если на ребенка постоянно кричать каким он вырастет
«Кричать на детей нехорошо, но можно». Алина Фаркаш — о том, как сломать это убеждение
Я, человек, который кричит на своих детей, пишу о том, почему на детей кричать нельзя. Почему полный запрет на это поможет не только детям, но и родителям.
Крик вреден, и это доказали ученые
Давайте признаем, что крик действительно вредит детям. На физическом уровне.
Алина Фаркаш. Фото: Facebook
И этот вред не исчезает от того, что «ребенок знает, что я его люблю больше всего на свете». И не становится менее вредным, если родитель кричит «для предотвращения чего-то более страшного». И не проходит после того, как родитель извинился и пожалел ребенка.
И спокойная реакция ребенка никак не говорит о том, что его мозг и тело не реагируют на крики.
Есть немало научных исследований, которые однозначно говорят о том, что крик очень плохо влияет на развитие ребенка — не только на его эмоциональное состояние и поведение, но и на интеллект. Ученые из Университета Питтсбурга выявили четкую взаимосвязь: дети, на которых регулярно кричат дома, гораздо чаще вырастают в агрессивных подростков с проблемным поведением. Также такие дети гораздо больше склонны к депрессиям.
Родители кричат от усталости и бессилия
Очевидно, что большинство родителей кричат на детей не из садизма или удовольствия — те, кто так делает, не читают подобных статей. Большинство кричит от усталости и бессилия — в таких случаях родитель потом раскаивается и винит себя.
Нередко кричат из страха и для «пользы» ребенку: если тот сделал что-то такое ужасное (облизывал розетку в год или пришел домой пьяным в пятнадцать), что надо его очень сильно напугать, чтобы он больше никогда так не поступал!
В первом случае родитель испытывает еще больший стресс: вроде и прокричался, и успокоился на мгновение — но потом стало еще хуже от стыда и чувства вины. Во втором случае — это просто не помогает.
Малыш, каким бы сообразительным он ни казался, не способен сам следить за своей безопасностью. Нет смысла криком «учить» младенца или даже трехлетку не трогать розетки и не выбегать на дорогу — он чисто физиологически еще не способен контролировать собственные порывы. Для этого у него есть родитель, который за ним следит и оберегает.
Крики на подростка ведут к тому, что он к ним привыкает и перестает бояться и реагировать (и становится глупее и агрессивнее, как было выявлено исследованиями выше). В следующий раз придется кричать еще сильнее и страшнее.
В какой-то момент скандалы просто перестанут действовать, и тогда придется искать что-нибудь еще более страшное.
А по этому пути можно зайти очень далеко.
Сразу возникает вопрос, как вообще воздействовать на подростков? Я думаю, что если вы растили этого человека с самого рождения, то у вас уже есть крепкая связь, а главное — он вырос на ценностях вашей семьи и похож на вас гораздо больше, чем ему кажется.
Ему важно ваше мнение, что бы он ни изображал в свои пятнадцать. Ему хочется, чтобы вы его любили и гордились. То есть варианты «мама волновалась за тебя, не спала всю ночь и выплакала все глаза» или «папа страшно разочарован» действуют намного лучше, чем родители (которые уже ниже тебя на полголовы), которые страшно на тебя кричат.
Решение, которое вызывает стресс
Очень четкие и понятные правила снижают стресс не только у детей, но и у взрослых.
Я помню, как соседи над нами ужасно скандалили, били посуду, раздавались звуки падающих предметов. Я не спала всю ночь, прислушивалась и пыталась понять, пора ли мне уже вызывать полицию или еще рано? Бьют там кого-то или просто ругаются? К утру, когда там все затихло, я была измотана до предела — и не бессонницей, а попытками принять решение в невозможной ситуации.
В Израиле, где я сейчас живу, с этим все проще: ты обязан вызвать полицию, если ты слышишь что-то подозрительное, иначе ты становишься соучастником преступления. Ты слышишь звуки борьбы, звонишь в полицию, а дальше — их работа разобраться, что там происходит и насколько это опасно для всех участников. Никакого стресса и никаких моральных дилемм.
Вот с криком на ребенка — такая же история. Родитель каждый раз принимает это решение — кричать или не кричать. И каждый раз испытывает дополнительный стресс.
