если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема

Если есть Бог, почему в мире столько зла?

Это далеко не полный список заголовков новостей подобного рода только за несколько дней прошлой недели. Но я сейчас не хочу начинать старую тему: почему в СМИ столько негатива? Коснусь другой темы: где во всех этих случаях был Бог? Точнее, главный вопрос даже не в этом. Может быть, не так важно, почему Бог это допускает, а важно, что нам, людям, простым людям, не всемогущим, тем, кто не может любить, — по крайней мере тех, кто все это вытворяет, — нам-то что делать? Как себя вести? Как примирить Бога и зло?

Проклятые вопросы. Так их называют. В литературе это лучше всего сформулировал Иван Карамазов у Достоевского. В знаменитом разговоре с Алешей, там, где про слезинку ребенка. Помните? Иван говорит: «Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему. »

Что тут сказать? Каким логическим доводом примирить реальность с Евангелием? Страшный вопрос! Куда пойти? Как себя вести, наконец? Интересно, что сам Достоевский, как мне кажется, отвечает на этот вопрос. Но только не через Алешу.

В главе с красноречивым названием «Маловерная дама» гостья приходит к старцу Зосиме и спрашивает, как ей обрести веру. И получает такой ответ: доказать, говорит старец, здесь ничего нельзя. А вот убедиться — возможно. Как же, спрашивает маловерная дама. Ответ, как бы мы сказали, ломает шаблоны. Старец говорит: убедиться опытом деятельной любви.

Дальше процитирую, потому что лучше Достоевского не скажешь. «Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно».

Думаю, что нет другого ответа и в Евангелии. Только любовью снимаются проклятые вопросы Ивана Карамазова, который никак не может выйти из безнадежного круга собственных интеллектуальных построений. Интересно, что Достоевский вот этот свой ответ Ивану дает еще до вопроса: глава «Маловерная дама» стоит в романе намного раньше главы «Бунт», где Иван беседует с Алешей.

Кто-то задаст справедливый вопрос: ну, это литература. А в жизни, в реальной жизни что это такое — деятельная любовь? Бывает ли она вообще? Конечно, бывает. Вспомним Доктора Лизу. Человека, жившего рядом с нами. И видевшего столько страданий, что Карамазову и не снились. Я не знаю, были ли у Лизы проклятые вопросы. Но у нее точно был опыт деятельной любви.

Источник

Если есть Бог, почему в мире столько зла?

Приблизительное время чтения: 2 мин.

Это далеко не полный список заголовков новостей подобного рода только за несколько дней прошлой недели. Я сейчас не хочу начинать старую тему: почему в СМИ столько негатива? Коснусь другой: где во всех этих случаях был Бог? Точнее, главный вопрос даже не в этом: не так важно, почему допускает, важно, что нам, людям, не всемогущим и тем, кто не может любить – по крайней мере тех, кто все это вытворяет, нам-то что делать? Как примирить Бога и зло?

Проклятые вопросы. Так их называют. В литературе это лучше всего сформулировал Иван Карамазов у Достоевского. В знаменитом разговоре с Алешей, там где про слезинку ребенка. Помните? «Не хочу я, наконец, чтобы мать обнималась с мучителем, растерзавшим ее сына псами! Не смеет она прощать ему. »

Что тут сказать? Каким логическим доводом примирить реальность с Евангелием? Страшный вопрос! Куда пойти? Как себя вести, наконец? А ведь сам Достоевский на него тоже отвечает. Только не через Алешу.

Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно. По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уж несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу. Это испытано, это точно

Думаю, нет другого ответа и в Евангелии Только любовью снимаются проклятые вопросы Ивана Карамазова, который никак не может выйти из безнадежного круга собственных интеллектуальных построений. Интересно, что сам Достоевский свой ответ Ивану дает еще до вопроса: глава «Маловерная дама» стоит в романе много раньше главы «Бунт», где Иван беседует с Алешей.

Кто-то задаст справедливый вопрос: ну, это литература. А в жизни, в реальной жизни что это такое – деятельная любовь? И бывает ли она? Бывает, конечно. Вспомним Доктора Лизу. Человека, жившего рядом с нами. И видевшего столько страданий, что Карамазову и не снились. Но не было проклятых вопросов. Был опыт деятельной любви.

Источник

Если Бог благ, то почему в мире так много зла?

Мы живём в мире, полном страданий и зла. Складывается парадоксальная ситуация – все люди говорят о мире и любви, в школах, в СМИ и на самом высоком политическом уровне утверждаются идеи всеобщего равенства, взаимоуважения, высокой нравственности, а по факту мы наблюдаем болезни, войны, преступность и разногласия. Почему? Многие соотносят происходящее с Богом. Нередко приходится слышать вопрос: «Если Бог есть, то почему происходит всё это?»

Чтобы ответить на этот довольно сложный вопрос, нужно обратиться к источнику всех знаний – Библии. К сожалению, люди, мало или совсем не читающие Библию, имеют искажённое понимание Бога и Его отношения к людям. Он представляется им, как некий тиран, который за малейшее нарушение своих законов посылает на землю различные бедствия. Процитируем запись в блоге одного человека: «Вот Бог требует, чтобы мы покаялись и служили Ему, и Он нам за это даст какие-то блага. А что, если я не хочу Ему служить? Пусть просто оставит меня в покое. Я не прошу от Него ничего, я просто хочу нормально жить».

В сознании людей, мыслящих подобным образом, рисуется примерно такая картина: есть мир, более или менее хороший, и человек живёт в нём тоже более или менее в своё удовольствие. Это происходит до тех пор, пока к нему не обратится Бог со словами: «Ты должен сделать вот то и вот это, а если не сделаешь – Я тебя накажу». По этой причине человеку приходится выполнять массу религиозных требований, которые ущемляют свободу и направлены на то, чтобы защитить его от Божьего гнева. Тем же, кто особенно ревнует об исполнении Его законов, Он в конце жизни дарит рай.

Давайте представим себе другой пример. Некий человек едет по дороге, заканчивающейся пропастью, о чём он не знает. Зато это известно другу, который пытается спасти его от верной гибели. Он выходит на дорогу, останавливает автомобиль и пытается указать ему на опасность путешествия, но тот не верит. Друг умоляет, упрашивает свернуть, но в ответ слышит только скептический смех. В конечном итоге дело заканчивается трагедией.

Чем отличаются эти две истории? В первой представлено общество, которому не грозит никакая опасность, оно может жить счастливо само по себе, а Бог ему только мешает. Но это совершенно не соответствует действительности… Человечество, подобное машине из второй истории, глубоко поражено самообольщением и движется к трагическому финалу. Вся проблема в том, что оно не верит в это и Божьи повеления воспринимает как помеху. А ведь именно они являются мерами исправления и исцеления человека, направляющими его от пути смерти к поистине счастливой жизни.

Итак, отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, хочется подчеркнуть постулат – Бог не является причиной происходящего в мире зла, в Его задачу не входит причинение человеку вреда. Напротив, Он всеми силами старается подарить ему благо. Апостол Иаков в своём послании выражает эту мысль таким образом: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью… Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца…» (глава 1, стихи 13–17).

В Ветхом Завете о намерениях Бога по отношению к человеку хорошо сказал пророк Иеремия в своей книге: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (глава 29, стих 11). Если таково желание Бога, что же мешает Ему реализовать это на практике? Почему в мире так много зла? Что является его источником? Ответ очень простой – грех.

