если внутри государства нет каких либо обособленных государственных образований оно является

Если внутри государства нет каких либо обособленных государственных образований оно является

1. К признакам права не относится:

+ независимость от государственной власти и отсутствие системности;

– общеобязательный характер и нормативность;

– формальная определенность и волевой характер.

2. Обычай становится правовым в результате его:

+ признания государством, отражения в праве и наделения его юридической силой;

– регулярного соблюдения той или иной группой населения;

– соответствия нормам общепринятого поведения.

3. Монархия отличается от республики:

+ способом передачи власти, сроком правления главы государства, характером волеизъявления населения;

– наименованием главы государств, наличием или отсутствием парламента, набором прав и обязанностей граждан;

– способами получения гражданства, территориальным устройством, политическим режимом.

4. Государство – это:

+ организация суверенной политической власти, ведающая делами всего общества;

– определенная территория, на которой проживает конкретная национальность;

– деятельность правительства, парламента и судей.

5. Какой теории происхождения государства принадлежит утверждение о том, что государство – это аппарат принуждения, созданный в целях управления завоеванными племенами и их территориями?

6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач – это:

7. В каких правовых формах происходит реализация функций государства?

+ Правотворческой, правоприменительной, правоохранительной.

– Регламентирующей, идеологической, хозяйственной;

– Убеждения, принуждения, рекомендации, поощрения.

8. Система методов, средств и способов реализации государственной власти называется:

– формой государственного устройства;

9. Согласно нормативистской теории:

+ право – это своеобразная пирамида, на вершине которой находится основная норма, и каждая низшая норма берет свою законность у норм большей юридической силы;

– право – продукт истории, постепенное и стихийное преобразование обычаев в более формально выраженные правила поведения;

– право – оформленная в виде закона воля господствующей верхушки общества.

10. В какой правовой системе основным источником права является судебный прецедент?

11. Предусмотренная в законе мера должного, общественно необходимого поведения – это:

– мера государственного принуждения.

12. Какое утверждение неверно?

+ У права и морали одна и та же сфера действия.

– Общественные отношение – объект регулирования как права, так и морали;

– Право и мораль формируют у человека необходимый уровень правосознания и культуры.

13. Что представляет собой версия?

+ Это одно из нескольких имеющихся предположений по поводу фактов или обстоятельств определенного дела;

– Это самоочевидная истина, которой не требуются доказательства;

– Это содержащееся в правовой норме предположение о наличии или отсутствии конкретного юридического факта.

14. Правосознание следователя – это форма:

15. Правовое обучение относится к формам:

16. Норма права – это:

+ общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений;

– распространяющееся на определенную группу людей правило, закрепленное в законе как общеобязательное и действующее на конкретной территории;

– общепринятый акт поведения, который выразился в законе и попадает под его охрану.

17. Как называется элемент структуры правовой нормы, который определяет алгоритм поведения субъекта?

18. Премия за хорошо выполненную работу – это пример:

– абсолютно определенной гипотезы.

19. В чем заключается бланкетный способ изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта?

+ Статья отсылает к определенной группе других нормативно-правовых актов;

– Статья отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

– Вся норма права содержится в данной статье нормативного акта.

20. Норма права, которая содержит властное предписание, называется:

21. Общезначимый результат профессиональной научной деятельности, способ выражения позиции ученых по правовым вопросам – это:

22. Какой из указанных принципов права является межотраслевым?

– принцип охраны труда;

– равенство перед законом.

23. Принятие подзаконных нормативно-правовых актов более характерно для:

+ органов исполнительной власти;

24. Какие общественные отношения входят в объект регулирования межотраслевых институтов?

+ которые регулируются несколькими отраслями права одновременно;

– которые регулируются одной отраслью права;

– которые регулируются сразу несколькими институтами.

25. Право социального обеспечения является:

+ специальной отраслью права;

– базовой отраслью права;

– комплексной отраслью права.

26. Совокупность нормативно-правовых актов, которые объективно выражают содержательные и структурные характеристики права – это:

27. Ориентация на удовлетворение общественных интересов, императивность норм и одностороннее волеизъявление субъектов более характерны для:

28. Рецепция – это:

+ заимствование одним государством в одностороннем порядке крупных законодательных массивов у другого государства;

– целенаправленное сближение правовых систем или отдельных отраслей, устранение между ними противоречий;

– введение в правовые системы государств единообразных норм.

