досуговые программы классифицируются на какие группы
Типы культурно-досуговых программ
Общая методика подготовки и проведения культурно-досуговой программы
Введение
культурный досуговый программа
В современной отечественной культурологии досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.
– рекреативная – снятие физического, психического, интеллектуального напряжения; восстановление сил посредством активного отдыха;
– развивающая – вовлечение личности в процесс непрерывного просвещения; развитие различных видов любительского творчества; обеспечение личностно значимого общения; реализация компенсаторских возможностей свободного времяпрепровождения, расширение сферы проявления личностных качеств, самоутверждение, самореализация творческих потенций.
Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.
Особенности культурно-досуговых программ
Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:
– содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);
– овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;
– источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;
– в ходе реализации культурно-досуговой программы предусмотрен целый спектр нетрадиционных позиций (ролей) обучающихся – организатор, исполнитель, зритель, соавтор, художник, костюмер, дизайнер, музыкальный оформитель, осветитель, работник сцены, ведущий, член жюри и др.
Типы культурно-досуговых программ
Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:
– разовая игровая программа;
– конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
– длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.
Разовая игровая программа не требует подготовки участников. Дети включаются в игру, танец, хоровое пение непосредственно в ходе «действа». При этом предлагаемые детям игры могут быть самыми разнообразными: интеллектуальные игры за столом, забавы в игротеке, подвижные игры и конкурсы в кругу, в зале, на дискотеке. Занимают такие игры от получаса и более – в зависимости от возраста участников.
Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:
– при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
– самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;
– основная задача школьного КВН – привить вкус к тонкой, интеллигентной шутке, научить видеть смешное в себе, окружающей жизни.
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.
Другой вид конкурсно-игровых программ – интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры – это игры, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его эрудиции и интеллекта.
культурный досуговый управление
Основные типы интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)
(форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов)
(форма интеллектуальной игры, где успех обеспечивается за счет наиболее верного планирования участниками своих действий)
В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.
Особенность интеллектуальных игр – наличие вопросов, предлагаемых участникам. Поэтому одной из важнейших задач организаторов таких игр является качественный подбор и составление вопросов.
Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)
ДОПУСТИМЫЕ | УСЛОВНО ДОПУСТИМЫЕ | НЕДОПУСТИМЫЕ |
1. Вопросы на сообразительность 2. Вопросы типа «неизвестное об известном» 3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление 4. Вопросы «на удачу» 5. Вопросы «на приближение» | Воспроизводящие вопросы Вопросы «с уловкой» Вопросы на перечисление Вопросы, предполагающие длинный ответ | Вопросы-розыгрыши |
культурный досуговый управление
Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
– четко изложенные педагогические задачи;
– план подготовки игры;
– экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);
– сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;
– список литературы для подготовки детей к игре.
Зрелище (концерт, литературно-музыкальная композиция, спортивное состязание и др.) характеризуется наличием исполнителей и зрителей. Для исполнителя – юного певца, танцора, гимнаста выступление – всегда волнение, душевный подъем. Зритель, даже если он очень эмоционально относится к программе, остается воспринимающим субъектом (реципиентом).
Важность воспитания у детей зрительской культуры – умения спокойно, доброжелательно воспринимать выступления своих сверстников – требует такой организации зрелища, при которой воспитанники смогут выступать то в роли артистов, то в роли зрителей.
Праздник – особо значимый и трудоемкий по подготовке и организации тип досуговой программы. Он предполагает большое разнообразие видов деятельности и приемов постановки с активным участием всех детей. Развлечения могут свободно выбираться участниками или же могут следовать друг за другом, одновременно для всех.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
– слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
– приветствия, презентации, церемонии;
– гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
– тематические недели, тематические дни и др.
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и план подготовки праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.
Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.
Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.
Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:
– наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
– наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);
– разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
– создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
– конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.
В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования и др.
Обязательное правило такой программы – наличие четких этапов, каждый из которых начинается и заканчивается ярким событием. Примером могут служить предметные недели «путешествия с привалами», «робинзонады», ситуационно-ролевые игры «с погружением» (по типу «Хоббитских игр»).
Особенно популярны длительные досуговые программы в летних оздоровительных лагерях, поскольку продолжительная игра-эпопея может стать основой тематической смены лагеря, подчиняя себе деятельность всех детских коллективов, общелагерные массовые праздники. За последнее десятилетие накоплен большой опыт проведения ситуационно-ролевых игр, представляющий интерес для педагогов-практиков. Один из наиболее ярких примеров в этом плане – программа «Новая цивилизация», адресованная старшеклассникам и позволяющая им за одну лагерную смену попробовать себя в нескольких ролях, существенно обогащающих их социальный опыт.
Исследователи (Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова) выделяют следующие сюжетные модели длительных досуговых игр:
1) Республика – это своеобразное государство, основной закон которого отражает права и обязанности детей и взрослых. Здесь решаются задачи воспитания гражданской позиции детей через их участие вместе со взрослыми в моделировании государственного управления, привитие навыков и умений демократической жизни.
2) Путешествие – по этой модели строит свою деятельность школа №20 г. Рыбинска, в которой каждый год детская организация «Корабль МЕЧТА» отправляется в плавание по четко проложенному курсу в Океане Учения.
3) Строительство – эта модель пользуется популярностью в работе с младшими школьниками: каждый школьный коллектив строит свой дом из отношений внутри своего коллектива и свой микрорайон из полезных дел.
Длительная досуговая программа должна носить выраженный образовательный характер. В качестве форм ее реализации могут использоваться все перечисленные выше типы досуговых программ – игровые, конкурсные, праздничные; последние могут входить в нее в качестве составных элементов-подпрограмм.
Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:
– пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;
– описание содержания программы;
– характеристику ее материального обеспечения;
В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.
Приведенная классификация культурно-досуговых программ является одним из возможных вариантов систематизации форм деятельности в сфере детского досуга. Ценность предложенной классификации состоит в том, что степень соучастия детей в программе – это важнейший фактор и условие успеха организации их досуга.
Типы культурно-досуговых программ
Общая методика подготовки и проведения культурно-досуговой программы
В современной отечественной культурологии досуг понимается как часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, любительского творчества, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности.
Общее определение понятия «досуг» и выявление его функций позволяет говорить о культурно-досуговых программах как о различных формах рекреационно-развивающей деятельности, содержание которых включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга.
Особенности культурно-досуговых программ
Понимание особенностей культурно-досуговых программ определяет необходимость уяснения общих отличий культурно-досуговой программы от образовательной программы дополнительного образования детей. Эти отличия состоят в следующем:
— содержание культурно-досуговой программы не изучается в ходе специально организованных занятий по какому-либо конкретному курсу, а реализуется в процессе подготовки и проведения массовых досуговых мероприятий (дел);
— овладение предусмотренными в ней знаниями и умениями происходит в процессе самостоятельной работы вне занятий и во взаимодействии со взрослыми и детьми в досуговое время;
— источниками образовательной информации и социального опыта, субъектами досуговой деятельности являются как педагоги, так и сами дети и их родители;
Типы культурно-досуговых программ
Вслед за А.Б. Гальченко, Л.Н. Буйловой, Н.В. Клёновой мы выделяем следующие типы культурно-досуговых программ:
— разовая игровая программа;
— конкурсно-игровая программа по заданной тематике;
— длительная досуговая программа.
В основе предложенной квалификации лежат два фактора: степень соучастия детей в программе и ее протяженность во времени.
Для описания разовой игровой программы может быть достаточно сценарного плана. Документом, подтверждающим квалификацию, мастерство, педагогическую культуру организатора игры, является литературный сценарий.
Конкурсно-игровая программа по заданной тематике предполагает предварительную подготовку участников. Это может быть турнир, КВН, всевозможные интеллектуальные игры и др. Образовательный и воспитательный смысл таких программ состоит в подготовке, придумывании, совместном творчестве детей.
Особенности подготовки и проведения конкурсно-игровых программ в форме КВН:
— при организации КВН важно не превратить игру в обычный экзамен, лишить детей возможности импровизировать, проявлять выдумку, фантазию;
— самостоятельность детей должна сопровождаться тонким педагогическим руководством, без которого выступление команды может стать образчиком пошлости и дурного тона;
Для конкурсно-игровой программы в форме КВН необходим полный сценарий с формулировкой педагогических задач, описанием мероприятий подготовительного периода, списком рекомендуемой литературы.
культурный досуговый управление
Основные типы интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)
В реальной практике преобладают комбинированные формы интеллектуальных игр. Чаще всего это сюжетные викторины с элементами экономической стратегии.
Классификация вопросов и заданий для интеллектуальных игр (Ю.В. Ганичев)
ДОПУСТИМЫЕ | УСЛОВНО ДОПУСТИМЫЕ | НЕДОПУСТИМЫЕ |
1. Вопросы на сообразительность 2. Вопросы типа «неизвестное об известном» 3. Вопросы на логическое и ассоциативное мышление 4. Вопросы «на удачу» 5. Вопросы «на приближение» | Воспроизводящие вопросы Вопросы «с уловкой» Вопросы на перечисление Вопросы, предполагающие длинный ответ | Вопросы-розыгрыши |
культурный досуговый управление
Игра-спектакль. Чтобы провести игру-спектакль, необходима группа ведущих игровой программы. Как правило, ими выступают педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования. Сюжет спектакля строится таким образом, что его сторонние участники без предварительной подготовки могут играть небольшие роли или выполнять задания, от которых будто бы зависит судьба героев спектакля.
Театрализованная сюжетная игра требует погружения артистов и зрителей в определенную атмосферу, имеет четкую конструкцию игровой ситуации, достаточно длительный период подготовки. Темы таких игр могут быть самыми разнообразными, например: «Суд над невежеством», «Литературные салоны 19 века» и т.п. Чаще ее проводят в коллективах старших школьников.
В оформленном виде такая программа должна предусматривать для учащихся возможность самим участвовать в развитии сюжетов, разработке образов. Для ее проведения необходимо иметь:
— четко изложенные педагогические задачи;
— план подготовки игры;
— экспозицию (характеристику среды, обстановки, предшествующей началу действия);
— сценарий с описанием хода игрового действия, приемов включения учащихся в ту или иную ситуацию;
— список литературы для подготовки детей к игре.
Праздничные формы культурно-досуговой деятельности весьма разнообразны. К ним относятся:
— слеты, смотры, конкурсы, творческие отчеты, фестивали детского творчества,
— приветствия, презентации, церемонии;
— гулянья, карнавальные шествия, театрализованные представления;
— тематические недели, тематические дни и др.
В рамках праздников могут использоваться торжественные ритуалы, выступления героев важных событий, награждения, различного рода зрелища, игровые программы.
Программа праздника в написанном виде должна содержать не только перечень концертных номеров, но и планы подготовки и проведения праздника, где описаны все организационные мероприятия и указаны ответственные за них. Чем больше детей включено в графу «ответственный», тем большее воспитательное, социализирующее значение имеет событие.
Длительная досуговая программа рассчитана на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более.
Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм, которые были широко распространены в практике пионерской организации.
Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры:
— наличие развивающей социальной идеи (сюжета);
— наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора);
— разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности);
— создание и закрепление в игре положительных моделей поведения;
— конструирование защитной игровой среды, смягчающей воздействие обыденной жизни и диктат взрослых.
В качестве программы деятельности сюжетно-ролевая игра применима в различных педагогических системах: в рамках общеобразовательной школы, в летнем детском лагере, в детских объединениях системы дополнительного образования и др.
Исследователи (Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова) выделяют следующие сюжетные модели длительных досуговых игр:
Представленная документально, длительная досуговая программа во многом схожа с образовательной программой и должна включать:
— пояснительную записку с указанием целей, задач, ожидаемых результатов, форм и методов реализации программы;
— описание содержания программы;
— характеристику ее материального обеспечения;
В целом можно сделать вывод об их несомненной ценности длительных досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, предоставляют им возможность для самореализации в различных областях творчества, способствуют социальной адаптации и стимулируют социальную активность детей.
Досуговые программы классифицируются на какие группы
Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.
Цицерон Марк Туллий
Коль в мире не найдется хороший умный друг,
Беседуя с которым забудешь все вокруг, —
Избавь нас, Бог, от праздных назойливых друзей,
На них не стоит тратить бесценный наш досуг.
Мухаммед Физули
Способность умно наполнить свободное время есть высшая ступень личной культуры.
Бертран Расселл
4. Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.
— досуг имеет ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты;
— досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
— досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
— досуг формирует и развивает личность;
— досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;
— досуг формирует потребность детей в свободе и независимости;
— досуг способствует раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков;
— досуг стимулирует творческую инициативу детей;
— досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
— досуг способствует формированию ценностных ориентаций;
— досуг детерминирован внутренне и внешне;
— досуг выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
— досуг способствует объективной самооценке детей;
— досуг формирует позитивную «Я- концепцию»;
— досуг обеспечивает удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие;
— досуг способствует самовоспитанию личности;
— досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе;
— досуг- активность, контрастирующая с полным отдыхом;
— детский досуг подразделяется на собственно досуг и полудосуг;
— детский досуг широк в своем понимании.
Таким образом, можно констатировать, что сущностью детско-юношеского досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) детей, подростков и юношества в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
Функции, принципы, задачи и особенности досуга
Характерологические особенности детского досуга являются основополагающими для определения его функций.
Творческая деятельность есть «родовая сущность человека», реализуя которую «он преобразует мир». Творческие процессы во всей своей силе обнаруживаются в детской игре, в узнавании окружающего мира, в присвоении детьми самых разнообразных социальных амплуа. Причем преимущественно эти процессы осуществляются в досуговое время. Через механизм эмоционального восприятия и переживания подростки максимально активно усваивают элементы творческой деятельности. Которые, закрепляются в их сознании и поведении и откладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Стало быть, детскому досугу свойственна творческая функция.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности подростков в контактах. Такие формы досуга как самодеятельное объединение по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми.
Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие – благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Дети оценивают себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие детям, подросткам и юношеству возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию детского досуга – коммуникативную.
В сфере досуга дети, подростки, юноши (девушки) более открыты для влияния и воздействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, научение нормам поведения в обществе.
Отличительной особенностью детского досуга является его театрализация. Художественные образы, воздействуя через эмоциональную сферу, заставляют его переживать, страдать и радоваться, их воздействие часто намного острее жизненных коллизий. Иначе говоря, детский досуг благоприятен для формирования возвышенных идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное влияние на познавательную деятельность детей, подростков и юношества. В досуге происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания: расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец, осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности. Это значит, что детскому досугу свойственна просветительская функция.
Одна из важных задач детского досуга – помочь в выборе профессии. От первого периода детства до юношеского возраста все актуальней становится вопрос об избрании профессии. От тривиального: «Кем быть?» в детстве, до мучительного поиска своего места в жизни в юношеские годы, вопрос выбора профессии волнует все возрастные группы подрастающего поколения.
Большинство детей находят ответ на этот важный вопрос в сфере досуга. Во время досуга дети читают книги, смотрят кинофильмы, спектакли и телепередачи, где открывают для себя мир профессий. А, наметив для себя профессиональный путь, преимущественно на досуге, приобретают знания и развивают способности, навыки специфические для того или иного вида деятельности. И, наконец, досуговые учреждения целенаправленно осуществляют профориентационную деятельность, то есть, детский досуг предполагает осуществление профориентационной функции.
Жизнедеятельность современных детей, подростков и юношества предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно на основе игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также преимущественно реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.
Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей, подростков и юношества вызывают широкий резонанс в их душах, в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, порождая таким образом заданное досуговым мероприятием общение на предмет услышанного, увиденного, совершенного. Как результат, осуществляются виды деятельности, которые сам ребенок не совершил бы не будь побуждения извне. То есть детский досуг предполагает прокреативную функцию.
Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг детей, подростков и юношества развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике.
К ним относятся:
1. Принцип всеобщности и доступности- то есть возможность приобщения, вовлеченности всех без исключения детей, подростков и юношества в сферу деятельности досуговых учреждений с целью удовлетворения творческих потенций подрастающего поколения, их досуговых запросов и интересов.
2. Принцип самодеятельности – реализуется на всех уровнях детского досуга:
от любительского объединения до массового праздника. Самодеятельность, как сущностное свойство личности, обеспечивает высокий уровень достижений в любой индивидуальной и коллективной деятельности. Принцип самодеятельности зиждется на творческой активности, увлеченности и инициативе детей.
3. Принцип индивидуального подхода – предполагает учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга. Дифференцированный подход обеспечивает комфортное состояние каждого участника досуговой акции.
4. Принцип систематичности и целенаправленности – предполагает осуществление этой деятельности на основе планомерного и последовательного сочетания непрерывности и взаимозависимости в работе всех социальных институтов, призванных обеспечивать досуг детей, подростков и юношества. Важно направлять детей, подростков и юношество на дела общественно значимые, поскольку богатство творческих сил индивида зависит от всестороннего и полного проявления этих сил в жизни общества. Это процесс ограниченного превращения человека в общественное существо, в активную и творческую личность, живущую полной жизнью в согласии с самим собой и обществом.
5. Принцип преемственности – в первую очередь предполагает культурное взаимодействие и взаимовлияние поколений. Необходимо активизировать деятельность родителей, всех взрослых на передачу детям социального знания и опыта на проведение разумного досуга, его философии. Принцип преемственности означает также поддержание норм и традиций при перемещении детей из одной возрастной общности в другую, из одного социально-воспитательного учреждения в другое.
6. Принцип занимательности – заключается в создании непринужденного
эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации, ибо сухость, блеклость, отсутствие эмоциональной привлекательности способны обречь на неудачу любые формы и методы работы. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой. Все это превращает досуг детей, подростков и юношества в праздник.
Реализация принципов организации детского досуга на практике по своим масштабам воздействия на личность выходит далеко за рамки досугового времяпрепровождения, это крупномасштабная социальная акция, цель которой – разностороннее развитие личности ребенка, подростка, юноши (девушки).
ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГОВЫХ ПРОГРАММ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Итак, ДОСУГ – свободное время личности, имеющее активный, творческий, личностно-развивающий характер. Неформальное образование (одним из видов которого является дополнительное образование) по большей части собственно является разновидностью досуговой жизнедеятеьности.
В современной системе дополнительного образования различается несколько ТИПОВ досуговых образовательных программ:
ДЛИТЕЛЬНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся
СРЕДНЕСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся
КРАТКОСРОЧНЫЕ ДОСУГОВЫЕ ПРОГРАММЫ, к которым относятся
Основными качествами (и, соответственно, требованиями к организации ) любой досуговой программы являются:
— учет психологических и возрастных особенностей аудитории
— обеспечение безопасности и комфортного психофизического состояния участников
На уровне учреждения дополнительного образования (школы, дошкольного образовательного учреждения) досуговые программы создаются как в отдельных объединениях, так и в образовательном учреждении в целом и предназначены как для детей, постоянно посещающих данное учреждение, так и для «гостей» (или, напротив, выездного характера). В педагогическом процессе дополнительного образования досуговая работа занимает серьезное место. Она способствует развитию интереса детей к занятиям, чувства принадлежности к своему «дому» и (как перспектива) к социально-исторической общности в целом, новому взгляду на товарищей по объединению и педагогов и осознанию общечеловеческих ценностей, социальной активности и раскрепощенности личности, эмоциональной и познавательной сферы и т.д. Ведущей в досуговой работе является, безусловно, игровая деятельность в самом широком смысле этого слова.
Условно по организационно-педагогическим особенностям можно выделить несколько видов досуговых программ, реализующихся в образовательном учреждении:
— досуг, подготовленный детьми творческого объединения (УДОД) под руководством педагогического коллектива
— досуг, подготовленный самими детьми при активном участии педагогов
— досуг, подготовленный педагогами УДОД (объединения) для детей
— досуг, проводящийся силами приглашенных лиц (актеров, аниматоров, массовиков, психологов и т.д.)
По форме, содержанию и тематике в практике работы образовательного учреждения выделяются:
— праздник – наиболее крупный и сложный в подготовке вид досуга, рассчитанный на активную подготовку всех участников и сочетание разных видов сценических зрелищ и развлекательных мероприятий;
— спектакль или концерт («Музыкальная гостиная», «Литературные чтения» и т.п.);
— конкурс и фестиваль – крупные виды досуга творческого соревновательного характера, реализующие дальние и средние перспективы деятельности творческих коллективов на основе единства развития ответственного отношения к общему делу и радости от самореализации в творческой деятельности. В принципе конкурс и фестиваль отличаются как призовой и дружеский футбольный матчи, хотя в последнее время рамки этих форм мероприятий в достаточной степени размыты и сближены. И та, и другая форма подразумевают несколько отборочных этапов и финал (гала-концерт) с награждением участников дипломами (лауреатскими, дипломантскими, поощрительными) и призами;
— экскурсия – коллективное посещение музеев, выставок, достопримечательных мест, а также поездки с учебными или культурно-просветительскими целями. (В образовательной практике – форма внеаудиторной работы, обеспечивающая наглядность обучения). По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, профессионально-прикладные, досуговые и пр. По форме проведения экскурсии в образовательном процессе ДОД возможны два варианта :
— Экскурсия, которая проводится профессиональным экскурсоводом. Такая экскурсия планируется и заказывается педагогом ДО заранее. Он должен (по возможности) встретиться с предполагаемым экскурсоводом, узнать план экскурсии, при возможности скорректировать этот план с учетом образовательных и творческих задач, стоящих перед объединением. Особое внимание уделяется подготовке детей к предстоящей экскурсии: педагог заранее сообщает о теме и цели экскурсионного похода, создает эмоциональный настрой, «ситуацию ожидания», предлагает детям собрать некоторую предварительную информацию по теме экскурсии, сам готовит некоторые уточняющие вопросы экскурсоводу. После экскурсии обязательно проведение БЕСЕДЫ, в ответах на вопросы в ходе которой дети закрепляют и обобщают полученную информацию; совместно с педагогом прогнозируют, каким образом она может быть использована в деятельности объединения. Такие экскурсии проводятся многими учреждениями культуры (Музей театра кукол им. С.В. Образцова; Музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки; Студия Мосфильм; Студия АНИМА-фильм; Политехнический музей и т.д.)
— Экскурсия, которая проводится самим педагогом. В этом случае педагог имеет возможность отобрать именно тот материал, который считает наиболее необходимым в работе, в нужной последовательности и форме изложения. Сценарий экскурсии обязательно хронометрируется; на месте предполагаемого проведения экскурсии заранее выясняются все организационные и технические возможности и трудности (разрешено ли вообще проведение экскурсии в данном месте, как можно подойти к тому или иному предмету, воспользоваться тем или иным экспонатом и т.д.). Разумеется, сотрудники государственных учреждений культуры не всегда охотно идут на разрешение такой формы экскурсии, но не нужно отчаиваться! Если Вам отказали в одном месте – может найтись достойная альтернатива. (Например, если Вы хотите познакомить детей с устройством сцены или оркестровой ямы, не обязательно идти в Малый или Большой театр. Возможно, Вас с радостью примут в небольшом муниципальном театре или концертном зале). В конце такой экскурсии педагог обязательно задает детям заранее подготовленные вопросы. При этом надо помнить, что серия этих вопросов – не тест или экзамен для детей (А сейчас я проверю, что вы запомнили из сегодняшней экскурсии!). Их смысл – в помощи детям в плане осознания и систематизации эмоционально-образных впечатлений и возможностей использовать материалы экскурсии в творческой деятельности. В качестве приема развития детского творчества и поисковой деятельности может быть использован и такой вариант: когда дети уже имеют достаточный опыт посещения экскурсий, им предлагается самостоятельно составить сценарий экскурсии на определенную тему (возможно, даже совершенно фантастическую) и «провести» ее не выходя за пределы УДОД (а, возможно, и с настоящим экскурсионным походом); например «В гостях у скрипичного мастера», «За кулисами театра Глобус», «Афины. Орхестра.» и т.п.
— игровые развлекательные (анимационные) программы (разовые, короткие; конкурсные типа КВН, «Брейн-ринга» и т.п.), включающие игры, эстафеты, танцевальные и музыкальные программы, элементы викторин и т.п.; игры-спектакли, «включающие» детей-зрителей в сюжетное действие вместе с персонажами, актерами-ведущими)
— длительные досуговые программы («растянутые» на целый учебный год и опосредующие игровым сюжетом или темой всю воспитательно-образовательную работу объединения), по содержанию и организации иногда сходные с ролевой игрой например, «Путешествие в Зазеркалье», «Построим свой Дом». К ним же относятся программы летних лагерей, «Книжкина неделя», «Масленица» и т.д.
В подготовке любого досуга очень важен нестандартный творческий подход и продуманность всех деталей в составлении сценария. Например, при составлении сценария концерта можно просто определить последовательность номеров и подготовить конферансье, объявляющего их в традиционной торжественной манере, а можно придумать нетрадиционный вариант конферанса (например, конферанс-интервью, конферанс-театрализация, конферанс-шоу и т.д.).
Основные акценты подготовки досуга можно определять по следующим позициям:
— на какую аудиторию он рассчитан (возраст, количество участников)
— цель его проведения
— чьими силами готовится досуг
— как Вы представляете оргкомитет (инициативную группу) досуга и ход его (ее) работы
— какие виды и формы деятельности включает досуг
— краткое описание содержания
— условия успешности проведения досуга.
Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности, отношение к организации досуговой деятельности, родительское отношение к ребенку, ценностно-ориентационное единство семьи определяют уровень организации семейной досуговой деятельности.
1. Наличие опыта самореализации в семейной досуговой деятельности определяется возможностью родителей организовать содержательный развивающий досуг и зависит от знаний, практических умений и навыков в различных видах досуговых занятий.
2. Отношение к организации досуговой деятельности (пассивное, активное, творческое) зависит от личностной позиции каждого члена семьи. Именно творческая активность обеспечивает личностно-деятельностную включенность в данный процесс.
3. Родительское отношение к ребенку характеризуется адекватностью восприятия своего ребенка и признанием его субъектом воспитания.
4. Ценностно-ориентационное единство семьи интерпретируется как наличие устойчивых семейных традиций, целостность миропонимания, образа и стиля жизни, наличие значимой совместной деятельности.
Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей».
Выделяются особо значимые для досуговой деятельности ценности семьи, к которым относятся такие понятия, как нравственность, ответственность, открытость, коллективизм, контактность. Под нравственностью понимается построение внутриколлективных и внеколлективных отношений на нормах и ценностях общечеловеческой морали. Ответственность трактуется как добровольное принятие семейным коллективом на себя моральных и других обязательств перед обществом за судьбу каждого ее члена. Семья – коллектив разновозрастной, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями.
Под открытостью семьи понимаются добрые отношения с родственниками, с соседями, с друзьями и знакомыми, с различными общественными организациями, в том числе образовательными учреждениями.
Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов семьи об его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает семейный коллектив. Для подлинно коллективистских отношений характерна контактность, т.е. хорошие личные, эмоционально благоприятные дружеские, доверительные взаимоотношения членов семьи, включающие внимание друг к другу, доброжелательность, уважение и тактичность. Такие взаимоотношения обеспечивают в коллективе благоприятный психологический климат, спокойную и дружелюбную обстановку.
Дифференцированный подход к оценке организации семейного досуга позволил выделить следующие уровни:
Оптимальный уровень определяется тем, что досуг носит социально полезный (значимый), творческий (для себя и ближайшего окружения), совместный (объединяет всех членов семьи) характер, стремлением экстериоризировать результаты своей деятельности. Наличие глубоких знаний о формах и методах, сформированность практических умений организации досуговой деятельности дает возможность охватить те виды занятий, где человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания. Атмосфера сотрудничества и сотворчества, которая определяется гибкостью отношений родителей и детей, обуславливает функционирование семьи как коллектива. Наличие двустороннего контакта, единство интересов, взглядов, взаимопомощь, сплоченность, принятие, уважение, эмоциональная поддержка способствуют организации регулярной совместной деятельности в семье, формированию гуманных семейных традиций.
Допустимый уровень подразумевает характер досуга как активного потребления (рыбалка, охота, походы, посещение театров, кинотеатров, выставок и т.д.), реже целенаправленного активного потребления (спорт, путешествия, хобби, коллекционирование и т.д.) и ориентирована на овладение определенными духовными ценностями. Данный уровень свидетельствует о наличии определенных знаний о досуге, но недостаточном уровне сформированности практических умений и наличных возможностей организации семейной досуговой деятельности.
Низкий уровень организации досуговой деятельности характеризуется пассивным потреблением культурных благ. В таких семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, чтение развлекательной литературы, прогулки, прием гостей, застолье и т.д. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, низкого уровня знаний и осознания важности семейного досуга приводит, как правило, к раздельному проведению.
Нулевой уровень имеет социально отрицательный характер досуга.
Одним из путей совершенствования семейного воспитания является организация в учреждениях дополнительного образования детей педагогического процесса, направленного на решение задач по обучению родителей и воспитанников совместным формам проведения развивающей досугой деятельности в семье и предоставление возможностей для экстериоризации результатов данной деятельности. Семейный досуг должен строиться, исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Совместные беседы и конференции с участием специалистов-медиков, психологов, социальных работников, помогают поколениям в семье находить общий язык, учиться терпимости и вниманию по отношению друг к другу. Две трети современных семей в РФ не имеют увлечений (ими могут быть спорт, туризм, прикладное искусство, музыка, танец и др.). Одну треть семей вообще называют «неблагополучными», воспитанию детей в них не придается никакого значения, нередко дети из таких семей идут в клуб для того, чтобы в лице руководителя и товарищей обрести свою вторую семью. Но есть семьи, которые активно проводят свой досуг вместе: замечено, что такие сем