если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Сенсорная алалия глазами нейропсихолога

Cенсорная алалия менее изучена по сравнению с моторной. Количество детей с сенсорной алалией невелико, а дифференциальная диагностика достаточно сложна. Основной симптом при сенсорной алалии – нарушение понимания обращенной речи. Основной дефицит – недостаточность слухоречевого анализатора.

Важно понять, что при сенсорной алалии слух ребенка сохранен (либо его недостаток не является определяющим для клинической картины). Поэтому при обращении ребенка с ЗРР на консультацию специалист всегда должен исключить нарушения физиологического слуха (дети с сенсорной алалией и глухие могут быть похожи по своему поведению). Ученые отмечают, что исследование слухового анализатора у ребенка с сенсорной алалией обнаруживает истощаемость данной функции: отмечается неполноценность слухового анализа и синтеза, сигналы одинаковой частоты и громкости то воспринимаются, то не воспринимаются, обработка сигнала замедлена. Дети не проявляют интереса к речи, быстро отвлекаются. Хотя бывают дети с сенсорной алалией, которые устойчиво проявляют интерес к музыке, и нарушение слухового восприятия касается лишь речевых стимулов.

Фундаментальные понятия, касающиеся алалий и афазий, были выделены в 60-70-х годах XX века, и с тех пор не открыто ничего принципиально нового.

Понимание обращенной речи может быть нарушено на разных уровнях. Некоторые исследователи (например, доктор наук, нейропсихолог Т.Г. Визель) разделяют слуховую речевую агнозию как более элементарное нарушение (страдает вторичная височная кора левого полушария и миелинизация проводящих путей слухового анализатора происходит с задержкой) и сенсорную алалию – как языковое (ассоциативная кора).

В то же время профессор, нейрофизиолог Н.Н. Трауготт «допускала возможность идентифицировать корковую форму нейросенсорной тугоухости с сенсорной алалией». То есть включала слуховую речевую агнозию в состав сенсорной алалии. Той же точки зрения придерживалась профессор кафедры психопатологии и логопедии института им. Герцена В.К. Орфинская. Поскольку Орфинская не успела дописать свою монографию, Н.Н. Трауготт старалась популяризировать ее исследования и классификацию, включающую 12 видов афазий и алалий. Лингвистическая классификация Орфинской дала возможность разделить расстройства речи на основе последовательности формирования речи в онтогенезе.

В зависимости от механизма нарушения проявления сенсорной алалии и ее степень могут быть различными: от полного отсутствия речи до фразовой речи с нарушением лексики, грамматики и эхолалиями. По моим наблюдениям, у детей с сенсорной алалией с «более высоким» уровнем нарушения понимания речи, когда нарушается семантика, привязка смысла слова как вербальной оболочке – по АСВП (акустическим стволовым вызванным потенциалам) чаще всего не будет обнаружено выраженных затруднений в проведении сигнала по проводящим путям. А в случае нарушения более элементарного уровня – слуховой речевой агнозии – на АСВП будет видно замедление проведения импульса в кору.

Также по моим наблюдениям, у детей с сенсорной алалией чаще в анамнезе встречается асфиксия, обвитие пуповиной, что, вероятно, приводит к более грубым повреждениям нервной ткани. При моторной алалии чаще наблюдается гипоксия, венозная дисгемия, повышенное ВЧД, нарушение венозного оттока. Однако, я не врач, и это лишь мои субъективные наблюдения.

Читайте также:

Если вам требуется консультация логопеда или нейропсихолога, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или пишите нам в мессенджеры:

Источник

Сенсорная алалия: основные симптомы, причины и коррекция

Что такое сенсорная алалия

Сенсорная алалия (СА) – это патологическое состояние, один из вариантов речевого дизонтогенеза, который обусловлен расстройством слухового восприятия, при этом физический слух сохранен. В МКБ-10 сенсорной алалии соответствует термин «расстройство рецептивной речи». При этом доля пациентов, страдающих этим речевым расстройством, составляет всего 10%, тогда как моторная алалия встречается значительно чаще – в 90% случаев (исходя из общей структуры системного недоразвития речи).

Сенсорная алалия возникает из-за поражения височных долей, расположенных в левом полушарии головного мозга (центр Вернике). Характеристика нарушения заключается в затруднении сопоставления визуальной картинки и звукового обозначения. То есть, ребенок все слышит, но не понимает.

При обследовании сенсорных алаликов уточняется анамнез, состояние речевого и акустического гнозиса.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Причины появления патологии

Несформированность импрессивной речи вызвана органическим поражением зон мозга, которые ответственны за анализ речевых звуков. Недоразвитие речи развивается на фоне поражения центра Вернике, расположенного в задней трети верхневисочной извилины левого полушария.

Есть несколько основных причин развития этого речевого расстройства:

Как показывает практика, появление данного речевого расстройства крайне редко обусловлено каким-либо одним фактором. В большинстве случаев речь идет о совокупности причин, включая внутриутробные, интранатальные и постнатальные патологии.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Основные симптомы сенсорной алалии

Симптоматика нарушения зависит от степени тяжести этой патологии. Детям может быть доступно понимание определенных слов и ситуативной речи. При этом, если это же слово малыш слышит в незнакомой обстановке, то он перестает его понимать. В более тяжелых случаях ребенок может вообще не воспринимать любые звуковые раздражители, не реагировать даже на собственное имя.

Основные симптомы сенсорной алалии:

Также у детей с сенсорной алалией наблюдается нарушение концентрации внимания. Из-за того, что ребенок не понимает обращенную к нему речь, он быстро теряет интерес к каким-либо занятиям. Все это сопровождается переменами в настроении, ребенок может вести себя достаточно агрессивно, не желая идти на контакт со взрослыми и сверстниками.

Диагностика сенсорной алалии

У сенсорных алаликов достаточно звонкий голос, при этом у некоторых детей диагностируется логорея. Речь ребенка становится похожа на своеобразный «словесный салат», в котором намешаны обычные и зачастую бессмысленные слова, могут быть перепутаны слоги. Может встречаться контаминация – объединение разных слов в одно.

При анализе анамнеза специалист должен внимательно изучить симптоматику, ведь зачастую это речевое расстройство путают с аутизмом и нарушением слуха. Но есть серьезные различия, которые позволяют отличить сенсорных алаликов от слабослышащих детей:

Диагностика сенсорной алалии обязательно подразумевает неврологическое обследование. Как правило, специалист назначает электроэнцефалограмму, магнитно-резонансную терапию и эхоэнцефалограмму, которые позволяют определить характер и степень повреждения функций головного мозга.

Для исключения тугоухости проводится исследование слуховой функции.

Назначается компьютерная аудиометрия, отоскопия и другие исследование. Обязательно участие нейропсихолога, который анализирует поведение ребенка, а также исследует состояние слухоречевой памяти.

После проведения всех исследований и получения результатов диагностики, свое обследование начинает логопед. Выясняются особенности раннего речевого развития малыша. Тщательно оценивается импрессивная речь, т.е. ребенка просят повторить слова, указать на предмет, который озвучивает специалист (установление связи между словом и предметом).

Источник

Что такое сенсомоторная алалия? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Гавриловой Татьяны Алексеевны, детского невролога со стажем в 20 лет.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалииесли ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Определение болезни. Причины заболевания

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Основные факторы развития заболевания:

В 100 % случаев сенсомоторная алалия сопровождается нарушением умственного развития. Даже комплексный подход к реабилитации не гарантирует положительный прогноз: всё зависит от начала лечения.

К коррекции данного состояния необходимо приступить как можно раньше — в возрасте 3-4 лет. При отсутствии своевременного лечения у многих детей в дальнейшем формируется умственная отсталость и обучение возможно только в условиях коррекционной школы.

Симптомы сенсомоторной алалии

Основные проявления заболевания:

У ребёнка с сенсомоторной алалией также могут встречаться дополнительные проявления заболевания:

Патогенез сенсомоторной алалии

Особенность патогенеза данного речевого нарушения заключается в том, что оно формируется при единовременном поражении практически всех отделов головного мозга, ответственных за речь:

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

При гипоксически-ишемическом поражении головного мозга от нехватки кислорода часть нейронов в речевых зонах погибает, а часть повреждается и работает недостаточно активно. В результате речевые зоны не в состоянии приобретать навыки.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

При гидроцефалии избыточное давление жидкости сдавливает различные отделы мозга и белого вещества, что приводит к атрофии коры головного мозга или истончению проводящих путей (нарушена миелинизация — процесс покрытия отростка нервных клеток особой миелиновой оболочкой ). На МРТ головного мозга в таких случаях расширена желудочковая система (внутренняя гидроцефалия) или отмечается скопление ликвора в области лобных и височных долей головного мозга (наружная гидроцефалия). У многих детей гидроцефалия смешанная.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

При тяжёлых родовых травмах или черепно-мозговых травмах в результате кровоизлияния или механического нарушения повреждаются отделы мозга, отвечающие за речевую функцию. Происходит гибель значительного числа нервных клеток с формированием большой порэнцефалической кисты. Данная киста представляет собой место гибели нервных клеток, заполненное ликвором (спинномозговой жидкостью).

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Классификация и стадии развития сенсомоторной алалии

Сенсомоторная алалия является алалией смешанного типа. Она включает в себя сразу две формы алалии: расстройство развития экспрессивной и рецептивной речи.

Моторная (экспрессивная) алалия — это системное недоразвитие экспрессивной (разговорной) речи, связанное с органическим повреждением центра Брока и моторных зон, управляющих речевой мускулатурой. Для этой формы алалии характерна недостаточ ная сформированность речевых навыков. 

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Сенсорная (имперссивная) алалия — это нарушение речи, связанное с повреждением центра Вернике. При такой патологии речеслуховой анализатор работает неправильно, в результате чего ребёнок не понимает то, что ему говорят.

Осложнения сенсомоторной алалии

Без своевременно начатой комплексной реабилитации высока вероятность того, что у маленького пациента с сенсомоторной алалией сформируется грубая задержка психоречевого развития. Ребёнку с этим нарушением трудно запоминать правила игры и концентрироваться на чём-либо, у него отсутствует познавательная активность, словарный запас остаётся очень скудным. Со временем отсутствие психоречевого развития может привести к дезадаптации и даже умственной отсталости.

У некоторых детей с сенсомоторной алалией при появлении речи выявляется заикание. Оно не является осложнением заболевания — это последствие тотального поражения речевых зон головного мозга.

Диагностика сенсомоторной алалии

Так как дети с сенсомоторной алалией не выполняют просьбы и не обращают внимания на речь, то в первую очередь им необходима консультация сурдолога для исключения задержки развития в результате снижения слуха.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Для уточнения причины заболевания и назначения лечения детский невролог проводит опрос родителей, уточняет акушерский анамнез (историю), знакомится с медицинской документацией ребёнка и ранее проведёнными исследованиями.

План обследования может включать:

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Чтобы вовремя выявить сенсомоторную алалию и приступить к лечению, родители должны наблюдать за развитием речи у ребёнка. К специалистам необходимо обратиться в том случае, если ребёнок в 2 года:

Лечение сенсомоторной алалии

Также для реабилитации пациентов с сенсомоторной алалией прибегают к занятиям в аудио-тренажёре, логопедическому массажу, микротоковой рефлексотерапии, нейрокоррекции и лекарственной терапии.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

При сенсомоторной алалии проводится активизация различных речевых зон головного мозга:

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Важно помнить, что лекарственные препараты не улучшают работу конкретной речевой зоны головного мозга — они могут улучшать работу мозга в целом. Любые лекарства должен назначать только невролог, самолечение недопустимо.

Прогноз. Профилактика

Мозг ребёнка пластичен и обладает высокими восстановительными способностями. Хотя погибшие клетки уже не восстановятся, сохранившиеся нейроны, расположенные рядом с местом повреждения, могут взять на себя функцию погибших клеток. Однако высокая восстановительная способность детского мозга с возрастом снижается. Поэтому чем раньше начата комплексная медико-педагогическая реабилитация, тем выше вероятность развить речь и догнать сверстников в развитии.

Важно, чтобы ребёнок научился общаться до школы. Это позволит ему усваивать учебный материал. Вовремя развить речь удаётся примерно 40 % детей с алалией.

При отказе родителей от реабилитации в надежде на самопроизвольное развитие речи заболевание сохраняется, в ряде случаев оно приводит к умственной отсталости. В дальнейшем ребёнок испытывает существенные трудности в обучении либо даже вынужден обучаться в коррекционной школе.

Удастся ли ребёнку освоить письменную речь, также зависит от возраста начала реабилитационных мероприятий и от степени умственной отсталости. В самых тяжёлых случаях помогает система альтернативной коммуникации — PECS. Она позволяет ребёнку общаться без помощи речи: предъявляя визуальные картинки вместо слов и даже составляя из них предложения. Российские логопеды фактически модифицировали эту систему и используют карточки PECS как начальный этап для развития фразовой речи. В этому случае карточки выступают в качестве визуальной подсказки: какие слова, в каком порядке нужно произносить в предложении.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии

Профилактика сенсомоторной алалии:

Источник

Дифференциальная диагностика первичных нарушений речевого и психического развития

Дифференциальная диагностика первичных нарушений речевого и психического развития.

Дифференциальная диагностика безречевых детей

Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности, что обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов.

Действительно, иной раз бывает трудно выделить первичное нарушение и вторичные проявления. Для этого, как правило, требуется дополнительное динамическое изучение. Наибольшие трудности представляет дифференциальная диагностика сенсорной алалии и интеллектуальной недостаточности; моторной алалии, разнообразных задержек речевого развития и интеллектуальной недостаточности; анартрии и интеллектуальной недостаточности при ДЦП; сенсорной алалии, интеллектуальной недостаточности и аутизма.

При психолого-педагогическом обследовании безречевых детей необходимо следовать принципам, выявляющим возможные причины, механизм и симптоматику расстройств. Это поможет постановке правильного речевого диагноза.

Диагностику безречевыхдетей следует проводить с учетом следующих принципов:

• комплексного подхода (дает возможность прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития);

• системного структурно-динамического изучения психического развития (позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом);

• качественного анализа структуры дефекта (предоставляет материал для оценки

Логопедическое обследовании безречевых детей

Логопедическое обследование включает в себя три основных раздела:

1. Тщательное изучение условий воспитания и динамики речевого и

общего психического развития, которое проводится на основе беседы с

родителями и анализ документов о ребенке (выписка врача, характеристика

2. Логопедическое и психолого-педагогическое обследование с

подробной регистрацией вербальной и невербальной деятельности

3. Анализ и педагогическая оценка всех полученных данных.

Прежде чем начинать обследование ребенка, важно всесторонне изучить медицинскую и биографическую документацию, провести беседу с родителями о развитии ребёнка.

Условия воспитания. Где воспитывался ребенок. Каково речевое окружение: двуязычная среда, недостатки речи в семье. Получал ли логопедическую помощь, если да, то какую и в течение какого времени, каковы были результаты. Имели ли место тяжелые соматические заболевания в период раннего речевого развития. Не находился ли длительно в больницах.

Поведение. Общается ли с детьми своего возраста, младше себя, старше себя или предпочитает находиться (играть) в одиночестве. Спокойный, беспокойный, контактный, конфликтный, ласковый. Имеются ли различия в поведении дома и вне семьи.

Игры и интересы.Какие игрушки любит и как их использует: неосмысленно манипулирует попавшимися под руку игрушками, предметами; использует игрушки по назначению; организует сюжетную игру.Как относится к своим игрушкам: игрушка быстро надоедает, ребенок ломает их, предпочитает одну, любимую игрушку и т. д.Как играет: молча или сопровождает свои игровые действия различными звукосочетаниями. Желательно записать продуцированные звукосочетания, если они имеют место во время обследования ребенка, который занят игрой.

Моторное развитие. Ловкий, неловкий, обслуживает себя или нет.

Умеет ли сам застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать и завязывать шнурки. Какой рукой ест, хватает, держит карандаш. Самостоятельно ест или ребенка кормят. Хорошо ли жует пищу или «давит» ее. Как глотает, часто ли поперхивается.

Наблюдения воспитателей. Если ребенок посещает дошкольное учреждение, то узнать у родителей, какие замечания в его адрес имелись со стороны воспитателей. Как справляется с программным материалом, что особенно трудно дается. Если есть характеристика из дошкольного учреждения, то внимательно с ней ознакомиться.

Раннее речевое развитие.

Логопедическое обследование включает в себя сбор данных об особенностях доречевого, раннего речевого и психического развития ребенка до момента обследования. Опираясь на данные медицинской документации и беседы с родителями, выясняется время появления и характер крика, гуления, лепета, а затем первых слов и простых фраз.

Когда стал узнавать близких, когда стал реагировать на звук, на свое имя. Когда и как протекал период лепета (активно, неактивно и т. д.). Когда стал понимать обращенные просьбы (до года, после года): «иди ко мне», «поцелуй маму», и т. п. Что понимает из речи взрослых в настоящее время. Переспрашивает ли и как часто. Какие и когда появились первые осмысленные слова. Обратить внимание, были ли это целые слова мама, папа или только части их – «ма», «па». Имело ли место смешение лиц, окружающих ребенка (маму называл «баба», слово «ма» относил ко многим женщинам). Когда стали появляться новые слова. Как шло развитие речи после появления первых фраз (очень медленно, медленно, динамично, бурно). Когда родители заметили отставание в развитии речи.

Что в настоящее время беспокоит родителей (полное отсутствие речи, говорит только несколько слов, сильно искажает слова, мало говорит и т. д.).

