если бы ты был композитором то какую музыку написал бы под впечатлением живописных образов чюрлениса
Музыка на мольберте. Микалоюс Константинас Чюрлёнис — литовский художник и композитор
Земля и море, таинственные водные глубины и сияние солнца, сказочные поверья и народные предания — всем этим наполнены живописные и музыкальные творения великого литовского художника и композитора —
Микалоюса Константинаса Чюрлёниса.
Его работы, порой, непонятны. Но, скорее они просто непривычны и дают простор нашему воображению. Творчество Чюрлёниса — это величественный гимн природе, гимн жизни, гимн солнцу.
Если вам хоть однажды довелось соприкоснуться с картинами Чюрлёниса, вы, несомненно, отметили на сколько они музыкальны. Чтобы убедиться в этом, достаточно провести параллель между трактовкой музыкальных терминов и тем, что несёт в себе живопись художника. И многое в его творениях сразу становится очевидным.
Наиболее характерной картиной Чюрлёниса для иллюстрации сказанного является ФУГА. Удивительный ритм ёлочек, нанизанных на изящную канву, символизирует ноты. Отражаясь вертикально, они аллигорически напоминают нам перекликающиеся в верхнем регистре темы-повторения. В музыке Средневековья форма фуги зарождалась именно из техники имитации, когда один и тот же мотив повторялся несколько раз, начинаясь от разных нот. Ниже — продолжение музыкального повествования, напоминающее своими тёмными волнами крепкий бас, созданный в поддержку всему многоголосию в нижнем регистре. Учитывая тот факт, что фуга была частью месс и ораторий, которые в свою очередь являлись именно литургическими произведениями, здесь можно разглядеть и символические очертания молящихся ангелов со свечами. Чюрлёнис, прекрасно владея техниками музыки и живописи, мастерски синтезирует эти два вида искусства. Уплотняя музыкальные звуки в живописные посредством пластических форм, он создаёт на полотне законченную гармонию — загадочную и утончённую.
Тема многоголосия, полифонии была очень близка Чюрлёнису. С самого раннего детства Кастукас освоил игру на органе и мог даже замещать своего отца во время воскресной службы. Его творческий путь начинался именно с музыки. После проявления ярких способностей, он был зачислен в школу князя Михаила Огинского — внука известного композитора, подарившего в 1794 году миру прекрасный Полонез «Прощание с Родиной». В этой школе и оркестре князя и развивалась профессиональная деятельность Чюрлёниса, как музыканта. Чуть позже он закончил Варшавский музыкальный институт и отправился в Лейпциг в консерваторию. Но, лишившись после смерти князя его стипендии, Чюрлёнис был вынужден вернуться в Варшаву.
С этого момента в его жизнь навсегда входит живопись, к которой он и раньше имел большую тягу. Работы Чюрлёниса после завершения им художественного училища получили одобрение, и ему была предоставлена «свобода в реализации своих замыслов». Для композитора-живописца, так часто меняющего разлинованную нотную бумагу на гладкие листы для рисования, синтез музыки и живописи стал частью жизни, выражением его миропонимания. И, скорее всего, к вагнеровской идее синтетического искусства литовский художник и композитор приблизился самостоятельно и чисто интуитивно. Таким образом, объединив две отдельные ветви искусства, Чюрлёнис поистине создал музыку на мольберте.
Одной из наиболее живописных работ Чюрлёниса по праву считается СОНАТА МОРЯ. Это произведение состоит из трёх картин — Аллегро, Анданте, Финал. В музыке сонатами называют пьесы, в которых идёт противопоставление друг другу нескольких разнохарактерных тем. Обязательным атрибутом сонаты является деление её на 3 или 4 части. Выбрав вечно влекущее к себе море объектом для работы, Чюрлёнис верил в возможность создания сонаты, но иными средствами — кистью и красками. Его живописный триптих, написанный по всем канонам музыкальных форм, наполнен звуками и понятен без слов.
Allegro — переводится как бурно, радостно, весело. Именно такими словами можно охарактеризовать первую картину сонаты с её бурлящими волнами и стремительным потоком. Одна за другой волны напористо наступают на берег, искрясь и переливаясь на солнце. Из морских пучин поднялись и рассыпались в кружеве янтарь и жемчуг. Очертания холмистого берега легко потерять — так незаметно он сливается с гребнями дальних волн. На переднем плане органично прорисовывается силуэт чайки. Здесь нет борьбы — только жизнь — яркая, бурная, подвижная.
Аллегро (Соната моря), 1908
Следующая картина сонаты — Анданте. Взятый за основу горизонтальный ритм, даёт ощущение тишины, покоя, умиротворённости. Только два ярких луча освещают горизонт. Следуя взглядом по светящимся дорожкам, видно, как на дне спящего моря притаился целый город, где нашли приют затонувшие корабли. Добрая заботливая рука поднимает один из них и бережно опускает на водную гладь, даруя ему новую жизнь.
Анданте (Соната моря), 1908
Море в творчестве Чюрлёниса занимает центральное место. Увидев его однажды в Паланге, во время путешествия с оркестром князя Огинского, оно навсегда осталось в его помыслах. Грозная и величественная волна поднимается ввысь в Финале. Море выплёскивается мощным потоком, накрывая волной крошечные кораблики и затопляя своей прозрачной зеленью города. Но, какой бы страшной не казалась эта волна, корабли обязательно спасутся — творчество Чюрлёниса удивительно миролюбиво и созидательно.
Финал (Соната моря), 1908
Годом раньше, в 1907, художником была написана и другая соната — СОНАТА СОЛНЦА — произведение из 4 картин — Аллегро, Анданте, Скерцо, Финал. Однако. давайте на минуточку остановимся и помолчим, ибо объяснять картины Чюрлёнис не любил: «Дело художника — выразить, дело зрителя — понять»…
Аллегро (Соната солнца), 1907
Анданте (Соната солнца), 1907
Скерцо (Соната солнца), 1907
Финал (Соната солнца), 1907
Этим же годом датируется и СОНАТА ВЕСНЫ — произведение из 4 картин, где наиболее яркой и любимой зрителями считается, пожалуй, вторая — Анданте. Здесь спокойный темп и двудольный размер художник ассоциирует с водной гладью и неторопливым размеренным ритмом крыльев мельницы. Что же касается музыки, Andante и означает темп, по характеру соответствующий неторопливому и спокойному шагу.
Аллегро (Соната весны), 1907
Анданте (Соната весны), 1907
Скерцо (Соната весны), 1907
Финал (Соната весны), 1907
Ещё одна серия музыкальных картин Чюрлёниса — СОНАТА ЛЕТА, где наиболее популярной считается третья — Скерцо.
Scherzo переводится как шутка. Первоначально в музыке — это небольшая инструментальная пьеса, входящая в состав симфонии или сонаты, позже скерцо стало развиваться и как самостоятельный жанр, демонстрируя всевозможные оттенки музыкального юмора. Сложился целый комплекс приёмов, способных передавать такого рода замыслы, как шутливые переклички мотивов, перебрасываемых из регистра в регистр или от одного инструмента к другому; всякого рода неожиданности, сюрпризы; подача каких-либо простых явлений в необычном ракурсе или же в виде излома, смещения, гротеска. Безусловно, Чюрлёнис знал все эти музыкальные тонкости и мастерски вплёл их в своё диковинное живописное полотно с его струящимся преображением мира, полётом ласточек и процветшими в небесах деревьями.
Аллегро (Соната лета), 1908
Анданте (Соната лета), 1908
Скерцо (Соната лета), 1908
Финал (Соната лета), 1908
Удивительной оказалась также серия картин СОНАТА ПИРАМИД, написанная художником в 1909 году. В своём творчестве Чюрлёнис создал своеобразную систему, синтезирующую принципы компановки музыки и живописи, основанную на соответствиях: громкости музыкального тона и интенсивности цвета и контура, музыкального темпа и пластического линейного ритма, музыкальной части произведения и циклической структуры картины. Все эти находки, принадлежащие художнику, стали важным свидетельством зарождающегося в литовском искусстве начала XX века модернизма.
Аллегро (Соната пирамид), 1909
Анданте (Соната пирамид), 1909
Скерцо (Соната пирамид), 1909
Одной из кульминационных картин, завершающих творчество Чюрлёниса, является СОНАТА ЗВЁЗД. Из таинственных, непознанных глубин космоса черпал он нездешние формы, наполняя их музыкой сфер и светом струящихся миров. «Соната звёзд» — философская вершина художественной мысли Чюрлёниса, где красной нитью проходит идея осознания человека как части Вселенной, взаимоотношение его с Абсолютом, божеством.
Аллегро (Соната звёзд), 1908
Прошло больше ста лет, но полотна Чюрлёниса с их сказочными названиями до сих пор дивят зрителя своей безграничной и непостижимой тайной. Он был из тех людей, для кого сказка с раннего детства и до последних дней оставалась жизненной необходимостью. Цель художника, взявшего за основу в своём творчестве синтез живописи и музыки, отразилась в его словах:
«ПРОЙТИ ДОРОГУ ТАК, ЧТОБЫ СТАТЬ ВЕСТНИКОМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЗ ГРЯДУЩЕГО».
Слушая музыку Чюрлёниса — его замечательные Поэмы «В лесу» и «Море» — чувствуешь, чем он жил, что любил и насколько близок был к природе, что переливается в дивных звуках то потоками набегающих волн, то пением птиц и перешёптыванием сказочного леса. Творения Чюрлёниса наполнены романтикой и фантазией. И в этой прозрачной правдивости и небывалой искренности ощущаешь прилив новых сил. И, возможно, однажды мне доведётся воплотить в жизнь свою давнишнюю мечту — соткать в гобеленах величественный и прекрасный мир — мир, созданный Чюрлёнисом. Но это будет уже другая история.
Урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка на мольберте»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
РАЗДЕЛ II « Взаимодействие музыки и изобразительного искусства»
Тема 2. Музыка и изобразительное искусство (5 класс)
Цел ь урока: расширить представления учащихся о взаимосвязи музыки и живописи на примере творчества литовского композитора и художника М.Чюрлениса ; развивать вокально-хоровые навыки, способность находить эмоционально-образное созвучие музыкальных и визуальных произведений, умение анализировать; воспитывать любовь и интерес к музыкальному и изобразительному искусствам, эстетический вкус.
— выявление ассоциативной связи между художественными образами музыки и живописи;
— умение рассказать о творчестве М.Чюрлениса, приводить примеры воплощения образов моря в произведениях искусства, анализировать и сопоставлять произведения музыкального и изобразительного искусства;
— проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;
— участие в коллективной исполнительской деятельности;
— предвосхищение композиторского замысла по созданию музыкального образа.
Оборудование и материалы: проектор, магнитола, компьютер, компьютерная презентация, фортепиано, карточки с заданиями, аудиозаписи.
Тип урока : комбинированный.
«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».
1. Организационный момент
1.1. Вход в класс под музыку М.Чюрлениса. Прелюдия «У моря».
1.2. Музыкальное приветствие.
2. Мотивация учебной деятельности
Ребята, вы любите мечтать? Какие мечты у вас есть? ( Ответы детей ) Надеюсь, что сегодня на уроке одно из ваших мечтаний сбудется.
Прочитайте слова великого художника Микеланджело Буонарроти и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.
3. Сообщение темы и целей урока.
Да, действительно. Сегодня мы с вами постараемся найти подтверждение этим словам, продолжим знакомство с музыкальным и изобразительным искусством, проследим их взаимосвязь на примере разных произведений.
Тема нашего урока «Музыка на мольберте»
4. Актуализация опорных знаний.
Назовите известные вам жанры музыки и живописи. ( Ответы детей )
Внимательно рассмотрите репродукции картин и ответьте на вопрос, что объединяет эти картины?
Можно назвать эти картины «звучащими»? Почему? ( Ответы детей )
Новый континент не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911).
Его т ворческая жизнь очень коротка. Хотя за шесть лет активной деятельности Чюрленис-художник написал свыше трех сотен картин. Как думаете, какое название имеют картины, которые вы видели? ( Ответы детей )
Чюрлёнис подарил человечеству живописные сонаты, хотя соната – это музыкальное произведение, обычно глубокое, значительное по содержанию, состоящее из 3 частей. Перед нами живописная «Соната моря». Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте», «Финал». ( Расшифровка терминов )
Что изображено на каждом из полотен? ( Ответы детей )
На первом полотне изображены плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне.
На втором – застывшая, прозрачная глубина морских вод с кораблём. На дне – один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом наверху, в городских строениях горят квадратики окон – деталь, грусть того, что кануло в бездну вод.
На третьем – бушующие валы, которые вот-вот поглотят хрупкие судёнышки. Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища. Это своего рода вызов, волны словно окаменели, пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.
Необычность творчества М.Чюрлениса состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызывать у зрителей ощущение звучащей музыки.
Какая музыка по характеру вам слышится в картинах? Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали бы под впечатлением живописных образов М.Чюрлениса? Подберите музыкальные инструменты, которые могут помочь раскрыть образ моря? (Ответы детей).
В то же время М.Чюрленис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его симфонической поэмой «Море». Послушайте музыку и проанализируйте ее в парах, используя музыкальную палитру. Какие музыкальные краски использовал Микалоюс Чюрленис?
Звучит симфоническая поэма «Море» Микалоюса Чюрлениса
Какими оркестровыми красками рисует композитор состояние морской стихии? ( Ответы детей ) Мы слышим чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра. Послушайте произведение еще раз и подумайте, какой части триптиха соответствует музыка.
Повторное прослушивание симфонической поэмы «Море» М.Чюрлениса
Послушайте еще одно произведение композитора. Знакомо ли вам оно?
Звучит Прелюдия «У моря» М.Чюрлениса
Где же вы слышали это произведение? ( Ответы детей ) Вы правы, оно звучало, когда вы входили в класс. Это Прелюдия «У моря».
Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого произведения? Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к прелюдии? Сравните прелюдию и симфоническую поэму, что в них общего и каковы различия? ( Ответы детей )
Так в творчестве М.Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и живописи.
Физкультминутка. А теперь давайте и мы перенесемся к морю и выполним гимнастику для глаз.
Много создано и песен о море. Одна из них авторов А.Зацепина и М.Пляцковского «Ты слышишь, море?» из кинофильма «Свистать всех наверх!», которую мы сегодня разучим. Посмотрите фрагмент из кинофильма и подумайте, какие чувства выражены в песне.
Просмотр фрагмента кинофильма «Свистать всех наверх!»
Какие чувства выражены в песне? Какие тембры голосов вы услышали? ( Ответы детей )
Распевание. Работа над песней «Ты слышишь, море?»
1. Цепи якорей гремят в порту.
Верят корабли в мою мечту.
Всем ветрам назло я спешу на зов
Дальних неизвестных островов.
Снятся часто
Мне по ночам дельфины,
Снятся чайки
И мачты бригантины.
2. Море, подари свои шторма,
Пусть до самых звезд летит корма!
Палубу качай, с ног сбивай меня,
Брызгами холодными звеня!
Знаю, можешь
Ты черным быть и синим.
Море! Море!
Стать помоги мне сильным!
6.1. Работа в группах. Каждая группа готовит ответы на вопросы.
І группа «Музыканты». Как репродукции картин М.Чюрлениса помогли мне услышать музыку симфонической поэмы «Море»?
ІІ группа «Художники». Как музыка симфонической поэмы «Море» помогла мне увидеть репродукции картин М.Чюрлениса?
ІІІ группа «Музыковеды». Какие средства музыкальной выразительности и живописи можно назвать общими?
Если бы ты был композитором то какую музыку написал бы под впечатлением живописных образов чюрлениса
Дорогой друг! На протяжении этого года, ты изучал живописную музыку и музыкальные картины художников разных эпох.
Сегодня я хочу тебя познакомить с музыкой и картинами литовского художника и композитора
Микалоюса Константиноса Чюрлёниса (1875-1911).
Хочу отметить, что по рождению Чюрлёнис был российским подданным и тесно связан с русской культурой.
Рассмотри живописное полотно «Фуга» М.К.Чюрлёниса.
Пространство картины как отзвук зримого мира.
Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения. Живописная фуга по композиции аналогична музыкальной фуге, в которой краткая музыкальная мысль (тема-мелодия) имитируется (повторяется с небольшим изменением) в верхних и нижних голосах, так что при одновременном звучании в разных регистрах ( низком, среднем или высоком звучании) повторы тем, переплетаясь, сходятся и расходятся вновь. Это хорошо видно в нотной записи фуги И.-С.Баха.
Создаётся образ беседующих голосов, каждый их которых индивидуален, самостоятелен.
Музыкальные законы причудливо отражаются и в картине «Фуга», где, как это часто бывает у мастера, живому, хаотическому и всё же чуть ирреальному лесу таинственно отвечает перевернутый, прозрачный и музыкально упорядоченный лес в вышине.
Во время звучания музыки постарайся проследить за повторением её главной темы в разных голосах.
1. Что в них общего?
2. Какие особенности живописи помогают понять принципы развития темы в музыке?
3. Триптих «Сказка» М.Чюрлёниса
Красота мира, увиденного М.Чюрлёнисом, оригинальность ого взгляда запечатлены в его картинах «Сказка. Путешествие королевны». Это триптих.
Попробуем вместе с тобой проанализировать картины.
Восприятие музыки и осознание живописных картин произведений Чюрлёниса перекликаются между собой. Послушай фортепианную прелюдию М.Чюрлёниса. СЛУШАТЬ ЗДЕСЬ.
И живописные, и музыкальные образы во многом определяются народным творчеством. Истоком живописной сказки является сказка как жанр народного литературного творчества, а фортепианные прелюдии сочинены на основе литовской народной музыки.
4.Живописная музыка Чюрлёниса
Послушай три прелюдии М.Чюрлёниса.
В основе первой прелюдии лежит трёхзвучная песенная интонация, напоминающая нехитрый напев. Лирическое настроение прелюдии дополняют мягкие, словно пульсирующие ритмы сопровождения с пульсирующим подголоском. Наверняка ты услышал появление нового эмоционального состояния в середине пьесы (взволнованность, страстность, порывистость). Третья часть прелюдии повторяет первую, принося успокоение и тишину.
Постарайся определить, в какой части звучит кульминация?
Послушай вторую прелюдию М.Чюрлёниса фа мажор. Слушать ЗДЕСЬ.
Обрати внимание на то, что здесь композитор использует другие приёмы развития. Арпеджированные (каждый звук следует один за другим)
Музыкальные и зрительные впечатления благодаря звуковой палитре пьес и цветовой гамме картин невольно перекликаются.
Рассмотри картины М.Чюрлёниса «Сотворение мира» и «Зима». Определи, какой картине созвучны эти фортепианные прелюдии. Слушать третью прелюдию ЗДЕСЬ.
Рассмотри эти картины.
В этой части триптиха прежде всего обращает на себя внимание изысканность, мягкость и зыбкость колорита.
Общее построение композиции как ряд волнообразных горизонтальных, тёмных и светлых живописных слоёв наводит на мысль о «регистрах» морского органа и его полифоническом звучании.
1. В каких знакомых сочинениях ты уже встречался с образами моря?