еврейская мама какая она
Особенности еврейской мамы
Всем знакома песня «Аидише мама». Какой глубокий смысл в неё заложен авторами?
У каждого из нас возникают разные эмоции, когда мы слышим эту мелодию. Мы сразу же вспоминаем свою маму, бабушку, их нежность, ласку, как будто мы снова возвращаемся в детство. Какие секреты таит особенность мамы в еврейской семье, чем она отличается от мамы любой другой национальности?
Картина «Аидише маме» художника Елены Ивановой (Котляр)
Еврейская мама – это призвание, искусство жизни. То, чему часто завидуют. Только со стороны кажется, что так всё легко и просто, многие размышляют «Как у них всё получается?».
Согласно еврейской традиции, основой любой семьи является мужи жена, как отец и мать. Их задача с ранних лет приучить детей к тому, что на первом месте уважение к матери отцу. Их дети будут видеть, что родители живут с вниманием, уважением, заботой друг о друге, тогда и сами дети вырастут с ощущением защищённости и любви. Истинная еврейская мама создаёт и поддерживает радостную атмосферу в доме, а это означает «женщина – глава дома». Женщина должна уметь выслушать мужа, заботиться о нём и детях. Может показаться, что еврейская мама «приносит в жертву» свои интересы и личное время, но это отнюдь не так. Всё её внимание направлено на воспитание детей, организацию уюта в доме, заботе о муже, который в свою очередь растворяется в заботе о супруге. И семья должна всегда помнить об этом, понимать, что мама приготовит завтрак с учётом гастрономических пристрастий каждого члена семьи, проследит чтобы одежда была чистой и выглаженной, и чтобы дети стали эрудированными. Еврейская мама в любой момент придёт на помощь и даст дельный совет. Дети с раннего детства не имеют понятия «болтаться без дела» или «гулять по дворам», так как они постоянно заняты – изучением иностранных языков, математика, игра на музыкальных инструментах, чтением литературы. Благодаря этим ключевым компонентам и можно построить счастливую семью. Одним из правил еврейской мамы есть хвалить своих детей. Ни один её ребёнок априори не может быть плохим. Он всегда и во всём самый лучший. Еврейская мама умеет сохранить в нас ощущение детства на протяжении всей нашей жизни.
Нельзя оставить без внимания то, что любовь и забота отцов о своих детях, не менее отличается от материнской. Еврейский папа всегда готов провести время с детьми, помочь. В выходные дни, к примеру, на израильских улицах можно увидеть папу с детской коляской чаще, чем маму. В это время мама может посетить салон красоты, заняться приготовлением пищи или просто пройтись по магазинам. Будь счастлив в своей семье, и тогда твой ребёнок будет счастлив в своей семье.
Главные позиции в воспитании детей: «жёсткие требования и максимальная свобода». Ребёнку разрешается многое, его нельзя ругать по мелочам, но есть вещи, которые делать категорически запрещено. Например, это касается учёбы, отношения к старшему поколению и других важных аспектов жизни. Запретов не так много, но на страже их соблюдения неизменно стоит еврейская мама. Другими словами: «Ребёнку можно всё, кроме того, что ему нельзя».
С самого рождения ребёнок слышит только хвалебные высказывания в свой адрес. За первый незатейливый рисунок, за первое слово и первые несмелые шаги. Любая похвала считается нормой воспитания. А ещё прибегают к такой хитрости, как дать ребёнку возможность «случайно» подслушать разговор взрослых, в котором его хвалят. Это один из эффективных способов помочь ребёнку поверить в свои силы, осознать, что он может всё.
Еврейская мама имеет абсолютную уверенность, что у её ребёнка нет и быть не может недостатков. Какая-нибудь глупость, совершённая ребёнком, не считается признаком дурного воспитания, а необходимостью найти причину такого поступка. Ни один из родителей не станет вслух говорить о промахах ребёнка, дабы не поселить в его голове комплекс неполноценности. А как еврейская мама проявляет свои наилучшие качества, когда её дети достигают возраста для создания своей семьи… Но это уже другая история.
Кадр из т/с «Однажды в Одессе», еврейская мама и её сын
И напоследок хочу поделиться с вами старой еврейской притчей, которая помогает задуматься и увлекает в философский мир отношений «мама-дети».
