допиши конец пословицы или поговорки укажи какой частью речи является написанное тобой слово
Упражнение 9
Допишите пословицу, вставляя слова с не. Укажите, к какой части речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку.
Кукушка (не)ястреб, а (не)уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ утешает. Отважный (не)боится________. Стойкий боец для врага________. Где________ потеряет, там смелый найдет. ________ слово больней огня жжет. Лучший из даров – ум, худшее из (не)счастий –________.
Подсказка: (не)вежество, (не)приступен, (не)смелый, (не)доброе, (не)удачи, (не)мастер, (не)счастье, (не)когда.
И не такие странности в стране чудес случаются.
Он начал на бедного папу кричать, а папа Фернанде не мог отвечать, не мог, не умел отвечать.
Потому, что, если не любил, значит, и не жил, и не дышал.
И не волнуют, не свербят, не теребят, ни мысли, ни вопросы, ни мечты.
И мангусты взялись за работу, не щадя ни себя, ни родных.
Ещё ни холодов, ни льдин, земля тепла, красна калина.
Вам не нужны ни бомбы ни снаряды, не раздувайте вы войны пожар.
Играю с ним (3-е л., ед. ч., м. р., Т. п.: с кем?)
думаю о ней (3-е л., ед. ч., ж. р., П. п.: о ком?)
увижусь с тобой (2-е л., ед. ч., Т. п.: с кем?)
приходил к нему (3-е л., ед. ч., м. р., Д. п.: к кому?)
узнал о нас (3-е л., мн. ч., П. п.: о ком?)
посмотрел на него (3-е л., ед. ч., м. р., В. п.: на кого?)
рассказал о вас (2-е л., мн. ч., П. п.: о ком?)
отошёл от меня (1-е л., ед. ч., Р. п.: от кого?)
направился к вам (2-е л., мн. ч., Д. п.: к кому?)
находился у них (3-е л., мн. ч., Р. п.: у кого?)
взял у тебя (2-е л., ед. ч., Р. п.: у кого?)
гулял со мной (1-е л., ед. ч., Т. п.: с кем?)
Род определяется только у местоимений 3-го лица единственного числа (он, она, оно).
Падеж личных местоимений определяем по вопросу, как и у существительных.
Допишите поговорку, вставляя слова с не. Укажите, к какой доли речи
Допишите поговорку, вставляя слова с не. Укажите, к какой доли речи принадлежит вставленное слово. В случае затруднения см. подсказку. Кукушка (не) ястреб, а (не) уч________. Ленивому всегда________. Книга в счастье украшает, а в________ успокаивает. Смелый (не) опасается________. Стойкий боец для недруга________. Где________ растеряет, там неустрашимый отыщет. ________ слово больней огня жжет. Превосходнейший из подарков ум, худшее из (не) счастий ________. Подсказка: (не) вежество, (не) приступен, (не) отважный, (не) благое, (не) фортуны, (не) мастер, (не) счастье, (не) когда.
Кукушка не ястреб (отрицательная частичка), а неуч (существительное) — не мастер (отрицательная частичка).
Ленивому всегда некогда (наречие).
Смелый не опасается (отрицательная частица) неудачи (существительное).
Стойкий боец для недруга неприступен (краткое прилагательное).
Где несмелый (прилагательное) растеряет, там неустрашимый найдет.
Недоброе (прилагательное) слово больней огня жжет.
Лучший из даров разум, худшее из несчастий (существительное) невежество (существительное).
The Jizn
Неизвестные окончания известных пословиц
Употребляя в своей речи общеизвестные крылатые фразы, например из литературной классики или популярных фильмов, мы часто даже не договариваем их до конца. Во-первых, чаще всего по лицу собеседника видим, что читали одни с ним книги и смотрели те же фильмы, и нам ясно, что мы друг друга поняли. Во-вторых, многие фразы настолько узнаваемы всеми, что […]
Употребляя в своей речи общеизвестные крылатые фразы, например из литературной классики или популярных фильмов, мы часто даже не договариваем их до конца. Во-первых, чаще всего по лицу собеседника видим, что читали одни с ним книги и смотрели те же фильмы, и нам ясно, что мы друг друга поняли. Во-вторых, многие фразы настолько узнаваемы всеми, что вторую их половину не договаривают уже давно. Но придет другое поколение и будет думать, что вся мудрость только в этой короткой фразе, не зная о ее недосказанности, теряя изначальный смысл! Так произошло со многими поговорками и пословицами. Мы произносим их, думая, что смысл их нам понятен с пеленок, но… Видимо, наши предки тоже не утруждались договаривать их до конца, оставив нам в наследство лишь первые их половинки…
Попробуем поискать изначальный смысл, вернув пословицам окончания. Начнем с пословиц, утративших лишь часть смысла: вроде бы все правильно, да чего-то не хватает, что-то недосказано.