29. Что не является признаком правотворческой деятельности?

+ упрощенный порядок принятия нормативно-правовых актов;

– монопольный характер со стороны государства;

31. Системность права означает:

+ его внутреннюю упорядоченность, слаженность и организованность;

— что нормы права применяются регулярно, то есть систематически;

— то, что право – часть системы общественных норм.

32. Марксистская теория связывает происхождение права с:

+ социально-экономическими причинами: право становится инструментом в руках господствующего класса для регулирования отношений с эксплуатируемым сословием;

— стихийным стечением обстоятельств: право появляется как воплощение духа народа и развивается постепенно;

— божьей волей, выраженной в Библии, от которой производны все остальные законы.

33. Принципы государственного управления представляют собой:

+ основные начала, научно-обоснованные и закрепленные в законе положения, которые предопределяют строение и характер государственного управления;

— способы и методы, которые использует государственная власть в своей управленческой деятельности;

— характерные черты, присущие государственному управлению как специфическому общественному явлению.

34. Структура государственного управления – это:

+ организованная совокупность органов власти, которые действуют от имени и в интересах государства в пределах своей компетенции и полномочий;

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— внутренняя организация исполнительных органов власти в государстве.

35.Тест. Структура системы государственного управления – это:

+ совокупность тех связей, которые существуют внутри системы государственного управления и делают ее единым целым;

— направления деятельности, в которых функционирует государственное управление как единая система связей;

— совокупность норм и правил, которые регламентируют государственное управление.

36. Методы государственного управления характеризуются тем, что:

+ выражают воздействие субъекта государственного управления на его объект;

— не нуждаются в правовой регламентации;

— адресованы абстрактному объекту управления.

38. Предметом теории государства и права являются:

+ закономерности появления, укрепления, функционирования и развития права и государства, а также связанных с ними явлений;

— смена типов и форм государства и права в их историческом и сравнительном аспекте;

— общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственными органами своих полномочий с использованием правовых методов.

39. Право возникает одновременно с появлением:

40.Тест. Что из перечисленного не является элементом структуры государственной власти?

+ Последствия воздействия государственной власти на объект управления;

— Содержание властной деятельности;

41. Если внутри государства нет каких-либо относительно обособленных государственных образований, оно является:

42. Демократия – это разновидность:

— форм государственного устройства;

— форм государственного правления.

43. Способность права воздействовать на сознание и волю человека – это:

+ воспитательная функция права;

— охранительная функция права;

— культурно-историческая функция права.

44. Религиозные нормы представляют собой:

+ вид социальных норм и правил, которые установлены определенными религиозными конфессиями и имеют обязательный характер для приверженцев данной религии;

— правила поведения, которые в виду своего регулярного и длительного применения прочно вошли в привычку;

— совокупность поведенческих актов, основанных на представлении о добре, зле, справедливости и долге.

Источник

Основы теории государства

Понятие, признаки и функции государства

Предпосылки возникновения государства можно обнаружить уже в первобытном обществе в виде власти верхушки родовой знати, которая выполняла управленческие функции. Эта власть основывалась на обычаях, традициях, авторитете старейшин, представлявших всеобщие интересы.

Разделение общества на классы и связанное с этим усложнение общественной жизни требовали создания особого органа, регулирующего различные функции общества. Господствующие классы для удержания в повиновении эксплуатируемых классов нуждались в особой силе. Такой силой и явилось государство, которое возникло как организация политической власти экономически господствующего класса. Но поскольку этот класс выступает со стороны всего общества, его политическая организация является формой организации, управляющей делами всего общества в целом. Таким образом, исторически государство – это структура господства, которая необходима для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Чтобы полнее раскрыть специфику государства, необходимо проанализировать его признаки. Наличие или отсутствие этих признаков позволяет определить является ли данное общественное образование государством или нет.

Признаками государства являются:

1. Наличие точно обозначенной территории. Территория – это пространственная основа государства, без которой государство не существует. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства. Население – это общество людей, имеющих единый государственный язык и проживающих на территории государства. Территориальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», что означает устойчивую правовую связь лица с конкретным государством.

