джентльмены удачи какого года
Джентльмены удачи (1971)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме-спектакле
Режиссёр фильма Александр Серый сам побывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь коллеге, недавно вернувшемуся из-за решётки, в творчестве и совместно с Викторией Токаревой написал сценарий. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма. Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый. Замечательную, очень ритмичную музыку написал к фильму композитор Геннадий Гладков.
Милиция отнеслась к сценарию будущего фильма в целом благосклонно, но попросила избавиться от настоящего бандитского жаргона. Пришлось придумывать собственный «уголовный» лексикон.
Картина имела огромный успех в прокате (65 млн. зрителей в 1972 г.) и стала любимой на все времена. Многие реплики из фильма стали крылатыми фразами.
последнее обновление информации: 16.04.20
трейлер >>
критика
В январе 1970 года маститый уже режиссер Георгий Данелия и молодая писательница Виктория Токарева принесли на «Мосфильм» сценарную заявку под условным названием «Рецидивист». У этой заявки и появившейся два года спустя ленты нет почти ничего общего. Кроме разве что Косого в исполнении Савелия Крамарова. Даже герой Евгения Леонова – а именно на него в первую очередь и писался сценарий – изменил по ходу дела и свою профессию, и привычки. Если в первоначальном варианте он был майором милиции, то в картине предстает добродушным воспитателем детского сада.
Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр;
Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец;
Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси;
Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.
Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела.
Сюжет переписали, придумали новых героев и принялись мучительно искать актеров. Прежде чем Георгий Вицин стал Хмырем, худсовет отсмотрел десятки претендентов. В их числе – Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. Многие из этих проб были довольно удачными, но выбор в итоге все равно пал на Георгия Вицина. Правда, с ремаркой «поработать над гримом».
На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина. А вот с Крамаровым, которого авторы сценария пригласили одним из первых, вышла накладка. Худсовету показалось, что во время кинопроб артист полностью выложился буквально в одном маленьком эпизоде. А хватит ли его актерских ресурсов на полноценную роль? – переживали на «Мосфильме». Кандидатуру Крамарова все-таки утвердили, но с условием, что он будет искать новые краски в образе Косого.
Дольше всего подбирали исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но его не отпустили на съемки из-за 50-летия образования Армянской ССР, этот вариант отпал. И тогда со всей страны потянулись на «Мосфильм» лица «нерусской национальности».
В итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался высокому мосфильмовскому начальству неубедительным. В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Когда не повезло и Рутбергу, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем.
До сих пор непонятно: как советское начальство не запретило комедию, где главные герои – воры и рецидивисты, а с экрана льется блатная речь? Думается, здесь свою роль сыграл авторитет Георгия Данелия, который выступил в довольно необычном амплуа – не режиссера, а художественного руководителя картины. И все-таки – от греха подальше – после долгих обсуждений сценарий разослали почти всем крупным милицейским чиновникам: на утверждение. И каждое из ведомств, ознакомившись с сюжетом, внесло свои поправки.
Вот, к примеру, выдержки из отзыва первого заместителя начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецова: «Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления. Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко – представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью».
Не понравилась сотрудникам МВД и блатная речь героев фильма : «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью».
Дом, в котором джентльмены удачи жили в Москве, стоял в Старопименовском переулке. Строение было предназначено на снос, жильцов выселили, но оказалось удивительно крепким, поэтому его без сожалений отдали киношникам для сжигания. Кстати, в фундаменте здания потом нашли клад, рабочие, занятые на разборке стен, подрались из-за находки. Кто-то вызвал милицию, клад конфисковали, драчуны вообще ничего не получили.
Многие уверены, что « Джентльменов удачи » снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины – Александр Серый. Просто в те годы за Серым стойко закрепилась слава неудачника, поэтому Данелия, сокурсник по Высшим режиссерским курсам, решил ему помочь.
А случилось вот что. В 1958 году на какой-то вечеринке в ресторане Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавом поединке будущий режиссер вышел победителем. Его соперник, молодой архитектор, на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы из съемочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию. На пять лет.
Что удивительно: когда Серый вышел из тюрьмы, та самая возлюбленная, из-за которой завязалась драка, верно ждала своего Отелло. Они поженились, у них родилась дочь. Еще удивительней то, что в кинематографических кругах «откинувшегося» с зоны режиссера встретили довольно радушно. По крайней мере кислород ему не перекрыли, мосфильмовское начальство даже доверило новобранцу два фильма. Название их, правда, уже кануло в Лету, потому что картины получились, мягко говоря, не очень хорошими. Одним словом, как кассового режиссера Серого на «Мосфильме» никто не воспринимал. Кроме Георгия Данелия, который перед съемками «Джентльменов» лично уговорил худсовет, что Александр сможет-таки сделать достойную картину.
Кстати, вот еще забавный факт. Когда Серый пришел обсудить будущий фильм с уже назначенным МВД консультантом – Ильей Голобородько, в то время первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД, – тот отправил режиссера… на зону. Мол, если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию и лично похлебать недельку-другую тюремную баланду. Серый не решился раскрывать подробности своей биографии (а вдруг еще снимут с режиссерского поста) и послушно уехал на две недели в зону неподалеку от Горького. Правда, как сам он потом признался, все это время тихо просидел в гостинице.
Прокатную судьбу картины определил – как это часто бывало – генсек Леонид Ильич Брежнев. Он одним из первых посмотрел фильм у себя на даче – и каждый кадр ему подробно комментировал полковник Чурбанов. В то время зять генсека работал в МВД, так что о жизни в колониях знал много. В итоге искренний интерес Брежнева к картине снял все вопросы. Обсуждение фильма на худсовете прошло на удивление мирно. Претензию сформулировали одну-единственную – мол, золотой шлем, который выуживали из проруби горе-рецидивисты, выглядит на экране слишком бутафорским.
Начальство было так довольно, что молодой сценаристке фильма Виктории Токаревой даже увеличили гонорар – к уже выплаченной немалой сумме в шесть тысяч рублей было добавлено еще две тысячи. Правда, на режиссерской ставке успех картины никак не отразился.
Комедия « Джентльмены удачи » стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин». Но превзойти себя так и не смог.
Спекулянты с утра пораньше скупали все билеты на « Джентльменов удачи » и продавали их с рук по 3 рубля, притом, что в кассе они стоили 20 копеек. В прокате 1972-го года фильм занял 1-е место, собрав на своих сеансах 65 млн. зрителей. При смете в 400.000 рублей фильм за год принёс около 30 млн. Большинство выражений из картины навсегда ушли в народ: «пасть порву», «моргалы выколю», «канай отсюда», «лошадью ходи, лошадью», «редиска», «петух гамбургский».
Джентльмены удачи (1971)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
информация о фильме
Режиссёр фильма Александр Серый сам побывал в местах заключения и уголовный жаргон знал не понаслышке. Один из сценаристов фильма, Георгий Данелия, решил помочь коллеге, недавно вернувшемуся из-за решётки, в творчестве и совместно с Викторией Токаревой написал сценарий. Также он принял активное участие в подборе актёров и съёмках фильма. Свою роль в создании фильма Георгий Данелия охарактеризовал как «художественный руководитель», хотя режиссёром оставался Александр Серый. Замечательную, очень ритмичную музыку написал к фильму композитор Геннадий Гладков.
Милиция отнеслась к сценарию будущего фильма в целом благосклонно, но попросила избавиться от настоящего бандитского жаргона. Пришлось придумывать собственный «уголовный» лексикон.
Картина имела огромный успех в прокате (65 млн. зрителей в 1972 г.) и стала любимой на все времена. Многие реплики из фильма стали крылатыми фразами.
последнее обновление информации: 16.04.20
трейлер >>
критика
В январе 1970 года маститый уже режиссер Георгий Данелия и молодая писательница Виктория Токарева принесли на «Мосфильм» сценарную заявку под условным названием «Рецидивист». У этой заявки и появившейся два года спустя ленты нет почти ничего общего. Кроме разве что Косого в исполнении Савелия Крамарова. Даже герой Евгения Леонова – а именно на него в первую очередь и писался сценарий – изменил по ходу дела и свою профессию, и привычки. Если в первоначальном варианте он был майором милиции, то в картине предстает добродушным воспитателем детского сада.
Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр;
Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец;
Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси;
Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой.
Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела.
Сюжет переписали, придумали новых героев и принялись мучительно искать актеров. Прежде чем Георгий Вицин стал Хмырем, худсовет отсмотрел десятки претендентов. В их числе – Лев Дуров, Рудольф Рудин, Виктор Сергачев. Многие из этих проб были довольно удачными, но выбор в итоге все равно пал на Георгия Вицина. Правда, с ремаркой «поработать над гримом».
На роль чудаковатого профессора-археолога Мальцева единогласно утвердили Эраста Гарина. А вот с Крамаровым, которого авторы сценария пригласили одним из первых, вышла накладка. Худсовету показалось, что во время кинопроб артист полностью выложился буквально в одном маленьком эпизоде. А хватит ли его актерских ресурсов на полноценную роль? – переживали на «Мосфильме». Кандидатуру Крамарова все-таки утвердили, но с условием, что он будет искать новые краски в образе Косого.
Дольше всего подбирали исполнителя роли Василия Алибабаевича. Сначала хотели пригласить Фрунзика Мкртчяна. Но его не отпустили на съемки из-за 50-летия образования Армянской ССР, этот вариант отпал. И тогда со всей страны потянулись на «Мосфильм» лица «нерусской национальности».
В итоге не прошел ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался высокому мосфильмовскому начальству неубедительным. В протоколе заседания худсовета значится: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Когда не повезло и Рутбергу, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактера Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем.
До сих пор непонятно: как советское начальство не запретило комедию, где главные герои – воры и рецидивисты, а с экрана льется блатная речь? Думается, здесь свою роль сыграл авторитет Георгия Данелия, который выступил в довольно необычном амплуа – не режиссера, а художественного руководителя картины. И все-таки – от греха подальше – после долгих обсуждений сценарий разослали почти всем крупным милицейским чиновникам: на утверждение. И каждое из ведомств, ознакомившись с сюжетом, внесло свои поправки.
Вот, к примеру, выдержки из отзыва первого заместителя начальника ГУИТУ МВД СССР Ф. Кузнецова: «Авторам в основном, бесспорно, удалось, используя острый комедийный сюжет, обнажить и осмеять ложную романтику нарушителей социалистического правопорядка, показать неотвратимость наказания за совершенные преступления. Вместе с тем нельзя не заметить и некоторых существенных недостатков сценария, устранение которых, по нашему мнению, повысит воспитательную роль фильма, усилит его общественное звучание. Вызывает недоумение образ полковника Верченко – представителя «всесоюзного розыска». Авторы наделили его всевозможными пороками: малокультурен, неискренен, резок, раздражителен и т.д. Полковник Верченко – образ, естественно, собирательный. Стало быть, его моральные и деловые качества следует понимать как суть облика многих руководящих и ответственных работников органов, которым поручено бороться с преступностью».
Не понравилась сотрудникам МВД и блатная речь героев фильма : «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм, снятый по этому сценарию, явится пропагандистом блатной терминологии, которая может быть поддержана молодежью».
Дом, в котором джентльмены удачи жили в Москве, стоял в Старопименовском переулке. Строение было предназначено на снос, жильцов выселили, но оказалось удивительно крепким, поэтому его без сожалений отдали киношникам для сжигания. Кстати, в фундаменте здания потом нашли клад, рабочие, занятые на разборке стен, подрались из-за находки. Кто-то вызвал милицию, клад конфисковали, драчуны вообще ничего не получили.
Многие уверены, что « Джентльменов удачи » снял Георгий Данелия. На самом деле режиссер картины – Александр Серый. Просто в те годы за Серым стойко закрепилась слава неудачника, поэтому Данелия, сокурсник по Высшим режиссерским курсам, решил ему помочь.
А случилось вот что. В 1958 году на какой-то вечеринке в ресторане Серый приревновал свою возлюбленную к одному из посетителей. В кровавом поединке будущий режиссер вышел победителем. Его соперник, молодой архитектор, на всю жизнь остался инвалидом, а Серый вместо защиты дипломной работы из съемочных павильонов перекочевал в исправительно-трудовую колонию. На пять лет.
Что удивительно: когда Серый вышел из тюрьмы, та самая возлюбленная, из-за которой завязалась драка, верно ждала своего Отелло. Они поженились, у них родилась дочь. Еще удивительней то, что в кинематографических кругах «откинувшегося» с зоны режиссера встретили довольно радушно. По крайней мере кислород ему не перекрыли, мосфильмовское начальство даже доверило новобранцу два фильма. Название их, правда, уже кануло в Лету, потому что картины получились, мягко говоря, не очень хорошими. Одним словом, как кассового режиссера Серого на «Мосфильме» никто не воспринимал. Кроме Георгия Данелия, который перед съемками «Джентльменов» лично уговорил худсовет, что Александр сможет-таки сделать достойную картину.
Кстати, вот еще забавный факт. Когда Серый пришел обсудить будущий фильм с уже назначенным МВД консультантом – Ильей Голобородько, в то время первым заместителем начальника политотдела Главного управления исправительно-трудовых учреждений МВД, – тот отправил режиссера… на зону. Мол, если хотите, чтобы картина получилась достоверной, нужно вам, человеку творческому, поехать в колонию и лично похлебать недельку-другую тюремную баланду. Серый не решился раскрывать подробности своей биографии (а вдруг еще снимут с режиссерского поста) и послушно уехал на две недели в зону неподалеку от Горького. Правда, как сам он потом признался, все это время тихо просидел в гостинице.
Прокатную судьбу картины определил – как это часто бывало – генсек Леонид Ильич Брежнев. Он одним из первых посмотрел фильм у себя на даче – и каждый кадр ему подробно комментировал полковник Чурбанов. В то время зять генсека работал в МВД, так что о жизни в колониях знал много. В итоге искренний интерес Брежнева к картине снял все вопросы. Обсуждение фильма на худсовете прошло на удивление мирно. Претензию сформулировали одну-единственную – мол, золотой шлем, который выуживали из проруби горе-рецидивисты, выглядит на экране слишком бутафорским.
Начальство было так довольно, что молодой сценаристке фильма Виктории Токаревой даже увеличили гонорар – к уже выплаченной немалой сумме в шесть тысяч рублей было добавлено еще две тысячи. Правда, на режиссерской ставке успех картины никак не отразился.
Комедия « Джентльмены удачи » стала самой яркой в творческой биографии Александра Серого. Позже он снял фильмы «Ты – мне, я – тебе» и «Берегите мужчин». Но превзойти себя так и не смог.
Спекулянты с утра пораньше скупали все билеты на « Джентльменов удачи » и продавали их с рук по 3 рубля, притом, что в кассе они стоили 20 копеек. В прокате 1972-го года фильм занял 1-е место, собрав на своих сеансах 65 млн. зрителей. При смете в 400.000 рублей фильм за год принёс около 30 млн. Большинство выражений из картины навсегда ушли в народ: «пасть порву», «моргалы выколю», «канай отсюда», «лошадью ходи, лошадью», «редиска», «петух гамбургский».
Хлебная закваска вместо цемента и реальный поджог: интересные факты о «Джентльменах удачи»
Идею картины разработал известный кинодраматург Валентин Ежов. Задумкой литературный деятель поделился с режиссером Георгием Данелией. Валентин Иванович считал, что главным героем должен быть доблестный капитан милиции. Данелия сразу отверг этого персонажа. В итоге в центре сюжета оказался заведующий детским садом.
ПО ТЕМЕ
Слег с инфарктом: как Абдулов и Васильева довели режиссера фильма «Самая обаятельная и привлекательная»
«Собачье сердце» вернуло Евстигнеева к жизни: как создавался легендарный фильм
Раздражение, стеснение и отсутствие туалета: неловкий момент между Гурченко и Басилашвили спас фильм «Вокзал на двоих»
Георгий Данелия писал сценарий «Джентльменов удачи» в соавторстве с Викторией Токаревой. Кинематографист и писательница были знакомы по другим проектам.
В режиссеры картины Георгий Данелия порекомендовал давнего друга и однокурсника Александра Серого. Тот долгое время сидел без работы. После учебы приятель Данелии угодил в тюрьму на четыре года за нападение на мужчину, к которому приревновал возлюбленную. После освобождения Александр Серый пытался вернуться в профессию, но руководство «Мосфильма» не доверяло ему самостоятельных проектов. Данелие удалось «протащить» друга в «Джентльмены удачи».
Сценарий картины сильно опережал свое время. Авторы опасались обвинений в «романтизации» преступного мира. Перед началом съемок киношники показали текст нескольким генералам из МВД. Милиционеры к задумке отнеслись тепло, однако порекомендовали избавить сценарий от блатного жаргона, который проскакивал в диалогах. Данелия и Токарева, прислушавшись к советам генералов и создали для фильма новые выражения: «редиска», «петух гамбругский» и «Навуходоносор». Эти квази-жаргонизмы, к слову, быстро ушли в народ.
В ролях Евгения Трошкина и Александра Белого Георгий Данелия видел только Евгения Леонова. Его утвердили сразу. С подбором других артистов возникли сложности. Изначально образы закоренелых преступников писались под конкретных людей: Ролана Быкова, Юрия Никулина, Андрея Миронова и Савелия Крамарова. Из четверки «уголовников» к съемкам смог приступить только Крамаров, который воплотил в жизнь образ мелкого жулика по прозвищу «Косой». Авторам пришлось переписать сценарий, персонажей сделали более универсальными. Хмыря сыграл Георгий Вицин, роль Василия Алибабаевича воплотил в жизнь Раднэр Муратов.
Фильм «Джентльмены удачи» снимали с декабря 1970-го по апрель 1971 года – три месяца. Площадку развернули недалеко от Самарканда. Некоторые эпизоды создавались в Каттакурганском следственном изоляторе. Часть сцен снимали в Москве.
Фото:/Russian Look/www.globallookpress.com
Для киношников нашли настоящего верблюда. Животное по кличке Алмаз привезли из зоопарка. Этот актер оказался самым своенравным – он постоянно пытался сбросить наездников и отказывался плеваться в героя Крамарова. В сцене с плевком исполнителя роли Косого пришлось вымазать мыльной пеной.
Эпизод с побегом героев в цементовозе снимали в павильоне на «Мосфильме». Создатели картины долго не могли придумать, чем же в кадре заменить жидкий цемент. В итоге использовали хлебную закваску, выкрашенную луковой эссенцией. После съемок актер Георгий Вицин некоторое время отказывался покидать емкость со смесью. Кто-то в шутку сказал ему, что состав продлевает молодость кожи. Вицин не хотел упустить возможность оздоровиться.
Для сцены пожара киношники подожгли реальное здание у станции метро Маяковская. Дом ждал сноса, поэтому городские власти разрешили подпалить его.
Фото:/Russian Look/www.globallookpress.com
Интересные факты о фильме «Джентльмены удачи»
Джентльмены удачи
Автор сценария | Георгий Данелия Виктория Токарева |
В главных ролях | Евгений Леонов Георгий Вицин Савелий Крамаров Раднэр Муратов |
Оператор | Георгий Куприянов |
Композитор | Геннадий Гладков |
Кинокомпания | Мосфильм |
Длительность | 84 мин |
Бюджет | 400000 рублей |
Сборы | 30 млн рублей |
Страна |
Год | 1971 год |
«Джентльмены удачи» — советский художественный фильм, снятый в 1971 году. Фильм снят в жанрах кинокомедии и детектива.
В 1972 году фильм стал лидером советского кинопроката — зрительская аудитория составила более 65 миллионов человек.
Сюжет фильма разворачивается в канун и во время празднования Нового года, поэтому фильм входит в число хитов новогоднего телеэфира и часто демонстрируется в период зимних каникул.
Некоторые фразы из фильма стали крылатыми, инструментальная музыка к картине по наше время используется при сопровождении различных видеосюжетов на телевидении, сопровождает телепередачи, звучит на различных спектаклях, а песня из фильма «Белые снежинки» и в наши дни исполняется в концертах и на детских новогодних утренниках.
Содержание
[править] Сюжет
В одной из среднеазиатских советских республик археологи при раскопках обнаруживают настоящее сокровище — золотой шлем, предположительно принадлежавший Александру Македонскому. За экспедицией пристально следит шайка из трёх преступников, которая, узнав о шлеме, под покровом ночи похищает находку учёных. После того, как вернувшийся в Москву начальник археологической экспедиции, профессор Мальцев, заявляет о краже в МВД и изучает фотографии воров, он совершенно случайно видит в автобусе, как ему кажется, главаря шайки — Александра Белого по кличке Доцент. Проследив за этим человеком до его места работы, Мальцев вызывает милицию и даже вступает в стычку с незнакомцем. Но выясняется, что на самом деле Мальцев принял за вора заведующего московским детским садом № 83 Евгения Ивановича Трошкина, ветерана Великой Отечественной войны и добрейшей души человека, замечательного педагога, очень любящего детей, и весьма одарённого артиста и художественного руководителя.
Разумеется, никто не стал арестовывать ни в чём не повинного Евгения Ивановича. Но очень скоро Мальцев снова приходит к нему на работу, на сей раз с весьма неутешительными новостями: грабители пойманы и осуждены на различные сроки заключения, но золотой шлем как в воду канул и все осуждённые молчат о его местонахождении.
Работники правоохранительных органов решают воспользоваться удивительным сходством Белого и Трошкина и предлагают последнему отправиться в среднеазиатскую тюрьму к подельникам Белого (сидящего в одной из подмосковных зон) под его видом, а там выпытать у преступников, где они спрятали шлем. Трошкин соглашается далеко не сразу, ведь он лично готовит детей в детском саду к новогодним праздникам, но в итоге решает помочь милиции раскрыть преступление.
Трошкину наклеивают на лысую голову парик (главарь шайки носит густую шевелюру), рисуют на теле уголовные татуировки и он отправляется на специальном поезде для заключённых в Среднюю Азию к подельникам Доцента — уголовникам по кличкам Косой и Хмырь. По пути следования работники милиции проводят с ним занятия по блатной лексике и учат правильно себя держать в местах лишения свободы.
В колонии сперва растерявшийся при заходе в камеру большой группы заключённых Евгений Иванович быстро ориентируется в обстановке и показывает местному «авторитету» по кличке Никола Питерский и остальным зэкам, что в камере в его лице появился более авторитетный вор. Но первая же беседа с Косым и Хмырём, которых Трошкин убеждает в том, что потерял память, упав с верхней полки в поезде головой вниз, приводит к неожиданному результату — преступники ничего не знают о местонахождении шлема, который, если верить их словам, сам же Доцент и спрятал. Где бывал в Москве Доцент, они тоже рассказать не могут, так как вообще не ориентируются в улицах советской столицы.
Работники милиции принимают решение организовать побег Трошкина, Косого и Хмыря из тюрьмы, с тем, чтобы они добрались до Москвы и привели Трошкина туда, где он делал свои преступные делишки. Вместе с троицей убегает ещё один заключённый, Василий Алибабаевич, попавший в тюрьму на один год за то, что разбавлял бензин на автозаправочной станции и случайно заметивший, как шайка забирается в цистерну для цемента. Готовящиеся бежать Трошкин, Косой и Хмырь планировали покинуть в цистерне территорию тюрьмы и добраться до города Алибакан. Но вначале цистерну, которая должна была ехать порожней, почему-то почти до краёв заполняют цементом. А когда герои покидают её, выясняется, что машина была не та и увезла бежавших из тюрьмы в совершенно другом направлении.
Компания попадает в город Новокасинск, не имея ни денежных средств, ни документов и лишившись верхней одежды, которую так и не удалось отмыть от цемента. Благодаря Трошкину, договорившемуся с местной заведующей детского садика о том, чтобы разгрузить одно из помещений от старых батарей отопления, героям удаётся немного заработать (правда, сообщники Трошкина уверены, что это была кража), чтобы оплатить одежду и гостиничный номер.
Пока Трошкин договаривался о работе, Косой и Хмырь устроили в гостинице «шахматный турнир» «на интерес» и раздели одного из постояльцев гостиницы, шахматиста, до нижнего белья; Евгений Иванович, надавав бандитам тумаков, заставляет их вернуть выигранное незадачливому постояльцу гостиницы.
В итоге Трошкину удаётся связаться с лейтенантом милиции Славиным, который ждал шайку в Алибакане, и получить от органов МВД деньги, одежду и дальнейшие инструкции. Василия Алибабаевича приходится брать с собой, чтобы не вызвать подозрений у Косого и Хмыря. Все четверо едут в Москву в ящиках под железнодорожными вагонами.
В столице четвёрка поселяются в старом доме, который уже подготовлен под снос и в котором нет даже света. Косой и Хмырь начинают водить Евгения Ивановича по адресам, где бывал Доцент, и выходят на двоих знакомых главаря шайки. Первый, который решил «завязать» с преступным миром, спускает «лже-Доцента» с лестницы. Второй, гардеробщик одного из московских театров, решает устроить Трошкину проверку и посылает на встречу подельника, Митяя, который хорошо был знаком с Белым; убедившись, что подельник был не узнан, гардеробщик не приходит на встречу, увольняется с работы и скрывается в неизвестном направлении. Тем временем из-за неисправного примуса, на котором Василий Алибабаевич, с любовью обустроивший логово для своих подельников в заброшенном доме, готовил еду, происходит пожар, дом выгорает дотла. Трошкин вспоминает, что профессор Мальцев предлагал ему и его подопечным поселиться на своей подмосковной даче, и везёт своих преступников на дачу учёного, сообщив им, что дача принадлежит одному барыге (спекулянту).
Помимо выполнения задания правоохранительных органов, Евгений Иванович постоянно пытается перевоспитать находящихся в его обществе закоренелых воров-рецидивистов совесть и приучать их к нормальной жизни — поручает им разную работу и даже делает с ними утреннюю зарядку на открытом воздухе. Увы, чаще всего эффекта удаётся добиться только с помощью коронного выражения Доцента «Пасть порву, моргалы выколю!», грубости и тумаков.
Внезапно милиция сворачивает операцию, так как Сан Саныч Белый, он же Доцент, совершил побег из тюрьмы и может в самое ближайшее время выйти на своих подельников. Трошкин, проявив человеческую жалость, уговаривает работников МВД не арестовывать шайку, а дать им возможность спокойно встретить на свободе Новый год.
Когда компания Трошкина встречает Новый год, Хмырь, получив через Трошкина письмо из дома, совершает попытку суицида и ему вызывают «Скорую помощь». Когда бандиты начинают опасаться, что врач скорой выдаст их местонахождение милиции, Трошкин вынужден заявить, что врач лежит мёртвая в колодце. Через какое-то время Евгений Иванович решает раскрыться перед «подельниками», но опаздывает: устав от «лже-Доцента», те оглушают Трошкина, связывают его и решают сдать правоохранительным органам, а после отсидки начать нормальную жизнь. Но в этот момент Косой и Хмырь вспоминают, что им говорил Доцент, и вычисляют, где тот спрятал золотой шлем — в проруби в одном из подмосковных озёр в районе Малаховки. Компания решает сдать в милицию и шлем — чтобы им скостили срок. На льду озера подельников встречает настоящий Доцент. Вооружённый ножом бандит заставляет Косого нырнуть за шлемом и тот достаёт археологическую ценность со дна.
А дальше у троих подельников Доцента начинает двоиться в глазах — они видят, что к месту происшествия подбегает ещё один Доцент. Пока воры пытались достать шлем, дочь профессора Мальцева освобождает Трошкина от верёвок и на её автомобиле Евгений Иванович прибывает к озеру и успевает «перехватить» Доцента с его добычей.
Находящиеся в недоумении жулики внезапно видят, как одна из машин останавливается и из неё выходит, как им кажется, Доцент, только без парика и грима. Ничего не понимая, подельники пытаются спастись бегством, и на бегу Трошкин, крича своим подопечным вслед, пытается объяснить, кто он, и что бояться бывшим преступникам, по-видимому, больше нечего.