Утро вечера мудренее, жена мужа удалее.
Голод не тетка, пирожка не поднесет.
На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
Вынь, да положь; роди, да подай.
Мал золотник, да дорог; велик пень, да трухляв.
Молодые бранятся — тешатся, а старики бранятся – бесятся.
С этими пословицами все понятно – в них только некоторая недоговоренность, и возвращенная часть усиливает смысл народной мудрости. Сложнее с теми пословицами и поговорками, смысл которых с утратой их второй части полностью изменился!
Как часто мы слышали от взрослых еще в детстве: «В здоровом теле — здоровый дух!»? Вроде бы смысл сомнений не вызывает, и мы то же самое повторяем нашим детям, например, заставляя их делать утреннюю гимнастику. А ведь изначально это звучало так: «В здоровом теле здоровый дух – редкое явление». Именно так писал Децим Юний Ювенал, римский поэт-сатирик, в своих «Сатирах». Вот что значит вырвать слова из контекста, чем в наше время злоупотребляют многие. Смысл, оказывает, вложен был абсолютно другой!
Пьяному море по колено – понятно, что в нетрезвом виде человеку все нипочем, а на самом деле? Пьяному море по колено, а лужа — по уши.
Ума палата! Значит очень умный человек, и к его мнению стоит прислушаться. А если вернуть окончание? Ума палата, да ключ потерян!
Повторение – мать учения! Ну, какой тут может быть другой смысл? А вы у Овидия спросите, это ведь его слова: «Повторение – мать учения и прибежище ослов (утешенье дураков)».
Смысл многих пословиц без их утраченной части вообще неясен! К чему бы это сказано: «Везет, как утопленнику». Но если восстановить весь текст, то все станет на свои места:
Везёт как субботнему утопленнику — баню топить не надо! Так что везение только на стороне утонувших в субботу – баню им топить не придется, экономия в хозяйстве!
Курочка по зёрнышку клюёт – то есть, каждое дело помалу делается, но верните окончание и все предстанет в ином свете. Курочка по зёрнышку клюёт, а весь двор в помёте!
Как только на работе появляется новое начальство и начинает нововведения, обязательно кто-то скажет: «Новая метла по-новому метёт!». А ведь весь смысл – во второй половине: «Новая метла по-новому метёт, а как сломается — под лавкой валяется».
Когда, например, встречаются ранее незнакомые единомышленники, увлеченные одним делом или люди одной профессии, то говорят: «Рыбак рыбака видит издалека». А на самом деле было: «Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит». Ведь где один уже рыбу ловит, второму делать нечего!
Вот еще неизвестные окончания известных пословиц.
Бабушка [гадала] надвое сказала [то ли дождик, то ли снег,то ли будет, то ли нет].
Бедность — не порок [а вдвое хуже].
Ворон ворону глаз не выклюет [а и выклюет, да не вытащит].
Гладко было на бумаге [да забыли про овраги, а по ним ходить].
Гол как сокол [а остер как топор].
Голод не тетка [пирожка не поднесет].
Губа не дура [язык не лопата].
Два сапога пара [да оба левые].
Девичий стыд – до порога [переступила и забыла].
Дело мастера боится [а иной мастер дела].
Дорога ложка к обеду [а там хоть под лавку].
Дураку хоть кол теши [он своих два ставит].
За битого двух небитых дают [да не больно-то берут].
За двумя зайцами погонишься — ни одного [кабана] не поймаешь.
Зайца ноги носят [волка зубы кормят, лису хвост бережет].
[И] делу время, [и] потехе час.
Комар лошадь не повалит [пока медведь не подсобит].
Кто старое помянет — тому глаз вон [а кто забудет — тому оба].
Курочка по зернышку клюет [а весь двор в помёте].
Лиха беда начало [есть дыра, будет и прореха].
Молодые бранятся — тешатся [а старики бранятся – бесятся].
На чужой каравай рот не разевай [пораньше вставай да свой затевай].
Не все коту масленица [будет и пост].
Не печалится дятел, что петь не может [его и так весь лес слышит].
Один в поле не воин [а путник].
От работы кони дохнут [а люди – крепнут].
Палка, о двух концах [туда и сюда бьет].
Повторенье — мать ученья [утешенье дураков].
Повторенье — мать ученья [и прибежище для лентяев].
Пьяному море по колено [а лужа — по уши].
Пыль столбом, дым коромыслом [а изба не топлена, не метена].
Расти большой, [да] не будь лапшой [тянись верстой, да небудь простой].
С пчелой поладишь – медку достанешь [с жуком свяжешься – в навозе окажешься].
Семь бед – один ответ [восьмая беда – совсем никуда].
Собака на сене [лежит, сама не ест и скотине не дает].
Старый конь борозды не испортит [да и глубоко не вспашет].
Тише едешь — дальше будешь [от того места, куда едешь].
У страха глаза велики [да ничего не видят].
Ума палата [да ключ потерян].
Хлеб на стол – и стол престол [а хлеба ни куска – и столдоска].
Чудеса в решете [дыр много, а выскочить некуда].
Шито-крыто [а узелок-то тут].
Язык мой — враг мой [прежде ума рыщет, беды ищет].
70 полных версий пословиц и поговорок
Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.
1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.
2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
3. Бедность – не порок, а несчастье.
4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.
5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.
6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо.
7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.
8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.
9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.
10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
11. Гол как сокол, а остер как топор.
12. Голод не тетка, пирожка не поднесет.
13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина.
14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко.
15. Два сапога пара, да оба левые.
16. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.
17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.
18. Дело мастера боится, а иной мастер дела.
19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.
20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так.
21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.
22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.
23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.
24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.
25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
26. И делу время, и потехе час.
27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.
28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.
29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.
30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.
31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.
32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха.
33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.
34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.
35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.
36. Не все коту масленица, будет и пост.
37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.
40. Один в поле не воин, а путник.
41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут.
42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.
44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.
45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев.
46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.
47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.
48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.
49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.
50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.
52. Рука руку моет, да обе свербят.
53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.
54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.
55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.
56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.
57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
58. Собаку съели, хвостом подавились.
59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.
60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.
61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
62. У страха глаза велики, да ничего не видят.
63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.
64. Ума палата, да ключ потерян.
65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.
66. Хлопот полон рот, а прикусить нечего.
67. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда.
68. Шито-крыто, а узелок-то тут.
69. Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет.
70. Язык мой – враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
Картинка: кадр из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Олимпиадные задания по русскому языку для 4 класса с ответами.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Задания для подготовки к олимпиаде по русскому языку 4 класс
1. От прилагательных образуй имена существительные, которые называют людей:
2. Отгадай и запиши пословицы по двум ключевым словам.
Свет – тьма. __________________________________________________________________
Труд – лень. ___________________________________________________________________
Встречают – провожают. ________________________________________________________
Погибай – выручай. ____________________________________________________________
3. Отгадай и запиши слово.
а) корень в слове снежинка ;
приставка в слове подъехали ;
суффикс в слове лесник ;
окончание в слове ученики: _______ ____________________________________________
б) приставка в слове посмотрел;
корень в слове дороженька;
суффикс в слове лыжник;
окончание в слове дом: _______________________________________________________
4. Определи, какой частью речи являются выделенные слова.
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
5. Поставь существительные в родительном падеже множественного числа.
6. Прочитай слова и запиши их:
[ ИСПРАФ’] [ПАТСКАСКА] [С’ЭДОЙ] [Й’УПКА]
__________ ______________ ____________ ____________
7. Запиши три имени существительных, которые не изменяются по падежам.
8. Прочитай «заколдованное» слово и вычеркни в нем «лишний» слог.
САПОХАР ВАСУРЕНЬЕ ОРЕБРИХИ БАЛИРАНКИ
9. Подбери фразеологические толкования к следующим высказываниям и соедини их линиями:
овладеть собой, успокоиться яблоку негде упасть
очень тесно ломать голову
хорошо запомнить взять себя в руки
усиленно думать над трудным вопросом зарубить на носу
10. В данных рядах найди и подчеркни лишние слова. Рядом напиши обобщённое название этих предметов.
2. (1 балл за каждую пословицу = 4 балла)
Ученье – свет, а не ученье – тьма.
Труд кормит, а лень – портит.
Встречают по одежке, провожают по уму.
Сам погибай, а товарища выручай.
3. (1 балл за каждое слово = 2 балла) Подснежник, подорожник.
4. (1 балл за каждое слово = 4 балла)
В полях, не кошеных косой, (сущ.)
Всё утро дождик шёл косой. (прил.)
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла,(сущ.)
В ладонь цветка она стекла.(глаг.)
6. (1 балл за каждое слово = 4 балла) [ ИСПРАФ’] [ПАТСКАСКА] [С’ЭДОЙ] [Й’УПКА] исправь подсказка седой юбка
7. (1 балл за каждое слово = 3 балла) Кино, пальто, шоссе, кофе.
8. (1 балл за каждое слово = 4 балла) Сахар, варенье, орехи, баранки.
10. (1 балл за каждое лишнее слово и 1 балл за каждое обобщённое название = 8 баллов)
Олимпиада по русскому языку 4 класс
К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
Запиши верную последовательность букв для образования текста из предложений:
А. По его улицам быстро мчатся поезда.
Б. В Москве под землей есть целый город.
В. Все восхищаются красотой подземных дворцов.
Г.Среди них много иностранных туристов.
Д.Они перевозят миллионы пассажиров.
Раскрой скобки и запиши словосочетания по образцу:
2 (друг) – два друга, второй друг
Черн ____ тушь, укрепляющ _____ шампунь, сер_____ мышь, блестящ _____ пианино, больн _____ мозоль, спел ____ яблоко, высок _____ тополь, накрахмален ______ скатерть, заказн ____ бандероль, почтов _____ штемпель.
5. Вы изучали тему « Словосочетания » ? Подбери словосочетания к схемам.
Г) Окрошка в кувшине
6. Поставь в словах знак ударения.
Завидно, красивее, гусеница, жаворонок, звонит, засуха.
7. Запиши значение фразеологизмов.
От горшка два вершка – _____________________________
8. Со словами заводи, мороженое составь по два предложения. Укажи, какими частями речи являются эти слова в твоих предложениях.
9. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол:
столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол
Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
1. В каждом из данных ниже слов спрятался какой-нибудь зверь. Да вот беда: один целиком не поместился. В каком слове?
А) палисадник Б) камыш В) заслонка Г) посёлок Д) укротитель
2. Какое слово написано с ошибкой?
А) бреют Б) клеют В) реют Г) сеют Д) тлеют
3. Найди верный ответ.
А) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении
Б) Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов
В) Окончание — это неизменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов
5. В каком слове содержаться согласные буквы, обозначающие только глухие согласные звуки?
А) кошка Б) мышка В) лампа Г) гуси
6. Найди словосочетание, в котором имя прилагательное употреблено в мужском роде:
А) у пушистой белки
Б) по широкому полю
В) в настенном календаре
7. Выбери вариант, в котором верно указаны пропущенные буквы:
В н_чном небе зажглась яркая зв_зда. На с_ды опустился с_неватый туман.
А) а, е, а, и Б) о, и, а, и В) о, е, а, и Г) о, е, а, е
8. Найди имя прилагательное:
А) гербарий Б) санаторий В) узкий Г) дежурный
9. В каком словосочетании допущена ошибка:
А) прочитать в книге Б) гулять по улице
В) сорвать с сирени Г) рассуждать о совесте
10. Найди грамматическую основу предложения:
Маленькая лень большое горе приносит.
А) лень приносит Б) горе приносит В) малая лень Г) большое приносит
Вопрос 2
Как будут звучать слова, если их поставить в Р. п. множественного числа: носки, блюдца, яблони, ботинки, плечи, помидоры?
Вопрос 3
Отгадай загадку. Напиши отгадку. Определи, сколько раз в загадке встречаются звуки [а] и [о].
Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит.
Без окошек, но не мрачный
С четырёх сторон прозрачный.
В этом домике жильцы —
Все прекрасные пловцы. __________________________________________
Вопрос 4
Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
1)Каллиграфия — ___________________________________________
2)Орфография — ____________________________________________
3) Эгоизм — ________________________________________________
Вопрос 5
Подчеркни словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
Жар солнца — жар чувств;
Каменное здание — каменное сердце;
Строить планы — строить мост.
Ответы на открытие вопросы
1: Готовь сани летом, а телегу — зимой.
Цыплят по осени считают.
Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдёт.
2: Носков, блюдец, яблонь, ботинок, плеч, помидоров.
3: Аквариум; звук [а] — 16 раз, звук [о] — 8 раз
4: 1 — Чистописание; 2 — Правописание; 3 — Себялюбие.
5: жар чувств, каменное сердце, строить планы.
Задание 3. Подобрать синонимы к словам:
работа – ________________________________
громкий – ______________________________
дремучий (лес) – ________________________
печаль – _______________________________
кричать – ______________________________
1) Вот почему под осиной столько сосновых шишек очутилось!
2) Отошёл я в сторону и сел на пенёк. Гляжу, к дереву птица летит и в клюве сосновую шишку держит. Сразу узнал я дятла.
3) Вдруг вижу: на снегу набросана целая куча сосновых шишек. Все вылущенные, растрепанные: хорошо над ними кто-то потрудился.
4) Шёл я однажды зимой по лесу.
5) Посмотрел вверх на дерево. Да ведь это не сосна, а осина! На осине сосновые шишки не растут. Значит, кто-то натаскал их сюда.
Ответы на творческие задания
1. а) Скрипичным ключом; ключом, который бьёт из-под земли (родником).
б) Морскую соль; ноту соль.
в) Из подъёмного крана.
г) Из лука, который служит для метания стрел (оружие).
д) По капитанскому мостику
2. одеть кого-то или что-то, надеть на себя.
3. работа – труд;
громкий – шумный;
дремучий (лес) – непроходимый;
печаль – тоска;
кричать – вопить.
Олимпиада по русскому языку 4 класс
3. Запиши предложение без ошибок ( 1 балл)
Циган купил кросивые красовки.
4. Разгадай шараду (2 балла)
Несёт меня с трудом старик, но если –ю- прибавить, вмиг.
К нему придёт на помощь тот, кто без труда меня несёт. ___________________________
Туфля, звонит, щавель, красивее, жалюзи, пиала
6. Отгадай слова ( каждое слово – 2 балла)
Какое местоимение, будучи прочитанным, наоборот, превращается в союз
В каком прилагательном пишется подряд три буквы –е-
Какое местоимение следует добавить к другому личному местоимению, используя предлог, чтобы получить много крупных плодов
7. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй и запиши новое слово ( 3 балла)
Потом, фамилия, коридор ___________________________________________
Сапоги, парашют, фантазия __________________________________________
8. Запиши предложения, исправив ошибки в употреблении фразеологизмов (3 балла)
На субботнике наш класс хорошо работал сложа руки.
Над этой задачей я долго думал, сломя голову.
От моего дома до школы очень близко, за тридевять земель.
9. Найди «спрятанные» имена, подчеркни и напиши их ( каждое слово – 1 балл)
Дружок и радость моя настоящая! Принеси горький перец с летнего рынка, пожалуйста! Не мешает и майский свет, а плохо мне от ночи ранней.
10. «Чудесный квадрат». Добавьте в нужные клетки второго квадрата буквы так, чтобы по горизонтали и по вертикали можно было прочитать одинаковые слова ( 4 балла)
11. Составь и запиши всевозможные словосочетания из данных слов ( каждое словосочетание 1 балл)
Русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный
12. Замени архаизмы (устаревшие слова) современными словами и запиши предложение ( 4 балла)
Дюжий кучер дал дёру в кров.
13. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Каких падежей? ( 5 баллов)
14. «Змейка». Составь и запиши слова по данной модели ( 5 баллов)
15. Расшифруй и запиши пословицу ( 5 баллов)
Ключи к олимпиаде по русскому языку 4 класс
Африка, Гавана, Бухара 4 балла
Цыган купил красивые кроссовки . 1 балл
Он – но; длинношеее, тыквы. 6 баллов
Вертолёт, помидор, сарафан 3 балла
Кира, Яна, Игорь, Егор, Тима, Света. 3 балла
Род – мужской, древний, средний, русский.
Язык – русский, длинный.
Звук – гласный, длинный.
Сильный слуга убежал в укрытие. 4 балла
Существительные Юлия и Юлий во множественном числе различаются в Родительном и Винительном падежах: первое имеет форму Юлий ( с нулевым окончанием), второе – Юлиев ( с окончанием –ев-) 5 баллов
Вилка, свита, повод, канва, мотив, трава, завод, свеча, время. Некоторые слова могут быть другими. 5 баллов
Слово – серебро, молчание – золото. 5 баллов
Задания по русскому языку 4 класс
Задание 1. Прочитай отрывок из стихотворения С.А. Есенина. Подчеркни буквы, на месте которых слышится звук [ о ].
По лугу со скрипом
Запиши транскрипцию следующих слов:
Задание 2. Выдели суффикс, если таковой имеется, в следующих словах:
карманчик мячик ключик
лучистый мглистый завистливый
подружка ромашка пешка
косточка ласточка салфеточка
Задание 3. Образуй сложные слова. Разбери их по составу.
паровой, ходить – ______________________________________________
любить, радио – ________________________________________________
обрабатывать, дерево – ____________________________________________
огонь, тушить – ________________________________________________
дорога, железный – ______________________________________________
Задание 4. Замени каждое словосочетание одним словом.
рисунки в книге, журнале – _______________________________________
теплая погода зимой, когда тает снег – ______________________________
состояние, когда человеку не спится – _______________________________
товарищ по работе – ___________________________________________
сотрудник газеты, журнала – ______________________________________
Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии?
плащ…, еш…, хорош. спиш…, леч…, скрипуч…, брош…, туч…, стереч…, молодеж…, силач…, передач…
Задание 6. Подчеркни имена существительные женского рода.
туфли, ботинки, вуали, рояли, тюли, шампуни, простыни, манжеты
Задание 7. Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа.
усы, очи, санки, бигуди, каникулы, жалюзи, лыжи, коньки
Задание 8. Объясни смысл словосочетаний.
подарок Коле – _________________________________________________
подарок Коли – _________________________________________________
Задание 9. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор.
Люб…шь (……………………………….) кататься, люби и саночки возить.
Скоро сказка сказыва…тся (………………….………….), да не скоро дело дела…тся (………………….……………).
Задание 10. Запиши словосочетания в указанном падеже.
вкусные апельсины – (Р.п.) ______________________________________
синее море – (Т.п.) ______________________________________________
ароматная сирень – (Д.п.) _______________________________________
тихая заводь – (В.п.) ____________________________________________
зимнее пальто – (П.п.) __________________________________________
новые туфли – (Р.п.) ____________________________________________
Задание 11. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
красный, багряный, фиолетовый, алый
бежать, мчаться, торопиться, нестись
кухня, гостиная, ванна, спальня
метель, стужа, пурга, буран
Задание 12. Дай определение изобразительно-выразительным средствам художественной литературы.
Запиши по одному предложению с каждым из видов тропов.
Задание 13. Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.
Задание 14. Составь мини-текст, используя данные слова:
пустыня, жарко, родник, пальмы, жажда
Задание 1. Прочитай отрывок из стихотворения С.А. Есенина. Подчеркни буквы, на месте которых слышится звук [ о ].
(максимально – 1 балл)
Запиши транскрипцию следующих слов:
тенькает – [ т’ э н’ к а й’ э т ]
тянется – [ т’ а н’ и ц а ]
(максимально – 1,5 балла)
(за все задание максимально – 2,5 балла)
Задание 2. Выдели суффикс, если таковой имеется, в следующих словах:
карманчик (-чик-) мячик (-ик-) ключик (-ик-)
лучистый (-ист-) мглистый (-ист-) завистливый (-лив-)
подружка (-к-) ромашка (нет суффикса) пешка (нет суффикса)
косточка (-очк-) ласточка (нет суффикса) салфеточка (-к-)
(максимально – 2 балла)
Задание 3. Образуй сложные слова. Разбери их по составу.
(Возможны другие варианты, например, деревообрабатывающий, железнодорожник и т.п.)
(максимально – 2,5 балла)
Задание 4. Замени каждое словосочетание одним словом.
рисунки в книге, журнале – иллюстрации
теплая погода зимой, когда тает снег – оттепель
состояние, когда человеку не спится – бессонница
товарищ по работе – коллега
сотрудник газеты, журнала – корреспондент (возможно: корректор )
Что объединяет эти слова с точки зрения орфографии?
Двойные согласные в корне, на стыке морфем.
(максимально – 2,5 балла)
плащ, ешь, спишь, лечь, брошь, туч, стеречь, молодежь, силач, передач
(максимально – 2,5 балла)
Задание 6. Подчеркни имена существительные женского рода.
(максимально – 1 балл)
Задание 7. Подчеркни имена существительные, у которых нет формы единственного числа.
(максимально – 1 балл)
Задание 8. Объясни смысл словосочетаний.
подарок Коле – подарок приготовили (кому?) Кол е (сущ., м.р., 1 скл., Д.п.)
подарок Коли – подарок приготовил Коля, подарок (кого?) Кол и (сущ., м.р., 1 скл., Р.п.)
(максимально – 1 балл)
Задание 9. Прочитай пословицы и поговорки. Вставь пропущенные буквы. В скобках объясни свой выбор.
Что посеешь (гл. 1 спр.), то и пожнёшь.
Язык царствами ворочает (гл. 1 спр.).
Любишь (гл. 2 спр.) кататься, люби и саночки возить.
Скоро сказка сказывается (гл. 1 спр.), да не скоро дело делается (гл. 1 спр.).
(максимально – 2 балла)
Задание 10. Запиши словосочетания в указанном падеже.
вкусные апельсины – (Р.п.) вкусных апельсинов
синее море – (Т.п.) синим морем
ароматная сирень – (Д.п.) ароматной сирени
тихая заводь – (В.п.) тихую заводь
зимнее пальто – (П.п.) о зимнем пальто
новые туфли – (Р.п.) новых туфель
(максимально – 3 балла)
Задание 11. Подчеркни лишнее слово в каждой строке.
(максимально – 1 балл)
Задание 12. Дай определение изобразительно-выразительным средствам художественной литературы.
Эпитет – это художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Сравнение – вид тропа, основанный на сопоставлении одного явления или предмета с другим.
Олицетворение – изображение одушевленного предмета как одушевленного.
(максимально – 1,5 балла)
Запиши по одному предложению с каждым из видов тропов.
Ты куда помчался вскачь? (С.Я. Маршак)
Буря мглою небо кроет,
(максимально – 1,5 балла)
(за все задание максимально – 3 балла)
Задание 13. Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.
(за каждую фразу – 0,25 балла)
Задание 14. Составь мини-текст, используя данные слова:
пустыня, жарко, родник, пальмы, жажда
(максимально – 2 балла, можно добавить за оригинальность еще 1 балл)
Олимпиада по русскому языку для учеников 4 класса
1.Образуйте новые слова, переставляя буквы, но не изменяя их количества.
Тьма- _______________________
товар- _______________________
халва- ________________________
кобура- _______________________
теплица- ______________________
4. Подчеркните слова с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Макароны, помидоры, погоны, шорты, циркуль, корова, сапоги, яблоко, апельсин.
5. Разбери глаголы и прилагательное по составу.
Слепить игрушку, скупой человек, слепить глаза, склеить части,
6. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной
К нам пришёл на выходной.
Шурка – слесарь в мастерской.
Он такой степенный,
Представительный такой,
Прямо как военный.
7. В каком из данных слов количество букв не совпадает с количеством звуков?
а) сел, б) съел, в) сяду, г) съешь, д) поешь.
8. Найдите неудачно использованные слова и замените их более подходящими словами, близкими по смыслу.
Наши хоккеисты перещеголяли всех и получили высшую награду.
В посёлке год назад возвели несколько одноэтажных домов.
Он обратно опоздал на урок.
9. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных и укажите их падеж.
На ручей ряб… и пёстр…
За листком летит листок,
И струёй сух… и остр…
Набегает холодок.
10. Найдите в стихотворении однокоренные слова.
Дождик льёт- кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод.
Протекает небосвод-
На земле водоворот,
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
11. О чём идёт речь?
Его не кажут, им клюют, с ним оставляют.
___________________________________________________________
12. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе, старин… рояль, прозрачн… тюль,
хохлат… какаду, чёрн… вуаль, горяч… кофе,
детск… шампунь, стар… мозоль.
13. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
_____________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
______________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
______________________________________________________________
14. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.