Внешние пределы государственной территории обозначаются линией государственной границы, устанавливаемой в соответствии с заключаемыми между сопредельными странами соглашениями либо на основе исторически сложившихся традиций.

2. Государственный суверенитет. Государственный суверенитет означает верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере (независимость от любой иной власти вне страны), возможность свободно и самостоятельно выполнять стоящие перед ним задачи. На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения. Государство – единственный носитель суверенной власти. Для устойчивости государства власть должна быть:

а) всеобщей, или публичной – это означает, что власть государства распространяет свое действие на всю территорию, все население;

б) универсальной – способной решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы, а ее указания должны быть общеобязательными для всех;

в) легитимной, что означает законность власти, ее поддержку населением и международное признание.

3. Наличие особой системы органов и учреждений (механизма государства). Государство располагает специальным аппаратом власти, управления и принуждения. Механизм государства представляет собой систему органов, практически осуществляющих функции государства, позволяет обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его составляющим относятся судебные, законодательные и исполнительные органы власти.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий. Функционирование этого механизма необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых в том только и состоит, чтобы управлять.

4. Организация и осуществление власти на правовых основах. Государство предполагает наличие системы права как главного инструмента управления обществом. Под системой права понимаются созданные или одобренные государством нормы социального поведения, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением. С появлением государства, право, как система обязательных правил поведения является мощным средством управления. Государство осуществляет правотворческую деятельность, т. е. издает законы и другие нормативные акты, адресованные всему населению. Правотворчество – исключительная прерогатива государства. Юридические нормы устанавливают определенные нормы и правила и в зависимости от того, как эти нормы и правила соблюдает население, можно судить об их эффективности.

5. Наличие правоохранительных органов. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами, специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. Деятельность этих специальных органов осуществляется с целью охраны права путем применения юридических мер воздействия, в строгом соответствии с законом. В эту часть государственного аппарата входят: судебные органы, прокуратура, милиция, органы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, таможенные органы и т. д. С помощью правоохранительных органов возможно применение принудительных мер, предусмотренных правовой системой к населению.

6. Наличие армии. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

Одной из причин военных конфликтов являются пограничные споры между смежными государствами, поэтому вооруженные силы до сих пор остаются необходимыми атрибутом любого государства.

7. Существование системы принудительно взимаемых налогов. Налоги – это обязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки, обеспечивающие экономическую независимость государства. Налоги необходимы для содержания органов управления, правоохранительных органов, армии, для поддержания социальной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. д.), а также для создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий и т. д.

Таким образом, на основании перечисленных признаков можно дать следующее определение понятия «государство»:

Государство – это организация суверенной политической власти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат управления и принуждения.

Функции государства – это основные направления (стороны) его деятельности, выражающее сущность и назначение государства в обществе. Социальное назначение государства проявляется в деятельности внутри страны и на международной арене по достижению конкретных целей. Под целью деятельности государства понимается желаемый результат его внутриполитической и международной деятельности.

В функциях государства проявляется реальная роль государства в жизни общества, в решении основных проблем общественного развития и, прежде всего, в удовлетворении разнообразных интересов населения страны в данное время. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач.

По сфере действия различают внутренние и внешние функции государства.

Внутренние функции – это основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны. К ним относят:

а) экономическая функция. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства проявляется в установлении налогов, выдаче кредитов, инвестиций, определении льгот в отношении некоторых товаров, в регулировании работы различных субъектов хозяйственной деятельности, выработке программ экономического развития и т. п. Государство создает правовые основы рынка – «правила игры» для хозяйствующих субъектов различных форм собственности, действующих на рынке. Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями некоторых особо важных отраслей народного хозяйства (энергетика, связь, атомная и оборонная промышленность, космонавтика и т. п.), выступая в таких случаях собственником средств производства, производителем материальных благ;

б) политическая функция. Политическая функция обусловлена необходимостью осуществления взаимного сосуществования различных социальных групп. Проведение референдумов, выборов позволяет государству определить действительную расстановку социальных сил, учесть в своей политике интересы различных социальных групп и не допустить их открытого столкновения. Государство обеспечивает защиту конституционного строя, государственного суверенитета, ведет правотворческую деятельность и официально представляет все население страны, как во внутренних, так и во внешнеполитических делах;

