если нет транспортной накладной на товар какие последствия
Отсутствие у покупателя товарно-транспортной накладной на вычет НДС не влияет
Cергей Рюмин, управляющий партнер ООО «КАФ “ИНВЕСТАУДИТТРАСТ”»
Вопрос о возможности принятия к вычету сумм НДС, уплаченных по приобретенным товарам, по которым отсутствует товарно-транспортная накладная № 1-Т (ТТН), продолжает волновать налогоплательщиков, несмотря на многочисленные разъяснения Минфина России. Дело в том, что до недавнего времени у чиновников не было единого мнения по поводу того, в какой ситуации наличие ТТН является обязательным – когда товар доставляет специализированный перевозчик, организация-продавец или сам покупатель. По-видимому, нет его и сейчас. (Письмо Министерства финансов РФ от 30.10.12 № 03-07-11/461)
Что только обиженные налогоплательщики не пытались сделать, чтобы раз и навсегда решить вопрос об использовании товарно-транспортной накладной в качестве документа, подтверждающего налоговый вычет по НДС, и избавиться от надуманных претензий налоговиков.
Некоторые компании даже пытались признать недействующим абзац 3 пункта 6 Инструкции о порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом (утв. Минфином СССР, Госбанком СССР, Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР, Минтрансом РСФСР от 30.11.83 № 156, № 30, № 354/7, № 10/998; далее – Инструкция). Именно на него так любили ссылаться налоговики в сво-их решениях, ведь в нем говорится следующее: «Товарно-транспортная накладная является единственным до-кументом, служащим для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителей и оприходования их у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета».
Однако Верховный суд РФ в своем решении от 26.08.09 № ГКПИ09-589 (оставленном в силе определением кассационной коллегии ВС РФ от 10.11.09 № КАС09-515) не поддержал заявителя. Судьи признали Инструкцию достаточным документом для целей бухгалтерского учета указанных хозяйственных операций, отметив, что иной унифицированной формы первичной документации по учету движения ТМЦ при перевозке груза автомобильным транспортом и учету работы перевозчика действующим законодательством не предусмотрено.
Одновременно суд дал оценку товарной накладной по форме № ТОРГ-12 и указал случаи ее применения. Она необходима для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Разделы, позволяющие учесть движение ТМЦ, транспортные работы и расчеты за перевозку, в ней отсутствуют. Поэтому суд посчитал, что ТТН и товарная накладная по форме № ТОРГ-12 не являются равнозначными документами для списания и оприходования ТМЦ, так как их применение зависит от факта осуществления перевозок.
Из комментария суда становится понятно, что составляемая продавцом товарная накладная (форма № ТОРГ‑12) – первичный документ, вполне достаточный для оприходования и учета товара покупателями.
Признали это и сами налоговики, причем на самом высоком уровне (письмо ФНС России от 18.08.09 № ШС-20-3/1195). В данном письме сказано, что товарно-транспортная накладная по форме № 1-Т не является единственным документом, на основании которого грузоотправитель может списать товары, а грузополучатель – оприходовать их. Эти функции может выполнять и товарная накладная по форме № ТОРГ‑12. В письме УФНС России по г. Москве от 25.02.09 № 16-15/016352 налоговики также соглашаются с тем, что у налогоплательщика (организации-покупателя, которая не оплачивает транспортировку товаров) есть право выбора документа для отражения в учете стоимости приобретенных товаров (товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т) либо товарная накладная (форма № ТОРГ‑12)).
Однако, несмотря на такую благосклонность в письмах, на практике инспекторы чаще всего поступали с точностью до наоборот. И судя по комментируемому письму Минфина России, такая порочная практика применяется налоговыми органами до сих пор.
Если покупатель не заказывает перевозку
В комментируемом письме специалисты финансового ведомства заняли вполне предсказуемую позицию, защитив интересы добросовестных налогоплательщиков.
Они указали, что налоговые вычеты по НДС, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (п. 1 ст.172 НК РФ).
На основании постановления Госкомстата России от 25.12.98 № 132 для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации используется товарная накладная по форме № ТОРГ-12, содержащаяся в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций. Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.97 № 78, товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т), утвержденная данным постановлением, была предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом. Таким образом, в случае принятия товаров на учет на основании товарной накладной по форме № ТОРГ-12 налогоплательщиком, не являющимся заказчиком перевозки, отсутствие у него товарно-транспортной накладной по форме № 1-Т не может служить причиной для отказа в применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по приобретаемым товарам. Иными словами, не важно, каким транспортом доставлен товар покупателю – непосредственно принадлежащим продавцу или же нанятому им, покупатель не обязан иметь в таких случаях ТТН, так же как и при самовывозе. А значит, требовать ее для подтверждения вычета НДС неправомерно.
Этот вывод в полной мере соответствует сложившейся арбитражной практике по данному вопросу. Арбитры в большинстве своем не поддерживали налоговиков, когда покупатель не являлся участником договора перевозки, указывая на неправомерность требования от него именно ТТН по форме № 1-Т*.
* См., например, постановления ФАС Московского от 17.04.07 № КА-А40/2560-07, Восточно-Сибирского от 13.08.07 № А19-23956/06-33-Ф02-3727/07, Поволжского от 25.09.08 № А57-23539/07, Северо-Западного от 12.04.10 № Ф07-2695/2010, Волго-Вятского от 11.01.10 № А17-7071/2008 округов и др.
В то же время были и противоположные решения арбитров в пользу налоговиков (например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.06.09 № А19-4266/08-57- Ф02-2799/09 и от 22.04.09 № А33-15871/07-Ф02-1583/09).
Единство в правоприменительную практику по этому вопросу было внесено постановлением Президиума ВАС РФ от 09.12.10 № 8835/10. В нем говорилось, что в условиях отсутствия у покупателя договора перевозки автотранспортом для подтверждения правомерности вычетов по НДС представление ТТН не обязательно.
Между тем эта транспортная накладная подтверждает заключение договора перевозки груза (ч. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 8 Устава автомобильного транспорта, п. 6 постановления № 272). Следовательно, если у покупателя нет заключенного договора перевозки груза, то у него не может и не должно быть и транспортной накладной. При заключении же договора перевозки автоматически предполагается наличие транспортной накладной, которая необходима заказчикам перевозки для отражения транспортных расходов по договору перевозки. При этом, по мнению контролирующих органов, использование транспортной накладной не исключает также и применение накладных по формам № 1-Т и № ТОРГ-12 (письма Минфина России от 22.12.11 № 03-03-10/123, от 17.08.11 № 03-03-06/1/498, от 16.08.11 № 03-03-06/1/487, ФНС России от 21.03.12 № ЕД-4-3/4681).
В связи с этим изложенные в комментируемом письме положения, подтвержденные арбитражной практикой, продолжают оставаться актуальными.
Причем они в полной мере могут быть распространены и на оценку обоснованности требований налоговых органов о предоставлении новой транспортной накладной по форме, утвержденной постановлением № 272, для целей вычетов НДС по товарам.
Расходы на перевозку: транспортной накладной лучше не пренебрегать!
Бывает, что в транспортной накладной есть ошибки или накладной и вовсе нет. В подобной ситуации расходы на перевозку грузов все равно можно учесть, используя другие документы.
Такую выгодную для организаций позицию ФНС в этом году высказала уже дважды. Но это не повод притупить бдительность! Риски для фирмы все равно есть.
Транспортную накладную можно заменить другими документами
В письме от 19.04.2021 № СД-4-2/5238@ специалисты ФНС выстроили такую цепочку рассуждений.
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Второе условие выполняется, если есть документы, оформленные в соответствии с российским законодательством, и (или) бумаги, косвенно подтверждающие произведенные расходы.
Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Так сказано в пункте 2 статьи 785 Гражданского кодекса РФ и части 1 статьи 8 Устава автомобильного транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ). Последний НПА гласит, что форма и порядок заполнения ТН устанавливаются правилами перевозок грузов.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2200, в нем же содержится и форма транспортной накладной (Приложение № 4). Соответственно, ТН является документом, оформленным в соответствии с законодательством нашей страны.
Таким образом, по смыслу статьи 252 Налогового кодекса, иные бумаги при отсутствии транспортной накладной можно расценить как документы, косвенно подтверждающие произведенные расходы.
Основанием для отражения затрат на перевозку грузов являются первичные учетные документы. Это следует из статьи 313 НК РФ.
Транспортная накладная принимается к бухгалтерскому и налоговому учету при правильном заполнении раздела 16 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». А если данный раздел не заполнен? Тогда ТН в «прибыльных» целях все равно имеет значение.
Однако для отражения в бухгалтерском и налоговом учете затрат на перевозку потребуется дополнительный первичный документ, отвечающий требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Читайте в Бераторе
Налоговики сослались и на пункт 20 Постановления Пленума ВС РФ от 26.06.2018 № 26, где сказано: отсутствие, ошибочность и утрата ТН сами по себе не являются основанием для признания договора перевозки незаключенным или недействительным.
В подобной ситуации наличие между сторонами договорных отношений можно подтвердить иными доказательствами.
Перечень подтверждающих документ не установлен
В другом недавнем письме (от 20.02.2021 № СД-3-3/1280@) ФНС также подчеркнула – НК РФ не устанавливает конкретный перечень документов, подтверждающих произведенные расходы в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 252. А значит, организация не ограничена в вопросе обоснования правомерности учета затрат.
Несоответствие транспортной накладной форме из Постановления № 2200, действующей с 01.01.2021, не может являться достаточным основанием для признания расходов неподтвержденными. Издержки в «прибыльных» целях удостоверяются совокупностью бумаг – договорами, товарными накладными, счетами-фактурами, платежками и др.
Отметим, что еще совсем недавно ФНС России была настроена не столь лояльно.
Контролеры указывали, что ТН является частью документов договора перевозки грузов в целях подтверждения расходов в рамках главы 25 Кодекса (письмо от 02.07.2019 № СД-4-3/12855@).
Схожим образом высказывались и представители финансового ведомства: подобные расходы подтверждает именно транспортная накладная, составление которой обязательно при заключении договора перевозки (письма от 28.08.2018 № 03-03-06/1/61110, от 15.10.2018 № 03-03-06/1/73696 и др.).
Типовой договор возьмите в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Теперь же чиновники «ослабили хватку». Видимо, далеко не последнюю роль в этом сыграла упомянутая позиция высших арбитров в пользу организаций.
Риски, если отсутствует транспортная накладная!
Во-первых, не исключены споры, если у инспекторов на местах по рассматриваемому вопросу возникнет особое мнение. А это всегда нервы и потраченное время.
Во-вторых, суды порой делают вывод о получении фирмой необоснованной налоговой выгоды, в том числе, из-за отсутствия ТН, свидетельствующих о перевозке груза контрагентом. К такому умозаключению приводят и погрешности в транспортной накладной. Наглядный пример – недавнее Постановление от 03.02.2021 № Ф06-69980/2020, где АС Поволжского округа согласился с инспекторами, что услуги по перевозке грузов в реальности предприятию не оказывались. Выявлено, в том числе, следующее:
Эти факты легли в основу вывода о создании сторонами налоговой схемы.
Еще один пример – Постановление АС ВСО от 07.08.2018 № Ф02-3292/2018, оставленное в силе Определением ВС РФ от 23.11.2018 № 302-ЭС18-18873. Выявлено, что транспортные накладные отсутствуют, а те, которые есть в наличии, не позволяют установить факт перевозки грузов. В них нет информации:
Также отсутствуют даты и сведения о времени погрузки-разгрузки, подписи ответственных лиц.
Эти и некоторые другие обстоятельства позволили суду сделать вывод, что документы оформлены исключительно для получения налоговой выгоды. О реальных хозоперациях говорить не приходится.
Конечно, если перевозка груза фикцией не была, шансы отстоять свою правоту у фирмы есть. Но стоит ли давать налоговикам лишние зацепки?
Добавим, что проверить правильность заполнения актуальной формы транспортной накладной поможет письмо Минтранса России от 26.03.2021 №Д3/6976-ИС. В нем раскрыто немало нюансов. Один из них – в строке «Лицо, от которого забирается груз» раздела 6 нужно отразить сведения о том, кто фактически отпустил ТМЦ получателю. Кто производил погрузку этих ценностей, в данном случае неважно.
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!
Как товарно-транспортная накладная может привести к многомиллионным доначислениям
Инспекция любит сделки, в которых есть транспортировка товара. Ведь перевозка оставляет документальный cлед — товарно-транспортные накладные, из которых инспекция получает много информации. Кроме того, товар привозит водитель. Если инспекция подозревает, что сделка фиктивна, и никакой перевозки на самом деле не было, она тщательно проверяет сведения в ТТН касательно груза, транспортного средства и допрашивает водителя — перевозил ли он спорный груз? И конечно, инспекция склоняет водителя к ответу «нет».
Есть пример дела, когда инспекция заподозрила фиктивность сделки и перевозки товара. Инспекция провела выездную проверку, по результатам которой установила, что:
Но это всё ладно. Мы хотим, чтобы вы обратили внимание на то, как инспекция доказывала, что в этой сделке на самом деле не было транспортировки товара налогоплательщику, хотя документы составлялись, как будто транспортировка была.
Как товарно-транспортные накладные помогли инспекции доказать фиктивность перевозки и сделки
По договору поставки товар должен был быть выбран на складе поставщика в транспорт покупателя или иной компании, с которой у покупателя заключён договор транспортно-экспедиционных услуг.
Но ни у самого налогоплательщика, ни у его поставщика не было транспорта, позволяющего перевезти товар со склада. Налогоплательщик мог бы нанять какую-либо компанию, которая перевезла бы товар. Но он этого не сделал. Во всяком случае, никаких подтверждающих это документов он не представил.
Директор налогоплательщика попытался возразить, заявив, что он из личных средств нанял грузовой транспорт, который привёз спорный товар. Ни налоговая, ни суды этому не поверили, потому что компания не компенсировала своему директору эти траты. Суды сказали:
оплата за свой счет расходов в интересах Общества его директором не согласуется с экономическими целями предпринимательской деятельности и с трудовыми отношениями, а также требованиями бухгалтерского и налогового учета.
Но самыми убойными аргументами налоговую снабдила товарно-транспортная накладная.
В ней было указано, что транспортировка осуществлялась на Volvo номер такой-то водителем таким-то (ФИО). Но согласно сведениям, которые есть в федеральном информационном ресурсе ФНС, этот номер принадлежал автомобилю марки «Тойота», и собственником её был совершенно другой человек.
Суды согласились с налоговой и оставили в силе доначисления на 16,5 млн руб.
Как ещё инспекция используют товарно-транспортные накладные, чтобы доказывать нереальность сделок?
В товарно-транспортной накладной указан водитель, который доставлял груз. Поэтому инспекция может вызвать его на допрос, что и делает при малейшем подозрении нереальности сделки.
На допросе инспекция задаёт такие вопросы и в таком количестве, чтобы в дальнейшем заявить «водитель не подтвердил факт перевозки». Например:
инспектор: вам знакома компания «Альфа»?
водитель: я не помню, я каждый месяц вожу разные товары в десятки разных компаний.
инспектор: ответьте, знакома или не знакома.
Если водитель отвечает, что не знакома, то инспектору только это и нужно. Если водитель отвечает, что знакома, инспектор начинает задавать уточняющие вопросы до тех пор, пока водитель не будет вынужден сказать, что он этого не помнит. Такой ответ будет истолкован как подтверждение нереальности перевозки.
В результате в протокол допроса заносится что-то вроде
«Компания Альфа мне незнакома, что-либо об этой компании сообщить не могу, какой груз и по какому адресу для этой компании возил, сказать не могу, добавить по этому поводу мне нечего».
Готово. У инспекции есть один аргумент в пользу нереальность сделки. Она будет собирать и другие аргументы.
Бывает, что предприниматели сами лажают, «рисуя» товарно-транспортные накладные. Например, по документам перевозились трубы длиной 8 метров, а длина кузова машины — 4 м. То есть груз банально не влезет в машину.
Или согласно товарно-транспортной накладной автомобиль перевозил груз намного больше массы, чем этот автомобиль в принципе может перевести. Например, грузоподъёмность газели — полторы тонны, а в ТТН сказано, что автомобиль перевозил груз весом 10 тонн. Для инспекции это — однозначный сигнал, что никакой перевозки не было.
Или происходит так, как получилось в описанном деле — указали номер совершенно другого автомобиля другой марки.
Выводы
Признать сделку фиктивной инспекция может через оспаривание перевозки груза.
Перевозка груза — это операция, которая оставляет документальный след и в которой участвует водитель. Это даёт инспекции возможность проанализировать ТТН и допросить водителя, выискивая противоречия с целью поставить сделку под сомнение.
На допросах инспекторы задают вопросы так, чтобы добиться ответа, который можно истолковать как «компания мне незнакома, груз не перевозил».
Случается, что бизнесмены, создавая фиктивные ТТН, допускают нелепые ошибки, из-за которых фиктивность ТТН становится очевидной.
Как заполнить транспортную накладную
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Новый бланк транспортной накладной применяют с 1 января 2021 года. Оформлять его должны все три стороны сделки по перевозке товаров: отправитель, перевозчик и получатель, а иногда еще и экспедитор. Расскажем, что изменилось в бланке и как его заполнять.
Что нового в транспортной накладной в 2021
Обновленную накладную применяют с начала 2021 года. Она утверждена постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200, бланк есть в Приложении № 4. В нем появились новые графы.
В течение 2021 года накладную составляют в бумажном виде, а с начала 2022 года появится формат электронного документа, ожидается его утверждение от ФНС, Минтранса и Минцифры.
Когда заполняют транспортную накладную
С помощью транспортной накладной оформляют перевозки товаров на автотранспорте по РФ. Это первичный документ, который подтверждает расходы на доставку груза, в нем же оговариваются условия доставки.
Если водитель везет на своем авто груз, он обязан иметь при себе транспортную накладную и предъявлять ее по требованию сотрудникам Госавтоинспекции. Если накладной на груз у водителя нет, он рискует получить штраф 500 рублей (ч. 2 ст. 12.3 КоАП РФ).
Накладная нужна в двух случаях:
Накладную не оформляют в таких ситуациях:
Кто отвечает за оформление документа
Транспортную накладную оформляет заказчик перевозки — грузоотправитель или экспедитор. Но вообще, стороны при составлении договора перевозки могут решить, кому поручить оформление накладной, это может быть и перевозчик. А если груз перевозят для личных или семейных нужд, то составить бумагу тоже может перевозчик.
Сколько экземпляров нужно
В заполнении бумаг участвуют три стороны: отправитель груза, перевозчик и получатель. Каждый из них вносит свои сведения на своем этапе работы. Поэтому бумажные ТН составляют в трех экземплярах, чтобы у каждой стороны был свой оригинал. Каждый из них должны подписать все стороны. Изначально, при отправке груза, накладная заполняется не полностью, сведения в некоторые разделы добавляются в процессе доставки и при передаче груза в конце доставки.
Еще один нюанс: если партия груза не вошла в одну машину, а распределилась по 2 и более машинам, на каждое авто нужно составить отдельный документ в трех экземплярах. Водитель каждой машины будет заполнять часть данных в своих бланках. Но если один автомобиль везет несколько заказов, на них можно составить единый документ.
Как заполняют транспортную накладную
Есть требования к накладной, которые делают ее действительной (основаны на Правилах перевозок груза автотранспортом, Письме Минтранса РФ от 26.03.2021 № Д3/6976-ИС).
Для подтверждения расходов указывают дату, сведения обо всех сторонах, стоимость перевозки. В разделах 6, 7, 15, 16 указывают должности ответственных лиц, имена и подписи.
В накладной не обязательно ставить печать, но если поставите — это ни на что не повлияет.
Если строка не заполняется из-за отсутствия сведений, в ней ставят прочерк. Можно не заполнять разделы с пометкой «при необходимости».
Накладную можно начать заполнять ручкой с синими или черными чернилами, а еще с помощью компьютера и распечатать экземпляр для грузоотправителя с уже заполненными полями. Далее можно продолжить заполнять документ ручкой.
Как грузоотправитель заполняет транспортную накладную
Отправлять груз могут поставщик, покупатель или экспедитор. Иногда покупатель становится и отправителем, и получателем груза.
Шапка: вносится день заполнения, номер ТН и экземпляра, указывается день доставки и номер заявки на доставку.
Раздел 1. Имя заказчика или название организации, контакты и другие данные. Если экспедитор платит за доставку, он считается грузоотправителем, тогда ставит галочку в соответствующем поле.
Раздел 2. Заполняется по аналогии с Разделом 1, но с указанием сведений о грузополучателе.
Раздел 3. Раздел обширный, в него вносят сведения о грузе: название груза, число грузовых мест, масса, размеры, опасные вещества, если есть, стоимость. Данные об объявленной ценности берут из товарной накладной или УПД.
Раздел 4. Здесь приводят реквизиты отгрузочных документов, которые прилагаются к накладной, чтобы избежать сомнений налоговой в реальности сделки.
Раздел 5. Здесь пишут сроки доставки, температурный режим и другие требования при обращении с грузом. А еще вносят сведения об автомобиле, который будет везти груз.
Раздел 6. Сюда вписывают сведения о лице, которое передает груз перевозчику, адрес, день и время погрузки. Затем добавляют фактические данные по итогам погрузки, описывают. Фиксируют состояние груза, вес, число грузомест. Причастные к погрузке ставят свои подписи под разделом.
Раздел 7. Сюда вносят адрес, дату и время доставки.
Раздел 15 и раздел 16. Здесь нужны должность, имя и подпись.
Как перевозчик заполняет накладную
Раздел 6 и раздел 7. Подписывает водитель перевозчика.
Раздел 8. Сюда перевозчик вписывает плату за хранение на складе, штраф за задержку вывоза и пр.
Раздел 9. Здесь указывают дату заказа, имя, должность принявшего заказ и его подпись. В течение трех дней после этой даты перевозчик должен рассмотреть заявку.
Раздел 10. Указывают имена и контакты перевозчика и его водителя.
Раздел 11. Данные о машине и тип владения: в собственности, в аренде или лизинге.
Раздел 12. Раздел для комментариев.
Раздел 13. Номер, дата и период действия разрешения на транспортировку, сведения о маршруте — если везем опасные или крупногабаритные грузы, режим работы водителя.
Раздел 14. Если меняется адрес доставки, водитель вносит сюда новый.
Раздел 15. Нужна подпись.
Раздел 16. Стоимость услуги доставки, провозную плату и метод расчета, расходы на перевозку, НДС. Также сюда вписывают название, адрес и банковские реквизиты сторон, ставят подписи ответственных лиц.
Как грузополучатель заполняет накладную
Раздел 7. Получатель принимает груз, осматривает его и затем в присутствии перевозчика вносит следующие данные в бумаги:
Раздел 17. Если у любой из сторон возникают претензии к провозу или состоянию груза, сюда вписывают замечания. Если замечания обширные, то составляют акт с перечислением претензий, а в 17 раздел вносят только номер акта и поясняют, что замечания приведены в нем.
Как исправить ошибку в транспортной накладной
Если допустили ошибку при заполнении документа, не нужно все переписывать. Можно сделать исправление прямо в бумажном бланке:
Не нужно закрашивать текст с ошибкой с помощью белил или заштриховывать его полностью — это может стать основанием для претензии от контролирующих органов.
Что значит накладная для бухгалтерского учета
ФНС предупреждает, что транспортная накладная подтверждает расходы на доставку в бухгалтерском и налоговом учете, только при условии, что раздел 16 о стоимости услуг и порядке расчета заполнен верно. Если раздел пуст или в нем есть ошибки, то понадобится другой учетный документ (письмо ФНС от 19.04.21 № СД-4-2/5238@ и от 20.02.21 № СД-3-3/1280@).
Минфин считает, что транспортная накладная для подтверждения договора о доставке необходима. Но суды считают, что из-за отсутствия накладной нельзя признать договор перевозки недействительным — просто нужны другие доказательства. ФНС учла мнение Верховного суда и нормы ст. 252 НК РФ и решила, что при отсутствии транспортной накладной или при неверном заполнении организация или ИП могут представить другие документы, которые косвенно подтверждают расходы. Это могут быть договоры, счета-фактуры, платежки, товарные накладные.
Чтобы упростить учет и работу с первичными документами, подключите веб-сервис Контур.Бухгалтерия. В системе легко вести бухгалтерский и налоговый учет, обмениваться документами, рассчитывать налоги и зарплату, автоматически формировать отчетность и отправлять ее через интернет. Все новички могут бесплатно тестировать систему 14 дней.