Жила-была бедная еврейская семья. Детей было много, а денег мало. Бедная мать работала на износ – готовила, стирала, и орала, раздавала подзатыльники и громко сетовала на жизнь. Наконец, выбившись из сил, отправилась за советом к раввину: как стать хорошей матерью?
Вышла от него задумчивая. С тех пор ее как подменили. Нет, денег в семье не прибавилось. И дети послушнее не стали. Но теперь мама не ругала их, а с лица ее не сходила приветливая улыбка.
Раз в неделю она шла на рынок, а вернувшись, на весь вечер, запиралась в комнате.
Детей разбирало любопытство. Однажды они нарушили запрет и заглянули к маме.
Она сидела за столом и …пила чай со сладким цимесом!
«Мама, что ты делаешь? А как же мы?»- возмущенно закричали дети.
«Ша, дети! – важно ответила она.- Я делаю вам счастливую маму!»
Кадр из к/ф «Подкидыш». Фаина Раневская: «Муля, не нервируй меня!»
Феномен «еврейской мамы»
Феномен «еврейской мамы»
Раскрыть феномен «еврейской мамы» пытаются педагоги, психологи и философы. Ведь невозможно понять, почему дети этой национальности, как никто другой, всю жизнь беззаветно и всепоглощающе уважают, чтут, обожают и просто от души любят свою родительницу.
При том, что многие из них не обладают какими-то исключительными способностями или внешностью. У иудейки ровно столько же недостатков, сколько и у мам других национальностей. Более того, чаще всего мамэ бывает вредной, скандальной и во многом неправой. И уж далеко не красавицей – среди пожилых евреек много толстушек. Конечно, признаются в любви к своим мамам и англичанин, и француз, и немец, и русский, и бурят, и ненец, и мордвин, и многие другие. Но почему-то именно в любви еврея к своей маме есть что-то божественно-мистическое. И эта волшебная смесь творит чудеса: все еврейские дети – умны, образованы, успешны. На зависть всем!
Одни исследователи видят причину такого полного взаимопрорастания друг в друга в особенном, неповторимом еврейском образе жизни. Другие – в своеобразном и неподражаемом еврейском юморе, как «средстве» выживания, когда непонятно: плакать или смеяться. Третьи – в передаче ребенку гордости своего народа.
И Иосик начинает читать… И потом, когда Иосик подрос, мама говорила: «Тебе надо учиться дальше. Тебе нужен Университет. Тебе нужны книги и репетиторы. Придется продать мою шубу». О, эти еврейские мамины шубы! Сколько молодых людей получили на них образование! Потому и любят еврейских матерей особо. Помните анекдот, что у еврея, как и у всех других мужчин, есть жена и любовница, но француз любит любовницу, немец любит жену, а еврей любит маму…
Вы вправе спросить: «А где же еврейский папа?» Он здесь, рядом. Где же ему еще быть? Он как форпост во внешний мир. Он много работает и много терпит, много бегает и часто унижается, чтобы все получилось так, как хочет еврейская мама. Без вечно куда-то спешащего и озабоченного еврейского папы не было бы гордой еврейской мамы».
Анекдот в тему
Пpиходит Изя из школы и сpазу к маме.
– Мама, сегодня в школе писали контpольную по математике. Все написали на «4», а я на «5». Мам, это потому, что я евpей?
– Hет, сынок! Это потому, что ты у меня такой умный и сообpазительный!
– Мама, сегодня в школе писали сочинение. Все написали на «3», а я на «5». Мам, это потому что я евpей?
– Hет, сынок! Это потому, что ты у меня такой гpамотный, начитанный!
– Мама, сегодня в школе на физкультуpе пpыгали в высоту. Все пpыгнули на 1.30, а я на 1.40. Мам, это потому, что я евpей?
– Hет, сынок! Это потому, что ты у меня такой быстpый и ловкий!
– Мама, сегодня в школе у Леночки был день рождения. Все съели по три конфетки и одному пиpожному, а я – пять конфеток и два пиpожных. Мам, я понял, это, навеpное, потому что я такой сладкоежка?
– Hет, сынок! Вот это потому, что ты еврей.