в) социальная функция. Социальная функция обеспечивает нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т. п. Государство в законодательном порядке устанавливает: минимальный уровень оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям, матерям, безработным. В государственном бюджете РФ предусмотрено выделение средств на здравоохранение, культуру, образование и просвещение, что позволяет членам общества вести достойную и активную жизнь, способствует развитию общества;

г) правоохранительная функция. Правоохранительная функция, или функция по установлению и охране правопорядка, – эта деятельность государства по выполнения закона всеми гражданами, организациями, государственными органами. Важнейшей частью правоохранительной деятельности государства является борьба с правонарушениями;

д) экологическая функция. Экологическая функция в силу своей значимости выдвигается в разряд основных функций государства. Человечество в связи с интенсивной эксплуатацией природы поставило себя под угрозу полного уничтожения. Государство обязано предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями. Во многих странах разработано обширное природоохранное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды, а к его нарушителям применяются суровые меры (от предупреждений, солидных штрафов до ликвидаций предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды).

Внешние функции – это основные направления деятельности государства за пределами страны по отношению к другим государствам. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире. К ним относят:

а) функция обороны. Функция обороны всегда имела первостепенное значение. Международные организации берут на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между государствами, предупреждая их военное столкновение;

б) дипломатическая функция. Дипломатическая функция способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от того, какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на международной арене, который позволяет достичь стабильности и процветания всего человечества;

в) внешнеэкономическая функция. Внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств. Эта функция проявляется в международном разделении труда, специализации и кооперировании производства, обмене новейшими технологиями, координации товарооборота, развитии кредитно-финансовых связей;

г) поддержка мирового правопорядка. Поддержка мирового правопорядка, или внешнеполитическая функция, заключается в политическом сотрудничестве государств с целью исключения глобальных вооруженных конфликтов.

Внешняя деятельность государств в современном мире лишь тогда будет эффективной, если базируется на общечеловеческих ценностях, учитывает национальные, экономические, культурные и религиозное особенности и интересы всех народов, входящих в мировое сообщество.

Функции государства осуществляется в различных формах, среди которых различают правовые и организационные.

В правовых формах выделяют правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную, которые выражаются в следующем.

Правотворческая форма – деятельность государства, связанная с выполнением тех или иных функций, регламентируется нормативно-правовыми актами, которые создаются в результате правотворчества.

Правоисполнительная форма – органы государства, исполняющие те или иные функции государства, обязаны исполнять законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие выполнение тех или иных функций государства.

Правоохранительная форма – организации, учреждения, должностные лица, не исполняющие надлежащим образом законы и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие ту или иную деятельность государства, должны привлекаться к ответственности.

Организационные формы осуществления функций государства – это разнообразная организационная деятельность, связанная с выполнением тех или иных функций государства (подбор и расстановка кадров, организация финансирования и т. п.).

Формы государства

Для характеристики государства очень важным является понятие формы государства. Форма характеризует государство с точки зрения его устройства, выражающегося в принципах организации государственных органов, в средствах и методах осуществления государственной власти и построения внутренней структуры государства. Соответственно общее понятие формы государства раскрывается через следующие элементы:

Форма правления – это организация высших органов государства. Форма правления выражает основные принципы организации высших органов государственного аппарата, их структуру, порядок образования и распределение компетенции между ними. Форма правления дает возможность уяснить:

В связи с этим государства подразделяются на два вида – монархия и республика.

Монархия – это такая форма правления, при которой источником политической власти провозглашается монарх, т. е. верховная, высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства, приобретается по наследству, и осуществляется им единолично и пожизненно. Таким образом, основными признаками классической монархической формы правления являются:

В зависимости от полноты власти монархии бывают абсолютные (неограниченные) и парламентские (ограниченные).

Для абсолютной, неограниченной монархии характерно то, что государственная власть сосредоточена в руках единоличного руководителя государства, т. е. власть монарха никем и ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Ватикан). В ограниченных, парламентских монархиях наряду с главой государства – монархом высшая власть осуществляется каким-либо представительным органом, например, парламентом (Марокко, Иордания).

Республика – такая форма правления, при которой источником политической власти является народ, высшие органы политической власти формируются на основе выборов. Главой государства с республиканской формой правления является избранный на определенный срок единоличный или коллегиальный орган. Глава государства с республиканской формой правления (в нашей стране Президент) является выборным, т. е. его власть исходит от народа и эта власть сменяема.

В зависимости от способа обеспечения принципа разделения властей можно выделить три разновидности республиканской формы правления: президентскую, парламентскую и смешанную республики.

В президентской республике полномочия главы государства и главы правительства сосредоточены в руках президента. В таких республиках президент избирается населением страны, а не парламентом. В президентских республиках правительство формирует президент, минуя парламент (например, в США). В парламентских республиках обеспечивается верховенство парламента, перед парламентом правительство ответственно за свою деятельность. Президент как глава государства в большинстве случаев избирается парламентом (например, Италия).

Россия представляет собой смешанную (парламентско-президентскую) республику. Президент избирается народом, имеет полномочия, позволяющие ему действовать независимо от правительства, и в то же время наряду с президентом действует правительство, ответственное перед парламентом.

Форма государственного устройства – это внутренняя структура государства, способ его территориального или национально-территориального деления, характер взаимоотношений между его частями (субъектами), а также каждой из них с государством в целом.

Форма государственного устройства показывает:

По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:

Унитарное государство – это такое государство, которое не имеет внутри себя обособленных государственных образований, это простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами (области, округа, районы, департаменты). В таком государстве существует единая система высших органов и единая система законодательства (например, Франция, Япония, Бельгия).

Федеративное государство состоит из относительно обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Это сложное многонациональное государство, части (субъекты) которого являются государственными образованиями (автономные республики, штаты, земли, кантоны и т. п.). Государства с федеративной формой устройства имеют наряду с высшими органами власти федерации с федеральным законодательством, соответствующие органы и законодательство членов (субъектов) федерации, а также гражданство федерации и гражданство субъектов федерации (например, США, ФРГ). К федерациям относится и Россия, в которой федеративное устройство государства позволяет сочетать общие интересы всего многонационального населения России с интересами каждой нации. Принцип федерализма дает правовую гарантию целостности как территории федерации, так и территории ее субъектов. Обязательным условием любого федеративного государства является верховенство федерального законодательства над законодательством субъекта федерации, а также разграничение полномочий и предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов федерации.

К сложному типу государства, кроме федерации, относится конфедерация, которая представляет собой менее прочную форму соединения национальных государств. Конфедерация – это союз государств с некоторыми общими органами, ведающими строго определенными вопросами. Решения органов конфедерации вступают в силу после их ратификации (утверждения) всеми государствами – членами или квалифицированным большинством членов конфедерации. Члены конфедерации, сохраняя самостоятельность, объединяют свои усилия для достижения определенных целей (формирование единой армии, общность внешней политики и т. д.). Конфедерация может не иметь единой территории, единого законодательства и гражданства. Это сообщество независимых государств, сохраняющих свой суверенитет, созданное для координации политики и взаимовыгодного сотрудничества. Черты конфедерации присущи Содружеству Независимых государств (СНГ), в состав которого входит и Российская Федерация.

Важнейшая характеристика формы государства – политический режим, который представляет собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Важнейшей чертой, характеризующей политический режим, является степень политических свобод, положение личности в данном государстве, а также свободное существование оппозиционных партий и движений.

Политический режим влияет на форму правления и государственного устройства. В наиболее обобщенном виде можно выделить две разновидности политического режима: демократический и антидемократический (тоталитарный).

Политический режим в форме демократии означает устройство государства, в котором правление осуществляется согласно воле большинства; единственным источником власти является народ. Права человека в демократическом государстве гарантируются и признаются конституцией страны.

Необходимо различать непосредственную (прямую) демократию и представительную демократию.

Непосредственная демократия означает прямое участие народа в решении государственных дел (например, путем референдума).

Представительная демократия – это участие народа в управлении государством через представительные, выборные органы власти. Демократическим режимам присущ принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Тоталитарные (антидемократические) государства характеризуются сокращением сферы свободы личности, попранием основополагающих прав и свобод граждан, запретом оппозиционных партий и движений, высокой степенью подчинения населения властям. Для антидемократических государств характерно широкое вмешательство государства в экономическую и общественную жизнь страны, преобладание государственной собственности в экономике. В антидемократическом (авторитарном) государстве власть, как правило, сосредоточена в одних руках (например, Северная Корея, Албания). Право в таких странах играет роль принудительной силы в руках одного лица и теряет свою ценность.

