доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом
Разработка отечественными учеными учения о высшей нервной деятельности
Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила условного и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.
Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?
Выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.
Вопрос 3. Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.
Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.
Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры объясните с каким законом
Угасание условного рефлекса
В результате чего условный рефлекс угасает?
Условный рефлекс угасает, если какое-то время не подкрепляется безусловным, перестает иметь для организма жизненно важное значение.
Доминанта
Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.
Значение доминанты
Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Возбуждение и торможение
Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.
Связь доминанты с потребностями
Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Врожденные и приобретенные формы поведения
Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным, а какие — к приобретенным?
Врожденные формы поведения — безусловные рефлексы, рефлексы, которые передаются по наследству и обеспечивают приспособление организма к постоянным условиям среды. Самые простые безусловные реакции: сосание (пищевой безусловный рефлекс), мигание (защитный безусловный рефлекс), рефлекс «что такое?» (ориентировочный безусловный рефлекс). Более сложные формы врожденного поведения — инстинкты — цепочки врожденных рефлексов.
Приобретенные формы поведения — реакции каждого человека, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Такой элементарной реакцией является условный рефлекс. Устойчивая цепочка условных рефлексов образует динамический стереотип. Более сложная форма приобретенного поведения — рассудочная деятельность.
Безусловные рефлексы
Какие безусловные рефлексы человек унаследовал от обезьяноподобных предков?
Безусловные рефлексы, которые человек унаследовал от обезьяноподобных предков, это рефлексы, способствующие удовлетворению основных потребностей, т. е. продолжение жизни, а также пищевой, защитный, ориентировочный рефлексы.
Инстинкт
Что такое инстинкт?
Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение) — совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения.
Рефлекс следования
Почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята? Каков механизм этого явления?
Новорожденные животные в момент созревания анализаторов фиксируют в памяти образы, на которые они впоследствии будут ориентироваться как на значимые объекты. Это свойство называется запечатлением. Им и объясняется, почему утята, выведенные курицей, следуют за ней, как и цыплята. После того как утята вылупились из яйца, у них сформировался зрительный анализатор и возник рефлекс следования. Они запечатлели первый встретившийся им движущийся объект и следуют за ним.
Биологический ритм сна и бодрствования
Какое отношение к природным биоритмам имеет смена сна и бодрствования?
Биологический ритм сна и бодрствования связан со сменой дня и ночи. Смена сна и бодрствования такое же природное естественное явление, как регулярно наступающее чувство голода, жажды.
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Условные рефлексы — это приобретенные в течение жизни каждого человека реакции, с помощью которых его организм приспосабливается к меняющимся воздействиям среды. Условный рефлекс формируется в случае сочетания какого- либо раздражения, даже незначительного, с безусловным рефлексом.
Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?
Условный рефлекс угасает, если какое-то время не подкрепляется безусловным, перестает иметь для организма жизненно важное значение.
Вопрос 3. Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.
Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл Ееликий русский врач-физиолог И. П. Павлов.
Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Разработка отечественными учеными учения о высшей нервной деятельности
Вопрос 1. Какие условия необходимы для выработки условного рефлекса?
Для успешной выработки условного рефлекса необходимо соблюдение трех условий. Во-первых, условный раздражитель (в нашем примере — звонок) должен по времени предшествовать безусловному подкреплению (в нашем примере — пища). Во-вторых, биологическая значимость условного раздражителя должна быть меньше, чем у безусловного подкрепления. Например, для самки крик ее детеныша является заведомо более сильным раздражителем, чем пищевое подкрепление. В-третьих, сила условного и безусловного раздражителей должна иметь определенную величину (закон силы), так как очень слабые и очень сильные раздражители не приводят к выработке стабильного условного рефлекса.
Вопрос 2. В результате чего условный рефлекс угасает?
Выработанные условные рефлексы могут терять свое значение при изменении условий существования. Угасание условных рефлексов называется торможением. Различают внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов. Если под действием нового сильного внешнего раздражителя в мозге возникает очаг сильного возбуждения, то ранее выработанная условно-рефлекторная связь не срабатывает. Например, пищевой условный рефлекс тормозится при сильном шуме, испуге собаки, действии на нее болевого раздражителя и т.д. Такой вид торможения называется внешним. Если же выработанный на звонок рефлекс слюноотделения не подкреплять кормлением, то постепенно звук перестает выполнять роль условного раздражителя, и рефлекс начнет угасать и затормозится. Временная связь между двумя центрами возбуждения в коре разрушится. Такой вид торможения условных рефлексов носит название внутреннего.
Вопрос 3. Что такое доминанта?
Доминанта — это преобладающая в данный момент потребность, которая руководит всем текущим поведением организма.
Вопрос 4. Каково значение доминанты в жизни?
Доминирующая потребность, поведение, связанное с ее удовлетворением, и одновременное подавление мешающих и отвлекающих рефлексов мобилизует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Вопрос 5. Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И. П. Павловым, это связано.
В основе данного факта лежит закон взаимной индукции возбуждения-торможения, который открыл великий русский врач-физиолог И. П. Павлов.
Вопрос 6. Какова связь доминанты с потребностями?
Значимость для нас какого-либо события определяется нашей внутренней потребностью. Преобладающая в данный момент потребность руководит всем текущим поведением организма. А. А. Ухтомский открыл принцип управления поведением, названный принципом доминанты. Согласно этому принципу, поведение, которое связано с удовлетворением потребности, активизирует всю энергию организма для достижения поставленной цели.
Разработка урока по теме «Высшая нервная деятельность. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Разработка урока по биологии в 9 классе
Тема урока: Высшая нервная деятельность. Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.
— изучить процессы торможения и возбуждения;
— дать определение «доминанта»;
— повторить виды условных рефлексов.
— развитие умения самостоятельно работать с учебником, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Воспитательные: формирование бережного отношения к своему здоровью, формирование ответственного отношения к обучению.
Тип урока: комбинированный
Называть учёных, внёсших вклад в развитие учения о высшей нервной деятельности, принципы, лежащие в основе деятельности головного мозга.
Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, электронное приложение к учебнику
Приветствие учителя с учащимися. Проверка отсутствующих. Определение темы урока, целевая установка. Проверка домашнего задания.
Задание у доски : выполнить схему рефлекторной дуги безусловного мигательного рефлекса. Назвать основные части рефлекторной дуги.
1. Условные рефлексы имеют постоянный характер (-).
2. Условные рефлексы образуются на основе безусловных (+).
3. Для формирования условного рефлекса достаточно одноразового действия раздражителя (-).
5. Основой образования условных рефлексов является установление временных связей между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителя (+).
Вклад Семенова/Павлова в развитие учения о ВНД.
II . Мотивация учебной деятельности.
Проблема: как вы думаете, что было бы, если бы все условные рефлексы сохранялись на протяжении всей жизни?
1.Каковы условия образования условного рефлекса?
2.Расскажите об образовании условного рефлекса.
3. Продемонстрируйте свой рисунок и назовите части рефлекторной дуги.
Каковы условия образования условного рефлекса?
Л- лампочка, Л 1-зрительная зона; П-пища, П1-пищевая зона на рис.113
2.После этого собаке дают пищу- проявляется безусловный рефлекс и возбуждается пищевой центр в к.б.п.
3.Несколько раз сочетают свет лампочки с кормлением- т.е. возбуждаем то Л1, то П1
4.Между центром анализатора и пищевым центром возникает временная связь.
— Что значит временная связь? (её можно разрушить)
Включается лампочка- возбуждается Л1,по временной связи Л1-П1 возбуждение достигает П1, по нисходящим путям к слюноотделительному центру продолговатого мозг, оттуда к слюнным железам, которые начинают функционировать на сигнал пища (включенная лампочка), ещё до того, как появится пища.
Вывод: И.П.Павлов доказал экспериментально, что врождённое поведение можно изменить при помощи обучения и сформировать тем самым условный рефлекс.
Условный рефлекс (схема)
Часть 1 Задание с ОГЭ На рисунках изображены слюноотделительные рефлексы собаки. Какой буквой обозначен рисунок, на котором лампочка является условным раздражителем. (Г)
Какой буквой обозначен рисунок, на котором лампочка является безусловным раздражителем.(Б)
Вариант 3 А 17 На рисунке демонстрируется опыт воздействия кислоты на рецепторы кожи лягушки. Как называют такую реакцию животного?
1)условным рефлексом 2)орудийной деятельностью
3)безусловным рефлексом 4)инстинктом
Иван Петрович Павлов доказал, что торможение (открытое Сеченовым) может быть разных видов – врожденным и приобретенным.
Задание 2 группа « Торможение условное, приобретаемое в течение жизни». Почему его называют внутренним? Что такое растормаживание и тормозная временная связь? Докажите на примере, используя иллюстрации, что угасание условного рефлекса имеет приспособительное значение.
Дополнительный материал: образовавшийся условный рефлекс (какой именно?) не подкрепляют пищей и в конце концов он угасает.
Учащиеся рассказывают, показываю видео для закрепления.
Вывод: угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение.
Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
1 группе (Закон взаимной индукции)
1.Сторожевая собака с условным пищевым рефлексом видит появление чужого человека. Наблюдается торможение пищевого рефлекса и возникает новый рефлекс (оборонительный).
Объясните, опираясь на закон взаимной индукции поведение собаки.
2.Почему дети, уставшие за день вдруг, начинают прыгать, смеяться, капризничать?
— С помощью метода условных рефлексов был открыт закон взаимной индукции (торможение).
Смысл его: очаг возбуждения наводит торможение на соседние с ним участки.
С этим законом связана смена образов при восприятии двойственных изображений.
(У вас был доминантный очаг возбуждения, который затормозил все конкурирующие очаги. Алексей Алексеевич Ухтомский назвал такой механизм временного господства возбуждения доминантой. )
Приведите примеры доминанты, опираясь на текст учебника и жизненный опыт.
Назовите особенности доминанты.
Доминантный очаг отличается рядом особенностей:
3- В состоянии доминанты все поступающие возбуждения притягиваются к доминантному очагу, и он усиливается за их счет. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями.
Задание общее Доминантный очаг возбуждения обычно затормаживает соседние участки коры. Объясните, с каким законом, открытым И.П. Павловым, это связано.
при рассмотрении рисунка М. Эшера многие обычно обращают внимание лишь на черные фигуры и только потом начинают замечать белые. Причина в том, что белые участки страницы воспринимаются нами как фон, значимые элементы книги — рисунки, шрифт — чаще всего даются черным цветом. Вот почему при взгляде на рисунок черные фигуры оказываются для нас более «видимыми». Они доминируют в нашем сознании.
III. Изучение нового материала.
Возбуждение – это активное состояние нервной ткани в ответ на действие различных раздражителей достаточной силы
Торможение – это активный нервный процесс, приводящий к угнетению возбуждения
Виды безусловного (врожденного) торможения
— запредельное (охранительное) торможение
— внешнее торможение
— некоторые врожденные рефлексы, в которых определенные раздражители вызывают прекращение определенных действий
Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности.
Повторение изученного: тесты
Домашнее задание: читать параграф №__, стр. _____. Подготовить 5 вопросов по теме.