В большинстве словарей этому слову даётся следующее объяснение: «Грех – нарушение религиозных правил и предписаний». Это определение настолько однобоко, что ведёт к совершенно неправильным выводам. Слово «грех» означает «мимо цели», «действие, не приводящее к должному результату». Приведём простой пример. У некоего студента через три дня серьёзный экзамен по физике. Вместо того чтобы готовиться к нему, они всё это время читает книгу, к примеру, «Анну Каренину» Льва Толстого. Студент не просто развлекается, а увлечён полезной классикой. Итак, хорошо или плохо он поступает? Если рассматривать действия этого человека вне контекста его жизни и целей, то ничего плохого он не сделал, но физику сдаст на двойку. Почему? Потому что важно не только само действие, но и его целесообразность в данный момент времени. Он читал книгу, и это занятие (которое само по себе неплохо) было ошибкой (грехом), шагом, удалившим его от цели (сдачи экзамена по физике).

Подобная ситуация наблюдается и во всех других сферах жизни. Можно иметь добрые намерения и желания, прилагать старание, но не знать способы достижения намеченной цели. Поэтому, вместо положительного результата, человеку приходится наблюдать самые негативные последствия своих усилий. Ему очень важно прийти к пониманию, что всё знает лишь один Бог, Который может дать ему не только знание, но и силу поступать правильно.

Давайте вспомним ещё один пример. В интереснейшей книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» приводится пример о негодном и злом человеке Негеро, который решил продать всех находящихся на борту «Пилигрима» людей в рабство. Для этого ему нужно было увести корабль от намеченной цели и направить его к берегам Африки. Но как это сделать? Негеро придумал хитрый план. На корабле было два компаса. Он разбил один из них, а под второй положил кусок металла, изменивший показания. В результате, ориентируясь на данные испорченного компаса, корабль отклонился от курса.

Мы все хотим добра себе, нашим детям, всей стране, но у нас неверные понимания в вопросе достижения этого желания. Поэтому Бог и предлагает Свою помощь. Он очень любит человека и, создав его, поселил не где-нибудь, а в раю – в прекрасном месте на планете для счастливой жизни. Но человек решил, что он сам себе хозяин, и стал жить по-своему. В результате он лишился чудесного райского сада…

Человек пропитан грехом от темени головы до подошвы ног. Именно поэтому ему нужен Бог не время от времени, когда приходится решать тот или иной вопрос, а постоянно. Об этом сказал один из самых известных правителей прошлого – великий царь Давид: «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Псалом 15, 8).

Но не только человек исполнен греха; всё его окружение, даже сама природа страдают от этого. Со временем греховное разложение проникает всё глубже и глубже. Это очень ярко видно на примере так называемых аутоиммунных заболеваний. Иммунитет – потрясающий по своей сложности защитный инструмент организма – в некоторых случаях даёт сбой: вместо того чтобы вести войну с инородными вредоносными элементами, он воспринимает за таковые клетки собственного организма и начинает с ними воевать. Это можно сравнить с тем, как если бы армия пошла войной против жителей собственной страны. Иммунная система делает всё правильно – борется с врагом,– но сами её действия приводят к смерти, так как она ошиблась в выборе врага.

Почему это происходит? Почему система духовной идентификации даёт сбой? Причина та же – глубокое отпадение мира от задуманного изначально Божественного плана. Творец устроил мир в полной гармонии, но грехопадение разрушило её и привело человечество к вражде с Ним. Вот почему в мире столько зла.

Источник

Бог свободы и проблема зла

Приблизительное время чтения: 19 мин.

если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Смотреть фото если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Смотреть картинку если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Картинка про если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Фото если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблемаНе только неверующие, но и верующие — те из них, кто серьезно задумываются над вопросами веры, — часто высказывают следующее сомнение: «Если бы Бог существовал, разве допустил бы Он такое господство зла в мире на протяжении тысячелетий?»
Это сомнение высказывается из столетия в столетие, и отмахнуться от него нельзя, потому что повседневный опыт как будто подтверждает его законность: действительно, зло слишком часто торжествует в мире и своим успехом как бы оправдывает себя.
«Если бы Бог существовал, Он этого бы не допустил!» — часто говорит человек в отчаянии.
Что же на это ответить?