Правовое государство и гражданское общество

Философы всегда занимались выяснением понятия, сущности, происхождения и смысла государства. Представления о правовом государстве как об определенном государственном устройстве, осуществляющем свою деятельность на основе закона, стали формироваться еще в Древней Греции и Риме. Главное направление поиска мыслителей античности связано со стремлением к более совершенным и справедливым формам общественной жизни. Такие мыслители как Сократ, Платон, Аристотель последовательно отстаивали мысль о том, что государственность вообще возможна лишь там, где господствуют справедливые законы. Они старались найти такое взаимодействие между правом и государственной властью, которое бы обеспечивало гармоничную жизнь общества, в котором закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Античные философы различали в качестве основных форм государства следующие: монархию, аристократию и демократию, а также формы, отклоняющиеся от указанных и в соответствии с этим означающие упадок: неограниченная монархия превращается в автократию (тиранию), неограниченная аристократия – в олигархию, неограниченная демократия – в охлократию (господство черни, толпы) или анархию.

В основе современных концепций правового государства лежат идеи немецкого философа И. Канта (1724–1804), французского просветителя и правоведа Ш. Монтескье (1689–1755) и других европейских просветителей ХVIII и ХIХ вв., таких как Г. Гроций, Т. Гоббс, Н. Макиавелли, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

Кратко рассмотрим основные положения их теорий.

Дж. Локк (1632–1704), обосновывая идеи естественных прав человека, среди неотчуждаемых прав особо выделял собственность, свободу мнений. По его мнению, любое покушение на право собственности (лишение части собственности, повышение налогов) должно рассматриваться как проявление деспотизма. Чтобы не допустить злоупотребления властей, он предлагал не соединять законодательную и исполнительную власть. Другим средством от произвола, по его мнению, является законность.

Государственно-правовые воззрения Монтескье (1689–1755) сводились к следующему:

Значительным влиянием пользовалась теория государства Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) – теория общественного договора. Согласно этой теории, живущие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии) люди заключили (молчаливо) договор, по которому они обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность.

Конститутивным признаком правового государства, по Канту, является верховенство правового закона. Народу, по его мнению, должна принадлежать законодательная власть. Исполнительная власть должна быть подчинена законодательной. Судебная власть должна назначаться исполнительной. Тем самым должно обеспечиваться равновесие властей, а не просто их разделение.

Итак, в период буржуазных революций возникли новые подходы к идее правового государства: родилась идея правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права; идеи естественных прав человека, народного суверенитета, разделения властей.

Значительный интерес к теории правового государства проявляли и российские правоведы конца ХIX – начала ХХ в. Так, С. А. Котляревский (1873– 1939) считал, что необходимые свободы граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К таким необходимым свободам он относил свободу собраний и союзов, свободу слова и печати, свободу вероисповедания, личную неприкосновенность личности и др. Особенно важными, по мнению С. А. Котляревского, является защита индивидуальных прав личности. Он предлагал и определенные условия их реализации: организацию судебной защиты против случаев нарушения этих прав; ответственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Идеи, выдвинутые С. А. Котляревским, нашли свое отражение в современной концепции правового государства, где сформулированы как принцип взаимной ответственности личности и государства.

Таким образом, теоретическая конструкция правового государства, сложившаяся к началу ХХ вв., включает: разделение властей, верховенство правового закона, взаимную ответственность личности и государства, доминирование общедозволительного типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом «дозволено все, что не запрещено законом», установление реальных гарантий прав и свобод личности. В связи с этим, правовым государством является такое государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес1, постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности.

Многие ключевые понятия прошлого способствовали формированию современного представления о правовом государстве. В настоящее время юридическая наука правовым государством называет государство, которое подчиняется во всей своей деятельности праву, функционирует в определенных законом пределах и обеспечивает правовую защищенность своих граждан.

Праву принадлежит приоритет перед государством. В широком смысле право – это совокупность этических общностных ценностей (справедливость, порядок, нравственность, правдивость, надежность, верность и т. д.), покоившихся на идее равенства: равным обязанностям должны соответствовать равные права. Государство становится правовым именно потому, что подпадает под власть права и, если государство использует право во всех сферах своей деятельности, то правые нормы всегда санкционируются государством. Органы и институты правового государства должны точно соблюдать существующие в государстве законы. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. Законы являются правовыми только тогда, когда:

Характеристика правового статуса государства предполагает безусловное подчинение государства ряду принципов, соблюдение которых обеспечивает наличие в нем следующих основных признаков:

1. Верховенство права и закона. Праву должны подчиняться не только граждане и организации, но и само государство. Деятельность государственных органов должна быть основана на нормах права, при этом, как уже отмечалось, законы и другие правовые акты должны быть правовыми, соответствовать основным принципам права (приоритет прав человека, справедливость, демократия, гуманность, разумность).

В системе законодательства правового государства выделяется основной закон, обладающий высшей юридической силой – конституция, поэтому правовое государства – это конституционное государство. Все другие правовые акты должны соответствовать конституции и основываться на ее нормах. Соблюдение законов – это основа нормального функционирования государства и защиты прав граждан, преграда для произвола.

2. Народный суверенитет (полновластие народа). Народный суверенитет предполагает обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства.

3. Широкие права и свободы человека – гарантированность прав и свобод граждан, их нерушимость со стороны государства. Это означает, что кроме провозглашения прав и свобод личности в обществе должны существовать конкретные механизмы их реализации. Обязанностью государства является обеспечение в должной мере прав и свобод своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения, а также их максимальная гарантия.

Правовое государство должно обеспечивать свободу естественных отношений, основанных на началах справедливости для всех без исключения граждан. Однако допускаются и необходимые ограничения прав и свобод человека, и гражданина, но только на основе права, которое должно исключать беззаконие и произвол. Государство применяет ограничение прав и свобод гражданина в правовых (разумных) рамках и только тогда, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан; ограничивает свободу одного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

4. Разделение властей и институт ответственности власти. Единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга власти: законодательную, исполнительную и судебную власти. Разделение власти необходимо для того, чтобы исключить ее произвол, направлено против авторитаризма в государственном строе и служит развитию демократии в государственном управлении. В правовом государстве должен существовать баланс законодательной, исполнительной и судебной властей при провозглашенном суверенитете народа. Ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закрепленными полномочиями.

5. Независимость судей. Особое значение имеет сильная и независимая судебная власть, так как она играет решающую роль в обеспечении верховенства закона, прав и свобод человека. По мнению И. М. Гессена, «мощь государства в независимом суде». Судьи, присяжные заседатели должны разрешать дела на основе закона, в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие.

6. Приоритет норм международного права над нормами национальными. Законы государства, особенно нормы закрепляющие права и свободы граждан, должны быть сформулированы в соответствии с нормами международного права.

7. Взаимная ответственность гражданина и государства. Не только гражданин должен отвечать за совершенные правонарушения, но и государство и государственные органы должны нести юридическую ответственность за нарушение прав и свобод человека. Этим обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Должностные лица должны нести персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами.

8. Независимость массовой информации. В правовом государстве должны быть обеспечены права граждан на информацию, а также возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в частности в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, союзов, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п.

В широком смысле правовое государство – это обязательно:

Основные отличия правового государства по сравнению с антиправовым (тоталитарным, моновластным) государством можно представить следующим образом (табл. 1).

Основные отличия правового государства

Признаки антиправового государстваПризнаки правового государства
Несвязанность правомСвязанность правом
ВсевластиеВерховенство закона
Свобода государства от обществаДействие в строго определенных границах, установленных обществом
Незащищенность гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лицПодчинение обществу
Приоритет интересов государстваПриоритет защиты прав и свобод граждан

Таким образом, суть государства правового – в характере законов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В наиболее развитом виде концепция правового государства является социальной ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых интересов. Государственная власть зависит от гражданского общества и выражает его интересы. В основе правового государства должна лежать правовая экономика и развитое гражданское общество.

Понятия «гражданское общество» и «правовое государство» отражают различные стороны жизни общества, неотделимы друг от друга. Государство – лишь форма гражданского общества.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в некоторых странах античного мира (Греция, Рим), где были развиты ремесло и торговля, породившие товарно-денежные отношения, закрепленные в ряде институтов частного права. Однако сама идея гражданского общества, появившаяся в противовес всевластию государства, формировалась в новое время как идея перехода от деспотического общества к обществу демократическому. Ж.-Ж. Руссо сформулировал критерий перехода к гражданскому, цивилизованному обществу: равенство прав и обязанностей человека, общества и государства. Гегель определял гражданское общество как отношение лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие, внешний порядок и т. п.

В развитии гражданского общества можно выделить два этапа (табл. 2).

Два этапа в развитии гражданского общества

I этапII этап
СтановлениеУтверждение
Рыночной экономикиРыночной экономики
ПредпринимательстваРазличных форм предпринимательства
Свободы средств массовой информацииСоциальной защищенности граждан
ГласностиГласности
Социальной защищенности гражданСвободной деятельности средств массовой информации

Для возникновения и функционирования гражданского общества необходимы следующие предпосылки:

Поскольку потребности граждан неравнозначны, данные предпосылки предполагают функционирование государства на нескольких уровнях.

1. Производственный уровень – это удовлетворение базовых потребностей граждан в пище, одежде, жилье (для этого создаются объединения и организации (частные, акционерные предприятия, профессиональные объединения)).

2. Социо-культурный уровень – это удовлетворение потребностей в духовном совершенствовании, знаниях, информации, общении (для этого создаются образовательные, научные, культурные, религиозные институты (образовательные учреждения, семья, церковь, творческие союзы, СМИ)).

3. Политико-культурный уровень – это реализация потребностей граждан в политической деятельности (для этого создаются партии, политические движения, союзы, объединения).

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социальноэкономической, политической и правовой зрелости.

Гражданское общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и организаций, которые служат барьером против посягательств государственных органов. Многие общественные отношения в гражданском обществе являются независимыми от государства. Государство существует в интересах народа, его назначение – обеспечить свободу и благосостояние своих членов. Оно подконтрольно гражданскому обществу, ответственно за правопорядок, способный гарантировать человеку свободу и безопасность. Важнейшей основой гражданского общества является самостоятельный и полноправный гражданин.

Гражданское общество – это общество с развитой системой общественных отношений (экономических, политических, правовых и др.), которое обеспечивает удовлетворение неотъемлемых прав и интересов граждан на основе самоуправления и свободы. Это свободное, демократическое и правовое общество, признающее в качестве высшей ценности – ценность человека.

Основными элементами гражданского общества являются:

Таким образом, важнейшей основой гражданского общества является законодательное закрепление юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства.

Как мы выяснили, правовое государство рассматривают как одну из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала, обеспечить и защитить свободу, честь и достоинство личности, поэтому формирование правового государства невозможно без последовательной демократизации общества.

Статья 1 Конституции РФ 1993 г. провозглашает Российскую Федерацию правовым государством. Однако конституционное провозглашение еще не означает, что правовое государство в нашей стране уже построено. В России происходят сложные процессы в развитии государства и права. Это развитие осложняется тем, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей. Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. В России пока не удалось реализовать в полной мере ни одного из основных принципов правового государства. Официально признанные принципы правового государства и существующая государственно-правовая реальность в России не совпадают.

В нашей стране верховенство права и закона пока не стали незыблемыми принципами деятельности государственных органов. Значительная часть норм, закрепленная федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь формально, имеет распространение произвол чиновников. Нередко грубо нарушаются права и свободы человека, не всегда обеспечивается их эффективная защита. Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Поэтому первоочередной является задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных институтов. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства в нашей стране, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы. В нашей стране уже приняты многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития государства как демократического, правового: Конституция РФ, Декларация о государственном суверенитете РФ, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Договор об общественном согласии. Для построения правового государства в России необходимо создать должную правовую базу, завершить судебную реформу, преодолеть названные негативные явления. Обеспечение удовлетворительного материального положения граждан является одной из предпосылок достижения политического результата. В связи с созданием института президентской власти необходимы повышение авторитета и роли представительных органов.

Закрепление в ст. 1. Конституции РФ принципа правового государства следует понимать в качестве цели общества, а не как достигнутое положение. Только в том случае, когда будут максимально обеспечены права и свободы человека; ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством; авторитет закона и строгое его соблюдение всеми членами общества и государственными органами; эффективная работа правоохранительных органов и т. д., можно будет говорить о том, что создание правового государства завершено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *