джентльмены удачи какой город спросили
Как снимали «Джентльмены удачи»
Фильм «Джентльмены удачи» в 1972 году посмотрели около 65 миллионов человек. Очевидцы рассказывают, что в первые дни после премьеры спекулянты с утра скупали все билеты, красная цена которых составляла 20 копеек, и перепродавали их за 3 рубля. По посещаемости фильм занимает 12 место среди советских фильмов за всю историю советского кинематографа.
Режиссёром картины многие ошибочно считают Георгия Данелию. На самом деле «Джентльменов» снимал Александр Серый, а Данелия вместе с Викторией Токаревой был автором сценария. «Из-за своего несдержанного, ревнивого нрава Саша оказался в тюрьме, — рассказывает Данелия. — Ему дали 8 лет, но вышел он досрочно, через четыре года, не имея ни денег ни работы. Мы с ним дружили, вместе учились ещё на Высших режиссёрских курсах, поэтому я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили».
Идею фильма подарил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально, правда, сюжет был совсем иным: добрый капитан/лейтенант милиции силой убеждения перевоспитывал бандитов, но высшему милицейскому начальству эта задумка не понравилось. В итоге главным героем стал директор детского сада, а его антиподом — рецидивист по кличке Доцент.
Окончательный состав актёров также отличался от первоначального. Главная роль сразу были отданы Евгению Леонову. А вот воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.
Изначально сценарий назывался «Рецидивист». В нем была шайка мошенников (фальшивомонетчик, альфонс, карманник и жулик) и противостоящий им сотрудник милиции. Ролан Быков – фальшивомонетчик по кличке Миллиметр; Юрий Никулин – профессиональный альфонс, многоженец; Андрей Миронов – жулик по кличке Пижон. Ворует машины и продает их в Тбилиси; Савелий Крамаров – мелкий карманник по кличке Косой. Сценарная заявка еще не была утверждена, а почти все актеры уже отказались от участия в картине. Каждый – по своей уважительной причине. Миронова ждали другие съемки, Никулин не захотел вновь появляться на экранах в комедийной роли, у Быкова оказались более важные дела. Поэтому в киносценарии остался только жулик Косой. Все остальные персонажи были переписаны, а главным героем стал заведующий детским садом. На роль Хмыря сначала пробовался Лев Дуров, но исполнил этого персонажа Георгий Вицин. Неудачными поначалу были и кинопробы Савелия Крамарова, но Данелия уговорил начальство, и Савелий Викторович стал Косым. «К тому времени Крамаров снялся у меня в нескольких фильмах, — рассказывал Данелия. — Мне поверили. Правда, когда актёр эмигрировал, его пытались вырезать. Но я им написал, что они совершают идеологическую ошибку. Предложил посмотреть картину внимательнее, ведь актёр Крамаров играет бандита и отщепенца. Подействовало! Оставили всё как было».
Самые большие проблемы были с ролью Василия Алибабаевича. «Меня, знаете, почему взяли? Потому что все беленькие, а Радик Муратов — он чёрный», — рассказывал потом Раднэр Муратов. Его сначала пригласили на эпизодическую роль начальника тюрьмы. Василия Алибабаевича сначала должен был сыграть Фрунзик Мкртчян. Однако Мкртчян не смог приехать на съемки из-за участия в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР. Времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем.
Вся блатная речь в картине появилась благодаря Александру Серому — пригодился его тюремный опыт. Плакаты, висевшие в камере: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому», а также воровской жаргон: «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю» — это всё оттуда, с зоны.
«Но про «мужика в пиджаке» (памятник Лермонтову) мы с Данелией сами придумали», — вспоминает Токарева. Цензура очень серьёзно раскритиковала диалоги в сценарии фильма. От авторов сценария потребовали максимально вычистить «блатной жаргон», в результате чего появились разные новые «квази-блатные» слова: «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и другие. А еще есть легенда, что от погребения на “полке” фильм спас глава МВД Николай Щёлоков. В преддверии Дня милиции ему показали опальных «Джентльменов удачи», и он так хохотал, что иной раз заглушал реплики, доносящиеся с экрана. Генсек Леонид Брежнев, который смеялся не меньше Щёлокова, а по поводу жаргонных словечек сказал: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».
Кадр, когда Евгений Леонов едет на верблюде, снимался так: режиссер предложил дрессировщику посадить себе на плечи актёра, спрятаться за верблюда и шагать с ним рядышком. Дело в том, что у Леонова никак не получалось взгромоздиться на верблюда Бориса.
Забавная история произошла, когда снимали сцену, в которой Борис плюет в Крамарова. На самом деле никакого плевка, конечно, не предполагалось. Планировалось так: в одном кадре верблюд вытягивает губы, а в следующем – показывают Крамарова, облитого пеной для бритья. Но Крамаров так гримасничал и дразнил Бориса, что тот плюнул в него по-настоящему, от души. Великий актер долго потом отмывался!
Бытует мнение что роль воспитанника московского детского сада № 83 Игорька была сыграна Игорем Угольниковым, в будущем ставшим известным артистом. На самом деле это утка, взятая из одной программы «ОБА-НА»
Для съёмок в машине с цементом долго не могли подобрать подходящий раствор. Раднэр Муратов так рассказывал о съёмках этого эпизода: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
А вот одежду, которую снимали и пытались высушить главные герои, окунули в настоящий цемент. Он, как помните, застыл, и преступникам пришлось бежать голышом».
Московские сцены снимали в феврале и марте, но в столице, как назло, лил дождь. Съёмочная группа уехала в Самарканд, начала там работать, как вдруг в конце марта приходит телеграмма: «В Москве выпал снег, срочно приезжайте!» За неделю заново отсняли часть зимних сюжетов: как герои изучают английский на заснеженной даче, делают зарядку и как Доцент достаёт из проруби золотой шлем Александра Македонского.
В городе Джамбул (Казахстан), который упоминает Василий Алибабаевич Алибаба, ныне переименованном в Тараз, установлен памятник «Джентльменам удачи». Только вот в скульптурной композиции отсутствует один «джентльмен удачи» — Хмырь. Еще интересная подробность, связанная с этим городом: эстрадная певица Лариса Израилевна Мондрус, исполнившая для фильма песню «Проснись и пой», родилась именно в Джамбуле.
Факты и мифы о «Джентльменах удачи»
Ровно 45 лет назад на студии «Мосфильм» был снят фильм «Джентльмены удачи». Работа над картиной под руководством режиссера Александра Серого заняла у съемочной команды рекордно короткий срок — всего три месяца. 13 декабря 1971 года картина вышла на большой экран. Премьера состоялась в московском кинотеатре «Россия». МОСЛЕНТА решила вспомнить интересные факты о советской комедии и посмотреть на столицу глазами джентльменов удачи того времени.
Сюжетные повороты
Изначально фильм назывался «Рецидивист», и по сюжету это должна была быть картина о противостоянии сотрудника московской милиции шайке мошенников. Однако в ходе работы сценарий был почти полностью переписан, а главным героем вместо милиционера стал заведующий детским садом.
Из первоначальной версии в картине остался только жулик Косой. Главные роли в картине доверили известным советским актерам: Евгению Леонову, Георгию Вицину, Савелию Крамарову и Раднэру Муратову.
Говорят, что перед началом съемок сценарий был отправлен на согласование начальникам столичного МВД. Саму картину в ведомстве одобрили, а вот настоящий бандитский жаргон попросили убрать. В результате сценаристам пришлось придумывать собственный «уголовный» сленг: «канай отсюда», «рога поотшибаю», «моргалы выколю», «пасть порву», «редиска — нехороший человек» и другие, которые позже разошлись «в народ».
Фото: кадр из к/ф «Джентльмены удачи»
Для тех, кто «смотрел в детстве и не помнит» и сейчас мучительно пытался вспомнить, о чем речь, мы все-таки напомним сюжет: с места раскопок в Средней Азии трое преступников похищают золотой шлем Александра Македонского. В это время в Москве руководитель экспедиции, профессор Николай Георгиевич Мальцев случайно сталкивается с человеком, как две капли воды похожим на главаря банды — Александра Александровича Белого по кличке «Доцент» (Леонов).
Двойником оказывается добрейшей души человек — заведующий детским садом Евгений Иванович Трошкин (разумеется, тоже Леонов). Сотрудники милиции уговаривают воспитателя воспользоваться сходством с целью найти похищенный шлем, и Трошкин внедряется в одну из колоний, откуда совершает побег в компании заядлых, но на самом деле совершенно безвредных рецидивистов.
Перекупщики
Картина вышла в прокат 13 декабря 1971 года. Один билет на сеанс стоил всего 20 копеек. Но, по слухам, уже 14 декабря столичные спекулянты скупили большую часть билетов и продавали их с рук уже по 3 рубля. Впрочем, москвичей это не останавливало, так что на сеансах «Джентльменов удачи» всегда был аншлаг. В прокате 1972 года фильм занял 1-е место. В общей сложности за первый год показа картина собрала 65 миллионов зрителей и принесла киностудии около 30 миллионов рублей.
Криминальные маршруты
Почти все съемки «Джентльменов» проходили в Москве, только тюремные сцены и побег снимали в Самарканде, да и дача профессора археологии, на которой прятались главные герои картины, находилась не в столице — согласно открытым источникам, этот дом в Серебряном Бору принадлежал одному из членов съемочной группы.
Так что фильм вполне можно рассматривать как путеводитель по знаковым местам Москвы 45-летней давности. В кадре мелькают Гоголевский бульвар, Арбатская площадь, Рождественский и Сретенский бульвары, Чистые пруды, Храм Василия Блаженного и многие другие.
В самом начале во всей красе перед зрителями предстает район улицы Удальцова и Ленинский проспект. Там, по сюжету, живет главный герой Трошкин. По знакомым московским дворам и улицам района он добирается до работы. Сцену, где Трошкин выходит из автобуса и читает стенд с газетами, снимали рядом с домом по адресу Ленинский проспект, д. 60/2.