джума это какой день недели
Секретный час пятницы (джума)
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу[1] есть час [временной промежуток]. Если стоя молящийся мусульманин (мусульманка) [человек, в ком есть вера в Бога и чувство покорности Ему] попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа) о чем-либо [о чем угодно из благого, хорошего, созидательного][2], то Он [Господь миров] даст ему (ей) это»[3]. При этом жестом руки пророк Мухаммад показал, что этот временной промежуток невелик[4].
Пояснение к хадису
Относительно этого часа, а точнее — некоего временного промежутка, было более сорока авторитетных мнений[5], но самыми обоснованными Сунной являются два.
Первое. Этот благословенный период времени начинается с момента, когда имам-проповедник встает на минбар[6], приветствует людей и садится, а заканчивается, когда он завершает пятничную молитву-намаз[7]. В одном из хадисов по этой теме так и сказано: «Это время между тем [моментом], когда имам сядет [на минбар], и тем, когда завершится [пятничная] молитва-намаз»[8].
Второе. Этот благословенный период времени начинается по завершении послеполуденной молитвы ‘Аср и продолжается до захода солнца[9]. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Поистине, в пятницу есть час. Если мусульманин (мусульманка) попадет в этот промежуток времени и попросит Аллаха (Бога, Господа), то Он даст ему (ей) это. И этот час после молитвы ‘Аср»[10]. Учитывая смысл одного из достоверных хадисов по данной теме, этот час ближе к заходу солнца[11].
Касательно слов «стоя молящийся», то все авторитетные комментаторы говорят, что «стоя» подразумевает постоянство в ожидании, пусть даже происходит оно сидя, «молящийся» же – это не совершающий молитву-намаз, а обращающийся к Богу с мольбой-ду‘а[12]. Такую трактовку ученые дали по той причине, что в описанные в хадисах периоды дополнительные молитвы-намазы не совершаются.
Человек в пятницу остается, например, после молитвы-намаза ‘Аср на месте совершения ее[13] и уделяет время чтению Корана, например, а также своей особой молитве-ду‘а, с которой он желает обратиться к Богу, находясь в полной уверенности[14] в ее реализации. Он остается на этом месте до четвертой молитвы Магриб, ведь именно ближе к ней находится этот благословенный промежуток. Также в этом контексте полезно вспомнить достоверный хадис: «Пока у человека сохраняется состояние ритуальной чистоты и он [продолжая сидеть] не сходит с того места, где только что совершил молитву[-намаз], ангелы молятся за него: «Господи, прости его! Господи, помилуй его!»[15].
Также слушайте проповедь на эту тему:
Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:
[1] Пятница начинается в четверг с заходом солнца и заканчивается в пятницу с заходом солнца.
[2] В некоторых риваятах (вариантах) хадиса конкретизируется, что именно «из благого». См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852).
[3] Хадис от Абу Хурайры. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 278, хадис № 935; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 330, хадис № 14–(852); Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих»; ан-Насаи А. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 168, хадис № 1432 «сахих»; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 375.
[4] См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1137, «сахих».
[5] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528–536.
[6] Минбар – кафедра, с которой имам-проповедник обращается к присутствующим с проповедью.
[7] См.: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528; Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 377.
[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 331, хадис № 16–(853); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140.
[9] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528.
Имам Ибн Кайим, например, считал это мнение наиболее верным. Но на практике более предусмотрительным было бы учесть оба мнения и воспользоваться для молитвы-ду‘а обоими временными промежутками.
[10] См.: Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 2002. С. 550, хадис № 7674 (7688); Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 378, 379.
[11] См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1048, «сахих».
Подробнее см.: Ибн Кайим аль-Джавзия. Задуль-ма‘ад фи хадьи хайр аль-‘ибад [Провизия вечности из наследия наилучшего из рабов (Бога)]. В 6 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2014. Т. 1. С. 379.
[12] См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 3. Ч. 6. С. 140, комментарий к хадису № 14–(852); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 528;
[13] В достоверном хадисе сказано: «Поистине, если верующий человек совершил молитву[-намаз] и после сел, и сидеть его заставляет лишь молитва[-намаз, то есть он не бездельничает и проводит время не бессмысленно и праздно, а – с пользой для души, интеллекта и в ожидании очередной обязательной молитвы-намаза], то он [даже не совершая молитвы, не проговаривая молитвенных формул и не выполняя поясных или земных поклонов] находится в состоянии молитвы [то есть время, проведенное в ожидании, зачтется ему так, словно он совершал молитву-намаз]». См.: Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 128, хадис № 1139, «хасан сахих».
Хадис немного отличающийся, но с таким же смыслом об «ожидании молитвы-намаза, которое засчитывается пред Богом как совершение ее» есть в других сводах хадисов. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 130, хадис № 1046, «сахих».
[14] Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Молите Аллаха (Бога, Господа) с уверенностью в [Его] ответе [вам]. Знайте, Он [Господь миров] не отвечает на мольбу беспечного [равнодушного] и невнимательного (небрежного) сердца». Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи и аль-Хакима. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 965, хадис № 3488; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 316.
[15] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи и др. Св. х. аль-Бухари. См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 1. С. 157, хадис № 445; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 2. С. 708, хадис № 445; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 5. С. 48, хадис № 1753, «сахих»; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 2. С. 38, хадис № 2/1062.
Джума это какой день недели
Как верующий должен проводить пятницу?
Чаще всего мы настолько увлечены повседневными делами, дедлайнами, а также планами на предстоящие выходные, что в этой суете склонны совершенно игнорировать госпожу всех дней недели — пятницу.
Пятница, или Джума, является самым любимым днем недели для Аллаха. В этот день Аллах бывает особенно щедр на ниспосылаемые милости и с особой готовностью принимает покаяние Своих рабов. Согласно исламскому календарю, день Джума начинается сразу после Магриба в четверг и заканчивается молитвой Магриба в пятницу, поэтому мусульманам рекомендуется начинать свое поклонение в ночь перед пятницей.
Аллах Всевышний сказал в Коране:
«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали». (Сура аль-Джума, аят 9)
Важность дня пятницы лучше всего выражается в следующих словах Посланника Аллаха (мир ему):
«Пятница — это лучший из дней, в которые когда-либо всходило солнце. В этот день был создан Адам, в этот день его поселили в Раю, в этот день его изгнали из Рая, и Судный день настанет именно в этот день». (Муслим)
Ниже приведены советы, которые помогут вам встретить и провести этот день с максимальной пользой:
Поскольку пятница — не рядовой день, следует подготовиться к нему с особой тщательностью. Особенно когда речь заходит о ритуальном очищении. Мусульманам следует искупаться вечером накануне пятницы, постричь ногти, подготовить на пятницу чистую одежду. В пятницу следует использовать парфюм. Все эти приготовления выделяют пятницу из всех остальных дней недели и свидетельствуют о ее значимости.
Посланник Аллаха (мир ему) по этому поводу сказал:
«Если кто-нибудь из вас желает прийти на пятничный намаз, пусть искупается». (Муслим)
Стремитесь совершить пятничную молитву в джамаате и внимательно слушайте пятничную проповедь
Поскольку участие в коллективной пятничной молитве является обязательным для мужчин, верующие должны позаботиться о том, чтобы завершить все свои дела заранее до наступления времени молитвы. Желательным является прийти в мечеть как минимум за 15-20 минут до азана.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«С наступлением пятничного дня у дверей каждой мечети появляются ангелы, которые записывают каждого, кто заходит в мечеть. Человек, который придет в мечеть заблаговременно, подобен тому, кто принесёт в жертву Всевышнему верблюда… Когда же к верующим выходит имам, то ангелы сворачивают свои свитки и входят внутрь». (Бухари, Муслим)
Полуденный намаз в этот день сильно отличается от обычных зухр-намазов в другие дни. Во-первых, полуденный намаз состоит из двух, а не четырех ракаатов. Во-вторых, имам читает суры Корана в намазе вслух, в отличие от зухр-намазов, где имам читает про себя. В-третьих, и это главное отличие, джума намазу предшествует проповедь — хутба.
Мусульманам очень важно слушать хутбу самым внимательным образом. Во время хутбы запрещено разговаривать и что-либо произносить, даже если это касается просьбы быть потише.
Посланник Аллаха (мир ему) о важность хутбы сказал следующее:
«Если ты скажешь находящемуся рядом с тобой человеку: “Слушай (внимательно)!” — в пятницу во время произнесения имамом хутбы, то скажешь нечто неподобающее». (Бухари, Муслим)
Посланник Аллаха (мир ему) сказал о дне Джума:
«Есть отрезок времени, когда Аллах дает мусульманину, выстаивающему молитву, все, что он попросит». (Бухари, Муслим)
Поэтому, мусульманам не стоит упускать эту возможность, когда все дуа принимаются.
Читайте суру аль-Кахф
Эта сура является причиной прощения грехов, получения награды от Аллаха, а также, является защитой от ужасов Последних Дней. Поэтому мусульманину следует сделать привычкой чтение суры аль-Кахф в пятницу.
Посланник Аллаха (мир ему) сказал по поводу чтения суры альКахф в пятницу:
«Кто прочитал суру «Пещера» в день пятницы, того осенит свет, который в Судный день от ног его будет достигать вершин небес, и послужит это ему искуплением грехов, совершенных между двумя пятницами». (Хаким)
«Кто бы ни прочел три аята из начала суры аль-кахф, будет защищен от смуты даджаля». (Тирмизи)
Усердствуйте в салаватах Посланнику Аллаха (мир ему)
Посланник Аллаха (мир ему) сказал:
«Из лучших ваших дней – это пятница. Так что призывайте множество благословений на меня, потому что ваши благословения будут показаны мне» (Абу Дауд).
Следуйте этим простым советам, чтобы заработать дополнительную награду от Аллаха.
Достоинства пятничного дня и как следует его встречать
Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Этот день занимает в жизни правоверного мусульманина почётное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днём поклонения, но и праздничным днём мусульман. Пятница – это день единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями. Но, к сожалению, многие из наших братьев пропускают пятничный намаз, считая, что это всего лишь сунна, а некоторые же и вовсе, зная, что это фарз, всё равно беспечны к своим обязанностям.
Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.
В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в нём же Он переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах скрыл его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.
Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.
Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».
Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернётся домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).
Доказательства обязательности пятничного намаза
Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Отрицание этого является куфром.
Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фарзом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.
В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).
Также есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:
В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» («Сунану Аби Давуда», № 901).
Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» («Мусаннафу ибн аби Шайба», № 5579).
«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки).
«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (Муслим, Рияд ас-Салихин).
По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских богословов понятно, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего, которое мы не имеем права игнорировать.
Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.
Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз
Совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фарзом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарза является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. В свою очередь работодатель, имеющий в своём подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.
Достоинства дня джум’а и его порядок
День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих. Совершить в этот день гусль (полное купание тела) и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, совершит гусль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Даже если вы не осквернены, вам следует совершать по пятницам гусль и мыть голову».
«Совершать по пятницам гусль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим).
Облачение в чистые одежды и умащение благовониями
Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым, и ещё большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил следующее:
«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, совершит гусль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями».
«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа).
Отправление на пятничный намаз заранее и пешком
После совершения гусля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (мир ему и благословение), вот некоторые из них:
«В пятничный день перед воротами каждой мечети встаёт ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришёл в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришёл в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, ещё позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн- Маджа).
«Тот, кто в ранние пятничные часы, совершив гусль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
Применение мисвака
Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорит следующее:
«Намаз, который совершается с применением сивака, превосходнее любого другого в семьдесят раз» (Ахмад, Хаким).
«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа» (Ахмад).
«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом» (Ахмад).
Внимательность при хутбе
Следует молча слушать пятничную хутбу и не разговаривать во время её чтения. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).
«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время хутбы лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад).
«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трёх вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад).
Час принятия всех молитв
В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершённые в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:
«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари, Муслим).
«С момента, когда имам взошёл на минбар и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих» (Муслим).
Джума
Полезное
Смотреть что такое «Джума» в других словарях:
Джума — Джума: Джума в переводе с арабского языка означает «собрание», «пятница». Входит в состав словосочетаний связанных с пятницей. Джума (имя) (араб. جمعة) арабское мужское имя в переводе на русский означает «пятница». Джума… … Википедия
Джума — ДЖУМА, гор. въ Болгаріи. Въ кампанію 1810 г., для прикрытія съ ю. глав. силъ рус. арміи, осаждавшихъ Рущукъ, къ Разграду б. выдвинутъ отрядъ г. л. Ланжерона. Тур. войска, стоявшія въ Д., собирали жатву съ полей и высылали партизан. партіи на… … Военная энциклопедия
ДЖУМА — (Djomeh), Иран, 2000. Драма. Хасан Ектапанах работал практически со всеми знаменитыми иранскими режиссерами. В своем самостоятельном фильме «Джума» он рассказывает историю юного афганца, работающего на молочной ферме в Иране и мечтающего остаться … Энциклопедия кино
ДЖУМА — ДЖУМА, город (с 1973) в Узбекистане, Самаркандская область (см. САМАРКАНДСКАЯ ОБЛАСТЬ). Железнодорожная станция. Население 20 тыс человек (2004). Хлопкоочистительный завод … Энциклопедический словарь
ДЖУМА — город (с 1973) в Узбекистане, Самаркандская обл. Железнодорожная станция. 15 тыс. жителей (1991). Хлопкоочистительный завод … Большой Энциклопедический словарь
Джума — посёлок городского типа, центр Пастдаргомского района Самаркандской области Узбекской ССР. Ж. д. станция в 30 км к С. З. от Самарканда. 8 тыс. жителей (1970). Хлопкоочистительный завод. Народный театр … Большая советская энциклопедия
джума — и, ж. 1) Чума. 2) перен. Шибеник … Український тлумачний словник
джума — (араб.) Велика п ятнична мечеть з прямокутним у плані двором, оточеним по периметру галереями на масивних стовпах, і головним купольним залом із склепінчастим айваном (порівн. джамія) … Архітектура і монументальне мистецтво
ДЖУМА — (араб.) пятница, в исламе день полуденного торжеств. богослужения, организуемого в мечети с обязательной совместной молитвой и выступлением проповедника. Праздничный, но не обязательно нерабочий день … Атеистический словарь
джума — ми, ж. Пр. Чума небезпечна заразна хвороба, що викликає швидке і сильне збільшення залоз, а разом з тим і зараження крові … Словник лемківскої говірки