есенин какое направление в литературе
Имажинисты
Имажини́зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм. Связь термина и концепции «имажинизм» с англо-американским имажизмом дискуссионна.
Содержание
История
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 г. в воронежском журнале «Сирена», кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман.
В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», для чего были созданы издательства «Имажинизм», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). Ряд поэтов выступил с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, например, росписью стен Страстного монастыря богохульными антирелигиозными надписями.
Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 г. Вольф Эрлих.
Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году: в 1922 г. эмигрировал А.Кусиков, в 1924 г. о выходе из «Ордена» объявили С.Есенин и И.Грузинов, другие имажинисты отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу. Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 г., а летом 1927 г. было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.
Основные имажинистские издания
Современные издания
Имажинизм
Имажинизм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.
Шершеневич, Мариенгоф, Есенин. Имажинизм
Мариенгоф и Есенин. Имажинизм
Период существования — 1918 — 1925-е гг.
Имажинизм был сформирован в 1918 году, когда в Москве появился «Орден имажинистов» ( название происходит от английского имажинизма (поэтическая школа англоязычных стран называлась в России «Английскими футуристами»)). Создателями ордена стали Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич, Сергей Есенин.
Представители:
С. Есенин, Р. Ивнев, А. Мариенгоф, В. Шершеневич.
Печатные издания:
В введении символистов ( или только печать их произведений) были печатные издания: «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи — Пихи», «Сандро».
Черты и особенности имажинизма:
Краткая таблица по имажинизму:
Анализ стихотворений Жуковского. Своеобразие лирики Жуковского
Автор: Admin · Published 07.10.2021
Символ
Автор: Admin · Published 06.02.2019 · Last modified 12.11.2019
Деталь
Автор: Admin · Published 06.02.2019 · Last modified 12.11.2019
Имажинизм
Имажини́зм (от лат. imagо — образ) — литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы.
Содержание
История
Происхождение
Первые годы
Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин. Черты характерного метафорического стиля содержались и в более раннем творчестве Шершеневича и Есенина, а Мариенгоф организовал литературную группу имажинистов ещё в родном городе. Имажинистскую «Декларацию», опубликованную 30 января 1919 года в воронежском журнале «Сирена» (а 10 февраля также в газете «Советская страна», в редколлегию которой входил Есенин), кроме них подписали поэт Рюрик Ивнев и художники Борис Эрдман и Георгий Якулов. 29 января 1919 года в Союзе поэтов состоялся первый литературный вечер имажинистов. К имажинизму также примкнули поэты Иван Грузинов, Матвей Ройзман, Александр Кусиков, Николай Эрдман, Лев Моносзон.
Расцвет
В 1919—1925 гг. имажинизм был наиболее организованным поэтическим движением в Москве; ими устраивались популярные творческие вечера в артистических кафе, выпускалось множество авторских и коллективных сборников, журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922—1924, вышло 4 номера), для чего были созданы издательства «Имажинисты», «Плеяда», «Чихи-Пихи» и «Сандро» (двумя последними руководил А.Кусиков). В 1919 году имажинисты вошли в литературную секцию Литературного поезда им. А. Луначарского, что дало им возможность ездить и выступать по всей стране и во многом способствовало росту их популярности. В сентябре 1919 года Есенин и Мариенгоф разработали и зарегистрировали в Московском совете устав «Ассоциации вольнодумцев» — официальной структуры «Ордена имажинистов». Устав подписали другие члены группы и его утвердил нарком просвещения А. Луначарский. 20 февраля 1920 года председателем «Ассоциации» был избран Есенин.
Помимо Москвы («Орден имажинистов» и «Ассоциация вольнодумцев») центры имажинизма существовали в провинции (например, в Казани, Саранске, в украинском городе Александрии, где имажинистскую группу создал поэт Леонид Чернов), а также в Петрограде-Ленинграде. О возникновении петроградского «Ордена воинствующих имажинистов» было объявлено в 1922 г. в «Манифесте новаторов», подписанном Алексеем Золотницким, Семеном Полоцким, Григорием Шмерельсоном и Влад. Королевичем. Потом, вместо отошедших Золотницкого и Королевича, к петроградским имажинистам присоединились Иван Афанасьев-Соловьёв и Владимир Ричиотти, а в 1924 году Вольф Эрлих.
Некоторые из поэтов-имажинистов выступали с теоретическими трактатами («Ключи Марии» Есенина, «Буян-остров» Мариенгофа, «2х2=5» Шершеневича, «Имажинизма основное» Грузинова). Имажинисты также приобрели скандальную известность своими эпатажными выходками, такими как «переименование» московских улиц, «суды» над литературой, роспись стен Страстного монастыря антирелигиозными надписями.
Распад группы
Имажинизм фактически распался в 1925 году: в 1922 году эмигрировал Александр Кусиков, в 1924 году о роспуске «Ордена» объявили Сергей Есенин и Иван Грузинов, другие имажинисты вынужденно отошли от поэзии, обратившись к прозе, драматургии, кинематографу, во многом ради заработка. Имажинизм подвергся критике в советской печати. Есенина нашли мертвым в гостинице «Англетер», Николай Эрдман был репрессирован.
Деятельность «Ордена воинствующих имажинистов» прекратилась в 1926 году, а летом 1927 года было объявлено о ликвидации «Ордена имажинистов». Взаимоотношения и акции имажинистов были затем подробно описаны в воспоминаниях Мариенгофа, Шершеневича, Ройзмана.
Последователи
К последователям имажинизма, или «младшим имажинистам», относилась поэтесса Надежда Вольпин, известная также как переводчица и мемуарист (мать Александра Есенина-Вольпина, математика и диссидента).
Сергей Есенин
краткая биография
Роль и место в литературе
Поэзия Сергея Есенина стоит обособленно по отношению к другим литературным течениям. На ней не отразилось влияние поэтов «Серебряного века». Именно самобытность его творчества обеспечила Есенину всеобщее признание.
Особенность поэзии Есенина в том, что он, подобно Маяковскому, общается с читателем посредством монолога. Но монолог Есенина не экспрессивен, далек от митинговой формы речи Маяковского, ему присуща интимность и доверительность.
Следующая черта его лирики – напевность. Многие стихи Есенина легко ложатся на музыку. Простой язык, не перегруженность образами, плавная ритмичность – все это напоминает народную песню.
Происхождение и ранние годы
Сергей Александрович Есенин – уроженец села Константиново Рязанской губернии. Родился 21 сентября 1895 года в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. Отец не любил заниматься крестьянским хозяйством, и жил отдельно от семьи в Москве. В 1912 году к нему приехал Сергей, и устроился на работу в мясную лавку.
Образование
В 1904 году Сергей поступил в начальную земскую школу, и окончил ее с отличием. Родители очень хотели видеть сына учителем, и в 14 лет отдали его в профильную школу.
Во время обучения юноша понял, что его призвание – поэзия. Оставив работу в мясной лавке, он, в 1913 году поступает в Московский народный университет вольнослушателем. Одновременно работает в типографии Сытина, и пишет стихи.
На какое-то время Есенина захватили идеи социал-демократов. Он участвовал в распространении листовок, выступал с агитационными речами перед рабочими заводов, принимал участие в крупной забастовке против гонений на пролетариат.
Творчество
В 1914 году было опубликовано стихотворение «Береза». Оно вышло в детском издании «Мирок». Вскоре появились очередные стихи: «Пороша», «Поет зима – аукает». Другие издательства также начинают печатать работы молодого автора.
Подогреваемый амбициями, Есенин в 1915 году едет в Петроград. Здесь он знакомится с представителями литературной богемы – А. Блоком и З. Гиппиус. Столичные издательства начинают интересоваться его стихотворениями.
Есенин пишет стихи
В этот период он вступает в литературные сообщества «Краса» и «Страда». Членами их были поэты «новокрестьянского» течения, воспевающие Россию. В 1916 году публикуется сборник «Радуница». Он вызывает большое одобрение критиков, оценивших автора за новизну образов.
В том же 1916 году Есенин был призван на фронт. Во время службы ему довелось какое-то время провести в дисциплинарном батальоне. Таким было наказание поэта за отказ от написания оды царю.
В 1918 году поэт возвращается в Москву. Здесь издается сборник его стихов, написанных еще до революции, «Голубень». Есенин становится одним из организаторов «Ордена имажинистов». В это сообщество входили поэты, писавшие лирику, наполненную выразительными метафорами и яркими образами.
Сергей Есенин и Айседора Дункан
В начале двадцатых годов выходят «Трерядница», «Москва кабацкая», «Исповедь хулигана» и «Стихи скандалиста». В 1921 году поэт отравляется в путешествие. Он посещает Урал и Оренбург. Особый восторг у него вызывает поездка по Средней Азии, особенно посещение Ташкента и Самарканда.
По возвращении из путешествия Есенина ожидало знакомство с Айседорой Дункан. Американская балерина стала музой поэта. Вместе они очень много путешествовали по Европе и США. Однако вскоре их брак распался.
Всю первую половину двадцатых годов Есенин посвятил написанию и продаже своих книг. «Хулиган», «Исповедь хулигана», «Любовь хулигана» изданы в этот период. За 2 года до смерти поэта выходит «Анна Снегина».
Постепенно Есенина начинает душить столичная жизнь. Он снова отправляется в путешествие. Теперь его маршрут пролегает через Азербайджан и Кавказ. Несколько раз он посещает родные места на рязанщине. В этот период поэт расстается с обществом имажинистов.
Фрагмент стихотворения
Отговорила роща золотая… С.А. Есенин
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Главные произведения
«Персидские мотивы» представляют собой цикл стихотворений, относящихся к любовной лирике. Написан он был как результат впечатлений от поездки в Азербайджан. Знаменитые стихи «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Ты сказала, что Саади…» стали выражением любви, грусти, измены, надежды.
Цикл «Любовь хулигана» можно смело назвать романом, в котором воспевается чистая любовь, а любимая девушка ассоциируется со святым ликом.
Комната в доме-музее Есенина
Тема природы – одна из главных в творчестве поэта. Автор вдыхает в нее жизнь, она существует не отдельно от человека, а вместе с его мыслями и настроением. Ярким примером этому может служить стихотворение «Отговорила роща золотая…», в котором роща наделена человеческими эмоциями и чувствами. Вызывают восхищение стихи «Край любимый! Сердцу снятся…», «Закружилась листва золотая», «Береза», «Поет зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…» и многие другие.
Любовь к русской природе была неотделима от любви к России в целом. Свои чувства поэт выразил в стихах: «В этом мире я только прохожий…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя, родная…».
Лучшим своим произведением Есенин называл поэму «Анна Снегина». В ней читателю предлагается история о безответной любви на фоне войны и революции.
Народный бунт показал Есенин в поэме «Пугачев». Поэт, рассказывающий о крестьянском восстании, делает акцент на отваге и смелости бунтовщиков, а также на том, что для борьбы подходят любые средства.
Последние годы
В последние годы жизни поэт регулярно подвергался нападкам и обвинениям в распущенности и пьянстве. Сам он к этому времени окончательно разочаровался в Советской власти.
Депрессия приводит к тому, что у Есенина развивается мания преследования. Тайно он приезжает в Ленинград, а 28 декабря 1925 года его находят мертвым в гостинице «Англетер». По другой существующей версии, он был убит по приказу спецслужб. Так закончилась яркая короткая жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. Похоронили его на Ваганьковском кладбище.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1895 | Год рождения С.А. Есенина |
1904 | Начало учебы в земском училище |
1912 | Переезд в Москву |
1914 | Первая публикация стихотворений |
1915 | Переезд в Петроград |
1916 | Выход сборника «Радуница», призыв в армию |
1918 | Выход книги «Голубень» |
1919 | Примкнул к группе имажинистов |
1920 | Поэмы «Русь уходящая», «Анна Снегина» и др. |
1921 | Знакомство с А. Дункан |
1924-2925 | Путешествия по Закавказью |
1925 | Смерть С.А. Есенина |
Интересные факты
Память о поэте
В 1995 г. в Албании выпустили марку с изображением Есенина.
611 улиц и площадей российских городов носят имя С. Есенина.
В 1995 г. в России выпустили серебряную монету к столетнему юбилею поэта.
В Москве функционирует государственный музей С. А. Есенина.
Парк Есенина расположен в Санкт-Петербурге.
Государственный университет имени С. А. Есенина есть в Рязани.
История русской литературы XX века (c 1917 года)
Лекция 5.1. Творчество Сергея Есенина. Периодизация, тематика, мотивика и худ. особенности лирики.
1. Творчество Сергея Есенина. Периодизация, тематика, мотивика и худ. особенности лирики.
Сергей Александрович Есенин
В 1916 году вышел в свет первый поэтический сборник Есенина – «Радуница» (православный праздник на 9 день после Пасхи, День поминовения, родительский день). У Есенина Радуница – это символ весны, возрождения, де, связанный с предками, а значит и с Родиной. Так было заявлено важнейшее направление в творчестве поэта – прославление красоты родного края: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Темы Родины – основная в моем творчестве» (идея неотделимости своей судьбы от судьбы России).
Основные темы лирики Есенина:
В связи с отношением Есенина к революции можно выделить следующие этапы творчества:
В эти годы поэт входит в литературную группировку имажинистов (от фр. и англ. Image – образ). Имажинизм как оппозиция футуризму провозглашал самоценность художественного образа, а Есенин утверждал связь художественного образа с языком устного народного творчества.
Основные мотивы лирики Есенина:
Например, мотив несчастной любви («Хороша была Танюша»).
Основные образы лирики Есенина
Образ Родины претерпел огромную эволюцию в творчестве Есенина. Уже в первом сборнике «Радуница» было сделано поэтическое открытие (находка) – образ голубой Руси (рожден весенним половодьем, которое Есенин наблюдал еще в детстве в родном селе Константиново: Ока слитая с небом). Но голубая Русь соседствует с Русью нищей, патриархальной (мотив сыновней любви). У Клюева Есенин заимствует концепцию макрокосмоса крестьянской избы (изба как символ Руси). Эта концепция непосредственно связана с неприятием цивилизации, сначала буржуазной, затем цивилизации вообще (см. «Сорокоуст» (молитва по усопшему – автор провожает в последний путь Русь, уничтожаемую «железной конницей»), где неприятие переходит в протест, а заканчивается стихотворение активной нотой проклятия: «Черт бы взял тебя, скверный гость!»). неприятие цивилизации связано и с мотивом природы: устройство жизни лишь по принципу крестьянского подворья, а цивилизация губит природу – деревню – избу – человека.
Так поэт решает проблему личности и ее связи с миром, проблему отношений человека с обществом и природой. В стихах Есенин создает собственную концепцию человека. Поэт наделяет человека растительными, животными, космическими, божественными и дьявольскими качествами, но продолжает мечтать о гармонии в мире и душе человека.
Для раскрытия отношения поэта к природе, миру людей, историческим событиям служат также образы животных.