если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то

Если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то устанавливается

Тесты по экономике

Выделите один или несколько правильны ответов ( кружочком, галочкой, подчеркиванием и т.д.)

1. Что изучает общая экономическая теория:

а) законы экономического развития;

б) бухгалтерский учет;

в) механизм функционирования экономических систем;

г) принципы делового общения;

д) экономическую политику государства;

е)функционирование отраслей хозяйства;

ж) экономику бизнеса;

з) экономическую статистику?

2. Какое из следующих положений учитывается общей экономической теорией:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) оптимальное использование наличных ресурсов;

г) материальные и духовные потребности?

3. Предметом экономической теории является:

а) выяснение законов экономического развития;

б) анализ механизма функционирования экономических систем;

в) разработка принципов экономической политики;

г) изучение поведения индивидуумов как реализации их экономических интересов.

4. Если изучается экономика как целостная система, то это анализ:

б) макроэкономический;

5. Какие из перечисленных законов изучает раздел экономической теории «Макроэкономика»:

а) закон стоимости;

в) закон накопления;

г) закон предложения;

д) закон денежного обращения;

е) закон падения производительности факторов производства?

6. Макроэкономика изучает нижеперечисленные вопросы за исключением:

а) механизма инфляции

б) ценных бумаг Газпрома и Сбербанка;

в) роста совокупного производства в России;

г) импортно-экспортных операций между Россией и Японией.

7. Фундаментальный вопрос экономики – это:

а) дать возможность каждому иметь пять яхт и два автомобиля;

б) перераспределить доходы и устранить нищету;

в) понизить безработицу;

г) научиться справляться с дефицитом всех ресурсов.

8. Термин «политическая экономия» первым использовал в названии своей книги этот экономист:

а) А. де Монкретьен;

9. К фундаментальным экономическим наукам относится:

а) история экономических учений;

б) экономическая психология;

в) экономическая социология;

г) экономика транспорта;

10. Производительные силы – это:

а) сумма сырья и полуфабрикатов;

б) сумма средств производства и рабочей силы;

в) сумма средств труда и предметов труда;

г) сумма инструментов, оборудования и механизмов;

д) разность средств производства и рабочей силы.

11. В формационном подходе к выделению типов экономических систем не выделяют следующую формацию:

д) индустриальную.

12. В смешанной экономике присутствуют черты:

а) феодального и капиталистического хозяйства;

б) крепостного строя и буржуазного уклада;

в) до- и постиндустриальной экономики;

г) планового и рыночного хозяйства;

д) традиционной и командно-административной экономики.

13. Проблемы: что, как и для кого производить? – могут иметь отношение:

а) только к административно-командной системе;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любой экономической системе.

14. Когда экономические проблемы решаются частично с помощью рыночных механизмов, частично на основе государственного вмешательства, то экономика:

г) смешанная.

15. Понятие «экономический человек» означает:

а) абстрактного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

б) абстрактного человека, который в любой ситуации старается уменьшить свой доход и увеличить расходы;

в) абстрактного человека, который в отдельных ситуациях старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

г) конкретного человека, который в любой ситуации старается увеличить свой доход и уменьшить расходы;

д) разумного человека.

16. Наиболее приемлемым в русском языке термином для обозначения экономической науки является:

а) политическая экономия;

в) экономика;

г) экономическая теория;

17. К числу преимуществ административно-командной системы относятся:

а) мобилизация людских и материальных ресурсов на приоритетных направлениях;

б) слабо выраженная социальная дифференциация;

в) устойчивый дефицит ресурсов, включая потребительские товары и услуги;

г) запрет или ограничение частного предпринимательства.

18. Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства:

а) общественное разделение труда;

б) экономическая обособленность субъектов экономики;

в) самостоятельность субъектов предпринимательства;

г) жесткая система управления производством и распределением?

19. Что Вы понимаете под термином «разделение труда»:

а) распределение результатов труда между его участниками;

б) специализация производителей на выполнении определенных функций?

20. Какова цель обмена:

а) извлечение выгоды путем неэквивалентного обмена;

б) удовлетворение потребности в тех благах, которые производитель определенных благ сам не создает?

21. Соблюдение каких условий делает конкуренцию совершенной:

а) никто не может произвольно влиять на рынок;

б) нет близких заменителей данного товара;

в) на рынке предлагаются одинаковые товары;

г) данный рынок огражден барьерами;

д) ни один не знает о рынке больше других;

е) свободный вход на рынок и выход из него?

22. Если в какой-то отрасли несколько (три-пять) фирм контролируют подавляющую часть рынка, то устанавливается конкуренция, носящая название:

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция.

23. Что из следующего не является фактором формирования монополии:

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких свойств?

24. Какой рынок скорее всего станет монополистическим:

в) продажа шоколадных изделий;

г) бензоколонка в сельской местности?

25. Дать современное определение собственности:

а) совокупность материальных благ, принадлежащих одному человеку или группе лиц;

б) процесс владения и распоряжения принадлежащими материальными благами;

в) экономическая основа присвоения продукта производства.

26. Какие из приведенных форм собственности более эффективны с точки зрения производительности труда:

а) государственная;

в) общественных организаций;

г) частная;

д) смешанная без иностранного участия;

е) смешанная с иностранным участием?

27. Какое из перечисленных свойств не является свойством блага:

г) узнаваемость;

д) потребительная стоимость?

28. Экономическое благо представляет собой:

а) благо, надобность в котором превышает доступное распоряжению количество;

б) благо, надобность в котором меньше количества, доступного распоряжению;

в) благо третьего порядка;

д) товар, предназначенный для потребления.

29. Товар представляет собой:

а) экономическое благо, предназначенное для обмена;

б) неэкономическое благо, предназначенное для подарка;

в) экономическое благо, предназначенное для передачи по наследству;

г) продукт труда, предназначенный для продажи;

д) благо второго порядка.

30. В какие виды доходов реализуется собственность на:

а) естественные ресурсы;

в) инвестиционные(производственные) ресурсы;

г) предпринимательские способности.

б) все, что используется или может быть использовано для процесса производства.

31. В рыночной экономике домашние хозяйства являются:

а) экономическими агентами, владеющими производственными ресурсами;

б) продавцами потребительских товаров и услуг;

в) основными производителями благ и услуг;

г) покупателями производственных ресурсов;

32. Цена на обувь может возрасти из-за…..

а) внедрения новых станков, снижающих себестоимость обуви;

б) увеличения капиталовложений производителей;

в) уменьшения спроса на обувь;

г) уменьшения предложения обуви.

33. Спрос на какой-либо продукт определяется тем…

а) сколько данного продукта есть на рынке по любым ценам;

б) сколько покупатели хотят и могут купить по предлагаемым ценам;

в) сколько покупатели хотят купить независимо от того, могут они это сделать или нет;

г) сколько покупатели могут позволить себе купить.

34. Фермеры хотят продавать продукты по высоким ценам. Домохозяйки – покупать товары по низким ценам. В рыночной экономике этот конфликт разрешается с помощью…

б) правительства; в) деловых кругов;

35. Правительство может снизить налоги для того, чтобы…

а) замедлить темпы инфляции;

б) замедлить быстрый рост процентных ставок;

в) сократить расходы предпринимателей на здания и оборудование;

г) увеличить потребительские расходы и стимулировать экономику.

36. Какие внешние признаки инфляции в экономике вы знаете?

а) Растет цена рабочей силы, снижается предложение товаров;

б) растут цены на товары, падает реальная заработная плата;

в) снижаются цены на товары;

г) растут реальные доходы населения.

37. Прибыль банка – это..

а) процент по депозитам;

б) процент по кредитам;

в) разница между ставками процента по кредитам и депозитам;

г) разность между всеми доходами и расходами.

38. Три основных фактора производства – природные, человеческие и капитальные ресурсы. В какой из предложенных групп наилучшим образом представлены все эти факторы?

а) Рента, рабочие, деньги;

б) нефть, водители такси, ценные бумаги;

в) железная руда, учителя, грузовики;

г) фермеры, банкиры, производители.

39. Выберите наилучший показатель уровня жизни:

а) денежный доход населения;

б) реальный доход на душу населения;

в) уровень безработицы;

40. Определите изменение реальных доходов, если при темпе инфляции 50% в месяц зарплата за этот период выросла в полтора раза:

а) не изменились;

г) нельзя определить.

41. Валовой национальный продукт – это показатель..

а) уровня цен проданных товаров и услуг;

б) общих расходов правительства и муниципальных органов;

в) количества товаров и услуг, произведенных частным бизнесом;

г) рыночной стоимости национального валового выпуска конечных товаров и услуг.

42. Дефицит торгового баланса страны существует, если…

а) она продает товары за рубеж, большей стоимости, чем приобретает оттуда;

б) она покупает за рубежом товары большей стоимости, чем туда продает;

в) она больше вкладывает капитала за рубеж, чем оттуда получает;

г) государственные расходы превышают налоговые поступления.

43. Правительство Японии объявило о снижении иены по отношению к крусу американского доллара, то есть провело…

в) девальвацию;

44. Дефицит государственного бюджета существует, если…

а) государственные расходы превышают доходы;

б) увеличиваются государственные расходы;

в) сокращается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

45. Валюта страны существует в форме…

а) векселей, банкнот, ссуд;

б) банкнот, казначейских билетов;

в) записей на счетах, банкнот;

46. Если страна вступает в полосу спада производства и в ней нарастает экономический кризис, курс ее валюты будет…

Источник

тетрадь по ОЭ. Рабочая тетрадь основы экономики для специальности Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

5. Тип рыночной структуры, предполагающий, что в отрасли имеется относительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию и осуществляющих частичный контроль над ценами, и что имеются низкие барьеры для вхождения в отрасль и небольшие ограничения для доступа к экономической информации

6. Рыночная структура, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами

Тест к теме «Конкуренция»

Выберите один или несколько вариантов ответа.

1. Какое из определений рынка представляется Вам наиболее убедительным:

а) рынок – это система отношений, в которой связи покупателей и продавцов столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться;

б) рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, относительно спроса и предложения;

в) рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связи производителей и потребителей продукции;

г) рынок – это территория, географическое пространство, в пределах которого происходят продажа и купля определенного товара;

д) рынок – это система, организованная по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
2. Каковы объективные условия возникновения и функционирования рыночного хозяйства:

а) общественное разделение труда;

б) экономическая обособленность субъектов экономики;

в) самостоятельность субъектов предпринимательства;

г) специализация, предпринимательство;

д) образование, принятие правильных решений.
3. Впишите незаполненную функцию рынка:

4. Что Вы понимаете под термином «разделение труда»:

б) специализация производителей на выполнение определенных функций;

в) выполнение работником должностных обязанностей, указанных в трудовом договоре;

г) контроль над исполнением распоряжения директора;

д) отношения между работодателем и работником.
5. Какова цель обмена:

а) извлечение выгоды путем неэквивалентного обмена;

б) удовлетворение потребности в тех благах, которые производитель определенных благ сам не создает;

в) получение выгоды со стороны продавца;

г) получение выгоды со стороны покупателя;

д) неравноценное получение выгоды.

6. Что Вы понимаете под экономической категорией «собственность»:

б) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ;

в) собственность – это комплекс прав владельца благ;

г) документально оформленные отношения между членами семьи по приобретенному недвижимому имуществу;

д) дарение и наследство на движимое и недвижимое имущество.
7. Соблюдение, каких условий делает конкуренцию совершенной:

а) никто не может произвольно влиять на рынок;

б) на рынке предлагаются одинаковые товары;

г) ни один не знает о рынке больше других;

д) свободные вход на рынок и выход из него.

8. В каких условиях на рынке утверждается монополия:

а) на рынке единственный продавец какого-либо товара;

б) никто не может произвольно влиять на рынок;

в) данный рынок огражден барьерами;

г) нет близких заменителей данного товара;

д) ни один не знает о рынке больше других.
9. Если в какой-то отрасли несколько (3-7) фирм контролируют подавляющую часть рынка, то устанавливается конкуренция, носящая название:

в) совершенная конкуренция;

д) монополистическая конкуренция.
10. Как называется та экономическая ситуация, когда покупателем какой-то продукция является только одна фирма (организация):

д) олигарх.
11. Что из следующего не является фактором формирования монополии:

в) контроль над единственным источником товара;

г) производство и сбыт товара, имеющего много близких свойств;

д) барьеры для вступления.
12. Какой рынок, скорее всего, станет монополистическим:

в) продажа шоколадных изделий;

д) рынок видеокассет.

Заполните опорную схему

если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Смотреть фото если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Смотреть картинку если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Картинка про если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Фото если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то

Заполните таблицу «Достоинства и недостатки монополии»

Заполните таблицу: «Различия между типами конкурентных рынков»

Монополия
ДостоинстваНедостатки

Заполните таблицу «Позитивные и негативные явления конкуренции»

Тип рынкаХарактеристики конкурентной ситуации
Число фирм в отраслиТип товаровБарьеры для входа на рынокВозможность фирмы влиять на цены своих товаровПримеры отраслей, действующих на таких рынках
Совершенная конкуренцияБольшоеНе существуютПищевая и легкая промышленность, производство мебели
Олигополия

Ответить на вопросы-размышления:

1. Какую роль играет дифференциация продукта в монополизации рынка? Как Вы относитесь к утверждению: «Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары способны замещать один другой, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче устанавливать товары, тем меньше конкуренция, тем легче устанавливать на них монопольную цену»?

2. Какую роль играет реклама в условиях монополистической конкуренции? Как Вы думаете, может ли реклама постоянно увеличивать прибыли фирм в условиях монополистической конкуренции?

3. «Все крупные фирмы являются монополистическими, но не все монополистические фирмы являются крупными». Как Вы оцениваете это утверждение? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Существует ли монополия, полностью свободная от конкуренции?

5. Почему конкуренция способствует успешному развитию рыночной системы?

Источник

Экономика. 10 класс

Конспект урока

Название предмета и класс: экономика, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №10 «Конкуренция и её виды»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Глоссарий по теме: конкуренция, совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, дифференциация продукции, олигополия, монополия, естественная монополия, антимонопольное законодательство.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Конкуренция (в общем понимании) – это соревнование за право получения большей части определённого вида ограниченного ресурса.

Конкуренция производителей – это соревнование фирм за более выгодные условия производства и продажи товаров или услуг. В разных отраслях экономики число продавцов может быть от одного и до очень большого числа.

В зависимости от числа продавцов на рынке и от того, какие отношения складываются между ними, различают два вида конкуренции – совершенная (чистая) конкуренция и несовершенная. Несовершенная конкуренция представлена следующими типами: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

Совершенная конкуренция – рынок, на котором очень много мелких фирм выпускают одинаковую (стандартную, однородную) продукцию и не имеют возможности контролировать цены на неё. На рынке совершенной конкуренции продавец вынужден принимать рыночную цену, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения, он является ценополучателем (price-taker).

Число покупателей на этом рынке тоже очень велико. Никто из участников этого типа рынка не имеет информации больше, чем все остальные. Этот тип рынка – в большей степени теоретическая модель: в реальной жизни почти не существует таких рынков, на которых бы полностью выполнялись такие условия. Примерами могут быть рынки сельскохозяйственных продуктов, рынок рыбы, фондовый рынок (продажа ценных бумаг).

Монополистическая конкуренция – это тип рынка, при котором большое количество небольших фирм производят схожую (но не однородную) продукцию и имеют возможность контролировать цены на неё.

Поднять цену на товар можно, только если ваш товар превосходит товар конкурента. Процесс создания продукции, отличной от аналогов, называется дифференциацией.

Существует несколько способов дифференциации продукции: повышение качества продукции, повышение качества обслуживания покупателей, реклама (с целью проинформировать покупателей об особенностях продукции).

Примерами рынков монополистической конкуренции могут быть небольшие магазины розничной торговли, цветочные киоски, книги, булочные и др. В реальной жизни это самый распространённый вид рыночной конкуренции.

Олигополия – это тип рынка, который принадлежит нескольким очень крупным фирмам.

В условиях олигополии количество фирм достаточно мало, так как существуют достаточно высокие барьеры для входа в отрасль:

На рынке олигополии ценовая конкуренция менее эффективна: если фирма снизит цену, то остальные поступят так же, в итоге у всех фирм упадут доходы. Цены на продукцию на рынке олигополии устанавливаются по принципу ценового лидерства: лидер отрасли устанавливает свою цену, остальные ему следуют.

На рынке олигополий конкуренция ведётся вокруг потребительских свойств товаров. В условиях олигополии фирмы тратят огромные средства на рекламу. Практически вся дорогостоящая реклама на телевидении, на радио, на транспорте и т. п. – это реклама олигополий. Рынки услуг мобильной связи – тому яркий пример.

Монополия – это тип рынка, на котором присутствует единственный продавец уникального (не имеющего заменителя) товара. Монополия невыгодна потребителям: монополист не заинтересован в повышении качества своей продукции, он имеет власть устанавливать часто завышенные цены. Чтобы не допустить образования новых монополий, государство проводит антимонопольную политику.

Хотя в некоторых отраслях конкуренция может быть неэффективна: вызвать дополнительные неоправданные затраты. Представьте водоснабжение дома, когда каждая квартира подводит себе трубы от разных поставщиков. Такая конкуренция только увеличит наши затраты.

В этих случаях создаются естественные монополии.

Естественная монополия – ситуация, при которой предприятие может выпускать продукцию с меньшими издержками, чем несколько предприятий.

Другими примерами естественных монополий в российской экономике могут быть железнодорожные перевозки, метрополитен.

Кроме того, монополистом считается изобретатель в отношении своего патента; композитор или художник – тот же монополист в отношении авторского права.

Понятие «монополия» содержит два важных момента: продавец единственный, а товар – уникальный, поэтому, используя рыночную власть, монополист устанавливает цены на свою продукцию, то есть является ценоустановителем (price-maker).

Государство проводит антимонопольную политику по ограничению монополистической деятельности. Так, в России существуют законы:

Резюме теоретической части

Конкуренция – это соперничество фирм за более выгодные условия выпуска и реализации товаров или услуг.

Различают типы конкуренции:

1. Совершенная конкуренция – на рынке очень много мелких фирм выпускают однородный продукт и не имеют возможности влиять на его цену.

2. Монополистическая конкуренция – рынок, на котором достаточно большое число мелких компаний выпускают дифференцированную продукцию и частично могут контролировать цены на неё.

3. Олигополия – рынок, принадлежащий нескольким очень крупным компаниям. Число таких фирм незначительно из-за высоких барьеров входа в отрасль.

4. Монополия – рынок, на котором только один продавец уникального (то есть не имеющего заменителя) товара или услуги.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Найдите основные термины, которые вы вспомните или с которыми познакомитесь на уроке.

если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Смотреть фото если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Смотреть картинку если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Картинка про если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Фото если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то

Рисунок 1 – Найдите термины

если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Смотреть фото если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Смотреть картинку если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Картинка про если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то. Фото если в какой то отрасли несколько крупных фирм контролируют подавляющую часть рынка то

Рисунок 2 – Верные термины

2. На рынке услуг мобильной связи области N действует одна крупная компания, других компаний не представлено. Выберите из приведённого списка характеристики этого рынка и выделите их цветом.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Конкуренция
Позитивные явленияНегативные явления