Преимущество неверия

Корень всех зол

Наша эпоха в особенности отмечена ненасытной жаждой найти наконец средство от зла и страдания. Одни видят это средство в коренной перестройке общества и прежде всего — экономики, от которой зависит удовлетворение основных человеческих потребностей, другие проповедуют всевозможные «духовные» рецепты. Но все эти идеологии сходятся в утверждении, что человечество способно рационально уничтожить зло и добиться счастья, и притом счастья для всех. Поэтому изложение христианского взгляда на зло нужно начать с разоблачения рационалистического подхода, который основан на беспочвенном убеждении, что зло — всего-навсего некий недостаток, для уничтожения которого требуется одно: понять, в чем его сущность.
Зло иррационально. И это не очередная теория, не абстрактный принцип, а то, что известно человеку из его непосредственного, каждодневного опыта. Об этом же свидетельствует и все искусство. Не случайно одной из главных тем поэзии всегда была любовь и связанное с нею страдание. Какими теориями, какими идеологиями объяснить, например, муки неразделенной любви, ужас измены, разлуки, расставания? Как бы рационально ни перестраивали общество, экономику, аппарат власти и т. п., этот неподвластный времени опыт личного страдания все равно остается. Я говорю об этом опыте потому, что на его примере лучше всего видна нищета всех современных теорий будущего счастья.
Допустим, что все наконец будут сыты, что удастся победить нищету и голод; допустим, что в мире, как обещают все идеологи счастья, введены будут равенство, справедливость и максимальное удовлетворение всех житейских нужд; допустим, наконец, что каждый получит возможность свободно избирать род жизни, труда и развлечений. Все это, сколь ни кажется утопическим, в плане рациональном хотя бы допустимо, как допустим, к примеру, прогресс в области медицины и связанное с ним сокращение физических страданий. Но, быть может, именно тогда, когда в разуме и воображении мы уже построили всеобщее счастье, становится очевидно, что зло, подлинное зло, глубже всего этого и корень его иррационален. Недаром библейский рассказ о происхождении зла первое обнаружение его связывает не с недостатками мироустройства, а с раем. Ибо, согласно Книге Бытия, именно в раю, т. е. в полноте радости и блаженства, первочеловек Адам захотел. о, не зла как такового, конечно, а того, что привело к грехопадению, в котором христианская вера всегда видела проявление глубинной сущности зла.
Чего же захотел первочеловек Адам? Упрощая, можно сказать, что захотел он жизни для себя и только с собою; власти, ничем не ограниченной; смысла, им самим созданного. Устами Бога-Творца Библия говорит об этом так: Адам захотел быть как Бог (Быт 2:22).
Жизнь дана была человеку затем, чтобы смысл ее лежал вне его — в любви, самоотдаче, служении и радости от них. Но именно этот смысл человек отверг и продолжает отвергать в теориях и идеологиях, сулящих ему как будто всецелое и окончательное счастье. Ибо все эти теории и идеологии сходятся в том, что счастье есть полное удовлетворение внешних нужд и потребностей человека.
А что если именно тут настоящий, глубинный источник зла? Что если тут, в этом безостановочном самоутверждении человека и человечества настоящая причина того страдания, которым так очевидно переполнена вся наша жизнь? Что если в этом сведении всей жизни к одному стремлению — не страдать — и коренится само страдание? Так подходим мы к той тайне зла, которая, сколько бы ни отвергал ее человек, неизменно присутствует в бытии мира. И именно в раскрытии этой тайны — смысл Евангелия, смысл проповеди Христовой и, главное, смысл того страдания, которое оставлено нам как образ победы, как путь к единственно подлинному счастью.
Страстное желание освободиться

Современный человек почти не знает уже, что такое раскаяние, или покаяние. Не знает, потому что его научили видеть источник всего нехорошего не в себе самом, а вовне — в чем-то безличном; по отношению к чему сам он всегда только жертва. Если плоха жизнь, если вокруг нас столько зла и страдания, то это потому, что общество несправедливо распределяет материальные блага — пищу, одежду, квартиры. Если страдает человек, то это потому, что наука не все еще объяснила и разрешила. Если не чувствует себя счастливым, то потому только, что недостаточно уяснил законы, управляющие миром и жизнью, и надо всего-навсего вдолбить ему эти законы, перевоспитать так, чтобы сознание его стало «научным», всецело подчиненным теории, которая раз навсегда объяснила, в чем зло и как его уничтожить. Поэтому в нашей цивилизации не осталось места для глубокого вздоха, с которого в христианском опыте жизни начинается все то, о чем и сам призыв Христов: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 4:17). Без этого вздоха, без этого пробуждения совести невозможно объяснить себе тайну зла, невозможно и начать борьбу с ним. Тут кончаются все теории, все философии, все рассуждения; тут начинается то, что одно только способно новым светом осветить жизнь и дает силы не только заново осмыслить ее, но и по-новому жить.
Откуда же и о чем этот вздох? Конечно, все разговоры и рассуждения о нем бессмысленны, если не признать как самоочевидность наличие в человеке той внутренней глубины, того таинственного духовного органа, что издревле зовется совестью. «Жить по совести», «совесть не велит», «совесть замучила», «очистить совесть» — так почти невольно всегда говорил человек, так и сейчас говорит он, сколько бы ни внушали ему, что зло «объективно» и познание, как и уничтожение его, — задача «объективной» науки. Далеко не всякий человек даст «научное» определение совести, но нет человека, который не ощутил в себе хоть раз в жизни, хоть на минуту, на секунду некий голос, который невозможно заглушить и который звучит как голос последней правды, последнего беспощадного в беспристрастности своей суда. Нет, это не просто «голос разума», которым мы так часто оправдываем в своих гладких рассуждениях любое зло, не просто «голос морали» — морали, которую, как нам все время разъясняют, можно вывести из чего угодно: из «классовой борьбы», «интересов нации» и т. п. Ибо в том-то и уникальность совести, несводимость ее ни к чему другому, что она одновременно и нечто самое глубокое во мне, как бы я сам на последней своей глубине, и то, что обращено ко мне как голос, призыв, увещание, словно бы кто-то другой во мне судил, звал, оценивал, просвещал меня.
Ясно одно: совесть есть, и это не «выдумка», не «надстройка», не «субъективное переживание». И в последнем счете, сознательно или бессознательно, только совестью, и ею одной, по-настоящему оцениваем мы себя и других, хотя и заглушаем ее всевозможными самооправданиями вроде «с волками жить — по-волчьи выть» или примитивными, ничего не объясняющими теориями, убегаем от нее в пьянство, буйные увеселения и разврат. Такое бегство, однако, бесполезно: совесть есть. И вот внезапно приходит от нее этот глубочайший вздох, это пронизывающее, как молния, сознание нашей глубочайшей вины, неправды, внутреннего уродства, но одновременно — страстное желание освободиться от этого бремени, очиститься, возродиться. Отсюда и начинается раскаяние. Оно делает самоочевидным для нас то, что к разгадке тайны и сущности зла приводит не разум, не мораль, не идеология, а только совесть — таинственный свет, который горит в душе и никогда не угашается до конца всей тьмой, всем безобразием падшей жизни. Совесть — это загадочный голос, про который неизвестно, откуда он приходит и как становится слышен, но вот он говорит — и мы слушаем, обличает — и мы соглашаемся. Это голос, который дает нам силу оценивать себя изнутри и вверяться этой оценке.
Итак, именно с совести и потому — с раскаяния начинается приближение наше к той тайне зла, о которой мы все время говорим.

если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Смотреть фото если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Смотреть картинку если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Картинка про если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Фото если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема
Несение креста.
Графика Елены Черкасовой

Сильнее всех палачей мира

если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Смотреть фото если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Смотреть картинку если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Картинка про если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема. Фото если бог всесилен почему в мире столько зла каким понятием в философии обозначается эта проблема
Распятие. Графика Елены Черкасовой

*Теодицея — (с греч. букв.: богооправдание) термин, введенный в 1710 г. немецким философом Лейбницем и ставший затем общим обозначением всех философско-богословских попыток увязать наличие зла в мире с учением о всеблагом Боге. — Ред.

Публикуется в сокращении по книге: Александр Шмеман. Беседы на Радио «Свобода». М.: Издательство ПСТГУ, 2009.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Метки

Статистика

Если Бог благ, то почему в мире так много зла?

Мы живём в мире, полном страданий и зла. Складывается парадоксальная ситуация – все люди говорят о мире и любви, в школах, в СМИ и на самом высоком политическом уровне утверждаются идеи всеобщего равенства, взаимоуважения, высокой нравственности, а по факту мы наблюдаем болезни, войны, преступность и разногласия. Почему? Многие соотносят происходящее с Богом. Нередко приходится слышать вопрос: «Если Бог есть, то почему происходит всё это?»

Чтобы ответить на этот довольно сложный вопрос, нужно обратиться к источнику всех знаний – Библии. К сожалению, люди, мало или совсем не читающие Библию, имеют искажённое понимание Бога и Его отношения к людям. Он представляется им, как некий тиран, который за малейшее нарушение своих законов посылает на землю различные бедствия. Процитируем запись в блоге одного человека: «Вот Бог требует, чтобы мы покаялись и служили Ему, и Он нам за это даст какие-то блага. А что, если я не хочу Ему служить? Пусть просто оставит меня в покое. Я не прошу от Него ничего, я просто хочу нормально жить».

В сознании людей, мыслящих подобным образом, рисуется примерно такая картина: есть мир, более или менее хороший, и человек живёт в нём тоже более или менее в своё удовольствие. Это происходит до тех пор, пока к нему не обратится Бог со словами: «Ты должен сделать вот то и вот это, а если не сделаешь – Я тебя накажу». По этой причине человеку приходится выполнять массу религиозных требований, которые ущемляют свободу и направлены на то, чтобы защитить его от Божьего гнева. Тем же, кто особенно ревнует об исполнении Его законов, Он в конце жизни дарит рай.

Давайте представим себе другой пример. Некий человек едет по дороге, заканчивающейся пропастью, о чём он не знает. Зато это известно другу, который пытается спасти его от верной гибели. Он выходит на дорогу, останавливает автомобиль и пытается указать ему на опасность путешествия, но тот не верит. Друг умоляет, упрашивает свернуть, но в ответ слышит только скептический смех. В конечном итоге дело заканчивается трагедией.

Чем отличаются эти две истории? В первой представлено общество, которому не грозит никакая опасность, оно может жить счастливо само по себе, а Бог ему только мешает. Но это совершенно не соответствует действительности… Человечество, подобное машине из второй истории, глубоко поражено самообольщением и движется к трагическому финалу. Вся проблема в том, что оно не верит в это и Божьи повеления воспринимает как помеху. А ведь именно они являются мерами исправления и исцеления человека, направляющими его от пути смерти к поистине счастливой жизни.

Итак, отвечая на вопрос, поставленный в начале статьи, хочется подчеркнуть постулат – Бог не является причиной происходящего в мире зла, в Его задачу не входит причинение человеку вреда. Напротив, Он всеми силами старается подарить ему благо. Апостол Иаков в своём послании выражает эту мысль таким образом: «…Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью… Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца…» (глава 1, стихи 13–17).

В Ветхом Завете о намерениях Бога по отношению к человеку хорошо сказал пророк Иеремия в своей книге: « Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (глава 29, стих 11). Если таково желание Бога, что же мешает Ему реализовать это на практике? Почему в мире так много зла? Что является его источником? Ответ очень простой – грех.

В большинстве словарей этому слову даётся следующее объяснение: «Грех – нарушение религиозных правил и предписаний». Это определение настолько однобоко, что ведёт к совершенно неправильным выводам. Слово «грех» означает «мимо цели», «действие, не приводящее к должному результату». Приведём простой пример. У некоего студента через три дня серьёзный экзамен по физике. Вместо того чтобы готовиться к нему, они всё это время читает книгу, к примеру, «Анну Каренину» Льва Толстого. Студент не просто развлекается, а увлечён полезной классикой. Итак, хорошо или плохо он поступает? Если рассматривать действия этого человека вне контекста его жизни и целей, то ничего плохого он не сделал, но физику сдаст на двойку. Почему? Потому что важно не только само действие, но и его целесообразность в данный момент времени. Он читал книгу, и это занятие (которое само по себе неплохо) было ошибкой (грехом), шагом, удалившим его от цели (сдачи экзамена по физике).

Подобная ситуация наблюдается и во всех других сферах жизни. Можно иметь добрые намерения и желания, прилагать старание, но не знать способы достижения намеченной цели. Поэтому, вместо положительного результата, человеку приходится наблюдать самые негативные последствия своих усилий. Ему очень важно прийти к пониманию, что всё знает лишь один Бог, Который может дать ему не только знание, но и силу поступать правильно.

Давайте вспомним ещё один пример. В интереснейшей книге Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан» приводится пример о негодном и злом человеке Негеро, который решил продать всех находящихся на борту «Пилигрима» людей в рабство. Для этого ему нужно было увести корабль от намеченной цели и направить его к берегам Африки. Но как это сделать? Негеро придумал хитрый план. На корабле было два компаса. Он разбил один из них, а под второй положил кусок металла, изменивший показания. В результате, ориентируясь на данные испорченного компаса, корабль отклонился от курса.

Мы все хотим добра себе, нашим детям, всей стране, но у нас неверные понимания в вопросе достижения этого желания. Поэтому Бог и предлагает Свою помощь. Он очень любит человека и, создав его, поселил не где-нибудь, а в раю – в прекрасном месте на планете для счастливой жизни. Но человек решил, что он сам себе хозяин, и стал жить по-своему. В результате он лишился чудесного райского сада…

Человек пропитан грехом от темени головы до подошвы ног. Именно поэтому ему нужен Бог не время от времени, когда приходится решать тот или иной вопрос, а постоянно. Об этом сказал один из самых известных правителей прошлого – великий царь Давид: « Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь» (Псалом 15, 8).

Но не только человек исполнен греха; всё его окружение, даже сама природа страдают от этого. Со временем греховное разложение проникает всё глубже и глубже. Это очень ярко видно на примере так называемых аутоиммунных заболеваний. Иммунитет – потрясающий по своей сложности защитный инструмент организма – в некоторых случаях даёт сбой: вместо того чтобы вести войну с инородными вредоносными элементами, он воспринимает за таковые клетки собственного организма и начинает с ними воевать. Это можно сравнить с тем, как если бы армия пошла войной против жителей собственной страны. Иммунная система делает всё правильно – борется с врагом,– но сами её действия приводят к смерти, так как она ошиблась в выборе врага.

Почему это происходит? Почему система духовной идентификации даёт сбой? Причина та же – глубокое отпадение мира от задуманного изначально Божественного плана. Творец устроил мир в полной гармонии, но грехопадение разрушило её и привело человечество к вражде с Ним. Вот почему в мире столько зла.

Рубрики:СТАТЬИ, ПРОПОВЕДИ

Метки: денис самарин

Процитировано 1 раз
Понравилось: 6 пользователям

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *