если родился в ссср какое гражданство сейчас
Гражданин СССР или РФ? Часть 1
Здравствуйте, уважаемые граждане, бывшего СССР, а ныне Российской Федерации.
Вот уже 30 лет прошло с момента образования РФ, а споры о принадлежности к гражданству до сих пор не утихают. Давайте я расскажу вам о том, как мы, граждане СССР, стали гражданами РФ с точки зрения закона.
Вопрос
Ответ
Между тем правительство новоявленного государства выпустило постановление Правительства РФ от 9 декабря 1992 г. № 950 «О временных документах, удостоверяющих гражданство Российской Федерации», согласно которому в качестве временных документов учреждены вкладыши к паспорту гражданина СССР, свидетельству о рождении и удостоверению личности (военному билету) военнослужащего.
Указ президента о замене советских паспортов на российские был подписан в марте 1997 года. По постановлению Правительства, принятому в июле того же года, обмен должен был завершиться 31 декабря 2005 года. Однако в 2002 году срок реформы решено было сократить до 31 декабря 2003 года.
Всего в период кампании новые документы должны получить 123 410 000 человек. На сегодняшний день, по информации МВД России, паспорта выданы 87 112 000 человек, то есть 70,6% граждан страны.
Пример 1
Надо отметить, что в описываемых ниже случаях речь идет исключительно о законопослушных гражданах бывшего СССР, которые несколько лет назад в установленном законом порядке обратились в правоохранительные органы, чтобы получить в свои паспорта вкладыш, удостоверяющий их статус как граждан России.
Они не пользовались услугами сомнительных юридических агентств, предлагающих решить проблему российского гражданства или прописки за несколько сотен у. е., не покупали справки за взятки в иностранных консульствах и не подделывали документы на кухне. Большинство из них получили российское гражданство в порядке признания в соответствии с пунктом 1 статьи 13 закона «О гражданстве РФ» как постоянно проживающие на территории России на момент вступления закона в силу, то есть на 6 февраля 1992 года.
Пример 2
Пожалуй, самым известным прецедентом стал случай шестикратной чемпионки мира и Европы, заслуженного мастера спорта России, звезды российской художественной гимнастики Амины Зариповой. Зарипова приехала из Узбекистана в Москву в 1990 году, прописалась у своего тренера Ирины Винер, позже получила вкладыш о гражданстве РФ.
Трудно себе представить, к какому международному спортивному скандалу это могло бы привести, ведь в соответствии со статьей 39 закона «О физической культуре и спорте в РФ» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, не имеют права выступать в составе сборных команд России на международных спортивных соревнованиях.
Затем был принят указ Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. № 386, утвердивший Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в котором указано:
Т.о. гражданство Российской Федерации приобретается по факту проживания на территории Российской Федерации после распада Союза Советских Социалистических Республик.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ (ред. от 13.07.2020) «О гражданстве Российской Федерации», в статье 5 которого сказано, что
» Гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона;
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом».
Если вы были гражданином СССР, то вы автоматически становитесь гражданином РФ на том основании, что РФ является правопреемником СССР.
Где записано, что РФ является преемником СССР?
Данный факт зафиксирован в статье 67.1 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) – смотреть здесь.
Мне предложили стать гражданином СССР, чтобы не платить по счетам
Мои родственники утверждают, что нашли способ не платить за коммунальные услуги и по банковским кредитам. Вроде для этого достаточно заявить, что теперь они граждане СССР. Тарифы на коммунальные услуги были утверждены еще при Советском Союзе, и никто их не повышал, коммерческих банков тогда вообще не было. Говорят, что Российская Федерация — это коммерческая организация, которой они ничего не должны.
Все было бы смешно, но я посмотрел в интернете и понял, что есть люди, которые в это верят. И таких очень много. У них есть свои сайты, группы в соцсетях, готовые шаблоны запросов. А где-то этим гражданам СССР даже выдают паспорта и другие документы.
Вот, например, запрос в коммунальные службы, который, по мнению моих родственников, позволяет не оплачивать коммунальные услуги.
Я предполагаю, что платить по долгам все равно придется. Но как переубедить родственников, не знаю. Помогите мне найти аргументы, чтобы уберечь их от мошенников.
Набрать кредитов, задолжать за коммунальные услуги, а потом сказать «Ой, а я теперь гражданин СССР и платить не буду» не получится. На суды и судебных приставов, которые придут описывать имущество за долги, этот аргумент не действует.
Мы в Т—Ж стараемся не разбирать работу различных сект. Но с гражданами СССР ситуация другая. Уже есть судебные решения о взыскании таких долгов. И это не худший из возможных вариантов. У людей, которые называют себя гражданами СССР, есть шанс понести уголовную ответственность за мошенничество.
Я расскажу, как аргументированно разубедить ваших родственников. Надеюсь, это поможет кому-то сберечь и деньги, и свободу.
Кто такие граждане СССР
Это организация, которая нигде не зарегистрирована. У нее нет ИНН, ОГРН, а ФНС ничего не знает о ее существовании. Налоги и сборы она не платит, а существует только в форме групп в социальных сетях, мессенджеров и каналов на Ютубе.
Сторонников ее взглядов можно условно разделить на две группы. Первая — это продавцы документов, а вторая — те, кто покупает такие документы и искренне верит, что это решит их проблемы.
Продавцы занимаются в соцсетях коммерцией: продают документы, внешне напоминающие паспорта СССР образца 1974 года, водительские удостоверения ГАИ СССР, профсоюзные билеты и различные справки. Но напечатаны они в обычной типографии в отличие от реальных паспортов СССР, которые считались бланками строгой отчетности и печатались только на фабрике «Гознак».
Помимо граждан СССР есть и другие сомнительные организации вроде Общесоюзной федерации общественных военных и патриотических инициатив СССР, представители которой утверждают, что РФ возникла незаконно и это основание не платить по долгам. Название «граждане СССР» они не используют, но суть их работы от этого не меняется.
Какие аргументы приводят граждане СССР, чтобы не платить за ЖКХ
Документам с символикой СССР пытаются придать статус реально существующих. Кроме паспортов и водительских удостоверений доверчивым гражданам еще выдают справки, например что человек не выходил из гражданства СССР. А еще пишут образцы заявлений — таких, как вы нам прислали, — и убеждают людей, что, подав такое заявление, можно не оплачивать коммунальные услуги или не выплачивать кредит.
Логика такая. Никаких граждан РФ якобы не существует, потому что Российская Федерация возникла незаконно и это не государство, а хозяйственное общество типа ООО. Ничего и ни у кого это ООО требовать не может. А еще граждане СССР ссылаются на то, что в 1991 году прошел Всесоюзный референдум, на котором 76,43% проголосовали за сохранение Советского Союза. И юридически якобы СССР не разваливался и существует по сей день. Поэтому Российская Федерация незаконна и существует только на бумаге, а государственные и частные учреждения работают нелегально. Все законы, принятые после 1991 года, ничтожны и необязательны для выполнения.
По мнению сторонников этой идеи, граждане СССР никому и ничего не должны. Кредиты, коммунальные платежи, штрафы, пени за просрочку — все это они платить не обязаны. А все потому, что советские паспорта должников якобы изъяли незаконно и поменяли на фальшивые паспорта РФ. Должники от гражданства СССР не отказывались, свидетельств о выходе из гражданства СССР и входе в иное гражданство не получали. А если и получали, это ничего не меняет. Другое гражданство не избавляет человека от обязанности платить по долгам.
Все эти тезисы — результат ошибочного, или преднамеренно ошибочного, толкования законов и попытки ввести людей в заблуждение. А мошенники используют это, чтобы извлечь выгоду.
Почему аргументы граждан СССР не работают
Давайте разберем их по пунктам. Если с чем-то не согласны, пишите в комментариях свое мнение.
Аргументы и контраргументы такие
Утверждения граждан СССР | Как на самом деле |
---|---|
Российская Федерация — это хозяйственное общество: ООО, ЗАО или вообще АО. И никакое это не государство | Российская Федерация не обладает статусом юридического лица. Она не зарегистрирована в ФНС, не платит налогов и не имеет ИНН и ОГРН |
Любое государство — это форма организации общества с органами управления и принуждения. Государство обладает такими функциями, которых нет у коммерческой фирмы. Например, обеспечивает национальную безопасность и охрану правопорядка, собирает налоги. Ни одна коммерческая фирма в принципе таких функций иметь не может | |
По Конституции РФ все природные ресурсы принадлежат народу. Значит, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям бесплатно | Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. О том, что их кто-то должен предоставлять бесплатно, нет ни слова |
Налоговый кодекс отменяет все налоги | П. 5 ст. 12 НК РФ гласит, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются налоговым кодексом. О полной отмене налогов речи нет. О том, что на самом деле скрывается за этой фразой, мы рассказывали в отдельной статье |
ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг опубликованы с нарушением сроков — более чем через 10 дней после того, как их приняли. Значит, они недействительны | Срок, в который должны опубликовать правовой акт, в законе не указан. Дан срок, когда новые правовые акты вступают в силу, — через 10 дней после публикации, если в самом акте не установлено иное. Раз нет требований о сроках публикации, эти законы действуют |
У всех органов власти РФ есть некий DUNS-номер. Значит, все органы власти — представители зарубежных правительств или коммерческие организации. Подчиняться им необязательно | DUNS-номер — это номер в каталоге, где собраны данные о различных организациях. Компания, которая заведует каталогом, коммерческая. Она собирает данные о различных организациях, в том числе государственных |
Судьи, когда проводят судебные разбирательства, не предъявляют удостоверения. Значит, это не судьи | Нет закона, который обязывает судью подтверждать свою личность и полномочия перед участниками судебных процессов. Легитимность судьи подтверждает сам его допуск к рассмотрению дела |
Аргументы и контраргументы такие.
Утверждение граждан СССР. Российская Федерация — это хозяйственное общество: ООО, ЗАО или вообще АО. И никакое это не государство.
Как на самом деле. Российская Федерация не обладает статусом юридического лица. Она не зарегистрирована в ФНС, не платит налогов и не имеет ИНН и ОГРН.
Любое государство — это форма организации общества с органами управления и принуждения. Государство обладает такими функциями, которых нет у коммерческой фирмы. Например, обеспечивает национальную безопасность и охрану правопорядка, собирает налоги. Ни одна коммерческая фирма в принципе таких функций иметь не может.
Утверждение граждан СССР. По Конституции РФ все природные ресурсы принадлежат народу. Значит, коммунальные услуги должны предоставляться потребителям бесплатно.
Как на самом деле. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. О том, что их кто-то должен предоставлять бесплатно, нет ни слова.
Утверждение граждан СССР. Налоговый кодекс отменяет все налоги.
Как на самом деле. П. 5 ст. 12 НК РФ гласит, что федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются налоговым кодексом. О полной отмене налогов речи нет. О том, что на самом деле скрывается за этой фразой, мы рассказывали в отдельной статье.
Утверждение граждан СССР. ЖК РФ и Правила предоставления коммунальных услуг опубликованы с нарушением сроков — более чем через 10 дней после того, как их приняли. Значит, они недействительны.
Как на самом деле. Срок, в который должны опубликовать правовой акт, в законе не указан. Дан срок, когда новые правовые акты вступают в силу, — через 10 дней после публикации, если в самом акте не установлено иное. Раз нет требований о сроках публикации, эти законы действуют.
Утверждение граждан СССР. У всех органов власти РФ есть некий DUNS-номер. Значит, все органы власти — представители зарубежных правительств или коммерческие организации. Подчиняться им необязательно.
Как на самом деле. DUNS-номер — это номер в каталоге, где собраны данные о различных организациях. Компания, которая заведует каталогом, коммерческая. Она собирает данные о различных организациях, в том числе государственных.
Утверждение граждан СССР. Судьи, когда проводят судебные разбирательства, не предъявляют удостоверения. Значит, это не судьи.
Как на самом деле. Нет закона, который обязывает судью подтверждать свою личность и полномочия перед участниками судебных процессов. Легитимность судьи подтверждает сам его допуск к рассмотрению дела.
Теоретически с такими аргументами граждане СССР должны массово отказываться от гражданства РФ, раз оно, по их мнению, незаконно. Законом такая процедура предусмотрена. Для этого достаточно не иметь неисполненных обязательств перед РФ и не быть обвиняемым по уголовному делу. А еще потребуется гражданство другого государства или гарантии его получения.
За коммунальные услуги все-таки придется платить
Теперь посмотрим на документ, который вы нам прислали. По версии составителей, с помощью этого заявления можно отказаться от коммунальных платежей. Но это не так. В данном документе есть существенные ошибки в толковании законов. А еще в нем есть ссылки на положения, которых в законе на самом деле нет, и произвольное толкование законодательства РФ.
Разберу только некоторые из них.
В этом абзаце закон тоже трактуется слишком вольно. Действительно, в статье 14 закона № 131 есть положение, что государство обязано обеспечивать жильем. Но не всех граждан, а только малоимущих, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Вот каталог госуслуг. Подача горячей и холодной воды, тепла и электричества к государственным услугам не относится. Это вопрос договорных отношений гражданина с коммунальными организациями. Такие услуги по закону оказываются за счет средств граждан.
Дальше авторы документа требуют представить договор на коммунальные услуги, который заключают управляющие компании и органы местного самоуправления. Требование невыполнимо. Государственные органы и органы местного самоуправления в принципе такие договоры заключать не могут: никаких коммунальных услуг они не предоставляют. Авторы запроса считают, что, раз нет договора, коммуналку можно не платить. Но когда образуется задолженность, то компании начнут взыскивать долг в судебном порядке.
Долги все равно придется платить, и взыскивать их будут судебные приставы.
Что с кредитами
По мнению граждан СССР, получить кредит в банке можно. Причем получать его придется по действующему паспорту гражданина РФ, иначе деньги никто не даст. А вот возвращать его, тем более платить по нему проценты, якобы необязательно.
В других банках условия могут отличаться. Но в целом принцип такой: осознали себя гражданином СССР — срочно звоните в банк. Правда, от выплаты такой звонок все равно не освободит.
Мне не удалось найти ни одного судебного прецедента, когда человек смог доказать, что раз он гражданин несуществующей страны, то ему можно не возвращать кредит или долги по коммунальным услугам. Хотя вообще истории, когда люди пытались доказать такое в суде, существуют.
Приведу пример. Женщина взяла кредит, а выплачивать его отказалась. Заявила: банк — незаконная организация, которая вымогает у людей деньги. И вообще, это не она должна банку, а банк должен выплатить ей штраф за то, что его сотрудники звонили и просили вносить платежи по кредиту. Помимо этого, она считала, что проживает в нелегитимном государстве, поэтому все действующие законы, кроме законов РСФСР и СССР, недействительны. А значит, и кредитный договор тоже.
Суд не оценил такой юмор и решил, что раз договор есть, то его нужно исполнять. Банк условия выполнил — деньги женщине перевел. Она даже какое-то время платила по кредиту, потом обращалась за предоставлением отсрочки — и банк пошел ей навстречу. А потом перестала платить. Документов, по которым просрочку можно признать обоснованной, она не представила. А то, что она внезапно осознала себя гражданкой СССР, не является уважительной причиной. То, что женщина считает себя неподсудной судам РФ, тоже ее личное мнение, которое не основано на законе.
Суд вынес решение в пользу банка. С женщины взыскали сумму долга, проценты, пени и судебную пошлину.
И это еще благоприятный исход.
Суд с женщиной не согласился. Он решил, что на момент назначения ей пенсии действовали законы РФ, а по ним никаких переводов рублей СССР в рубли РФ не предусмотрено. В удовлетворении иска отказали.
Есть и другие примеры. В Тамбове и Ставрополе граждане снимали с автомобилей госномера и устанавливали вместо них номерные знаки, якобы выданные ГАИ СССР. Но в ГИБДД юмор не поняли, а водителей автомобилей оштрафовали. Они попытались обжаловать штраф в суде. При этом заявили, что и судьи ничего рассматривать неправомочны, печати неправильные, а они, как граждане другого государства, никаких штрафов платить не обязаны.
Суды это тоже не оценили и вежливо объяснили, что в данном случае граждане неправильно толкуют законы. Сами они могут считать себя кем угодно, но на территории РФ они обязаны соблюдать правила дорожного движения, которые действуют в РФ.
Что со всем этим делать
К этому можно относиться как к шутке, но, к сожалению, многие воспринимают это как призыв к действию. Большинство тех, кто утверждает, что РФ не существует, — это люди, у которых уже появились финансовые проблемы. И вместо того чтобы их решать, они их только усугубляют.
Судя по судебной практике, обычный путь среднестатистического гражданина СССР выглядит примерно так:
По факту потеря как денег, так и репутации может превысить стоимость кредита вместе с процентами.
Порекомендовать здесь можно только внимательно изучать законы, на которые ссылаются мошенники. Если они говорят одно, а в законе написано совершенно другое, не стоит следовать таким рекомендациям. В реальной жизни они точно не помогут.
Что в итоге
Есть много способов уменьшить задолженность по кредитам и коммунальным платежам. Но объявление себя гражданином несуществующей страны — один из самых неэффективных.
Мне не удалось найти ни одного иска, по которому суд принял бы аргументы граждан СССР. Платить все равно придется.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
Закон СССР от 23 мая 1990 г. N 1518-I «О гражданстве СССР»
ГАРАНТ:
Настоящий Закон действует на территории РФ в части, не противоречащей Закону РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации»
О введении в действие настоящего Закона см. постановление Верховного Совета СССР от 23 мая 1990 г. N 1519-I
Гражданство СССР определяет постоянную политико-правовую связь лица и Советского государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях.
В СССР каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить гражданство.
Советское государство в лице своих органов и должностных лиц ответственно перед гражданами СССР, а гражданин СССР ответствен перед государством.
Статья 1. Гражданство в СССР
В СССР установлено союзное гражданство. Каждый гражданин союзной республики является одновременно гражданином СССР. Каждый гражданин автономной республики является одновременно гражданином союзной республики, в состав которой входит автономная республика, и гражданином СССР.
Статья 2. Равное гражданство
Гражданство СССР является равным для всех советских граждан независимо от оснований его приобретения и принадлежности к гражданству любой из республик.
Граждане СССР равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, рода и характера занятий, места жительства, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.
Равноправие граждан СССР обеспечивается Союзом ССР, союзными и автономными республиками во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни.
Статья 3. Законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик о советском гражданстве
Законодательство Союза ССР, союзных и автономных республик о советском гражданстве состоит из принятого на основе Конституции СССР настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним других законодательных актов Союза ССР, союзных и автономных республик о советском гражданстве.
Гражданами СССР являются:
лица, которые состояли в гражданстве СССР на день вступления в силу настоящего Закона;
лица, которые приобрели гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом.
Статья 5. Гражданство союзной республики
Гражданство союзной республики определяется законом о гражданстве союзной республики.
Каждый гражданин союзной республики на территории любой союзной республики пользуется равными правами с ее гражданами и несет равные с ними обязанности.
Гражданство автономной республики определяется законом о гражданстве автономной республики.
На территории автономной республики каждый гражданин любой союзной или автономной республики пользуется равными правами с ее гражданами и несет равные с ними обязанности.
Статья 7. Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака
Вступление в брак гражданина или гражданки СССР с лицом, состоящим в иностранном гражданстве, или лицом без гражданства, а также расторжение такого брака не влекут изменения гражданства супругов.
Изменение гражданства одним из супругов не влечет изменения гражданства другого супруга.
Статья 8. Сохранение гражданства СССР лицами, проживающими за границей
Проживание гражданина СССР за границей не влечет прекращения гражданства СССР, союзной или автономной республики.
Статья 9. Защита государством граждан СССР за границей
Граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.
Советское государство, его дипломатические представительства и консульские учреждения, а также их должностные лица обязаны принимать меры к тому, чтобы граждане СССР имели возможность пользоваться в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством страны пребывания, международными договорами, участниками которых являются СССР или союзная республика и государство пребывания, и международными обычаями, в установленном законодательством порядке защищать их права и охраняемые законом интересы, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав советских граждан.
Статья 10. Недопустимость выдачи гражданина СССР иностранному государству
Гражданин СССР не может быть выдан иностранному государству.
Статья 11. Непризнание за гражданином СССР принадлежности к гражданству иностранного государства
За лицом, являющимся гражданином СССР, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства.
Статья 12. Лица без гражданства
Лица, проживающие на территории СССР, не являющиеся гражданами СССР и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства, считаются лицами без гражданства.
II. Приобретение гражданства СССР
Статья 13. Основания приобретения советского гражданства
Гражданство СССР приобретается:
2) в результате приема в советское гражданство;
3) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;
4) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Статья 14. Гражданство детей, родители которых являются гражданами СССР
Ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве СССР, является гражданином СССР независимо от того, родился ли он на территории СССР или вне пределов СССР.
При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, ребенок является гражданином СССР:
1) если он родился на территории СССР;
2) если он родился вне пределов СССР, но родители или один из них в это время имели постоянное место жительства на территории СССР.
При различном гражданстве родителей, из которых один к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, если в это время оба родителя имели постоянное место жительства вне пределов СССР, гражданство ребенка, родившегося вне пределов СССР, определяется по соглашению родителей, выраженному в письменной форме.
Ребенок, один из родителей которого к моменту рождения ребенка состоял в гражданстве СССР, а другой являлся лицом без гражданства либо был неизвестен, является гражданином СССР независимо от места рождения.
В случае установления отцовства ребенка, мать которого является лицом без гражданства, а отцом признается гражданин СССР, ребенок, не достигший 14 лет, становится гражданином СССР независимо от места рождения.
Статья 16. Приобретение гражданства СССР детьми лиц без гражданства
Ребенок лиц без гражданства, имеющих постоянное место жительства в СССР, родившийся на территории СССР, является гражданином СССР.
Статья 17. Гражданство детей, родители которых неизвестны
Находящийся на территории СССР ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином СССР.
Статья 18. Прием в гражданство СССР
Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть по их ходатайствам приняты в гражданство СССР в соответствии с настоящим Законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений, места жительства.
Ходатайство о приеме в гражданство СССР отклоняется, если лицо, ходатайствующее об этом, призывает к насильственным свержению или изменению советского государственного и общественного строя, закрепленного Конституцией СССР; осуществляет деятельность, наносящую ущерб государственной безопасности, охране общественного порядка, здоровью или нравственности населения, пропагандирует вражду, расовую и национальную исключительность; связано с террористической деятельностью.
Статья 19. Восстановление в гражданстве СССР
Лицо, которое ранее состояло в советском гражданстве, может быть по его ходатайству восстановлено в гражданстве СССР.
III. Прекращение гражданства СССР
Статья 20. Основания прекращения гражданства СССР
Гражданство СССР прекращается:
1) вследствие выхода из гражданства СССР;
2) вследствие утраты гражданства СССР;
3) вследствие лишения гражданства СССР;
4) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;
5) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Законом.
Прекращение гражданства СССР влечет за собой прекращение гражданства союзной республики и автономной республики.
Статья 21. Выход из гражданства СССР
Выход из гражданства СССР разрешается по ходатайству лица в порядке, установленном настоящим Законом.
В выходе из гражданства СССР может быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имеет неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных и общественных организаций.
Выход из гражданства СССР не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда, или если выход лица из гражданства СССР противоречит интересам государственной безопасности СССР.
Статья 22. Утрата гражданства СССР
Гражданство СССР утрачивается:
1) вследствие поступления лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции или в иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;
2) если лицо, постоянно проживающее за границей, не встало на консульский учет без уважительных причин в течение пяти лет;
3) если гражданство СССР приобретено в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.
Утрата гражданства СССР наступает со времени регистрации данного факта полномочными государственными органами, указанными в статьях 35 и 36 настоящего Закона.
Статья 23. Лишение гражданства СССР
Лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей, если оно совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или государственной безопасности СССР.
Лишение лица гражданства СССР не влечет изменения гражданства его супруга и детей.
IV. Гражданство детей при изменении гражданства родителей и при усыновлении
Статья 24. Изменение гражданства детей в случае изменения гражданства родителей
При изменении гражданства родителей, вследствие которого оба становятся гражданами СССР либо оба выходят из гражданства СССР, изменяется соответственно гражданство их детей, не достигших 14 лет.
Если известен один из родителей ребенка, то при изменении гражданства этого родителя соответственно изменяется и гражданство ребенка, не достигшего 14 лет.
Статья 25. Сохранение гражданства СССР ребенком, над которым установлена опека или попечительство
Если оба родителя или единственный родитель ребенка, проживающего на территории СССР, выходят из гражданства СССР и при этом не участвуют в воспитании ребенка, над которым установлена опека или попечительство граждан СССР, ребенок по ходатайству родителей, опекуна или попечителя сохраняет гражданство СССР.
Статья 26. Приобретение детьми гражданства СССР в случае приобретения гражданства СССР одним из родителей
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается иностранным гражданином, ребенок может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР.
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий на территории СССР, становится гражданином СССР.
Если гражданином СССР становится один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, проживающий вне пределов СССР, может приобрести гражданство СССР по ходатайству об этом родителя, приобретающего гражданство СССР.
Статья 27. Сохранение детьми гражданства СССР в случае выхода одного из родителей из гражданства СССР
Если из гражданства СССР выходит один из родителей, а другой остается гражданином СССР, ребенок сохраняет гражданство СССР. По ходатайству родителя, который выходит из гражданства СССР, такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства СССР.
Статья 28. Приобретение детьми гражданства СССР в случае усыновления
Ребенок, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, усыновляемый гражданами СССР, становится гражданином СССР.
Ребенок, являющийся лицом без гражданства, усыновляемый супругами, один из которых является гражданином СССР, становится гражданином СССР.
Статья 29. Сохранение детьми гражданства СССР в случае усыновления
Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также в случае усыновления может последовать только с согласия детей в порядке, предусмотренном статьей 38 настоящего Закона.
V. Органы, принимающие решения по вопросам советского гражданства
Статья 31. Органы, принимающие решения по вопросам советского гражданства
В СССР органами, принимающими решения по вопросам гражданства, являются Президент СССР, а также Президиумы Верховных Советов или высшие государственные должностные лица союзных, автономных республик.
Статья 32. Полномочия Президента СССР
Президент СССР принимает решения:
о приеме в гражданство СССР постоянно проживающих за границей иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обратились с соответствующими ходатайствами к Президенту СССР;
о приеме в гражданство СССР иностранных граждан и лиц без гражданства и о выходе из гражданства СССР советских граждан, если в отношении их гражданства ранее состоялись решения в соответствии с законодательством СССР;
о восстановлении в гражданстве СССР;
о выходе из гражданства СССР постоянно проживающих за границей советских граждан, которые обратились с соответствующими ходатайствами к Президенту СССР;
о лишении гражданства СССР.
Вопросы гражданства, затрагивающие интересы союзной или автономной республики, решаются Президентом СССР с учетом мнения соответствующей республики.
Президент СССР в целях защиты прав человека или интересов Союза ССР вправе принять к своему рассмотрению любой вопрос гражданства СССР.
Статья 33. Полномочия Президиума Верховного Совета союзной республики или высшего государственного должностного лица союзной республики
Президиум Верховного Совета союзной республики или высшее государственное должностное лицо союзной республики вне пределов полномочий Президента СССР, предусмотренных статьей 32 настоящего Закона, принимают решения по следующим вопросам советского гражданства:
о приеме в гражданство союзной республики и тем самым в гражданство СССР иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории данной республики;
о приеме в гражданство союзной республики и тем самым в гражданство СССР проживающих за границей иностранных граждан и лиц без гражданства, которые обратились с соответствующими ходатайствами в Президиум Верховного Совета союзной республики или к высшему государственному должностному лицу союзной республики, на территории которой они желают поселиться;
о выходе из гражданства союзной республики и тем самым из гражданства СССР граждан СССР, постоянно проживающих на территории данной республики;
о выходе из гражданства союзной республики и тем самым из гражданства СССР постоянно проживающих за границей граждан СССР, которые обратились с соответствующими ходатайствами в Президиум Верховного Совета союзной республики или к высшему государственному должностному лицу союзной республики, на территории которой они постоянно проживали до выезда из СССР;
о сохранении гражданства союзной республики и тем самым гражданства СССР в случаях, предусмотренных статьей 25 настоящего Закона.
Статья 34. Полномочия Президиума Верховного Совета автономной республики или высшего государственного должностного лица автономной республики
Президиум Верховного Совета автономной республики или высшее государственное должностное лицо автономной республики принимают решения по вопросам гражданства автономной республики на основе соглашений и договоров, заключаемых между соответствующими союзными и автономными республиками.
Статья 35. Полномочия органов внутренних дел
Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик, управления, отделы внутренних дел исполнительных комитетов Советов народных депутатов:
принимают от лиц, постоянно проживающих в СССР, заявления по вопросам советского гражданства и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики;
определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих в СССР, к гражданству СССР;
регистрируют утрату гражданства СССР лицами, постоянно проживающими на территории СССР.
Статья 36. Полномочия Министерства иностранных дел СССР, министерств иностранных дел союзных республик, советских дипломатических представительств и консульских учреждений
Министерство иностранных дел СССР, министерства иностранных дел союзных республик, советские дипломатические представительства и консульские учреждения:
принимают от лиц, постоянно проживающих за границей, заявления по вопросам советского гражданства и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики;
определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих за границей, к гражданству СССР;
регистрируют утрату гражданства СССР лицами, постоянно проживающими за границей;
ведут учет граждан СССР, постоянно проживающих за границей.
VI. Производство по рассмотрению заявлений и представлений по вопросам советского гражданства
Статья 37. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства
Лицо, состоящее в гражданстве государства, с которым СССР заключен договор о предотвращении двойного гражданства, обязано представить документ, свидетельствующий об отношении этого государства к намерению гражданина изменить гражданство.
Статья 38. Форма заявлений по вопросам гражданства
Статья 39. Определение принадлежности к гражданству СССР
При определении принадлежности к гражданству СССР применяются акты законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик и правила международных договоров СССР, действовавшие в момент наступления обстоятельств, с которыми связывается принадлежность лица к гражданству СССР.
Статья 40. Представление о лишении гражданства СССР
Представления о лишении гражданства СССР вносятся государственными органами Союза ССР, союзных и автономных республик, а также советскими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями через Министерство иностранных дел СССР.
Статья 41. Порядок оформления заявлений по вопросам гражданства
При наличии уважительных причин органы внутренних дел, советские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлениям, переданным через других лиц или по почте.
Статья 42. Заключения по заявлениям по вопросам гражданства
Орган внутренних дел или советское дипломатическое представительство либо консульское учреждение, производящее оформление заявления по вопросам гражданства, выносит по нему свое мотивированное заключение.
Министерство внутренних дел СССР, Министерство иностранных дел СССР и Комитет государственной безопасности СССР свои заключения по заявлениям или представлениям по вопросам гражданства и другие необходимые материалы направляют на имя Президента СССР.
Министерства внутренних дел, министерства иностранных дел и комитеты государственной безопасности союзных республик, министерства внутренних дел и комитеты государственной безопасности автономных республик свои заключения по заявлениям по вопросам гражданства и другие необходимые материалы направляют в Президиумы Верховных Советов или высшим государственным должностным лицам соответствующих союзных, автономных республик.
Советы Министров союзных и автономных республик представляют Президенту СССР, Президиуму Верховного Совета или высшему государственному должностному лицу соответствующей союзной, автономной республики мотивированные заключения о целесообразности приема в советское гражданство или восстановлении в нем каждого заявителя, в том числе о возможности его трудового, жилищного и иного устройства в республике.
В заключениях по заявлениям о выходе из гражданства СССР сообщаются также сведения относительно неисполненных обязательств заявителя перед государством или его имущественных обязанностей, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций, о привлечении его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого либо об имеющемся в отношении его вступившем в законную силу приговоре суда, подлежащем исполнению, либо о том, что выход данного лица из гражданства СССР противоречит интересам государственной безопасности СССР.
Статья 43. Предварительное рассмотрение заявлений и представлений в Комиссии при Президенте СССР по вопросам гражданства
Для предварительного рассмотрения вопросов гражданства, указанных в статье 32 настоящего Закона, Президент СССР образует Комиссию по вопросам гражданства.
При рассмотрении заявлений и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания.
Комиссия также учитывает мнение Совета Министров той союзной или автономной республики, где лицо намерено поселиться, о целесообразности его приема в советское гражданство или восстановления в нем, в том числе о возможности трудового, жилищного и иного устройства в республике.
Комиссия вправе истребовать по находящемуся в ее производстве делу материалы и документы у соответствующих государственных органов и общественных организаций, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента СССР предложения по каждому заявлению или представлению.
Решение Комиссии оформляется протоколом, подписываемым всеми членами Комиссии, участвовавшими в заседании.
Статья 44. Принятие решений по вопросам гражданства Президентом СССР
По вопросам гражданства Президент СССР издает указы.
Изменения в гражданстве наступают в день издания указа Президента СССР, если указом не установлено иное.
Повторное заявление по вопросу гражданства рассматривается, как правило, по истечении одного года после предыдущего решения по этому вопросу. В случае возникновения существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны заявителю, повторное заявление может быть рассмотрено и ранее.
Статья 45. Срок рассмотрения заявления по вопросам гражданства
Срок рассмотрения заявлений или представления по вопросам гражданства не должен превышать одного года.
VII. Исполнение решений по вопросам гражданства СССР
Статья 46. Органы, исполняющие решения по вопросам гражданства
Статья 47. Выдача паспортов и видов на жительство
Лицам, которые приобрели в установленном законом порядке советское гражданство, органами внутренних дел либо советскими дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями вручаются паспорта гражданина СССР. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству СССР.
Проживающим в СССР лицам, советское гражданство которых прекращено, органами внутренних дел выдаются виды на жительство.
Статья 48. Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства
Контроль за исполнением решений по вопросам гражданства осуществляется Комиссией при Президенте СССР по вопросам гражданства, а также другими органами, принявшими решения по вопросам гражданства.
VIII. Обжалование решений по вопросам гражданства
Решения по вопросам гражданства, принятые Президиумами Верховных Советов или высшими государственными должностными лицами союзных, автономных республик, могут быть обжалованы Президенту СССР.
Жалобы на решения по вопросам о принадлежности к гражданству и утраты гражданства подаются на имя Президента СССР.
Статья 50. Обжалование неправомерных действий должностных лиц по вопросам гражданства
Необоснованный отказ в приеме заявления по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявления, а также другие неправомерные действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства, могут быть обжалованы в установленном законом порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.
IX. Международные договоры
Статья 51. Применение международных договоров
Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.
Президент Союза Советских
Социалистических Республик