При сборе анамнестических сведений обращает на себя внимание отсутствие или резкое ограничение лепета. Родители отмечают молчаливость, характеризуют детей как понимающих, но не желающих говорить. Отсутствие возможности общения родители в ряде случаев ошибочно расценивают как проявление упрямства и лени. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются

избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях общения. Первые слова появляются поздно, фразовая речь в большинстве случаев начинает формироваться только после 5–6 лет. Родители подчеркивают, что, кроме отставания в речи, дети в остальном развиваются нормально.

Особенности диагностики безречевых детей

С чего же начинать диагностику, если с большим трудом удается организовать деятельность безречевого ребенка, если его внимание крайне неустойчиво, налицо эмоциональная лабильность?

В первую очередь установить эмоциональный контакт с неговорящим ребенком, снять напряжение, развить предпосылки позитивного общения, восприятие, внимание, память, используя в течение всего дня соответствующие игры и упражнения.

Вначале необходимо понаблюдать за ребенком в игровой и бытовой деятельности.

У неговорящего ребенка необходимо уточнить состояние слуха. Это нужно для отграничения детей с сенсорной алалией от детей со сниженным слухом и преиму-щественным нарушением восприятия.

Далее следует выявить степень владения практическими навыками: самообслу-живание, бытовые действия, предметно-практическая деятельность.

Очень значимо для безречевого ребенка развитие личностных качеств — доброты, терпения, усидчивости, умения подчиняться требованиям взрослых.

Уважаемые коллеги,запомните: родители не должны доделывать или дублировать вашу работу.Их основная задача: создание необходимого эмоционального фона, формирование навыков общения, закрепление полученных умений в течение всего дня. Неговорящий ребенок должен вовлекаться в общение не только на специально организованных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке, в игре, чтобы полученные умения не были «пассивным багажом», а обеспечивали основу, на которой можно успешно строить дальнейшее обучение.

Процесс диагностирования должен быть организован таким образом, чтобы каждый безречевой ребенок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Формы общения между специалистом, проводящим обследование, и самим ребенком должны предполагать учет его минимальной реакции (улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда).

Обследование обычно не заканчивается разовой встречей с ребенком.

В арсенале специалиста, проводящего обследование, должен быть не только дидактический материал, но и различные аксессуары (бусы, шляпки, перчатки, кольца, светящиеся игрушки, фонарик) — все эти предметы помогут заинтересовать ребенка и наладить с ним контакт. Вместо муляжей лучше использовать настоящие фрукты, цветы, посуду и т. д. Необходимо применять различную стимуляцию, положительное подкрепление деятельности ребенка. Именно в атмосфере эмоционального комфорта в большей степени могут выявиться потенциальные возможности безречевых детей.

Главная задача специалиста, проводящего обследование безречевого ребенка, — правильное определение первичного нарушения, т. е. избежание диагностических ошибок.

Логопедическое обследование безречевых детей должно носить комплексный характер. Условно его можно разделить на три части.

1 часть — изучается понимание речи, обследуются состояние импрессивной речи, слуховое внимание и фонематическое восприятие.

— выявить особенности фонематического восприятия речи и понимания смыслового содержания звукового потока — семантический и эмоциональный смысл;

— уточнить наличие готовности ребенка к общению, тенденции к совершенствованию языковой системы.

• Выявление объема и точности словаря.

Задание 1. Предложите ребенку показать игрушки,например: «Покажи куклу (матрешку, мишку)».Затем видоизмените задание: «Возьми куклу (матрешку.)».

Предложите подать поочередно игрушки: «Дай мне куклу (матрешку.). Если ребенок справляется с заданием, предложите ему узнать знакомые предметы на картинке (шкаф, мяч, чашка).

Задание 2.Предложите показать обиходные предметы: стол, ложку, платье, носки.

Задание 3. Выяснение знаний слов обобщающего характера.В комнате сгруппируйте предметы по темам: одежда, игрушки.Предложите ребенку найти те или иные предметы: «Найди посуду и др.»

Задание 4. Знание частей тела (рука, голова и т. д.) и частей туловища игрушечных животных (лапа, хвост).Предложите ребенку: «Покажи свою руку», «Где лапка у зайчика?»

Задание 5. Соотнесение предметов с их назначением.Положите перед ребенком знакомые предметы: яблоко, мяч, зубную щетку.Задайте вопросы: «Чем ты играешь? Чем чистишь зубы? Что ты ешь?» Затем замените предметы на предметные картинки и повторите вопросы.

Задание 6. Выяснение объема глагольной лексики.

Разложите перед ребенком сюжетные картинки, на которых одно и то же лицо (девочка или мальчик) совершают различные действия. Предоставьте ребенку возможность рассмотреть картинки,а затем показать нужную в ответ на вопрос: «Покажи, где девочка идет (стоит, умывается и т. д.)».

Задайте вопросы к названиям изображенных на картинке действий, выраженными

возвратными глаголами: «Покажи, кто умывается (стоит, бежит)».

Положите перед ребенком две картинки с изображенными действиями в сходной ситуации.Предложите ему показать нужную в ответ на вопросы: «Покажи, кто умывается? Кто вытирается?» (ест/пьет, бежит/идет и др.).

Задание 7. Понимание названий признаков предметов.

Предложите ребенку сравнить предметы в комнате и показать их,ответив на вопросы: «Где большой стол? Где маленький? (толстая/тонкая палка, длинная/короткая лента)»;

«Какой кубик больше? Какой меньше? (карандаш длиннее/короче, пирамидка выше/ниже)»; «Где красный, синий мячик?»

• Выявление дифференциации элементарных грамматических форм.

Задание 1.Понимание форм единственного и множественного числа имени существительного: «Где кукла? Где куклы? (пирамидка/пирамидки и т. д.)»

Задание 2. Понимание предлогов,отражающих пространственные взаимоотношения: «Положи игрушку в коробку (за коробку, под коробку, перед коробкой)».

Задание 3.Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов: «Покажи, где стол? Где столик? (кукла/куколка и т. д.)».

Задание 1.Выполнение инструкции: «Закрой глаза (подними ножку, принеси кубик)».

Задание 2. Установление возможности запомнить и выполнить два действия,сформулированные в одной просьбе: «Возьми мишку и посади его на стул (подойди к столу и возьми карандаш, возьми кубики со стола и сложи их в коробку)».

• Исследование слуховых функций и фонематического восприятия.

Задание 1.Выяснение ориентировочно-поисковой позы на звучание предметов: найти

звучащую игрушку-пищалку в комнате и проследить взглядом за ее перемещением.

Задание 2.Выяснение направленности слухового внимания: с закрытыми глазами указать, откуда доносится звук, и повернуться лицом в этом направлении.

Задание 3. Узнавание и различение гласных звуков из ряда.

Произнесите ряд гласных звуков (не более трех). Предложите ребенку поднять руку (хлопнуть в ладоши, услышав определенный звук (заранее условленный).

2 часть — изучаются неречевые функции.

— определить особенности сенсомоторного и тактильного восприятия, способность к целенаправленной деятельности, степень концентрации внимания на объекте;

— в составе этих функций выделить специфические компоненты.

Задание 1. Ориентировка в окружающем пространстве.

Попросите ребенка показать «верх/низ»,а также направления: «Покажи, где группа? (окно, дверь)».

Дайте ребенку лист бумаги, свернутый в трубку («подзорная труба») и предложите, смотря в нее, разглядеть предметы на окне (шкафу, столе).

Задание 2. Ориентировка на плоскости. На глазах ребенка постройте домик из заготовленных частей (домик — квадрат, труба — прямоугольник)и предложите: «Покажи, где крыша? Где труба?»

Задание 3. Наличие праксиса позы при имитации движений (в плане общей моторики). Предложите ребенку повторить за вами отдельные движения (присесть, встать, топнуть, прыгнуть).

Задание 4. Наличие праксиса позы при выполнении проб на мелкую моторику, возможность дифференцированности движений пальцев и способности к переключению.

Повторить последовательно позы «кулачок», «крыша», «кружок», «очки».

Чередуйте по две позы: «кулак/ладонь», «ладони/лодочка».

Предложите ребенку поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки.

Задание 5. Оральный праксис.Предложите ребенку по подражанию выполнить несколько действий: улыбнуться; надуть щеки; вытянуть губы в трубочку; опустить кончик языка вниз и т. д.

Задание 6. Способность к переключению движений. Предложите ребенку повторить вслед за собой по два движения.

Задание 7.Конструктивный праксис: воспроизвести из двух, затем трех палочек фигуру по образцу, создать конструкцию по памяти.

Задание 8.Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза и последовательной реализации конструктивной деятельности: сложить разрезные картинки из 2—3 частей с прямым краем; облегченный вариант кубиков Кооса.

3 часть — изучаются невербальные компоненты коммуникации.

— выявить непроизвольные реакции и жесты, используемые в невербальном общении;

— изучить актуальные и потенциальные возможности развития общения ребенка, степень спонтанности в приобретении навыков общения.

Задание 1. Предложите ребенку поздороваться с вами за руку.

Задание 2. Реакция на незнакомого человека. В кабинет входит незнакомый ребенку человек и заводит с вами разговор.

Задание 3. Реакция на впечатление. Ребенок входит в кабинет с хорошо знакомой обстановкой. На столе находится новая яркая игрушка.

Задание 4.Способность к подражанию: предложите ребенку копировать ваши жесты и мимику.

Задание 5.Попросите ребенка показать жестом хорошо знакомые действия: пить, есть, гладить (кошку).

Задание 6. Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых жестов (да, нет, хочу, дай).

Задание 7. Без словесной инструкции предложите ребенку понять ваши жесты и выразительные движения (указательный жест, покачивание головой, жест отрицания).

Задание 8.Способность изображать и играть роль: «Полетай как птичка», «Попрыгай как зайчик», «Потопай как мишка».

Симптоматика отсутствия речи

Логопедическое обследование позволит вам выявить разные уровни понимания речи — от удовлетворительного до полного непонимания. Детям с моторной алалией, интеллектуальной недостаточностью и анартрией доступно выполнение проб, связанных с обобщением и классификацией лексического материала. У детей с моторной алалией отмечается продуцирование неясного звукокомплекса, содержание которого понятно лишь в конкретной ситуации. Наибольшие трудности отмечаются

при понимании предикатов.

Для детей с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха и моторной алалией акт предикации представляет недостаточно устойчивую вербальную единицу, не связанную со значимым компонентом данной ситуации.

У детей с сенсорной алалией, аутизмом и некоторыми сочетанными формами нарушений семантическое и смысловое понимание характеризуется крайней недостаточностью.

Слабослышащие дети и дети с сенсорной алалией при восприятии речи опираются на мимику, жест и интонацию взрослого. На способность понимания речи слабослышащих детей оказывают влияние темп речи говорящего и другие просодические особенности.

Понимание грамматических форм у безречевых детей ограничивается единичными случаями. Несформированность лексических единиц говорит о недостаточном усвоении глубинных семантических значений второго уровня (понимание предлогов, уменьшительно-ласкательных существительных).

Понимание элементарной ситуативной речи и выполнение несложных инструкций у безречевых детей удовлетворительное, особые затруднения возникают при усложнении грамматического оформления высказывания. Дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией могут ориентироваться в условиях коммуникативной ситуации на примитивном уровне, дети с аутизмом не реагируют на обращение.

Слуховые функции и фонематические представления у большинства безречевых детей диффузны, отмечается нечеткость звукового восприятия, слабая ориентация в узнавании звуков. Наибольшие трудности вызывают задания на выявление направленности слухового внимания, узнавание и различение гласных звуков из ряда. Объем слухоречевой памяти крайне недостаточный у всех детей.

У безречевых детей отмечается нарушение многих высших психических функций. Лучше справляются с неречевыми заданиями дети с моторной и сенсорной алалией и нарушением слуха. Расположение предмета в пространстве и определение его местоположения крайне затруднительно для детей с интеллектуальной недостаточностью, анартрией и некоторыми сочетанными формами нарушений (моторная алалия и дизартрия, анартрия и интеллектуальная недостаточность). Особые трудности для этих дошкольников представляют задания на соотнесение деталей с одновременным учетом цвета и формы, ориентировку в схеме тела.

Отсутствие речи обусловливает ряд особенностей невербальных компонентов коммуникации, вызывая их своеобразие у детей с различными клиническими формами речевой патологии. Дефицит невербальных компонентов коммуникации встречается у большинства детей.

Дети с моторной и сенсорной алалией и нарушением слуха пользуются для общения жестами и мимикой. У детей с анартрией выполнение любых движений вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре, они практически не используют невербальные средства общения.

У некоторых детей с интеллектуальной недостаточностью и сочетанными формами речевойпатологии понимание речи подтверждается невербальными средствами: жестом, показом.

Наиболее часто наблюдаются указательные и описательные жесты. В отдельных случаях дети с моторной и сенсорной алалией пользуются интонационными средствами для передачи смыслового содержания игровой ситуации.

При диагностике моторной алалии могут возникнуть трудности разграничения с интеллектуальной недостаточностью. У детей с моторной алалией отмечается поиск правильной артикуляции, неумение выполнить комплекс последовательных движений. Парезы артикуляционной мускулатуры отсутствуют. Тональный слух удовлетворительный. Пассивный словарь и понимание ситуации достаточные, но от-

мечаются трудности в понимании грамматических форм и развернутого текста. Характерным признаком является несформированность ритмической структуры. При пониженной моторной активности, недостаточной ритмичности, нарушениидинамического и статического равновесия широко используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима. У многих детей отмечается левшество или амби-

декстрия. Наиболее информативными в данных случаях будут трудности плавного переключения от одной артикуляции к другой и невозможность воспроизведения предложенного ритмического рисунка отхлопывание при хорошем понимании обращенной речи. При совместном обследовании с врачом-психоневрологом речевое

нарушение в данных случаях диагностируется как моторная алалия. Наглядно это проиллюстрирует выписка из истории болезни.

Если у ребенка нарушено понимание обращенной к нему речи, нередко возникает вопрос о дифференциации сенсорной алалии с интеллектуальной недостаточностью, аутизмом или тугоухостью. При сенсорной алалии дети слышат, но не понимают обращенную к ним речь. У детей избирательно затруднено образование условных связей на звуковые раздражители достаточной громкости. Непостоянство слуховой функции зависит от повышенной возбудимости или заторможенности, соматического состояния и обстановки, в которой проводится обследование. Дети проявляют беспокойство, повышенную чувствительность к звукам,безразличным для окружающих: шум сминаемой бумаги, шуршание. Импрессивный словарь

неустойчив, узнавание предметов — избирательно. Отмечаются трудности включения и переключения внимания. Для общения часто используются мимика и жесты, игровые действия могут сопровождаться модулированным лепетом. Критичность таких детей снижена, поведение — хаотичное, действия — импульсивные. Наиболее информативно то, что такой ребенок слышит, но не понимает обращенной к нему речи. Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как сенсорная алалия.

В случаях несформированности рефлексов на звуковые стимулы представляет трудности дифференциальная диагностика тугоухости, сенсорной алалии. У детей с

сенсорной алалией отмечается гиперакузия. В отличие от них у ребят с тугоухостью

увеличение громкости обращенной к ним речи улучшает ее понимание. У дошкольников с тугоухостью отмечаются особенности поведения в виде повышенной психической истощаемости, эмоциональной возбудимости, двигательной растор-моженности. Функция активного внимания снижена, импрессивный словарь недостаточный. Отмечается активное использование невербальных средств коммуникации. Наиболее информативно то, что такие дети пытаются всматриваться в лицо говорящего. Объективное исследование затруднено, но отмечено, что развитие психики протекает с отклонениями от нормы, а все компоненты языковой системы нарушены. Дошкольники с подобными симптомами обязательно и должны быть обследованы отоларингологом и сурдологом. Речевое нарушение в данных случаях диагностируется как отсутствие речи при нарушении слуха.

Интерпретация диагностических данных осуществляется путем количественно-качественной оценки. Адекватность трактовки зависит от верной фиксации исходных данных и раскрытия системы взаимосвязей. Окончательное заключение о состоянии речи дошкольника ставится только после тщательного изучения и сопоставления совокупности результатов обследования.

Судьбу ребенка решает не дефект, а социальные его последствия. Поэтому работа специалиста, проводящего диагностику, должна быть ориентирована на выявление не столько слабых сторон нарушенной функции, сколько сохраненных возможностей.

Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников. Познавательное развитие.

Диагностика развития устной речи детей старшей группы Цель: обеспечение эффективного проведения обследования развития устной речи детей Методика проведения: состоит из 4 частей – обследование.

Диагностика социально-коммуникативного развития (старший дошкольный возраст). Старший возраст (5 – 6 лет) Тема: «Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДОУ» Кулик Марина Геннадьевна,.

Дифференциально-диагностическая таблица нарушений характеристик психического развития Недоразвитие (ОНР) Общие характеристики: Нарушение структуры деятельности. Первичная недостаточность результатов функционирования. Память:.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Конспект ИОД Речевого развития и Художественного-эстетического развития «Зима — волшебная пора» КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (рисование в нетрадиционной.

Особенности развития познавательной деятельности у детей с задержкой речевого развития На современном этапе развития нашего общества особое внимание уделяется проблеме гуманизации образования. Успешное решение этой проблемы.

если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Смотреть картинку если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Картинка про если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалии. Фото если ребенок неговорящий какой показатель будет решающим при диагностике сенсорной алалииПсихологические особенности детей с задержкой психического развития Психологические особенности детей с задержкой психического развития Переход детей с ЗПР от условий воспитания в семье или в дошкольном.

Диагностика целостного развития детей дошкольного возраста в рамках контекстного подхода Проблема подготовки педагогических кадров выступает важным фактором развития и преобразования личности и общества. Актуальность данной проблемы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *