дорофеев это какая программа
Программа «Перспектива»
Содержание статьи
Цель программы «Перспектива»
Программа «Перспектива» — образовательный проект для учеников начальной школы.
Это учебный комплекс, направленный на то, чтобы дать ребенку универсальные навыки, которые пригодятся не только в обучении, но и в реальной жизни. Главная миссия – всесторонне раскрыть личность ребенка, «научить учиться»: самостоятельно ставить цели и достигать их, не теряя интереса к получению знаний.
Основные принципы программы «Перспектива»
Программа «Перспектива» основана на четырех основных принципах – гуманистическом, коммуникативном, принципе историзма и принципе творческой активности. Таким образом, система обучения обеспечивает базу для самостоятельной деятельности учащегося: формирует стремление к познанию и саморазвитию.
Особенности программы
Особенность УМК – прямое участие в воспитании личности и духовно-нравственном развитии. В процессе обучения ребенок познает себя и окружающий мир, культурное и историческое наследие страны, высшие моральные ценности.
Другая особенность заключается в диалектическом принципе построения учебных материалов проекта. Он создан таким образом, чтобы врожденное любопытство ребенка трансформировалось в потребность в изучении нового. Теоретические задания дополнены творческими, практическими и исследовательскими упражнениями, что помогает использовать приобретенные школьником навыки для самостоятельного решения задач.
Для программы «Перспектива» разработана особая система навигации. С ее помощью учащийся начальной школы может свободно ориентироваться как в материалах самой программы, так и вне ее.
Авторы программы «Перспектива»
Создатель программы – Людмила Петерсон, российский педагог, математик и доктор педагогических наук. Ученица Н.Я. Виленкина, по чьим учебникам не так давно учились физико-математические классы. Она разработала популярный в России непрерывный курс математики для дошкольного и школьного возраста. Также она является автором множества программ и сценариев уроков по математике.
Людмила Петерсон
Когда возникла программа «Перспектива»
Программа была разработана в 2006 году. Она основана на системно-деятельном подходе. При таком подходе ребенок самостоятельно приходит к решению задач.
В создании учебных материалов приняла участие Людмила Петерсон и другие педагоги и методисты. Специально для программы было разработано новое методическое сопровождение – «технологические карты», в которых указаны задачи, ожидаемые результаты, структура уроков, промежуточные и итоговые работы.
Учебники по математике Петерсон входили в программу, но в 2009 году они не прошли экспертизу по причине «недостаточной патриотичности» и были исключены из списка допускаемой литературы. Сейчас вместо них используются учебники по математике авторства Г.В. Дорофеева.
Плюсы и минусы программы «Перспектива»
Программа «Перспектива» включает в себя не только учебники. Каждый курс дополнен хрестоматиями, словарями, тетрадями для самостоятельных, контрольных и проверочных работ. Для учителей предложен теоретический материал и алгоритмы проведения уроков. Получить консультацию или изучить программу подробнее можно на интернет-ресурсах. Большое количество информационных материалов для педагогов, учащихся и их родителей – достоинство современной системы учебников «Перспектива».
Еще один плюс – подготовка школьника к самостоятельному обучению. Ребенок не слепо заучивает алгоритмы решения, а учится создавать свои. Полученные знания и универсальные действия помогут применять их в разных ситуациях дальнейшей жизни.
Здесь есть отрицательная сторона – слишком многое зависит от учителя и его способностей заинтересовать и мотивировать. Для улучшения качества работы придумана своя система повышения квалификации.
Отзывы родителей и учителей
Мнение учителей однозначное: для удобной и эффективной работы созданы все условия. Подготовка к урокам по такой системе занимает мало времени, благодаря обилию методических материалов и технологическим картам. Универсальность программы обеспечивает индивидуальный подход к каждому учащемуся, не зависящий от уровня подготовки.
Родители, в основном, довольны новой программой обучения. Некоторых беспокоит обилие информации и тот факт, что ребенок зачастую не может выполнить домашнее задание без помощи.
Также критике подвергаются учебники серии, например оформление прописей и непривычная последовательность тем. Это больше недоработки, чем серьезный недостаток.
Подготовка к программе «Перспектива»
Авторами образовательного комплекса разработаны материалы для дошкольной подготовки. Они включают в себя учебники по трем направлениям: развитие речи, знакомство с математикой и изучение окружающего мира. Полученные навыки и информация помогут адаптироваться к дальнейшему обучению в школе не только по программе «Перспектива», но и другим.
Остались вопросы по программе или хотите оставить свой отзыв — обязательно пишите об этом в комментариях.
Школьный гид
Программа «Перспектива»
УМК «Перспектива» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность (приказ Минпросвещения России от 20 мая 2020 г. N 254):
— Русский язык.
Азбука. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
Русский язык. Авторы: Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.
— Литературное чтение. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.
— Математика. Авторы: Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
— Информатика. Авторы: Рудченко Т.А., Семенов А.Л.
— Окружающий мир. Авторы: Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.
— Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В.
— Технология. Авторы: Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П., Шипилова Н.В. и др.
— Физическая культура. Автор: Матвеев А.П.
— Физическая культура. Авторы: Винер И.А., Горбулина Н.М., Цыганкова О.Д. (Учебники могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»).
Все учебники, вошедшие в новый перечень, входили в предыдущий ФПУ 2018г. (приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 N 345).
Учебные пособия «Музыка» Сергеевой Г.П. в перечень не вошли. До выхода предыдущего перечня в состав УМК «Перспектива» входили учебники «Музыка» Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. и Шмагиной Т.С. Они были переизданы и включены в УМК «Школа России».
Учебники для изучения предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) в 4 классе (могут использоваться в составе систем учебников «Школа России» и «Перспектива»):
— ОРКСЭ. Основы православной культуры. Автор: Кураев А.В.
— ОРКСЭ. Основы исламской культуры. Авторы: Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.
— ОРКСЭ. Основы иудейской культуры. Авторы: Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.
— ОРКСЭ. Основы буддийской культуры. Автор: Чимитдоржиев В.Л.
— ОРКСЭ. Основы мировых религиозных культур. Авторы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др.
— ОРКСЭ. Основы светской этики. Автор: Шемшурина А.И.
Изучение иностранных языков по следующим УМК издательства «Просвещение»:
УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение». Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон.
Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Методической основой системы учебников «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линии учебников и специально разработанная система информационно-образовательных ресурсов.
Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.
Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.
Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.
Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.
Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и здоровьесбережения школьников.
Официальный сайт издательства «Просвещение»: prosv.ru, old.prosv.ru
Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:
Вопрос по программе начальной школы Перспектива или Виноградова. Поделитесь отзывами.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.
Т.к. тема является архивной.
Так дело-то не в сложности, а в доступности.
Математика по Петерсон тоже не из простых.
7 учебных программ для первоклассников: разбираем все плюсы и минусы
Практически все родители будущих первоклассников уже определились с выбором школы. А вот по какой программе будут учиться дети? Разбираемся вместе с «О!»
Каждая школа вправе создавать свою собственную программу, правда, в основе должна быть только определенная учебная литература, утвержденная Минобрнауки Р Ф. Все учебники сгруппированы по предметным линиям и входят в учебно-методические комплексы (УМК).
«Школа России»
Эта программа самая распространенная и самая легкая, ее часто сравнивают с советской школой. По программе «Школа России» могут обучаться даже те дети, которые к первому классу не освоили письмо и счет. Главное назначение УМК — воспитательное, а задачи этому соответствуют: развитие у школьника таких качеств, как толерантность, доброта, ответственность. Ну и, конечно, методика обучает ребенка осознанному чтению, счёту и письму.
Главным минусом программы многие называют ее простоту, а также то, что во время обучения школьники практически не задействуют логическое мышление и воображение.
«Начальная школа ХХI века»
Этот учебно-методический комплекс гораздо сложнее «Школы России»: легко обучаться смогут те дети, которые уже умеют вполне прилично читать (но не обязательно писать). Здесь ребенок — исследователь, равноправный участник образовательного процесса наряду с учителем. Школьники учатся сами искать ответы на вопросы, никакого механического заучивания. Также к плюсам можно отнести довольно плавный период адаптации ребёнка к школе — объем изучаемого материала повышается постепенно, в игровой форме с помощью заданий на смекалку и фантазию.
Из минусов — запутанная, порой непоследовательная, подача материала, большое количество учебных пособий и тетрадей.
«Перспективная начальная школа»
Основная идея УМК — развитие ребёнка на основе поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, склонностей). В процессе образования школьник выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. На уроках дети часто разбиваются по группам, выполняя совместно разные задания. Это можно отнести к плюсам — программа подразумевает успешное обучение детей с разными способностями и успеваемостью.
Из минусов — поверхностное изложение материала, быстрый темп обучения, недостаточно хорошо проработанные учебники (встречаются ошибки, непонятные формулировки).
«Планета знаний»
Инновационное направление в обучении! Учебники представляют собой совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых едиными целями, задачами, подходами к организации учебного материала. Основная особенность УМК заключается в целостности программы. Она проявляется в единых ценностных приоритетах, в единстве дидактических подходов, а также структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам. Кроме того, у учебников, которые входят в программу, есть электронные приложения, что позволяет вести уроки по всем предметам первого класса с использованием современных технологий.
Некоторые родители школьников считают главным минусом поверхностную подачу материала, а также постоянное возвращение к пройденным темам с добавлением новых знаний.
УМК «РИТМ» расшифровывается как «Развитие. Индивидуальность. Творчество. Мышление». Комплекс учебников сочетает в себе как современные подходы к образовательному процессу, так и проверенные практикой методики. Судя по отзывам, главный плюс этой программы — высокая мотивация у школьников постигать новые знания. Кроме того, возможен по-настоящему индивидуальный подход к каждому ребенку за счет того, что задания отличаются уровнем сложности и вариативностью.
К минусам можно отнести тот факт, что задания в учебниках порой неточно сформулированы, поэтому тут главную роль играет учитель, который должен изучить массу методических рекомендаций по данной программе.
«Перспектива»
Автор программы — лауреат Премии Президента Р Ф в области образования Л. Г. Петерсон. УМК «Перспектива»создана на основе современных достижений в области психологии и педагогики и при этом бережно хранит связь с лучшими традициями классического школьного образования России.
Преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. Из минусов — довольно сложная программа по математике, которая будет легко усваиваться только теми детьми, которые еще до школы научились считать и выполнять простейшие математические действия.
Система Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова
Образовательная система имеет уже более чем 40-летнию историю существования: сначала она существовала в виде разработок и экспериментов, а в 1996 году система Эльконина-Давыдова была признана одной из государственных. Особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения. Уровень преподаваемых предметов — предельно сложный.
Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Кроме того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров.
Основной принцип этой системы — научить детей получать знания, искать их самостоятельно, а не заучивать школьные истины. Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребёнке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.
Школа России или Перспектива?
«Школа России» или «Перспектива» – каким должен быть выбор родителей будущих первоклассников? Чем отличаются эти программы одна от другой? Есть ли в них общее? Как понять, какая из них подходит вашему будущему первокласснику? Чего стоит ожидать родителям и детям при выборе одной из этих учебных программ? Ответы на все эти вопросы вы найдете в нашей статье.
Сходства и отличия программы «Школа России» от программы «Перспектива»
Перспектива | Школа России | |
---|---|---|
Общая характеристика | УМК «Перспектива» полностью отвечает требованиям ФГОС НОО, относится к традиционной системе обучения. Автор проекта – Л.Г.Петерсон. | Руководитель данного УМК – кандидат педагогических наук А.А.Плешаков. В наши дни это один из известнейших и популярнейших комплекс для 1-4 классов. |
Основное содержание | В основу программы положен деятельностный подход, который объединяет развивающий и классический подходы через развитие учения решать задачи, ставить цели, нести ответственность за результат. | Эта программа предполагает подход проблемно-поисковый: создается проблема, находятся доказательства, формулируется вывод, результаты сравниваются с эталоном, выдвигаются предположения. Это должно вызвать у ребенка желание учиться. |
Основная идея программы | Программа направлена на то, чтобы научить школьника самостоятельно находить новые знания. Лозунг педагога, работающего по этой программе: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, выполнил – усвоил!» | Программа направлена на максимальное духовно-нравственное развитие учащегося. Создатели УМК говорят о необходимости развития чувства патриотизма, об уважении своего народа, других народов России, их языка, культуры, традиций и обычаев, символики. Так как ребенок должен быть цельной личностью, то и воспитание, и обучение должны иметь равное значение. |
Типические свойства программы | Можно выделить такие свойства программы. Таким образом, программы немного похожи между собой, но «Перспектива» все же более сложна и непонятна для школьников и их родителей в сравнении со «Школой России», так как «Перспектива» направлена на поиск ребенком материала. «Перспектива» чрезвычайно близка к традиционной, трудность ее в том, что она предполагает помочь в становлении самостоятельности ребенка через поиск им материалов по новым темам. В учебниках «Школы России» содержатся задания, которые под силу выполнить учащимся с низкими способностями, материал в них дается практически в готовом виде, и время и силы на поиски его в дополнительных источниках тратить нет необходимости. Что лучше Школа России или Перспектива?Педагоги неоднозначны в ответе на вопрос, какая программа лучше. Так, к учебникам программы «Перспектива» имеются хорошие методические пособия, что является большим подспорьем любому учителю. Некоторые считают, что программа «Школа России» является самой доступной и наиболее понятной для учеников, имеющих разный уровень учебных возможностей. Вот что говорят учителя начальных классов об обеих этих программах: «Если вы хотите получить оптимальный результат, то делать уроки с ребенком придется по любой программе», «Считаю, именно в ШР наиболее грамотные и адаптивные учебники, в программе «Перспектива» наблюдаются достаточно серьезные психолого-педагогические нестыковки по требованиям к учебникам», «Программа хороши обе, есть задания разных уровней, но мало. В «Школе России» хорошая работа по развитию речи, неплохие печатные рабочие тетради. Учебники достаточно адаптриованные, поэтому учителю ничего не надо выдумывать», «Школа России» заточена под ОГЭ и ЕГЭ», «Какую программу выбрать, от ребенка зависит: кому-то лучше одно, кому-то – другое», «Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене». Выбор родителей также неоднозначен: «Мы учимся по Школе России. Материал в учебниках практически «разжевывается». Большинство заданий ребенок в состоянии выполнить самостоятельно», «Ничего сложного в «Перспективе». То, что ребенок не понял, могут объяснить родители», «Моя дочка учится по «Школе России», мы всем довольны», «Перспектива» полностью готовит к ВПР». Но существуют резко негативные отзывы родителей о программе «Перспектива»: «Программа ужасная. Некоторые задания в учебниках сформулированы отвратительно, тексты для чтения странные», «Бедные дети, обучающиеся по этой программе!». Как мы поняли, «Перспектива» предполагает большее участие родителей в подготовке и выполнении многих заданий, чем «Школа России». Педагоги и родители отдают предпочтение проверенной традиционной программе. Но, в конечном счете, уважаемые родители, помните о том, что вы должны самостоятельно определиться, что же более подходит вашему малышу. Ответственность за будущее ребенка несете именно вы! 4 комментарияСтарший сын учился по «перспективе». Для него идеальная. Ни разу не помогала я ему, только с большими прокатами в 1-2 классе. В 3-4 уже сам все делал. Учился сам на отлично. Смотрела учебные материалы, как по мне, так все понятно, логично, а главное современно. Дочь сейчас пошла в ту же школу, а там такая подстава в виде «школы России» учебники для тупых. Вот честное слово. Совдепия какая-то. Как будто я свои учебники 30 лет назад листаю. Идея воспитания патриотизма мне совсем не близка. По мне так пусть лучше умею искать материал и будут самостоятельными, чем вот эти вот сопли. Расстроена очень. Но посмотрим. Возможно поменяем школу. Зато ШР заточена под ОГЭ и ЕГЭ.Училась я в советское время и не жалею! К комментарию выше. Патриотичность обязана быть всегда и везде,самая лучшая школьная программа СССР. Да, сейчас всё в основном на интеллектуальные способности, чтоб дитя учился самостоятельно думать и находить верные ни на кого не похожие ответы с подкреплением обоснования, почему так,а не по другому. Да это ПЛЮС. НО И О ПРОШЛОМ НЕ НАДО ЗАБЫВАТЬ. Берегитесь «Перспективы» в начальной школе. Расхлебывать придется в среднем звене». …… рассшифровать бы еще эту фразу!
|