достоевский преступление и наказание в каком классе проходят
В помощь школьнику. 10 класс. «Преступление и наказание»
В начале февраля учащиеся 10-х классов, как правило, начинают или продолжают проходить роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Тем, кто уже одолел роман, вкратце напомним сюжет, а остальным подскажем, на что обратить внимание при первом чтении
Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII— XX вв.
Текст: Ольга Разумихина
Как всё начиналось
Одним нестерпимо жарким летним днём (литературоведы установили, что это было 7 июля 1865 года) молодой человек по имени Родион Раскольников боязливо выходит из дому, чтобы не столкнуться с хозяйкой, которая сдаёт ему комнату и которой он давно задолжал, и направляется к процентщице Алёне Ивановне — женщине лет шестидесяти, которая устроила у себя нечто вроде ломбарда. Вот только денег за ценные вещи она даёт несусветно мало, а если уж отдал ей перстень или подвеску — можешь с ними попрощаться.
Раскольников это понимает, но он уже второй день ничего не ел, поэтому, ещё не выкупив кольцо, которое ему подарила сестра Дуня, закладывает часы покойного отца и просит за них четыре рубля, но получает только полтора.
Для сравнения, жалованье наёмных служащих, например приказчиков на железнодорожных станциях, составляло порядка 25 рублей в месяц; аренда комнаты обходилась не менее чем в 20 копеек в сутки, десяток яиц — в 10 копеек. Выходит, отцовские часы обеспечили Раскольникову дай бог если неделю сносного существования. И, конечно, Родион мог даже не мечтать о том, чтобы отдать долги квартирной хозяйке.
Спустя два дня Родион снова придёт к Алёне Ивановне — но уже с топором. И убьёт женщину, желая ограбить, а заодно и отомстить за несправедливость ко всем униженным и оскорблённым (кстати, именно так Достоевский назовёт другой свой роман, который вышел за пять лет до «Преступления и наказания»). Вот только жертвой помутившегося рассудком студента станет не только Алёна Ивановна, но и её несчастная тридцатипятилетняя сестра Лизавета, женщина кроткая, безответная, привыкшая тяжело трудиться и отдавать все деньги старшей родственнице, а ещё — «поминутно беременная»: негодяи не раз брали её силой, понимая, что она не обратится в полицию. Лизавета вернётся домой раньше, чем предполагала, и застанет Родиона с топором рядом с телом сестры.
Вопреки всем законам такого жанра, как детектив, с момента убийства сюжет Ф. М. Достоевского только начинается. Писатель не ставит первостепенной задачей заинтриговать читателя: он сразу показывает, кто и почему совершил злодеяние. С этого момента начинается тяжелейший путь Раскольникова к раскаянию, очищению и спасению своей души (не будем забывать, что Достоевский — писатель, для которого особенно важны христианские идеи).
Расправившись с Алёной Ивановной и Лизаветой, Родион возвращается в съёмную комнату и впадает в состояние бреда. Тем временем совсем неподалёку разворачиваются ещё две трагедии. Одна происходит в семье юной Сони Мармеладовой, вынужденной получить «жёлтый билет», чтобы не дать умереть с голоду вечно пьяному отцу, мачехе и её детям; другая — в семье самого Раскольникова, и снова из-за денег. Его сестра Дуня собирается выйти замуж за богатого, но нелюбимого предпринимателя по фамилии Лужин, который кичится своей обеспеченностью и презирает тех, кто беднее, а почти нищую девушку берёт себе в жёны только для того, чтобы она всю жизнь была ему благодарна. Вскоре Дуня узнает о болезни брата и навестит его в съёмной комнате, а там и до знакомства с Лужиным недалеко.
История создания
Первоначально Ф. М. Достоевский не собирался сводить столько сюжетных линий в один роман. У него было два отдельных замысла: роман «Пьяненькие» о семье, похожей на семью Мармеладовых, — и повесть-исповедь от лица молодого человека, который совершил преступление, руководствуясь самостоятельно выведенной теорией общественной справедливости. Однако впоследствии два замысла органично объединились в один, причём причина была не только в творческом переосмыслении, но и в том, что петербургские газеты не заинтересовались произведением о Мармеладовых.
«Роман мой называется «Пьяненькие» и будет в связи с теперешним вопросом о пьянстве. Разбирается не только вопрос, но представляются и все его разветвления, преимущественно картины семейств, воспитание детей в этой обстановке», — писал Достоевский в начале лета 1865 г. В. Ф. Коршу, издателю «Санкт-Петербургских ведомостей». Однако Корш отказался выдать автору аванс с тем, чтобы впоследствии он продал готовый роман их газете. Такое же решение приняли и в редакции «Отечественных записок» — знаменитого журнала, в котором печатали произведения Салтыкова-Щедрина, Лескова, Тургенева, Писемского и многих других крупнейших писателей XIX в. и в котором уже публиковались другие работы Достоевского. В исторической перспективе решение издателей оказалось удивительно верным, иначе, вполне возможно, мир не увидел бы романа «Преступление и наказание».
Герои-теоретики
Одна из мыслей, которые Ф. М. Достоевский доказал на примере судьбы Родиона Раскольникова, звучит так: «Любой человек, решивший жить в соответствии с какой-либо теорией, обрекает себя на мучения. Мир не исчерпывается философскими концепциями. Люди же, которые живут «головой», забывают о сердце и теряют любовь к Богу и людям; они уже не помнят, что все мы — братья и сёстры. Таким людям придётся пройти через многие мучения, чтобы очистить свою душу раскаянием, особенно если теория велит им совершать преступления — пусть даже под благовидным предлогом».
Теория настолько захватывает несчастного Раскольникова, что он даже оформляет её в статью и посылает в журнал. Именно эту публикацию впоследствии отыскивает следователь Порфирий Петрович — и убеждается, что двойное убийство — дело рук Родиона. Однако слуга закона не спешит арестовывать бывшего студента: он убеждён, что молодой человек раскается и сам придёт в участок с повинной. Благодаря Соне Мармеладовой, которая живёт вовсе не по теории, а по закону Любви, который заповедовал Иисус Христос, так и происходит. Не случайно Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о Лазаре, который был воскрешён Спасителем. Девушка убеждена, что каждый человек может духовно переродиться, какое бы страшное преступление он ни совершил.
Впрочем, Раскольников — не единственный персонаж-теоретик в романе. Ещё один герой, выработавший для себя свод правил и принципов и твёрдо им следующий, — тот самый несостоявшийся жених Дуни Лужин, придерживающийся «теории разумного эгоизма». Лужин считает, что каждый человек должен заботиться прежде всего о самом себе. Ведь если бедный, у которого всего одна рубаха, отдаст половину рубахи другому страждущему, они оба будут раздеты. А если преуспевающий человек купит условную рубаху самому себе, он таким образом статистически повысит число людей, не испытывающих нужды.
Наконец, стоит упомянуть и такого героя, как Свидригайлов, — своеобразного «двойника» Раскольникова, также уверенного, что цель оправдывает средства. Судьба этого человека складывается намного более трагично, чем судьба Лужина. Если последний «всего лишь» теряет невесту и ссорится со всей её семьёй, то Свидригайлов «отправляется в Америку» — эвфемизм XIX века, обозначающий самоубийство.
А вот Разумихин, добродушный, трудолюбивый и жизнерадостный, хотя и слишком импульсивный приятель Раскольникова по университету, для которого важны не теории, а душевное общение с близкими, обретает счастье с Дуней. Он не отказывается от неё даже после того, как узнаёт о преступлении Раскольникова, — напротив, он планирует поселиться с новообретённой супругой в Сибири, чтобы иметь возможность помогать осуждённому Родиону. Туда же перебирается и Соня Мармеладова, и не случайно роман заканчивается эпизодом, в котором Раскольников стоит перед девушкой на коленях: он преклоняется любви к человечеству, её большому и чистому сердцу.
Символы и детали в произведении
Ф. М. Достоевский — автор «плотных», глубоких текстов, наполненных символами, деталями и глубокими сравнениями, и роман «Преступление и наказание» не стал исключением.
В первую очередь бросаются в глаза говорящие фамилии. Раскольников, естественно, назван так потому, что в его душе происходит раскол. Когда-то он был сострадательным юношей (не случайно он с замиранием сердца наблюдает, как злые люди веселья ради убивают лошадь, и затем видит эту душераздирающую сцену во сне). Но затем он пошёл на поводу у гордыни и возомнил, что он лучше большинства остальных людей. Мармеладова получила свою фамилию по принципу «от обратного», ведь её жизнь — не сахар, и это ещё мягко сказано. С Разумихиным всё так же просто, ведь он умён, а также обладает чисто бытовой смекалкой, — как и с Лужиным: «лужа» — это нечто грязное и опасное, «мёртвая вода», место, которое лучше обойти стороной, чтобы не запачкаться.
Также стоит обратить внимание на менее очевидные символы и детали. Например, Сонечка Мармеладова получает за свой первый «позор» тридцать целковых (рублей). В реальности никто не мог заплатить уличной девице настолько большую сумму: это — не что иное, как отсылка к библейским тридцати сребреникам, которые получил Иуда за предательство Христа. Появление Раскольникова в полицейском участке приходится на 20 июля — Ильин день, один из важнейших церковных праздников. А ещё есть красивая филологическая легенда о том, что, если отметить на карте дороги, по которым ходит Родион Романович на протяжении всего романа, они образуют крест.
Использованные источники
А. Першкина. Семь секретов «Преступления и наказания».
Г. М. Фридлендер. «Преступление и наказание».
Сетевое издание «Фёдор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества».
Уроки литературы в 10-м классе по теме: «Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
Разделы: Литература
1) познакомить учащихся с отдельными фактами биографии Достоевского.
Раскрыть особенности духовного пути Достоевского;
2) раскрыть систему взглядов Достоевского – человека и Достоевского – писателя;
3) развитие устной речи учащихся.
Оборудование: тексты, портреты Достоевского.
I Вступительное слово учителя о традиционных оценках Достоевского: “трудный”,
Цели: приблизиться, попытаться узнать, что – то открыть для себя, собрать материал для своего слова о Достоевском.
II 1. Сообщение (устный доклад) подготовленных учащихся о биографии писателя.
Что знал о Достоевском.
Что узнал о Достоевском
Задание: в ходе работы над темой урока, заполнить таблицу.
3. Задание группе учащихся:
прочитать в учебнике Ю. Лебедева статью на страницах 24 – 25, выделить и выписать в тетрадь главную мысль этой статьи.
4. Беседа: что интересного о жизни Достоевского рассказал ученик, делавший сообщение.
Дополнения учителя:
-Мы говорим о внешней жизни в цифрах, а сейчас я предлагаю вам проследить духовный путь Достоевского.
– Какая мысль является главной в статье учебника?
“Мы будем вместе со Христом!” – слова Достоевского, после произнесенного приговора.
– Как Достоевский обрел Христа?
В 1847 г. кружок Петрашевского – в основе социалистическое учение Фурье (социалист – утопист)
1853 – 54 г. после каторги – складывается снова система общественно – политических и этических взглядов, получивших название “почвенничества”, как вариант христианского социализма.
По его мнению, современное состояния общества, называемого цивилизацией, является болезненным, так как приводит к обожествлению человеком самого себя (человекобог). Это ведет к разрушению и самого человека, и общества, и цивилизации в целом. Есть ли решение? Да не человекобог, а богочеловек.
Вечный идеал по Достоевскому – воплощенный в личности Иисуса Христа, к которому человек будет постепенно приближаться по мере своего развития и в этом спасение. “Писатель – растение многолетнее. Как у ириса или лилии росту стеблей и листьев сопутствует периодическое развитие корневых клубней – так душа писателя расширяется, развивается периодами, а творение его – только внешние результаты подменного роста души”. (А. Блок)
– Как вы думаете, о каком творении Достоевского можно говорить, прослушав эту цитату? (О “Преступлении и наказании”.)
Домашнее задание на следующий урок:
План беседы для работы на следующем уроке:
1. Коротко об истории создания
Тема: Петербург и его роль в судьбе героя.
1) проиллюстрировать традиционность темы города в литературе XlX в., раскрыть пагубность влияния города на душу героя;
2) формирование собственной оценки поступков героя, личной позиции;
3) обучение анализу текста; развитие речи учащихся.
I Слово учителя: Работаем по содержанию l части романа. Ищем ответ на вопрос:
– Как ощущает себя наш герой в городе?
– Строение, здания, дома, улицы, квартиры.
– Люди.
2. В каких произведениях известных вам писателей встречается описание города?
Давайте вспомним. Тема традиционная:
А.С. Пушкин “Медный всадник” – воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, талантливости ее народа.
Ф. М. Достоевский – (по ходу урока сделать запись)
А.Блок, А.Ахматова, А.Белый – воспевают дивный и призрачный город.
3. Мнение наших современников. Впечатление о Петербурге учащихся, видевших город.
— Каков же Петербург Достоевского? Каково там нашему герою?
III Анализ глав романа по плану:
IV Подводим итог урока:
Каково находится Раскольникову в Петербурге?
Город – фон, монстр, чудовище, город одиночества.
Федор Михайлович Достоевский считал, что большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.
Д/З: Найти в тексте изложение теории Раскольникова на право сильной личности, на преступление.
Быть готовым отвечать на вопросы:
– имеет ли сильная личность право на преступление или нет?
Страницы 37 – 45 по учебнику Ю.Лебедева.
Тема: “Тварь ли я дрожащая или право имею. ”
На перемене проверить тетради учащихся с заполненными таблицами.
Продолжаем анализ романа, но прежде еще раз об итогах уроков:
– Почему роман начинается с описания Петербурга?
– Каково Раскольникову в Петербурге?
– Одиночество как обстоятельства, которые Раскольников должен принять, или его желание?
(В Петербурге Раскольников одинок до и после преступления, на каторге- хоть погибнуть, но среди людей.)
То, что Раскольникова окружает, является прямым отражением его внутреннего состояния.
– Как вы думаете, какие причины побуждают Раскольникова переступить закон?
Раскольников Достоевский читатель
(выяснение отношения к вышеизложенному героя романа, автора и читателя, используя материал романа и собственное мнение).
– Раскольников кто он?
Вывод: – Вернемся к теме урока. Что скажете?
Цель: Развитие навыков анализа художественного текста по заданной проблеме:
Воспитание ответственности за содеянное, возможности возрождения через покаяние.
I Актуализация знаний учащихся
1. Всегда ли цель оправдывает средства?
2. Для тех, кто отсутствовал на предыдущем уроке, читать страницы 45 – 46. Ответ дать в конце урока.
II Формирование умений и навыков.
1. Анализ поведения героя после переступания, прослеживание авторской позиции.
– Кто Раскольникову помогает осознать это?
С этого момента идет раскаяние
Эпилог: Каторга Раскольникова: “Не вынес испытания, сделал явку с повинной”
Тяжелая болезнь Раскольникова
Тяжелая болезнь Сони
Соня протягивает ему руку, он упал на колени.
Чтение страницы 533 романа “Преступление и наказание”.
– Подведите итог и продолжите фразу в названии урока.
– Полно ли отражает содержание урока название темы?
В каком классе проходят Достоевского, какие изучают произведения?
Прошу не путать с вопросами о конкретных произведениях Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание», «Идиот».
В каком классе проходят Достоевского «Бесы»?
В каком классе проходят Достоевского «Белые ночи»?
В каком классе изучают Достоевского «Белые ночи»?
В каком классе проходят Достоевского?
В каком классе изучают Достоевского?
Без изучения произведений Ф. М. Достоевского трудно представить себе современные школьные программы. Но так было не всегда. На протяжении ХХ века изучение творчества этого писателя то вводилось в программы, то исключалось, то снова вводилось.
Официальное марксистско-ленинско е литературоведение советской эпохи довольно прохладно относилось к Достоевскому и его произведениям, так как они не вписывались в его жёсткие рамки. Но как бы там ни было, а статья о творчестве писателя впервые появилась в учебнике литературы для школьников в 1935 году (это, кстати, был 1-й школьный советский учебник литературы). Что было в этой статье, мне неведомо: не пришлось даже листать – не то что читать этот учебник. Предполагаю – общий обзор творчества, краткий, конечно. А до года 1935 не редки были случаи абсолютного отрицания значимости творческого наследия писателя.
Фёдора Михайловича исключили из списка изучаемых в школе писателей во 2-м школьном учебнике литературы Страны Советов, издававшемся незадолго до начала Второй мировой и Великой Отечественной войн, в 1938–1940 годах. Мало того, почти на пару десятилетий Достоевский не только исчез из школьных программ, но и в вузах перестали изучать его творчество.
Реабилитация писателя и его творчества произошла без малого через 20 лет, в начале 2-й половин 50-х годов и не без влияния его огромной популярности среди западно-европейских и американских (США) читателей. Вот тогда-то творчество Фёдора Михайловича и было возвращено в программы и учебники для вузов и школ.
Что именно из произведений Достоевского и в каком классе изучали после реабилитации его творчества? Роман «Преступление и наказание» в 9-м классе (ныне это 10-й класс). Конечно, учебная статья представляла собой в первую очередь краткий обзор творчества писателя с указанием проблематики таких произведений, как
а уже потом следовали история создания и анализ «Преступления и наказания».
Изучались все эти произведения + романы «Идиот», «Бесы» только на филологических факультетах вузов.
Когда в 80-е годы начала воплощаться в жизнь идея создания альтернативных учебников, в один из них был включён рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» (7-й класс), в другой – повесть «Мальчики», являющаяся
Сейчас у нас много альтернативных учебников и, соответственно, программ по литературе.
Одни из них предполагают текстуальное изучение уже названных мной романа «Преступление и наказание» (10-й класс) и рассказа «Мальчик у Христа на ёлке»» (7-й класс).
В других список изучаемых произведений Достоевского расширен:
Таким образом, в лучшем случае наши школьники текстуально изучают такие произведения Достоевского:
При этом из обзорной статьи учебника литературы за 10-й класс школьники знают, что у писателя есть романы:
В худшем случае предполагается текстуальное изучение только двух произведений:
Романы «Идиот» и «Бесы» в школе никогда не изучались и сейчас не изучаются. Они слишком сложны для подростков.
В каком классе проходят роман «Преступление и наказание» Достоевский?
В каком классе нужно читать роман «Преступление и наказание» Федора Достоевского?
О чем книга, краткое содержание?
Роман Ф.М. Достоевского многопланов, сложен для восприятия из-за философского подтекста автора, наличием нескольких сюжетных линий, считается одним из самых сложных произведений автора.
В десятом классе ученикам нужно будет познакомиться с романом Достоевского, который называется Преступление и наказание. Конечно, произведение сложное и серьезное, редко кто из детей в таком возрасте сможет понять его глубину. В романе много самых разных героев, и все они имеют сложные характеры, произведение интересное, его стоит почитать обязательно.
Вкратце книга о том, как молодой человек Родион Раскольников, решивший понять, тварь он дрожащая или право имеет, убивает старуху-процентщицу, но в конце концов раскаивается в своем преступлении. Он знакомится с Соней Мармеладовой, несчастной девушкой, вынужденной торговать собой, чтобы прокормить семью. Читатели также встречаются с множеством других персонажей, но эти основные. Соня отправилась с Раскольниковым в Сибирь после оглашения приговора.
Похоже, что именнно так.Вечером вчера мне позвонила подруга и сказала, что с них требуют шесть тысяч на учебники внуку в четвёртый класс.Мы с ней с тоской вспоминали, как сами в обязательном порядке получали бесплатно абсолютно все учебники каждый учебный год, да и наши дети ещё застали такое благо.А вот внуки уже нет.Только почему нам громогласно везде и всюду твердят о доступном и бесплатном образовании и здравоохранении, а сталкиваемся мы с полностью противоположным.Считают, что мы совсем дураки или как это теперь принято»быдло»?
По математике списывала постоянно, потому что не понимаю эту науку и не люблю.У нас сидел мальчик на последней парте, который очень хорошо учился по математике, как контрольная, он решает и передаёт по своему варианту, вперёд, все списывают Половина класса-работа один в один, у него 5, у нас у всех 3, без одной ошибки.Учитель был в курсе, что все списывают. А по русскому наоборот все списывали у меня.На экзамене по химии решала всем задачи, а самой попался именно тот вопрос, который плохо знала, как сейчас помню-ацетиллен Все троечники получили за экзамен 4-5, а я 3, учитывая, что химию знала на 5
Замечательная вещь Александра Куприна!
Потому, что в связи с программами увеличения рождаемости сначала не хватало детских садов и яслей, а сейчас не хватает школ для юных россиян. Многие школы переполнены, занятия идут в две смены. Особенно остро возникает эта проблема в новых микрорайонах, где много молодых семей, а инвесторы стремятся больше заработать именно на жилье, а не на социальных объектах. Вместе с тем, в старых районах, в сельской местности, в моногородах, где нет работы и люди вынуждены уезжать, школы не заполнены и их закрывают или укрупняют, детей возят на школьных автобусах из многих населенных пунктов в один.
Полагаю, вместе с демографическими программами нужно еще предусмотреть программу равномерного заселения территории. В советское время молодежь привлекали на комсомольские стройки, на целину, на БАМ. Сейчас нужно что-то подобное, только на другом, современном уровне, пассионарность молодежи нужно направлять на созидание, чтобы они чувствовали себя хозяевами своей жизни, а не скучивались в крупных городах и жестко конкурировали.
- достоевский поэт какого века
- достоевский при каком царе жил