есть ли какие либо ограничения по тому какие образовательные программы могут быть адаптированными
ВАРИАНТЫ АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.
Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРИАНТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ПРОГРАММЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) — два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) — два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).
1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.
Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.
2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.
3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.
4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.
Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья(с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом:
Категория детей с ОВЗ
Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО
Есть ли какие либо ограничения по тому какие образовательные программы могут быть адаптированными
Основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
В соответствии с частью 3 статьи 79 ФЗ № 273 от 29.12.2012г.под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальныхобразовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Из этого следует, что адаптированная программа не обязательно должна содержать «коррекционную» составляющую, т.е. она не является аналогом коррекционной программы. Из ст. 60 следует, что адаптированная общеобразовательная программа может не предусматривать в отношении лиц с различными формами умственной отсталости достижение основного общего и среднего общего образования.
Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012г.,специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает необходимость разработки индивидуального учебного плана и адаптированной образовательной программы (через индивидуализацию их содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося) на основе основной образовательной программы и адаптированной основной образовательной программы.
Необходимо помнить о том, что обучение детей с умственной отсталостью по адаптированной образовательной программе, созданной с использованием программы СКОУ VIII вида, не дает цензового образования и, согласно Статьи 60, пункта 10.13. ФЗ № 273 от 29.12.2012г. «Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, им выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Организационно-педагогические условия реализации адаптированной образовательной программы обучающихся с ОВЗ (инвалидностью) в образовательной организации.
В свете вышеизложенных положений Российского законодательства в направлении реализации прав детей с ограниченными возможностями (инвалидностью) на доступное и качественное образование, выделим базовые организационно-педагогические условия реализации адаптированных образовательных программ:
А) Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Реализация этого условия должна обеспечить, не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Наиболее важным локальным нормативным документом следует рассматривать договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут фиксированы как права, так и обязанности всех субъектов инклюзивного пространства, предусмотрены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, в том числе новыми возникающими в процессе образования.
В) Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки АОП), а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностям детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности. Важным (для определенных категорий детей) является организация питания и медицинского сопровождения.
Г) Организация взаимодействия как всех участников образовательного процесса в образовательной организации, так и взаимодействие с «внешними» организациями, отвечающими за создание специальных образовательных условий для всех групп обучающихся с особыми образовательными потребностями.
В первую очередь, должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса – создание психолого-медико-педагогического консилиума ОО, организация координации членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательной организации в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров – методического центра, ППМС-центра, общественных организаций. В рамках создания организационно-педагогических условий должен быть сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку как со стороны специалистов школы, организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально-направленной учебной мотивации.
Организация взаимодействия специалистов Психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-педагогического консилиума образовательной организации.
На протяжении всего периода пребывания ребенка с ОВЗ (инвалидностью) в общеобразовательной организации, с целью решения задач психолого-педагогической и социальной реабилитации, поставленных в Индивидуальной программе реабилитации, должна действовать система психолого-педагогической поддержки. Такую поддержку осуществляет группа специалистов, включающая педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога, ассистента (помощника), педагогов, непосредственно осуществляющих обучение и воспитание. В инклюзивных образовательных учреждениях в данную группу входит так же методист-координатор по вопросам инклюзивного образования. Основной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ОО является Психолого-медико-педагогический консилиум (психолого-педагогический консилиум, если в него не включены медицинские работники).
По определению Н.Я. Семаго, «консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка» (10). Мы согласны с мнением автора в том, что «если стратегию включения ребенка в определенной степени определяют специалисты ПМПК, «задающие» особые необходимые условия для успешного включения ребенка с ОВЗ в среду обычных сверстников, то разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологийсопровождения, адекватных особенностям ребенка…является задачей именно ПМПк ОУ» (10).
Процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации адаптированной образовательной программы должен лежать как в основе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий – в итоговом заключении, определяющем образовательный маршрут и условия его реализации, так и в деятельности консилиума образовательной организации. Наиболее важно, чтобы подобным образом разрабатываемые условия были включены в адаптированную образовательную программу в качестве одного из ее компонентов. Точно также важно, чтобы в процессе оценки эффективности реализации АОП было уделено место оценке качества и полноты создания для данного ребенка с ОВЗ этих условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.
Например, ПМПК выявила у ребенка тяжелое нарушение речи с преимущественным нарушением лексики и грамматики. До принятия ФЗ № 273 этот ребенок получил бы направление в специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида, т.к. именно в нем организованы условия, необходимые для обучения таких детей (предусмотрены ставки учителей-логопедов, основная образовательная программа учреждения учитывает их особенности). Но на сегодняшний день ПМПК имеет право только определить условия, необходимые для успешного обучения этого ребенка, и рекомендовать программу обучения. Какие же? Конечно, основным условием будет необходимость проведения коррекции выявленных нарушений речи учителем-логопедом и обучение по адаптированной основной образовательной программе для обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, учитывающей особенности формирования речи, мышления и других психических функций у этой категории детей. Если родитель этого ребенка принимает решение об обучении в СКОУ V вида (согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012г.к 2016 году оно будет называться — образовательная организация для детей с тяжелыми нарушениями речи, осуществляющая образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе), никаких вопросов не возникает. Если же родитель принимает решение привести ребенка в соседнюю общеобразовательную школу, то нужно понимать, что организовать для одного ребенка обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного класса невозможно, в том числе и из-за его высокой стоимости. И для этого ребенка специалистами психолого-педагогического консилиума образовательной организации должна быть разработана адаптированная образовательная программа, учитывающая индивидуальные особенности и образовательные потребности ребенка, в основу которой будет положена основная общеобразовательная программа школы, в которую пришел ребенок, и адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В Таблице 1 в обобщенном виде представлены функции различных групп специалистов, обеспечивающих разработку и реализацию Адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ (детей-инвалидов), обучающихся в общеобразовательной школе:
Проектирование образовательного
процесса с учетом разработки и реализации ИОП для детей с особыми
образовательными потребностями, в том числе – детей с ОВЗ (детей-инвалидов):
обучения и сопровождения
детей с ОВЗ.
Специалисты
психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) – члены ППк
Проектирование образовательного
процесса в инклюзивном классе с учетом реализации АОП, создание условий для
развития позитивных потенций каждого ребенка:
Воспитатели
группы продленного дня, педагоги дополнительного образования
Алгоритм разработки и реализации АОП обучающихся с ОВЗ в образовательной организации.
Особенности работы междисциплинарной команды при разработке и реализации Адаптированной образовательной программы:
Учитель, родители – полноправные участники работы над АОП;
Индивидуальный образовательный маршрут (и – соответственно – Адаптированная (индивидуальная) образовательная программа) в рамках образовательной организации для ребенка с ОВЗ разрабатывается в несколькоэтапов. Перечислим самые важные из них (Таблица 2).
Важно: представленная последовательность действий специалистов ОО возможна при наличии у ребенка, поступающего в образовательную организацию, статуса «ребенок-инвалид» и рекомендаций ИПР и/или статуса «ребенок с ОВЗ» и рекомендаций врачебной комиссии и ПМПК по организации для него специальных образовательных условий. При отсутствии данных рекомендаций первым шагом администрации и специалистов будет выявление ребенка с ОВЗ и проведение работы с родителями такого обучающегося с целью направления его на ПМПК. При условии несогласия родителей на прохождение ПМПК и психолого-педагогическое сопровождение, такому ребенку оказываются образовательные услуги на общих основаниях.
Этап
Шаги проектирования АОП
Содержание деятельности
Предварительный
Предварительная оценка
образовательных потребностей ребенка и запроса родителей
Администрация школы вместе с
координатором по инклюзии (при наличии рекомендаций ИПР и/или ПМПК)
— определяет, к какому учителю и в какой класс поступает ребенок.
Так же определяется, какие специалисты психолого-педагогического
сопровождения могут войти в междисциплинарную команду;
— если в школе нет
какого-либо специалиста, административная группа ищет возможные варианты
привлечения дополнительных ресурсов (сотрудничество с ППМС-центром,
привлечение волонтеров и т.д.);
— Заключается договор
с родителями.
— проводится сбор и анализ предварительной
(первоначальной) информации о ребенке и его семье (см.ниже).
Оценка требований ФГОС
и ОП
Разработка локальных
регламентирующих документов: приказа о деятельности ПМПк (ППК), Службы
психолого-педагогического сопровождения и т.д.
Диагностический
Изучение результатов
комплексного психолого-педагогического обследования
— подготовка заключений о психологических
особенностях ребенка, сформированности у него учебных навыков, специфике
взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Основная задача комплексной
диагностики в данном случае – определить, какие образовательные потребности
есть у ребенка, на какие его возможности можно опереться в первую очередь, какие
из направлений деятельности учителя (воспитателя) и специалистов являются
самыми актуальными.
Описание необходимых
ребенку с ОВЗ специальных образовательных условий с учетом возможностей и
дефицитов
Организация
деятельности ППк: обсуждение заключений специалистов,
Принятие решения о
необходимости разработки АОП
Разработка
Проектирование необходимых
структурных составляющих АОП
Деятельность учителя и
специалистов сопровождения в рамках работы ППк.
При необходимости –
привлечение специалистов ППМС-центра, с которым заключено соглашение о
сотрудничестве.
Определение временных
границ реализации АОП
Четкое формулирование
цели АОП (Совместно с родителями!)
Определение круга
задач в рамках реализации АОП
Определение содержания
АОП (коррекционный, образовательный компоненты)
Планирование форм
реализации разделов АОП
Определение форм и
критериев мониторинга учебных достижений и формирования социальной
компетентности обучающегося (воспитанника)
Определение форм и
критериев мониторинга эффективности учебной
и коррекционной работы
Реализация
Организация
деятельности учителя и специалистов психолого-педагогичесекого сопровождения
в соответствии с Программой и планом;
— организация
мониторинга учебных достижений и социальной компетентности ребенка;
— организация
мониторинга эффективности коррекционной работы.
Анализ и коррекция
Организация
деятельности ППк по анализу эффективности работы, динамики развития и учебных
достижений ребенка;
— внесение корректив в
АОП.
Приоритеты и принципы реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с уровнями образования.
При разработке и реализации адаптированных образовательных программ необходимо учитывать приоритеты в развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Среди них надо отметить:
Принципы реализации адаптированной образовательной программы в соответствии с уровнями образования.
В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) начальное общее образование;
2) основное общее образование;
3) среднее общее образование.
Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).
Принципы реализация адаптированной образовательной программы в рамках начального общего образования:
Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).
Среднее общее образование – направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.
Структура Адаптированной образовательной программы
Структура адаптированной образовательной программы ребенка с ОВЗможет включать несколько модулей (в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ):
— индивидуальный учебный план, определяющий объем и формы организации обучения, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (индивидуальные, подгрупповые и групповые);
— адаптированные программы предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы организации;
— программы коррекционно-педагогической и психологической направленности в соответствии со специфическими психофизическими особенностями и образовательными потребностями ребенка с ОВЗ (программа логопедической работы, программа работы педагога-психолога, программа работы учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога),
— программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специфических учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений – например, таких как: «Социально-бытовая ориентировка», «Фонетическая ритмика» и др.
Компонентный состав документа «Адаптированная индивидуальная образовательная программа для ребенка с ОВЗ».
Обязательным компонентом Адаптированной образовательной программы являются краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка, цель и задачи коррекционно-развивающей работы, содержание программы, а также требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания ИОП на уровне динамики тех или иных составляющих его психофизического развития.
Структура Адаптированной индивидуальной образовательной программы представляет собой единую систему, состоящую из нескольких взаимосвязанных разделов:
— коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления
коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям.
— воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с
рекомендациями для родителей обучающегося;
3.3. Программа коррекционной работы, рабочие программы по предметным областям, адаптированная образовательная программа – соотнесение содержания и формы интеграции.
Содержание Адаптированной образовательной программы для обучающегося с ОВЗ не является исключительным и изолированным от основных положений Основной общеобразовательной программы, реализуемой в той или иной образовательной организации. Коррекционная составляющая АОП должна соответствовать Программе коррекционной работы, разрабатываемой в рамках ООП начального (основного, среднего) общего образования.
Программа коррекционной работы, в соответствии со Стандартом, направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении ООП Н(О,С)ОО, коррекцию недостатков в физическом, психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, а также на обеспечение условий для реализации ООП НОО. Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ОВЗ посредством индивидуализации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна отражаться и в других разделах ООП (на примере начальной школы), таких как «Пояснительная записка»; «Учебный план с пояснительной запиской», в направлениях деятельности, связанных с организацией внеурочной деятельности для детей с ОВЗ; «Планируемые результаты за курс первой ступени образования»; «Программа развития универсальных учебных действий»; «Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»; а также «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Приведем краткое сравнительное описание Программы коррекционной работы в рамках ООП ОО и Адаптированной индивидуальной образовательной программы.
Программа
коррекционной работы
Адаптированная
образовательная программа
Направление
деятельности в рамках реализации программы
Коррекция
недостатков в физическом и психическом развитии детей
с ОВЗ;
оказание
помощи в освоении ООП ОО; социальная адаптация; обеспечение условий для
реализации ООП ОО
Освоение
ОП на уровне, доступном ребенку; социальная адаптация
4
года – в соответствии с реализацией содержания ООП, прогнозируемого
контингента обучающихся
1 год – в соответствии с рекомендациями ПМПК о создании
специальных образовательных условий
Контингент
обучающихся, для которых разрабатывается
Дети
различных категорий: с ОВЗ (инвалидностью); дети,
имеющие парциальные недостатки в развитии школьно-значимых функций;слабое здоровье; находящиеся в трудной
жизненной ситуации и другие.
1
ребенок из любой категории, имеющий статус «ребенок с ОВЗ» и/или
«ребенок-инвалид»
Разрабатывается
и реализуется
Под руководством администрации ОО специалистами службы
психолого-педагогического сопровождения, учителями (воспитателями)
Под руководством администрации ОО (координатора по
инклюзии, руководителя СППС) специалистами службы психолого-педагогического
сопровождения, учителями (воспитателями) с привлечением родителей ребенка с
ОВЗ в рамках деятельности ППк
Управляющим Советом ОО
Директором ОО, подписывается родителями ребенка с ОВЗ
Взаимодействие
специалистов ОО;
социальное партнерство
Взаимодействие
в «мини-команде»; взаимодействие с родителями; «гибкая» система «ведения»
ребенка в зависимости от актуальных задач
Направления
коррекционной работы
Диагностическое; коррекционно-развивающее; консультативное;
информационно-просветительское; профилактическое; координационное; экспертное
Диагностическое; коррекционно-развивающее;
профилактическое, другие – в зависимости от особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью)
Планируемые результаты
коррекционной работы
Освоение
ООП всеми категориями детей, требующими организации
психолого-педагогического сопровождения
Положительная динамика развития ребенка; освоение
ООП на доступном уровне; положительное эмоциональное состояние ребенка, класса; удовлетворенность родителей
Как уже было сказано выше, в рамках разработки Адаптированной индивидуальной образовательной программы, исходя из особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающегося с ОВЗ (инвалидностью), рекомендаций ИПР ребенка-инвалида, рекомендаций ПМПК по созданию специальных образовательных условий, группа специалистов школы, осуществляющая ее реализацию, в большинстве случаев адаптирует и образовательный компонент – содержание программ тех или иных предметных областей, в освоении которых ребенок с ОВЗ может испытывать трудности даже при условии организованной коррекционной работы.
Опишем кратко основные направления деятельности учителя класса (совместно с учителем-дефектологом, учителем-логопедом) в рамках адаптации образовательной программы по основным предметным областям.
Адаптация образовательной программы необходима для решения задач:
-компенсации дефицитов, возникших вследствие специфики развития ребенка;
-минимизации рисков, связанных с организацией и содержанием обучения;
— реализации потребностей ребенка в развитии и адаптации в социуме;
— выполнения государственного заказа на оказание образовательной услуги.
В нашем понимании, адаптация образовательной программы включает следующие направления деятельности учителя:
Алгоритм деятельности учителя по адаптации образовательной программы в рамках разработки Адаптированной образовательной программы:
Авторы книги «Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе» Т.Лореман, Дж.Депелер, Д. Харви предлагают разделить все содержание образовательной программы на три категории:
Распределение объема содержания различных программ можно схематически представить следующим образом (рис. 1):
В случае, когда учитель понимает, что Примерная учебная программа и Авторская учебная программа по тому или иному предмету не удовлетворяют условиям преподавания в классе, особенностям контингента обучающихся в целом, в том числе – обучающегося с ОВЗ, он может разработать Рабочую учебную программу (см. методические материалы). При этом следует отметить, что Рабочая учебная программа может быть разработана как для класса, так и индивидуально для отдельного обучающегося с учетом Индивидуального учебного плана и специальных образовательных условий в части обеспечения специальными приспособлениями, техническими средствами обучения, использования тех или иных форм и режима обучения, рекомендаций ПМПК об использовании той или иной адаптированной основной образовательной программы.
Заключение
Резюме