Если есть четкое понимание (или даже закон) о том, что кричать нельзя — то подобная опция даже не рассматривается. Совесть спокойна, уровень кортизола ниже. И при отсутствии этой опции внезапно находится другой способ воспитания ребенка.
Мы можем вырастить детей без крика
Около года назад на Украине приняли закон об обязательном автокресле для ребенка. Сразу после этого мне стало попадаться огромное количество обсуждений, где адекватные и умные люди логически доказывали, что возить ребенка в кресле невозможно!
И все их аргументы казались крайне разумными! А что делать совсем бедным семьям, у которых нет возможности купить кресло? А если надо вызывать такси? А если ребенок страшно кричит и захлебывается в автокресле? А если машина старая и там сзади нет ремней для пристегивания кресла? И так далее, и так далее.
И все это могло бы быть серьезным поводом для размышлений, если бы я не читала ровно такие же дискуссии 14 лет назад, когда такой же закон приняли в России. И, как уже известно, мы как-то справились. Разрешили эти невозможные вопросы так успешно, что они просто перестали быть предметом дискуссий. Более того — мы передали этот положительный опыт следующим поколениям.
Закон был принят как раз тогда, когда родился мой сын. Сейчас ему четырнадцать. Он огромный усатый и басовитый человек, у которого на все есть мнение, противоположное родительскому. Но он пристегивается во всех случаях, как только садится в машину. Даже сзади. Даже если ехать всего сто метров. Даже на пустой деревенской дороге. В его голове банально нет опции — «ездить непристегнутым». И ни у кого из его друзей и подруг нет мыслей, надо ли пристегиваться, они все из того поколения детей, которых с рождения возили в креслах.
Вот с криком — та же самая история. Мы выросли с ощущением, что кричать на детей нехорошо, но можно. Многие росли в семьях, где можно было не только кричать, но и бить детей.
Поэтому каждый раз, когда мне хочется орать и топать ногами, но я сдерживаюсь, — я делаю сознательный выбор. Испытываю стресс, как перед шоколадкой на диете: может, чуточку все-таки можно? Может, в особых обстоятельствах — можно? Может, я просто сорвалась и больше не контролирую себя? Мне приходится изо всех сил сдерживать себя, потому что в моей голове такое — можно. Плохая, но доступная мне опция.
Если мы сможем сдержаться, наши дети вырастут уже другими. У них не будет этой опции.
Они подхватят нашу модель отношений с людьми — спокойно договариваться, быть вежливыми и уважительными, а также ждать уважения к себе.
То, что нам давалось огромными сознательными усилиями, силой воли и съеденными в ночи шоколадками, — будет для них абсолютно естественной жизнью. Самой обычной семейной моделью, в которой нет ни крика, ни скандалов и которую они воспроизведут уже со своими детьми. И мир станет лучше.
Злиться на ребёнка – это норма
Можно ли кричать на детей? Как влияет крик на ребёнка? Какие последствия могут быть? Об этом и не только мы поговорили с педагогом-психологом Наталией Дружининой.
Наталия Дружинина – педагог-психолог, гештальт-терапевт, ведущая онлайн-проекта «Дочки-Матери».
– Наталия, расскажите немного о своей работе.
– Я окончила Курский государственный университет по специальности «Психология» в 2014 году. Также окончила аспирантуру, работала в школе педагогом-психологом три года. На данный момент в декрете. Теперь психология, которая была в книжках, у меня полностью в семье, на практике. Ещё я учусь в Московском гештальт-институте, оканчиваю третью ступень ведущей группы. Провожу личную терапию, и с московской коллегой у нас терапевтическая онлайн-группа «Дочки-Матери». Мы работаем с девушками в приятной атмосфере, отрабатываем отношения с мамой в разных переживаниях.
Почему я рассказала про гештальт-подход? Там мне нравится отношение к агрессии, злости, в принципе. Есть чудесное описание в книге Фредерика Перлза «Эго, голод и агрессия». Если кратко, то в ней говорится следующее.
«Не кричи», «Не ругайся», «Не плачь» – все эти истории про то, что со злостью обходиться сложно. Это непростое переживание, чаще всего, оно блокируется. По своему опыту могу сказать: когда мы сталкиваемся с тем, что ребёнок не соглашается с чем-то или ведёт себя не в рамках наших ожиданий, то мы первым делом злимся и раздражаемся. И как эту эмоцию грамотно распределить – большая история.
– Получается, если ребёнок не слушается, то это вызывает у родителя агрессию, но это нормальное состояние?
– Конечно. Представьте ситуацию: я пришла в магазин, а продавец говорит: «Вашего любимого товара нет». Я раздражаюсь, то есть какие-то переживания во мне есть. И естественно чувствовать недовольство при отказе и несогласии. А вот если я не разрешаю себе злиться, то это вызывает ступор или, наоборот, сверхсильную агрессию.
В первую очередь, нужно признать, что дети могут не соглашаться с нами, они не такие, какими мы хотим их видеть, они другие, не в рамках наших ожиданий. Чаще всего говорят: «Как можно на ребёнка злиться? Он же такой пусенька-лапусенька». Но, к примеру, я хочу спать, а малыш – гулять. Логично, что это вызывает возмущение. Как минимум, такое состояние связано с тем, что у нас нестыковка желаний и потребностей. Поэтому нужно признать, что злиться нормально. Это самая важная часть, как мне кажется, которую в нашей культуре не позволяют. Вот у Вас есть дети?
– Сын-школьник, и часто у нас происходит столкновение интересов. Я на него срываюсь, а потом мне становится за это стыдно.
– Видите, Вы чувствуете будто что-то неправильное делаете, если срываетесь. Понятно, что со стороны ребёнка, когда мама на него кричит, это не очень приятно, это пугает, может быть, раздражает. И, конечно, глазами сына или дочки это выглядит неправильно. Во время беременности я ходила на курсы подготовки к родам, где нам рассказывали чудесную вещь (об этом и Л. Петрановская говорит): родитель – некий путеводитель, он освещает путь, как фонарик. Всё-таки у родителя больше опыта. И понятно, если я буду всё разрешать ребёнку, то это вызовет опасность. Его нужно учить: нельзя выходить на дорогу, нельзя есть много сладостей. В силу опыта родитель понимает, что детей следует ограничивать. А если взрослому стыдно или больно, или его в детстве сильно ограничивали, то, конечно, это будет вызывать переживания. Поделитесь, какие Вы чувства испытываете во время крика?
– Мне за это стыдно, и я, бывает, извиняюсь, если понимаю, что зря сорвалась.
– А в каких словах это может выражаться: «Это неправильно», «Я же обещала», «Хорошие мамы так не поступают»?
– Наверное, «Я же себе обещала».
– Собственные ожидания не оправдали. Это же ваша остановка. Если немного назад отмотать, то почему Вы кричите? За что в последний раз ругали ребёнка?
– Не выучил уроки и получил двойку.
– Вы же знаете, что это плохо. То есть уроки учить нужно, надо это контролировать, и Ваша попытка контроля – естественна. Она вызывает сначала злость, а потом волну совести. Но если определять, что норма, а что нет, то, по моему мнению, ненормально делать вид, что всё хорошо. В психологии есть такое понятие, как «тревожный ребёнок» и «тревожный родитель». Разберём первое. Откуда у ребёнка возникает тревога? Когда у него нет чётких границ, что можно, что нельзя, что хорошее, что плохое. У него есть понятие «только плохое» и «только хорошее», и этого достаточно. Если родитель не даёт границ, то ребёнок начинает тревожиться.
Таких детей сразу видно в саду или школе. Они не могут спокойно сидеть за партой, слушать старшего, потому что им всё дозволено. У таких ребят просто нет понимания, почему что-то нельзя. Потом им будет очень тяжело в саду, школе, в университете. Они привыкают, что им всё можно, а общество достаточно жёсткое, есть свои правила, и хорошо бы эти правила как-то знать и соблюдать. Если не мама, то будет злиться кто-то другой.
– В одной статье было написано: если ребёнок подвергается регулярно физическому насилию со стороны родителей (на него кричат, сопровождают ругань подзатыльниками, шлепками), то ребёнок применяет на себя роль жертвы и живёт с ощущением, что его должны вот-вот поругать. Он этого ждёт и даже провоцирует родителей на крик, чтобы побыстрее получить наказание и расслабиться. Это действительно так?
