джентльмены удачи в какой город попали по ошибке
Как создавались «Джентльмены удачи»: режиссёр достоверно показал быт «зеков», потому что сам сидел в тюрьме
Рецидивистов в фильме должны были играть Миронов, Никулин и Быков.
Вот уже 47 лет прошло с тех пор, как в советских кинотеатрах впервые появилась легендарная комедия «Джентльмены удачи». Забавная история про воспитателя детского сада, пытающегося под видом матерого уголовника наставить на путь истинный троих беглых зеков, пришлась жителям нашей страны по душе и сейчас она остается очень популярной.
Печальный нужный опыт
Не все знают, но показать в фильме повадки преступников режиссеру Александру Серому удалось во многом за счет собственного опыта пребывания в местах не столь отдаленных. Однажды он попал в некрасивую историю – подрался из-за девушки, был приговорен к восьми годам тюрьмы, но вышел, к счастью, раньше времени, «отсидев» лишь половину срока, и вновь вернулся в киноиндустрию.
В 1971 году Серый снял свой первый самостоятельный фильм. Это были «Джентльмены удачи», сценарий для которых написали хороший друг режиссера Георгий Данелия и писательница Виктория Токарева.
Идею фильма подарил им известный сценарист Валентин Ежов, впрочем, эта идея существенно отличалась от того, что мы сейчас видим в кино. Как мог бы выглядеть фильм Серого, если бы все пошло по плану, вы можете узнать в материале портала Teleprogramma.pro.
Знаменитые актеры разбежались перед началом съемок
Главную роль создатели фильма с рабочим названием «Рецидивист» сразу же отдали Евгению Леонову, вот только его герой должен был быть вовсе не воспитателем, а сотрудником милиции.
Воров-рецидивистов должны были играть другие известные актеры: Андрей Миронов – жулика и автоугонщика по кличке Пижон, Юрий Никулин – профессионального альфонса и многоженца, Ролан Быков – фальшивомонетчика, Савелий Крамаров – карманника по кличке Косой.
В итоге из всей четверки остался только последний, а остальные актеры еще на стадии утверждения заявки отказались от участия в съемках. Миронов решил пожертвовать этим проектом ради другого фильма, у Быкова тоже были другие проекты, а Никулин просто не захотел играть очередную комедийную роль.
Кстати, пробы Крамарова тоже оказались неудачными и начальство было против его кандидатуры, но за актера вступился Данелия, которому смешной и слегка придурковатый типаж казался идеальным для того, чтобы сыграть Косого. После того, как Крамаров эмигрировал в США, все сцены с его участием хотели просто вырезать, и остались бы от фильма рожки да ножки… И опять Данелия нашел нужные слова, отметил, что в фильме этот актер — бандит и отщепенец, так зачем же его вырезать. Подействовало.
Персонажа по кличке Хмырь мог сыграть Лев Дуров, Рудольф Рудин или Виктор Сергачёв. Но в итоге Хмырём стал Георгий Вицин.
Роль Василия Алибабаевича должен был исполнить Фрунзик Мкртчян, однако все сорвалось из-за занятости армянского артиста — он участвовал в мероприятиях, посвященных 50-летию образования Армянской ССР, и приехать на съемки просто не успевал. Времени на поиски замены уже не было, так что было решено отдать роль Раднэру Муратову, который был приглашен играть начальника тюрьмы. Но в итоге эту роль сократили до минимума, а Муратов получил шанс в скором будущем проснуться знаменитым.
Плюющийся верблюд и другие приключения жуликов
На съемках фильма, особенно в той их части, что проходила в Средней Азии, случалось немало забавных историй. Чего стоит один только верблюд Борис, арендованный у местного зоопарка. Тот самый, что плюнул в лицо Савелию Крамарову. На самом деле планировалось лишь создать видимость плевка: в одном кадре животное вытянет губы, а в следующем Крамаров появится, облитый пеной для бритья. Но Крамаров так старательно дразнил Бориса, что верблюд не выдержал и плюнул в надоедливого актера по-настоящему, от всей высокой и широкой верблюжьей души.
Для съемок другого эпизода Евгений Леонов должен был сесть на верблюда, но у него это никак не получалось. Чтобы решить эту проблему, режиссер усадил Леонова на плечи дрессировщику, тот спрятался за верблюда и просто шел с ним рядом.