Конечно, к евреям везде в мире особое отношение. Они всегда под пристальным вниманием. Люди-загадки. По одной из старых легенд, где-то в Израиле хранится аж 24 тома с именами великих евреев, которые изменяли мир в свое время. Представьте – это же сколько великих людей у такого малого народа! И у всех этих гениев была своя еврейская мама, которая их сделала великими.
Анекдот в тему
В поезде идет разговор о знаменитых людях.
Участвующий в разговоре еврей повсюду видит «своих».
– О Господи Исусе, пресвятая Богородица! – воскликнул сосед.
Время от времени попытки понять отношения мамы с детьми в еврейской семье предпринимаются в анекдотах или шутливых сценках в развлекательных телепередачах. Особую популярность в последние годы завоевал сериал «Одна за всех», где одна актриса Анна Ардова играет множество комедийных зарисовок и случаев из жизни. И в одной из зарисовок Анна как раз играет заботливую еврейскую 55-летнюю маму Розу Моисеевну, которая воспитывает великовозрастного толстяка-сыночка Сёму. И там мы видим такую картинку семейных отношений.
Роза Моисеевна – властная, авторитарная, экономная женщина. До пенсии работала бухгалтером. Имеет кучу родственников в Одессе. Несмотря на то, что сыну уже 30 лет, она по прежнему считает его ребенком. И уверена, что она – мама – самое главное в жизни Сёмы, а всё остальное подождёт. Она полностью доминирует над сыном, решая как ему жить. Сам Семён маму побаивается, уважает, обращается к ней на «вы». И не смотря на все конфликты между ними, он ни за что не хочет покидать ее дом. Они ссорятся и снова мирятся. И он подчиняется всем ее жестким требованиям – даже отказывается от невесты, которая маме не понравилась. И в финале каждой такой размолвки – мама и сын обнимаются, просят прощения друг у друга, радуются и садятся за стол вкусно покушать. А на столе – все только самое вкусное, все только то, что любит ее сыночек. И Сёма уплетает приготовленное мамой за обе щеки. Роза Моисеевна, подперев подбородок рукой, улыбается, любуясь на свое чадо.
Какая мать не мечтает о такой идилии! Причем, любая мама мысленно согласится, что «жесткие требования» и «доминирование» – не педагогичны. Но до какой там педагогики, когда так хочется простой любви своих детей! И еще бы хотя бы немножко послушания…
– Легче всего было играть еврейскую маму, – признавалась в интервью Ардова. – Во-первых, я сама на четверть еврейка, так что это в крови, во-вторых, у моей Розы Моисеевны есть прототип – Инна Марковна, мама моей подруги. Я сама чуть-чуть еврейская мама… похожа на нее по эмоциональному фону. На детей могу наорать, потом через секунду поцеловать, и все это без злобы и от большой любви. Но я совсем не монстр, и никто меня не боится – дома все смеются, когда я кричу, даже обидно.
Сюжет из сериала «Одна за всех»
Роза Моисеевна сидит за столом и пьет чай. Входит сын Сема с корзинкой в руках и, нежно так прижимая ее к себе, говорит:
– Маман, приготовьте радость, сейчас она вам понадобится!
Роза Моисеевна заинтересованно смотрит на корзинку и тянет к ней свои руки, но Сема не дает дотронуться.
– Сема, я таки поняла или наоборот!? Вам стали давать зарплату не конвертами, а корзинками?
– Маман, я понимаю, что вы хочете, но таки увы! Не все что я приношу домой – деньги!
Сема достает из корзинки маленького котенка и подносит его к маминому лицу.
– Маман, поглядите в эти честные глаза и почувствуйте за любовь! – Семен! У мамы большое сердце, но так и ты не маленький. Там больше нет места для кого еще! Положи животное в его тару и верни.
– Маман! Я говорю свое категоричное «не понесу» вашему безапелляционному «верни»! Если хотите, несите сами, завернув беззащитного Тему в свое бессердечие…
Но в итоге Роза Моисеевна, конечно, берет котенка. Ведь для нее главное, чтобы Сёмочке было хорошо.
Так в чем же секрет воспитания евреев?
– Главное – это любовь, милосердие и строгость, – объясняет кандидат психологических наук Инна Пригожина. – Еврейскую маму можно назвать первоклассным садовником. Дело в том, что в иудаизме человека всегда сравнивают с деревом. Когда садовник сажает молодое дерево, то он каждый день, изо дня в день ухаживает за ним. Поливает, удобряет, убирает сорняки и даже, если нужно привязывает к палке, чтобы оно выросло правильно. Почему так важно, чтобы дерево с молодости росло правильно? Ответ прост. Потому что его потом уже не выпрямить.
Только правильный рост сделает это дерево красивым и плодовитым. На нём вырастут вкусные и сочные плоды. И еврейская мама старается, чтобы ребенок с младенчества развивался в нужном направлении. И видит в своем ребенке только хорошее. Она боготворит ребенка, его плохое поведение ее удивляет, и она спешит создать условия, в которых плохое поведение превращается во что-то совершенно чуждое малышу, а главное – абсолютно не нужное.
Воспитание у евреев – это воспитание совести. Если у человека есть совесть, он не уклонится от выбранного направления ради соблазна, не бросит на полпути. Воспитание – это устранение привычек, которые препятствуют развитию ребенка. Цель воспитания – не удобство и тишина в доме, а развитие любознательности и самостоятельности. Другое дело, что воспитанный человек – это культурный человек, ведь от природы в ребенке нет культуры, и в еврейских семьях огромное внимание уделяется именно культуре, потому, что именно она делает человека человеком.
Кроме того, еврейское воспитание – это и прививание хороших привычек. Если полезная привычка сформирована с детства, она не вызывает дискомфорта, ощущения ограничения прав и свобод. Чем больше полезных привычек, тем быстрее они формируют стремление души ко всему хорошему. Если не заниматься воспитанием как формированием привычек, то вместо полезных привычек их место займут другие, которые вряд ли понравятся не только родителям. Например, дети, которые с детства занимались спортом, имеют больше шансов сохранить хорошую форму будучи взрослыми. Целеустремленность, честность, организованность – все это из детства. Дети, которые в детсадовского возраста занимались музыкой, день за днем, год за годом проигрывая упражнения, повзрослев, не бегут от нудной и однообразной работы, чтобы получить желаемый результат.
А теперь изучим конкретные правила воспитания еврейских детей, которые могут помочь многим другим мамам вырастить из своего чада если не Эйнштейна, то хотя бы Мендельсона.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
2 Чего хотят мамы
2 Чего хотят мамы — Чего же вы хотите? — спросил я у Салли.Ее муж Джефф сидел с таким видом, который означал для меня следующее: «Не представляю, зачем мы сюда пришли, поэтому пусть лучше говорит она». Некоторые могут счесть эту позу проявлением нежелания выполнять
О чувствах мамы
О чувствах мамы Каждая хорошо воспитанная молодая мама уже заранее «заряжена» гипнозом-предписанием на любовь к своему младенцу. Любовь к будущему ребенку внушается девушкам с детства, об этом говорится много, всеми, убежденно-непререкаемо и заранее нежно. Девушки,
Мамы всякие нужны…
Мамы всякие нужны… Испокон веку из поколения в поколение девочки играли в сугубо «девчачьи» игры наподобие «дочки-матери», баюкали и кормили своих любимых кукол, «репетируя» свою предстоящую материнскую роль. Ведь каждая будущая женщина растет в полной уверенности, что
АХ, МАМЫ, ПАПЫ…
АХ, МАМЫ, ПАПЫ… Родитель: должность, требующая бесконечного терпения, чтобы ее исполнять, и не требующая никакого терпения, чтобы ее получить.Леонард ЛевинсонВ процессе взросления на девочку оказывают влияние разные люди — члены семьи, родственники, знакомые родителей и
Сексуальные мамы существуют
Сексуальные мамы существуют Наши современники становятся родителями, когда их сексуальность уже сформировалась и полностью проявилась. Все мы выиграли от того, что сексуальное отделилось от репродуктивной функции. Научившись регулярно использовать контрацептивы,
7.2. Дети – для мамы?
7.2. Дети – для мамы? К кризису в семейной жизни, как ни странно, может привести появление ребенка. Некоторые браки распадаются после рождения первенца. Почему так происходит?Рождение ребенка – это стресс для семьи. Ведь жизнь супругов кардинально меняется. И если раньше
Две мамы
Две мамы «У меня не было права любить свою мамочку…»Из-за закона, разрешающего однополые браки и усыновление детей гомосексуальными парами, все большее количество детей воспитываются двумя мамами, каждую из которых ребенок может называть по-разному, например, «мама» и
Манифест организованной мамы
Манифест организованной мамы В конце книги я хочу предложить вам небольшой манифест организованной мамы. Это слова проактивной женщины, которая всегда начинает с себя, и в этом – секрет ее успеха. Надеюсь, ее слова станут и вашими!С Божьей помощью я начну с себя…Я буду
Истории Няни и мамы
Истории Няни и мамы Раз в день, как полагалось всем хорошо воспитанным детям, я «отправлялась на прогулку». Я этого терпеть не могла, в особенности потому, что надо было застегнуть на все пуговицы ботинки, – необходимое условие. Я плелась позади, шаркая ногами;
Феномен «еврейской мамы»
Феномен «еврейской мамы» Раскрыть феномен «еврейской мамы» пытаются педагоги, психологи и философы. Ведь невозможно понять, почему дети этой национальности, как никто другой, всю жизнь беззаветно и всепоглощающе уважают, чтут, обожают и просто от души любят свою
Чего боятся мамы
Чего боятся мамы Иногда маме может показаться, что малыш для того и появляется на свет, чтобы она ежесекундно за него тревожилась и боялась: так много опасностей подстерегает на пути и младенца, и ребенка постарше. Иногда маме кажется, что единственный способ уберечь его
Как быть настоящей еврейской матерью.
Сколько человек нужно еврейской маме, чтобы заменить лампочку? Ни одного. «Идите, детки, гуляйте. Я и в темноте посижу»
Навеяно книгой Дэна Гринберга «Как быть еврейской матерью»
Для того чтобы быть настоящей еврейской мамой, Вам совсем не нужно принадлежать к избранному народу и даже не обязательно иметь детей. Вы можете быть ирландским парикмахером, брокером с Уолл-стрит или шведской кассиршей.
Настоящая еврейская мама живет ради детей. Договоримся сразу, что если детей у нее нет, она найдет ради кого жить, потому что жить своей жизнью или не дай бог в свое удовольствие для нее совершенно неприемлемо.
Быть настоящей еврейской мамой это высокое искусство. Если Вы его освоите, то Ваша жизнь станет предметом зависти друзей и подруг. Если же Вы будете недостаточно усердны в тренировках, Вы своими руками приблизите тот черный день, когда ребенок поймет, что может обойтись без Вас.
Каждому, кто хочет стать Еврейской мамой с большой буквы «Е» важно понять, что главное чувство, которое Вы должны вызывать у своих близких, это чувство вины. Есть поговорка «Лупите ребенка ежедневно. Даже если Вы не знаете, в чем он провинился, он-то наверняка знает». Еврейская мама пользуется другой мудростью «Почаще страдальчески вздыхайте. Если Вы не знаете, в чем близкие виноваты перед Вами, они знают совершенно точно».
Потренируйтесь перед зеркалом. Несколько дней упорных тренировок и Вам позавидует любая профессиональная плакальщица. Если кто-то из близких застигнет Вас за этими упражнениями и спросит «Мама! Что случилось?!» Отвечайте с затаенной мукой: «Ничего. Все в порядке. Уверена, это скоро пройдет».
С этим неподражаемым выражением лица Вы теперь смело можете дарить сыну знаменитые два галстука, а потом спрашивать «А второй тебе не понравился?», говорить мужу «Надень свитер, мне холодно!», рыдать над внуком «Он не хочет есть мою курочку», вздыхать так, чтобы слышала дочь «Когда тебя возьмут замуж, я наконец-то смогу спокойно умереть». Собственно, Вы можете вообще больше ничего не говорить. Каждый Ваш вздох будет привязывать близких к Вам чувством вины, как канатом.
Ох, как меня злили бабушкины скорбно поджатые губы и ее «конечно, для вас все времена одинаковы». Какие уж такие были «времена»? Но любая простуда непременно превращалась в трагедию, а «выпасание» нас внучек на даче в непосильную жертву. Все это с мученическим лицом и постоянными рассказами о заботливых и внимательных детях Марии Александровны или Цили Юльевны. Никогда ни слова в простоте, никаких прямых упреков. Она нас обожала, но родители обязаны были постоянно осознавать, чем она жертвует ради нас, и чувствовать себя виноватыми. Увы.
Спасибо бабушке. Потому что сегодня я отлично умею распознавать «еврейских мам» и у меня к ним неплохой иммунитет. А когда я внезапно ловлю себя на этих интонациях местечковой Drama Queen, то начинаю хохотать и говорю себе «Выключай бабушку Сару!»
Но все же интонации эти нет-нет да всплывают. Откуда-то берется во мне эта неистребимая «Еврейская мама». Да и окружающие нередко этим грешат. Причем, не только люди моего поколения или старше, но и значительно более молодые. Удивительно, что эти «навыки» осваивают с легкостью даже дети.
Мне интересно, а вы ощущаете в себе черты «еврейской мамы»? И как думаете, зачем она нам?
Еврейская мама – а идише маме
Если есть понятие еще более святое в наших глазах, чем «еврейка», то это, несомненно, – еврейская мама. Великая основа еврейского дома и семьи – это передача нашей духовной связи с Творцом по цепочке поколений. И роль еврейской мамы в этой передаче невозможно переоценить.
«Еврейская женщина — это моя мама. Для меня она — самое прекрасное, что есть на земле. Еврейская женщина — это феноменальная мать, потрясающая хозяйка, друг и защитник своих детей. Для меня очень тяжело описать еврейскую женщину словами — для этого есть музыка»
– эти поэтичные слова сказаны певицей Тамарой Гвердцители. Давайте попробуем очертить основные духовные особенности этого великого понятия Еврейская Мама.
Еврейская душа
Во-первых, согласно иудаизму, еврейская душа передается только через рождение от еврейской мамы. Вот как объясняет это рав Шимшон Пинкус, благословенной памяти: «В мужчинах Всевышний отражается при изучении Торы и при выполнении заповедей. А женщине святость присуща в силу ее природы, и потому она освобождена от изучения Торы! И еврейство ребенка определяется еврейством матери, а не отца, по той же самой причине. Ведь у отца есть святость только в той степени, в которой он ее отражает, а матери святость присуща по природе».
Если разъяснить более подробно: известно, что в мире есть семьдесят народов, и – отдельно – еврейский народ. Как сказано в Торе (Бемидбар, 23:9): «народ этот живет отдельно и между народами не числится». У каждого из семидесяти народов – своя индивидуальность, свой образ мышления, внешний вид, образ жизни, ментальность… Мы могли бы подумать, что так же обстоит дело и с еврейским народом – но рав Пинкус открывает нам удивительную особенность каждого еврея и всего еврейского народа: «у еврея нет индивидуальности, вся его сущность – это зеркальность», то есть, мы – «народ-зеркало», которое отражает то, что стоит перед ним. Таким образом, живущий в России еврей – отражает русское мышление, живущий во Франции – французское, живущий в Америке – становится «настоящим американцем»… Если же евреи прилепляются ко Всевышнему, к Его Торе, тогда в них отражается святость, и тогда они – «святой народ».
Но у еврейки, говорит рав Пинкус, есть отличие – ее изначальная особая близость ко Всевышнему. И если эту связь не нарушить, то еврейка будет «отражать» святость, даже не предпринимая каких-то специальных усилий. Именно в этой связи с Творцом, в защите святости от посторонних влияний, заключается особая роль еврейской женщины, еврейской мамы. На этом строятся еврейские семейные ценности.
Женщина – это дом. Еврейские семейные ценности
Сказано в Трактате Шаббат (118б): «Сказал раби Йоси: “Никогда не называл я свою жену женой. а называл ее домом”». Когда создается новая семья, чего мы при этом хотим? Создать дом, в который захочется приходить, из которого не будет искать «спасения» муж, в котором будет радостно и комфортно детям, и из которого они выйдут с желанием продолжать наш путь. Дом, полный гармонии, тепла и семейного счастья. Раби Йоси говорит нам, что создание такого дома – зависит от женщины, от жены. В этом ее предназначение и как жены и матери, и как еврейки – как говорит нам Тора: «”Так скажи дому Яакова” – это женщины» (комментарий Шмот Раба, 28:2). Но какими инструментами строится подобный дом?
Есть дома, подобные гостиницам, а есть – настоящие дома. Если дом – это место, где люди живут бок о бок, но не имеют времени друг для друга, не знают ничего друг о друге, куда они приходят поесть, и снова разбегаются – это гостиница, а не дом. В настоящем доме люди живут друг с другом. И задача еврейской женщины, еврейской мамы – построить такой дом, и построить его «на века». Еврейская мама знает, что ее святая обязанность – заботиться о благополучии всех членов семьи, с мягкостью и любовью формировать характер своих детей, научить их полагаться на Творца, и – преодолевать трудности. Еврейская мама знает, что именно от нее зависит, что возьмут с собой ее дети, когда выйдут из дома – во взрослую жизнь.
Защита дома от негативных влияний
Мы видим это на примере Авраама и Сары. Авраам занимался благотворительностью, принимал гостей, распространял веру во Всевышнего в мире. А Сара – «вот она, в шатре», она охраняла дом. И когда она увидела, что сын Авраама от Агарь, Ишмаэль, стал на путь идолопоклонства – что «Ишмаэль насмехается», она потребовала от Авраама: «Прогони эту служанку и сына ее»! Тора открывает нам, что Аврааму было очень тяжело принять это решение Сары. Но Сара, с ее «встроенной» чуткостью к святости, знала, что дом, как и Храм, должен быть защищен от влияния окружения, отделен и закрыт со всех сторон – чтобы полноценно сохранить то дорогое, что находится внутри. Праматерь Сара – настоящая «еврейская мама», способная на величайшее самопожертвование, но непоколебимая, когда видит угрозу для будущего своей семьи. И Всевышний становится в этом вопросе на сторону Сары! Когда Вс-вышний говорит Аврааму: «Слушайся Сару, она понимает больше» – это свидетельство возможностей каждой из нас! От идише маме – еврейской мамы – зависит все существование еврейского народа, и конкретно – духовное состояние наших детей, нашего мужа, и всей семьи. Еврейский дом нуждается в самой лучшей охране – чтобы никто посторонний не смог повлиять на его святость и нарушить ее.
Но цель еврейской семьи – не только сохранение, но и передача святости.
Святость семьи
Когда еврей и еврейка соединяются хупой и кидушин, вступая в семейный союз, они должны знать, что у них есть уникальная сила – произвести потомство, которое наследует не только физические черты, но и духовные. В начале книги Берейшит (2:24) сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей, и станут они плотью единой». То есть, «ими двумя создается дитя, и в нем становится их плоть единой» (Раши). В другом месте о создании человека сказано так: «трое участвуют в создании: отец, мать и Всевышний». Мужчине и женщине дана возможность произвести потомство, создать из себя – нового единого человека, в котором будет присутствовать частичка Творца – Его Шехина. Но источник для этой возможности – это чистота семейной жизни, или, если хотите, святость еврейской спальни. От чистоты этого источника зависит вечность еврейского народа, народа Израиля – как духовная, так и физическая. В книге «Зоар» сказано, что евреи в Египте были чисты от разврата и смешения, и за это удостоились выхода из Египта. Когда мы отрицаем эту основу, растрачиваем эту великую силу на запрещенные Торой связи, на то, что попадает в категорию «разврат» (а это, в том числе, и совместная жизнь с женщиной в состоянии нида) – мы теряем шанс выйти из нашего «Египта» – несмотря на то, что сегодня у нас есть Тора, которая способна очистить нас и поднять даже с пятидесятой ступени чистоты. Но если мы опускаемся до смешанных браков, считаем их приемлемыми – то выводить будет просто некого. У каждого сына и каждой дочери нашего народа должна быть еврейская мама.
Воспитание детей
Передача Торы из поколения в поколение невозможна без наполненной святостью еврейской семьи. В детях, выросших в настоящей еврейской семье, раскрывается целем Элоким (образ и подобие Творца). Наверно, именно это чувство потенциального раскрытия самого великого движет на протяжении веков еврейской мамой, толкая ее на невиданные самопожертвования, и доводя ее безусловную любовь и восхищение своими детьми до той степени, когда о ней начинают слагаться анекдоты. То, что дано было Саре – продолжается в нас, получено еврейскими мамами от Всевышнего в момент распределения мужских и женских обязанностей… Нет более подходящей роли для женщины, чем роль Жены и Матери. Никакими другими успехами не заменить успех строительства своего дома, своей семьи. И именно в этой роли способна каждая женщина достичь максимального раскрытия себя, наиболее полной самореализации.
«Шма бени мусар авиха, вэ-аль титош Торат имеха» – Слушай, сын мой, поучение отца, и не отталкивай Тору матери. Одно из объяснений этого стиха в том, что Мать сравнивается с Устной Торой! Это открывает нам великое достоинство еврейской мамы – хотя, казалось бы, отец должен обучать своего сына Торе, на самом деле именно мать – проводник линии отца в семье. Еврейская мама – та, кто связывает незыблемые истины – с реальной повседневной жизнью. Еврейской маме принадлежит главная роль в воспитании детей.
Как говорит рав Шимшон Рафаэль Гирш: «Воспитание детей возложено на женщин Израиля, на матерей еврейского народа. Матери хранят и поддерживают дух и душу Израиля; они обеспечивают уровень духовности, необходимый для того, чтобы народ Израиля мог существовать вечно. Из поколения в поколение, из тысячелетия в тысячелетие праведные женщины много раз спасали наш народ. И сегодня тоже глаза народа Израиля обращены к ним.
Кто обратит сердце еврея к святости? Кто сохранит его от всего ложного и фальшивого? Кто очистит его сердце и душу? Кто научит его избегать пошлого и не рваться к чувственным удовольствиям? Кто привьет ему чувство скромности? Кто обучит его, пока он еще мал, добрым поступкам и правильной речи, достойным привычкам и верным взглядам?
Еврейская мама. Мать дома Яакова, вся жизнь и все поступки которой исполнены целомудрия. Это она преодолевает все негативные влияния, приходящие из нееврейского мира; она поднимает над семейным домом флаг святости. Это она обучает сыновей и дочерей их предназначению: быть богобоязненными и уповающими на Б-га евреями».
Торат имеха – это именно то, что мы передаем своим детям, то, что зависит от нас. Тора матери заложена в еврейской маме внутри как потенциал, и задача ее – правильно, обдуманно его реализовывать… В наше время родители нередко думают, что их долг – заботиться о материальных нуждах детей, кормить их, обеспечивать жильем, одеждой, игрушками – а воспитание, как принято думать – дело школы. Но настоящая еврейская мама знает, что наиболее выдающиеся люди формируются из тех детей, родители которых вкладывали в их воспитание свою душу. Пасхальная Агада, перечисляя четыре типа детей, говорит: «ты сама открой для него». Ты сама – это мать. Еврейская мама – та, кто открывает перед своим ребенком мир.
Наши мудрецы говорят, что уже в период беременности мама воспитывает ребенка. Каким образом? Ребенок слушает голос своей матери – ее речь, ее молитвы, ее песни… И после рождения еврейская мама продолжает работать над воспитанием своих детей, воспитывая, прежде всего, саму себя. Настоящая еврейская мама – это пример для подражания. И если есть у нас большие мудрецы Торы, то только потому, что у нас есть женщины, которые их вырастили. Самой драгоценной из всех книг в своем доме великий мудрец Хафец Хаим считал потрепанную Книгу Теилим (псалмов) его матери, пропитанную ее слезами. Если еврейская мама не теряет связь с Источником всего Сущего, она сумеет вырастить и следующее поколение еврейского народа, невзирая на все трудности и сопротивление окружающего мира.
Создавая свой шедевр – свой еврейский дом, наполненный теплом и любовью, чистотой и святостью, еврейская мама строит мостик в вечность, от Синая – до конечного Избавления. Тогда будет по достоинству оценен ее вклад, и она будет прославлена – неутомимая Эшет Хаиль, основа и опора своей семьи.
Как сказал царь Шломо (Соломон), «маца иша – маца тов»: нашел жену – нашел благо.