото доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Смотреть картинку доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Картинка про доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом. Фото доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом

Иван Петрович Павлов доказал, что торможение (открытое Сеченовым) может быть разных видов – врожденным и приобретенным.

Задание 2 группа « Торможение условное, приобретаемое в течение жизни». Почему его называют внутренним? Что такое растормаживание и тормозная временная связь? Докажите на примере, используя иллюстрации, что угасание условного рефлекса имеет приспособительное значение.

Дополнительный материал: образовавшийся условный рефлекс (какой именно?) не подкрепляют пищей и в конце концов он угасает.

Учащиеся рассказывают, показываю видео для закрепления.

Вывод: угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение.

Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

1 группе (Закон взаимной индукции)

1.Сторожевая собака с условным пищевым рефлексом видит появление чужого человека. Наблюдается торможение пищевого рефлекса и возникает новый рефлекс (оборонительный).

Объясните, опираясь на закон взаимной индукции поведение собаки.

2.Почему дети, уставшие за день вдруг, начинают прыгать, смеяться, капризничать?

— С помощью метода условных рефлексов был открыт закон взаимной индукции (торможение).

Смысл его: очаг возбуждения наводит торможение на соседние с ним участки.

С этим законом связана смена образов при восприятии двойственных изображений.

(У вас был доминантный очаг возбуждения, который затормозил все конкурирующие очаги. Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. )

Приведите примеры доминанты, опираясь на текст учебника и жизненный опыт.

Назовите особенности доминанты.

Доминантный очаг отличается рядом особенностей:

3- В состоянии доминанты все поступающие возбуждения притягиваются к доминантному очагу, и он усиливается за их счет. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями.

Задание общее Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И.П. Павловым, это связано.

при рассмотрении рисунка М. Эшера многие обычно обращают внимание лишь на черные фигуры и только потом начинают замечать белые. Причина в том, что белые участки страницы воспринимаются нами как фон, значимые элементы книги — рисунки, шрифт — чаще всего даются черным цветом. Вот почему при взгляде на рисунок черные фигуры оказываются для нас более «видимыми». Они до­минируют в нашем сознании.

III. Изучение нового материала.

Возбуждение – это активное состояние нервной ткани в ответ на действие различных раздражителей достаточной силы
Торможение – это активный нервный процесс, приводящий к угнетению возбуждения

Виды безусловного (врожденного) торможения
— запредельное (охранительное) торможение
— внешнее торможение
— некоторые врожденные рефлексы, в которых определенные раздражители вызывают прекращение определенных действий

Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности.

Повторение изученного: тесты

Домашнее задание: читать параграф №__, стр. _____. Подготовить 5 вопросов по теме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *