дошкольное воспитание в семье где основным педагогом является мать это какая школа
Дошкольное воспитание детей в семье
В возрасте до шести лет ребенок представляет собой чистый лист, на котором его окружение и он сам, в первую очередь, рисует картину своего будущего. Очень важно именно в дошкольном возрасте привить ребенку основные нормы воспитания, ведь в школе главной задачей будет именно раннее обучение, которое при должном воспитании поможет ему вырасти счастливым и хорошим человеком.
Дошкольное воспитание в семье
Дошкольное воспитание ребенок получает, прежде всего, в семье, в окружении близких людей. Очень важно создать такую домашнюю атмосферу, которая позволит ребенку развиваться гармонично и с удовольствием от любого занятия.
Лучшим воспитателем является личный пример взрослого, ведь именно подражание составляет основу поведения ребенка в дошкольном возрасте, и то, как ведет себя ребенок, не должно пугать и удивлять вас, ведь его поступки – это ваши поступки, его действия – ваши действия.
Гены, конечно же, играют немаловажную роль, но при должном воспитании в рамках семьи поведение и характер ребенка могут быть скорректированы, только заниматься этим нужно с пеленок, ведь уже в возрасте года малыш воспринимает себя в окружающем мире и умеет пользоваться добротой окружающих, которые зачастую идут у него на поводу. Нередки детские истерики, которые чаще всего проявляются в возрасте от трех лет. Физическое воздействие в этом случае мене эффективно, чем умение договариваться со своим ребенком.
Также очень важно помнить о том, что, зачастую, слово способно ранить больнее, чем ремень, поэтому старайтесь избегать в своей речи уничижительных слов по отношению к малышу. Строгость хороша, но в разумных пределах, иначе ваш ребенок будет иметь заниженную самооценку, которая будет большим препятствием для формирования успешной личности.
Детские образовательные учреждения
Важную роль в дошкольном воспитании детей, наряду с семьей, конечно же, играют детские образовательные учреждения. Знакомство с социумом, которое дает детский сад, не даст никакое домашнее воспитание, ведь современные семьи часто ограничиваются рождением одного ребенка.
Всестороннее познание окружающего мира, формирование таких психологических процессов, как память, речь, восприятие и мышление, проходят в компании сверстников в рамках группы детского сада намного быстрее и интенсивнее.
Программа воспитания в детском саду, направленная на развитие всесторонне развитой личности, позволяет родителям в домашней обстановке только совершенствовать умения, навыки и знания, приобретенные в саду.
В отдельно взятом дошкольном учреждении есть своя методика и программа воспитания и обучения, и если у родителей есть возможность выбрать детский сад для ребенка, они должны узнать о программе и изучить ее, определив, подходит ли она именно их ребенку.
Для того чтобы дать дошкольнику полноценное воспитание и развитие, в детских садах, помимо основной задачи – привить ребенку навыки жизни в обществе, деятельность воспитателей и педагогов направлена на развитие умственных, физических, эстетических и нравственных способностей ребенка.
Занятия в дошкольных учреждениях организованы опытным воспитателем так, чтобы потенциалы личности – коммуникативный, физический, художественный, ценностный и познавательный, развивались гармонично.
Ролевые игры, которые в рамках семьи не всегда возможны из-за малого количества действующих лиц, практические задания по формированию навыков самостоятельности и организованности – важный плюс воспитания в детском саду. Для того чтобы помочь ребенку пройти сложный период адаптации в 1 классе, в детских садах все большую популярность приобретают группы подготовки к школе, занятия в которых готовят дошкольников к школьной системе обучения. Также на базе садов часто существуют дополнительные кружки и секции.
Родители должны помнить, что перегружать ребенка не стоит, иначе он быстро остынет и перестанет интересоваться новым, а ведь привить любовь к познанию – одна из важнейших задач дошкольного воспитания.
Семейное воспитание и дошкольное образование
Юлия Зайцева
Семейное воспитание и дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
«Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными мастерами, формирующими разум, мысли малышей, являются мать и отец».
Зайцева Юлия Викторовна
МДОУ «Детский сад комбинированного вида №19 п. Разумное»
Семейный Кодекс РФ гласит: «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»[1]. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый ребенок имеет право на счастье. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает образование, приобретает умения взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективно ребёнок будет овладевать этими навыками, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В ст.18 говорится: родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Основные положения ФГОС ДО отражают необходимость включения родителей и других членов семей воспитанников в образовательный процесс детского сада как участников образовательных отношений.
Основной целью взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в соответствии с Программой является создание содружества «родители-дети-педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию[3].
Концептуальной идеей Программы является идея о том, что если в центре внимания находится развивающийся Ребенок, то ему должны соответствовать развивающийся Родитель и развивающийся Педагог. Суть подхода заключается в поддержке родителей в нахождении личностного смысла в саморазвитии и повышении своей психолого-педагогической компетентности в интересах полноценного развития и успешной социализации детей.
Принципы работы Направления работы Задачи работы
— партнёрство родителей и педагогов в воспитании и обучении детей;
-единое понимание педагогами и родителями целей и задач воспитания и обучения;
— помощь, уважение и доверие к ребёнку со стороны педагогов и родителей;
— воспитание, развитие и оздоровление детей;
— взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми;
— коррекция нарушений в развитии детей;
— подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
-привлечение родителей к активному участию в деятельности ДОУ;
— изучение семейного опыта воспитания и обучения детей;
— просвещение родителей в области педагогики и детской психологии;
-работа по повышению правовой и педагогической культуры родителей
Начиная со стадии индивида, ребенок переходит на этап индивидуальности со своими привычками, наклонностями, способностями, задатками и возможностями. Все эти психологические особенности в мальчике или девочке формируются в процессе воспитания в детском саду. Воспитание и образование в детских садах осуществляют воспитатели с помощью занятий, прогулок, игр, индивидуальной работы, развлечений, праздников, привлекая родителей и руководствуясь при этом программой воспитания и образования в детском саду, методикой дошкольного воспитания.
В нашем детском саду используются разнообразные формы работы с родителями для обогащения их педагогическими знаниями.
Среди наиболее эффективных и соответствующих современным требованиям педагогами используются различные формы совместного творчества детей, родителей и педагогов, которые позволяют родителям целенаправленно включаться в деятельность детского сада, выступать в качестве активного субъекта образовательных отношений. Степень вовлеченности родителей зависит от их желания и возможностей.Среди самых распространенных форм совместного творчества:
• мастер-классы, в ходе которых родители совместно с детьми выполняют задания педагога;
• семейные встречи, когда дети вместе с родителями отдыхают, поют, танцуют, соревнуются;
• гостиные с использованием средств музыки, театра, живописи, литературного и фольклорного материалов;
• спортивные праздники (в помещении и на улице, досуги, праздники, развлечения, различные формы трудовой деятельности[2].
Модель взаимодействия педагогов с родителями:
Направления Содержание Формы работы
— Изучение своеобразия семей, особенностей семейного воспитания, педагогических проблем, которые возникают в разных семьях, степени удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ.
— Выявление интересов и потребностей родителей, возможностей конкретного участия каждого родителя в педагогическом процессе детского сада.
— Беседы с родителями
— Беседы с детьми о семье
-Наблюдение за общением
— Оказание помощи родителям в понимании своих возможностей как родителя и особенностей своего ребенка.
— Популяризация лучшего семейного опыта воспитания и семейных традиций.
— Сплочение родительского коллектива.
— Беседы с родителями
— Экскурсии по детскому
саду (для вновь поступивших)
— Дни открытых дверей
— Показ открытых занятий
образование
родителей в области педагогики и детской психологии.
-Удовлетворение образовательных запросов родителей.
— Темы для педагогического образования родителей определяются с учетом их
потребностей (по результатам педагогического мониторинга).
— Информация на сайте ДОУ
— Родительские собрания
-Вечера вопросов и ответов
— Показ и обсуждение
плакатов для родителей.
— Развитие совместного общения взрослых и детей.
праздников и посиделок
педагогов и родителей
— Сплочение родителей и педагогов.
-Оформление совместных с детьми выставок
— Семейные конкурсы
Следует отметить, что чем лучше общение между родителями и педагогическим коллективом образовательного учреждения, тем большую поддержку получит ребенок, и тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлений, любви и доверием к окружающим, а первый социальный опыт будет успешным.
Список используемой литературы
2. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей /Т. Данилина// Дошкольное воспитание. – 2000. – №1
3. Баринова Т. М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е. М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
Дошкольное образование — уникальная ступень непрерывного образования Уникальность дошкольного периода заключается в том, что именно здесь закладываются основы всестороннего развития ребёнка. Дошкольное образование.
Дошкольное и школьное образование на современном этапе: теория, методика, практика Доклад «ДОШКОЛЬНОЕ И ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА, ПРАКТИКА 2016 г. Сурнина С. В. воспитатель МАДОУ «Детский.
Дошкольное образование в Финляндии. Личный взгляд В сентябре этого года вместе с коллегами педагогами Калининского района я ездила по обмену опытом в соседнюю нам Финляндию. По прибытии.
Православие-образование-воспитание: прошлое и настоящее 24 октября у нас прошли Кирилло-Мефодиевские чтения на тему «1917-2017: уроки столетия». Данная тема чтений требует глубокого и вдумчивого.
Консультация для родителей на тему «Семейное воспитание» Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана.
Нетрадиционное родительское собрание «Семейное воспитание» Тема: «Семейное воспитание». Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах.
Рабочая программа по развитию речи Уровень базовый Ступень образования: основное общее дошкольное образование Пояснительная записка. Программа образовательной области «Коммуникация» «Речевое развитие» разработана в соответствии с • основной образовательной.
Технологии ТРИЗ — развивающее дошкольное образование Технологии ТРИЗ – развивающее дошкольное образование. Образование на современном этапе развития невозможно представить без использования.
Выставка «Мать и дитя». Педагогический форум. Современное дошкольное образование. Грани новой реальности. Фотоотчет В нашем городе уже не в первый раз проходит выставка «Мать и дитя»,которая помогает молодым родителям в вопросах воспитания, ухода, развития.
Консультация «Семейное воспитание детей дошкольного возраста»
Наталья Дудкина
Консультация «Семейное воспитание детей дошкольного возраста»
Семейное воспитание детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка с взрослым. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием детей, как своеобразно, соответственно специфике детского возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Осознанная или неосознанная родительская и педагогическая авторитарность порождает у дошкольников дефицит неординарности, чувства собственного достоинства, неуверенность в себе и многие другие качества, осложняющие благоприятное становление личности.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т. д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
В общении у взрослых и детейвырабатываются принципы общения:
Принятие ребенка, т. е. ребенок принимается таким, какой он есть.
Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему.
Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть. (Безусловная любовь)
Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества. (Обусловленная любовь).
Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)
Могут быть выделены 4 наиболее общие тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 стиля семейных взаимоотношений,являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается,что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого стиля взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями, учиться родительству. Причем такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях (скажем, семья алкоголиков, где родители заинтересованы только в том, как в очередной раз раздобыть себе выпивки и им совершенно наплевать на детей, так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях (богатые родители достигли высоких результатов в своей профессиональной сфере, в карьере, и, желая прежде всего обеспечить будущее материальное благополучие своих детей, с раннего возраста приучают их к своей будущей (иногда выбранной самими родителями) профессиональной ориентации, которая сама по себе может включать долгие периоды разлуки с родителями, в течение которых ребенок оказывается предоставлен самому себе; после же того, как ребенок “встанет на ноги”, практически всякая забота о нем прекращается).
Сотрудничество как стиль взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим стилем взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются в детьми на равных, где каждый может обратиться к другому с вопросом или просьбой и получить помощь обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Известный психолог Геодокян В. А. выделяет 4 стиля неправильного воспитания в семье: неприятие, гиперсоциальный, тревожно-мнительный и эгоцентрический стиль.
Неприятие ребёнка такого, какой он есть. Бывает первичное (складывается до появления ребёнка, и вторичное (после рождения ребёнка). Часто встречается неосознаваемый мотив по отношению к ребёнку, разводом.
Родители начинают меньше общаться с ребёнком, появляется жёсткость поведения.
Дети также осознают это неприятие, и в ответ у них возникает неприятие к родителям. Темперамент при этом стиле воспитания может полностью или частично подавляться. Отсутствие нелюбви со стороны родителей компенсируется эгоизмом, появляется жадность, жестокость, агрессия. Упорство холерика превращается в упрямство, живость сангвиника в неустойчивость характера, неспешность флегматика в бездействие, пассивность, нерешительность. Если темперамент полностью ломается, то появляются черты меланхолического поведения.
Выход из этой ситуации – найти в ребёнке что-то хорошее и показать это родителям.
Гиперсоциальный стиль воспитания.
Ориентация «так должно быть». Воспитание проходит по правилу, на «должном уровне». Ребёнка кормят по часам, не берут на руки. Очень ясно прививаются социальные устои общества, и за это сильно наказывают. В жизни таких детей всё строго регламентировано. Темперамент также подавляется, а особенно сангвинистический. У холериков и флегматиков заостряются элементы упорства. Появляются эгоистические черты.
Тревожно-мнительный стиль воспитания.
С появлением ребёнка на свет возникает тревога за его жизнь. Это опасение передаётся и самому ребёнку. При плохой погоде ребёнка кутают, остерегают, не пускают гулять. У холерика и сангвиника притупляется активность, т. к. появляется страх за эту активность, исчезает самоуверенность. У холерика обостряется тенденция к осторожности, пугливости, которая мешает ему добиться цели. Данная аномалия воспитания несёт в себе возможность формирования комплекса неполноценности, появляются трудности в общении. Такой ребенок очень чувствителен к переменам, он их боится. В результате может развиваться меланхолический тип воспитания.
Эгоцентрический стиль воспитания.
Наблюдается в семьях с недостаточным уровнем ответственности за будущее ребёнка. Ему даётся представление, что он «кумир в семье». Интересы окружающих игнорируются, малейшая прихоть ребёнка удовлетворяется, нет никаких ограничений, отсутствует слово «нельзя». В садике для такого ребёнка это является главной проблемой. Такой ребёнок расторможен, агрессивен, не может ждать своей очереди, везде старается быть первым. У холерика заостряется агрессивность. Его упорство перерастает в упрямство и превращается в черту характера. Целеустремлённость превращается в настырную требовательность. У сангвиников быстрота перестраивается в расторможенность, а острословие в болтливость, резонерство; подвижность – в суетливость, появляется завышенная самоуверенность. У флегматика медлительность перерождается в пассивность, а упорство – в упрямство. Беды начинаются, когда ребёнок попадает в общество сверстников, его там не принимают.
Именно поэтому формирование фундамента характера происходит до 5 лет. Уже к 3 годам стиль эмоционального реагирования закрепляется в форме уже присущей взрослому человеку. Характер закрепляется к 5-6 годам. Уже в это время можно прогнозировать, как ребенок будет учиться и что его ожидает в будущем.
Таким образом, у нас есть все основания сделать вывод о том, что семейное воспитание может носить разноплановый характер. На детско- родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку в семье. Под влиянием стиля семейных отношений формируется его личность. Исследования показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом и особенности сотрудничества с родителями. Следовательно, логично рассмотреть вопрос о влиянии стилей семейных отношений на самооценку дошкольников.
Консультация «Семейное воспитание как основной фактор становления нравственной основы личности» Воспитание – это такой процесс взаимодействия родителей и детей, которые непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста В последние годы изменившиеся условия жизни способствуют пониженной двигательной активности. Статистика свидетельствует, что в течение последних.
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Гендерное воспитание детей дошкольного возраста. 1. Классификация гендерных типов Под «гендером» принято понимать социальный пол человека,.
Информационный материал для родителей «Семейное воспитание» Семья – это то, что мы делим на всех, Всего понемножку: и слёзы, и смех, Взлёт и падение, радость, печаль, Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви.
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста Красникова О. Н., воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 «Ивушка» г. Губкин, Белгородская область Патриотическое воспитание.
Семейное воспитание в Финляндии и других странах Еще столетие назад большая часть финнов обитала в деревнях. Семьи были большие, со множеством детей, с которыми возились бабушки и дедушки.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста С 1 по 31 октября в нашем дошкольном учреждении прошёл экологический месячник. В ходе этого месячника была поставлена цель и намечаны задачи,.