Где снимали фильм «Джентльмены удачи»
Помимо Узбекистана фильм также снимали в Москве (детский сад, театр, заброшенный дом) и в Серебряном Бору. Хозяином дачи, которая по сценарию принадлежала профессору археологии, на самом деле был один из членов съемочной группы.
Съемки, несмотря на их обширную географию, были недолгими и заняли всего три месяца — с февраля по апрель 1971 года.
Откуда взялась «редиска»
После четырёх лет за колючей проволокой Александр Серый неплохо знал блатную речь и щедро делился своими знаниями со сценаристами. Именно благодаря ему в фильме появились фразочки вроде «канай отсюда», «пасть порву, моргалы выколю», и плакаты с надписью: «На свободу — с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд — дорога к дому».
Поскольку в фильме были и тюрьма, и милиция, сценарий «Джентльменов удачи» Рязанов и его товарищи разослали крупным милицейским чиновникам — на проверку. Чиновники вносили изменения, а кто-то из них отметил, что в тексте слишком много блатного жаргона и это не пойдет на пользу молодым зрителям. Пришлось сценаристам заменить блатные ругательства Серого на более невинные: редиска, сосиска, Навуходоносор, петух гамбургский.
Фильм спасли на самом верху?
Поговаривают, что советская цензура действительно могла не выпустить «Джентльменов удачи» в прокат. К счастью, их успел посмотреть генсек Леонид Брежнев, он громко смеялся, а по поводу блатных слов в тексте сказал, что половину из них знает любой уличный мальчишка.
Заступился за фильм и глава МВД Николай Щёлоков — фильм ему показали как раз перед Днём милиции и он посчитал, что комедия у Александра Серого получилась просто великолепная.
Положительные отклики фильм, появившийся в кинотеатрах 13 декабря 1971 года, получил и от зрителей. При бюджете 400 000 рублей он собрал 30 миллионов рублей кассовых сборов, посмотреть его успели 65 миллионов человек.
Думаю, все, кто видел «Джентльменов удачи», помнят знаменитую сцену в тюрьме, когда Трошкин-«Доцент» угрожает «выколоть моргала» некоему типа «авторитету» Николе Питерскому, сыгранному Романом Филипповым.
Герои и события, которые происходят в этом легендарном фильме — вымышлены, их придумали сценаристы Георгий Данелия и Виктория Токарева. Но Никола Питерский — лицо реальное, зек с таким прозвищем действительно существовал.
У Мэри Анджапаридзе (матери Георгия Данелии) была подруга по имени Цуца Мегрелидзе. В 1937 году её муж был расстрелян, а сама Цуца была отправлена в лагерь.
В лагере она работала медсестрой, и однажды к ней на приём попал «пахан» Никола Питерский с признаками тифа. Как заключённые делают такие симптомы, Цуца знала. Ртуть из медицинских термометров втиралась в кровь — так зеки «косили» под «тифозников», чтобы избежать этапа.
Николу Цуца «раскусила», но сдавать не стала.
«Спасибо, мадам», — сказал ей «пахан», когда выходил из больницы.
Но в больнице Никола ещё и другим делом занимался. Там работала нянечка, которая была женой латвийского посла во Франции, арестованного после установления Советской власти в Прибалтике. У неё ещё оставались какие-то вещи из прошлой жизни, и наблюдательный вор это заметил.
Через день на больницу был совершён налёт. В основном вынесли вещи нянечки, но и Цуца пострадала — у неё украли единственную юбку. Тогда Цуца пошла к ворам, искать Николу. Тот сказал, что ничего не знает. Но вечером все вещи были возвращены. С запиской: «Мадам, свои вещи надо держать при себе. С комприветом. Никола Питерский».
Фильм «Джентльмены удачи» смотрит и любит уже не одно поколение зрителей. Однако многие поклонники картины ошибаются, называя режиссером фильма Данелию. Главным идейным вдохновителем и «отцом» популярнейшей комедии был режиссер Александр Серый. Это была неоднозначная личность. Серый сидел в тюрьме, куда попал из-за своего взрывного темперамента. Многое из своих наблюдений за решеткой он воплотил в картине «Джентльмены удачи».
Александр Серый нанес художнику тяжелую травму, но врачи сумели спасти несчастного. На самом деле ничего у этого художника с девушкой Серого не было, но из-за бешенной ревности Александра человек остался инвалидом на всю жизнь. После травмы у него начались проблемы с головой, и он угодил в психиатрическую клинику. Серого же посадили. Прокурор требовал шесть лет, но дали Серому три года.
Девушку, из-за которой произошла трагедия, звали Марина. Потом она стала женой Серого и прожила с ним долгие годы.
Марина Акопова
Отсидев Серый вышел из тюрьмы по УДО. Марина дождалась его. Несмотря на судимость Александру Серому дали возможность работать на киностудии «Мосфильм», но только в качестве второго режиссера. Данелия взял его в пару, чтобы работать над созданием «Джентльменов удачи». Жизнь начала налаживаться.
Несмотря на тяжелую болезнь, Александр Серый продолжал работать, он снял фильм «Ты – мне, я – тебе», а потом «Берегите мужчин» когда уже чувствовал себя совсем плохо. Но эти фильмы того успеха, какой был у «Джентльменов удачи» не достигли. Постоянный стресс, ожидание смерти и безденежье сказались на психике Серого. Он замкнулся, перестал общаться с друзьями, ушел в себя.
В самый разгар перестройки, когда у многих людей рухнули надежды на светлое будущее, Александр Серый решил прекратить свои мучения. Он застелил пол газетами, чтобы близкие не мучились с уборкой, подлокотники кресла завесил полотенцами. В это время дома были дочь и внучка режиссера. Но это его не остановило. Он пустил пулю себе в висок.
Трагический финал ждал и дочку Серого, Ольгу. В сентябре 2015 года она погибла в пожаре. Площадь пожара была совсем небольшой, и потушили его в считанные минуты, но выжить женщине не удалось.
Что осталось за кадром «Джентльменов удачи»: как искали верблюдов и придумывали новый блатной жаргон
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Г. Данелия и В. Токарева планировали снимать Р. Быкова в роли фальшивомонетчика, Ю. Никулина – в роли альфонса, А. Миронова – в роли жулика, который торгует ворованными машинами, С. Крамарова – в роли мелкого карманника по кличке Косой. В результате все, кроме Крамарова, по разным причинам отказались: Миронов был занят в съемках другой картины, Никулин отказался снова появляться на экране в комедийном образе, Быков был занят своими делами. В итоге сценарий переписали, придумали новых героев и пригласили других актеров.
Комедию сняли в рекордные сроки – всего за три месяца, с февраля по апрель 1971 г. Детский сад, театр и дом, в котором скрывались беглецы, снимали в Москве, дачу профессора – в Серебряном Бору, а все остальные эпизоды – в Самарканде. Почему-то все решили, что с верблюдами там проблем не будет, однако найти «актера» удалось только в зоопарке. И плевать в Крамарова ему совсем не хотелось, поэтому «плевок» нарисовали с помощью вспененного шампуня.
С верблюдом возникла и еще одна проблема: Евгений Леонов категорически отказался залезать на него во время съемок. Поэтому Крамаров и Вицин ехали на настоящем верблюде, а Леонов восседал на спине одного из членов съемочной группы. Тот спрятался за верблюда и шел с ним рядом с актером на плечах.
В картине было такое количество тюремной лексики, что комедию уж было хотели запретить к показу, так как возникли опасения, что молодежь воспримет это как пропаганду блатного жаргона и возьмет его на вооружение. Но фильм накануне Дня милиции показали главе МВД Н. Щелокову, и он не только одобрил сюжет, но и хохотал так, что заглушал реплики героев. Комедию одобрил и генсек Л. Брежнев, по легенде, он заявил, что такие слова знает каждый уличный мальчишка.
Данелия и Токарева написали сценарий, а режиссером фильма стал Александр Серый. Именно он и подсказал выражения из блатного жаргона, ведь ему эти слова были знакомы не понаслышке. Г. Данелия рассказывал: «С Шуриком мы учились на режиссёрских курсах, но он недоучился – вместо дипломной работы получил срок. Приревновал свою невесту Марину к одному человеку, избил его, и тот попал в больницу с серьёзными травмами. Шурику за нанесение тяжких телесных повреждений дали шесть лет. Освободился он досрочно, через четыре года. Я ему предложил: пишу сценарий и становлюсь художественным руководителем картины, а снимает он. На том и порешили». А. Серый подсказал и лозунги для плакатов, висевших в тюремной камере: «На свободу – с чистой совестью», «Запомни сам, скажи другому, что честный труд – дорога к дому». Правда, все бранные слова пришлось заменить безобидными «ненастоящими» ругательствами типа «редиска», «сарделька», «сосиска», «петух гамбургский» и т. д.
Забавная история случилась во время съемок эпизода в машине с цементом. Р. Муратов рассказывал: «Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был такой терпкий, липкий… Вылезли мы после съёмок из этого раствора и быстрее мыться, кое-как от себя отскребли его. Смотрим, а Вицина и нет. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».
Когда собирались снимать сцену зарядки на снегу в 17-градусный мороз, Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что вопреки желанию режиссера выйдут в фуфайках. Муратов опоздал на съемки и не знал о договоренности. Он выбежал в плавках первым, ну а за ним всем остальным тоже пришлось раздеваться. Кстати, сцена, в которой герои растирают друг друга снегом и орут, – это актерский экспромт: Крамаров решил отомстить Муратову и начал растирать его снегом.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
16 интересных фактов о фильме «Джентльмены удачи».
«Украл, выпил – в тюрьму… романтика».
1. Режиссером картины, вопреки распространенному ошибочному мнению, был не Георгий Данелия, а Александр Серый.
Георгий Данелия совместно с Викторией Токаревой работал над сценарием.
2. «Джентльмены удачи» стал первым фильмом Александра Серого после его выхода из тюрьмы.
3. Кстати, вся блатная речь в фильме появилась благодаря режиссеру – пригодился тюремный опыт.
Фразы «пасть порву, моргалы выколю», «канай отсюда» и даже тюремные плакаты «На свободу с чистой совестью» и т.п. тоже родом зоны.
4. Цензура серьезно порезала диалоги в фильме, поэтому сценаристам пришлось придумать новые «блатные» словечки.
Так появились «редиска», «сосиска», «Навуходоносор» и шутка про «мужика в пиджаке».
5. От запрета к показу «Джентьменов» спасли глава МВД Николай Щёлоков и… Леонид Брежнев.
Фильм показали Щёлокову перед Днем милиции, и он так громко смеялся, что даже заглушал диалоги в фильме. Брежнев смеялся не меньше и даже сказал, что эти блатные слова «у нас каждый уличный мальчишка знает».
6. Изначально рецидивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров.
Кстати, по поводу Василия Алибабаевича. Актер Раднэр Муратов случайно был выбран на эту роль. Поначалу планировалось, что он сыграет роль начальника тюрьмы. А Васей станет Фрунзик Мкртчян или Владимир Этуш. Первый не смог приехать, а второй показался мосфильмовскому руководству неубедительным. Подходящего актера все никак не могли найти, и когда Раднэр сам предложил сыграть Василия, киношники согласились, тем более времени для поиска нового кандидата совсем не было. А роль начальника тюрьмы была сокращена.
7. По первоначальной идее сценария воров должен был перевоспитывать добрый работник милиции, а не воспитатель из детского сада.
8. В кадре, где Леонов едет на верблюде, актер на самом деле сидит на плечах дрессировщика.
Оказывается, актер отказался залезать на животное, потому что боялся подцепить вшей. Дело в том, что однажды после съемок под Самаркандом актеры встретили белого ослика. Леонову захотелось пофотографироваться и пообниматься с животным. А потом Крамаров заметил, что по мужчине ползет вошь. Ясное дело, что после этого залезать на верблюда у Леонова отбило все желание.
Но это пиздежный факт. В самом фильме видно, что он таки катался на верблюде.
9. Верблюд на съемках на самом деле плюнул в Крамарова.
Изначально плевка быть не должно было: предполагалось снять кадр, в котором верблюд вытягивает губы, а затем показать Крамарова, измазанного в креме для бритья. Но Савелий так сильно гримасничал, что животное на самом деле плюнуло в него. Но в кадре вместо слюны животного использовался вспененный шампунь. Вот посмотрите тот самый кадр.
10. Мальчика Игорька из детского сада сыграл будущий известный артист Игорь Угольников.
Пиздеж, извините за прямоту.
мальчику из фильма есть девять лет?
Поддерживаю, где-то уже читал опровержение этому.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
11. Для съемок в машине с цементом использовали хлебную закваску, подкрашенную луковой эссенцией.
Говорят, Георгий Вицин остался сидеть в машине и после съемок, так как узнал, что этот раствор на лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость.
12. А вот Савелий Крамаров вообще отказался лезть в цистерну, так как страдал клаустрофобией.
Кадр, где все актеры сидят в машине, снят в павильоне.
13. Часть съемок проходила в настоящей тюрьме строгого режима
Женщин туда вообще не пустили, а актеров и операторов постоянно сопровождали милиционеры.
14. Сцены в Москве и на даче профессора снимали дважды.
Первый раз в феврале и марте, но в Москве в это время, как назло, лил дождь. Зато когда съемочная группа уехала в Самарканд, в столице выпал снег, пришлось срочно сматывать удочки и за неделю снимать некоторые сюжеты заново.
15. Кадр, где актеры растирают друг друга снегом – импровизация.
Когда снимали эту сцену, на улице стоял мороз – 17 градусов. Крамаров, Вицин и Леонов договорились не раздеваться. А вот Муратов опоздал на съемки и не знал о договоренности, поэтому выскочил в улицу в плавках. Пришлось раздеваться и остальным. Крамаров решил отомстить актеру и неожиданно стал растирать его снегом, а Вицин решил угостить снежком и Крамарова. Так и получилась эта культовая сцена.
16. Операторы чуть не сгорели во время съемок пожара.
Пожар был настоящий – сцены снимали в доме, предназначавшемся под снос. Актеры во время взрыва не пострадали, так как были приняты все меры предосторожности. А вот операторы настолько увлеклись съемкой, что их чуть ли не за шкирку пришлось вытаскивать из пламени.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
«Я чувствую, я всегда чувствую. »
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Всегда на это сцене что-то в глаз попадает.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Идти качать не надо! На ютубе легально можно смотреть
Угольников не похож как то.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Несчастный человек № 1. Фёдор Петрович Ермаков (Косой)
Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи
Несчастный человек №2. Гаврила Петрович Шереметьев (Хмырь)
Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи
Несчастный человек №3. Василий Алибабаевич Алибаба (Вася как верблюда)
Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи
В двух предыдущих случаях нам показывают людей, окончательно упавших в яму безысходности. Вася же показывает нам как это случается. Подался молодой селянин из Джамбула за городской деньгой работать на бензоколонке. Разбавлял там бензин ослиной мочой и сел вроде-как на год. От жадности разбавлял? Не думаю. Он, скорее всего, так и не понял, что он сделал не так. Кому от этого плохо? Вася из Джамбула не понимает двигатели внутреннего сгорания, расхищение социалистической собственности, трудовой кодекс или материальную ответственность. Он хотел немного заработать и поехать с деньгами домой, где тепло и мама, а попал в тюрьму. Затем побежал, потому что все побежали, потому что тоже не знал, не понял, не подумал, что побег это так уж плохо. Стал слушаться главаря банды, потому он страшный человек и все его слушаются. Тут постоял на шухере, там разгрузил радиаторы, вроде ничего плохого и не сделал. Однако сначала был 1 год, за побег 3, за детский сад и квартиру еще 10, всего получается 14. Василий Алибабаевич сам не понял, как превратился в бандита-рецидивиста, который до старости проведет в тюрьме или в бегах. И выхода нет. Он и порывается пойти в милицию, сдать себя и подельников. Но и в тюрьму идти страшно, и против Доцента пойти страшно, а оставаться с ними значит закапывать себя все глубже.
Несчастный человек № 4. Евгений Иванович Трошкин (Заведующий)
Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи
Несчастный человек № 5. Александр Александрович Белый (Доцент)
Серьезно о советском кино. Джентльмены удачи. История пяти несчастных людей Советское кино, Советую посмотреть, Кинематограф, Культура, Шедевр, Длиннопост, Фильмы, Комедия, Джентльмены удачи