– Если развернуть эту мысль, то есть стандартный классический Треугольник Карпмана. Он описывает, как развиваются ненормальные отношения. Это если грубо сказать. Там рассказывается о жертве, агрессоре и спасателе. Когда родителю невозможно проявить свою злость, и он срывается на ребёнке, тогда взрослый включает его в систему таких отношений. Ребёнок привыкает, что во всём виноват, и такие вещи действительно вызывают поведение жертвы.
Например, у меня сейчас в терапии девочка 17 лет. Её периодически бьёт мама и брат. Могут подзатыльник дать. Поскольку я в этой системе, то начала знакомиться с уголовной частью. И на сегодняшний день даже подзатыльник приравнивается к побоям, это является основанием для возбуждения уголовного дела. Но девочка считает, что мама её любит. Ей безумно больно, однако она не может понять, что поведение мамы ненормально. Последний раз она ко мне пришла с вывихнутой рукой: защищалась от родительницы, которая буйствовала за то, что тарелку не туда поставила. Это неадекватная реакция взрослого.
– Это мы говорим о регулярном насилии. А если мама разово покричала. Например, ребёнок, выбежал на дорогу, то это совсем другая ситуация?
– Конечно. Тут девушка получила подзатыльник за то, что тарелку не поставила на место, а эта ситуация не создаёт ощущение опасности жизни. Мы с коллегой, когда у нас появились дети, как-то разговаривали на тему, что шлепки по попе – самый стандартный способ наказания. И решили, что в критической ситуации, когда есть опасность угрозы жизни (например, ребёнок выбежал на дорогу, приближается к огню, водоёму), это оправдано. Но опять же бить за это нельзя.
– Если родители кричат на ребёнка регулярно, то как это может отражаться на его поведении?
– Всё зависит от возраста. Часто ребёнок перенимает такую модель поведения в общении с другими людьми. Для него подобное проявление вербальной агрессии становится нормой, он отыгрывает эту модель.
– Могут ли родители, поменяв свои методы воспитания, изменить поведение ребёнка?
– Если они заинтересованы, готовы меняться, то да. У психологов есть такая история, когда мы работаем с семьями, то говорим, что ребёнок – это «симптом». Если в семье ярко выражена агрессия, есть какие-то трудности, то нестандартное поведение дочки или сына – сигнал. Родители не могут справиться с этим, а отражается всё на ребёнке, потому что он самый чувствительный, и у него меньше всего опыта. Он реагирует как может, приспосабливается.
Например, приходит семья и говорит: «Ребёнок меня не слушает, спорит со мной и огрызается». Начинаю общаться с мамой и понимаю, что не согласиться с ней ребёнок не имеет права. В таком случае он делает всё точно так же, но с той разницей, чтобы слушали только его. Мама, к сожалению, не понимала, что сама демонстрирует агрессивное поведение. Она считала, что в её случае это воспитание.
Многое зависит от возраста. Ко мне часто обращаются молодые девчонки от 17 до 22 лет. Они уже осознанно ко всему подходят, могут сами оплачивать свою терапию и готовы меняться. В этом возрасте молодой человек может отделиться от родителей, а в раннем – это, конечно, вклад взрослых в семью.
– В таком случае только с мамой работают или с ребёнком?
– Есть разные стратегии работы. Бывает так, что мама приходит с ребёнком, и у меня на занятии они взаимодействуют. Или отдельно мама на терапии прорабатывает свою злость, стыд или какую-то вспыльчивость, и отдельно приводят ребёнка. В зависимости от проблематики. Хотя ко мне часто обращаются мамы со словами: «Я понимаю, что в моей голове что-то не так. Помогите, я слишком сильно кричу на ребёнка». Мама замечает свою эмоциональную реакцию, осознаёт наличие проблемы и идёт к психологу. Это хороший способ. Мама с собой как-то поработала, научилась обращаться с переживаниями, и это уже влияет на семью. Бывает, пара приходит с ребёнком. Разбираешь их конфликт, понимаешь, что менять. Но иногда взрослые оказываются не готовы.
– В чём кроется причина агрессии родителей: это стресс, проблемы родом из их детства? На вашей практике, как чаще происходит?
– Если утрировано, то отчасти так и есть. Взрослый сам не знает, как ему обращаться со своей агрессией. Ко мне приходила девушка на терапию и говорила: «Меня била мама, я знаю, как мне было тяжело, поэтому своего ребёнка ни за что не стану ругать и бить». Вы не представляете, как ей было сложно от того, что в ситуации, где должна была быть какая-то адекватная реакция, даже не крик, а просто фраза «Сын, так не делай» (это же тоже некое проявление агрессии), её тормозило, она цепенела, не могла себе этого позволить, потому что для неё это травма. Такая позиция привела к тому, что сын перестал слушать её. Он знал, что мама всегда и везде добрая, чтобы он ни делал, ему всё можно. А женщину трясло, у неё глаз начинал дёргаться от того, что она не позволяла себе позлиться.
Она искала способ выражать свою злость и придумала бросать мячик в стену. Мальчик «прочитал» эту фишку таким образом: чтобы с мамой взаимодействовать, надо сделать всё, чтобы она разозлилась. Он доводил её до такого состояния, что она играла только, когда сердилась. Заметьте, ребёнок до двух лет, но он как-то это усёк и манипулировал ею. То есть это был её личный запрет на злость, который вот так проявлялся: сын не слушал, не слышал и провоцировал. По его меркам, мама начинала с ним весело играть, а по её – это было невыносимо. Представьте, мяч бросать в стену – тоже некое желание что-то побить.
– Есть ли какие-то способы, которые могут помочь маме сдержаться и не сорваться на ребёнка?
– Меня очень выручает знание возрастной периодизации. Открываем классику психологии – «Возрастная психология» (Лисина М.И.). Смотрим, что малыш умеет, как себя ведёт, как работает его мозг в том или ином возрасте, как развивается ребёнок. Сейчас много информации в сети. Важно знать своего ребёнка с психологической точки зрения.
Второй способ не сорваться – это осознание своей злости. Процесс непростой, но важно разрешить себе такую эмоцию. Например, психосоматика в этом плане ярко проявляется, когда из-за невозможности выражать какие-то эмоции, тело реагирует и болеет. При блокировке злости, чаще всего, срабатывает именно психосоматика: это боли в сердце, одышка, диабет. Можно сходить к психологу. Конечно, это не звучит, как лайфхак. Это длинный путь, и по щелчку сложно всё изменить. Я бы порекомендовала ещё почитать книгу «Эго, голод и агрессия». Она сложная, научная, но для понимания идеи, что злость – главный источник жизни – хорошая.
Если говорить про более лёгкий путь, то это замечать своё раздражение, не доводя его до злости. Свои эмоции взрослый должен научиться контролировать. Если где-то пропустили раздражение, то нужно к нему вернуться и понять, что не так. Предупредить, как я уже говорила: «Если ты не помоешь руки, то я буду сердиться». Это важно.
– Представим, что произошёл «взрыв», мама накричала. Лучшее, что она может сделать в этой ситуации: остыть, обнять, продолжить дальше, как ни в чём не бывало?
– Мне кажется, Вы правильную вещь сказали в самом начале: извиниться, если чувствуете, что перегнули палку. Второй момент – объяснить: «Ты чего-то не сделал, поэтому я разозлилась. Видишь, какая реакция получается, когда ты меня не слушаешь». То есть рассказать ребёнку, почему вы злитесь. Тогда и он будет учиться обращаться со своей эмоцией. Игнорировать не стоит, но и извиняться каждый раз тоже. Если злость оправдана, то важно держать себя до конца, не включать совесть. Это некий воспитательный момент.
Опять же можно сердиться по-разному, сказать тихим спокойным голосом: «Конфеты есть нельзя. Точка». При этом не нужно надеяться, что ребёнок услышит, он будет психовать, возмущаться, ругаться. Но себя важно держать, потому что вы правы. Воспитывать детей и давать им границы – вполне нормальный режим. Не обязательно кричать, а просто говорить про своё недовольство.
Последствия криков на детей
Если вы вдруг потеряли самообладание и накричали на ребенка, вы вероятно, почувствовали раскаяние после этого. Возможно, даже подумали, что побудило вас поступить так.
Скорее всего, у вас было много забот. Возможно, были расстроены или подавлены. Хотя вы можете понять, что именно вас взбесило, это не меняет психологического воздействия на ребенка, на которого кричали. Когда крики на ребенка стали просто дурной привычкой, как вы можете перестать кричать на вашего ребенка?
Многие дети быстро успокаиваются, когда на них кричат, но их глубинные чувства обиды и печали остаются. Обиженные чувства после того, как на них кричат, могут длиться недолго, а могут и дольше. Для некоторых детей последствия того, что на них кричат, могут длиться всю жизнь. Дети не всегда говорят о том, как им больно, поэтому вы можете даже не осознавать причиненную вами боль.
Имея лучшее понимание краткосрочных и долгосрочных психологических последствий крика на ребенка, вы даете себе возможность изменить свое общение и взаимодействие с детьми таким образом, чтобы вознаградить вас обоих. Обычно родители используют те же методы воспитания, что и их родители. Сегодня исследования направляют наше понимание того, как строить и поддерживать лучшие отношения. Если вы решили перестать кричать на своих детей и у вас возникли проблемы с нарушением шаблона, вы можете обратиться за помощью к лицензированному специалисту.
Важность моделирования здорового общения
Каковы краткосрочные психологические последствия крика на ребенка?
Есть хороший шанс, что вы заметите некоторые краткосрочные психологические эффекты крика на ребенка сразу после того, как сделаете это. Краткосрочные последствия крика включают агрессию, тревогу и уход.
Результаты исследования детей в возрасте 8-12 лет из разных стран мира показали, что дети становятся более агрессивными, когда их матери применяют телесные наказания, выражают разочарование в своих детях и кричат на своих детей. Исследование также показало, что дети испытывали более высокие симптомы тревоги, когда их шлепали и их матери выражали разочарование в них и стыдили их.
В отдельном исследовании результаты показали, что словесные оскорбления чаще проявляются в поведенческих проблемах, чем телесные наказания. Исследование также показало некоторые важные различия в том, как мальчики и девочки воспринимают словесные оскорбления. Симптомы у мальчиков, чьи родители были словесно оскорбительны, приводили к снижению самоконтроля. Для девочек, которые подвергались словесному насилию, они были более склонны реагировать с гневом или разочарованием.
Дети очень часто отражают поведение своих родителей. Если вы кричите на них, они, скорее всего, будут кричать на вас. С их точки зрения, они считают, что вы учите их тому, как вы хотите, чтобы они общались.
В зависимости от характера ребенка, вы можете не заметить увеличения агрессивности или нежелания отвечать, но вы можете заметить признаки того, что ваш ребенок отдаляется от вас. Вместо этого они могут смотреть на своих сверстников, учителей или других взрослых, которым они доверяют, а не полагаться на вас.
Исследования этих и других исследований дали четкие результаты. Взрослые, которые перестали кричать на детей, привели к тому, что дети вели себя лучше, чем дети, на которых кричали регулярно.
Каковы долгосрочные психологические последствия крика на ребенка?
Краткосрочные психологические эффекты могут побудить вас задуматься о том, как вы можете лучше реагировать на своих детей, когда вы сердитесь или разочарованы ими. Словесные оскорбления по отношению к детям могут иметь длительные последствия еще долго после того, как произошел инцидент. Согласно этому исследованию, долгосрочные психологические последствия крика на ребенка могут вызвать один или несколько из следующих симптомов:
Результаты исследования показывают, что дети склонны относиться к другим людям так же, как люди относятся к ним. Если не будет вмешательства, привычки и тенденции, которые дети развивают в результате своих детских отношений, будут следовать за ними во взрослую жизнь. Взрослые, которые отказываются перестать кричать на детей, могут заставить их запугивать других детей, потому что они, как правило, имеют искаженное представление о том, как должны выглядеть здоровые границы. Это исследование и другие подтверждают, что крик особенно вреден для детей, когда он сопровождается угрозами и оскорблениями.
Если вы думаете о своих собственных взаимоотношениях, которые сложились у вас во взрослом возрасте, если вы похожи на большинство людей, вы склонны избегать людей, которые кричат, унижают других или оскорбляют их по своей природе. Возможно, нет ничего удивительного в том, что дети реагируют точно так же. Это объясняет, почему один из долговременных психологических эффектов крика на детей заставляет их плохо воспринимать себя и испытывать трудности в социальных ситуациях.
Стратегии, которые помогут вам перестать кричать на своих детей
В целом психологические последствия крика оказывают негативное и длительное воздействие на детей. Старайтесь не быть слишком суровым к себе, если вы иногда кричите. Подумайте о том, чтобы пойти к ребенку вскоре после того, как вы закричите, объяснить, что вас расстроило, и извиниться. Если вы постараетесь перестать кричать, то в будущем подобных ситуаций будет меньше, а это значит, что вам придется меньше извиняться. Дополнительное преимущество извинений заключается в том, что они дают вам возможность смоделировать поведение, демонстрирующее, как ребенок может предпринять шаги для восстановления отношений, которые он может повредить в какой-то момент.
К счастью, есть много вещей, которые вы можете попытаться предотвратить от того, чтобы кричать на детей. Было бы полезно обратить внимание на одну или две из них и практиковать их на регулярной основе. Это хороший способ развить новые привычки.
Знание того, что вы боретесь в этой области, дает вам хорошую возможность лучше войти в контакт со своими эмоциями. Если вы чувствуете, что ваш гнев или разочарование нарастают, подумывали ли вы о том, чтобы дать себе тайм-аут, а не ребенку? Проведя несколько минут в другой комнате, вы сможете успокоиться и ответить ребенку так, как вам хочется.
Еще одна замечательная идея — научить своих детей различным типам эмоций. Маленькие дети обычно хорошо реагируют на чтение книг на тему эмоций, особенно когда вы читаете вместе.
Совместное чтение книг — это приятное занятие, которое дает каждому возможность поделиться своими мыслями.
Зрительный контакт может быть мощным средством взаимодействия между взрослыми и детьми. Некоторые дети пугаются, когда взрослые говорят с ними с такой высоты. Некоторые дети будут лучше реагировать, если вы сможете опуститься на уровень их глаз.
Когда раздражающее поведение выходит на поверхность, например, нытье или истерики, игнорируйте его, до тех пор, пока поведение не опасно.
Попытайтесь вспомнить, что дети не любят быть пристыженными или смущенными не больше, чем взрослые. Говоря с ними о плохом выборе, который они сделали, полезно поощрять двустороннее взаимодействие. Это нормально, чтобы быть прямым о типе ошибок, которые они сделали, но сделать это таким образом, чтобы помочь им сохранить некоторое чувство собственного достоинства и позволить им иметь немного вклада тоже.
Хвалите их за уважительный диалог, поведение и умение решать проблемы. Такое поведение может просто вернуться к ним в значимый момент их жизни.
Напомните себе, что дети все еще учатся жизни. Они обязательно будут совершать ошибки.
Если вы все еще пытаетесь держать свой гнев под контролем в присутствии детей и готовы работать с психотерапевтом, который поможет вам достичь ваших целей. Это хорошо, никогда не поздно предотвратить психологические последствия крика на ребенка.
Если вы новичок в онлайн-терапии, вы можете задаться вопросом, так ли она эффективна, как традиционная терапия. Вы не одиноки, и исследователи изучают этот вопрос уже довольно давно. Одним из наиболее распространенных видов терапии является когнитивно-поведенческая. Именно здесь вы и ваш психотерапевт рассматриваете нездоровые, бесполезные модели мышления и поведения и адаптируете их к здоровым, полезным. Это может быть один из видов терапии, который вы бы использовали, чтобы лучше выразить свой гнев или разочарование. КПТ(когнитивно-поведенческая терапия) также является одной из наиболее хорошо изученных форм онлайн-терапии. 2500 исследований в совокупности говорят о том, что онлайн КПТ так же эффективен, как и традиционный персональный.
Онлайн-терапия также имеет некоторые большие преимущества. Если вы родитель, вы, вероятно, довольно заняты. Онлайн-терапия более гибкая. Вы можете проводить терапию в комфорте собственного дома, если у вас есть безопасное подключение к интернету. Онлайн-терапия также, как правило, дешевле традиционной терапии.